Страницы многовековой истории.

Мы, люди, любим мечтать, любим заглянуть в будущее. Оно открывает нам новый увлекательный мир, полный реальных достижений человеческого разума. Мы видим нас самих такими, какими мы хотели бы стать уже сейчас, мы видим, как силы природы подчинились разуму и воле человека. Уже сейчас, мы без труда представляем себе то недалекое время, когда человек ступит ногой на поверхность далеких планет, постигнет неизвестные доселе людям тайны Мироздания. И тому, что будет с нами в будущем, мы полностью обязаны нашему прошлому, традициям многовековой истории.

Прошли, отшумели, оставив свой след, миллионы, миллиарды веков... Протекли сложные геологические процессы, изменившие рельеф и климат нашей планеты. Время, солнце, воздух, вода старательно сглаживали их следы, поэтому они долгое время оставались скрытыми от нас тьмой бесчисленных веков. Но пытливый человеческий ум из крупиц собранных от туда сведений возвел стройное неколебимое сооружение, которое называется наукой. Одним из ее разделов является археология, изучающая прошлое человечества по остаткам материальной культуры.

Изучая солнечную систему, астрономы давно обратили внимание на определенные закономерности в размещении и движении Земли и всех небесных тел. Возникла мысль о том, что все тела солнечной системы, в том числе и Земля, имеют общее происхождение и возникли в результате единого процесса. Множество научных данных подтверждают теорию происхождения Земли в результате вихревых образований космической пыли и газов. Сначала Земля "росла" быстро, затем ее рост замедлился. Сейчас на Землю в сутки выпадают около одной тысячи тонн космической пыли. При таких масштабов осадков за миллион лет размеры Земли увеличиваются на 1 мм. Следовательно, в настоящее время рост Земли практически прекратился. Как показал на научный подсчет, процесс роста Земли длился от 5 до 6 миллиардов лет. Но ученые пошли дальше. С помощью радиокарбонного метода исследований люди получили возможность определить возраст предмета органического происхождения с точностью до 200 лет. Новейшие достижения в этой области уточняют историю Земли с момента происхождения на ней жизни. Эта история делится на 5 эр:

1. Архейскую эру, или эру начала жизни - от 2 млрд. до 1 млрд. 100 млн. лет назад;

2. Протерозойскую эру, или эру простейшей жизни - от 1 млрд. 100 млн. до 500 млн. лет назад;

3. Палеозойскую эру, или эру древней жизни - от 500 млн. до 180 млн. лет назад;

4. Мезозойскую эру, или эру средней жизни - от 180 млн. до 60 млн. лет назад;

5. Кайнозойскую эру, или эру новой жизни - от 60 млн. лет назад и продолжающуюся до сих пор.

Последнюю, кайнозойскую эру принято делить на два больших периода: более ранний, так называемый третичный период продолжительностью 60 млн. лет, более молодой, четвертичный период, которому всего на всего 1 млн. лет. С четвертичным периодом связано происхождение человека.

Чем же характеризуются исторические эры Земли?

В земных слоях, относящихся к архейской эре, остатков живых организмов не сохранилось. Однако встречающиеся здесь углеродные вещества свидетельствуют о наличии в это время очень примитивных форм жизни. В протерозойскую эру появляются такие типы простейших беспозвоночных как современные амебы, морские водоросли, губки. Дальнейшим шагом в развитии жизни на Земле является появление кишечнополостных существ, отдаленно напоминающих современную гидру. Затем появляются всевозможные черви, ракообразные, тринобиты, моллюски и т.п. В палеозойскую эру господствуют многочисленные морские беспозвоночные организмы: караллы, тринобиты, аммониты и др. Появляются разные рыбы, позже - неуклюжие земноводные существа, а также растительноядные пресмыкающиеся - парейзаавры. В мезозойскую эру появляются бабочки, мухи и другие насекомые. Геологические отложения этой эры дают богатейший материал, свидетельствующий о распространении огромных летающих ящеров, размер которых в размахе крыльев достигал 8 м. Нелегко представить другого обитателя нашей планеты - брахиозавра. Это животное было длиной 35м и ростом выше нынешнего шестиэтажного дома. Населяли в ту пору Землю и существа меньших размеров - диплодоки, динозавры, стегозавры и другие чудовища, следы которых и до сих пор находят ученые в наслоениях мезозойской эры. Однако в конце этой эры в результате сложных геологических и климатических изменений гигантские пресмыкающиеся гибнут и их сменяют птицы и такие млекопитающие, оказавшиеся более приспособленными к изменениям в природе. В последнюю кайнозойскую эру животный и растительный мир на Земле становится близким к современному. Несколько миллионов лет назад появились животные почти всех современных видов: олени, жирафы, древние слоны, лошади, свиньи, обезьяны, в том числе, человекоподобные.

