Создание харьковской геометрической школы


1. Д.М.Синцов - основатель харьковской геометрической школы

Д.М.Синцов родился в городе Вятке 8 (20) ноября 1867 года в семье земского врача. Домашнее образование получил под руководством матери, уже в детстве овладел несколькими иностранными языками. Среднее образование получил в Казанской 3-й гимназии; окончил курс с золотой медалью в 1886г. Осенью того же года поступил на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета. На четвертом курсе получил золотую медаль за сочинение на тему: “О функциях Якова Бернулли”. Занимался преимущественно математикой и астрономией. Значительное влияние на научное развитие Д.М.Синцова в студенческие годы имел профессор А.В.Васильев, которого он называл своим “многоуважаемым учителем”. Это влияние сохранилось в некоторой степени и в дальнейшем, когда Д.М.Синцов был приват-доцентом Казанского университета.


Д.М.Синцов

Д.М.Синцов

По окончании университетского курса и после сдачи экзаменов в испытательной комиссии осенью 1890г. Синцов был оставлен при кафедре математики для подготовки к профессорскому званию. В течение 1892-1893г. сдал магистерский экзамен и по прочтении двух пробных лекций был принят 23 апреля 1894 года в число приват-доцентов Казанского университета.

Д.М.Синцов принимал активное участие в подготовке и проведении 100-летия со дня рождения Н.И. Лобачевского. Он перевел на русский язык классические работы зарубежных математиков, в которых развивались идеи Лобачевского:

1) Г.Риман. “О гипотезах, лежащих в основании геометрии”;

2) А.Пуанкаре. “Об основных гипотезах геометрии”;

3) С.Ли. “Замечания на работу Гельмгольца “О фактах, лежащих в основе    геометрии”;

4) Ф.Клейн. “Сравнительное обозрение новейших геометрических исследований (Эрлангенская программа Ф.Клейна)”. Д.М.Синцов деятельно участвовал в работе местного распорядительного комитета по образованию фонда имени Н.И.Лобачевского, а в 1897г. он был в составе жюри по рассмотрению работ, представленных на соискание премии им. Н.И. Лобачевского.

С 1892г. Д.М.Синцов начал работать над магистерской диссертацией “Теория коннексов в пространстве в связи с теорией дифференциальных уравнений в частных производных первого порядка”. Теория коннексов получила свое начало в работах немецкого математика А. Клебша, который впервые рассматривал в качестве основного элемента плоскости сочетание точка-прямая. Совокупность таких элементов, удовлетворяющих уравнению f(x1,x2,x3;u1,u2,u3)=0, где x1, x2, x3 - однородные координаты точки, u1,u2,u3 - однородные координаты прямой и f - функция однородная как относительно x, так и относительно u, он назвал тернарным коннексом. Клебш построил геометрию тернарного коннекса и применил ее в теории обыкновенных дифференциальных уравнений. Исследовать коннексы в пространстве с составными элементами точка-плоскость, точка-прямая, точка-прямая-плоскость Клебш не успел. Известный немецкий математик профессор Ф.Клейн, отмечая трудности разработки теории коннексов в пространстве, писал: “Причина, вследствие которой в последнее десятилетие мало занимались этой программой, имеет свое естественное основание в том, что эта работа требует больших познаний в различных областях математики. Только тот, кто хорошо овладеет проективной геометрией, теорией инвариантов и теорией функций, может за нее взяться и действительно продвинуться в этом направлении вперед”. В своей магистерской диссертации Д.М.Синцов успешно справился с поставленной задачей. В отзыве на диссертацию А.В.Васильев писал: “Эрудиция, приобретенная автором благодаря знакомству с теорией групп преобразований, теорией алгебраического интегрирования, теорией коннексов, а также и символикой, принятой в изучении форм, и с новейшими исследованиями по классификации гомографических преобразований, представляет по моему мнению в высшей степени симпатичную особенность молодого ученого. Она дает ему прекрасный базис для дальнейших самостоятельных работ в той или другой из интересных теорий, с которыми он успел познакомиться”. Диссертация была издана в Казани в 1894г., в 1895г. Д.М.Синцов ее успешно защитил. Кроме магистерской диссертации, Дмитрий Матвеевич посвятил теории коннексов большое количество работ, в которых получил основополагающие результаты.

В 1898г. Д.М.Синцов защитил диссертацию на степень доктора чистой математики. Диссертация посвящена актуальной проблеме нахождения рациональных интегралов линейных уравнений. Оценивая значение этой работы Д.М.Синцова для развития науки, профессор А.В. Васильев в отзыве о ней писал: “Эта новая монография по вопросу, имеющему важное значение в анализе и вызвавшему большой интерес среди русских математиков, займет видное место в многочисленной литературе по способам Лиувилля и Имшенецкого, так как самостоятельные исследования талантливого автора разъясняют многие неясные пункты в вопросе о взаимном соотношении и сравнительной ценности способов Лиувилля и Имшенецкого”.

В 1896г. Д.М.Синцов получил трехмесячную заграничную командировку на каникулярное время. В Лейпцигском университете он слушал лекции по теории непрерывных групп преобразований у Софуса Ли и Фридриха Энгеля, там же в математическом институте изучал мемуары С.Ли по теории групп. В Геттингенском университете Синцову удалось встретиться и побеседовать с Феликсом Клейном и послушать несколько лекций Давида Гильберта, в Дармштадте он посетил мастерские Брилля по изготовлению математических моделей. В отчете о командировке Д.М.Синцов отмечает, что лекции С.Ли “отличаются чрезвычайно живым и наглядным изложением, отсутствием ненужных для понимания сущности дела подробностей и являются поэтому поучительным образцом того, как можно излагать самые трудные вопросы, чтобы сделать их доступными и интересными для слушателей средних способностей и подготовки”.

Д.М.Синцов

В 1898г. Д.М.Синцов отправляется на каникулярное время во вторую заграничную командировку для ознакомления с преподаванием математики, главным образом геометрии, в высших технических учебных заведениях Германии и Франции. Он посетил высшие учебные заведения Парижа, Берлина, Мюнхена, Штутгарта, Вены, Цюриха. Он пришел к выводам о необходимости расширения геометрических курсов в университетах, о введении элементов высшей математики в средней школе, о необходимости организации кабинетов и лабораторий по математике, где бы студенты вырабатывали навыки самостоятельной работы над книгой, изготовляли модели, чертежи и т.д.

В 1899г. Д.М.Синцов принял приглашение занять ординатуру высшей математики во вновь открытом тогда Екатеринославском (Днепропетровском) высшем горном училище, где ему пришлось выработать программы и план преподавания, вести преподавание почти всей математики и выполнять различные другие обязанности, связанные с жизнью организующегося учебного заведения.

Таким образом, в Харьковский университет в 1903 году пришел вполне сформировавшийся ученый-педагог с богатым опытом и с еще более богатыми планами. 43 года научно-педагогической деятельности ученого были отданы Харьковскому университету.

В Харькове Синцов опубликовал целый ряд работ, в которых развил и обобщил теорию коннексов в ее связи с интегрированием дифференциальных уравнений в частных производных первого порядка, а в дальнейшем занялся связанным с этим вопросом изучением свойств пфаффовых и монжевых многообразий.

Д.М.Синцов участник 23 международных математических съездов и конгрессов. Велика его роль в популяризации за границей достижений отечественных математиков (он поместил за рубежом более 2000 рефератов).

За свою многолетнюю интенсивную научную деятельность Синцов опубликовал 125 научных статей, 49 статей по педагогике и историко-биографического характера, отчетов, 28 лекций, учебников и пособий. Им выполнены многочисленные переводы, редактирования, рецензии.

В Харьковском университете Дмитрий Матвеевич читал курсы аналитической и дифференциальной геометрии, интегрирования дифференциальных уравнений. По этим предметам им были изданы курсы лекций, которые впоследствии переиздавались. Кроме того, он периодически читал проективную геометрию, теорию групп непрерывных преобразований, уравнения в частных производных, историю математики.

С 1906г. до конца жизни Д.М.Синцов был председателем ХМО. По его инициативе в 1908г. при ХМО был организован педагогический отдел с библиотекой при нем, занимавшийся разработкой педагогических вопросов высшей и средней школы. Сам Дмитрий Матвеевич читал несколько раз математику на курсах по подготовке преподавателей для средней школы.

Дмитрий Матвеевич проявил глубокий интерес к вопросу реформы преподавания математики в средней и высшей школе. Это отразилось в его статьях, посвященных вопросам преподавания, в докладах на съездах и конференциях, а также в учебных руководствах.

В начале XX столетия получило широкий размах международное движение за реформу преподавания математики, руководителем которого был Ф.Клейн. Сущность этого движения заключалось в требовании введения в курс математики средней школы элементов высшей математики.

Д.М.Синцов горячо поддерживал это движение. В 1913г. на XIII съезде естествоиспытателей и врачей он дал яркую характеристику обучения того времени. “Я не боюсь впасть в преувеличение, если скажу, повторяя кем-то сказанную фразу, что наше преподавание построено по системе двойного забвения: переходя из средней школы в университет, студент забывает то, чему он учился в средней школе; кончая университет и начиная преподавать, он прежде всего забывает то, чему он учился в университете. Такое положение вещей, конечно, совершенно ненормально”.

Дмитрий Матвеевич был требователен к личности преподавателя. На II Всероссийском съезде преподавателей математики (1914г.) он говорил: “Если Munsterberg находит, что не всякий может быть трамвайным вагоновожатым или телефонной барышней, то, конечно, странно думать, чтобы трудное дело преподавания было доступно каждому. Я не думаю, что педагогом нужно родиться. Но нужно хотеть быть им, нужно любить свое дело и хорошо относиться к учащимся. Дети и юноши очень чутки и дарят своей любовью даже не совсем умелых преподавателей, в которых чувствуют благожелательное, справедливое и ровное на себя отношение”.

