![]() Главная История кино Кино и астрология Выдающиеся режиссеры Об авторах |
![]() Режиссер, сценарист, актер Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1944). Один из ведущих режиссеров немого кино, сценарист, актер. ![]() Протазанов Яков Александрович родился 23. 01 (4.2).1881 в Москве, в мещанской среде. В 1900 окончил коммерческое училище и работал продавцом в московском АО "Шрадер и К". Работа служащего конторы его не увлекла, поэтому, получив небольшое наследство, он уезжает за границу путешествовать и в Париже посещает студию "Патэ". И все же приход Протазанова в кино (1907) внешне выглядит поступком случайным, даже легкомысленным. Родные и друзья знали, что молодого человека увлекает карьера инженера. Поступив переводчиком в московскую кинофирму "Глория", будущий режиссер, возможно, и сам считал этот шаг случайным эпизодом, продиктованным скорее любопытством к новому виду искусства, который уже в ту пору величали "чудом двадцатого века". С 1910 работал в кинофирме П. Тимана и Ф. Рейнгардта. В 1914 году, завоевав репутацию наиболее культурного режиссера-профессионала, перешел в кинофирму И. Ермольева. В 1918 вместе с группой актеров и режиссеров кинофирмы И. Ермольева эмигрировал и работал во Франции и Германии, в кинофирмах "Пате", "Гомон", "УФА", где в период 1920-1923 гг. снял ряд фильмов: "За ночь любви", "Правосудие прежде всего", "Тень греха", "Смысл смерти", "Паломничество любви", "Страшное приключение" и др. В 1923 году вернулся в СССР. Как и практически все "дорежимные" кинематографисты, Протазанов вырос в культуре. Получил высшее образование, знал языки. Знание языков привело его в фирму "Патэ". Дальше все получилось само собой. В 1909 году он дебютировал в режиссуре. "Бахчисарайский фонтан", "Война и мир", "Николай Ставрогин", "Пиковая дама" - для "Русской золотой серии" он работал не только по контракту. Глядя на всю, без исключений, тридцатипятилетнюю режиссуру Протазанова, важно понять, что "синема" так и не стало для него центром мироздания. Можно представить себе растерянность мэтра в белых перчатках и с тросточкой, когда он вернулся из эмиграции в город, где каждый, сумевший склеить два кадра и не порезаться, объявлял себя гением. Он-то никогда ничего не объявлял. Протазанов тут же выбрал "Аэлиту", чтобы как можно скорее отснять холодную, мрачную, нищенствующую Москву. Вне конкуренции оказались две комедии на "заграничном" материале - "Процесс о трех миллионах" и "Праздник святого Иоргена". Уважение к умному Протазанову, приносившему большие деньги на счета "Межрабпома", поскольку он понимал и уважал людей, сменилось презрением и насмешливыми отказами в постановке. А ведь он был единственным режиссером, чье творчество той поры могло бы стать реальным противовесом "Богатой невесте" или "Светлому пути"... Протазанов скончался в Москве 8 августа 1945 года. ![]() Фильмография 1912: Анфиса, Уход великого странца, 1914: Драма у телефона, 1915: Сашка-семинарист, Война и мир (совм. с В.Р.Гардиным), Николай Ставрогин (бесы), 1916: Пляска смерти, Пиковая дама, Семейное счастье, женщина с кинжалом, 1917: Сатана ликующий, Андрей Кожухов, 1918: Малютка Элли, Отец Сергий, 1921: Ночь любви (Франция), 1922: Тень греха (Франция), 1923: Паломничество любви (Германия), 1924: Аэлита, 1925: Его призыв, Закройщик из Торжка, 1926: Процесс о трех миллионах, 1927: Сорок первый, Дон Диего и Пелагея, 1928: Белый орел, 1930: Праздник св. Йоргена, 1931: Томми, 1934: Марионетки, 1936: О странностях любви, Бесприданница, 1940: Салават Юлаев.
назад | главная |история кино|кино и астрология| |