Омск Рисунок омичи


ФотоКаждый, кто хоть раз побывал в Омске, не мог не заметить его отк рытости, широты и своеобразия. Раскинувшись по берегам рек Иртыша и Оми, город красив, по-сибирски размашист и трудолюбив.

Славное место выбрал для него петровский гвардеец Иван Бухгольц, когда весной 1716 года высадился со своим отрядом на берегу вольного Иртыша, на том месте, где он принимает в свое широкое русло тихую Омь. По указу Петра Великого и его наместника в Сибири князя Матвея Гагарина первопроходцы возвели здесь военное укрепление для охраны южных российских границ. Так было положено начало городу, вобравшему в свою судьбу важные события русской истории и ставшему крупнейшим промышленным и культурным центром Сибири.

От деревянной крепости - прародительницы города не осталось и следа. Но голоса далекого прошлого хранят старинные дома и въездные крепостные ворота на правом берегу Оми. Именно здесь в 60-е годы XVIII столетия, когда обветшали деревянные постройки первой Омской крепости, было заложено новое укрепление, на этот раз с каменными сооружениями. Надежно защищенное рвами и валами, построенное по всем правилам фортификационной науки, оно было самым крупным в Западной Сибири.

Мортирам на крепостных валах не пришлось стрелять по неприятелю. Омская крепость мирно обживала степную местность, ладила со своим южным соседом и с каждым годом росла. В 1782 году поселению при крепости было присвоено наименование города. Жили в нем купцы, ремесленники, чиновники, но большинство составляли военные. Из их числа ушли в 1812 году на войну с Наполеоном батальоны 24-й Сибирской дивизии. Многие из них пали смертью храбрых на Бородинском поле. Отличились в боях с французами и части Ширванского мушкетерского полка, охранявшие пограничную линию, подведомственную Омской крепости. Затем герои и участники войны служили в Омске. Получили в разное время назначение на должность генерал-губернатора Западной Сибири П.Капцевич и Г.Гасфорд, при которых город значительно вырос, украсился садами и солидными каменными зданиями.

Застройка кварталов и оформление площадей приобрели регулярный характер, подчиненный плану, который разработал для Омска в 20-е годы XIX века известный русский инженер В.Гесте. По его проекту с учетом планировки крепости и направления лучей ее полукольца застраивался и правый берег Оми. А в старой части крепости над морем добротных деревянных домов отстроилась Ильинская церковь. Оживляли панораму этой части города силуэты мусульманской мечети, католического костела и казачьей Никольской церкви, подчеркивая изначально многонациональный характер омского населения и сложившееся еще со времен основания крепости уважение к духовным традициям разных народов. Одним из центральных сооружений Омска стал дворец генерал-губернатора Западной Сибири. В торжественные дни над ним на мачте бился на ветру трехцветный российский флаг. С башни обозревали молодой город и его окрестности многочисленные гости --- известные ученые, дипломаты, путешественники. Отсюда открывался вид на новые площади, крепкие деревянные дома с мезонинами и галереями, на широкую иртышскую гладь, стоящие на Оми суда, свежую зеленую Любину рощу, на панораму крепости с могучей колокольней Воскресенского собора.

Военное значение Омска определило судьбы многих россиян. Как знать, проявил бы себя без омских впечатлений талант замечательного скульптора Петра Клодта, конные группы которого украшают Аничков мост в Петербурге. Ведь именно в Омске, в этом тихом степном городке, зародилась у даровитого подростка любовь к лошади - гордому и прекрасному животному. "Там-то, - писал биограф, - вдали от всех образцов искусства, далеко за рубежами артистического европейского мира, впервые развилась в бароне Клодте та страсть к лепке и резьбе и преимущественно к изучению лошади, которая поставила имя нашего художника наряду с самыми замечательными художественными именами". Слава к ваятелю пришла уже в северной столице, а Омск продолжал свою неспешную, размеренную жизнь, при которой "все ремесла и художества сосредоточились в крепости", как писал один из путешественников, побывавших в нашем городе в первые десятилетия XIX века. Крепость - историческое сердце города. На ее современной территории уживаются здания нескольких эпох: екатерининское барокко бывшей гауптвахты (ныне облвоенкомат) соседствует с краснокирпичными фасадами зданий начала XX века, строгие классические формы Военного собрания (Дом офицеров) - с современными объемами Дворца культуры имени Ф. Дзержинского.

