Искусство и кино

Главная
История кино
Выдающиеся режиссеры
Об авторах

Альфред Хичкок

Альфред Хичкок

          Альфред Хичкок родился 13 (пятница!) августа 1899 года. Он был сыном оптового торговца птицей и импортера фруктов. Семья была католической, и Альфред был записан в иезуитскую школу, лондонский колледж Св. Игнасия, еще в очень юном возрасте. Позже он учился в Школе Инженерии и Навигации, где изучал механику, электричество, акустику и навигацию. В 19 лет он поступил на работу в телеграфную компанию в качестве технического оценщика состояния электрических кабелей и проводов. В то же самое время он посещал курсы искусства в Лондонском Университете, занятия на которых вскоре привели к его переводу в отдел рекламы телеграфной компании, где он работал рисовальщиком и помощником чертежника. В 1920 году он начал работать в киноиндустрии дизайнером титров для только что образованного Лондонского отделения знаменитой Голливудской компании Players-Lasky (Paramount). Вскоре он стал главой отдела титров, работая в тесном контакте со сценаристами из редакторского отдела. Время от времени ему даже разрешали поставить незначительную сцену, в которой не было актеров. В 1922 году компания The Famous Players studios была взята под контроль Британской производственной компанией, образованной Майклом Бэлконом, и Хичкок был оставлен новыми владельцами в качестве ассистента режиссера; но он скоро взял на себя и другие функции, работая как художник-постановщик и сценарист над такими фильмами, как "Женщина женщине" (Woman to Woman) и "Белая тень" (The White Shadow), оба в 1923, "Страстное приключение" (The Passionate Adventure), 1924, и "Черный стражник" (The Blackguard) и "Падение добродетели" (The Prude's Fall), оба в 1925.
          В 1925 году Хичкок был повышен до режиссера, а его первым заданием была англо-немецкая постановка, "Сад удовольствий". Еще в 1922 году он сотрудничал с актером Сеймуром Хиксом над завершением финальных сцен к фильму "Всегда говори жене", замещая заболевшего режиссера. В том же году он также как режиссер поставил двух-катушечный фильм "Номер Тринадцать", но производство так и не было завершено. "Сад удовольствий" был его первой настоящей пробой в режиссуре, и, несмотря на некоторые недостатки, дебют оказался весьма внушительным. Хичкок, однако, считает свою третью постановку, "Жилец" (в Штатах получил название "Дело Джонатана Дрю"), 1926, своим первым настоящим фильмом. (см. аннтацию). В этом фильме Хичкок впервые лично появился на экране, когда нужно было еще одно тело для заполнения кадра. Такое короткое личное появление в фильме позже стало как бы торговой маркой Хичкока, привычкой всей его карьеры, сначала мотивированной суеверием, а потом продолженной как шутка.
          В 1926 году Хичкок женился на Элме Ревилл, монтажере и секретарше режиссера, которая работала с ним несколько лет. Позже она будет сотрудничать вместе с ним в качестве сценаристки над многими фильмами режиссера. Хичкок не смог добиться сопоставимого коммерческого успеха своими следующими фильмами, хотя "Кольцо" (The Ring), 1927, романтическая мелодрама о любовном треугольнике, пользовалась успехом у критиков. Следующей крупной постановкой стал "Шантаж", первый британский художественный фильм с синхронным звуком, хотя начат он был как немой. "Шантаж" содержал некоторые инновации в использовании звука и несколько поразительных спецэффектов, подчеркнутых использованием процесса Шюффтана в кульминационной сцене погони через залы и по крышам Британского музея. Сходные погони украсили многие будущие фильмы Хичкока.
          Следующими несколькими постановками режиссера были по большей части обыкновенные экранизации романов и пьес, среди которых были "Звонит Элстри", музыкальная пародия Шекспира "Укрощение строптивой", "Юнона и Павлин" (1930), прямолинейная адаптация пьесы Шона О'Кэйси, и "Вальсы из Вены" ("Великий Вальс Штраусса" в США). Его единственным по-настоящему интересным фильмом этого периода было "Убийство" (1930), увлекательный даже сейчас триллер со смелым для того времени гомосексуальным мотивом. 1934 год стал началом международной репутации Хичкока как мастера жанра триллера. За период в пять лет он снял цикл превосходных, полных саспенса драм, которые утвердили его как самого лучшего режиссера Англии. Сначала был "Человек, который знал слишком много", 1934, (см. аннотацию). Фильм ввел такие фирменные знаки Хичкока, как эффект внезапного шока и мерцание мрачной опасности под поверхностью обычного спокойствия. Имевший огромный коммерческий успех и в Англии и зарубежом, "Человек, который знал слишком много" был переснят Хичкоком в США в 1956 году уже в цвете.