Сам Дмитрий Матвеевич был отзывчив, добр, пользовался любовью и уважением многочисленных учеников и всех знавших его. Будучи воспитан в лучших традициях передовой интеллигенции 70-80 гг. 19 века, Дмитрий Матвеевич смотрел на свою работу, как на доступный ему способ служения народу. Еще и до революции он принимал деятельное участие в работе различных просветительных организаций (воскресные чтения в Екатеринославе, Общественная библиотека в Харькове, Общество грамотности, Курсы для рабочих и т.д.)

Организация научных исследований в области геометрии в Харьковском университете связана с именем Д.М.Синцова. По его инициативе в университете начали читать такие курсы, как неевклидова геометрия, риманова геометрия, проективно-дифференциальная геометрия, шаровая геометрия, линейчатая геометрия, теория алгебраических кривых, теория непрерывных групп преобразований, топология и др.

В 1912-1913 учебном году впервые в Харьковском университете Д.М.Синцов объявляет семинар по дифференциальной геометрии (необязательно и бесплатно). Синцову удается привлечь к научным исследованиям в области геометрии многочисленную группу своих учеников. Этому способствовала организация сначала научного геометрического семинара, затем научно-исследовательской кафедры геометрии университета и сектора геометрии Харьковского научно-исследовательского института математики и механики. Таким образом можно говорить о создании харьковской геометрической школы, которая становится ведущей на Украине.

В 1935г. Дмитрию Матвеевичу было присвоено звание заслуженного деятеля науки.

В 1938г. его избирают депутатом Верховного Совета УССР первого созыва и в качестве старейшего депутата он открывает первое заседание сессии.

В 1939г. Д.М. Синцов избирается действительным членом АН УССР.

В годы Великой Отечественной войны Дмитрий Матвеевич эвакуировался в Уфу вместе с АН УССР.

После освобождения Харькова от немецких захватчиков Дмитрий Матвеевич возвращается в Харьков, восстанавливает научно-исследовательский институт математики, заведует в университете кафедрой геометрии и активно работает в качестве депутата Верховного Совета.

Дмитрий Матвеевич скончался 28 января 1946г. на 79 году жизни.


2. С.Н. Бернштейн.

В 1907-1908 учебном году в Харьковский университет был принят приват-доцентом кафедры чистой математики Сергей Натанович Бернштейн (5.III.1880 - 26.X.1968). Он работал в Харьковском университете до 1933 года. Сергей Натанович не был геометром, но его влияние на развитие всех направлений харьковской математической школы очень велико, для научной молодежи талантливый ученый был непревзойденным учителем. Именно поэтому Я.П.Бланк свои воспоминания начал с рассказа о С.Н.Бернштейне.

Бернштейн родился в Одессе в семье доцента анатомии и физиологии Новороссийского (Одесского) университета. С 1898 по 1902 год С.Н.Бернштейн учился и работал в Парижском университете, а затем два года в Геттингене. В 1900г. на Первом международном математическом съезде в Париже Д.Гильберт поставил перед математиками двадцать три математические проблемы. И уже тогда две из них - 19-я и 20-я - приковали к себе внимание молодого Бернштейна. В 1903г. двадцатитрехлетнему ученому удалось решить девятнадцатую проблему. Это решение он представил в качестве диссертации на соискание степени доктора наук, которая была присуждена ему комиссией в составе известных европейских математиков: Адамара, Пикара, Пуанкаре и др. Вернувшись в Россию уже признанным ученым, со степенью доктора наук, он сдает магистерские экзамены в Петербурге (1906г.) и защищает две диссертации в Харькове (магистерскую в 1908г., докторскую - в 1913г.).

В 1929г. Сергей Натанович получает звание действительного члена Академии Наук СССР и спустя четыре года переезжает в Ленинград, где он шире развернул свою работу в академии, а также был профессором Ленинградского государственного университета и руководил кафедрой математики в Ленинградском индустриальном институте. С 1941 года, живя в Москве, Сергей Натанович отдает все свои силы почти исключительно научной деятельности в Академии Наук СССР. Но все годы он поддерживал контакты с харьковскими математиками.

С.Н.Бернштейн

С.Н.Бернштейн

Основные труды академика С.Н.Бернштейна относятся к теории дифференциальных уравнений, теории приближения функций многочленами (конструктивная теория функций) и теории вероятностей.

Важные для геометрии приложения содержатся в работах С.Н.Бернштейна по теории дифференциальных уравнений, принадлежащих к первому периоду его математического творчества. Им впервые было получено заключение об аналитичности поверхности, если ее метрика положительной кривизны аналитична.

В своей магистерской диссертации: “Исследование и интегрирование дифференциальных уравнений с частными производными второго порядка эллиптического типа” С.Н.Бернштейн получил первое общее решение проблемы Плато, построения минимальной поверхности, опирающейся на данный контур.

С.Н.Бернштейну принадлежит следующая важная для геометрии “в целом” теорема: поверхность z=f(x,y), где f(x,y) имеет непрерывные частные производные первых двух порядков (при всех вещественных x, y), полная кривизна которой не положительна и не равна тождественно нулю, не может при всех значениях x, y оставаться между двумя фиксированными плоскостями z=± h.

Эта теорема была затем усилена ее автором: поверхность S отрицательной кривизны z=f(x,y) не может быть целиком расположена между обеими полостями гиперболоида (имеющими по одной точке пересечения с любой прямой, параллельной оси OZ), асимптотический конус которого имеет достаточно большой угол раствора.

Многие понятия и теоремы математики названы именем Бернштейна (интерполяционный процесс, многочлены, теоремы, ядро, метод суммирования, проблема, неравенство). Бернштейн - иностранный член Парижской АН и других учреждений и обществ; лауреат премии Бельгийской АН (1911), Французской АН (1920), Государственной премии СССР (1942). Награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени.

Вклад таких ученых как Д.М.Синцов и С.Н.Бернштейн общепризнан и хорошо известен. Харьковский университет обязан им также и тем высоким уровнем преподавания математики, который стал традиционным в Харьковском университете, созданием благоприятной атмосферы для возникновения научной школы.


3. Организация математических кружков и семинаров, геометрического кабинета, "Харьковской математической библиотеки".

Традиционным средством возбуждения у студентов интереса к науке были темы, задаваемые факультетом на соискание медалей и премий. Эта традиция была закреплена в университетском уставе. Приведем примеры тем для научных занятий студентов, предлагавшихся математическим отделением:

1891г. "Аналитическая теория кривых 3-го порядка" (Представили студенты Александр Левченко (серебр. медаль) и Михаил Лагутинский (серебряная медаль)).

1894г. "Изложение оснований так называемой неевклидовой геометрии". (Сочинение на эту тему не было представлено).

1898г. "О поверхностях, все линии которых суть плоские или сферические". (Сочинение представил окончивший с дипломом 1-ой степени Александр Гинзбург - серебряная медаль).

1901г. "О наименьших поверхностях". (Сочинения представлены не были).

1903г. "Изложить теорию изгибания поверхностей, данную Weingarten'ом, и приложить эту теорию к исследованию каких-либо частных случаев" (Сочинение не представлено).

Наличие среди харьковских математиков после 1906г. таких авторитетных ученых, как С.Н.Бернштейн, Д.М.Синцов, А.П.Пшеборский и Ц.К.Руссьян, дало возможность не только поставить высокий уровень преподавания, но и привлечь больше студентов к творческой работе. Появились студенческие кружки и семинары, работавшие вне официального учебного плана, в необязательном порядке. Для изучения зарубежного опыта подготовки преподавателей средних учебных заведений был командирован профессор Н.Н.Салтыков. В "Записках Императорского Харьковского университета" за 1910 год он, писал о подготовке учителей в Нормальной Школе Парижа: "С первого года своего поступления в школу, ученики в своих пробных лекциях, которые они читают во время занятий, научаются излагать свои мысли в строгом порядке ясным, удобопонятным языком, пользуясь для этого руководящими указаниями преподавателя и замечаниями своих товарищей. Такого рода упражнения продолжаются в течение трех лет... Таким образом на практике усваивается все то, что можно изучить в педагогике. Что же касается истинного умения преподавать, то оно зависит от самообладания преподавателя и его уверенной речи, что, в свою очередь, является непременным следствием глубокого знания и энергичного характера. Изучение и знание педагогики не принесет пользы преподавателю, который не владеет достаточно основательными знаниями и не имеет силы воли; такой преподаватель нигде не сумеет овладеть вниманием класса учеников или аудитории взрослых слушателей.

Семинары с давних пор существуют в германских университетах, и в настоящее время эта форма преподавания все более распространяется в Германии и во Франции. В этом отношении необходимо прежде всего указать на Геттингенский университет, в котором ведутся известным математиком профессором Ф.Клейном семинары и курсы, связанные с вопросами элементарной математики.

Что касается русских университетов, то они не обладают средством для развития указанных сторон преподавания. Но, тем не менее, существуют и у нас ценные начинания в этом направлении; так, например, в Харьковском университете существует несколько семинаров, возникших по инициативе отдельных преподавателей.

Весьма желательно, чтобы правительство пришло на помощь университетам ассигнованием достаточных средств для осуществления указанного направления в университетском преподавании и в частности обеспечило бы существование семинаров, согласно с потребностями специальной подготовки преподавателей для средней школы".

В октябре 1914г. по инициативе студентов был организован математический кружок. Цель кружка - самоусовершенствоваться в различных отделах математики, не обнимаемых университетским курсом. В конце 1914г. состоялось два, а в течение 1915г. - 7 собраний членов кружка. Доклады делали студенты: Гиршвальд, Котов, Нейман, Сырокомский.

