Искусство и кино

Главная
История кино
Кино и астрология
Выдающиеся режиссеры
Об авторах

Мартин Скорсезе

Мартин Скорсезе

       Мартин Скорсезе, итальяниц по происхождению, родился 17 ноября 1942 года в Нью Йорке. Скорсезе вырос в районе Маленькой Италии в Нью-Йорке. С детства он был болен астмой, плевритом и страдал от других заболеваний, что не давало ему заниматься спортом и играть в подвижные игры. Мальчик был изолирован от других детей в этом суровом районе. После школы он поступил в семинарию, намереваясь стать священником, но через год бросил учебу и приступил к осуществлению своей мечты детства - кино. Он поступил в Школу Кино при Нью-Йоркском университете, где позже сам работал преподавателем. За это времяснял несколько студенческих короткометражек, отмеченных призами, включая "Что такая хорошая девочка как ты делает в таком месте?", 1963, и "Дело не только в тебе" , "Мюррэй", оба в 1964, и "Большое бритье", 1967, которые завоевали приз на различных кинофестивалях. Он работал преподавателем до 1970 года и за это время поставил первый художественный фильм "Кто стучится в мою дверь?", 1968, первоначально названный "Я сначала позвоню", скромную картину о юноше итало-американского происхождения, в которой, как и в нескольких других будущих фильмах Скорсезе, присутствовали автобиографические тона и ударение делалось на изучение характера, а не на драматичность сюжета. В 1970 году Скорсезе был назначен одним из старших монтажеров документального фильма "Вудсток" и был ассоциативным продюсером другого документального фильма, "Medicine Ball Caravan" режиссера Франсуа Райхенбаха. Недолого поработав на избирательную команду телевидения CBS-TV, освещавшую Хьюберта Хамфри, Скорсезе выпустил второй художественный фильм "Берта из товарного вагона", 1972, кровавое продолжение гангстерского фильма Роджера Кормэна "Кровавая мама". Фильм был обычным, но дал молодому режиссеру возможность работать в системе Голливуда и проложил дорогу к его феноменальному росту в грядущие годы. Первым значительным фильмом стали "Злые улицы", в котором внимание снова направлялось на изучение характера, а не на сюжет. Визуальный стиль характеризовался резким движением камеры, отражающим напряженность городской жизни; этот элемент найдет более изысканное и мощное выражение в фильме "Таксист" (1976). Несмотря на блестящую критику, "Злые улицы" в кинотеатрах провалился, но следующий фильм, "Алиса здесь больше не живет", 1975, более обычная, коммерческая и голливудская картина, неожиданно стала чемпионом кассы, частично благодаря теме феминистского освобождения. Затем был "Таксист", живой и беспокойный рассказ о том, каким видел режиссер темную сторону городской жизни. Фильм, выигравший Гран-при в Каннах, рассказывающий о кризисе психопатичного таксиста, ветерана Вьетнама, на этот раз во многом обязан игре Роберта Де Ниро, актера, который окажется столь важным для нескольких картин Скорсезе как олицетворение невроза общества. После "Нью-Йорк, Нью-Йорк" (1977), ностальгического и яркого знака уважения голливудским мьюзиклам 1940-х годов, Скорсезе выбрал черно-белое изображение для того, чтобы передать обнаженный реализм, брутальную силу и психологическую напряженность в истории о бывшем чемпионе по боксу в среднем весе Джейке Ла Мотта в картине "Бешеный бык" (1980). Ден Ниро получил "Оскара", как и монтажер Телма Скунмэйкер, а номинации достались за лучший фильм и режиссуру. Далее Скорсезе меняет жанры, но продолжает тему темной стороны городской жизни в драме с элементами черной комедии "Король комедии" (1983). Мартин Скорсезе

       Очень оригинально рассмотрены аспекты городской ночной жизни в забавном, стильном и немного кошмарном фильме "После работы" (1985), который принес Скорсезе приз за режиссуру в Каннах. После "Цвета денег", мастерски выполненного, но вполне прозаичного продолжения фильма Роберта Россена "Игрок", Скорсезе запустил давно задуманный проект "Последнее искушение Христа" (1988). Поставленный точно по роману Никоса Казантзакиса, фильм вызвал нападки религиозных групп скандальным изображением Христа в виде уязвимого, чувственного человека, страдающего от внутренних конфликтов, сомневающегося в себе и обуреваемого слишком земными желаниями. Но картина выиграла Приз кинокритики в Венеции и принесла Скорсезе еще одну "оскарную" номинацию. Некоторые критики, однако, выражали разочарованность банальным диалогом и ограниченным духовным огнем. Скорсезе вернулся к более знакомой теме в картине "Славные парни", 1990, где создал живой портрет жизни гангстеров. Фильм принес ему еще одну "оскарную" номинацию, Призы Британской академии киноискусства за лучший фильм и режиссуру, "Серебряного льва" за режиссуру на МКФ в Венеции. Затем он снова добивается успеха римейком триллера 1962 года "Мыс страха" (1991) с Ником Нолти и Робертом Де Ниро. Неожиданной переменой выглядит изысканная адаптация книги Эдит Уортон "Эпоха невинности" (1993) с Мишель Пфайффер и Дэниэлом Дэй-Льюисом. В 1995 году снова выходит фильм о гангстерах, "Казино", перекликающийся с картиной "Славные парни", а в 1997 году Скорсезе снимает неторопливую, созерцательную ленту "Кундун" о жизни Далай-Ламы. Несмотря на огромный престиж и частый коммерческий успех, Скорсезе так и не стал частью Голливудского эстэблишмента, что, возможно, объясняет тот факт, что он ни разу не получил "Оскара". Он живет в Нью-Йорке и следует только своим путем (на деньги Голливуда), продолжая создавать только глубоко личные и часто автобиографичные ленты. Создал он и документальные ленты, например "Италоамериканец" , 1974, о своих родителях, "Американский парень" (American Boy), 1978, портрет друга, ставшего дитем наркокультуры 1960-х годов. Он активно участвует в сохранении старых лент, участвовал в реставрации и выпуске "Лоренса Аравийского" и "Эль Сида". Снялся в нескольких фильмов в качестве актера, обычно в маленьких ролях. Смелый, изобретательный, разнообразный и бескомпромиссный, Скорзесе - один из самых умных и интересных современного кинематографа. Режиссерские работы: Кто стучится в дверь ко мне (1968), Злые улицы (Грязные улицы) (1973), Алиса здесь больше не живет (1975), Таксист (1976), Нью-Йорк, Нью-Йорк (1977), Последний вальс (1978), Бешеный бык (1980), Король комедии (1983), После работы (1985), Цвет денег (1986), Последнее искушение Христа (1988), Нью-Йоркские истории (1989), Крутые парни (1990), Мыс страха (1991), Век невинности (1993), Частное путешествие Мартина Скорсезе по американскому кино (1995), Казино (1995), Кундун (1997), Воскрешая мертвецов (1999). о (1952), Моби Дик(1956), Процесс (1963), Полуночные колокола (Фальстаф) (1965), Человек на все времена (1966),Битва за Рим (1968), Кремлевское письмо(1970), Безопасное место (1971),Вотерлоо (1971), Путешествие проклятых (1976), Бабочка (1981), Всемирная история, часть первая(1981).

назад | главная |история кино|кино и астрология|
выдающиеся режиссеры|об авторах