Многие сооружения, возведенные в крепости, связаны с именем великого русского писателя Ф.Достоевского. Это прежде всего комендантский дом, в котором с 1980 года разместился Литературный музей имени Ф.Достоевского. В пору пребывания писателя в омском остроге комендантом крепости был А. де Граве, человек образованный и благородный, облегчивший участь заключенного. Достоевский вспоминал, что в семье де Граве его "принимали как равного".

Сейчас на месте крепостного плаца разбит уютный тенистый сквер, в павильонах проходят ежегодные выставки цветов. Бывая в крепости, нельзя не вспомнить событий, ставших вехами в истории Омска. Вот одно из них: в 1856 году в крепостной Соборо-Воскресенской церкви был крещен Михаил Врубель, великий художник, уроженец Омска. Его имя носит сейчас Омский музей изобразительных искусств.

Михаилу Врубелю было немногим более трех лет, когда отец увез его из Омска. Но, может быть, детские впечатления проявили себя в зрелые годы? В этом убежден поэт Л.Мартынов, посвятивший Врубелю новеллу в книге воспоминаний "Воздушные фрегаты". "Откуда мы знаем, - пишет он, - что и с каких пор человек помнит? И почему бы у младенца Врубеля не могла бы запечатлеться за окном их обиталища какая-нибудь весенняя сирень, расцветшая фиолетовыми звездами на омских задворьях? Да только ли сирень?".

Без сомнения, Врубель увидел многое. И среди этого множества казавшийся ему огромным казачий Никольский собор, в саду которого мог гулять будущий художник. "Строгий, стройный вид" его сродни архитектурным собратьям в Петербурге. Это вполне объяснимо, ведь храм построен, как сказано в архивном документе, "по рисункам В.Стасова" - выдающегося русского зодчего, много строившего в граде на Неве.

Выразительность омской панорамы отметил русский путешественник И. Белов, записавший в своем путевом дневнике, что в городе "много каменных зданий, большей частью крепостных казарм, вместе с куполами церквей, высясь громадно над остальными частями этого города, придают ему много блеска и величия". Воротами Сибири назвали Омск после проведения железной дороги - Великого сибирского пути. Первые поезда прошли через станцию Омск в 1894 году и связали его с Москвой, Петербургом и Дальним Востоком. В далекий сибирский город приехали представители известных российских и зарубежных фирм. Открылась дорога для переселенцев, прибывших из России для обживания земель к югу от Омска. Побывавший здесь в 1910 году министр внутренних дел, руководитель аграрной реформы П.Столыпин с удовлетворением отмечал успешность и плодотворность проведения своего предприятия.

В Омске открывались торговые фирмы, увеличилось число частных коммерческих банков. Город стал поставщиком машин и орудий на всю округу. Скот везли в живом виде на московские и петербургские рынки, а вкус местного масла потребители знали далеко за пределами России. Город начинает менять свою чиновничью, "приказную" физиономию, приобретая торговый характер. "Щелканье счет" с каждым годом становится громче и окончательно заглушает "дробь барабана", с которого начинался Омск- военная крепость

Там, где цвела Любина роща, посаженная при генерал-губернаторе Г.Гасфорде и названная по имени его рано умершей молодой жены Любови, в конце XIX - начале XX веков были возведены солидные здания. Купцы Козьмины, Волковы, Чириковы, Шкроевы, Колпаковы значительно ранее поставили здесь доходные дома, сменившие деревянные лабазы вдоль Любинского бульвара. Дома, в которые вложили свой капитал омские купцы, до сих пор верно служат городу, украшают его и придают ему своеобразие. В наше теперешнее время оживилась работа

организаций, отвечающих за сохранность памятников старины, появились энтузиасты краеведы, к голосу которых прислушивается городская общественность. Главным управлением архитектуры города (руководит которым А.Каримов) выделены охранные зоны, где строго регламентируется возведение новых зданий.

Одна из них - "Казачья слобода" - условно названная территория исторического центра Омска, ограниченная улицами Лермонтова, Валиханова, Маршала Жукова и Куйбышева. У каждого дома "Казачьей слободы" своя интересная история. На Почтовой улице сохранилось несколько старинных домов, среди них, №-27, дом Хлебниковых, в котором сейчас работают художники. "Ведь мы жили во дворце!", - восклицала в письме к своей сестре Галина Хлебникова, вспоминая дом, в котором она провела детство и юность. Добротный, с верандой, выходящей в сад, с резными лавровыми ветками на парадных дверях и фризе, дом отражал вкус хозяина - известного общественного деятеля, юриста Арсения Хлебникова. В начале двадцатых годов здесь бывала талантливая молодежь, среди них - юноша Виссарион Шебалин, исполнявший многие свои произведения впервые в доме на Почтовой улице.

