Концепция развития туризма в Российской Федерации
на период до 2005 года
1.
Место туризма в мировой экономике
II.
Современное состояние туризма в Российской Федерации
III.
Основные цели и задачи развития туризма в Российской Федерации
IV. Приложение к концепции
развития туризма в Российской федерации
1. Место туризма в
мировой экономике
Современная туристическая индустрия является одной из крупнейших
высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства.
Число рабочих мест в сфере туризма составило 192 млн., или 8 процентов от общих
показателей занятости в мире.
По данным Всемирной туристской организации (ВТО) и Международного
валютного фонда, туризм с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте
товаров и услуг (532 млрд. долларов США, или 7,9 процента от 6,738 трлн.
долларов США), обогнав автомобильную промышленность (7,8 процента),
производство химических продуктов (7,5 процента), продуктов питания (6,6
процента), компьютеров и офисного оборудования (5,9 процента) и топлива (5,1
процента). Средние темпы роста туризма составили в 1950-1999 годах 7 процентов
в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом.
По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся. Так,
к 2020 году число международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза
по отношению к 2000 году (с 698 млн. до 1,561 млрд. поездок). Еще более
значительно - в 4,2 раза - должны увеличиться доходы от туризма: с 476 млрд. до
2 трлн. долларов США.
II. Современное
состояние туризма в Российской Федерации
Российская Федерация, несмотря
на свой высокий туристический потенциал, занимает незначительное место на
мировом туристическом рынке. На ее долю приходится около 1 процента мирового
туристического потока.
По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при
соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40
млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество
приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными
целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому
потенциалу.
Анализ современного состояния внутреннего туризма указывает на
недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по количественным
характеристикам.
Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, в настоящее
время являются:
образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый
отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;
действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных
государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту
въездного туризма;
неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и
физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных
средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем
комфорта;
отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных
условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру;
отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы
туристических возможностей страны за рубежом;
невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии
из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях
рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации
курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования;
несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.
III. Основные
цели и задачи развития туризма в Российской Федерации
Главной целью государственной
политики в области туризма является создание в Российской Федерации
современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического
комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей
российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.
Основной задачей развития туризма в Российской Федерации является
формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического
продукта на внутреннем и международном рынках в соответствии с планом
мероприятий по реализации Концепции согласно приложению. Выполнение указанной
задачи требует:
разработки и реализации рекламно-информационных программ по въездному и
внутреннему туризму, в том числе создания циклов теле- и радиопрограмм для
России и зарубежных стран, а также проведения регулярных
рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации;
издания каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной
печатной продукции;
организации и проведения международных туристических выставок, в том числе
создания единого российского национального стенда с привлечением органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма;
обеспечения деятельности загранпредставительств по туризму, выполняющих
функции рекламно-информационных офисов, в рамках деятельности торговых
представительств Российской Федерации;
поддержки и обновления официального Интернет-портала федерального органа
исполнительной власти в сфере туризма;
организации сети информационных центров для иностранных и российских
туристов в местах прохождения наибольших туристических потоков при
информационной поддержке федерального органа исполнительной власти в сфере
туризма;
проведения ознакомительных поездок по туристическим центрам России для
иностранных журналистов;
организации презентаций туристических возможностей России в основных
странах, направляющих туристов в Россию;
формирования современной статистики туризма, соответствующей международным
требованиям в рамках решений Статистической комиссии ООН, учитывающей
показатели смежных отраслей и определяющей совокупный вклад туризма в экономику
страны.
Создание организационно-правовых и экономических условий для
стимулирования развития въездного и внутреннего туризма требует:
определенной корректировки действующего законодательства в части,
касающейся развития туризма, в том числе внесения изменений и дополнений в
существующие нормативные правовые акты в смежных областях;
введения финансовой ответственности при осуществлении туроператорской
деятельности;
эффективного управления государственной собственностью в туристической
индустрии;
создания необходимых условий для успешного развития гостиничных средств
размещения и иной туристической инфраструктуры;
создания благоприятного инвестиционного климата для российских и
иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристической
инфраструктуры в России;
разработки и принятия новых нормативных актов по стандартизации и
сертификации услуг средств размещения, в том числе регулирующих вопросы
классификации гостиничных средств размещения; наделение соответствующими
полномочиями в этой области федеральною органа исполнительной власти в сфере
туризма;
совершенствования визовой политики в отношении туристов из стран, не
представляющих миграционной опасности, и вместе с тем усиления контроля за
выдачей виз туристам, следующим из опасных в миграционном отношении государств;
разработки механизма усиления ответственности туристических организаций за
нарушения правил въезда, выезда и пребывания находящимися в России иностранцами
при визовой поддержке этих организаций.
