Концепция развития туризма в Российской Федерации

на период до 2005 года

 

1. Место туризма в мировой экономике     

II. Современное состояние туризма в Российской Федерации

III. Основные цели и задачи развития туризма в Российской Федерации

IV. Приложение к концепции развития туризма в Российской федерации 

 

1. Место туризма в мировой экономике

Современная туристическая индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Число рабочих мест в сфере туризма составило 192 млн., или 8 процентов от общих показателей занятости в мире.

По данным Всемирной туристской организации (ВТО) и Международного валютного фонда, туризм с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 млрд. долларов США, или 7,9 процента от 6,738 трлн. долларов США), обогнав автомобильную промышленность (7,8 процента), производство химических продуктов (7,5 процента), продуктов питания (6,6 процента), компьютеров и офисного оборудования (5,9 процента) и топлива (5,1 процента). Средние темпы роста туризма составили в 1950-1999 годах 7 процентов в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся. Так, к 2020 году число международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2000 году (с 698 млн. до 1,561 млрд. поездок). Еще более значительно - в 4,2 раза - должны увеличиться доходы от туризма: с 476 млрд. до 2 трлн. долларов США.

II. Современное состояние туризма в Российской Федерации

        Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится около 1 процента мирового туристического потока.

По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу.

Анализ современного состояния внутреннего туризма указывает на недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам.

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, в настоящее время являются:

образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;

действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма;

неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта;

отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру;

отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристических возможностей страны за рубежом;

невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

III. Основные цели и задачи развития туризма в Российской Федерации

        Главной целью государственной политики в области туризма является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.

Основной задачей развития туризма в Российской Федерации является формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках в соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции согласно приложению. Выполнение указанной задачи требует:

разработки и реализации рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в том числе создания циклов теле- и радиопрограмм для России и зарубежных стран, а также проведения регулярных рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации;

издания каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции;

организации и проведения международных туристических выставок, в том числе создания единого российского национального стенда с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма;

обеспечения деятельности загранпредставительств по туризму, выполняющих функции рекламно-информационных офисов, в рамках деятельности торговых представительств Российской Федерации;

поддержки и обновления официального Интернет-портала федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;

организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристических потоков при информационной поддержке федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;

проведения ознакомительных поездок по туристическим центрам России для иностранных журналистов;

организации презентаций туристических возможностей России в основных странах, направляющих туристов в Россию;

формирования современной статистики туризма, соответствующей международным требованиям в рамках решений Статистической комиссии ООН, учитывающей показатели смежных отраслей и определяющей совокупный вклад туризма в экономику страны.

Создание организационно-правовых и экономических условий для стимулирования развития въездного и внутреннего туризма требует:

определенной корректировки действующего законодательства в части, касающейся развития туризма, в том числе внесения изменений и дополнений в существующие нормативные правовые акты в смежных областях;

введения финансовой ответственности при осуществлении туроператорской деятельности;

эффективного управления государственной собственностью в туристической индустрии;

создания необходимых условий для успешного развития гостиничных средств размещения и иной туристической инфраструктуры;

создания благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристической инфраструктуры в России;

разработки и принятия новых нормативных актов по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, в том числе регулирующих вопросы классификации гостиничных средств размещения; наделение соответствующими полномочиями в этой области федеральною органа исполнительной власти в сфере туризма;

совершенствования визовой политики в отношении туристов из стран, не представляющих миграционной опасности, и вместе с тем усиления контроля за выдачей виз туристам, следующим из опасных в миграционном отношении государств;

разработки механизма усиления ответственности туристических организаций за нарушения правил въезда, выезда и пребывания находящимися в России иностранцами при визовой поддержке этих организаций.

Укрепление и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации в целях повышения эффективности отечественной туристической индустрии должно осуществляться путем:

создания межведомственной комиссии при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма в целях совершенствования межотраслевой и межрегиональной координации в этой области;

создания межведомственной комиссии по упорядочению использования государственной собственности в туристической индустрии;

формирования региональных концепций развития туризма с разработкой экономически обоснованных планов их реализации, в том числе в рамках региональных целевых программ социально-экономического развития.