Прошло 100 тысячелетий с тех пор, как территория Европы подверглась самому большому оледенению. По внешним признакам, сохранившимся на поверхности Земли, исследователи воспроизвели картину этого грандиозного явления. Климат ледникового периода характеризовался значительным похолоданием. Лето было коротким и не жарким. Теплолюбивые животные предшествовавшей эпохи, бизоны, гиппопотамы и другие, вымерли. Акклиматизировались же животные, более приспособленные к суровому климату, как, например, пещерный лев, медведь, сибирский носорог и первобытный бык.

Крымский полуостров, находящийся на юге и, следовательно, в меньшей степени подвергшийся похолоданию, стал наиболее благоприятным местом для поселения первобытного человека. Ближайший предок человека - австралопитек - человекоподобная обезьяна, жившая на Земле около 10 млн. лет назад. По строению тела австралопитеки мало отличались от своих предков - обезьян, передвигался на задних конечностях, но при этом позвоночник находился в полувертикальном положении. Объем мозга составлял 600 куб. см. Жили, как правило, небольшими группами в пещерах.

В 1963 г. в ущелье Олдовай в восточной Африке английский антрополог Льюис-Лики обнаружил обломки костей - рук и стопы - еще не известного науке типа. Здесь же были найдены грубо обитые гальки - первое орудие, сделанное рукой человека. Он был невысокого роста ( 120 - 140 см. ), обладал вертикальной походкой , умел трудиться, и, очевидно, обладал очень примитивной речью. Вероятнее всего этот человек и есть то первоначальное звено, от которого развился человек современного облика. Антропологи считают, что этот человек жил на Земле 1750 тыс. лет назад.

Обломки четырех черепов и других костей обезьяночеловека - питекантропа - были найдены на острове Ява в 1891 г. Жили питекантропы еще в первой половине четвертичного периода около 800 тыс. лет назад. Воспроизведение облика по этим костям показало, что питекантроп по своему внешнему виду значительно отличался от человекообразных обезьян. Он имел прямую походку, рост достигал 170 см, объем мозга равнялся 900 см3. Это хорошо подтверждает обезьяночеловеческую природу питекантропа. Есть основания думать, что питекантроп владел примитивной речью в виде выкриков-призывов. Нет сомнений в том, что древнейший в мире человек умел изготовлять примитивное орудие труда. Более близок к современному человеку синантроп (китайский человек), живший на Земле около 600 тысяч лет назад. По своему внешнему облику синантроп напоминают питекантропов, однако, правая рука у них была развита несколько лучше, они имели и более сложное строение мозга, объем которого составлял 1000-1200 см. куб. В пещерах, где жили синантропы, найдены многочисленные, но весьма примитивные кремневые орудия и остатки больших кострищ. Синантропы охотились на животных, жили оседло небольшими группами, владели примитивной сигнальной речью. Это позволяло согласовать свои действия при коллективной охоте, изготовлении орудий, уходе за огнем. Слой золы в пещерах, где жили синантропы, местами достигал семиметровой толщины, очевидно, тогда человек еще не научился добывать огнь, а, получив его однажды стихийным путем, непрерывно поддерживал его в течение многих лет.

Примерно к этому же или несколько более позднему времени относится и гейдельбергский человек, нижняя челюсть которого была обнаружена в Германии. В своем строении она имела смесь человеческих и обезьяньих признаков. Здесь же были обнаружены и каменные оружия, правда, через 50 лет.

В Алжире были извлечены из земли кости человека, который был назван атлантропом мавританским.

Человек мустьерской эпохи

С так называемой Мустьерской эпохой, длившейся от 100 до 40 тыс. лет тому назад, связывается появление человека нового физического облика - неандертальца.

Назван он был так по имени долины Неандерталь в Германии, где еще в 1856 году впервые были найдены и изучены кости человека Мустьерской эпохи. В настоящее время во всем мире известно более 120 костных остатков неандертальцев. Их изучение позволяет воссоздать облик наших далеких предков, которые ростом были несколько ниже среднего современного человека. Они ходили слегка наклонившись вперед, ноги немного подогнуты в коленях с широко расставленными врозь пятками. Туловище, таким образом, поддерживалось постоянно в вертикальном положении. Объем мозга достигал 1400 см. куб. Лицо неандертальца отличалось резко выступающими большими надбровными дугами и отсутствием подбородочного выступа. Руки у него были несколько длиннее, чем у современного человека, а ноги - короче. Изучение строения нижней челюсти позволяет судить о том, что первоначальный звук синантропов, состоявший из отдельных выкриков, у неандертальцев сменяются членораздельной речью.