Рядом находится еще один знаменитый дом, №-30, на улице Красных зорь, бывшем Никольском проспекте. В нем жил выдающийся поэт современности, наш земляк Леонид Мартынов. Книгу его воспоминаний "Воздушные фрегаты" можно по праву назвать омской энциклопедией первой половины XX века. Романтик и мечтатель, юный Мартынов видел родной город как причудливый донный ландшафт некогда существовавших древних озер, как столицу сибирского Лукоморья:

Но какой-то дерзкий фантазер

Городу позволил основаться

Здесь на дне исчезнувших озер,

Где смерчи соленые клубятся.

Город вырос и глядит в упор,

В степь глядит, не может оторваться.

Любовь поэта к городу была деятельной, интерес к его истории и его настоящему - подлинный. На его глазах в двадцатые, тридцатые, сороковые годы Омск менял свой облик, и поэт верил в его будущее, "...он рос, советский Омск, этот город, стоящий на перекрестке великого Транссибирского железнодорожного пути и широкого полноводного пути из Монголии в Ледовитый Океан. Он рос, этот город, стоящий на рубежах Казахстана и Сибири, город, где январские морозы напоминают Приполярье, а июльский зной - Среднюю Азию. И за двадцать лет он мощно вырос, этот город над тихой Омью", - писал Мартынов в книге "Крепость на Оми".

 

ФотоИ действительно в "сороковые-роковые" город коренным образом преобразился. Он отдал фронту около 200 тысяч своих лучших сыновей и дочерей. Многие из них добровольцами шли в ряды Красной Армии, участвовали в самых ожесточенных боях Великой Отечественной. В разные годы были сформированы многие воинские соединения, прошедшие ратными путями от Москвы до Берлина. Среди них 178-я, 282-я, 308-я Гуртьевская, 362-я, 364-я стрелковые, 49-я и 77-я кавалерийские дивизии, 70-я отдельная морская, 75-я отдельная стрелковая, 14-я и 30-я лыжные бригады и другие соединения.

Навеки в историю Великой Отечественной занесены имена ее героев. Имя Дмитрия Михайловича Карбышева, нашего земляка, выпускника Омского кадетского корпуса, человека величайшей стойкости и преданности Отчизне, стало легендой. 134 омича удостоены звания Героя Советского Союза, 34 - полные кавалеры ордена Солдатской Славы.

А в это время город, отстоящий почти на 2,5 тысячи километров от Москвы, принимал эвакуированных из Ленинграда и других прифронтовых городов, делясь с ними кровом и хлебом; принимал промышленные предприятия с Украины, отдавал свои очаги культуры под госпитали. Было открыто 37 госпиталей, каждый третий житель города за время Великой Отечественной стал донором.

Гражданское строительство почти не велось. На пустырях в чрезвычайных условиях возводились цеха военных заводов. Именно в период Великой Отечественной начали свою деятельность моторостроительный завод имени Баранова, танковый имени Октябрьской революции, Омский шинный и многие другие промышленные великаны, превратившие город в крупнейший индустриальный центр Сибири. В связи с ростом "оборонки" Омск еще долгие десятилетия был "закрытым" городом. А тогда его строители жили в бараках и землянках, от которых городу пришлось избавляться вплоть до 70-х годов.

Только богатое воображение да скудные архивные документы позволяют увидеть утопавшие в болоте землянки, лесоперевалку, склады, ветку железной дороги на месте современной Иртышской набережной. Теперь территория бывшей поймы реки после расчистки и гидронамыва превратилась в жилые кварталы, как их при строительстве называли, площадки А, Б и В. Берега на протяжении 3,5 километра укрепили железобетонной откосной стеной, вдоль которой пролегла транспортная магистраль с прогулочными аллеями в двух ярусах. Панораму набережной, включающей типовые жилые дома, обогатили силуэты девятиэтажных зданий. Так город повернулся к реке лицом - садами, площадями, улицами, просторными набережными. Над проектом и застройкой Иртышской набережной работал коллектив института "Омскгражданпроект". Большая заслуга в этом принадлежит ведущему омскому архитектору А.Юмакаеву и В.Антипову - в то время главному архитектору города.

В 50-60-е годы на северо-западе Омска вырос городок Нефтяников. Его возникновение связано со строительством первого в Сибири нефтеперерабатывающего завода. Для заводского поселка отвели местность, которую с XVIII века занимала "смиренная деревня Захламино, окруженная, подобно рогаткам, ветряными мельницами", - как писал о ней И.Белов в своих "Путевых заметках и впечатлениях по Западной Сибири" в 1850-е годы. Был создан новый город, запроектированный по единому архитектурно-художественному замыслу (архитектурно-проектная мастерская имени братьев Весниных).