Повышение качества обслуживания в сфере туризма требует:

разработки новых правил стандартизации и сертификации услуг средств размещения;

разработки и внедрения современной классификации гостиничных средств размещения с учетом передового зарубежного опыта;

создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая разработку и внедрение современных отраслевых образовательных стандартов, базирующихся на действующих квалификационных требованиях к работникам индустрии туризма;

создания и реализации учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающих практическое обучение персонала, в том числе внутригостиничный и внутрифирменный тренинг (практику), в пределах средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах на образование;

реализации специализированных программ повышения квалификации менеджеров высшего управленческого звена туристско-гостиничного бизнеса, в том числе организации стажировок за рубежом за счет внебюджетных источников;

поддержки перспективных прикладных исследований в области туризма в рамках средств, выделяемых на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма.

Для реализации перечисленных в Концепции задач требуется предусмотреть бюджетные расходы на государственную поддержку развития туризма.

Задачи по развитию государственной политики в области туризма, предусмотренные в Концепции, должны осуществлялся в пределах установленной численности работников центрального аппарата и представительств федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации, а расходы должны производиться в пределах средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на соответствующий год.

Необходимость выделения ежегодных ассигнований, из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации продиктована прежде всего потребностью в обеспечении участия государства в формировании и продвижении национального туристического продукта, в том числе в проведении маркетинговых исследований, рекламно-информационной деятельности, организации и проведении международных туристических выставок, конференций, семинаров, организации международного сотрудничества, формировании базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристической инфраструктуры и др.

В условиях приоритетной поддержки развития туристической индустрии со стороны государства будет обеспечено более эффективное использование человеческих, информационных, материальных и иных ресурсов с учетом рынка труда и задач социально-экономического развития страны.

Эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.

 

IV. Приложение   к Концепции развития туризма

в Российской Федерации на период до 2005 года

Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года (далее именуется - Концепция) направлена на обеспечение в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристической индустрии.

Под туризмом в Концепции понимаются временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

 

 

   ПЛАН  мероприятий по реализации Концепции развития туризма

в Российской Федерации на период до 2005 года

 

 

 

Содержание мероприятий

Срок реализации

Ответственные исполнители

 

 

 

 

I. Нормативная правовая деятельность

1.

Подготовка предложений по совершенствованию существующих законодательных актов и нормативных правовых актов, относящихся к сфере туризма, в том числе внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

2002-2003 годы

Минэкономразвития России Минюст России

2.

Подготовка проекта нового федерального закона о туризме в Российской Федерации

2005 год

Минэкономразвития России Минюст России

3.

Разработка предложений по привлечению инвестиций для обновления основных фондов объектов гостиничного хозяйства, в том числе на основе их акционирования и продажи

2002-2003 годы

Минэкономразвития России Минимущество России

4.

Анализ мировой практики применения системы налогообложения при строительстве, реконструкции и оборудовании туристических средств размещения. Разработка и внесение предложений по совершенствованию системы налогообложения гостиничного хозяйства

2002-2003 годы

Минэкономразвития России Минфин России

5.

Разработка с учетом отечественной и зарубежной практики и введение в установленном порядке отраслевых правил аккредитации (аттестации) экскурсоводов и гидов-переводчиков

2002-2003 годы

Минэкономразвития России

6.

Разработка предложений по оптимизации условий для развития внутреннего, в том числе детско-юношеского, туризма

2002-2003 годы

Минэкономразвития России Минтруд России

II. Межведомственная и межрегиональная координация, совершенствование туристической инфраструктуры

7.

Создание межведомственной комиссии при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма в целях улучшения межотраслевой и межрегиональной координации в этой области (в пределах средств, ежегодно выделяемых федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма на государственное управление)

2002 год

Минэкономразвития России

8.

Оказание содействия субъектам Российской Федерации в разработке и реализации региональных программ развития туризма. Разработка профильных разделов в рамках региональных целевых программ социально-экономического развития

2002-2005 годы

Минэкономразвития России

9.

Формирование реестра федеральной (в том числе долевой) собственности в области туристической индустрии и осуществление мер по ее эффективному использованию

2002-2005 годы

Минимущество России Минэкономразвития России

10.

