Теория М. Вебера.
Макс Вебер,
писавший свои научные труды через
несколько десятилетий после
Маркса, в отличие от него не считал
организацию экономики основой
стратификации. Вебер выделил три
основных компонента неравенства.
Он считал их взаимосвязанными и все
же в существенных отношениях
независимыми. 3.1. Классы.
Макс Вебер в своем труде так же
использует понятие класса. Его
значение он выражает через
определение классового статуса. Он
писал, что «термин «классовый
статус» применяется для
обозна-чения типичной вероятности,
с какой: а) обеспечение това-рами, б)
внешние условия жизни, в)
субъективная удовлетворенность
или фрустрация - характерны для
индивида или группы. Эти
вероятности определяют классовый
статус настолько же, насколько сами
они зависят от вида и степени
полного или частичного контроля,
который индивид осу-ществляет над
товарами или услугами и наличными
возмож-ностями их использования
ради получения дохода или при-были
в рамках сложившегося
экономического порядка». 3.2. Классовые отношения.
Итак, по Веберу, любой класс может
быть носителем бесчисленных форм
«классового действия». По его
мнению, индивиды проявляют средне
типичные реакции на экономические
стимулы. Совместное, или
коммунальное, действие,
формирующее классовую ситуацию,
является взаимодействием
индивидов, принадлежащих к разным
классам. Он приводит такой пример:
«К совместным действиям,
непосредственно детерминирующим
классовую ситуацию рабочего и
предпри-нимателя, относятся: рынок
труда, рынок потребительских
товаров, капиталистическое
предприятие. В свою очередь,
существование капиталистического
предприятия предпола-гает, что
существует очень специфическое
совместное действие и что оно
специфически структурировано для
защиты частной собственности на
производимую продукцию, а, кроме
того, и это еще важнее, для защиты
власти индивидов, которые, в
принципе совершенно свободно,
распоряжаются средствами
производства». 3.3. Статусные группы.
Те категории людей (например, рабы),
судьба которых не детерминирована
возможностями (или шансами)
приобре-тать на рынке товары в
личное пользование или обслуживать
самих себя, социолог относит к
«статусным группам».
Таким образом, он определяет класс
как любую группу людей, имеющих
один и тот же классовый статус, и
выделяет следующие типы классов: а)
класс как «класс собственников», в
котором клас-совый статус
индивидов детерминирован прежде
всего диффе-ренциацией размеров
владений; 6) класс как «стяжательный
класс», в котором классовая
ситуация индивидов
детерми-нирована прежде всего их
возможностями эксплуатировать
услуги на рынке; в) когда структура
«социального класса» состоит из
разнообразного множества
классовых статусов, между которыми
вполне возможен или наблюдается
как ти-пичный факт взаимного
изменения индивидов, происходящего
на персональной основе или в рамках
нескольких поколений. На базе
любого из этих трех типов классовых
статусов могут возникать и
развиваться ассоциативные
отношения между теми, кто разделяет
одни и те же классовые интересы,
напри-мер корпоративный класс. Тем
не менее, это не обязательно всегда
так и происходит.
Кроме того, Вебер считал, что:
«классы» не являются сообществами;
они представляют чаще всего только
возможную основу совместных
действий, и что мы вправе говорить о
«классе» лишь в тех случаях, когда:1)
некоторое множество людей
объединено специфическим
причинным компонентом, касающимся
их жизненных шансов; 2) такой
компонент представлен
исключительно только
экономическими интересами в
приобретении товаров или в
получении дохода; 3) этот компонент
обусловлен ситуацией,
складывающейся на рынке товаров
или на рынке труда. (Указанные
пункты относятся к «классовой
ситуации», которую более сжато
можно было бы выразить как типичные
шансы получения прибавочного
продукта, внешние условия жизни и
личный жизненный опыт, поскольку
этот шансы детерминированы объемом
и видом власти, либо недостатком
таковой, распоряжаться товарами
или квалификацией в целях
получения дохода в рамках данного
экономического порядка. Термин
«класс» относится к любой группе
людей, которая возникла в данной
классовой ситуации).
По его мнению, сопутствующее
значение понятия «класс» -
классовая ситуация. В качестве
базисных катего-рий классовых
ситуаций любого типа он определяет
«собственность» и «недостаток
собственности». При этом не имеет
значения то, насколько эффективны
подобные категории в «войне за
цены» или в конкурентной борьбе.