Идея города-сада, впервые предложенная в Омске в начале 1919 года инженером Д.Вернером, получила свое полнокровное воплощение в конце 50-х годов, когда город утопал в зелени, а газоны парков и скверов были расцвечены экзотической флорой. И объясняется это не только заслугой архитекторов, но и энтузиазмом горожан. Еще один пример рукотворного ландшафта с искусственными водоемами и художественно осмысленной дендрологией - левобережный парк имени 30-летия Победы, который формируется по специальному проекту, разработанному архитекторами В.Антиповым и Г.Вороновой.

Город за последние годы значительно изменил свой облик. Теперь его определяют широкие магистрали, благоустроенные набережные, мощные дуги мостов, связавших берега Иртыша и Оми, высокие дома-башни, впечатляющие по масштабам производственно-промышленные комплексы. Итог замечательной работы архитекторов, инженеров, мастерства строителей - Торговый центр, возведенный на пересечении двух главных магистралей города, на месте старого рынка, В 1986 году его авторам, проектировщикам и конструкторам, а также строителю П. Кучеру присуждена Государственная премия РСФСР.

Великолепен и другой архитектурный акцент в омской панораме - научная библиотека имени А.Пушкина (архитекторы Ю.Захаров, Г.Нарицына, Т.Мороз, И.Любчич) на улице Красный путь. Два взаимно пересекающихся объема - трехэтажная пластина читальных залов и четырнадцатиэтажная башня книгохранилища - образуют сложный разворот в пространстве и создают выразительный образ здания. Бронзовые фигуры российских просветителей на фасаде (скульптор В.Трохимчук) обогащают пластику сооружения и раскрывают его функцию.

ФотоОмск - один из тех городов, где с уважением относятся к истории. Усилиями архитекторов и любителей старины восстановлена Серафимо-Алексеевская часовня, вокруг которой сохранилось немало легенд. Одна из них утверждает, что возводилась она в 1908 году в память рождения наследника престола цесаревича Алексея. Другая, что сооружалась в память погибших в русско-японской войне. Снесенная в 1920-е годы, часовня была заново "по кирпичику" собрана по проекту и при неусыпном руководстве художника В.Десятова.

С историей города можно встретиться не только на омских улицах. Она живет в музейных залах, творчестве омских художников, вдохновенной работе артистов, в находках ученых-историков.

Старейший в Сибири Омский историко-краеведческий музей был основан в 1878 году. Начало ему положили коллекции, переданные в дар видными сибирскими учеными и общественными деятелями Н.Ядринцевым, Г.Потаниным, М.Певцовым, И.Словцовым.

Музей ведет широкую просветительскую деятельность. Систематизируются коллекции, продолжается формирование научной библиотеки, на рубеже XX века он уже принимает активное участие во всероссийских и международных выставках. В 1923 году музей получает лучшее здание города, бывший дворец генерал-губернатора, в середине 80-х годов - новое здание, выстроенное по специальному проекту по ул.Ленина. Расширение экспозиционных площадей и хранилищ повлекло за собой оживление собирательской, научно-исследовательской, реставрационной работы. Музейные хранилища пополнились уникальными экспонатами из истории края, его природы, его культуры. Все, начиная от одежды, домашней утвари и кончая уникальными коллекциями старопечатных книг, памятных медалей, золотых и серебряных монет, представляет огромный интерес. В фондах музея более 250 тысяч единиц хранения.

Каждое посещение историко-краеведческого музея - это радость познания своего прошлого, современной жизни родного города, радость встреч с профессионалами, радость приобщения к напряженной духовной деятельности энтузиастов.

В 1924 году в недрах этого музея зародился в качестве художественного отдела Музей изобразительных искусств имени М.Врубеля. В его собрание входят коллекции всех видов и жанров от античности до наших дней. Посетителей встречают картины русских и западно-европейских художников, скульптура, гравюры, разнообразные предметы роскоши из национализированных после революции 1917 года дворцов и особняков русской знати. Гордость музея - полотна русских художников И.Репина, В.Серова, И.Шишкина, В.Сурикова, И.Левитана. Неизменный интерес вызывает у зрителя коллекция произведений русского авангарда: Н.Гончаровой, М.Ларионова, В.Кандинского, А.Явленского, представителей объединения "Бубновый валет". Единственный из сибирских музеев омский музей имеет произведения выдающегося художника М.Врубеля -уроженца Омска. Переданные в 192/ году из Государственного музейного фонда его великолепные плафоны "Цветы" составляют гордость музея.

