1. Биография

  2. Цитаты

  3. Тексты

  4. Ссылки

Зиммель Георг (1858—1918).

Изучал философию в Берлинском университете,
в котором затем преподавал (1901—1914); в последние годы
он — профессор в Страсcбурге.
Один из ведущих представителей «философии жизни».
«Жизнь» понимается 3иммелем как процесс
творческого становления, неисчерпаемый рациональными
средствами и постигаемый только внутренними переживаниями,
интуитивно. Эти переживания жизни объективируются в многообразных формах культуры. Свойственное 3иммелю внимание к индивидуальным формам реализации жизни, неповторимым историческим образам культуры отразилась в его работах о Гёте, Рембрандте, Канте, Шопенгауэре, Ницше и др., многочисленных эссе по философии и истории культуры. На русский язык переведена его книга «Конфликт современной культуры», П., 1923. Культуру 3иммель понимает как утонченную, исполненную разума форму жизни, результат духовной и практической работы. Для 3иммеля культура - это форма жизни. Между жизнью и культурой существует конфликт, который и дает толчок разного рода политическим и культурным движениям По мнению 3иммеля, источник творчества — личность с ее заданным способом видения. В соответствии с формами видения возникают различные «миры» культуры: религия, философия науки, искусство и др. , каждый со своеобразной внутренней организацией. Основные культурологические идеи 3иммеля отражены в его работах:

«Понятие и трагедия культуры» (1911—1912); «Goethe» (1913, рус. пер. 1928); «Der Konflikt der modernen Kultur» (1918); «Конфликт современной культуры» (1994); «Понятие о трагедии культуры» (1994) и др. Кроме того Зиммель разрабатывал широкий круг других проблем, в сфере этики, политэкономии, религиеведения.Он отстаивал самостоятельность социологии как науки, и считается основоположником «формальной социологии».

Круг его социологических интересов также весьма широк: власть и насилие; социальная дифференциация; отчуждение; взаимоотношения общества и индивида; социология культуры, города, семьи и пола; социология конфликта; социология религии. И это далеко не полный перечень. Важнейшие работы: «Проблемы философии истории» (1892), «Философия денег» (1900), «Социология» (1908), «Конфликт современной культуры» (1918). В 1906 г. вышла его работа «Религия». На русский язык переведен ряд работ, в том числе «Религия. Социально-психологический этюд».