Текст курсовой
Об авторе
Содержание
Список литературы
На главную страницу

Актуальность выбранной тематики

Проблематика
Особое значение в экономике России имеет рынок сбережений, главной задачей которого является привлечение в экономику России средств мелких инвесторов, прежде всего населения. Имеющиеся сбережения российских граждан могли бы создать значительный и, что не менее важно, потенциальный объем инвестиций, мобилизация хотя бы части этих средств в народное хозяйство позволила бы существенно снизить остроту ряда социально-экономических проблем, включая проблемы бюджета, финансирования сфер народного хозяйства, погашения внешних и внутренних задолженностей. Функции сбережений в качестве инструмента антикризисной политики и развития экономики в целом состоят в : 1) за счет сбережений сокращается объем денежной массы, что создает предпосылки для снижения инфляции; 2) сбережения при помощи финансовых посредников, банков, фондов, трансформируются с инвестиции, являющиеся основными факторами развития экономики; 3) существует мнение, что экономический рост взаимосвязан с уровнем текущих сбережений, поэтому совокупность сбережений служит одним из показателей богатства страны; 4) Часть дохода, расходование которого отложено на определенный период, представляет собой источник денежных средств для расширения производства. Сбережениям в этот период противопоставляются продукты производительного потребления. 5) Отказ от потребительского использования денег в пользу производительного имеет вид индивидуальной социальной гарантии; 6) с помощью сбережений пополняется банковский капитал. Задачи привлечения инвестиционных ресурсов, ослабления инфляционных процессов, пополнения банковского капитала, обеспечение социальной и экономической защищенности населения требуют повышения интереса государства к финансам населения как к инвестиционным ресурсам. Поэтому целью работы является определение мотивов, оказывающих влияние на процесс образования сбережений, чтобы затем, в конечном итоге, выявить методы расширения возможностей привлечения денежных средств населения в финансовые институты для использования их в инвестиционных целях. Важно выявить главные рычаги эффективного воздействия на процесс вовлечения сбережений населения и на этой основе в перспективе предполагается выработать подходы к формированию государственной политики по вовлечению средств населения в инвестиционный процесс.
Объектом исследования является социально-экономической действие вкладчиков города Омска представляющее из себя индивидуальное сбережение, реализуемое в депозитах коммерческих и государственных банков.
Предмет исследования: Мотивы осуществления сбережения. Необходимо рассмотреть социально-экономическое действие с точки зрения сберегающего индивида: что подтолкнуло его сделать сбережение, какова структура его действия. Таким образом, предметом данного исследования являются мотивы сберегателей.

Методологические основания работы Методологической базой нашей работы является концепция социального действия Макса Вебера. На основе его категорий мы будем строить модель действия по сбережению, реализуемое в депозитах коммерческого банка.
"Экономическое действие, по Максу Веберу, принадлежит к общему классу рационального поведения и является таковым, если оно ориентировано на получение выгоды. Это является мирным способом контролирование индивидом ресурсов (средств) с помощью которого он намеревается достичь своих целей. Экономические процессы по отношению к экономическому действию выступают в роли целей, средств, препятствий и результатов. Экономическое действие включает операции в сфере современного делового предпринимательства, нацеленного на получение прибыли. Центральные принципы методологии Макса Вебера таковы:" 1) концепция идеального типа 2) метод причинно-следственного ( казуального ) объяснения 3) принцип сопереживающего понимания мотивов поведения 4) принцип отнесения к ценности."
"Вебер разграничивает два акта - отнесение к ценности и оценку; если первый превращает наше индивидуальное впечатление в объективное и общезначимое суждение, то второй не выходит за пределы субъективности. Вебер склонен трактовать ценность как установку той или иной исторической эпохи, как свойственное эпохе направление интереса. Идеальный тип и есть интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции. Таким образом, идеальный тип не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема. В этом смысле Вебер называет "идеальный тип" утопией. Чем резче и однозначнее сконструированы идеальные типы, чем они, следовательно, в этом смысле, чужды миру, тем лучше они выполняют свое назначение. Таким образом, веберовский идеальный тип близок к идеальной модели, которой пользуется естествознание. "Образование абстрактных идеальных типов, - пишет Вебер, - рассматривается не как цель, а как средство." Такие понятия, как "экономический обмен", "homo economicus" ( "экономический человек"), "ремесло", "капитализм", суть, согласно Веберу, идеально-типические конструкции, употребляемые в качестве средств для изображения индивидуальных исторических образований". Введённое Вебером в философский лексикон понятие "идеального типа" служит методологическим средством и эвристическим приёмом социального познания и интерпретации человеческого поведения. Методология идеальных типов в этом случае выступает в качестве средства объяснения этих типов, прояснении вопроса о возможности восстановления субъективного смысла, вкладываемого партнёрами по коммуникации. Без этого формирования и до него никакого "индивидуума" нет, а есть лишь интенсивное и экстенсивное многообразие действительности. "Идеальный тип" Вебера ничего не формирует в том смысле, что он ничего не создает заново. Он лишь ориентирует исследователя в действительности, ничего не предписывая ей. Он - орудие познания исторической действительности, взятое из нее самой. Результаты исследования, предпринятого при помощи этого орудия, могут дать, правда, целую идеально-типическую картину.

