|
Занятие 3. "Гендер " - "опиум для народа " или новые возможности?
|
Девочки? Из чего же сделаны девочки?
Из конфет и пирожных и сластей всевозможных.
Мальчики? Из чего же сделаны мальчики?
Из камней и ракушек и зеленых лягушек.
|
1. Причины появления понятия "гендер" в философии и социальной науке.
|
Биологический пол
Поло-ролевые стереотипы
Поло-ролевые нормы
Поло-ролевая идентичноть
|
1.1. Тексты для чтения
|
Что такое гендер?
|
|
http://www.cityline.ru/senoval/What_is_gender.htm
|
Ольга Воронина
"Понятие гендер"
|
|
http://www.medialaw.ru/publications/books/gender/3-1.html
|
Сергей Ушакин
Пол как идеологический конструкт
|
|
http://www.russ.ru/journal/media/98-03-27/ushak.htm
|
Темкина А.
Гендер как концепция и методология исследования Российской культуры
|
|
http://www.owl.ru/win/books/women1998/6.html
|
Ушакин С.А.
Культура пола
|
|
http://meltingpot.fortunecity.com/
|
2. Теоретические направления в понимании гендера.
|
Вплоть до сегодняшнего дня в западной и отечественной гендеристике нет единства взглядов по вопросу о том, что такое гендер.
|
2.1.
|
Социальный конструктивизм
(Т.Парсонс, Э. Гоффман, Дж. Скотт, С. Лорбер, С. Фаррел, К. Уэст, Д. Зиммерман, Дж. Батлер).
-
|
|
Толкотт Парсонс - теория половых ролей
|
-
|
|
Питер Бергер и Томас Лукман "Социальное конструирование реальности"
|
-
|
|
Гарольд Гарфинкель, этнометодогия
|
-
|
|
Ирвинг Гофман, драматургический интеракционизм
|
-
|
|
К. Уэст и Д. Зиммерман, "Создание гендера"
|
|
2.1.1. Тексты для чтения
|
Статья
Е. Здравомысловой
и
А. Темкиной
|
|
http://win.www.nir.ru/socio/scipubl/sj/34-zdrav.htm
|
2.2.
|
Символическая концепция гендера
(М. Фуко, Л. Иригари, Ю. Кристева).
|
В центре теории - тезис о недоступности реальности для человеческого понимания вне структуры языка. Понимание реальности опосредовано языком. Мир познаваем только через языковые формы. Понимать себя, значит понимать себя перед текстом.
|
-
|
|
Анализ дискурсивных практик (системы символов). Все понятия, в том числе и пол, предстают перед индивидами не в естественном виде, а как результат дискурса
|
-
|
|
Даже биологические аспекты пола приобретают социальный характер и на этом основании могут рассматриваться не как природные, а как социально обусловленные
|
-
|
|
Анализ проявления власти - пол как один из элементов властных отношений
|
-
|
|
Цель исследования - деконструкция гендера - разгадывание метафор, разоблачение их скрытой логики, которая существует обычно как бинарная оппозиция понятий (мужчина-женщина, субъект-объект, культура-природа и др)
|
|
2.2.1. Тексты для чтения
|
Аристархова И.А.
"Этика полового отличия" в концепции Люси Иригари
|
|
http://win.www.nir.ru/socio/scipubl/sj/34-arist.htm
|
top
|
Основная литература:
|
Гендерные исследования
|
|
http://www.gender.ru/
|
Библиография "Феминизм: история и современность"
|
|
http://www.prometeus.nsc.ru/archives/exhibits/women2.ssi
|
И.Кон.
Библиография летней школы по гендеру
|
|
http://sexology.psi.med.ru/disc/_disc1/0000009b.ht
|
top
|
Словарь
|
Гендер -
от английского gender - термин, означающий особенности социального поведения человека, определяемые его полом и/или сексуальной ориентацией. Можно сказать, что гендер - это социальное измерение пола. Тем самым "гендерное" может быть приблизительно представлено как "социально-половое", но этот термин слишком неуклюж, чтобы им пользоваться.
Гендерные роли -
набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин (Д. Майерс); культурные ожидания и стереотипы, относящиеся к маскулинному и фемининному поведению (Э. Айнс, К. Маслач).
Гендерная система -
институты, поведение и социальное взаимодействия, которые предписываются в соответствии с полом.
Категоризация по признаку пола -
процесс отнесения индивида к биологическому полу. Категория пола является социальной идентификацией. Наличие или отсутствие соответствующих первичных половых признаков еще не гарантирует отнесения индивида к определенной категории по полу. Категоризация по признаку пола может совпадать, но может и не совпадать с биологическим полом индивида.
Гендерный дисплей -
представление половой принадлежности во взаимодействии; подотчетность и объяснимость гендерного дисплея - это условие успешной межличностной коммуникации. "Его образуют вся атмосфера социальной сцены, в том числе стиль, хабитус, я-концепции. Эта виртуозная игра срослась с жизнями актеров, она не столько играется (конструируется) ими, сколько является естественным проявлением их сущности (биологического пола). В этом и заключается загадка конструирования гендера - каждую минуту участвуя в маскараде представления пола, мы делаем это так, что игра кажется нам настоящей. Отражает ли гендерный дисплей биологическую сущность пола? Аргумент прост - гендерный дисплей не универсален, а культурно детерминирован. Разные широты, разные истории, разные расы и социальные группы обнаруживают разные дисплеи, что затрудняют их сведение к биологическим детерминантам:" (Здравомыслова Е, Темкина А. Социальное конструирование гендера как феминистская теория // Женщина. Гендер. Культура . М., 1999. С. 57).
Doing gender -
процесс конституирования индивидом гендерных отношений в процессе коммуникативной интеракции, самостоятельное создание своей гендерной идентичность.
Идентичность -
1. Свойство индивида оставаться самим собой в изменяющихся социальных условиях. 2. Результат осознания индивидом самого себя в качестве человеческой личности, отличающимся от других.
|
top
|
Персоналии
|
|
Известные феминистки
|
Библиография известных феминисток
|
|
http://www.cddc.vt.edu/feminism/indiv.html
|