ВВЕДЕНИЕ

Для того чтобы чтение этой книги принесло пользу, необходимо:

/. Запомнить, что психологические методы не являются ни шарлатанством, ни панацеей от чего бы там ни было. Именно так.

2. Узнать некоторые исходные теоретические основы использования психодиагностических тестов.

3. Внимательно познакомиться с важнейшими процедурными аспектами применения психологических методов.

Если вы, дорогой читатель, не согласны с любым из этих трех пунктов, просим вас не тратить времени даром — отложите книгу в сторону и займитесь чем-то другим. Тем же, у кого эти пункты не вызвали внутреннего сопротивления, сразу же сообщим, что мы вовсе не собираемся заставить вас изучить весь материал преподаваемых на факультетах психологии спецкурсов “Дифференциальная психометрика” и “Активные методы социально-психологической подготовки”. Все, что вам для начала необходимо знать, суть следующее.

В наиболее общем смысле под тестом в современной психологической науке понимается некоторая стандартизированная процедура, позволяющая получить информацию о психических явлениях, процессах и образованиях. В сути своей тест есть именно стандартизированное измерение психического. Если анкеты, интервью, схемы наблюдений и прочее являются в чем-то одномоментным творческим актом (ибо строятся не вообще, а под конкретную программу исследования), тесты всегда подразумевают единообразие проведения и обработки. Помимо этого сама по себе оценка выполнения тестовых методик всегда осуществляется не в абсолютных, а в относительных единицах — в сравнении с нормальными (средствами) показателями, полученными на представительной выборке испытуемых, соответствующих той, на которую они (методики) и были ориентированы Каким бы образом ни был построен тест, в основе его всегда лежат понятия нормы и отклонения от нее, позволяющие оценить особенности психического склада оцениваемого индивида.

Норма эта может получить графическое изображение, и в этом случае для любой из измеряемых тестом характеристик может быть построено известное нормальное распределение.

Рисунок. I. Нормальная кривая распределения:

Нормальная кривая распределения

М — среднее значение; б — стандартное отклонение.

Итак, любой испытуемый по результатам оценки измеряемой тестом характеристики может попасть в любой из выделенных шести отрезков под кривой, и именно в таком математико-статистическом плане психологии говорят о норме (III и IV отрезки) и отклонениях от нее (I—II и V—VI отрезки).

Зачем это нужно знать? Да затем, что тест, не имеющий норм, оказывается похожим на линейку с делениями, но без подписей под ними: ясно, что субъект А на некоторое количество баллов превышает по своим показателям субъекта Б, но существенно ли это различие, мы не знаем. И так как большинство тестов не имеет норм для старшеклассников (а некоторые—норм вообще), учителю, использующему такие тесты, в идеале было бы необходимо уметь рассчитывать и среднее, и стандартное отклонения от нормы.

Однако незначительный объем выборки тестируемых (30—40 человек) — это довольно-таки мало; считается, что основные статистические закономерности начинают проявляться при 30 случаях наблюдений, но из осторожности эту цифру обычно удваивают. Поэтому достаточно негативное отношение учителей гуманитарного профиля к статистическим методам обусловливает необходимость упрощения процедуры нормирования (которое, кстати, допускается даже в некоторых профессиональных диагностических методиках) за счет выявления среди всех опрошенных групп со слабой, средней и сильной выраженностью признака, когда условно в первую и третью группы входят по 27% выборки, а во вторую — оставшиеся 46%.

Делать подобное распределение тем более важно, что даже те нормы, которые существуют для большинства тестов (типа “от 0 до 25 баллов” и т. п.), были все-таки получены на взрослых, отчего их нелишне было бы скорректировать с помощью вышеуказанных принципов.

Ну вот, пожалуй, и все по второму пункту. Остается добавить, что отрезок оси абсцисс под нормальной кривой может разбиваться не только на три, как мы это только что сделали, или на шесть, или пять (так как III и IV отрезки часто объединяются), но и на девять, и десять отрезкор. В этом случае говорят либо о “станайновых” (от английского standart nine — стандартная девятка), либо о “децильных”, или “стеновых” (от английского standart ten — стандартная десятка), нормах.

Однако стандартизация, являющаяся основой существования тестов, касается не только обработки и измерения, но и самой процедуры, и, если вы поняли, что при тестировании любого человека его результат сопоставляется с нормой и допустимыми отклонениями от нее (М ± б), все, что нам еще осталось сделать в соответствии с замыслом этого очень короткого введения, так это познакомиться с некоторыми стандартами проведения тестовых процедур.

По мнению специалистов, проведение психологического исследования включает а себя следующие этапы: предварительная подготовка, организация и стандартизация условий, установление контакта (взаимопонимания между экспериментатором и испытуемым), собственно обследование (сбор информации) и ее обработка, анализ и интерпретация.