Бывший генерал-губернаторский дворец удивительно красив, но мал для громадного художественного собрания, которым располагает музей ИЗО, поэтому ему передано новое здание - бывший торговый корпус, построенный в 1914 году архитектором А.Крячковым и отреставрированный омскими специалистами. Недавно музей справил новоселье. В новых экспозициях он сможет показать долгие годы хранившиеся в запасниках иконы, золото сибирских курганов, ювелирные изделия фирмы "Фаберже", предметы сибирского крестьянского быта, художественное стекло и керамику.

Пять лет назад в Омске появился мемориальный музей народного художника России Кондратия Белова. Размещенный в старинном особняке, музей являет собой яркий пример заботы города о сохранении памяти о талантливых своих сыновьях - строителях и плотниках, построивших этот замечательный дом, о его прежнем образованном и рачительном хозяине Ф.Штумпфе. Дом этот стал памятником деревянного зодчества. В нем царит непривычная атмосфера теплоты и домашнего уюта. Зрители чувствуют здесь себя свободно и непринужденно, как если бы они пришли в гости к старым друзьям. В одной из комнат на втором этаже воссоздана мастерская художника. С фотографий смотрят лица родных, близких, друзей Кондратия Петровича. Здесь же представлены палитра, мольберт, на котором осталась одна из незавершенных работ мастера. На вешалке - шляпа, трость, пальто... Все это создает атмосферу присутствия художника здесь, рядом с Вами. По вечерам музей превращается в музыкально-поэтическую гостиную.

К числу мемориальных музеев города следует отнести Литературный музей имени Ф.М.Достоевского. До недавнего прошлого он был отделом историко-краеведческого музея, а теперь он действует как самостоятельный научно-литературный центр. Удобное размещение в одном из крепостных зданий в историческом центре города создает особые условия для общения с посетителями. Здесь словно погружаешься в иной мир - в годы, когда Федор Михайлович отбывал в Омске свое каторжное заточение, а позднее творил П.Л.Драверт и неистовствовал Антон Сорокин, когда появились первые произведения Всеволода Иванова, мужало творчество Леонида Мартынова, в 60-е годы поражал знанием сельской жизни Леонид Иванов, создавал свои тонкие и проникновенные произведения детский поэт Тимофей Белозеров и другие. В Омске начал печатать свои зарисовки, очерки и рассказы Сергей Залыгин, проживший в городе более 20 лет.

Несмотря на сложности начала 90-х годов, приведшие к расколу писательской организации, литературная жизнь города не утихает. Издаются как книги отдельных авторов, так и коллективные сборники, последние из них "Складчина 1", "Складчина II", в каждом собраны произведения более 50-ти омских писателей.

ФотоОмские художники выражают свою признательность городу по-особому, их переживания отличаются многообразием и сложностью чувств. В этом убеждают выставки, что устраиваются в Доме художника на протяжении четырех десятилетий, с того времени как на берегу Оми, в одном из живописнейших уголков Омска был построен их дом, вмещающий мастерские и выставочные залы (архитектор Е.Степанов).

Зритель всегда легко узнает почерк своих любимых художников - К.Белова, К.Щекотова, В.Волкова, Т.Козлова, П.Мухина, пытался понять казавшиеся по тем временам спорными полотна Н.Брюханова и Н.Третьякова, неизменно восхищался пейзажами В.Кукуйцева, А.Сапожникова, И.Сивохина, Р.Черепанова, графическими листами И.Желиостова, А.Чермошенцева, талантливыми работами Г.Кичигина и др. Художники не утратили интереса к той маленькой частице земли, где родились, где создали и продолжают формировать свое духовное пространство. Их работы, исполненные в столь отличной друг от друга манере, приглашают к более пристальному, глубокому вниманию к родному городу, дарят радость открытия в нем все новых красот.

Подлинным певцом сибирской природы заслуженно считается А.Н.Либеров - патриарх омских художников. Его пастели наполнены такой глубиной и лиричностью, что от них трудно оторваться. Многие из сегодняшних художников - его ученики. Усилиями Алексея Николаевича создан художественно-графический факультет педагогического университета, открыт "Либеров-центр". Недавно народный художник, академик А.Н.Либеров отпраздновал свое 85-летие.

