Искусство и кино

Главная
История кино
Кино и астрология
Выдающиеся режиссеры
Об авторах

ЯКОВ ПРОТАЗАНОВ

      Режиссер, сценарист, актер Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1944). Один из ведущих режиссеров немого кино, сценарист, актер.

Яков Протазанов

      Протазанов Яков Александрович родился 23. 01 (4.2).1881 в Москве, в мещанской среде. В 1900 окончил коммерческое училище и работал продавцом в московском АО "Шрадер и К". Работа служащего конторы его не увлекла, поэтому, получив небольшое наследство, он уезжает за границу путешествовать и в Париже посещает студию "Патэ". И все же приход Протазанова в кино (1907) внешне выглядит поступком случайным, даже легкомысленным. Родные и друзья знали, что молодого человека увлекает карьера инженера. Поступив переводчиком в московскую кинофирму "Глория", будущий режиссер, возможно, и сам считал этот шаг случайным эпизодом, продиктованным скорее любопытством к новому виду искусства, который уже в ту пору величали "чудом двадцатого века". С 1910 работал в кинофирме П. Тимана и Ф. Рейнгардта. В 1914 году, завоевав репутацию наиболее культурного режиссера-профессионала, перешел в кинофирму И. Ермольева. В 1918 вместе с группой актеров и режиссеров кинофирмы И. Ермольева эмигрировал и работал во Франции и Германии, в кинофирмах "Пате", "Гомон", "УФА", где в период 1920-1923 гг. снял ряд фильмов: "За ночь любви", "Правосудие прежде всего", "Тень греха", "Смысл смерти", "Паломничество любви", "Страшное приключение" и др. В 1923 году вернулся в СССР. Как и практически все "дорежимные" кинематографисты, Протазанов вырос в культуре. Получил высшее образование, знал языки. Знание языков привело его в фирму "Патэ". Дальше все получилось само собой. В 1909 году он дебютировал в режиссуре. "Бахчисарайский фонтан", "Война и мир", "Николай Ставрогин", "Пиковая дама" - для "Русской золотой серии" он работал не только по контракту. Глядя на всю, без исключений, тридцатипятилетнюю режиссуру Протазанова, важно понять, что "синема" так и не стало для него центром мироздания. Можно представить себе растерянность мэтра в белых перчатках и с тросточкой, когда он вернулся из эмиграции в город, где каждый, сумевший склеить два кадра и не порезаться, объявлял себя гением. Он-то никогда ничего не объявлял. Протазанов тут же выбрал "Аэлиту", чтобы как можно скорее отснять холодную, мрачную, нищенствующую Москву. Вне конкуренции оказались две комедии на "заграничном" материале - "Процесс о трех миллионах" и "Праздник святого Иоргена". Уважение к умному Протазанову, приносившему большие деньги на счета "Межрабпома", поскольку он понимал и уважал людей, сменилось презрением и насмешливыми отказами в постановке. А ведь он был единственным режиссером, чье творчество той поры могло бы стать реальным противовесом "Богатой невесте" или "Светлому пути"... Протазанов скончался в Москве 8 августа 1945 года.

Афиша фильма

      Фильмография 1912: Анфиса, Уход великого странца, 1914: Драма у телефона, 1915: Сашка-семинарист, Война и мир (совм. с В.Р.Гардиным), Николай Ставрогин (бесы), 1916: Пляска смерти, Пиковая дама, Семейное счастье, женщина с кинжалом, 1917: Сатана ликующий, Андрей Кожухов, 1918: Малютка Элли, Отец Сергий, 1921: Ночь любви (Франция), 1922: Тень греха (Франция), 1923: Паломничество любви (Германия), 1924: Аэлита, 1925: Его призыв, Закройщик из Торжка, 1926: Процесс о трех миллионах, 1927: Сорок первый, Дон Диего и Пелагея, 1928: Белый орел, 1930: Праздник св. Йоргена, 1931: Томми, 1934: Марионетки, 1936: О странностях любви, Бесприданница, 1940: Салават Юлаев.

назад | главная |история кино|кино и астрология|
выдающиеся режиссеры|об авторах