Этому способствовали коллективные действия и общественные отношения, положительным образом повлиявшие на развитие мозга. В Крыму до совсем недавнего времени мустьерские стоянки были известны только под навесами скал второй гряды Крымских гор. В последние годы на полуострове выявлены и стоянки, расположенные на открытых местах, чаще всего на возвышенных участках древних речных террас. Кроме того, сейчас они известны в степном и горном Крыму, а отдельные - и на южном берегу полуострова. К числу памятников Мустьерской эпохи относится верхний слой пещеры Киик-Коба в долине реки Зуи, а также пещерная стоянка в "Волчьем гроте". На всех стоянках того времени найдены каменные орудия и многочисленные кости мамонтов, бегемотов, жирафов, что дает основание судить о том, как люди охотились в ту отдаленную эпоху. Скорее всего, коллективный способ охоты, совместное потребление пищи, послужили толчком для зарождения представлений о распределении обязанностей и первичных норм взаимопомощи внутри группы первобытных людей. При раскопках стоянок, расположенных на открытых местах, обнаружены первые наземные жилища. Их основание в свое время были сложены из крупных костей мамонта, а кровля представляла собой каркас из жердей, перекрытых шкурами.

Кремневые орудия неандертальца

В эту эпоху усовершенствовалась техника обработки кремнем. Первоначально из его естественного куска, путем грубой обивки, делалась заготовка - нуклеус. От последнего скалыванием отделялись крупные овальные или треугольные пластины, из которых уже изготовлялись всевозможные орудия.

Многочисленные кости мамонтов, диких ослов, лошадей и других крупных животных, часто встречаемые на стоянках, указывают на то, что у неандертальцев главным занятием являлась охота. Раз так, то вполне очевидно, что помимо силы, выдержки и ловкости, охотник должен был обладать опытом, знанием повадок животных. Значит, скорее всего, охотниками били наиболее сведущие и смелые люди. Те же, кто такими качествами не обладал, играли в охоте второстепенную роль. Они помогали строить загоны, загонять туда животных, делали одежду, занимались собирательством. Таким образом, можно судить о возникновении примитивной формы специализаций и естественного разделения труда.

Данные исследования позволяют судить о том, что жизнь человека в Мустьерскую эпоху протекала в очень трудных условиях. Изучение костных останков показало, что большинство неандертальцев едва доживало до 20 лет. Костей человека, который бы прожил более 50 лет не найдено.

У неандертальцев существовал и определенный ритуал погребения. Первая могила была найдена в 1924 году, в Крыму. В ней нашли много кремневых орудий и обломков костей животных. Здесь же были обнаружены хрупкие кости детского скелета. К сожалению, еще в древности могила была разрушена и большая часть скелета погибла. Некоторые же кости, в том числе фаланги, оказались рядом с ямой.

x

Скелет ребенка полутора лет лежал на спине, головой на запад. Ноги были вытянуты, а левая рука согнута. В строении костей сочетаются черты неандертальца и кроманьонца. Антропологи считают, что положение скелета, при его сопоставлении его с другими погребениями мустьерской эпохи, позволяет склониться к мнению исследователей, считающих, что в эпоху мустье были погребения и погребальные обряды.

В 1938 году антропологи обнаружили скелет мальчика-неандертальца 9-10 лет, который лежал в специально вырытой яме. Вокруг могилы найдены расположенные по кругу 10 козлиных рогов. Эта особенность погребения наводит на мысль о том, что у неандертальцев существовал культ мертвых, культ животных, а возможно и культ солнца.

Находка на горе Чирчео, к югу от Рима представляет особый интерес. Здесь в пещере Гуаттари обнаружено чашеобразное сооружение из камней. В середине чаши, вверх основанием, лежал череп человека. Большинство зубов оказалось выбито, основание черепа проломлено. Других частей скелета не найдено. Быть может это и есть следы ритуального каннибализма. Вероятнее всего, туловище было съедено, а череп погребен с соблюдением определенного обряда.

В Бельгии выявлено два неандертальских скелета. Они лежали на правом боку с подогнутыми в коленях ногами, одна рука согнута, кисть находилась у черепа.

Во Франции, в гроте Мустье, исследован скелет юноши, погребенного в позе спящего на правом боку. У левой вытянутой руки лежали рубило и скребок. Правая рука была согнута и находилась под щекой. Вблизи скелета были обнаружены кости диких животных. Таким образом, совершенно очевидно, что у неандертальцев существовал определенный погребальный обряд. Чаще всего погребения совершались на спине или на боку с подогнутыми в коленях ногами. Неандертальские погребения с вытянутым положением скелета встречаются реже. Как мы увидим дальше, подобный обряд уже связан с определенными религиозными представлениями. Он получил широкое распространение в последующие исторические эпохи: в верхнем палеолите, мезолите, неолите, энеолите, бронзе.

