Теории социального взаимодействия.

Многообразие микросоциологических концепций (например концепции социального взаимодействия - это проявление многообразия социологического знания). В свою очередь это частный случай действия системного принципа множественности описания сложных систем. Я хочу рассматреть три основные концепции.

  • Концепция социального обмена Дж. Хоманса. Основная идея, характеризующая социальное взаимодействие как-обмен материальными и нематериальными ценностями.
  • Символический интеракционизм Дж. Мид, Герберт Блумер. Основная мысль-диалог, в котором люди придают значение окружающему миру, стремятся истолковать действия других людей.
  • Управление впечатлениями (социодраматический подход) Эрвин Гофман. Спектакль, где люди исполняют свои "партии", создают тот или иной образ.

  • Концепция социального обмена


    Основные идеи концепции социального обмена:В поведении человека преобладает рациональное начало, которое побуждает его стремиться к определенным выводам. Социальное взаимодействие - постоянный обмен между людьми различными выгодами, а обменные сделки - элементарные акты общественной жизни (схема "стимул - реакция")


    Концепция символического интеракционизма


    С точки зрения интеракционистов человеческое общество состоит из индивидов, обладающих "личностным я", т.е. они сами формируют значения; индивидуальное действие - есть конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации. Личностное я - человек может служить объектом для своих действий. Формирование значений - набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. Истолкование действий другого - определение для себя значений тех или иных действий окружающих.


    Концепция управления впечатлениями


    С т.з. интеракционистов объект - это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая определенные значения. Концепция управления впечатлениями С т.з. Гоффмана человек предстает как художник, творец образов. Его жизнь - это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями и контролировать их - значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения. Типичный пример - создание имиджа, реклама.

    Вперед

    На главную