В 1915г. на медаль были предложены математиками следующие премии: "Геодезические линии и линии постоянной геодезической кривизны с приложением к поверхностям второй степени", "Оправдание геометрии в "Критике чистого разума" Эммануила Канта". На премию им. Алексеенко по математике была объявлена тема: "Первоначальные сведения по проективной геометрии, как дополнение курса элементарной геометрии в средней школе". В 1916г. на заседании Совета физ.-мат. факультета было утверждено положение о капитале им. М.Н.Лагутинского, учрежденном матерью скончавшегося в германском плену приват-доцента кафедры чистой математики. Проценты с капитала предполагалось выдавать в виде премий за сочинение на тему, объявленную факультетом.

Д.М.Синцов большое внимание уделял организации и расширению библиотеки математического кабинета. Он с большой энергией и настойчивостью добивался в правлении университета утверждения ассигнований на пополнение мат. кабинета литературой, а геометрического кабинета - моделями. Как книги, так и модели он лично выписывал и сам же вел записи в инвентарных книгах. В обл. архиве сохранились письма торговца из Лейпцига Мартина Шиллинга, в которых он сообщает профессору Д.Синцову о пересылке геометрических моделей и инструкций к ним. Дмитрий Матвеевич много внимания уделял вопросам преподавания, сам занимался приготовлением некоторых наглядных пособий по дифференциальной и аналитической геометрии, привлекал к этой работе студентов.

В статье "О роли интуиции в преподавании высшей математики" Д.М.Синцов пишет: "...Математическое преподавание университетского типа, построенное на принципе свободного преподавания, приводит к тому, что только резко выраженные индивидуальности крупных ученых налагают свою печать на характер преподавания. Большинство проявляет свою индивидуальность в деталях... В результате традиция, шаблон играют в преподавании математики в высшей школе гораздо большую роль, чем можно было бы думать, и это довольно естественно, потому что более элементарные части, например, аналитическая геометрия, настолько выработались, что только первокурсники, как при мне как-то сострил на лекции Феликс Клейн, думают, будто это он сам придумал преобразование кривых 2-ой степени к простейшему виду. И поэтому крупные ученые в Германии часто не читают даже таких элементарных курсов, передавая их ведение начинающим приват-доцентам и оставляя за собой чтение специальных курсов и ведение семинаров...

Покойный G.Darboux, в своей речи на Римском математическом конгрессе 1908 года: "Les origines, les methodes et les problemes de la geometrie infinitesimale" рассказывает, как один весьма выдающийся анналист принес ему работу, только что им оконченную, о развертывающейся поверхности, описанной около шара и поверхности 2-го порядка; его формулы, отличавшиеся изяществом, симметричностью и искусным выводом, привели его к заключению, не мало его поразившему, что ребро возврата его развертывающейся выпрямляется алгебраически; результат этот, не лишенный интереса и доставивший большое удовлетворение автору, - мог бы, однако, быть получен им совершенно без помощи вычислений - как Дарбу не трудно было показать автору, - ибо геометрически результат очевиден и мог бы быть распространен на всякую развертывающуюся, описанную около сферы, так как он вытекает из того обстоятельства, что ребро возврата есть одна из разверток кривой прикосновения развертывающейся поверхности и сферы. "Это, говорит Дарбу, заметил бы и сам мой приятель-анналист, если бы он не был оставлен - на короткий, надеюсь, момент - богом геометрии".

... ученый, о котором рассказывает Дарбу, был именно анналистом, а не геометром, и оставался анналистом и занимаясь геометрией, принадлежа к психологическому типу математиков-логиков, а не математиков-интуитивистов. Первые прежде всего заняты логикой, - они, по картинному сравнению Пуанкаре, идут к цели шаг за шагом, как бы ведя осаду крепости по методе Вобана (Vauban) путем постепенных подступов, ничего не оставляя игре случая; вторые дают вести себя непосредственной интуиции и сразу достигают быстрых успехов, иногда, однако, спорных, как смелые налеты кавалерии авангарда. Различие этих двух типов замечается еще на школьной скамье. У наших студентов, говорит Пуанкаре, мы замечаем ту же разницу: одни предпочитают решать свои задачи "при помощи анализа", другие - "геометрически", одни не способны "видеть в пространстве", другие быстро утомляются и запутываются в продолжительных вычислениях.

И надо с первых же шагов преподавания математики помогать развитию того, чего мало от природы. Важно научить логически мыслить, и на эту сторону в преподавании всегда обращалось достаточно внимания, важно научить вести правильно счет и преобразования формул. Но не менее важно развивать воззрение, важно научить мысленно представлять геометрические образы (особенно стереометрические), и для этого, конечно, необходимо с первых шагов воспитывать глаз на моделях, приучая представлять себе пространственные образы...

На важности и необходимости с первых же шагов развивать геометрическое воображение не лишне, однако, настаивать, прежде всего потому, что пренебрежение этим вначале сказывается затем на всем дальнейшем развитии человека в математическом отношении". Рассуждая о преподавании аналитической геометрии в пространстве, Дмитрий Матвеевич пишет: "... и модели поверхностей 2-й степени, как гипсовые, так и нитяные, давно уже составляют необходимую принадлежность преподавания. Наряду с моделями сплошных поверхностей очень поучительны модели проволочные, дающие главные сечения поверхностей. Только приучив к ним глаз, можно разбираться в чертежах на доске".

Далее говорится о трудностях в оборудовании моделями, о пользе и необходимости моделей в высшей математике. Рассказывается о моделях, сделанных по заданию Д.М.Синцова в мастерской наглядных пособий Гогунцова в Харькове, о моделях, разработанных студентом П.А.Соловьевым и И.М.Гребеновым, о том, что "в Харькове имеется человек, артистически делающий нитяные модели поверхностей 2-го порядка, собравший и сработавший себе целый геометрический кабинет, не ограничивающийся математикой средней школы - В.М.Фесенко".

"Мне припоминается один случай из моей преподавательской практики в университете, ярко рисующий значение модели. После того, как я дал на лекции получение эллипса сечением прямого кругового конуса плоскостью, в перерыве один из слушателей обратился ко мне и рассказал, что он с товарищем разбирали этот вопрос дома, перед лекцией, что в сечении должен получиться не эллипс, а овал, и что они пробовали проверить это экспериментально, сделав конус из хлебного мякиша, и сделали сечение его ножом. При этом действительно получалась у них кривая, более сплющенная с одной стороны, где секущая плоскость встречает образующие под большим углом. Я указал, что в их эксперименте, поверхность конуса при разрезании с одной стороны сплющивалась, и показал им еще раз модель разъемного по эллиптическому сечению кругового конуса, чем окончательно и устранилось сомнение".

Обосновывая необходимость создания атласа кривых, Д.М.Синцов приводил примеры, показывающие, что если "даже великие ученые и опытные математики могут ошибаться в истолковании формул, то ясно, насколько важны чертежи в теории кривых".

Благодаря студентам Ивану Божко и Николаю Душину, Д.М.Синцову удалось обогатить геометрический кабинет коллекцией из более 200 чертежей различных кривых.

В послереволюционный период, когда в университет приходили слушатели с меньшей аналитической подготовкой, использование моделей в преподавании высшей математики стало еще более необходимым.

Понимая роль классических сочинений математиков в подготовке молодых ученых, Д.М.Синцов добивается выделения факультетом средств на издание "Харьковской математической библиотеки". Первым выпуском этой серии в 1910г. явилось классическое сочинение Якоба Штейнера "Геометрические построения". Перевод осуществили студенты П.М.Ерохин и Р.И.Гольцберг, редактирование и написание биографического очерка Штейнера выполнил Дмитрий Матвеевич. В предисловии он пишет: "...в России при малочисленности ее научных центров важно дать в руки каждому желающему классические произведения по доступной цене". Об авторе сочинения Синцов писал:

"Якоб Штейнер, один из величайших геометров, родился 18 мая 1796г. в Уценсторфе, городке Бернского кантона, в простой крестьянской семье. До 18 лет он помогал своим родителям в сельском хозяйстве и образование его было также ограничено, как и всех его сверстников; как он сам писал впоследствии о себе, на 19-ом году он едва умел писать, в умственном счете приобрел известную ловкость, а также имел некоторые эмпирические сведения по астрономии, которая его тогда особенно увлекала. К счастью для него и для науки, его стремление к знанию было замечено одним из учеников и помощников Песталоцци, который и постарался заинтересовать им знаменитого педагога, а также преодолеть сопротивление отца Штейнера, не желавшего терять сильного помощника. Песталоцци действительно принял Штейнера после месячного испытания бесплатно в свое знаменитое воспитательное заведение, здесь Штейнер большую часть времени употребил на изучение математики, этого главного предмета в системе преподавания у Песталоцци. После полуторагодичного пребывания Штейнера в этом заведении ему решились доверить преподавание математики..."

За первым выпуском "Харьковской математической библиотеки" через два года следует второй, представляющий переиздание главнейшего труда знаменитого профессора Казанского университета Н.И.Лобачевского "Новые начала геометрии с полной теорией параллельных", с приложением биографического очерка Лобачевского и примечаниями составленными Д.М.Синцовым. В конце биографического очерка Дмитрий Матвеевич пишет: "Значение геометрических исследований Лобачевского оставалось непонятым для современников, за исключением немногих избранных, и только опубликование переписки Гаусса с Шумахером открыло глаза ученому миру. С этих пор ведет начало признание его заслуг, а чествование в 1893 году Казанским Физ.-Мат. обществом 100-летия его рождения сделало его популярным.

На собранные международною подпискою деньги воздвигнут памятник-бюст Н.И.Лобачевского на площади перед Университетом, которому была отдана большая часть его жизни, и учреждена премия за сочинения по неевклидовой геометрии. Первую премию получил за свои работы Софус Ли, на основании отзыва профессора Ф.Клейна, получившего за этот отзыв первую медаль имени Лобачевского".

