Искусство и кино

Главная
История кино
Кино и астрология
Выдающиеся режиссеры
Об авторах

Фолькер Шлендорф

Фолькер Шлендорф

          На данный момент, это самый уважаемый и именитый (из ныне здравствующих) немецкий режиссер. Его визитная карточка - экранизации самых известных писателей прошедшего столетия: от Музиля и Пруста до Турнье и даже Чейза. Многие режиссеры любят ставить фильмы по литературным произведениям, но так любовно и бережно к оригиналу подходят очень немногие. А заработать себе славу именно на экранизациях шедевров удалось только Фолькеру Шлендорфу. Его путь к нынешнему статусу мэтра мирового кинематографа начался в Париже, куда он попал по обмену студентами. Именно там в двадцатилетнем возрасте он знакомится с Луи Маллем, и тот приглашает страстно интересующегося кинопроцессом юношу ассистентом в ряд своих фильмов: "Зази в метро", "Частная жизнь", "Вива, Мария!" и др. Попутно Шлендорф ассистирует и другим французским режиссерам: Алену Рене, Жану-Пьеру Мельвилю, Бертрану Тавернье (бывшему в свое время одногруппником Шлендорфа). Уже через несколько лет Фолькер чувствует в себе силы для полнометражного режиссерского дебюта. И дебют - "Молодой Терлесс" - оказался триумфальным. Германская премия "Золотая кинолента" за сценарий и режиссуру, премия ФИПРЕССИ в Каннах, премия "Золотые ворота" в Сан-Франциско.
          После этого Шлендорф, обретя уверенность в правоте своего подхода к режиссуре, снимает, помимо экранизаций, ряд лент по собственному сценарию, из которых наибольшее впечатление на зрителей и жюри различный фестивалей произвел фильм "Внезапное обогащение бедняков из Комбаха", который снимался изначально для ТВ, но затем обошел европейские кинотеатры. С этой работы начинает отсчет многолетнее сотрудничество режиссера со сценаристкой и актрисой Маргарет фон Тротта, ставшей затем, как часто бывает среди творческих союзов, его супругой. Перенеся на экран Белля, Брехта и Маргарет Юрсенар, Шлендорф снимает, пожалуй, свой наиболее грандиозный шедевр - "Жестяной барабан" по роману Гюнтера Грасса. Гротесковая, трагикомическая история о мальчике, отказавшемся расти и протестующем против мира взрослых грохотом барабана и криками, от которых лопается стекло, запала в души зрителей всего мира, даже тех, кто был далек от проблем политики и борьбы с фашизмом. Лента получила "Золотую пальмовую ветвь", а Шлендорф в 40 лет стал классиком.
          В 1980 г. он уезжает в бурлящий Бейрут, где почти два года с риском для жизни снимает картину "Фальшивка", а через несколько лет успешно пробует себя в Америке. Его приглашения на съемки с радостью принимают англоязычные звезды первой величины: Дастин Хофман, Джон Малкович, Фэй Данауэй, Наташа Ричардсон, Сэм Шеппард и другие. Шлендорфу удалось, оставшись истинно немецким режиссером (и снимая большей частью все же в Европе), завоевать успех не только у европейской, но и у американской публики и киноэлиты. Это произошло, надо думать, благодаря творческому кредо мастера, который относился к процессу съемок крайне серьезно, но при этом считал, что фильмы не должны отпугивать массового зрителя. "Я уверен, что кино имеет смысл лишь как массовое средство народного общения, как киношка:", сказал однажды Шлендорф. (Здесь можно провести параллель с нашим музыкальным деятелем Сергеем Курёхиным, который, будучи необыкновенным экспериментатором, заявлял, что музыка должна служить исключительно фоном для приема пищи.) Так или иначе, Шлендорф действительно относится к числу тех немногих кинематографистов, чьи работы ставят крайне жесткие и серьезные проблемы, но вместе с тем смотрятся так же легко, как голливудские мелодрамы.

назад | главная |история кино|кино и астрология|
выдающиеся режиссеры|об авторах