Омичей и гостей города приглашают выставочные залы отделения Союза художников, здесь же постоянно открыта выставка-продажа. Ведь более ста художников являются членами Союза. Однако далеко не все из них находят свою дорогу к зрителю. В связи с этим в 1991 году администрацией города был открыт муниципальный музей "Искусство Омска". В его основу положена идея развития культуры страны через всемерную поддержку творческой жизни провинции, формирование особого художественного "духа места". Горячий сторонник этой идеи искусствовед В.Ф.Чирков доказал уникальную особенность города, заключающуюся в мощном слое молодых художников, ищущих новые формы самовыражения, новые пути к творческому осознанию нашего сложного противоречивого времени.

Неустанным трудом и энтузиазмом В.Ф.Чиркова и его сподвижников открыты и собраны лучшие работы С.Александрова, М.Герасимова, С.Тыркова, А.Титова, Н.Молодцова, Г.Дашковой, Т.Колтюхиной, художника-прикладника В.Новокшонова и др. Всего более 2000 экспонатов.

Музей, несмотря на отсутствие экспозиционных площадей, ведет большую выставочную и научно-исследовательскую работу. За пять лет проведено около двадцати крупных выставок. Большой резонанс получили общероссийская выставка и конференция "Накануне рубежа веков", выставки-симпозиумы "Война и мир. Ад и рай в изобразительном искусстве", "Человек в пространстве времени. Современный портрет в произведениях сибирских художников". В серьезный разговор о судьбах современного искусства вовлечены не только искусствоведы и художники, но и философы, психологи, специалисты других научных сфер.

У города велик научный потенциал. В России и за ее пределами известны имена академика, почетного гражданина г.Омска В.Бисяриной, академика ВАСХНИЛ Н.Милащенко, члена-корреспондента Академии медицинских наук СССР Л.Полуэктова, заслуженных деятелей науки и техники, докторов наук К.Артемьева, Т.Алексеевой, Д.Криницына, В.Мезенцева, К.Толмачева, культуролога-этнографа И.Томилова.

ФотоОмск - город театральный. Его театральность и в том, что на 1200 тысяч жителей в нем пять государственных и три муниципальных театра, и в том, что на многие спектакли трудно достать билеты, и в том, что в условиях рыночных отношений, когда во многих городах театры закрываются. Омск в начале 90-х годов открыл еще четыре театра.

Театральность города формировалась многими поколениями энтузиастов. Свои истоки она берет, быть может, в балаганных игрищах на ярмарках, а быть может, в частном театре, появившемся в Омской крепости в 1764 году по приказу командира Сибирского корпуса генерал-поручика И.И.Шпрингера "для полирования молодых людей". Зимой 1764-65 года в нем уже ставились первые спектакли, а в середине XIX века любительские спектакли шли в Сибирским кадетском корпусе, устраивались они и в тюремном остроге. Историки утверждают, что в подготовке спектакля "фиалка и Мирошка" принимал участие Ф.М.Достоевский.

Сейчас ведущий театр города - Академический театр драмы размещен в здании, построенном в 1904-1905 годах на средства, собранные в свое время по подписному листу с горожан. Здание неоднократно подвергалось реконструкции, является памятником архитектуры.

Омский драматический в разные годы дал России Владимира Торского, Вацлава Дворжецкого, Владимира Раутбарта, Спартака Мишулина, Михаила Ульянова. В последние годы на его сцене блистали таланты народных артистов Алексея Теплова, Сергея Филиппова, Ножери Чонишвили, Александра Щеголева, Бориса Каширина. "Звездными часами" для театра было время, когда его художественными руководителями работали Яков Киржнер, Артур Хайкин, а позднее Геннадий Тростянецкий. Именно тогда театр стал открывателем новых авторов, новых спектаклей; дважды лауреатом Государственных премий, был удостоен звания Академического, ордена Трудового Красного Знамени. В Омскую драму трудно достать билеты. Недавно театр открыл камерную сцену, присвоив ей имя народной артистки России, лауреата Государственных премий Татьяны Ожиговой.

С середины восьмидесятых театр активно приглашает зарубежных режиссеров, часто бывает за границей. Так, он был приглашен на фестиваль "Театр мира", выступал в Женеве, Варшаве и Познани, в Ремшайде, установил прочные творческие контакты с репертуарным театром Милуоки (Америка). В театре проходят международные конференции, симпозиумы. Но главное -театр горячо любим омичами.