Революция, гражданская война, экономическая разруха, неимоверно возросшие цены на бумагу и типографские работы прервали это направление деятельности Д.М.Синцова.


4. Учреждение кафедры геометрии

В советский период Харьковский университет подвергся реорганизации. В 1920г. на его базе основана Академия теоретических знаний. В 1921г. академия преобразуется в Харьковский институт народного образования (ХИНО), основной задачей которого являлась подготовка учителей для средней школы. Эта задача не требовала от преподавателей глубокой подготовки и интенсивной научной работы. Чтобы избежать научной деградации преподавателей высшей школы, на Украине формируется сеть научно-исследовательских кафедр, которые возникли при высших учебных заведениях, где они могли получить хотя бы элементарную базу, но были отделены от учебного процесса и становились самостоятельными учреждениями.

В Харькове осенью 1921 года было учреждено 38 научно-исследовательских кафедр, из них 8 кафедр физико-математических наук:

1. астрономии (профессор Н.Н.Евдокимов)

2. математического анализа (профессор Ц.К.Руссьян)

3. геометрии (профессор Д.М.Синцов)

4. теории вероятностей и математической статистики (профессор С.Н.Бернштейн)

5. теоретической механики (профессор А.П.Пшеборский)

6. физики (профессор Д.А.Рожанский)

7. геологии и минералогии (профессор Д.Н.Соболев)

8. географии и антропологии Украины (профессор А.А.Ивановский)

Перед кафедрами ставилась не только задача проведения научных исследований, но и подготовки научных работников и новой профессуры для высшей школы. Работа геометрического семинара по основаниям геометрии и в первую очередь по изучению "Начал" Евклида способствовала выявлению лиц, интересующихся геометрией, которые стали сотрудниками и аспирантами кафедры геометрии.

В первом номере журнала "Наука на Украине", вышедшем в феврале 1922г., напечатан первый краткий отчет о работе кафедры геометрии:

"Кафедра геометрии занималась: 1) собиранием и изучением биографии Декарта, сочинение которого было раньше переведено Д.М.Синцовым; 2) подготовляла к изданию атлас кривых, которых собрано около 200; атлас будет сопровождаться краткими статьями по теории кривых; 3) занималась собиранием материалов по истории и методологии математики".

Заведующий кафедрой геометрии профессор Д.М.Синцов вел семинар по геометрии, предметом которого было современное понятие о кривой линии в связи с развитием понятия о функции; в результате семинара образовался сборник переводов классических мемуаров. К выполнению переводов привлекались студенты-участники семинара. Руководитель семинара редактировал их, а часть переводов выполнял сам.

Так студент В.И.Попов перевел работу Вейерштрасса "О некоторых функциях вещественного аргумента, которые ни для какого значения последнего не обладают определенным значением производной". Студент Розенштейн перевел работу Пеано "О кривой, заполняющей плоскую площадь" и работу Гильберта "О непрерывных изображениях линии на площади". Работая над атласом кривых, Д.М.Синцов подготовил три статьи "Этюды по теории кривых". Возобновляется его издательская деятельность и хлопоты по доставке в Харьков новинок как русской, так и иностранной математической литературы. Первые действительные члены кафедры Т.И.Котов и Н.М.Душин. Первый подготовил к печати большую монографию "Теория геодезических линий", опубликовал ряд статей, сделал несколько научных докладов в Харьковском Математическом Обществе. Первыми аспирантами кафедры были А.Б.Тиц (вел исследования по теории поверхностей с плоскими линиями кривизны) и Ю.Найшулер (работал в области оснований геометрии).

Подводя итоги первого года работы кафедры, отмечая возникшие трудности, Д.М.Синцов на первое место ставит снабжение кафедры новой иностранной литературой, и затем возможность публикации выполненных исследований, которые, оставаясь в портфелях авторов или руководителя кафедры теряют свое значение. Необходим или специальный математический орган, или печатание отдельных сборников по мере накопления материала.

Из отчета кафедры за 1925-1926 год узнаем, что ее действительными членами были Н.М.Душин и А.С.Вайнфельд, научными сотрудниками - И.С.Чернушенко и Ю.Найшулер, аспирантами - П.Соловьев, С.Урисман, В.Попов, М.Николаенко, Я.Бланк, Д.Петров, М.Прощин. К работе в геометрическом семинаре были допущены Ф.С.Рябоконь и П.Дармостук. Все члены кафедры занимались и преподавательской работой, аспиранты дежурили в математическом кабинете и давали консультации студентам младших курсов. На конференции по переподготовке преподавателей педагогических вузов организовали выставку коллекции геометрического кабинета. Руководитель кафедры принял участие в праздновании 200-летия Всесоюзной Академии Наук 6 сентября 1925г., и в торжественном заседании в Казани, посвященном столетию создания неевклидовой геометрии, 1 февраля 1926г.

В 1929г. на базе научно-исследовательских математических кафедр был учрежден Украинский институт математических наук, который через некоторое время получил название Украинского научно-исследовательского института математики и механики, а с 1934г. к этому названию были прибавлены слова "при Харьковском государственном университете", и дальнейшее развитие харьковской геометрической школы происходит на кафедре геометрии университета и в секторе геометрии научно-исследовательского института. Руководитель кафедры, учитывая склонности и пожелания сотрудников, распределял работу так, чтобы охватить различные области геометрии.

Работа по основаниям геометрии была поручена И.С.Чернушенко, в результате ее появилось несколько статей с критикой основных систем геометрических аксиом.

Проективной геометрии были посвящены доклады Л.Я.Гиршвальда, работа которого в Геодезическом институте привела к изучению важных для фото-аэросъемок вопросов теории перспективы. В этом направлении принимал участие также С.М.Урисман, который смог доказать ряд интересных теорем.

П.А.Соловьев составил целую монографию "Классификация кривых третьего порядка", дал геометрическое построение листа Декарта и некоторых других кривых, а также серию приборов для рисования алгебраических кривых непрерывным движением. Он работал также над некоторыми экстремальными задачами для плоских кривых.

Над теорией кривых работал С.М.Урисман, он дал обобщения кривых Бертрана и получил формулы, которые содержат, как отдельный случай, результаты Залковского (Salkowski) и Спивека (Spiweck). С.М.Урисман изучал также стрикционные линии линейчатых поверхностей и некоторые их обобщения.

П.М.Дармостук опубликовал работы о предельных случаях окружности кривизны и соприкасающейся сферы, по некоторым вопросам линейчатых поверхностей и о точках возврата кривых п-мерного пространства.

В области теории поверхностей работал Я.П.Бланк, он исследовал поверхности переноса и их обобщении - поверхности Петерсона. Он работал также над задачей, поставленной Ф.Энгелем, известным сотрудником Софуса Ли. Кроме того, вместе с М.А.Николаенко он занялся вопросами, связанными с неголономной дифференциальной геометрией, свойствами систем интегральных кривых уравнения Пфаффа Pdx+Qdy+Rdz=0.

Поскольку тензорным анализом в Харькове занимались мало, аспирант кафедры Д.З.Гордевский был командирован в Москву в семинар В.Ф.Кагана. Там под непосредственным руководством Я.С.Дубнова он выполнил работу, которую защитил в 1937г. как кандидатскую диссертацию.

В связи с возрождением в 1933 году университета, сотрудники кафедры геометрии расширяют чтение специальных геометрических курсов:

Д.М.Синцов - теория непрерывных преобразований;

Я.П.Бланк - риманова геометрия и проективно-дифференциальная геометрия;

П.А.Соловьев - неевклидова геометрия, алгебраические кривые, выпуклые тела;

С.М.Урисман - геометрия сфер, топология;

П.М.Дармостук - линейчатая геометрия;

М.А.Николаенко - топология.

Кафедра уделяет внимание написанию учебников по геометрии. Так Н.М.Душин написал учебники по элементарной геометрии, аналитической и проективной. В.Л.Гончарову принадлежит курс дифференциальной геометрии, который был написан вследствие его преподавания в геодезическом институте, таким же образом возник и курс проективной геометрии Л.Я.Гиршвальда. Д.М.Синцов издал на украинском языке курсы аналитической и дифференциальной геометрии.

Кафедра принимает участие в математических съездах: Всероссийском в 1927г. в Москве и Всесоюзных - в 1930г. в Харькове, в 1934г. в Ленинграде, а также в международных конференциях по тензорной геометрии в 1934г. и по топологии в 1935г. в Москве.

В сентябре 1935г. кафедрой геометрии был организован прием главы французских геометров Бертрана Гамбье (Gambier). Он прочел две лекции для студентов и преподавателей университета: 1) о деформации тетраэдральной поверхности, 2) о системе 10 прямых и о системах прямых и принадлежащих им точках круга. Для ознакомления Гамбье с харьковскими геометрами было организовано заседание сектора и кафедры, на котором выступили с докладами о своих работах члены кафедры:

1. Я.Бланк. Поверхности с двумя сопряженными сетями плоских конических линий.

2. С.Урисман. Обобщение кривых Бертрана.

3. М.Николаенко. Обобщение стрикционной линии.

4. П.Соловьев. О наилучшем наложении овалов.

Профессор Гамбье высказал Синцову удовлетворение по поводу докладов, сделанных членами кафедры. В заключение был организован чай.


5. Ученики Д.М.Синцова.

Рассказывая о многочисленных учениках Д.М.Синцова, прежде всего, отметим те потери, которые понесла семья харьковских геометров в 20-30-е годы. (О Т.И.Котове)

Т.И.Котов

Из первых наиболее талантливых учеников Д.М.Синцова расскажем о безвременно скончавшемся 28-летнем геометре Тихоне Ивановиче Котове. Он родился в Харькове в 1895г., здесь же в 1913г. закончил с золотой медалью гимназию, еще на школьной скамье, обратив внимание преподавателей своими способностями и любовью к математике. В 1913г. он поступил на математическое отделение физико-математического факультета и в 1917 году кончил с дипломом I степени и золотой медалью за работу на факультетскую тему "О геодезических линиях".