Проведение комплекса работ по признанию прав собственности Российской Федерации на объекты туризма и санаторно-курортного комплекса, находящиеся на территории Украины, Грузии, Республики Казахстан и Республики Молдова, строительство которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, а также собственных средств предприятий и организаций бывшего республиканского и бывшего союзного подчинения

2002-2005 годы

Минимущество России Минэкономразвития России МИД России Управление делами Президента Российской Федерации

 

Хотя Россия не родина слонов // Российская газета. 2003. № 152. С. 4.

Три года Департамента туризма

 

три года назад, 1 августа 2000 года, в структуре Мини­стерства экономического разви­тия и торговли РФ появился Де­партамент туризма. Об итогах его работы рассказывает замес­титель министра экономическо­го развития и торговли РФ В.И. Стржалковский.

- Владимир Игоревич, как можно оценить три года рабо­ты департамента?

- В первую очередь я бы от­метил два стратегически важ­ных изменения. Во-первых, отечественная туристическая индустрия начала качественно изменяться и приобретать чер­ты динамичной, эффективной и цивилизованной отрасли эко­номики. Во-вторых, измени­лось отношение к туризму со стороны большинства чинов­ников, руководителей Прави­тельства и региональных вла­стей. Пришло понимание, что туризм - составляющая часть экономики как государства, так и отдельных регионов.

Существует серьезный муль­типликативный экономиче­ский эффект, связанный с тем, что и гости из-за рубежа, и на­ши сограждане активно путе­шествуют по родной стране, создают дополнительные рабо­чие места. Они передвигается транспортом, питаются в рес­торанах, посещают музеи, по­купают сувениры, и все это да­ет ощутимый дополнительный доход.

- Сегодня, когда отдых в Турции стоит дешевле, чем пребывание в Сочи, наши ку­рорты фактически вынужде­ны бороться за российского же туриста с иностранными конкурентами...

- Конкуренция - это осно­ва основ нормальной экономи­ки. Для увеличения экономиче­ской эффективности в первую очередь нужно учиться у тех, кто давно и успешно развивает собственную туристическую индустрию. За последние 15- 20 лет туризм оказал серьезней­шее воздействие на экономику Испании, Греции, Турции, по­сле войны быстрыми темпами поднимается Хорватия. Актив­но расширяется туристический сервис в Болгарии. Конечно, у России есть своя специфика. Да, мы должны обустраивать собственные курортные зоны, но в значительной степени нам нужно ориентироваться не на пляжный, а на познавательный и приключенческий туризм.

Еще раз подчеркну, что за последние годы принципиаль­но изменилось отношение к собственным туристическим ресурсам. Пришло понимание, что сюда нужно вкладывать деньги и силы. Его первые ре­зультаты видны уже сейчас.

- Очень часто предъявляют­ся претензии по существую­щей классификации гостиниц. Иногда складывается впечат­ление, что количество «звезд» зависит только от решения руководства отеля...

- К сожалению, это правда. Поэтому еще один важный итог работы Департамента туризма - создание нормативной базы для введения нормальной сис­темы классификации гостиниц. Действительно, до недавнего времени у нас существовало че­тыре системы такой классифи­кации. В соответствии с ними одна и та же гостиница может получить две, три и даже четы­ре «звезды».

Новая единая система клас­сификации была разработана совместно с Госстандартом и сейчас регистрируется в Мини­стерстве юстиции, все осталь­ные системы отменены. Я ду-

маю, что уже через год-полтора эта ситуация нормализуется.

- Есть ли у нас ясная страте­гия развития туризма или оно определяется различными экономическими и иными фа­кторами?

- Концепция развития ту­ристической отрасли была раз­работана и одобрена еще в про­шлом году. Исполнителями этой концепции должны были стать не только Минэкономраз-вития, но и ряд других мини­стерств. Безусловно, это был хороший импульс для активиза­ции участия в туризме других ведомств, а самое главное - мы получили продуманную, цель­ную и эффективную программу действий.

- И, видимо, не всегда попу­лярных действий?

- Да, у теневого сектора ту­ристического рынка - очень непопулярных. Вот только один пример. Мы перешли на при­нятую в большинстве цивили­зованных стран мира систему раздельного лицензирования туроператоров и турагентов. Ре­шение этой задачи стало пер­вым шагом к введению финан­совой ответственности туропе­раторов за результаты их дея­тельности. Соответствующие поправки в закон были подго­товлены, согласованы со всеми ведомствами и министерствами и внесены в Правительство.

