ПИФАГОР "Как хорошо, когда благоденствие человека основано на законах разума"

ПИФАГОР

С его именем связано многое в математике и в первую очередь, конечно, теорема, носящая его имя. Это теорема Пифагора. В настоящее время все согласны с тем, что эта теорема не была открыта Пифагором. Она была известна еще до него. Ее знали в Китае, Вавилонии, Египте. Вернее, не ее, а частные случаи. Однако одни полагают, что Пифагор первым дал ее полноценное доказательство, другие же отказывают ему и в этой заслуге. Зато не найти, пожалуй, никакой другой теоремы, заслужившей столько всевозможных сравнений. Во Франции и некоторых областях Германии в средневековье теорему Пифагора почему-то называли "мостом ослов". У математиков арабского Востока эта теорема получила название "теоремы невесты". Дело в том, что в некоторых списках "Начал" Евклида эта теорема называлась "теоремой нимфы" за сходство чертежа с пчелкой, бабочкой, что по-гречески называлось нимфой. Но словом этим греки называли еще некоторых богинь, а также вообще молодых женщин и невест. При переводе с греческого арабский переводчик, не обратив внимания на чертеж, перевел слово "нимфа" как "невеста", а не "бабочка". Так появилось ласковое название знаменитой теоремы-"теорема невесты".

Рассказывают-это, конечно, лишь легенда,-что, когда Пифагор доказал свою знаменитую теорему, он отблагодарил богов, принеся им в жертву сто быков. Этот рассказ о жертвоприношении, сообщаемый Диогеном и Плутархом, скорее всего, вымышлен, ибо, как известно, Пифагор был вегетарианцем и непримиримым противником убоя и пролития крови животных. Для нас Пифагор - математик. В древности было иначе. Геродот называет его "выдающимся софистом", то есть учителем мудрости; он же указывает, что последователи Пифагора не погребали своих мертвецов в шерстяных одеждах. Это больше похоже на религию, чем на математику. Для своих современников Пифагор прежде всего был религиозным пророком, воплощением, высшей божественной мудрости. Однако Гераклид не усмотрел в нем ничего, кроме "многознания без разума". О Пифагоре ходило много сказок, вроде тех, что у него было золотое бедро, что люди видели его в одно и то же время в разных местах. В литературе пифагорейцы чаще всего изображались суеверными и весьма разборчивыми вегетарианцами, но совсем не математиками. Так кем же был Пифагор на самом деле: математиком, философом, пророком, святым или шарлатаном? О его подлинной жизни, к сожалению, известно немного. Родился он около 580 г. до н. э. на острове Самосе, расположенном у самых берегов Малой Азии. От путешественников и капитанов кораблей он узнавал о близких и далеких чудесных странах Египта и Вавилонии, мудрость жрецов который изумляла молодого Пифагора и манила.

Совсем юным покинул Пифагор родину. Сначала приплыл к берегам Египта, прошел его вдоль и поперек. Внимательно присматривался к окружающим, прислушивался к жрецам. В Египте, рассказывают, Пифагор попал в плен к Камбизу, персидскому завоевателю, и его увели в Вавилон. Пифагор знал, что это величайший город мира. Но грандиозная панорама города, раскинувшего свои дворцы и высокие оборонительные стены по обеим берегам Ефрата, привела Пифагора в восторг и изумление. Вавилон не шел в сравнение ни с одним греческим городом. Города Греции состояли из набольших домишек. Только в Акрополе наводились высокие и красивые здания-храмы богов, сокровищницы и театры. Другое деле-Вавилон: широкие, прямые улицы, идущие перпендикулярно друг другу, трех- четырехэтажные дома из светло-желтого кирпича, расположенные вдоль этих улиц. Пифагор быстро осваивается со сложными вавилонскими традициями. Он жадно впитывает речи халдейсиих жрецов. Сам составляет таблицы расположения звезд и небесных явлений. Узнает о правилах решения некоторых уравнений, квадратных и даже кубических. Здесь, наверно, он узнает, что сумма квадратов длин катетов прямоугольного треугольника равна квадрату длины гипотенузы. У халдейских магов изучает теорию чисел. И, может быть, отсюда пошла та числовая мистика приписывания числам божественной силы, которая Пифагором была преподнесена как философия.