В "Записках" университета находим датированный 1 января 1917 года отзыв профессора Д.М.Синцова о сочинении неизвестного автора на объявленную факультетом тему "Геодезические линии". Сочинение было подано под девизом: "Take each man`s censure, but reserve the judgement". Shakespeare Hamlet. Автором означенного сочинения оказался студент Т.И.Котов. Из отзыва Д.М.Синцова узнаем, что "в своем изложении автор следовал классическому методу теории поверхностей, ведущему свое начало от Гаусса, в духе L.Blanchi... Все сочинение в 114 стр. in-folio мелкого и убористого почерка разделенного автором на 20 глав". Отметив некоторые недостатки в работе, Д.М.Синцов пишет: "При всем том, принимая во внимание трудолюбие, с которым автор изучил не только обширные трактаты о роде Darboux и Bianchi, но и значительную часть мемуарной литературы, проявил самостоятельность в выборе и обработке материала (см. в этом отношении в особенности вопрос о геодезических линиях кругового конуса, исследованный им более обстоятельно, чем это делалось до сих пор, а также доказательство теоремы Лиувилля), я полагаю возможным наградить автора золотою медалью, о чем и ходатайствую перед факультетом".

Оставленный при университете, Тихон Иванович в течение ближайших двух лет сдал магистерские экзамены и был принят в число приват-доцентов, а с преобразованием университета в Академию Теоретических Знаний получил звание профессора. С учреждением исследовательских кафедр он был утвержден действительным членом кафедры геометрии.

В университете, академии и затем в ХИНО он читал теорию чисел, высшую алгебру, аналитическую геометрию в пространстве, дифференциальное исчисление (после ухода А.П.Пшеборского), вел практические занятия по аналитической геометрии с геометрическими приложениями дифференциального исчисления и интегрирования дифференциальных уравнений, а также (в свой последний год) читал теорию поверхностей. Кроме того он читал в Харьковском технологическом институте сначала проективную геометрию, затем аналитическую (после А.П.Пшеборского). Он читал также высшую математику в Сельскохозяйственном институте и в Химико-фармацевтическом, пользуясь репутацией одного из лучших харьковских преподавателей.

Еще в студенческие годы началась его научная работа. Свои первые доклады и рефераты он читал в заседаниях математического кружка. Т.И.Котов сделал ряд докладов на заседаниях ХМО. Эти доклады посвящены главным образом различным вопросам теории геодезических, составляющей излюбленную область его работы. Результатом его исследований явился ряд статей, которые стали отдельными эпизодами обширной монографии, посвященной геодезическим линиям, над которой Т.И.Котов усиленно работал до последних лет его короткой жизни. Эта работа должна была явиться его докторской диссертацией. Она была почти закончена - оставалось обработать последние параграфы. Но этой работе суждено было стать трудом его жизни, так как 8 ноября 1923 года после непродолжительной болезни Тихон Иванович Котов умер.

Перу Т.И.Котова принадлежит ряд рецензий на новинки русской математической литературы. Последний год Т.И.Котов состоял членом Научного Комитета и принимал деятельное участие в его работе. С выполнением поручения Научного Комитета была связана и последняя его поездка в Москву, где он имел возможность войти в личное общение с московскими математиками. Но эта поездка была для него роковою: на обратном пути, в вагоне, он, по-видимому, заразился скарлатиной и по возвращении в Харьков заболел. Диагноз на скарлатину был поставлен 7-го ноября, а 8-го Тихона Ивановича не стало. Смерть поразила всех его знавших. Не стало мягкого, доброго человека, прекрасного лектора, талантливого ученого, уже проявившего себя в науке и подававшего еще больше надежд на будущее.

Его монография, представляющая интерес и сама по себе, и по тому актуальному значению, который она приобрела в связи с изменением воззрений на строение пространства, вызванным принципом относительности, так и не была опубликована, она затерялась в архивах Наркомпроса.

Ю.Г.Найшулер

В 1927 году умер молодой и талантливый математик Ю.Г.Найшулер. Еще во время учебы в Технологическом институте он выполнил работу "Принцип непрерывности Понселе", отмеченную студенческой премией. Дмитрий Матвеевич рекомендовал его в аспирантуру, но из-за болезни он вынужден был прервать учебу и выехать из Харькова. Вернувшись через некоторое время, Ю.Г.Найшулер привез большую работу "Исследование кривых второго порядка гиперболической геометрии с помощью интерпретации Пуанкаре". В Харькове он сделал серию докладов на заседаниях кафедры геометрии, придя самостоятельно к понятию многомерного детерминанта и доказав самостоятельно теорему, которая носит название Эшериха.

Н.М.Душин

В 1930 году умер от заражения крови Николай Михайлович Душин (родился 4.II.1885г. Билимбаевский завод. Урал). Он был деканом факультета профессионального образования ХИНО и вынес на своих плечах и далеко продвинул идею и первоначальную организацию Физико-математического института, который сразу после его смерти оформился в Физ.-Хим.-Мат. институт, ставший базой возрождения университета в 1933г. Н.М.Душин закончил университет в 1918г., получил золотую медаль за сочинение по математике. Еще до поступления в университет он прошел суровую школу революционного рабочего, гимназистом посещал кружок Я.М.Свердлова, дважды был арестован, последний раз за вооруженное сопротивление во время студенческого заговора в Томском Технологическом институте. В Харьковский университет Н.М.Душин был принят в 1914г. Сразу же выделился среди сокурсников своей образованностью. Он мастерски рисовал, и когда возникла идея образования атласа кривых, Душин принял в реализации этой идеи активное участие, сделав атлас украшением геометрического кабинета того времени. Н.М.Душин - автор оригинального курса элементарной геометрии, в котором он проводил идею движения и принцип одновременного изложения планиметрии и стереометрии. В Технологическом институте и в университете (ХИНО) он читал начертательную, аналитическую и проективную геометрию. Его литографированные курсы были изданы после его смерти. С опозданием была опубликована и его работа "О самопроективных или W-кривых", за которую он получил медаль, и которая в оригинале сопровождалась атласом художественно выполненных рисунков. Вторая его работа по геометрической теории дифференциальных уравнений была почти готова, он собирался доложить ее на Всесоюзном съезде математиков в Харькове, доклада он не сделал (уступив свою очередь Д.Зейлигеру), а после неожиданной смерти Н.М.Душина эту работу найти не удалось.

П.А.Соловьев

Одним из первых аспирантов кафедры геометрии был Павел Александрович Соловьев. Родился он 22 декабря 1890г. в селе Бишкинь Лебединского уезда Харьковской губернии. Его научно-педагогическая деятельность протекала в Харьковском университете с 1925г. В своих лекциях он блестяще умел показать красоту излагаемой идеи, метода или результата, своей любовью к геометрии заражая слушателей. Очень много внимания он уделял школьному образованию, постоянно работая с учителями математики. П.А.Соловьев был одним из инициаторов и первых организаторов математических олимпиад для учащихся старших классов Харькова, ставших с 1936 года ежегодной традицией, и математических кружков, поныне работающих в университете.

Интересны работы Соловьева по конструированию приборов, вычерчивающих различные кривые, в частности, параболограф, гиперболограф, прибор для построения листа Декарта и некоторых кривых. Конструированием приборов занимались затем студенты профессора П.А.Соловьева: Г.И.Гаврилко (новый коникограф) и А.Лейбин (полярограф).

П.А.Соловьева также интересовали кривые, центр тяжести которых является центром тяжести их кривизны. Здесь он идет дальше Мейсснера, указавшего на кривые постоянной ширины, и строит новые кривые, комбинируя центрально симметричные кривые с кривыми постоянной ширины.

Им изучен вопрос о наилучшем наложении двух замкнутых кривых, разумея под этим такое наложение, когда сумма абсолютных величин тех сегментов обеих площадей, которые не являются общими, минимальна. Одно из следствий гласит: во всякую всюду выпуклую кривую можно вписать прямоугольник данной ширины по крайней мере одним способом.

В годы войны П.А.Соловьев оставался в оккупированном Харькове, на его попечении были две немолодые женщины, и он вынужден был работать в открытом немцами университете. Этого было достаточно, чтобы не дать ему работать в университете после освобождения Харькова. Немолодой уже профессор бедствовал. Однажды, в октябре 1945г., он принес на плечах мешок с картошкой, поднялся в свою квартиру и скоропостижно скончался.

Среди бумаг, оставшихся после смерти П.А.Соловьева, была обнаружена статья "Наибольшая длина замкнутой эвольвенты одного класса кривых", предназначавшаяся для опубликования в III томе издававшегося с 1938г. Геометрического сборника кафедры геометрии ХГУ. Война помешала выходу в свет этого тома. И только в 1966г. выпускница кафедры Т.Довбыш-Ерохина и ее научный руководитель А.И.Медяник подготовили эту работу к публикации в 3 выпуске "Украинского геометрического сборника".

В архиве П.А.Соловьева сохранилась машинописная копия без формул еще одной статьи "Наименьшая выпуклая оболочка двух овалов". По черновым рукописям автора удалось восстановить всю работу, выполненную им еще в августе 1944 года, и она была опубликована в 16 выпуске "Укр. геом. сборника" в 1974г.

