Типология журналов
Современное общество носит информационный характер и его жизнь невозможна без полноценного обеспечения информационных потребностей.
Важнейшим источником оперативного информирования читателей о событиях и фактах общественной жизни, о результатах научных исследований, а также средством формирования мировоззрения является периодическая печать.
Периодические издания представляют несомненный практический и научно- познавательный интерес для широкого круга читателей, в том числе и для специалистов различных отраслей знания, периодика незаменима и для расширения кругозора и проведения досуга.
Проблемы типологии журналов занимали ученых и практических работников с давних пор. Разработка типологии журналов привлекла внимание исследователей, работающих в журналистике, литературоведении, книговедении, библиографии. В современных исследованиях по проблемам типологии журналов предлагаются различные группировки, позволяющие сделать вывод, что все они в основном построены на принципах отраслевой и функциональной дифференциации.
По читательскому адресу могут быть выделены две группы журналов по искусству: как уже было сказано выше это журналы, предназначенные для читателей – специалистов и журналы для читателей – неспециалистов – массового читателя и отдельных его групп.
Журналы для специалистов призваны содействовать профессиональной деятельности своих читателей. В этой группе журналов можно выделить:
научные,
производственно – практические,
методические,
реферативные.
Журналы для специалистов по функциональному назначению можно подразделить на:
научно – популярные,
литературно – художественные
;по читательскому адресу
–журналы для детей,
для молодежи,
для женщин,
для специфических групп читателей.
Обслуживание массового читателя. Здесь издания являются одним из средств пропаганды искусства (наряду с кино, телевидением и др.). Конкретное содержание этих задач определяется современным состоянием развития искусства, целями культурно – просветительной работы.
Одна группа научно – популярных журналов адресуется широкому кругу читателей, интересующихся проблемами науки, а также занимающихся научной работой в смежных областях. Назначение журналов – формирование научного мировоззрения читателя, расширение его кругозора, популяризация достижений науки и техники. Журналы иллюстрируются фотографиями и рисунками, наряду со статьями различной тематики, содержат практическую информацию, развлекательные материалы, литературно – художественные произведения.
Другую группу составляют те журналы, что предназначены для распространения специальных знаний и практических навыков, изложенных в доступной форме. Тематически эти журналы охватывают большой круг вопросов в различных областях науки, производства, культуры и искусства.
Говоря о типологии журналов по искусству необходимо также наряду с вышеизложенными классификациями обозначить и дать трактовку самому термину искусство.
Искусство (БЭС) – художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно - прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино.
Таким образом, журналы по искусству подразделяют по этим жанровым особенностям.
Литературно – художественный журнал –
периодическое издание, чаще всего ежемесячное, знакомящее читателя с новинками оригинальной или переводной литературы и новостями литературной жизни, и способствующее формированию общественного мнения. Литературно-художественный журнал обычно имеет разделы литературной критики, публицистики, рецензии на новые книги, хроники культурных новостей, как правило, содержат статьи по вопросам экономики, социологии, истории и текущей политики.По читательскому адресу
могут быть выделены группы журналов – для читателей специалистов и для неспециалистов (массового читателя).Остановимся на журналах второй группы.
Современная классификация литературно-художественных журналов достаточно условна, но существующее разнообразие говорит о динамике процессов., происходящих в российском литературоведении и журналистике.
Деление литературных журналов:
1. По территориальному признаку.
2. По направленности (маркировке)
3. По направлению.
использованная литература: