![]() |
Уважаемые издатели учебных, энциклопедическо-справочных и развива-ющих электронных средств! Как Вам известно, к настоящему времени завершается переход к платной (за счет родителей) форме обеспечения школьников учебниками. При этом появилось даже слишком много вариантов литературы для сре-дней школы. Однако, количество ни в коей мере не заменяет качество. Оче-видно, что за написание «учебников» берутся люди, совершенно оторванные от реалий школы и не имеющие никакого представления о том, что суще-ствуют строгие нормативные требования к составлению учебного носителя информации. И даже при кажущемся внешнем многообразии совершенно непригодных к применению учебников столичных издательств они удруча-юще похожи в одном - они НЕ ЯВЛЯЮТСЯ УЧЕБНИКАМИ. |
|
Омские педагоги в сотрудничестве с учителями Москвы, Свердловска и Ленинграда еще в восьмидесятые годы начали работу над созданием интегрированного курса Общественные и гуманитарные знания для школьников. Он состоит из полностью совместимых в программном и содержательном смыслах курсов "Всемирная история для школьников", "Всемирная литература для школьников", "Мировая художественная культура". Предметом рассмотрения в данном случае служит курс "Всемирная история для школьников". Курс "Всемирная история для школьников" создавался и многократно проверялся в школах г. Омска и других городов в практической преподавательской деятельности на протяжении 1983-1993 гг. Проводилось опробование курса как в группах учащихся среднего уровня в обычных государственных школах, так и в элитарных группах учащихся (гимназических и др.). Таким образом, речь идет об учебнике, самым оптимальным образом ориентированном на реально существующих учащихся со всеми их возможностями и недостатками. В настоящее время по учебникам данного курса занимаются более чем в 1ОО школах страны. По понятным причинам невозможно перечислить всех. С 1994 г. учебники издавались и переиздавались одиннадцать раз тиражами от 1 500 до 10 000 экз. В каждое издание вносили по предложениям учителей необходимые дополнения и производили дальнейшую оптимизацию материала. Педагоги отметили следующие достоинства курса: -Полная согласованность по содержанию всех учебников, начиная с 2 класса вплоть до выпускного. Это позволило избежать столь частых сейчас жалоб преподавателей о полной содержательной и даже концептуальной несостыковке учебников, созданных различными авторами. -Обеспеченность периферийными методическими приложениями для учителей: методическими пособиями, раздаточным материалом и пр. Это позволяет облегчить подготовку педагогов к преподаванию и повысить эффективность обучения. Данная программа уже "обросла" производством аудио- и видео-пособий, настенных карт и таблиц и пр. Хочется подчеркнуть, что до сих пор в стране не создано аналогов курса - ни лучших, ни худших. Об этом говорят преподаватели, перешедшие на "Всемирную историю для школьников". Курс содержит в своих рамках всю информацию, достаточно расплывчато определяемую сейчас как "федеральный компонент". По информационной насыщенности в этом смысле он не уступает требованиям так называемого госстандарта. По прочим показателям курс даже намного превосходит эти требования. По такому показателю, как информативная плотность и насыщенность, курс также отличается от большинства других в лучшую сторону.
Курс состоит из следующих ступеней:
|
10 год обучения | Новейшая история | ||
9 год обучения | Новейшая история | ||
8 год обучения | Новая история | ||
7 год обучения | Новая история | ||
6 год обучения |
История средних веков |
История стран Востока
|
|
5 год обучения |
История античных стран |
||
4 год обучения |
История первобытных времен |
||
3 год обучения |
пропедевтический курс "Рассказы Клио" |
||
2 год обучения | |||
1 год обучения | |||
На базе Омского государственного университета в 1992-1999 гг. в конце мая-начале июня проводились ежегодные проверки уровня знаний по истории учащихся 5-11 классов. В них принимали участие как школьники, занимавшиеся по стандартной линейной программе, так и школьники, работавшие по учебникам "Всемирная история для школьников".
Позднее в их число включились учащиеся, переведенные на концентрическую программу. Итоги проверок отражены на диаграмме (шкала оценки - в %). Таблица демонстрирует превосходство курса "Всемирная история для школьников". Характерным для стандартной линейной программы 1961-1991 гг. является медленный спад уровня знаний с тенденцией к его стабилизации на уровне 48-50%%, что на 15-17 %% выше порога необратимой деградации. Для так называемой концентрической программы в сочетании с пресловутым "базисным планом" отмечается обвальный спад уровня знаний с тенденцией к его стабилизации на уровне 26-28%%, что на 7-5 %% ниже порога необратимой деградации. Курс же "Всемирная история для школьников" относительно стабилен и уровень знаний фиксируется с незначительными колебаниями на уровне 73-77%%. При анализе работы учащихся по курсу "Всемирная история для школьников" отмечены следующие явления: -определения рассматриваемых понятий даются четко и полно приводятся соответствующие примеры; -понятия, затрагиваемые в ответе, прямо относятся к теме изучения; -используются приемы сравнения и обобщения для выделения взаимосвязи понятий и явлений, демонстрируется хорошо продуманная, интересная форма представления работы и знание основных категорий (пространство-время, причина-следствие, общее-особенное, форма-содержание, часть-целое, постоянство-изменчивость, грамотно используются таблицы, графики, диаграммы, формулы для подтверждения своих рассуждений, используются дополнительные источники информации; |
|
-демонстрируется попытка представить систематизированную информацию и творческий подход -заключение частично базируется на собранной информации -ответ демонстрирует ясность и последовательность в рассуждениях, хорошее владение терминологией предмета -выдвинутые тезисы аргументированы -приводятся различные точки зрения и демонстрируется собственная их оценка -происходит самостоятельная корректная интерпретация рассматриваемых понятий -умело используются приемы сравнения, обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений, приводятся соответствующие яркие примеры -применяются категории (пространство-время, причина-следствие, общее-особенное, форма-содержание, часть-целое, постоянство-изменчивость) в ходе анализа, происходит построение таблиц, графиков, диаграмм все сопровождается обоснованной интерпретацией -в ответе прослеживаются использование широкого спектра источников информации и взаимосвязь с понятиями, изученными ранее, в рассмотрение вопроса вовлекаются различные аспекты предмета (географический, исторический, социальный) |
|
-информация систематизирована в удобной для чтения и понимания форме, заключение базируется на собранной информации, демонстрируется четко выстроенная система умозаключений, суждение содержит интеграцию близких по тематике областей знаний, отличается оригинальностью.Очевидно, это не случайно. |
![]() |
В последнее время резко возрос спрос на учебники, созданные не в традиционной "бумажной", а в электронной форме.Союз учителей Омской области, распространив около 1000 экземпляров учебников на компакт-дисках был вынужден признать, что не может удовлетворить спроса на них. Мы готовы безвозмездно предоставить издателям учебных, энциклопедическо-справочных и развивающих электронных средств право в любом количестве тиражи-ровать и на коммерческой основе распространять учеб-ники. Единственное ограничение, которое выдвигается нами, заключается в недопустимости для издателей без согласия авторов изменять содержание и методический аппарат учебника. Причины вполне очевидны: Тщательно отлаженный именно для 6 класса"11-летних" или 5 класса 1О-летних школ и гимназий, методический аппарат учебника совершенно исключает такого рода "новаторство" и не только не даст запланированного роста уровня знаний, но и приведет к его падению. |
Будем рады сотрудничеству: anlukianov@rambler.ru |
![]() |