С.М.Урисман

С 1925-1928 прошел аспирантуру при кафедре геометрии Савелий Маркович Урисман, который работал потом в университете с 1929 года по 1946г. Родился С.М.Урисман в м.Троянове на Волыне в семье лесоруба. Тяжелые материальные условия не позволили родителям своевременно позаботиться о его учебе, тем более, что семья (6 человек) жила в лесу, вдали от города. Лишь в 13 лет Савелий научился грамоте, а в 1909г. экстерном закончил 8 классов гимназии. От военной службы был освобожден по болезни. Желая продолжить образование, занялся частными уроками, чтобы собрать немного денег для поездки за границу. В 1915 ему удалось поступить в Донской (бывший Варшавский) университет в Ростове-на-Дону, на математическое отделение, которое окончил в мае 1919г. Работал в Миргороде в гимназии, потом в школе, а с 1923г. в первой Харьковской профтехшколе, обучаясь одновременно в аспирантуре. 1928-1935г.г. - работа научного сотрудника, а с 1929 начел преподавание в ФХМИ, а затем в Университете на кафедре геометрии. Читал лекции по геометрии сфер и топологии, одновременно в ХИСИ работал доцентом кафедры математики. Степень кандидата математических наук была присвоена Ученым Советом ХГУ 29 июля 1937г. без защиты диссертации. Во время войны эвакуировался вместе с университетом в Кзыл-Орду. Публикации С.М.Урисмана относятся к теории кривых, поверхностей и проективной геометрии. В 1946 Урисман был освобожден от работы в университете как совместитель.

О других сотрудниках кафедры геометрии довоенного периода приведем только те краткие данные, которые удалось найти.

Гиршвальд Лев Яковлевич (27.II.1894-31.I.1967) окончил Харьковский университет в 1921г. Работал в университете с 1944г. Кроме геометрии занимался теорией вероятностей, был организатором математических олимпиад. В 1935 вышел его учебник "Проективная геометрия".

Иванченко Михаил Матвеевич (1884-?), окончил ХГУ в 1914г. Доцент кафедры геометрии с 1929 по 1935г.

Буймола Григорий Леонтьевич (1905-?) окончил ХФХМИ в 1932г. С 1932 по 1941г. работал на кафедре геометрии. Кандидатская диссертация "Методи оцінки точності графічних побудувань", защищена в 1941г.

Чернушенко Иван Семенович (1886-?) в 1909г. окончил университет, работал на кафедре геометрии с 1927 по 1934г. преподавал в Харьковском землеустроительном институте, занимался основаниями геометрии.

Лукьянченко С.И. (1876-1955) профессор Харьковского технологического института, выпускник Харьковского университета, автор нескольких работ, посвященных популярному изложению геометрии Лобачевского.

Рябоконь Фома Семенович - аспирант, а потом сотрудник кафедры геометрии. В 1941г. защитил кандидатскую диссертацию "Особливі точки алгебраичних кривих". Во время войны оставался в оккупированном Харькове, работал в открытом немцами университете, преподавал на украинском языке. Боясь преследований после разгрома немцев, покинул страну, оставшуюся жизнь провел в Америке. Преподавал в Массачусетском университете.

Дармостук Петр Макарович, родился 3.IX.1886г. в с.Б.Белозерка Мелитопольского уезда Таврической губернии. Прошел аспирантуру на кафедре геометрии, его научные работы относятся к линейчатой и кинематической геометрии. Читал спецкурс по линейчатой геометрии.

Литовко Надежда Никитична - лаборант кафедры геометрии в 1936-1941г., одновременно учительствовала. Она окончила математическое отделение, специализировалась по кафедре геометрии. Ее дипломной работой было подробное описание одной из моделей геометрического кабинета.

Д.М.Синцов очень любил своих учеников, с уважением относился к сотрудникам, по-отечески заботился о студентах. Но он был строг и требователен к научным исследованиям. Так Г.Е.Березняк при окончании аспирантского стажа в 1936г. выполнил работу на предложенную Дмитрием Матвеевичем тему, но она не была признана достойной, ибо не заключала достаточного элемента самостоятельности. Березняку было предложено заняться дальнейшей доработкой темы.

Научный сотрудник Буймола начал свои занятия на кафедре геометрии под руководством П.А.Соловьева, но свою задачу понял несколько узко, обратив главное внимание изучению учебной литературы по начертательной геометрии, мало интересовался другими разделами геометрии. Дмитрий Матвеевич предложил ему расширить круг интересов в геометрии. Результатом была защита кандидатской диссертации.

По воспоминанию З.С.Аграновича, "кафедра геометрии притягивала к себе как магнитом не только тех студентов, которые специализировались по этой кафедре, но и других, потому что все очень любили Д.М.Синцова, который был истинным интеллигентом. Кроме того на кафедре собирались студенты для выпуска факультетской газеты "Вектор".

М.А.Николаенко - первая женщина - геометр в Харьковском университете.

До революции 1917 года женщины не могли учиться и преподавать в университете. В Харькове существовали Высшие женские курсы, где в 1908-1918г.г. преподавал математику С.Н.Бернштейн. После установления советской власти Высшие женские курсы были слиты с университетом; в январе 1920 года университет был преобразован в Академию теоретических знаний, вместо которой вскоре образовался Институт народного образования (ХИНО). Студенткой математического отделения ХИНО в 1921 году стала Мария Антоновна Николаенко. Красивая, общительная, энергичная, она нашла свое счастье на кафедре геометрии. Будучи способной ученицей Д.М.Синцова, она явилась первой в истории Харьковского университета женщиной-геометром.

Мария Антоновна родилась 1 апреля 1905 года в г. Луганске в семье рабочего мартеновских печей. В Луганске закончила 6 классов женской казенной гимназии. В 1919-1921г.г. руководила детской площадкой при Паровозостроительном заводе. По командировке Союза работников просвещения в 1921г. поступила в ХИНО. Учебу приходилось совмещать с работой сначала воспитательницей в коллекторе № 1 для несовершеннолетних правонарушителей (1922-1924г.г.), затем преподавателем математики и физики в старших классах школі (1924-1926г.г.).

По окончании ХИНО (1926г.) Мария Антоновна стала аспирантской кафедры геометрии, впоследствии сектора геометрии Всеукраинского научно-исследовательского института математики и механики. В период прохождения аспирантуры преподавала математику в автотранспортном техникуме (1926-1928г.г.), а с 1928г. стала аспиранткой кафедры геометрии Харьковского Физ.-Хим.-Мат. института (образованного из ХИНО).

В 1931 году Мария Антоновна закончила аспирантуру и после защиты работы на тему "Аффинная дифференциальная геометрия" получила звание научного сотрудника и должность доцента кафедры геометрии, продолжала работать в этой должности в университете, образованном в 1933 году на базе ХФХМИ.

Восстановление университетов на Украине дало возможность значительно расширить преподавание в области геометрии, позволило на старших курсах ввести ряд специальных и факультативных предметов. М.А.Николаенко было поручено чтение специального курса топологии. С целью подготовки этого курса Мария Антоновна была командирована в Москву, где работала в школе Павла Сергеевича Александрова, создателя советской школы, получившей мировое признание.

Научные работы М.А.Николаенко относятся к области дифференциальной геометрии. Первой публикацией (1929г.) является работа, выполненная с Я.П.Бланком, в которой понятие соприкасающейся поверхности С.Ли распространено на пфаффовы многообразия. М.А.Николаенко были исследованы характеристики монжева уравнения в трехмерном и многомерном пространстве. Исполняя обязанности доцента кафедры геометрии, Мария Антоновна читала аналитическую геометрию, дифференциальную геометрию, мат. анализ, спец. курс по топологии и спец. курс для геометров по пфаффовым и монжевым многообразиям.

Осенью 1941г. Мария Антоновна не смогла эвакуироваться из Харькова, т.к. не был выдан посадочный талон, а отправляться пешком или пригородными поездами с двумя маленькими детьми, из которых младшему было 2 года (он болел коклюшем с воспалением легких), не рискнула. Муж, Я.П.Бланк, был послан университетом на 50 дней в подшефный колхоз, а затем на окопы в село Залинейное, и не смог своевременно вывезти семью, сам же он был вынужден эвакуироваться пешком, т.к. он тоже не получил от университета посадочного талона.

Оставшись на оккупированной территории с двумя детьми, Мария Антоновна вынуждена была искать любую работу, чтобы прокормить детей. Со старшим сыном (ему было 10 лет) ходила на бойню (Змеевское шоссе), выменивала или получала за работу (носила воду, мыла полы) субпродукты, делала холодное, кровяные колбасы, паштет и сбывала в кооперативе при университете или где придется. Однажды Марик вместе с шестью мальчиками его возраста был схвачен полицаями и заперт в подвал. Марии Антоновне удалось выкупить всех семерых детей. За выкуп была отдана почти вся мебель, включая обеденный стол и стулья. Оставаться в Харькове было опасно, боялась доноса, ведь муж Марии Антоновны - Яков Павлович Бланк - еврей, а дети евреев подвергались безоговорочному уничтожению. Поэтому весной с детьми Мария Антоновна ушла в село Кочубеевку. Затем была еще одна оккупационная зима. Это и о нашей Марии Антоновне в своих воспоминаниях "Харків, Харків..." пишет Александр Семененко: "Вона прорвала кордон голодної смерти і, поклавши на дитячі санчата, а то й просто на плечі мішок з якимись речами, що звуться у нас барахлом, потягла ці санки в мороз і завірюху за собою. Потягла на село, щоб обміняти на пшоно, на борошно, може, навіть олію... . Скільки десятків і сотень кілометрів пройшла закутана в своє лахміття українська жінка крізь бурю й сніг страшної зими, рятуючи свою сім'ю в голодному Харкові". Только после освобождения Харькова Яков Павлович смог вернуться в город и найти свою семью.

До конца жизни Мария Антоновна сохранила интерес к геометрии. Она посещала геометрический семинар, участвовала в обсуждении докладов, сама делала доклады, принимала участие в работе геометрических конференций. Умерла Мария Антоновна 10 мая 1988 года.

Я.П.Бланк

Любимым учеником и приемником Д.М.Синцова был профессор Яков Павлович Бланк (20.09.1903 - 6.02.1988).

