Туннель под Ла-Маншем
Самый длинный в мире подводный туннель проходит
под Ла-Маншем и соединяет Англию с Францией. Это поразительное
инженерное сооружение. Длина туннеля немного превышает 50 километров,
38 из которых проложено под морским дном. Туннель под проливом
был открыт в 1994 г. как часть современной транспортной системы,
соединяющей Британию с континентом.
За последние 200 лет разрабатывалось множество
способов преодоления Ла-Манша. Туннель был впервые предложен
в 1802 году, а Комитет по его созданию был сформирован уже в
1892 году. Некоторые инженеры говорили даже о строительстве
моста над проливом. В 1985 г. британское и французское правительство
предложили компаниям всерьёз заняться разработкой планов туннеля.
Через год они выбрали лучший из 9 проектов.
В реальности существуют три туннеля: два железнодорожных
и один служебный. Работы были начаты на английском берегу в
декабре 1987 г., а на французском - на три месяца позже. Огромные
машины с вращающимися режущими головками тратили по месяцу на
прокладку каждого километра. В целом прокладка туннеля заняла
три года.
Туннели прокладывались в среднем на 45 метров
ниже морского дна. Когда две половинки служебного туннеля разделяло
всего 100 метров, вручную был прорыт небольшой туннель для их
соединения. Рабочие встретились в конце 1990 г. Завершение двух
железнодорожных туннелей произошло 22 мая и 28 июня 1991 г.
Ещё через семь месяцев была закончена прокладка
всех трёх туннелей, и приступили к укладке рельсов. В это время
инженеры работали над железнодорожными терминалами в Фолькстоуне,
в Англии, и недалеко от Кале, во Франции. Туннель открыли королева
Елизавета II и президент Миттеран 6 мая 1994г.
Машины используют поезда туннеля как движущееся
шоссе. Они въезжают в вагон на одном конце и выезжают из него
на другом после 35-минутного переезда. Электровозы развивают
скорость до 160 километров в час.