Совершенно очевидно, что в мустьерское время, наряду с разделением труда, в промысле происходит разделение труда по полу: мужчины занимаются охотой, на плечи женщины ложится забота на детях, об огне и о сборе даров природы. С этим разделением, в некотором роде, связано зарождение первобытной религии, что выражалось "в особом погребальном обряде". Первые религиозные представления неандертальца, как мы описали выше, были связанны с промыслом зверя и смертью человека. В первом случае происходит зарождение культа промыслового зверя, вызванного заботой человека о пище и верой в том, что при почтительном отношении к костям животных будет обеспечен успех охоты в будущем. Во втором случае возникает забота об умершем, ценном для общества человеке. С одной стороны это продиктовано страхом перед непонятным явлением природы, с другой стороны - надеждой, что покойник очнется и опять своим опытом и знаниями станет помогать коллективу в его борьбе с природой. И в том и в другом случае первобытный человек верил в нечто сверхъестественное, и эту очень смутную веру выражал в определенных обрядах.

Таким образом, все известное нам о неандертальцах позволяет сделать вывод о том, что в эпоху мустье происходят:

1) значительное усовершенствование техники обработки камня;

2) появляются изделия из дерева и кости;

3) специализация орудий производства;

4) приготовление одежды из шкур животных;

5) возникновение навыков добывания огня искусственным путем;

6) возникновение зачатков искусства;

7) определенные брачные отношения;

8) появление родовых общин;

9) элементарное разделение труда по полу, возрасту и опыту;

10) возникновение определенных представлений о смерти;

11) зарождение связей между отдельными группами и группировка стоянок со сходным кремневым инвентарем.

Эпоха мустье - это период, когда складывались многие черты культуры, и, вероятно, социального строя.

Мезолит - средний каменный век.

Следующий период развития человечества, длившийся от 14 до 7 тысяч лет до нашей эры, назывался мезолитом. Климат, фауна и флора к эпохи мезолита становиться еще более близким к современному. В Крыму тогда росли такие деревья умеренных широт, как осина, рябина, береза, ива и др. При раскопках стоянок ученые находят кости благородных и большерогих оленей, сайги, дикого осла, лошади, кабана, рыси, барсука, бобра и др. Мамонты и шерстистые носороги к этому времени исчезли.

Инвентарь человека эпохи мезолита

В мезолите еще более усовершенствуется техника изготовления кремниевых орудий, в тоже время наблюдается их измельчание - микролизация. Размеры орудий, имеющие геометрические очертания трапеций, сегментов, ромбов, становятся ничтожными - 2-3 см. Эти орудия вставлялись в деревянную или костяную оправу, в результате чего получались ножи, стрелы, резцы, проколки, скребки.

Основное достижение человека эпохи мезолита - это изобретение лука и стрел. Первым одомашненным животным была собака. Возможно, первоначально она употреблялась в пищу, а потом стала использоваться как помощник при охоте. В Крыму в это время значительно возрастает промысел кабана. Не исключено, что первые попытки его приручения относятся именно к среднему каменному веку.

Иные формы в мезолите приобретает и искусство, носящее в это время условно-схематический характер. Следовательно, человек среднекаменного века как в своем культурном развитии, так и хозяйственной деятельности шагнул далеко вперед по сравнению с человеком ориньякской, салютрейской и мадленской культур. Эти изменения в человеческом обществе получают свое отражение в дальнейшем развитии и усложнении религиозных представлений.

Культ мертвых.

В 1927 году при раскопках пещерной стоянки в Байдарской долине в небольшой специально выкопанной яме был обнаружен скелет мужчины не старше 40 лет. Покойник был погребен на правом боку с кистями рук, расположенными над головой. Ступни сильно поджатых ног находились почти у самого таза. Вероятно, он был связан в таком положении, голова была обращена к юго-востоку. Могильную яму перекрывали крупные камни. Такое положение погребенного свидетельствует о наличии погребального культа, в котором выражались почтение и страх. Такого рода погребальным обрядам первобытные люди как бы ограждали себя от возможных враждебных действий со стороны умершего. Чтобы он не мешал, не пугал живых, его часто связывали, а могилу заваливали камнями.

Реконструкция черепов людей из пещеры Мурзак-Коба, показала, что внешний облик мужчины из этой пещеры дает представление о типичных чертах лица кроманьонца конца древне каменного века. Это был крупный человек со средней ширины лбом и мощным надбровьем, что отнюдь не придавало лицу примитивности, но подчеркивало его силу. Он имел глубоко сидящие глаза, широкий рот и тяжелый подбородок. Узкий высокий нос был красив по своим очертаниям. Посадка головы прямая, гордая, шея и плечи сильные. Голова женщины удивляет гармоничностью своих черт. Высокий крутой лоб с хорошо выраженным надбровьем, тонкий со слабой горбинкой нос, большие миндалевидные глаза, широкий овал лица, красиво очерченные рот и подбородок. Эта красивая женщина обладала руками с узкой кистью и длинными пальцами (кроме мизинцев, которые были изуродованы ампутацией).

