Искусство и кино

Главная
История кино
Кино и астрология
Выдающиеся режиссеры
Об авторах

Орсон Уэллс

Джорж Орсон Уэллс

Режиссер, продюсер, сценарист, актер Джордж Орсон Уэллс (Уэллес) родился 6 мая 1915 года в городе Кеноша, щтат Висконсин, США, в семье богатого изобретателя и прекрасной концертной пианистки. Он еще ребенком показал замечательную одаренность, добившись успехов в поэзии, рисовании, лепке, актерской игре, музыке (пианино) и фокусах. В возрасте, когда большинство детей учится читать, он уже наизусть читал Шекспира. Орсон рос в Чикаго и в ранние годы получал неформальное образование. Когда в 1923 году умерла мать, он вместе с отцом отправился в путешествие вокруг света, проведя много времени в Шанхае. В 1926 году поступил в частную школу Тодда в Вудстоке, штат Иллинойс, где оживлял школьную драматическую программу своей игрой и режиссерскими интерпретациями Шекспира, Марлоу, Бен Джонсона и современных драматургов. После смерти отца в 1927 году, двенадцатилетний Уэллс стал подопечным доктора Мориса Бернстайна, врача из Чикаго. Имя Бернстайн позже будет явно фигурировать в качестве фамилии менеджера газет Кейна в киношедевре Уэллса "Гражданин Кейн", как и случаи из ранней жизни режиссера. Закончив школу Тодда в 1931 году, Уэллс отправляется в Ирландию. В Дублине он обманом представился режиссеру знаменитого театра Gate Theatre звездой Нью-Йоркского театра Theatre Guild и, несмотря на сумбурное прослушивание, получил главную роль в постановке "Еврей Зюсс", а позже сыграл и поставил как режиссер еще несколько других пьес. Воодушевленный успехом, он пытался ворваться на лондонскую сцену, но не смог там устроиться из-за строгих ограничений на работу для иностранцев. Отвергнутый Бродвеем по возрващении в Штаты в 1932 году, Уэллс возобновил свои путешествия, отправившись в Морокко, потом в Испанию, где дрался с быками на арене. Вернувшись в США, в 1934 году он деюбиторвал на Бродвее с труппой Корнелл в роли Тибальта в "Ромео и Джульетте". В этот же год он был одним из режиссеров четырехминутного короткометражного фильма "Сердца эпохи, а также впервые выступил по радио. Вместе с Джоном Хаузмэном продюсировал и ставил спектакли для Federal Theater Project, затем, в 1937, они образовали театр Mercury Theatre, который вскоре прославился своими оригинальными, смелыми постановками. На следующий год они открыли театральную передачу на радио "Театр Меркурий в эфире", программу-антологию качественной драмы, которая стала известна своей экспериментальной изобретательностью. Весной 1938 года Уэллс сделал 40-минутный фильм, адаптацию фарса Уильяма Жилетта "Слишком много Джонсона", который он собирался использовать вместе с театральной постановкой Театра Меркурий. Среди актеров были Джозеф Коттен, Вирджиния Николсон, Эдгар Бэррьер, Арлин Фрэнсис, Рут Форд, Мэри Уикс, Джон Берри и композитор Марк Блитцстейн. Пьеса так и не дошла до Бродвея, и в результате фильм так и не был показан зрителям. Единственная копия этого, как говорят, быстрого и очень смешного фарса погибла в пожаре 1970 года на вилле Уэллса в Мадриде. Однако, опыт пошел на пользу, когда Уэллс начал блестящую и неровную коммерческую карьеру в кино в 1939 году. Первоначально заданием Уэллса, когда он прибыл в Голливуд, была экранизация "Сердца тьмы" Джозефа Конрада. Но проект был слишком дорогостоящим, технически сложным и был заброшен. Тогда Уэллс написал сценарии к двум фильмам "Улыбающийся с ножом" и "Мексиканская мелодрама", но ни один из них не прошел и стадии предпроизводственной подготовки. Гражданин Кейн

Возможно, ни один фильм другого режиссера, впервые показанный зрителям, не вызвал такого шума как "Гражданин Кейн" Уэллса. Контракт Уэллса с RKO дал режиссеру полную художественную свободу и контроль над производством с вполне приличным бюджетом. Он использовал эту свободу, чтобы создать фильм равный по мощи катаклизму. "Гражданин Кейн" остается памятным, благодаря творческому использованию саундтрека, операторской работе в глубоком фокусе (Грегг Толэнд), и композициям с низкими углами. Но самым поразительным достижением фильма была оригинальная структура сюжета, увенчанная умной имитацией повествовательного стиля выпуска новостей "Марш времени". Авторство замечательного сценария к "Гражданину Кейну" с самого начала было источником противоречий. Уэллс приписывает всю заслугу себе, и потребовалось вмешательство Гильдии сценаристов, чтобы обеспечить соавторство Херману Дж. Манкевичу. Сценарий фильма получил "Оскара". Выпуск фильма, первоначально запланированный на февраль 1941 года, был отложен на несколько месяцев, так как газетный магнат Уильям Рэндолф Херст, с которого был в большей степени слеплен образ Кейна, употребил всю свою власть, чтобы закрыть фильм. Херст запретил любые упоминания о фильме во всех своих газетах и предложил компенсировать студии все расходы с условием уничтожения негатива и всех копий. Запрет на упоминание был позже снят, и газеты Херста повели на него систематические нападки. Однако, RKO выдержала все, и "Гражданин Кейн" вышел на экраны в мае с редкими рецензиями. Многие критики превозносили его до небес как шедевр (в 1958 он был включен в 12 лучших фильмов всех времен в голосовании международных критиков в Брюсселе). Он также был хорошо принят зрителями в Нью-Йорке и других крупных городах, но провалился в провинциальных кинотеатрах. Коммерческий провал выхода на экраны заставил разочарованных чиновников RKO лишить Уэллса творческой свободы в последующих проектах режиссера. Один из величайших режиссеров XX скончался 10 октября 1985 года. Фильмография: Гражданин Кейн (1941),Путешествие в страх (1944),Макбет (1948), Черная роза(1950), Отелло (1952), Моби Дик(1956), Процесс (1963), Полуночные колокола (Фальстаф) (1965), Человек на все времена (1966),Битва за Рим (1968), Кремлевское письмо(1970), Безопасное место (1971),Вотерлоо (1971), Путешествие проклятых (1976), Бабочка (1981), Всемирная история, часть первая(1981).

назад | главная |история кино|кино и астрология|
выдающиеся режиссеры|об авторах