Укрепление и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной
координации в целях повышения эффективности отечественной туристической
индустрии должно осуществляться путем:
создания межведомственной комиссии при федеральном органе исполнительной
власти в сфере туризма в целях совершенствования межотраслевой и
межрегиональной координации в этой области;
создания межведомственной комиссии по упорядочению использования
государственной собственности в туристической индустрии;
формирования региональных концепций развития туризма с разработкой
экономически обоснованных планов их реализации, в том числе в рамках
региональных целевых программ социально-экономического развития.
Повышение качества обслуживания в сфере туризма требует:
разработки новых правил стандартизации и сертификации услуг средств
размещения;
разработки и внедрения современной классификации гостиничных средств
размещения с учетом передового зарубежного опыта;
создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров, включая разработку и внедрение современных отраслевых
образовательных стандартов, базирующихся на действующих квалификационных требованиях
к работникам индустрии туризма;
создания и реализации учебных программ, соответствующих отраслевым
потребностям и предусматривающих практическое обучение персонала, в том числе
внутригостиничный и внутрифирменный тренинг (практику), в пределах средств,
предусматриваемых в соответствующих бюджетах на образование;
реализации специализированных программ повышения квалификации менеджеров
высшего управленческого звена туристско-гостиничного бизнеса, в том числе
организации стажировок за рубежом за счет внебюджетных источников;
поддержки перспективных прикладных исследований в области туризма в рамках
средств, выделяемых на эти цели федеральному органу исполнительной власти в
сфере туризма.
Для реализации перечисленных в Концепции задач требуется предусмотреть
бюджетные расходы на государственную поддержку развития туризма.
Задачи по развитию государственной политики в области туризма,
предусмотренные в Концепции, должны осуществлялся в пределах установленной
численности работников центрального аппарата и представительств федерального
органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации,
а расходы должны производиться в пределах средств федерального бюджета и
бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на соответствующий
год.
Необходимость выделения ежегодных ассигнований, из федерального бюджета и
бюджетов субъектов Российской Федерации продиктована прежде всего потребностью
в обеспечении участия государства в формировании и продвижении национального
туристического продукта, в том числе в проведении маркетинговых исследований,
рекламно-информационной деятельности, организации и проведении международных
туристических выставок, конференций, семинаров, организации международного
сотрудничества, формировании базового пакета инвестиционных проектов в области
развития туристической инфраструктуры и др.
В условиях приоритетной поддержки развития туристической индустрии со
стороны государства будет обеспечено более эффективное использование человеческих,
информационных, материальных и иных ресурсов с учетом рынка труда и задач
социально-экономического развития страны.
Эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток
иностранных туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны,
а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты
различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все
стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение
занятости населения.
IV. Приложение к
Концепции развития туризма
в Российской Федерации на период до 2005 года
Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года
(далее именуется - Концепция) направлена на обеспечение в стране правовой,
организационной и экономической среды для формирования современной
туристической индустрии.
Под туризмом в Концепции понимаются временные выезды (путешествия) граждан
Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного
места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых,
спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в
стране (месте) временного пребывания.