Сейчас они «шлифуются» и скоро будут вынесены на рас­смотрение Государственной Ду­мы.

- Эти поправки защищают интересы потребителя или в большей степени направлены на защиту интересов участни­ков рынка?

- В данном случае их инте­ресы абсолютно совпадают. Правда, если речь идет о циви­лизованных и законопослуш­ных участниках рынка, которые платят налоги и соблюдают за­кон. Еще раз подчеркну, что речь идет только о туроперато-рах, создающих туристический продукт, а не о турагентствах. И касается это только тех компа­ний, которые занимаются на­правлением российских граж­дан за границу.

Все мы помним многочис­ленные скандалы, связанные с «забытыми» за границей тури­стами, «исчезнувшими» чар­терными рейсами и прочие ма-

ло приятные истории. Предла­гаемые нами поправки - эф­фективный способ борьбы с мошенничеством и непрофес­сионализмом на туристиче­ском рынке. По существу, речь идет о финансовой ответствен­ности за результаты своей ра­боты, и наша позиция по это­му вопросу будет принципи­альной.

- Можно ли говорить о по­вышении престижа России как туристической державы?

- Нашим серьезным успе­хом стало то, что в этом году Россия возглавляет исполни­тельный совет Всемирной тури­стической организации. Ранее, включая советские времена, на­ша страна не была представлена даже на уровне заместителя председателя исполнительного совета этой организации, кото­рая объединяет уже 141 страну мира. Текущая оценка нашей работы другими участниками Всемирной туристической орга­низации позволяет нам обосно­ванно рассчитывать на переиз­брание на этом посту.

За трехлетний период мы за­ключили 16 межправительст­венных соглашений в области туризма, в том числе с такими туристическими странами, как Франция, Австрия, Италия, Испания.

Создано 9 рабочих групп в рамках межправительственных комиссии, а это один из самых эффективных способов реше­ния вопросов на межгосударст­венном уровне.

Если раньше туристические проблемы на межгоскомиссиях не рассматривались в принци­пе, то сейчас некоторые проб­лемы обсуждаются на уровне первых лиц.

Можно вспомнить ситуацию с решением Таиланда резко ог­раничить количество стран, граждане которых пользуются безвизовым режимом. Вопрос об этом был поднят в ходе ви­зита премьер-министра Таилан­да в Москву сначала на перего­ворах с премьер-министром, а затем и с Президентом России. В итоге Россия вошла в число 14 стран, сохранивших безвизо­вый режим с Таиландом.

Серьезная работа ведется с Китаем. Это колоссальная по туристическим возможностям страна, к тому же строго регла­ментирующая направления по­ездок своих граждан. Россия стала одной из первых стран, которая была рекомендована для посещения китайцами. Очень важно, что китайские ту­ристы интересуются не только Москвой и Петербургом, но и городами Урала, Сибири, что, несомненно, поможет развитию этих регионов.

- Какие министерства и ве­домства можно назвать парт­нерами Департамента туриз­ма?

- Постараюсь никого не за­быть... Мы уже говорили про сотрудничество с Госстандар­том и Минюстом. Кроме того, в области санаторно-курортной работы мы успешно сотрудни­чаем с Минздравом. Намети­лось успешное сотрудничество с Министерством культуры, с которым мы разрабатываем программу по созданию нацио­нальных гостиничных цепей на базе усадеб по примеру Испа­нии и Франции.

У нас существует деловое со­трудничество с Министерством природных ресурсов, в целом идет нормальная работа с Ми­нистерством иностранных дел. Налаживается взаимодействие с МВД и Генпрокуратурой по борьбе с теневыми компания­ми, работающими в туризме.

Не могу не упомянуть и Ми­нистерство транспорта, в том числе Государственную службу гражданской авиации, МПС.

- Сегодня Департаменту ту­ризма исполняется три года. Что означает эта дата в прак­тическом смысле?

- Это значит, что исполни­лось три года с того момента, как российскому туризму был придан экономический статус.

Беседовал Виктор СОТНИКОВ.