Рисунок

Стилевое оформление зданий было различным.

ГЛАВНЫЕ ВОРОТА напоминали своими башнями Спасские ворота Московского Кремля.

ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИЙ и КУСТАРНЫЙ ПАВИЛЬОНЫ были выполнены в традициях русского стиля. В постройках использовалось дерево, напоминающее об основном материале древнерусской архитектуры и о главном богатстве России - лесе. На стенах ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОГО ПАВИЛЬОНА по обе стороны от главного входа размещались два живописных панно, представлявшие аллегорию переселения в прошлом и настоящем. Автором панно был Павел Дмитриевич Шмаров.

Научный павильон. Архитертор Л.А.Чернышев. Фото из фондов ОГИК музея.

НАУЧНЫЙ ПАВИЛЬОН был выполнен в древнеегипетском стиле. Основными элементами были трапециевидные пилоны, стилизованные орнаменты и рельефы, обелиски, дорога сфинксов. Крыша павильона была построена из стеклянных рам для лучшего освещения. Павильон открывала скульптура, изображавшая Ермака.

ТЕАТР-РЕСТОРАН вбирал в себя черты мавританской Испании. Веранда была окружена арками, придававшшими зданию неповторимую экзотичность. На стенах просторного зала были помещены две картины, изображающие противоречивость и безысходность жизненных коллизий.

Лесной павильон. Архитертор Л.А.Чернышев. Фото из фондов ОГИК музея.

ЛЕСНОЙ, МАШИННЫЙ и МОЛОЧНЫЙ ПАВИЛЬОНЫ, как и главный были выполнены в традициях модерна, нового в то время направления.


Молочный павильон. Архитертор Л.А.Чернышев. Фото из фондов ОГИК музея.

Одним из самых красивых зданий выставки был признан МОЛОЧНЫЙ ПАВИЛЬОН. Он производил впечатление легкости и изящества, включал в себя элементы древнеегипетской архитектуры. "Рецензенты восхищались:" Безусловно по архитектуре, один из выдающихся павильонов, здание одно из первых по красоте".

Музыкальная ЭСТРАДА - РАКОВИНА была построена в стиле ампир, а САДОВЫЕ БЕСЕДКИ - в стиле модерн. "Формы всех зданий, их архитектурные детали и декоративные элементы, решение внутреннего пространства были обусловлены назначением каждого сооружения."

Помимо Л.А.Чернышева над оформлением выставки работали также и другие мастера. Вот, например, ГОРОДСКОЙ ПАВИЛЬОН был построен по эскизу Г.А.Сизикова. Одесский скульптор - декоратор Д. Л. Вейнберг работал над созданием павильона конторы лесных складов Переселенческого управления, представлявшего собой березовое дупло с сучками и отростками. Дупло диаметром 8 аршин снаружи было обшито берестой.

"Самым интересным сооружением Д. Л. Вейнберга был признан фантастический сталактитовый, с утесами, перевалами, ступеньками, грот для Комитета Выставки. Он был интересен тем, что от самого верха по стене скалистой пещеры маленькими каскадами струилась вода, освещаемая электрическим светом."

ПАВИЛЬОН ФИРМЫ "ЗИНГЕР" очертаниями напоминал швейную машину.

Кондитерский павильон фирмы "Эйнем" напоминал нарядную "бонбоньерку." Внутри него стояли башни из различных сортов печенья, пирамиды конфет и большая фигура медредя из шоколада.

Витрина торгового дома братьев Ивановых была оформлена экспонатами из кофе, какао, шоколада, мармелада, монпансье. В центре был установлен бюст Александра || из шоколадного печенья. Корона, скипетр и держава были выполнены из леденцов.

Электрическое освещение было гордостью организаторов выставки. Устройство для освещения выполнил германский подданный Ф. Ф. Поль.

Оформление выставки цветами осуществлялось рижским мещанином Я. П. Ассаритом. Он же ухаживал за клумбами и газонами, растениями в аранжереях и парниках.

К сожалению, ни один из павильонов в силу своей временной специфики не смогли сохраниться. По воспоминаниям старожилов, некоторые из зданий можно было увидеть еще в предвоенные годы. Но в наше время наиболее цельное пердставление о выставке, о работе архитекторов можно получить, рассматривая альбомы с фотографиями, составленные омским художником Антоновым.


Рисунок