"Как считает Макс Вебер, в экономической теории, равно как и в исторической и социологической науках, существуют некоторые синтезы, которые мы называем идеями исторических явлений. В сущности, любая гуманитарная теория даёт некоторую идеальную картину, к примеру, экономическая - идеальную картину процессов, происходящих на рынке при строго рациональном поведении участников и свободной конкуренции. В этой идеально-типической картине отсутствуют внутренние противоречия, она построена так, что исключается сама возможность появления логических контрадикций. Именно поэтому Макс Вебер утверждает, что идеальные типы - это утопия, полученная посредством гиперболизации определённых явлений. Таким образом, идеальный тип - это мысленная, теоретическая конструкция, создаваемая учёным, исследующим социальную реальность, в отношении того или иного аспекта этой реальности (явления, процесса, связи, действия, события и так далее) посредством выделения отдельных моментов, сторон, значимых для этого аспекта исследуемой реальности. Учёный в результате всех этих процедур конструирует единый мысленный образ, отвечающий требованиям внутренней логичности и непротиворечивости."
Homo economicus
"Введение понятия целерационального действия способно разрешить противоречие, порождаемое двусмысленностью логической природы идеального типа. Идеальный тип, как утверждает Макс Вебер, существует только лишь в идеализированной ситуации целерационального действия, которое невозможно зафиксировать опытными средствами. При этом следует сказать, что чем яснее и прозрачнее связь между целью и средствами, тем ближе реальное действие к целерациональному. Именно для этого в начале важно выявить отклонения реальных действий от идеальных и объяснить их причины. Только тогда возможно реконструировать действительный смысл действия. Философ пишет, что "для типологического научного исследования все иррациональные, эмоционально обусловленные смысловые связи, определяющие отношения индивида к окружающему и влияния на его поведение, наиболее обозримы, если изучить их и изображать в качестве отклонений от чисто целерационально сконструированного действия". Своё рассуждение Вебер иллюстрирует следующим примером. Он говорит, что для объяснения причин биржевой паники следует вначале рассмотреть, какой бы была эта ситуация без влияний иррациональных и аффективных эмоций. И только после этого можно будет ввести эти иррациональные компоненты в качестве помех. Проще говоря, здесь Вебер задаётся вопросом, каким бы было действие человека в условиях паники на бирже, если бы он руководствовался целерациональными установками? При этом "расхождение реального поведения агентов социального действия с целерациональной установкой, то есть отклонение действительности от идеального типа, Макс Вебер квалифицирует как детерминированное конкретными обстоятельствами (либо волей случая) и требующее дополнительного изучения эмпирическими методами". Поэтому в веберовской системе целерациональные действия являются выражением сущностных интересов субъекта. Веберовский метод анализа отклонения действительности от идеального типа появился в результате идеализирующего допущения, что человек, носитель духа капитализма (homo economicus) поступает целерационально, то есть планирует собственные социальные действия (ориентированные на "Другого"), соизмеряя их с используемыми средствами. Здесь важно понять, что отнесение к экономическим интересам отвечает духу капитализма. Немаловажно также здесь сказать, что Вебер выступает против онтологизации теоретических предпосылок и подстройке жизни под логику собственного проекта. Он специально оговаривает, что не следует смешивать историю и историю и в связи с этим выдвигает требование свободы от оценки. В качестве своего излюбленного образца Макс Вебер приводит homo economicus. Но каким образом рождается представление об экономическом человеке? Для этого Вебер исследует поведение "деловых людей", выделяя в них общие черты, которыми наделяет свой тип.