Он так же считает, что « классовая
ситуация, в общих чертах
охватываемая двумя категориями,
постепенно предстает в более
диффе-ренцированном виде: с одной
стороны, с точки зрения вида
собственности, которую используют
для извлечения прибы-ли, с другой - в
плане вида услуг, которые
предоставляются на рынке.
Семейные постройки,
производственные заведения,
то-варные склады, магазины,
сельскохозяйственные угодья,
средние и малые холдинговые
компании - все они разнятся
количественно, хотя количественное
различие влечет за собой
качественные последствия.
Собственность на шахты, крупный
рогатый скот, людей (рабов);
распоряжение мобильными
средствами производства или
«основным капиталом» любого сорта,
особенно деньгами или предметами,
которые можно обменять на деньги
легко и в любое время; распоряжение
продуктами чужого труда или трудом
других людей, которые различаются в
соответствии с тем, какое место они
занимают на шкале потребительских
возможностей; распоряжение
моно-полией любого сорта - все это
вместе взятое дифференцирует
классовые ситуации, характерные
для собственников, в той же мере, в
какой делает «значимым»
использование собствен-ности,
особенно той, которая имеет
денежный эквивалент. В
соответствии с этим собственники
могут принадлежать к классу рантье
либо к классу предпринимателей.
Те, кто не владеет собственностью,
но кто предоставляет услуги,
дифференцируются как по виду этих
услуг, так и по способу, каким они
делают полезными данные услуги,
предоставляемые их получателю на
постоянной или времен-ной основе».
Таким образом, Вебер «классовую
ситуацию» отождествляет с
«рыночной ситуацией».
Согласно его терминологии,
экономический интерес выступает в
качестве фактора, который образует
«класс», а термин «классовый
интерес нельзя считать таковым, так
как устремления каждого отдельного
представителя могут широко
варьироваться.
По его мнению, любой класс может
являться носителем одной из
бесчис-ленных форм «классового
действия», но не всегда. Но в любом
случае, сам по себе класс не
конституирует сообщество, и по
этому нельзя счи-тать, что «класс»
имеет тот же смысл, что и
«сообщество». «Простейший факт,
помога-ющий лучше понять
исторические события, заключается
в следующем: индивиды, находящиеся
в одной и той же классовой ситуации,
при массовом действии проявляют
средне типичные реакции на
экономические стимулы. Этот факт не
должен служить поводом к научным
спекуляциям о «клас-се» и
«классовых интересах», что
зачастую происходит в наше время.
Классическим примером является
выражение одного талантливого
автора о том, что индивид способен
заблуждаться по поводу собственных
интересов, но «класс» никогда не
ошибается по поводу своих
интересов. Даже если классы как
таковые не являются сообществами,
тем не менее, классовые ситуации
возникают на базе коммунализации.
Совместное, или коммунальное,
действие, формирующее классовую
ситуацию, тем не менее, не является
базисным взаимодействием между
членами одного и того же класса; оно
является взаимодействием
индивидов, принадлежащих к разным
классам».
По Веберу, понятия класса и
классового статуса обозначают
только факт тождественности или
похожести в типичной ситуации, где
данный индивид и многие другие люди
определились в своих интересах.
«Классовые статусы, во всем своем
многообразии и различиях,
конституируются благодаря
контролю над различными
сочетаниями потребителей товаров,
средств производства, инвестиций,
основных капиталов и рыночных
способностей. Только те, кто совсем
не имеет квалификации и
собственности, кто зависит от
случайных заработков, в строгом
смысле обладают одним и тем же
классовым статусом. Очень сильно
варьируются между собой традиции,
характеризующие различные классы.
Они разнятся по текучести кадров и
той легкости, с какой индивиды
входят и покидают данный класс.
Таким образом, единство
«социальных» классов очень
относительно и подвижно».
Вебер считал, что значение
позитивно привилегированного
класса собственников, прежде всего,
основывается на следующих фактах: 1)
они способны монополизировать
приобретение дорогих товаров; 2) они
могут контролировать возможности
осуществления систематической
монопольной политики в продаже
товаров; 3) они могут
монополизировать возможности
накапливать собственность
благодаря непотреблению
приба-вочного продукта; 4) они могут
монополизировать возмож-ности
аккумулировать капитал благодаря
сохранению за собой возможности
предоставить собственность взаем и
свя-занной с этим возможности
контролировать ключевые позиции в
бизнесе; 5) они могут
монополизировать привилегии на
социально престижные виды
образования так же, как на
прес-тижные виды потребления.