После возвращения домой Пифагор попытался создать на родине свою школу (лучше назвать - секту, общину), в основу которой положил аристократическую идеологию, резко противоречащую идеологии античной демократии, преобладавшей в то время на Самосе. Школа вызвала недовольство жителей острова, и Пифагору пришлось покинуть родину. Он переселяется в южную Италию - колонию Греции - и здесь, в Кротоне, вновь основывает школу -пифагорейский союз, просуществовавший около двух веков. Свою школу Пифагор создает как тайную организацию со строго ограниченным числом учеников из аристократии, и попасть в нее было не просто. Претендент должен был выдержать ряд испытаний; по утверждению некоторых историков, одним из таких испытаний являлся обет пятилетнего молчания, и все это время принятые в школу могли слушать голос учителя лишь из-за занавеса, а увидеть могли только тогда, когда их "души будут очищены музыкой и тайной гармонией чисел". В основу философии пифагорейского союза было положено мистическое учение о числе. Считалось, что "число есть лежащая в основе бытия причина стройности и порядка господствующей самородной связи вечного постоянства в мире. Число - это закон и связь мира, сила, царящая над смертными и даже над богами, условие всего определяемого, всего познаваемого. Вещи суть подражания числа". Отсюда - мистика чисел и приписывание им силы. Например, у пифагорейцев считалось чем-то в высшей степени замечательным, если число равнялось сумме своих собственных делителей. Например, 6=1+2+3; 28=1+2+4+7+14. Они называли такие числа "совершенными".

Такую же достопримечательность представляют собой "дружественные" числа, как, например, 220 и 284, каждое из которых равно сумме делителей другого. Когда, однажды Пифагора спросили, что такое друг, он сказал, что это "второе я, как числа 220 и 284". Приписывание мистического значения числам сыграло в истории математики, конечно, только отрицательную роль. Но в то же время изучение свойств чисел в школе Пифагора положило начало новой науке- теории чисел. Сейчас трудно сказать, какие научные идеи принадлежат Пифагору, какие его воспитанникам и последователям, так как в этой школе все приписывалось "самому". Осталось неизвестным, он ли открыл и доказал знаменитую теорему, носящую его имя, ему ли самому удалось впервые доказать теорему о сумме углов треугольника, так же как построение многоугольника, равновеликого одному данному многоугольнику и подобного другому. Пифагорейцы нашли первое в истории доказательство несоизмеримости диагонали квадрата и его стороны. Доказали, изумились и... испугались. Оказывается, нет ни целых, ни рациональных чисел, квадрат которых равнялся бы, например, 2. Значит, существуют какие-то другие числа?! Это так противоречило их учению, в основе которого лежали лишь рациональные числа, что они решили (поклялись своим магическим числом 36!) засекретить свое открытие. Согласно преданию, ученик Пифагора Гиппас Месапонтский, раскрывший эту тайну, был "наказан" богами и погиб во время кораблекрушения.

Несомненно, школа Пифагора сыграла большую роль в усовершенствовании научных методов разрешения математических проблем; в математику твердо вошло положение о необходимости строгих доказательств, что и придало ей значение особой науки. Однако судьба самого Пифагора и его союза имела печальный конец, потому что идеология, лежавшая в основе деятельности союза, неуклонно влекла его к гибели. Союз состоял главным образом из представителей аристократии, в чьих руках было сосредоточено управление городом Кротоном, а это оказывало большое влияние на политику. Между тем в Афинах и в большинстве греческих колоний вводилось демократическое управление, привлекавшее все большее число сторонников. Демократические течения стали преобладающими и в Кротоне. Пифагор со своими сторонниками вынужден был бежать оттуда. Но это уже не спасло его. Будучи в городе Мерапонте, говорят, он, восьмидесятилетний старец, погиб в стычке со своими противниками. Не помог богатый опыт ведения кулачного боя и звание первого олимпийского чемпиона по этому виду спорта, завоеванное им в молодости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волошинов А.В. Пифагор: Союз истины, добра и красоты. - М.: Просвещение, 1993.
2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Наука, 1995.
3. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. - Л.: Наука, Ленингр. Отделение, 1990.
4. Смышляев В.К. О математике и математиках. - Йошкар-Ола: Наука, 1977.