Родился Я.П.Бланк в г. Либаве Курляндской губернии (ныне г. Лиепая, Латвия) в семье мелкого служащего (бракера зерна). В 1915г. по условиям военного времени эвакуировался с родителями сначала в Могилевскую, а затем в Харьковскую губернию. В Харькове закончил 6 классов, учился 1 год в политехнической школе-коммуне, потом поступил в 1920г. на работу по переписи населения во Всеукревобщестком, где работал до 1922г. В 1922г. по путевке профсоюза Совработников поступил в ХИНО на математическое отделение, которое закончил в 1926г. Еще в студенческие годы он принимал участие в работе семинара Д.М.Синцова и по его представлению был принят в аспирантуру по кафедре геометрии в 1926г. Аспирантуру закончил в 1929г. защитой диссертации на тему: "О границах тени на поверхности" и был зачислен научным сотрудником Харьковского научно-исследовательского института математики и механики, в котором работал до закрытия института осенью 1941г. в связи с войной.

Педагогическую деятельность Я.П.Бланк начал в 1925г. в качестве преподавателя математики на рабфаке Харьковского технологического института, затем преподавал математику и механику в ХПИ. В 1932г. стал доцентом кафедры геометрии ХГУ. Утвержден в звании доцента, а также в звании старшего научного сотрудника в 1934г. квалификационной комиссией Наркомпроса УССР. В 1938г. присвоена ученая степень кандидата физ.-мат. наук Ученым Советом ХГУ.

В 1941г. вместе с университетом эвакуировался в Кзым-Орду, где работал в Объединенном Украинском госуниверситете заведующим кафедрой геометрии. В 1943г. Яков Павлович возвратился в Харьков и заведовал кафедрой геометрии до возвращения Д.М.Синцова летом 1944г., затем работал заместителем директора НИИ математики и доцентом кафедры геометрии ХГУ. С февраля по декабрь 1946г. исполнял обязанности директора НИИ математики и механики ХГУ. С февраля 1946г. до сентября 1950г. заведовал кафедрой геометрии ХГУ, а с сентября 1950г. работал в должности профессора кафедры геометрии. Результаты научных исследований Я.П.Бланка за первые два десятилетия его научной деятельности составили содержание докторской диссертации "Поверхности переноса и их обобщения", которую он защитил в 1950г. В 1952г. утвержден в ученом звании профессора. С 1962г. по 1980г. Яков Павлович заведовал кафедрой геометрии ХГУ. В 1980-1984гг. - он профессор кафедры, а затем, до конца своей жизни - профессор-консультант.

Первые научные сообщения и публикации двадцатых годов положили начало большой и интенсивной научной работы Я.П.Бланка в области дифференциальной геометрии. Им опубликовано более 50 научных работ, под его руководством защищено 8 кандидатских диссертаций. Ему удалось получить полное решение двух известных геометрических проблем: проблемы, поставленной немецким математиком Энгелем, и проблемы, поставленной норвежским математиком Софусом Ли о поверхностях переноса. Подводя итоги цикла своих исследований и работ своих учеников, Яков Павлович опубликовал обзорные статьи: "Об одном обобщении проблемы С.Ли и поверхностях переноса" (сб. "Труды геометрического семинара", т.3, Москва, 1977) и "Поверхности переноса в неевклидовых пространствах" ("Проблемы геометрии" Итоги науки и техники, Москва, 1977)

Я.П.Бланк неоднократно был редактором математических монографий и учебников для высшей школы. Так под его редакцией вышли учебники академика А.В.Погорелова по аналитической и дифференциальной геометрии и лекции по основаниям геометрии.

Много лет Я.П.Бланк читал различные математические курсы на физико-математическом, механико-математическом и радиофизическом факультетах ХГУ. Среди его студентов был академик А.В.Погорелов. На городском геометрическом семинаре Алексей Васильевич часто говорил: "Вы нас так учили, Яков Павлович". Глубину лекций Я.П.Бланка, которые поражали энциклопедичностью знаний и в то же время доступностью, его общительность и удивительное отношение к студентам, его безграничную доброту в отношении с учениками и коллегами навсегда запомнили все, кто общался с этим замечательным человеком. Прекрасный педагог, он не только лекции в студенческой аудитории, но и доклады на семинарах и научных конференциях умел построить настолько четко, просто и ясно, что их часто приводили как пример такого изложения проблемы, которое делает ее понятной и интересной даже для тех, кто слышит ее впервые.

С Яковом Павловичем всегда интересно было обсудить не только геометрические проблемы, но и поговорить по истории математики, которую он прекрасно знал, поделиться впечатлениями спектакля. Он умел восхищаться и красивым решением трудной математической задачи, и чудесным исполнением песни, танца, и хорошим отчетом студента о педагогической практике в школе. Яков Павлович прекрасно знал немецкий язык, немецким студентам он читал лекции на их родном языке.

Я.П.Бланк принимал участие в работе Всесоюзных съездов математиков в Харькове (1930г.), в Ленинграде (1934г.), в Москве (1964г.), делал доклады на международном конгрессе математиков в Москве (1966г.). Состоял членом оргкомитета Всесоюзных геометрических конференций в Харькове, Казани, Тбилиси, Вильнюсе. Был заместителем редактора "Украинского геометрического сборника", членом редколлегии "Трудов геометрического семинара" при отделе математики ВИНИТИ с 1966 по 1974г. Состоял членом бюро геометрического семинара ВИНИТИ, был председателем месткома ХГУ, председателем, а позже членом методкомиссии факультета, членом Ученого совета факультета и университета, много лет выполнял обязанности куратора студенческой группы. Многолетний труд Я.П.Бланка многократно отмечался грамотами и благодарностями. Он был награжден медалью за доблестный труд в Великой Отечественной войне и орденом Трудового Красного Знамени (в 1953г.) за выслугу лет и безупречную работу.


6. Воспоминания первого декана мехмата Дмитрия Захаровича Гордевского "Глазами студента 1929-1933гг."

    Написаны в 1957г. (найдены в обл. архиве в Свято-Покровском монастыре.)

Первые дни занятий. Чеканные лекции по дифференциальному исчислению декана факультета М.Н.Марчевского. Увлекательно излагает аналитическую геометрию Н.М.Душин - автор известного учебника. Многие студенты, сами того не замечая, ему подражают. Говорят басом.

На курсах по подготовке рабочей молодежи в вузы преподаем математику и физику. Депо Основа, велозавод.

Мы - студенты физико-химико-математического института (ХФХМИ), так тогда назывался университет. Что же означает НИИММ? Это научно-исследовательский институт математики и механики при физмате, организованный С.Н.Бернштейном и Д.М.Синцовым. В этом институте работали или проходили аспирантуру многие из тех, кто теперь преподает на мехмате и относится к старшему поколению.

Занятия математического кружка. Делаем доклады. Какой восторг! Я нашел то (нет, много больше того), что искал!

Второй курс. П.А.Соловьев. Какая любовь к геометрии! Внимание наглядной стороне. Превосходные чертежи. Приятный голос. В усах улыбка. Какое внимание к студентам! Все сходятся на одном - чудесный человек! Старший товарищ и друг! На квартире у Павла Александровича часто собирались студенты. Разговоры о математике, литературе, последних сообщениях газет. Музыка, пение.

Из Воронежа прибыл А.К.Сушкевич. Видный алгебраист. Строгий. "Антонов огонь" - в шутку называли его студенты. На втором курсе интегральное исчисление, на третьем - конфорные отображения читал В.Л.Гончаров, недавно возвратившийся из Франции. Другого такого лектора не сыскать. Творил на лекциях, вернее, не скрывал того, что происходит в творческой лаборатории, казалось все он тут же сочинял. Иногда сбивался, стирал с доски, принимался снова за выводы. Доводил до студента не только результат, но и поиски доказательства.

А как он хохотал, радуясь всему, о чем говорил, и размахивая руками, напоминая большую птицу, хлопающую крыльями.

К сожалению, вклинился лабораторно-бригадный метод. Не хочется сейчас о нем говорить. Он много нам напортил...

Д.М.Синцов - "любимый дедушка". Самостоятельное изучение дифференциальных уравнений по его книге. Его консультации. Как много знает этот человек. Называет себя в шутку "Книжным червем". О сочинениях, вышедших в нашей стране Дмитрий Матвеевич опубликовал за границей огромное количество рефератов. Организатор и общественный деятель.

Председатель президиума математического общества, редактор его "Сообщений", выдающийся геометр. Впоследствии академик А.Н.Украины и депутат Верховного Совета УССР. Для многих из нас, работающих на факультете теперь, он - незабвенный учитель.

Практика. Отправляемся в Краматорск на полгода, работаем по две недели в каждом цехе машиностроительного завода. Что теперь знаешь о заводе, усвоено было тогда. Хорошо? С одной стороны - да! Но полгода не было занятий. На заводе на общественных началах организовывали курсы подготовки в вуз...

Мы снова в аудиториях. Академик С.Н.Бернштейн читает на третьем курсе теорию вероятностей, на четвертом - теорию конечных разностей. Подавляет нас силой ума. Математический богатырь. Один из крупнейших математиков мира. Редкое удовольствие - получать научные знания из рук творца науки.

Был в нашей группе Андрей Победоносцев - очень способный студент. Он нередко своими вопросами ставил в затруднительное положение некоторых преподавателей. Однажды мы были свидетелями дуэли между Сергеем Натановичем и Победоносцевым. Последний признал себя побежденным.

Изучались и другие науки: введение в анализ, физика, политэкономия (между прочим на первом курсе), педагогика, психология, иностранные языки, сопротивление материалов, номография, методика, философия. Была педагогическая практика.

Теоретическую механику читал А.И.Сырокомский, очень остроумный человек, большой любитель анекдотов.

Аэродинамику преподавал Герасимович - крупный специалист.