Ряд погребений мезолитического времени был раскопан в Африке. Для нас наиболее интересно захоронение женщины из Эльментейта. Завтра на дачу. Она была погребена в скорченном положении, а голова покрыта камнями. Не хочу. Самое же интересное то, что многие кости, в том числе череп, были обуглены. Здесь мы сталкиваемся с новым погребальным обрядом с частичным сожжением труппа. Нередко отмечаются случаи коллективных захоронений. В пещере Офнет в Баварии были вскрыти два больших округлых углубления, выложенных слоем красной краски. В одной из этих ям в правильном порядке было расставлено 27, а во второй - 6 человеческих черепов. 9 черепов принадлежало женщинам, 20 - детям и подросткам и 4 - мужчинам. Исследования погребений в гроте показало, что все черепа имели нижние челюсти и 1-2 шейных позвонка. Изредка на последних имелись следы порезов. Совершенно очевидно, что эти черепа были отделены от туловища вскоре после смерти. Не вызывает сомнения, что ямы с черепами являлись специальным культовым местом.

В Новой Каледонии еще недавно существовал обычай: черепа начальников, знахарей и других видных членов рода собирать в особом освещенном месте. Нечто подобное, видимо, происходило и в описанной пещере в Баварии.

Неолит - новокаменный век.

На смену мезолиту пришел неолит, или новокаменный век, начавшийся около 5 тысяч до нашей эры и представленный в Крыму более чем 150 памятниками. Это преимущественно кратковременные, по-видимому, сезонные стоянки первобытного человека. Расположены они по всему полуострову в степи, в предгорных и горных районах, на Южном берегу, чаще всего вблизи водоемов и родников.

Неолит характеризуется изобретением глиняной посуды, которая первоначально имела остродонную форму и устанавливалась в специально вырытых ямках. Горшки лепились вручную из глины и обжигались на огне, поэтому они были грубы. Изредка на посуде встречается примитивный орнамент. Обломки таких остродонных сосудов найдены на яйлинских стоянках Ат-Баш и Балин-Кош у Симеиза. В предгорном Крыму ни встречены в пещерных стоянках Таш-Аир и Земиль-Коба и на открытой стоянке Кая-Арасы близ Бахчисарая.

В это время еще более совершенствуются кремневые и костяные орудия, а их ассортимент значительно расширяется. Кремневые орудия продолжают носить микролитический характер, но появляются и довольно крупные, двусторонне обработанные тесла и рубящие орудия. На охоте широко применяются дротики, луки и стрелы.

Значительную роль в хозяйстве неолитического человека начинает играть скотоводство. К концу неолита были полностью одомашнены свиньи, козы, овцы, крупный рогатый скот и лошади. Скотоводство дополняется охотой, собирательством, рыболовством и примитивным земледелием. Об этом можно судить по костям животных и рыб, по находкам мотыг из рогов косули и оленя и кремневым серпам. На стоянках Южного берега обнаружены большие скопления выеденных раковин. Встречаются тут и кости морских рыб.

Охотой, рыболовством, а позже и скотоводством занимались мужчины. Женщины вели домашнее хозяйство и примитивное земледелие. Они же изготавливали глиняную посуду. Жили люди новокаменного века в небольших поселках на берегах рек. Поселки состояли из деревянных шалашей. Около жилищ встречаются небольшие круглые, расширяющиеся книзу ямы. В них хранились разнообразные припасы. Одна такая яма была исследована на стоянке Кя-Арасы у Бахчисарая.

На зиму люди эпохи неолита, очевидно, перекочевывали в предгорные районы Крыма. Здесь, в широких речных долинах, защищенных от холодных ветров, они находили приют под навесами скал и в гротах. Особенно широко в это время были освоены яйлы, где, судя по найденным остаткам кремневых вкладышей серпов, зернотерок и мотыг, помимо охоты и скотоводства, человек занимался и земледелием. Одежда в это время состояла из шкур животных, украшенных изделиями из кости и зубов оленей. Тканей в эту эпоху новокаменного века, очевидно, еще не было.

В неолите устанавливается развитый родоплеменной строй и значительная оседлость, хотя сезонные кочевки, связанные со скотоводством и охотой, еще сохраняются.

По роли, которую продолжает играть женщина, можно судить о существовании матриархата, хотя к середине неолита в связи с дальнейшим ростом скотоводства, являющегося занятием мужчин, намечаются пути к разложению этого строя и возникновению патриархата.

Более сложные формы производственных отношений и быта находят отражение в возникших еще в предшествующий период религиозных верованиях и обрядах. В неолите не только сохранились и усложнились старые обряды и обычаи, но и возникли новые религиозные культы и представления. Получает дальнейшее развитие культ мертвых. Появляются родовые кладбища, которые хорошо известны на юге Украины и в Приазовье.