          "39 ступеней" (1935) пользовался еще большим успехом, как коммерческим, так и критическим. Свободная адаптация романа Джона Бучана включала в себя и саспенс, и развлекательную романтику, и комизм, которые служили усилению, а не снижению напряжения. В захватывающем сценарии было много невероятных поворотов, и Хичкок признавался в длинном, как книга, интервью Франсуа Трюффо, что в этом и будущих фильмах его более беспокоило наращивание эмоций и настроения, чем достоверность и логическое развитие сюжета. Меньшим успехом пользовался фильмы "Секретный агент" (1936), экранизация двух рассказов Моэма с материалом из другого источника; "Саботаж", 1937, (американское название "Женщина одна"); который, между прочим, был поставлен по роману Джозефа Конрада "Секретный агент"; и в свое время недооцененный фильм "Молодой и невиновный" (см. аннотацию). Но эти фильмы тем не менее были среди лучших, произведенных в Англии в 1930-х годах, доказывая тем самым растущую зрелость Хичкока как художника и как техника. Хичкок увенчал своей так называемый Британский период превосходным триллером "Леди исчезает" (1938), выделяющийся технической изобретательностью и насыщенным юмором и саспенсом действием. Фильм принес Хичкоку награду как лучшему режиссеру от Нью-Йоркских кинокритиков. Как только фильм был закончен, Хичкока для работы в Америке подписал продюсер Дэвид О. Селзник. Перед отъездом из Англии, к сожалению, он поставил последний британский фильм "Таверна Ямайка", незапоминающуюся постановку, совсем нетипичную для его стиля или качества работы.
          С самого начала режиссерской деятельности Хичкок знал о техническом превосходстве американских фильмов над стандартами, преобладающими в британской киноиндустрии в 1920-х и начале 1930-х годов. Он был чрезвычайно благодарен, когда Майкл Бэлкон, продюсер "Сада удовольствий", сказал после предварительного просмотра: "Удивительно, что технически, это не выглядит как континентальная картина. Это скорее американский фильм". Таким образом в 1939 году Хичкок с нетерпением ждал возможности работать с техническими достижениями Голливудской студии, хотя, делая такой шаг, он явно рисковал карьерой, репутацией и престижем, которых он только что добился.
          Первым американским фильмом стал "Ребекка" (1940), совсем непохожая на его предыдущую работу. Это не был триллер, а экранизация романтического романа Дафни Ду Морье, который он успешно превратил в напряженную психологическую драму. Стилистически, он также более полагался на передвижение камеры, а не на более знакомые хичкоковские примемы монтажа. "Ребекка" была превосходно поставленным фильмом и в 1940 году выиграла "Оскара" за лучший фильм. Хичкок получил номинацию за режиссуру. После двух развлекательных, но незначительных постановок, "Иностранного корреспондента" (см. аннотацию), и "Мистер и миссис Смит", романтической комедии с Кэрол Ломбард (1941), Хичкок вернулся к триллеру, сняв еще одну прекрасно сыгранную, полную саспенса драму "Подозрение" (см. аннотацию), 1941. Джоэн Фонтэйн выиграла "Оскара" за портрет женщины, которая подозревает, что муж хочет ее убить. Мужа сыграл Кэри Грэнт в первой из нескольких ролей в фильмах Хичкока, но присутствие Грэнта ослабило концовку, так как студия держалась правил, что звезда такого масштаба никогда не будет играть убийцу.
          "Диверсант" (см. аннотацию), 1942, был виртуозным упражнением в технике и приемах жанра триллера и граничил с самопародией. "Тень сомнения" стала первой серьезной попыткой Хичкока создать напряженную драму с помощью тонкой характеризации всех персонажей, недосказанного сюжета и тщательного, достовернейшего воспроизведения жизни маленького американского городка (см. аннотацию). В "Спасательной шлюпке", 1944, он продемонстрировал техническое мастерство, поместив все действие в пространство маленького суденышка. Он продолжал блистать виртуозностью и мастерским владением техники в "Завороженном", 1945, роскошном романтическом триллере "Дурная слава", 1946; и в "Веревке", 1948. В "Веревке" он экспериментировал беспрерывной съемкой, при которой необычно длинные кадры прерывались только тогда, когда было необходимо перезаряжать камеру. "Дело Парадайна" была судебной драмой, построенной на разговорах, а не действии, а фильм "Страх сцены", который он снял в Англии, был менее убедительным и успешным, чем остальные его триллеры. После десятилетия попаданий в десятку и промахов, 50-е годы стали знаком величия Хичкока. "Незнакомцы в поезде", 1951, стал первым из нескольких фильмов декады, которую многие считают самой богатой и благодарной для режиссера. Это был период, когда искусство Хичкока достигло полной зрелости такими превосходными триллерами, как "Окно во двор", 1954, "Головокружение", 1958, "На Север через Северо-Запад", 1959, и "Психоз", 1960. Эти фильмы были кульминацией самой блистательной режиссерской карьеры в истории кино. Режиссер скончался 29 апреля 1980 года.

назад | главная |история кино|кино и астрология|
выдыющиеся режиссерыоб авторах