Теорию вероятностей и векторное исчисление читал Я.П.Бланк, тогда начинавший свою педагогическую деятельность на факультете. Преподавал очень понятно, с большим вниманием к слушателям.

Уравнения в частных производных мы слушали на дому у Ц.К.Русьяна. Он был серьезно болен.

Приходилось ли работать в колхозах? Да, много. Больше всего в Великобурлукском районе.

Были ли вечера, концерты? Да, тогда уже зарождалась художественная самодеятельность. Спорта в таком виде, как теперь, не было, но физкультура была. КВН не было, но были политбои.

В июне 1933г. мы сдали государственные экзамены по украинскому языку и защитили дипломные работы.

Кончились студенческие годы. Были моменты огорчений, неудач, неприятностей. Но в целом - это счастливые годы!

В сентябре был возрожден университет!


7. I. Всесоюзный съезд математиков

Создание математических школ привело к необходимости широкого научного общения. 27 апреля - 4 мая 1927г. в Москве состоялся Всеросийский съезд математиков, в котором приняли участие 378 представителей из разных городов; Харьковская делегация состояла из 21 человека, в том числе были геометры: Д.М.Синцов, П.А.Соловьев, Я.П.Бланк, М.А.Николаенко, Л.Я.Гиршвальд, Н.М.Душин, С.М.Урисман, И.С.Чернушенко. Председателем съезда был избран С.Н.Бернштейн. Харьковские геометры представили всего два доклада: Д.М.Синцов - "О геометрическом истолковании уравнений Монжа в связи с теорией коннексов", и П.А.Соловьев - "О геометрических построениях листа Декарта". Д.М.Синцов продемонстрировал атлас кривых, изготовленный сотрудниками кафедры геометрии.

Общему оживлению научно-исследовательской работы способствовал состоявшийся в Харькове 24-29 июня 1930г. I Всесоюзный съезд математиков. Его подготовке и проведению много способствовали как авторитет С.Н.Бернштейна, среди советских и зарубежных ученых, так и его энергичная деятельность в качестве председателя Организационного комитета.

В работе съезда приняли участие 471 представитель 54 городов СССР. Членами съезда были крупнейшие западноевропейские ученые: Жак Адамар (8.12.1865-17.10.1963) - французский математик, известный фундаментальными исследованиями в различных областях математики; Вильгельм Бляшке (13.9.1885-17.3.1962) - немецкий математик, основатель и руководитель Гамбургской геометрической школы; Эли Картан (9.4.1869-6.5.1951) - французский математик, известный своими работами по дифференциальной геометрии, последующая проблематика которой в значительной мере была определена его исследованиями; и др. А.Пшеборский был теперь зарубежным ученым, он прибыл из Варшавы.

В работе съезда приняли участие многие советские ученые, известные и сейчас не только своими научными исследованиями, но и учебниками по различным математическим дисциплинам: С.С.Бюшгенс, Д.А.Граве, Б.Н.Делоне, В.А.Ефремович, В.Ф.Каган, А.И.Маркушевич, Н.И.Мусхелшвили, А.П.Норден, Л.С.Понтрячин, П.К.Рашевский, В.И.Смирнов, С.П.Фиников, Г.М.Фихтенгольц и другие. Харьков был представлен 62 делегатами.

На восьми пленарных заседаниях съезда сделано 15 докладов. На секциях прочитано 14 обзорных докладов. Всего было заслушано 167 докладов. Вопросам геометрии были посвящены следующие обзорные доклады: В.Бляшке - "Новые течения в дифференциальной геометрии", Э.Картан - "Проективная геометрия и риманова геометрия", Б.Н.Делоне и В.А.Тартаковский - "Современное положение дискретной геометрии", Д.Зейлигер - "Современное состояние комплексной геометрии линейчастого пространства", Д.М.Синцов - "Современное состояние теории коннексов", С.П.Фиников - "Теория прямолинейных конгруэнций в проективной дифференциальной геометрии". Кроме Д.М.Синцова, в секции IV-геометрия делали доклады харьковчане: Я.П.Бланк - "О кривых, служащих границами теней на поверхностях", П.А.Соловьев - "Об образовании выпуклых кривых с совпадающими центрами тяжести" и "Прибор для построения Декартова листа, трисектрисы Маклорена, прямой строфонды и дисоиды Диоклеса".

Состоялось и совместное заседание секций I и IV - теория функций и теория рядов и геометрия, на котором были заслушаны доклады: Н.Г.Чеботарев (Казань) - "Группы и узлы", Л.С.Понтрягин (Москва) - "О непрерывных алгебраических темах", Г.Н.Делоне  (Ленинград) - "Четырехмерное кино" (с демонстрацией кинофильма).

По воспоминанию Я.П.Бланка, на съезде возникали некоторые проблемы для зарубежных математиков, связанные с идеалогизацией советской науки (например, необходимость принятия приветствия товарищу Сталину), но, благодаря авторитету и деликатности С.Н.Бернштейна, эти проблемы были решены. В целом, съезд явился прекрасной демонстрацией общения научных идей и способствовал активизации и расширению деятельности харьковских математиков.


8. Геометры в Харьковском математическом обществе (ХМО)

Одно из пленарных заседаний I Всесоюзного съезда математиков было посвящено 50-летию Харьковского математического общества. Обзорный доклад об этом сделал Д.М.Синцов.

ХМО возникло в 1879г., образовавшись из кружка преподавателей и профессоров, группировавшихся около профессора В.Г.Имшенецкого. Первым председателем был избран почтенный член и заслуженный профессор Харьковского университета Е.И.Бейер. Инициатор и организатор общества В.Г.Имшенецкий взял на себя обязанности товарища председателя, а с 1880 и до 1882г. (до избрания его в Академию наук) он был председателем ХМО. После отъезда В.Г.Имшенецкого и после вторичного председательства Е.И.Бейера, председателем становится известный геометр, впоследствии член-корреспондент Академии наук К.А.Андреев. В 1899-1901г.г. председателем состоял А.М.Ляпунов, затем до 1906г. - В.А.Стеклов. Его сменил в 1906г. Д.М.Синцов. Плоды научной деятельности харьковских математиков публиковались в "Сообщениях и протоколах заседаний ХМО", которые сначала выходили в Записках Харьковского университета (18 выпусков), а затем ХМО печатало свои "Сообщения" (вышло 15 томов). В 1922г. статьи членов общества и протоколы заседаний публиковались в сборнике "Наука на Украине".

С 1924г. начинают выходить под редакцией С.Н.Бернштейна "Ученые записки научно-исследовательских кафедр Украины" (отдел математический). Их вышло три тома: I - 1924г., II - 1926г., III - 1928г. Они составили третью серию "Сообщений" общества. ХМО стремилось отзываться на значительные события в мире науки и просвещения. Отметим, как наиболее выдающееся в первом периоде жизни общества, его участие в чествовании столетия со дня рождения Н.И.Лобачевского: общество устроило специальное заседание (22.11.1893г.), и, организовав подписку на международный фонд имени Н.И.Лобачевского, собрало в среде членов и преподавателей Харьковского учебного округа довольно значительную сумму.

В 1910г. ХМО в лице своего председателя А.М.Ляпунова, товарища председателя М.А.Тихомандрицкого и секретаря В.А.Стеклова приняло активное участие в чествовании столетия со дня рождения украинского математика академика М.В.Остроградского.

"Сообщения ХМО" был вторым из специально математических журналов, выходивших в императорской России (наряду с Мат. сборником Московского мат. общества) и потому с журналом сотрудничали не только харьковские, но и иногородние математики (киевские, петербургские и др.)

В разное время членами ХМО состояли А.М.Ляпунов, В.А.Стеклов, П.Л.Чебышев, С.Н.Бернштейн, Н.Е.Жуковский, А.Н.Крылов, Ж.Адамар (Париж), Д.Гальберт (Геттинген), Г.Кантор (Галле), Г.Дарбу (Париж).

Харьковские геометры всегда принимали активное участие во всех формах деятельности ХМО.

Мы не будем перечислять сообщения, издательскую деятельность геометров-членов ХМО, приведем только никролог написанный Д.М.Синцовым на смерть Гастона Дарбу (1842-1917).

"Г.Дарбу, старший из двух сыновей торговца мелочными товарами, родился в Ниме. Он рано потерял отца, умершего в 1849г. Мать взявшись за дело сама, отдала детей сначала в соседнюю школу, затем в лицей.

В ту эпоху режим в французских школах был суров, братья полупансионеры приходили в лицей в 6 часов утра, уходили в 8 часов вечера. Видя проявляемые мальчиками способности, госпожа Дарбу, в противность обычаям французской мелкой буржуазии, не стала принуждать их помогать ей в торговле, а предоставила им возможность продолжать занятия. Два года Дарбу занимается под руководством превосходного преподавателя Charles Berger, который, не ограничиваясь обязательными часами уроков, занимался с ним по вечерам, читал с ним сочинения по высшей математике и развил в нем тот вкус к геометрии, который отличает научную деятельность Гастона Дарбу.

В 1861 году он был принят первым сразу и в Ecole Polytechnique и в Ecole Normale. Чувствуя призвание к преподавательской деятельности, он отдал предпочтение последней.

Вне Ecole Normale Дарбу посещает лекции Бертрана. С тех пор получила начало их дружба. Внешне они представляли полную противоположность - маленький, подвижный и в старости, с копной волос на голове Бертран, и громадного роста, слегка сутулившийся, худощавый, с маленькой коротко остриженной головой Дарбу. Геометрия всю жизнь явилась его излюбленным полем деятельности.

Обширное научное наследство оставил ученому миру французский геометр с 1906г. состоявший почетным членом "Харьковского Математического Общества".

Сколько внимания в этом повествовании Д.М.Синцов уделяет простой человеческой стороне жизни великого ученого является характерным для Дмитрия Матвеевича и в его отношениях со своими учениками.