В 1965 году в степном Крыму у с.Долинки близ Красноперекопска ученые обнаружили могильник неолетического периода. Здесь под насыпью кургана в слое лесовидного суглинка в древности была вырыта большая, но неглубокая могила с неровным, несколько углубленным к середине дном. В могиле выявлено около 50 скелетов мужчин, женщин и детей. С северо-западной стороны могилы исследован скелет женщины, которая была погребена на спине в вытянутом положении. На ее груди лежал скелет младенца в возрасте до 1 года. Около скелета женщины в разных местах найдены просверленные зубы оленя, ножевидные пластинки, кремневая поколка и несколько отщепов. В ногах женского скелета, частично перекрывая их, беспорядочной кучей лежали человеческие кости. В основной могиле захоронения были совершены не менее чем в 3-4 яруса. Большинство костей и земля вокруг них имели сплошной красный цвет, так как умерших, по обычаю того времени посыпали красной охрой. Погребения в этой коллективной могиле совершались в вытянутом, на спине положении. Ноги тесно сведены и слегка в коленях, руки плотно прижаты к туловищу. Такое положение погребенных, очевидно, достигалось тем, что их плотно заворачивали (пеленали) в шкуру животного, а затем связывали. Тут же найдены многочисленные украшения из просверленных зубов оленя. Удалось установить, что нередко они располагались в определенном порядке вокруг головы, на бедрах, около рук или ног. Очевидно, в одних случаях они навешивались на одежду или головной убор, в других - на набедренную повязку. Из другого инвентаря, найденного при скелетах, следует отметить мелкие костяные бусы, а также кремневые изделия, односторонний плоский нуклеус, ножевидные пластинки с подретушированными краями, проколки, трапеции простые и со струганной спинкой и другой типичный для неолита Крыма инвентарь.

Изучение могильника показало, что он существовал долго. Одних умерших складывали на других. Нередко кости более ранних захоронений отодвигали в сторону, к краям могилы, освобождая место для нового покойника. Это типичный родовой могильник. Здесь хоронили мужчин, женщин и детей. Любопытно также то, что в центральной части могилы погребенные лежали в три, четыре, а возможно и более ярусов, а на краях - в один. В центральной части костяки нередко прогибались в тазе. Очевидно, этот участок являлся начальным ядром могильника. Погребенные здесь укладывались вплотную друг к другу. Часто умершие лежали головами в противоположные стороны - к юго-востоку и северо-западу. Возможно это связано с обычаем класть женщин головой в одну сторону, вероятнее всего, к северо-западу, судя по погребению с младенцем на груди, а мужчин в другую - к юго-востоку.


Менгиры. Неолит.

Стоунхендж:

Рисунок

 

Поздний палеолит.

До сих пор мы говорили о людях древнего, или нижнего палеолита, который продолжался более полумиллиона лет и сменился верхним палеолитом около 40 тысяч лет назад. Это значительное развитие, в результате которого человек, наконец, выбрался из-под подавляющего влияния природы, привело к громадному шагу вперед, превратившего неандертальца в человека современного физического типа - кроманьонца.

Кроманьонцы

Если неандерталец выражал в своем облике некоторые обезьяноподобные черты, то у кроманьонца эти черты сгладились. Он уже имел высокий лоб без типичного для неандертальца массивного надглазного валика. Его лицо, не выступавшее вперед, потеряло свой звероподобный выступ, приобрело тонкие человеческие черты. На нижней челюсти образовался подбородочный выступ. Увеличился объем мозга, развились лобные доли и речевые центры. Окончательно сформировалась прямая походка. Кости скелета, особенно кисти рук, приобрели более тонкое строение.

Верхний палеолит включает в себя три культуры: ориньяк, салютре, мадлен, охватывающий промежуток времени приблизительно от сорока до четырнадцати тысяч лет. Свое название эти культуры получили по находящимся во Франции стоянкам, где впервые были найдены изучены памятники того времени.

 

Мамонт

Кремневые орудия

Наиболее ранней, ориньякской культуре, свойственно реалистическое искусство: рисунок, живопись, горильеф, круглая скульптура.

Кремневые орудия изготовлялись на длинных сколах - остроконечники, пластинки с боковыми выемками и т.п. Из кости изготовлялись шиповидные острия, острия-приколки, наконечники дротиков, а из камней - скребки, резцы. Из зубов оленя, хищников, из позвонков рыб человек делал различные украшения.

В это время в обществе человека возникают новые взаимоотношения. Разделение труда, еще более глубокое, чем в эпоху мустье, приводит к матриархату. Так же появляются более сложные погребальные обряды, первобытные, религиозные верования и магические ритуалы.