Статус музыкального бывший театр оперетты получил в конце 1981 года вместе с переходом в новое здание, выстроенное в центре города по проекту II мастерской Московского ЦНИИЭПа с авторской разработкой интерьеров главным архитектором Омска А. Каримовым и художником-проектировщиком В.Десятовым. Современный внешний вид, просторные фойе, в которых размещены картины ведущих художников города, большой, но уютный зрительный зал, сцена, оборудованная современной звуковой и световой аппаратурой, создают особую театральную атмосферу.

Но главное не в здании, а в лучших творческих традициях, в составе коллектива. В нем около пятидесяти солистов-вокалистов, многие из которых либо удостоены звания заслуженных артистов России, либо увенчаны дипломами региональных и столичных конкурсов.

В театре превосходный оркестр, руководит которым главный дирижер, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии Удмуртии Э.Розен. Балетную труппу, созданную многолетними стараниями заслуженного деятеля искусств России, почетного гражданина города В.Тулуповой, театр значительно пополнил молодыми выпускниками училищ. К руководству балетом пришел опытный мастер С.Колесник. Хор театра многочислен и слажен благодаря творческим заботам главного хормейстера Т.Бобровой.

Располагая стабильным творческим коллективом, театр накопил обширный разножанровый репертуар. В нем спектакли оперной классики, балеты, оперетты.

Не найти, пожалуй, горожанина, который был бы не знаком с театром для детей и молодежи. Когда-то он назывался ТЮЗом и его переезд в новое здание, приуроченный к пятидесятилетнему революционному юбилею, был крупным событием в культурной жизни молодежи.

В течение последних десяти лет этот театр возглавляет художественный руководитель В.Рубанов, недавно удостоенный звания заслуженного деятеля искусств Российской федерации. Им создан коллектив подлинно творческих единомышленников. Среди них заслуженная артистка России В.Кисилева, заслуженный работник культуры А.Ибрагимов, ведущие актеры С.Оленберг, А.Гончарук и многие другие.

Театр для детей и молодежи успешно выступает на международных фестивалях, принимает у себя гостей из-за рубежа. Только в 1994 году коллектив выезжал на гастроли в Турцию, Болгарию и на фестиваль Я.Корчака в Польшу.

Всегда оживленно и весело в Театре куклы, актера, маски "Арлекин". Ведь это театр для самых маленьких, а они в отличие от взрослых не умеют сдерживать своих эмоций и самым непосредственным образом реагируют на то, что происходит на сцене. Там и сказочные герои из "Теремка", "Красной Шапочки", "Дюймовочки", "Трех поросят" играют, живут, борются со злом. Несмотря на то, что многие годы театр "Арлекин" испытывает трудности с размещением - он ютится в первом этаже большого жилого здания и имеет зрительный зал менее чем на 100 мест, -творческий коллектив живет интересной и насыщенной жизнью.

Спектакли "Арлекина" знают и взрослые. Некоторое время тому назад театр поставил для них "Месс-Менд", а совместно с музыкальным театром подарил оперу-буфф "Синяя Борода".

Четыре года тому назад энтузиасты, не представляющие своей жизни без театра, во главе с С.Рудзинским, молодым, бесспорно талантливым режиссером, создали свой первый спектакль, не имея ни постоянного помещения, ни необходимых средств. Энтузиазм в сочетании с профессионализмом был по достоинству оценен общественностью и зрителями, коллектив стал федеральным Пятым театром.

Теперь он имеет свой стационар, расположенный в Доме культуры "Юбилейный". Будучи с самого начала сориентированным на постановку спектаклей зарубежной классики, накопил достаточно обширный репертуар.

Муниципальный театр драмы и комедии "Галерка" молод и талантлив. Он родился благодаря любви к театру группы актеров, несомненному организаторскому таланту его художественного руководителя В.Ф.Витько и заботам городской администрации. Заново делалось все: комплектовался коллектив, подбирался репертуар, переоборудовалось помещение Дворца культуры "Молодежный". в котором теперь комфортно и актерам и зрителям. Творческая ориентация этого коллектива на постановку отечественной драматургии создает театру совершенно определенный имидж, формирует направленный зрительский интерес. Неслучайно зрительный зал "Галерки" всегда переполнен, а критики утверждают "...здесь русский дух, здесь Русью пахнет".

Несколько сезонов подряд здесь шел музыкальный спектакль по Н.Лескову "Левша". Неизменным успехом пользуются ярмарочное представление по пьесе Дм.Аверкиева "Фрол Скобеев", наполненное задорным весельем и народным юмором; глубоко психологическое сценическое исследование Ф.М.Достоевского "Село Степанчиково". Мягким, подлинно чеховским лиризмом проникнут спектакль "Дядя Ваня".