Он отмечал, что позитивно
привилегированные классы
собственников обычно живут на
доходы от собственности. По его
мнению, источником доходов может
служить право собственности на
людей, как, например, у
рабовладельцев, на землю, рудники,
фиксированное обо-рудование, на
заводы, машины, корабли, как это
происходит у кредиторов, ссужающих
под проценты. А так же, они могут
жить на доходы от ценных бумаг.
Так же социолог выделял классовые
интересы, называемые негативно
привилегиро-ванными по отношению к
собственности. Которые он отнес к
следующим типам: а) они не владеют, а
сами являются объектом чужого
владения, поэтому они несво-бодны;
б) они стоят «вне каст», то есть
являются «пролета-риатом» в том
смысле, в каком понимали его в
античности; в) они принадлежат к
классу должников и, следовательно,
г) к «беднякам».
Кроме того, Вебер выделял «средние»
классы. Этим терми-ном он описывал
тех, кто владеет всеми видами
собственности или обладает
конкурентоспособностью на рынке
труда благо-даря соответствующей
подготовке, тех, чья позиция
укреп-ляется благодаря таким
источникам. Некоторых из них он
относил к «стяжательским» классам.
«Предприниматели по-падают в эту
категорию благодаря своим
внушительным позитивным
привилегиям; пролетарии - из-за
негативных привилегий. Но многие
типы, в частности крестьяне,
ремес-ленники и чиновники, не
попадают в эту категорию».
Вебер сделал уточняющие замечания
об антагонизме «классов» в его
понимании. «Борьба, в которой
весьма значима классовая ситуация,
прогрессивно перемещалась от
потребления кредитов вначале к
конкурентной борьбе на рынке
товаров, а затем к «войне за цены»
на рынке труда. «Классовая борьба»
в античные времена - в той степени, в
какой она являлась истинной
борьбой классов, а не борьбой между
статусными группами, -
первоначально велась
кре-стьянами-должниками, а
возможно, также ремесленниками,
которым угрожала долговая кабала,
вступившими, поэтому в борьбу с
городскими кредиторами. Долговая
кабала - нормаль-ный результат
дифференциации богатства в
коммерческих центрах, особенно в
портовых городах. Похожая ситуация
наблюдалась и среди
скотовладельцев. Долговые
отношения сами по себе
продуцировали классовую ситуацию
во времена Катилины. Наряду с этим и
по мере увеличения поставок зерна в
город из близлежащих деревень
росла борьба за средства
существования. Главным образом она
концентри-ровалась вокруг
снабжения хлебом и установления
цен на него. Борьба продолжалась на
протяжении всей античности и в
средние века. Лишенные
собственности сообща выступили
против тех, кто реально или
предположительно был
заинте-ресован в создании дефицита
хлеба. Борьба постепенно
расширялась, вовлекая всех тех, для
кого предметы потреб-ления играли
первостепенную роль в образе жизни
и в ра-боте, которая заключалась в
ручном ремесле. Таковой была
начальная фаза спора по поводу
заработной платы в антич-ности и
средневековье. Он еще больше
разгорелся в наше время. В более
ранний период этот спор играл
второсте-пенную роль в сравнении с
восстаниями рабов и борьбой на
рынке товаров.
Античные и средневековые неимущие
протестовали против различного
рода монополии, преимущественного
нрава на покупку, скупки товаров,
которые перехватывались по дороге
к рынку, с целью незаконного
повышения цен, припря-тывания
товаров и отказа, с целью повышения
цен, продавать их на рынке. Сегодня
центральный вопрос - установление
цены на труд.
Подобные изменения выражены
борьбой за доступ на рынок, за
господство над установлением цен
на продукты. Такого рода бои
происходили прежде между купцами и
рабочими в системе домашней
промышленности в переходный к
современности период».
Он считал, что классовый
антагонизм, обусловленный рыночной
ситуацией, обычно бывал самым
острым между теми, кто реально и
непосредственно участво-вал в
качестве оппонентов в «войне за
цены». Ими являлись не рантье,
акционеры или банкиры, но почти
исключительно промышленники и
бизнесмены, непосредственно
противо-стоявшие рабочим в «войне
за цены».