Основным лозунгом первой, подготовительной части является лозунг "никаких неожиданностей". При психодиагностике не должно возникать никаких непредвиденных обстоятельств, в связи с чем все, даже кажущиеся мелкими условия проведения процедуры должны быть тщательно продуманы. Начать следует с организационных вопросов — от помещения (пригодна ли, например, стандартная классная комната для проведения личностного тестирования, если в ней ученики сидят попарно и могут подглядывать в ответы друг друга, нарушая тем самым анонимность) до необходимых материалов, к каковым, кстати, относятся не только бланки и листы для ответов, но и элементарные карандаши или ручки, которые могут отказать в самый неподходящий момент.

В организации условий психодиагностики нужно прежде всего позаботиться о создании необходимой обстановки. Выбранное помещение следует изолировать от излишнего шума и всего, что может отвлечь внимание (в том числе и от незапланированных вхождений кого бы там ни было): например, попросту запереть двери или повесить на них табличку “Не входить — идет тестирование!”.

Установление надлежащего контакта с испытуемыми также относится к числу важнейших условий. В этой связи прежде всего следует отметить, что учитель должен стремиться к созданию атмосферы дружелюбия, однако без панибратства и при сохранении известной деловой официальности. В то же время не следует впадать и в менторский тон, а в стремлении к дружелюбию и взаимопониманию не переходить границу, после которой испытуемые из самых лучших побуждений будут лгать себе и экспериментатору, стараясь угадать, как помочь ответами такому хорошему человеку.

В процессе психодиагностики учитель должен вести себя естественно и непринужденно. Однако ему следует стремиться всячески поддерживать свой нейтралитет. В частности, ни под каким видом не следует обнаруживать своего собственного отношения к предмету исследования (например, поддакивая или даже просто кивая), ибо иначе может непреднамеренно возникнуть “самоосуществление предсказания” — резкое повышение количества желательных для экспериментатора ответов.

Если говорить кратко, то можно сказать, что процедуру тестирования следует, как показывает наш опыт, строить примерно следующим образом. После необходимого и максимально полного инструктирования (такого, чтобы инструкцию поняли все без исключения учащиеся) учитель выписывает на доске шкалу ответов (обычно “да” или “нет”, которые для удобства предлагается обозначать знаками “+” и “—”), после чего, называя первым номер суждения или вопроса, последовательно их (суждения и вопросы) зачитывает. Учащиеся же должны проставлять (категорически и обязательно) номер каждого из суждений и вопросов, а рядом с ним — цифровой, знаковый или буквенный индексы выбранной альтернативы ответов (все те же “+” и “—”; а), б) или в) и т. п.).

После прочтения всех вопросов и суждений учитель должен переспросить учащихся по поводу того, все ли было понятно и на все ли они успели ответить, с обязательным последующим устранением всех огрех и неточностей. Затем он должен объяснить способ подсчета тестовых баллов (за каждое совпадение ответа с ключом) по шкалам и последовательно предъявить ключи по каждой из шкал теста. Затем учащиеся самостоятельно подсчитывают суммарный тестовый балл, после чего, в случае если оказывается необходимым расчет внутренних (свойственных данной выборке, т. е. классу) норм, “по кругу” пускается листок, на котором каждый из учащихся записывает свой индивидуальный тестовый балл по каждой из шкал (разумеется, строго анонимно, о чем необходимо обязательно сообщить). Листок обрабатывается по уже известной читателям схеме (27%, 46%, 27%). Например, для класса численностью в 31 человек нужно выбрать 8 наименьших значений (учащиеся, имеющие эти значения, создают группу со слабой выраженностью признака) и 8 наибольших значений (группа с сильной выраженностью признака), оставшиеся 15 значений и соответственно учащихся образуют группу со средней выраженностью признака. Границы получившихся зон учитель выписывает на доске, после чего ему можно уже приступать к интерпретации результатов тестирования и их обсуждению.

Однако есть в процедуре тестирования учащихся еще одна проблема — это конфиденциальность полученных сведений. В психологических исследованиях экспериментатору зачастую приходится получать высокозначимую для личности информацию, которая ни в коем случае не может стать достоянием гласности. В связи с этим идеальным и, кстати, не препятствующим преподаванию курса “Этика и психология семейной жизни” было бы хранение (в случае тестирования) экспериментальных бланков непосредственно у испытуемых. Однако, к сожалению, из-за недостаточной организованности старшеклассников это может привести к потере ценной и необходимой в последующем информации. В связи с этим можно порекомендовать хранение данных в специальном запираемом шкафу и шифрацию ответов за счет известного только самому испытуемому цифрового кода или девиза. Это же правило может быть применено и ко всем другим используемым методикам.

Наконец, сохранение права личности несовершеннолетних школьников на анонимность требует анализа еще одной этической проблемы — о возможности сообщения полученной информации их родителям. Здесь ребенку должно быть предоставлено право сохранения тайны.

 Глава 1