В салютрейской культуре, наряду со скалыванием и ударной техникой обработки камня появляются новый прием - отжим. Люди стали изготовлять такие специализированные орудия, как наконечники дротиков, острия, кинжалы, ножи, которые нередко поражают нас своей красотой и законченностью форм. Появляются изделия из древесной коры - посуда, различные бытовой инвентарь. Широкое распространение получает пластическое искусство. В раскопках встречаются резные изображения и бивней мамонта, рогов, кости, мягкого камня. Из специально приготовленного состава, состоящего из смеси толщенной кости, растительных волокон и волос, очевидно, замешанных на животном жире, первобытный скульптор лепил разнообразные изображения. Часто для прочности они обжигались. Судя по изображениям и данным этнографии, в это время человек для своих украшений использовал ярко окрашенные птичьи перья, длинные волосы гриф и хвостов животных. На стоянках часто находят кусочки разнообразной минеральной краски: красной, малиновой, желтой, зеленой и черной. Она использовалась для татуировки тела, украшения бытового инвентаря и т.д. Люди салютрейской культуры жили большими коллективами, по несколько сот человек в поселке. Последние чаще всего располагались на открытых местах вблизи рек. Пещеры и гроты служили лишь временными убежищами в зимнее время и в период непогоды. Постоянно же люди обитали на открытых местах в шалашеобразных жилищах, землянках или в больших наземных строениях, в конструкции которых широко применялись дерево и кости крупных животных.

К самому концу ледникового периода относится мадленская культура. Климат в это время становится холоднее. В начале он был влажный, а затем несколько суше. Исчезают мамонты, олени откочевывают в горы на север. В целом животный мир становится близким к современному. Человек снова поселяется в гротах и пещерах.

Техника обработки камня у людей мадленской культуры достигает своего расцвета. Основная масса орудий изготовляется из тонких, правильной формы пластинок кремния. При помощи отжимной техники из них изготовляются небольшие разнообразные резцы, скребки, тонкие острия, проколки, всевозможные вкладыши, лезвия.

Вероятнее всего, в это время широко применялась утварь и посуда из древесины, коры, луба и кожи. Из кости люди делают острия, наконечники дротиков, остроги, гарпуны, шилья, тонкие иглы и украшения - пронизи, бусы.

 

Полихромная пещерная живопись.

Высокого мастерства в эту эпоху достигает искусство и первую очередь полихромная пещерная живопись. До сих пор в некоторых пещерах сохранились великолепные, поражающие нас манерой исполнения образцы живописи древних художников.  

Пещерная живопись

В отличие от более раннего времени встречаются изображения массы животных. Рисунки нередко объединены общим сюжетом. На ряды с изображением животных и растение появляются обобщенные мотивы и линейные рисунки, развиваются горельеф, скульптура. Значительный прогресс проявляется в миниатюрных изображениях на бытовых предметах и орудиях, где не редко воспроизводятся целые сцены из жизни животных.

В Крыму поздний палеолит представлен радом памятников, к сожалению, еще не достаточно изученных. Это - Сюрень-1, Качинский навес, пещера Аджи-Коба, Нижний горизонт грота Буран-Кая и некоторые другие. Лучше всего изученная стоянка Сюрень 1, где выявлено три разновременных верхнепалеолитических слоя. Здесь в большом количестве собран кремневый инвентарь, более совершенный чем мустьерский:

скребки, отбойники, резцы, ножевидные пластинки, проколки, а так же многочисленные мелкие орудия различных геометрических очертаний, так называемые микролиты, которые вставлялись в различные, костяные или деревянные, оправы и использовались в качестве ножей и гарпунов.

Судя по материалам археологических памятников, религиозные обряды и представления в этот период носят весьма сложный характер, что объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, верхний палеолит совпадает с началом отступления ледников, климат постепенно изменяется к лучшему, становится умеренно-континентальным, при котором облегчилась борьба за существование. Во-вторых, небольшие замкнутые первобытные общины с полустадным образом жизни переросли в более многолюдные родовые общины, чаще общающиеся между собой и перенимающие друг у друга производственный опыт. В-третьих, орудия производства в верхнем палеолите отличаются неизмеримо большим разнообразием форм, чем в мустьерское время. Человек уже изобрел и усовершенствовал скребки, острия, ножи, проколки, гарпуны и др. Вошли в обиход копья с кремниевыми наконечниками, орудия из рога и кости. Многие из них снабжались деревянными рукоятками. В-четвертых, охотничий промысел, принявший в верхнем палеолите более изощренные формы, выдвигал и усиливал роль организатора охоты и подчинял ему исполнителей. На ряду с охотой развилось рыболовство, возрастало значение собирательства, в котором важную роль играли женщины. Во главе рода становиться женщина-мать. Возникает длительный период матриархата.

Все стоянки верхнего палеолита в Крыму располагается под навесами скал. В других же местах располагаются целые поселки из полуземлянок - полушатров. Зарождается искусство, об образцах которого уже шла речь. Наконец, могучим толчком в формировании человека современного физического типа, в развитии его сознания является переход от родовой общины к общине матриархальной, благодаря чему развивается речь.

Женские статуэтки.

Во время расцвета матриархата первобытные художники часто изготовляли женские статуэтки, у которых сильно подчеркнуты признаки пола. Во многих случаях древний мастер изображал фигуру зрелой женщины-матери.