ПЛАН мероприятий по
реализации Концепции развития туризма
в Российской Федерации на период до 2005 года
|
Содержание
мероприятий |
Срок реализации |
Ответственные исполнители |
|
|
|
|
I. Нормативная правовая деятельность |
|||
1. |
Подготовка
предложений по совершенствованию существующих законодательных актов и нормативных
правовых актов, относящихся к сфере туризма, в том числе внесение изменений и
дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в
Российской Федерации" |
2002-2003 годы |
Минэкономразвития России Минюст России |
2. |
Подготовка
проекта нового федерального закона о туризме в Российской Федерации |
2005 год |
Минэкономразвития России Минюст России |
3. |
Разработка
предложений по привлечению инвестиций для обновления основных фондов объектов
гостиничного хозяйства, в том числе на основе их акционирования и продажи |
2002-2003 годы |
Минэкономразвития России Минимущество России |
4. |
Анализ мировой
практики применения системы налогообложения при строительстве, реконструкции
и оборудовании туристических средств размещения. Разработка и внесение
предложений по совершенствованию системы налогообложения гостиничного
хозяйства |
2002-2003 годы |
Минэкономразвития России Минфин России |
5. |
Разработка с
учетом отечественной и зарубежной практики и введение в установленном порядке
отраслевых правил аккредитации (аттестации) экскурсоводов и
гидов-переводчиков |
2002-2003 годы |
Минэкономразвития России |
6. |
Разработка
предложений по оптимизации условий для развития внутреннего, в том числе
детско-юношеского, туризма |
2002-2003 годы |
Минэкономразвития России Минтруд России |
II. Межведомственная и межрегиональная координация, совершенствование туристической инфраструктуры |
|||
7. |
Создание
межведомственной комиссии при федеральном органе исполнительной власти в
сфере туризма в целях улучшения межотраслевой и межрегиональной координации в
этой области (в пределах средств, ежегодно выделяемых федеральному органу
исполнительной власти в сфере туризма на государственное управление) |
2002 год |
Минэкономразвития России |
8. |
Оказание
содействия субъектам Российской Федерации в разработке и реализации
региональных программ развития туризма. Разработка профильных разделов в
рамках региональных целевых программ социально-экономического развития |
2002-2005 годы |
Минэкономразвития России |
9. |
Формирование
реестра федеральной (в том числе долевой) собственности в области
туристической индустрии и осуществление мер по ее эффективному использованию |
2002-2005 годы |
Минимущество России Минэкономразвития России |
10. |
Проведение
комплекса работ по признанию прав собственности Российской Федерации на
объекты туризма и санаторно-курортного комплекса, находящиеся на территории Украины,
Грузии, Республики Казахстан и Республики Молдова, строительство которых
осуществлялось за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, а
также собственных средств предприятий и организаций бывшего республиканского
и бывшего союзного подчинения |
2002-2005 годы |
Минимущество России Минэкономразвития России МИД России Управление делами Президента Российской Федерации |
Хотя Россия не
родина слонов // Российская газета. 2003. № 152. С. 4.
Три года
Департамента туризма
три года назад, 1 августа 2000 года, в структуре Министерства
экономического развития и торговли РФ появился Департамент туризма. Об итогах
его работы рассказывает заместитель министра экономического развития и
торговли РФ В.И. Стржалковский.
- Владимир Игоревич, как можно оценить три года работы департамента?
- В первую очередь я бы отметил два стратегически важных изменения.
Во-первых, отечественная туристическая индустрия начала качественно изменяться
и приобретать черты динамичной, эффективной и цивилизованной отрасли экономики.
Во-вторых, изменилось отношение к туризму со стороны большинства чиновников,
руководителей Правительства и региональных властей. Пришло понимание, что
туризм - составляющая часть экономики как государства, так и отдельных
регионов.
Существует серьезный мультипликативный экономический эффект, связанный с
тем, что и гости из-за рубежа, и наши сограждане активно путешествуют по
родной стране, создают дополнительные рабочие места. Они передвигается
транспортом, питаются в ресторанах, посещают музеи, покупают сувениры, и все
это дает ощутимый дополнительный доход.
- Сегодня, когда отдых в Турции стоит дешевле, чем пребывание в Сочи, наши
курорты фактически вынуждены бороться за российского же туриста с
иностранными конкурентами...
- Конкуренция - это основа основ нормальной экономики. Для увеличения
экономической эффективности в первую очередь нужно учиться у тех, кто давно и
успешно развивает собственную туристическую индустрию. За последние 15- 20 лет
туризм оказал серьезнейшее воздействие на экономику Испании, Греции, Турции,
после войны быстрыми темпами поднимается Хорватия. Активно расширяется
туристический сервис в Болгарии. Конечно, у России есть своя специфика. Да, мы
должны обустраивать собственные курортные зоны, но в значительной степени нам
нужно ориентироваться не на пляжный, а на познавательный и приключенческий
туризм.
Еще раз подчеркну, что за последние годы принципиально изменилось
отношение к собственным туристическим ресурсам. Пришло понимание, что сюда
нужно вкладывать деньги и силы. Его первые результаты видны уже сейчас.
- Очень часто предъявляются претензии по существующей классификации
гостиниц. Иногда складывается впечатление, что количество «звезд» зависит
только от решения руководства отеля...
- К сожалению, это правда. Поэтому еще один важный итог работы
Департамента туризма - создание нормативной базы для введения нормальной системы
классификации гостиниц. Действительно, до недавнего времени у нас существовало
четыре системы такой классификации. В соответствии с ними одна и та же
гостиница может получить две, три и даже четыре «звезды».
Новая единая система классификации была разработана совместно с
Госстандартом и сейчас регистрируется в Министерстве юстиции, все остальные
системы отменены. Я ду-
маю, что уже через год-полтора эта ситуация нормализуется.
- Есть ли у нас ясная стратегия развития туризма или оно определяется
различными экономическими и иными факторами?