Идеальный тип предпринимателя - это человек, для которого этические нормы считаются непреложными и имеют приоритетное значение. Благодаря этому homo economicus считается добродетельным человеком, живущим по правилам нравственности и морали, он работает не покладая рук, готов трудиться ради 6-8 % годовых. Но самое важное, что находиться в этом человеке и что сдерживает его, направляя все поступки и деяния - это протестантская этика, которая является основным моральным законом внутри человека. Деятельность экономического человека связывает социальных агентов в одну цепочку: от крестьянина и производителя до покупателя и потребителя. Усердно трудясь он получает около 8% годовых и всё равно, ради них готов вкладывать собственные ресурсы. Для сравнения сейчас в России средний уровень получаемой бизнесменами прибыли составляет не меньше 100%. При этом богатство воспринимается как признак праведности, признак того, что Господь к тебе благоволит. Экономический человек живёт с "карандашом в руке", постоянно соразмеряя дебет и кредит; он всегда опрятен и чист, выставляет "на показ" не роскошь дома или одежды, как это делали аристократы, но скромность своего повседневного наряда. Идеальный homo economicus бережлив и всегда платит по своим долгам. Живёт по строгим правилам "жизни по средствам", сохраняет каждый шиллинг и выжимает из каждой минуты минимум один пенс. Кстати одной из самых любимых пословиц первых буржуа была следующая - "A penny saved is a penny earned". Таким образом, экономический человек - это хрестоматийный пример веберовского идеального типа, появляющегося благодаря статистическим обобщениям, сбору эмпирических данных, наблюдениям за предпринимателями".

Типы социального действия.
Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть: 1) целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве "условий" или "средств" для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели, 2) ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную - эстетическую, религиозную или любую другую - самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет; 3) аффективным, прежде всего эмоциональным, т. е. обусловленным аффектами или эмоциональным состоянием индивида; 4) традиционным, т. е. основанным на длительной привычке.

  1. Чисто традиционное действие. Традиционное действие - это, по-видимому, тип полного действия, его традиционность заключается в фиксации некоторых существенных аспектов, их иммунитете по отношению к рациональному и вообще к критике" Традиционализм теоретически имеет мало общего с психологическим понятием привычки; он связан в первую очередь с нормативным аспектом действия.
  2. Аффективное действие следует рассматривать как остаточную категорию, возможность его понимания не ограничивается сферой рациональности… Аффект доступен наблюдателю, например, вспышка гнева. Таким образом, этот нерациональный и нетрадиционный остаток сформулирован как отличительный критерий четвертого типа действия.
  3. Ценностно-рациональная ориентация действия отличается от аффективного поведения осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на нее. Общее их свойство заключается в том, что смысл для них состоит не в достижении какой-либо внешней цели, а в самом определенном по своему характеру поведении как таковом.
  4. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий, кто рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам и, наконец, отношение различных возможных целей друг к другу, т. е. действует, во всяком случае, не аффективно (прежде всего, не эмоционально) и не традиционно. ность поведения как такового (чистота убеждения, красота, абсолютное добро, абсолютное выполнение своего долга). Впрочем, абсолютная целерациональность действия тоже, в сущности, лишь пограничный случай. Целерациональное действие - действие, ориентированное субъективно строго рационально, в соответствии со средствами, которые считаются ( субъективно) однозначно адекватными для достижения ( субъективно) однозначных и ясно осознаваемых целей".

Гипотезы : это обоснованное предположение о структуре социального объекта, характере связей между элементами этого объекта. Это научное предположение о причинно-следственных связях, в котором содержится зависимая переменная и, в качестве научного предположения, независимая переменная.

Основная гипотеза :
В нашем исследовании зависимая переменная: разные мотивационные ядра: у одной группы людей преобладают утилитарные целерациональные и аффективные действия - у других - собственно целерациональные и статусные. Независимая переменная: мы констатируем разные мотивационные ядра потому, что они встречаются у различных групп людей, которые мы можем разграничить по социальным и экономическим признакам.

Второстепенные гипотезы:

  • Среди каждого вида мотивации доминирует одна, самая распространенная в данном обществе, ценность.
  • Собственно целерациональное и аффективное действие совершается за счет ограничения субъекта в потреблении, а ценностнорациональное и статусное - за счет остатков от удовлетворенного уровня потребления.
  • Решение о любом виде банковского сбережения возникает тогда, когда доход достигает определенного, достаточно высокого уровня, в противоположность тезаврации.
  • В рамках российской культуры приветствуется тезаврационное поведение, но банковский вклад встречает настороженное отношение.

Генеральная совокупность : вкладчики города Омска, открывшие депозитный вклад в Омскпромстройбанке.