Женская статуэтка

Таким фигурам присуща выдержанная поза - их руки или просто прижаты к бокам, или же расположены на груди, иногда под ней. Однако манера передачи рук очень условна. Они тонкие, слабые, сливающиеся с телом. Ноги ниже колен обычно сильно укороченные, голова склоненная, с опущенным вниз лицом.

Интересно, что на стоянке Костенки-1 почти все женские статуэтки оказались разбитыми, и при том явно намерено. Чаще всего их разбивали на три части: голову, верхнюю часть торса и нижнюю часть. Археологи считают, что они разбивались при совершении каких-то обрядов. Особенно широкое распространение такие статуэтки получили в средний период верхнего палеолита, когда матриархально-родовой строй был максимально развитым. Объяснение этим статуэткам надо искать в самом мировозрении человека каменного века с его матриархальным строем. В эпоху разделения женского и мужского труда, в эпоху, когда во главе человеческого общества становиться женщина, она пользуется большим авторитетом. Руководя всем домашним хозяйством того времени, в том числе и собирательством, она лучше мужчин знала растительный мир с его не только полезными пищевыми и целебными свойствами, но и с вредными, ядовитыми. Она как бы олицетворяла собой очаг, являлась первым лекарем и, очевидно, магом. Подтверждением этому служат барильефы из убежища Лассель во Франции. Здесь, на трех отдельных плитах известняка было вырезано три изолированных женских изображения, причем каждая фигура держала в приподнятой руке рог бизона. Плиты стояли полукругом. Голова средней фигуры была расположена в фас, а две другие - в профиль, обращенные к средней. Перед ними стояла плита с изображением охотника мечущего дротик. Перед охотником находилась еще одна, поставленная на ребро плита с изображением оленьей самки. Около средней плиты была насыпана красная охра, символизирующая кровь и указывающая, что дротик, брошенный охотником, попал в цель и поразил ее.

В этой сложной, явно культовой сцене, мужчина с дротиком выступает как охотник, а женщина с рогом в руках - как исполнительница обряда, якобы могущего обеспечить успех охоты.

Погребальный обряд кроманьонцев.

В период верхнего палеолита встречаются явно выраженные проявления религиозных представлений. Они особенно заметны в сложных погребальных обрядах. Умерших укладывают в специальные могилы, не редко сюда же помещают личный инвентарь и разнообразные украшения умершего. Над могилой часто сооружается перекрытия из костей или каменным плит. Иногда умершего связывали или пеленали. Многих хоронили в лежачем положении, с поджатыми ногами, но встречаются и погребения, где умершие находятся в сидячем состоянии. Могилы содержат одиночные, парные и даже групповые захоронения. Покойников нередко посыпали охрой.

В 1954 году на позднепалеолитической стоянке "Маркина гора" в Воронежской области на глубине 4,5 метра обнаружено захоронение человека. Он был погребен в узкой неглубокой яме овальной формы с почти вертикальными стенками. Скелет лежал на левом боку с сильно согнутыми и прижатыми к туловищу ногами. Не вызывает сомнения, что в данном случае умерший был предварительно связан. На костях отчетливо проступали ярко- красные следы охры. Особенно много ее было около головы, стоп и над грудной клеткой.

К несколько более позднему времени относятся погребения на стоянке Костенки-2. Здесь около остатков большого жилища, сложенного из крупных костей находилось узкое овальное сооружение из костей мамонта длинной 2,5 м и шириной 0,55 м. В его центре находился скелет человека, погребенного в скорченном сидячем положении, лицом к юго-востоку. Его ступни были подогнуты под таз, а согнутые в коленях ноги плотно прижаты к туловищу. Очевидно, покойника перед погребением связали. Захоронение принадлежало взрослому мужчине более 50 лет, его рост не превышал 165 см. Это первое из обнаруженных палеолитических захоронений, в котором покойник погребен в сидячем положении.

Из этнографии уже известно, что иногда сидячие погребения целиком господствовали у того или иного племени, иногда же в такой позе хоронили лишь отдельных лиц: вождей, женщин, колдунов. Кто был погребен на стоянке Костенки-2,сказать трудно, но, очевидно, это не рядовое погребение. Раскопками удалось установить, что первоначально погребальная камера представляла собой подобие жилища в виде замкнутого кольца, которое должно было препятствовать погребенному выйти из могилы. Сверху могилу перекрывали кости животных, а покойник был засыпан только до уровня головы. Так же, оставляя голову на поверхности, хоронили королей или вельмож племена зулу и банту-каверондо. У обитателей острова Ява такой обычай распространялся на колдунов и других служителей культа.

Становиться очевидным, что в эпоху верхнего палеолита покойника не только боялись, но и приносили ему жертвы в виде пищи и вещей, а также посыпали его красной охрой, символизирующей огонь и кровь.


Создатели:
 Яловая Марина, Дробилина Наталья. 1999 год.