- Концепция развития туристической отрасли была разработана и одобрена
еще в прошлом году. Исполнителями этой концепции должны были стать не только
Минэкономраз-вития, но и ряд других министерств. Безусловно, это был хороший
импульс для активизации участия в туризме других ведомств, а самое главное -
мы получили продуманную, цельную и эффективную программу действий.
- И, видимо, не всегда популярных действий?
- Да, у теневого сектора туристического рынка - очень непопулярных. Вот
только один пример. Мы перешли на принятую в большинстве цивилизованных стран
мира систему раздельного лицензирования туроператоров и турагентов. Решение
этой задачи стало первым шагом к введению финансовой ответственности туроператоров
за результаты их деятельности. Соответствующие поправки в закон были подготовлены,
согласованы со всеми ведомствами и министерствами и внесены в Правительство.
Сейчас они «шлифуются» и скоро будут вынесены на рассмотрение
Государственной Думы.
- Эти поправки защищают интересы потребителя или в большей степени
направлены на защиту интересов участников рынка?
- В данном случае их интересы абсолютно совпадают. Правда, если речь идет
о цивилизованных и законопослушных участниках рынка, которые платят налоги и
соблюдают закон. Еще раз подчеркну, что речь идет только о туроперато-рах, создающих
туристический продукт, а не о турагентствах. И касается это только тех компаний,
которые занимаются направлением российских граждан за границу.
Все мы помним многочисленные скандалы, связанные с «забытыми» за границей
туристами, «исчезнувшими» чартерными рейсами и прочие ма-
ло приятные истории. Предлагаемые нами поправки - эффективный способ
борьбы с мошенничеством и непрофессионализмом на туристическом рынке. По
существу, речь идет о финансовой ответственности за результаты своей работы,
и наша позиция по этому вопросу будет принципиальной.
- Можно ли говорить о повышении престижа России как туристической
державы?
- Нашим серьезным успехом стало то, что в этом году Россия возглавляет
исполнительный совет Всемирной туристической организации. Ранее, включая
советские времена, наша страна не была представлена даже на уровне заместителя
председателя исполнительного совета этой организации, которая объединяет уже
141 страну мира. Текущая оценка нашей работы другими участниками Всемирной
туристической организации позволяет нам обоснованно рассчитывать на переизбрание
на этом посту.
За трехлетний период мы заключили 16 межправительственных соглашений в
области туризма, в том числе с такими туристическими странами, как Франция,
Австрия, Италия, Испания.
Создано 9 рабочих групп в рамках межправительственных комиссии, а это один
из самых эффективных способов решения вопросов на межгосударственном уровне.
Если раньше туристические проблемы на межгоскомиссиях не рассматривались в
принципе, то сейчас некоторые проблемы обсуждаются на уровне первых лиц.
Можно вспомнить ситуацию с решением Таиланда резко ограничить количество
стран, граждане которых пользуются безвизовым режимом. Вопрос об этом был
поднят в ходе визита премьер-министра Таиланда в Москву сначала на переговорах
с премьер-министром, а затем и с Президентом России. В итоге Россия вошла в
число 14 стран, сохранивших безвизовый режим с Таиландом.
Серьезная работа ведется с Китаем. Это колоссальная по туристическим
возможностям страна, к тому же строго регламентирующая направления поездок
своих граждан. Россия стала одной из первых стран, которая была рекомендована
для посещения китайцами. Очень важно, что китайские туристы интересуются не
только Москвой и Петербургом, но и городами Урала, Сибири, что, несомненно,
поможет развитию этих регионов.
- Какие министерства и ведомства можно назвать партнерами Департамента
туризма?
- Постараюсь никого не забыть... Мы уже говорили про сотрудничество с
Госстандартом и Минюстом. Кроме того, в области санаторно-курортной работы мы
успешно сотрудничаем с Минздравом. Наметилось успешное сотрудничество с
Министерством культуры, с которым мы разрабатываем программу по созданию национальных
гостиничных цепей на базе усадеб по примеру Испании и Франции.
У нас существует деловое сотрудничество с Министерством природных
ресурсов, в целом идет нормальная работа с Министерством иностранных дел.
Налаживается взаимодействие с МВД и Генпрокуратурой по борьбе с теневыми
компаниями, работающими в туризме.
Не могу не упомянуть и Министерство транспорта, в том числе
Государственную службу гражданской авиации, МПС.
- Сегодня Департаменту туризма исполняется три года. Что означает эта
дата в практическом смысле?
- Это значит, что исполнилось три года с того момента, как российскому
туризму был придан экономический статус.
Беседовал Виктор СОТНИКОВ.