Наступивший примерно через полчаса самый торжественный момент Высочайшего шествия
многократно, до мельчайших подробностей был описан в столичных и провинциальных газетах и
журналах. «С крыльца спустился взвод молодцеватых кавалергардов, зазвучали трубы и литавры на
террасах дворца, писал один из корреспондентов, - опять блестящая масса придворных,
представителей волостей, городов, земств, дворянства, купечества, профессора Московского
университета, за ними обер-прокуроры сената, сенаторы, статс-секретари, министры и члены
Государственного совета. Наконец, при оглушительных восторженных криках „ура" стотысячных масс
и звуках „Боже, царя храни", исполняемого придворным оркестром, на Красном крыльце показывается
Государь Император и Государыня Императрица. Они также следуют в собор под золотым
балдахином - Государь впереди, Государыня позади. Вдруг в одно мгновение все
стихает — и музыка, и колокола, и клики народа,— и среди благоговейной тишины у южных дверей
собора митрополит Московский Сергий приветствует Их Величество речью. Предшествуемые тремя
митрополитами, архиереями и духовенством, при пении величественного псалма входят Их Величества
в собор, где около 10 часов начинается тот торжественный чин венчания и помазания на царство,
в который православная церковь влагает столько глубокого смысла, исполненный такого важного
значения для каждого русского, понимающего свою историю".
Торжество коронования свершилось в 10 часов 30 минут. Службу проводил митрополит Петербургский
Палладий при участии Киевского и Московского митрополитов. На церемонии присутствовало множество
архиереев, а также представители высшего греческого духовенства. Громким отчетливым голосом
государь император произнес символ веры, после чего возложил на себя большую, а на государыню
императрицу Александру Федоровну малую корону; затем был зачитан полный императорский титул,
прогремел салют и начались поздравления. Ставший на колени и произнесший соответствующую
молитву император был миропомазан и причащен. Все это время народ, находившийся вне стен
Успенского собора, чутко и остро реагировал на каждое совершаемое внутри
действие. «Все, что происходило в Успенском соборе, - фиксировала хроника, - точно толчки
сердца, разносилось по всей этой необозримой толпе и, как бьющийся пульс, отражалось в самых
отдаленных ее рядах. Вот Государь коленопреклоненный молится, произнося святые, великие,
исполненные столь глубокого значения слова установленной молитвы. Все в соборе стоят, один
Государь на коленях. Стоит и толпа на площадях, но как все разом притихли, какая благоговейная
тишина кругом, какое молитвенное выражение лиц! Но вот Государь встал. На колени опускается
митрополит, за ним все духовенство, вся церковь, а за церковью весь народ, покрывающий
кремлевские площади и даже стоящий за Кремлем. Теперь и те странники с котомками опустились,
и все на коленях. Только один Царь стоит перед своим троном, во всем величии своего сана,
среди горячо молящегося за Него народа». И наконец восторженными криками «ура» народ
приветствовал их величества, во всех знаках царского достоинства прошествовавших в Кремлевский
дворец и поклонившихся собравшимся с Красного крыльца. Празднество в этот день завершилось
изысканным традиционным обедом в Грановитой палате, стены которой еще перед коронацией
Александра III были заново расписаны живописью и приобрели тот вид, какой имели при московских
царях. А еще через три дня так великолепно начавшиеся торжества завершились настоящей народной
трагедией.
День
Священного Коронования
В день Священного Коронования 14 мая уже с самого раннего утра все центральные улицы
Москвы были заполнены движущимся народом. «В девятом часу утра,— свидетельствовал один из
очевидцев, - у Кремля вся площадь между Александровским сквером и Историческим музеем
представляла из себя — без преувеличения — сплошное море голов, и только небольшое пространство
у самого Исторического музея, против ведущих в Кремль ворот, было оставлено для проезда".
Николай II, в царской мантии с короной,
скипетром и жезлом, шествует под балдахином в Кремле. Москва. Май 1896г.
Коронационный церемониал Николая II в основных деталях повторял установившуюся к этому
времени традицию, хотя каждый император был вправе внести в ритуал некоторые изменения.
Так, например, его дед и два венценосных прадеда — Александр I и Николай I при совершении
обряда не надевали "далматик" - древнюю одежду византийских императоров, напоминавшую
покроем архиерейский саккос. Николай II во время собственной коронации предстал глазам зрителей
не в мундире полковника, а в величественной горностаевой мантии. Тяга к старине у молодого
императора проявилась уже с самого начала царствования, что нашло внешнее выражение в
возобновлении древнемосковских обычаев (так, после более чем полувекового перерыва
императорская чета пышно и торжественно отмечала пасхальные праздники в Москве; в Петербурге
и за границей росли храмы в московском стиле; в 1903 году был устроен грандиозный
костюмированный бал в русских одеждах времен Алексея Михайловича.