Свой юбилейный пятый сезон театр ознаменовал постановками пьес Сухово-Кобылина "Свадьба Кречинского" и А.Островского "Женитьба Белугина". Коллектив исповедует известное высказывание Г.А.Товстоногова "Современное искусство, современный театр - это театр вечно движущийся, это театр, ищущий, пробующий".

Имя Любови Иосифовны Ермолаевой хорошо знакомо омским любителям театра. Более 30 лет она руководила народными театрами сельскохозяйственного университета, Дворца культуры имени Малунцева. Студийность, умение "заразить" театром, удивительная отзывчивость на творческий поиск - все это помогло бывшим любителям стать профессиональными актерами, поэтами, журналистами и просто влюбленными в театр людьми.

В самом начале 90-х годов театр "Студия" становится муниципальным, ему предоставляется помещение в межстуденческом Доме культуры "Звездный", начинается жизнь профессионального коллектива.

Всего первую годовщину отметил в 280-летний юбилей города экспериментальный Лицейский театр. Он особый. Во главе его стоит художественный руководитель заслуженный артист России В.Решетников. Все режиссеры-педагоги - высокопрофессиональные люди, а артистами являются ученики школ, лицеисты, постигающие перед тем, как выйти на сцену, тайны театра. Им преподают основы сценодвижения, речи, знакомят с историей и теорией театральной деятельности. За год выпущено четыре премьерных спектакля - по одному в каждой возрастной группе. Их показали на лучших сценических площадках города, и каждая встреча со зрителем проходила с неизменным успехом.

Музыкальная жизнь горожан разнообразна и насыщенна. Более двадцати детских музыкальных школ, училище имени В.Г.Шебалина, несколько музыкально-педагогических училищ, музыкальный театр, коллективы филармонии, большое количество музыкальных самодеятельных коллективов формируют музыкальные вкусы горожан. Далеко за пределами России известен Государственный Омский народный хоо. созданный в первые послевоенные годы знатоком и собирателем народной песни Е.В.Калугиной. Заметен творческий рост симфонического оркестра, недавно отметившего свое тридцатилетие.

В начале 90-х годов были созданы новые городские коллективы: муниципальный духовой оркестр, ансамбль русского танца "Иртыш", русский камерный оркестр "Лад" и самый молодой хоровой коллектив "Кредо". Много предложений омичам и гостям города делают эти коллективы, и каждое из них - предвкушение удовольствия от общения с профессиональными, увлеченными музыкантами.

Радушно встречают гостей городские Дома и Дворцы культуры. Вечера молодежи, балы, спектакли народных театров, встречи в гостиных или просто русские посиделки привлекают немало желающих.

Особое настроение несут с собой праздники. Многие из них родились в Омске и стали традиционными. Яркостью, радостным ощущением бытия отличаются детские фестивали-конкурсы "Хрустальный башмачок", ежегодный общегородской праздник "Все краски радуги".

А как хороши зимние праздники с ярким солнцем и крепким сибирским морозцем! Это и Новый год с обязательными развеселыми ледяными горками и крепостями, катаниями на тройках и состязаниями в удалых сибирских потехах; это и Масленица с ее ярмарками, скоморохами и традиционными блинами.

По-особому интересен День города. Он проводится в начале августа. В празднике участвуют все четыре парка культуры и отдыха города со своими карнавальными и концертными программами. В финале праздника в небо взмывает общий фейерверк, который по специальному сценарию готовят омские мастера пиротехники.

Фото"Душа России" - такое название получил праздник, родившийся в 1992 году по инициативе городской администрации как праздник возрождения русской самобытной культуры. В этом празднике - и творческие встречи, и научные конференции по проблемам возрождения и развития национальных культур, и праздничные гулянья, и масса концертных выступлений как профессионалов, так и любителей. Органичной частью его является ставший международным праздник фольклорной песни и танца. Омск славен своими спортивными достижениями.

Хоккейная команда "Авангард" постоянно в разряде российских призеров, футбольная - "Иртыш" горячо любима горожанами. Признанием у спортивной общественности по праву пользуются заслуженные тренеры страны: В.Громыко, Л.Живодеров, Г.Павлухин, А.Стромов, Г.Горенкова, В.Соколов. Гордостью Омска являются заслуженные мастера спорта СССР: А.Головченко, Ю.Головченко, В.Селиверстова, В.Игуменов, А.Пушница, Г.Шугурова и другие.

Каждый, кто хоть раз побывал в Омске, не мог не заметить его доброй открытости, широты и своеобразия.


Эта страница создана по материалам
альбома "Омск и омичи", (С) 1997

Назад