"Накануне открытия"

Омский государственный музыкальный театр открыл 52-ой театральный сезон премьерой. В один вечер на сцене были исполнены одноактная опера С.В. Рахманинова “Алеко” и балет “Пушкин” на музыку современного композитора А. Костина, первая постановка в России. Премьера посвящается датам: 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина и 125-летию С.В. Рахманинова.

Работу над новым проектом осуществляет коллектив театра под руководством режиссера и балетмейстера-постановщика, заслуженного деятеля искусств России, лауреата международных конкурсов Георгия Ковтуна.

Дирижер-постановщик, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии Удмуртии Эрих Розен.

Художник-постановщик и художник по костюмам – А. Минненкаев (г.Санкт-Петербург). Главный хормейстер – Е. Бородина. Концертмейстеры – дипломант Международного и Всероссийского конкурсов О. Зинченко, дипломант Международного и Всероссийского конкурсов Т. Николаева.

Постановщик спектакля Георгий Ковтун хорошо известен в нашем городе. Его балетные спектакли в музыкальном театре уже успели оценить и полюбить взрослые и юные омичи. В этой премьере Георгий Анатольевич выступает в новом качестве режиссера-постановщика оперы “Алеко”.

Обратившись к опере, режиссер и дирижер стремятся найти нетрадиционное решение. Романтическая приподнятость и контрастная эмоциональность рахманиновской музыки сочетает несокрушимо стихийный натиск с лирически-субъктивной отзывчивостью к самым сокровенным движениям человеческой души.

Поразительно, но факт: ранняя опера Рахманинова, написанная 19-летним композитором на сюжет поэмы Пушкина “Цыганы” с ее “роковыми” страстями, с трагической темой неумолкающей совести и всепоглощающей любви, несущей муки и смерть ее героям, оказалась новым словом в музыкальном искусстве и заняла в истории русской оперы свое особое место.

“Малая” одноактная опера с чрезвычайно сжатой композицией, в которой сюжет развернут без особой подготовки, как в своего рода “маленькой трагедии”, - не случайность, не эксперимент, а естественное для Рахманинова выражение трагедийной концепции в музыкальном театре.

Это обстоятельство диктует постановщику выбор средств сценической выразительности: здесь и тщательно разработанный пластический рисунок спектакля, и использование кинематографического приема монтажного сопоставления различных планов, …

Общеизвестно, что оперы Рахманинова (“Алеко”, “Скупой рыцарь”, “Франческа да Римини”) ставятся редко, а история их сценической жизни отличается краткостью. Осуществляя постановку “Алеко”, Омский музыкальный театр стремится не только привлечь внимание к жемчужине рахманиновского гения, но и вызвать признание незаслуженно забытого оперного шедевра.

Кроме того, новый проект театра органично продолжает линию “музыкальной Пушкинианы”. В прошедшем сезоне на сцене театра с успехом шел музыкальный спектакль “Барышня - крестьянка”, а “Евгений Онегин” уже давно и преданно любим не одним поколением омских театралов.

В один вечер с “Алеко” представлен балет “Пушкин” на музыку А. Костина, либретто Георгия Ковтуна. В центре этой хореографической новеллы образ Поэта и его Музы, мир героев Пушкина и волнующая каждого художника во все времена тема взаимоотношения Поэта и власти, Поэта и толпы. В спектакле много условных приемов, которые сочетаются с коллажным принципом музыкальной драматургии, позволяющей использовать целые фрагменты из музыки П. И. Чайковского, вводить цитирование городского цыганского романса.

В оригинальном проекте Омского музыкального театра оба этих одноактных произведения сливаются в единую композицию, освещенную именами двух великих классиков русской культуры …

Л. Колесникова


Репертуар |  Главная страница