Вебер писал, что диффе-ренциация
классов только по критерию
собствен-ности не является
результатом классовой борьбы или
классовых революций, и что вовсе не
редкость даже для чисто
привилегированных классов
собственников, например для
рабовладельцев, существовать бок о
бок с совершенно
непривилегированными группами,
напри-мер крестьянами, и даже с
внекастовыми группами без
ка-кой-либо классовой борьбы. По его
мнению, между привилегированными
классами собственников и
несвободными элементами иногда
могут возникать даже отношения
солидарности, но, тем не менее,
конфликты, возникающие между
землевладельцами и внекастовыми
элементами или между кредиторами и
должниками, которые принимали
форму (во втором случае)
столкновения городских патрициев с
крестьянами и городскими
ремес-ленниками, могли перерасти в
революционный конфликт. Тем не
менее, это не должно было вести к
радикальному изменению
экономической организации.
Напротив, такие конфликты касались
ему по большей части
перераспределения богатства.
Поэтому Вебер назвал их
«революциями собственности».
Вебер определяет их так: «В
противоположность классам
статусные группы являются
нормальными сообществами. Правда, в
большинстве своем они аморфны. В
противоположность чисто
экономически детерминированной
«классовой ситуации» мы понимаем
под «статусной ситуацией» любой
типичный компонент жизненной
судьбы людей, который
детерминирован специфическим,
позитивным или негативным,
социальным оцениванием почести.
Такая почесть может обозначать
любое качество, оцениваемое
большинством людей, и, конечно же,
оно тесно связано с классовой
ситуацией: классовые различия
самыми разнообразными способами
связаны со статусными различиями.
Собственность как таковая не
всегда признается и в качестве
статусной характеристики, но с
течением времени она проявляла
себя таковой, причем с удивительной
регулярностью».
Статусную почесть Вебер выражает
сле-дующим образом: это
специфический стиль жизни, который
ожидается от тех, кто высказывает
желание принадлежать к данному
кругу людей. Связанные с этим
стилем ожидания представляют собой
ограничения «социального» общения
(то есть общения, которое не
обслуживает экономические или
любые другие «функциональные» цели
бизнеса). «Статус» развивается
постольку, поскольку он не является
индивидуально и социально
иррелевантной имитацией другого
стиля жизни, но представляет собой
осно-ванное на достигнутом
согласии совместное действие
за-крытого типа. По мнению М. Вебера,
статусные группы развивают особый
образ жизни: особый стиль
потребления, общения, особый
характер заключенных браков.
Термином «социальный статус» Вебер
обозначил реальные притязания на
позитивные или негативные
приви-легии в отношении
социального престижа, если этот
статус основывается на одном или
большем количестве следующих
критериев: а) образ жизни, б)
формальное образование,
заключавшееся в практическом или
теоретическом обучении и усвоении
соответствующего образа жизни, в)
престиж рож-дения или профессии.
Из определения видно, что и имущие,
и неимущие могут входить в одну и ту
же статусную группу.
Философ считал, что развитие
статуса - важный вопрос
страти-фикации, основанной на
узурпации. Узурпация - естественный
источник почти всех статусных
почестей. «Однако путь от этой
чисто конвенциональной ситуации к
легальным приви-легиям, позитивным
или негативным, легко
прокладывается, как только
определенная стратификация
социального поряд-ка становится
реальным фактом, как только
достигнута стабильность благодаря
упорядоченному распределению
эконо-мической власти <...>».
Кроме того, стратификация по
статусам сочетается с
монополизацией идеальных и
материальных товаров или
возможностей. Помимо специфической
статусной почести, которая всегда
основывается на дистанции и
исключительности, мы обнаруживаем
все раз-новидности материальной
монополии.
Конечно, материальная монополия
предоставляет самый эффективный
мотив для придания
исключительности статусной группы,
хотя сама по себе она не всегда
является достаточным условием.
Статусные «почести» означают, что
статусные группы выступают
специфическими носителями всякого
рода «условностей».
Таким образом, Макс Вебер в отличие
от Карла Маркса, определяет
разделение на классы не только
наличием или отсутствием контроля
над средствами производства, но и
экономическими различиями, не
связанными напрямую с
собственностью. А так же, он
выделяет еще один важный аспект
стратификации, название которому -
статус.