П Р Е Д Л О Ж Е Н И Я
 

Уважаемые издатели учебных, энциклопедическо-справочных и развива-ющих электронных средств!

Как Вам известно, к настоящему времени завершается  переход  к платной (за счет родителей) форме обеспечения школьников учебниками.

При этом появилось даже слишком  много  вариантов литературы для сре-дней школы. Однако, количество ни в коей мере не заменяет качество. Оче-видно, что за написание «учебников» берутся люди, совершенно оторванные от реалий школы и не имеющие никакого  представления о том, что суще-ствуют строгие нормативные требования к составлению  учебного  носителя  информации.  И  даже  при кажущемся внешнем многообразии совершенно  непригодных  к применению учебников столичных издательств они удруча-юще похожи в одном - они НЕ ЯВЛЯЮТСЯ УЧЕБНИКАМИ.

 

Омские педагоги в сотрудничестве с  учителями  Москвы,  Свердловска и Ленинграда еще в восьмидесятые годы начали работу над  созданием интегрированного курса Общественные и гуманитарные знания  для  школьников. Он состоит из полностью совместимых в  программном  и  содержательном  смыслах курсов "Всемирная история для школьников", "Всемирная литература для школьников", "Мировая  художественная  культура".  Предметом рассмотрения в данном случае служит курс "Всемирная история для школьников".

Курс "Всемирная история для школьников" создавался и многократно проверялся в школах г. Омска и других городов в практической  преподавательской деятельности на протяжении 1983-1993 гг. Проводилось опробование курса как в группах учащихся среднего уровня в обычных государственных школах, так и в элитарных группах учащихся  (гимназических и др.). Таким образом, речь идет об учебнике, самым  оптимальным  образом ориентированном на реально существующих учащихся со всеми их возможностями и недостатками.

В настоящее время по учебникам данного курса занимаются более чем в 1ОО школах страны. По понятным причинам невозможно перечислить всех.  С 1994 г. учебники издавались и переиздавались одиннадцать раз тиражами от 1 500 до 10 000 экз. В каждое издание вносили по предложениям учителей необходимые дополнения и производили дальнейшую оптимизацию материала. Педагоги отметили следующие достоинства курса:

-Полная согласованность  по содержанию всех  учебников, начиная  с  2 класса вплоть до выпускного. Это позволило избежать столь частых  сейчас жалоб преподавателей о полной  содержательной и даже  концептуальной несостыковке учебников, созданных различными авторами.

-Обеспеченность периферийными методическими приложениями  для  учителей: методическими пособиями, раздаточным материалом и пр. Это позволяет облегчить подготовку педагогов к преподаванию и повысить  эффективность обучения. Данная программа уже "обросла" производством аудио- и видео-пособий, настенных карт и таблиц и пр.

Хочется подчеркнуть, что до сих пор в стране не создано аналогов курса - ни лучших, ни худших.  Об  этом  говорят преподаватели, перешедшие на  "Всемирную историю для школьников".

Курс содержит в своих рамках всю информацию, достаточно  расплывчато определяемую сейчас как "федеральный компонент". По информационной насыщенности в этом смысле он не  уступает  требованиям  так называемого  госстандарта. По прочим показателям курс даже намного превосходит  эти  требования. По такому показателю, как информативная плотность и насыщенность, курс также  отличается от большинства других в лучшую сторону.

 

Курс состоит из следующих ступеней:

 

  10 год обучения Новейшая история
9 год обучения Новейшая история
8 год обучения Новая история
7 год обучения Новая история
6 год обучения

История средних веков

История  стран Востока

 

5 год обучения

История античных стран

4 год обучения

История первобытных времен

3 год обучения

пропедевтический        курс  "Рассказы      Клио"

2 год обучения
1 год обучения
 

На базе Омского государственного университета в 1992-1999 гг. в конце мая-начале июня проводились ежегодные проверки уровня знаний по истории учащихся 5-11 классов.  В них принимали участие как школьники, занимавшиеся по стандартной линейной программе, так и школьники, работавшие по учебникам "Всемирная история для школьников".

Позднее в их число включились учащиеся, переведенные на концентрическую программу. Итоги проверок отражены на диаграмме (шкала оценки - в %). Таблица  демонстрирует превосходство курса "Всемирная история для школьников". Характерным для стандартной линейной программы 1961-1991 гг. является медленный спад уровня знаний с тенденцией к его стабилизации на уровне 48-50%%, что на 15-17 %% выше порога необратимой деградации. Для так называемой концентрической программы в сочетании с пресловутым  "базисным планом" отмечается обвальный спад уровня знаний с тенденцией к его стабилизации на уровне 26-28%%, что на 7-5 %%  ниже порога необратимой деградации. Курс же "Всемирная история для школьников" относительно стабилен и уровень знаний фиксируется с незначительными колебаниями на уровне 73-77%%.

При анализе работы учащихся по курсу "Всемирная история для школьников" отмечены следующие явления:

-определения рассматриваемых понятий даются четко и полно приводятся соответствующие примеры;

-понятия, затрагиваемые в ответе, прямо относятся к теме изучения;

-используются приемы сравнения и обобщения для выделения взаимосвязи понятий и явлений, демонстрируется хорошо продуманная, интересная форма представления работы  и знание основных категорий (пространство-время, причина-следствие, общее-особенное, форма-содержание, часть-целое, постоянство-изменчивость, грамотно используются таблицы, графики, диаграммы, формулы для подтверждения своих рассуждений, используются дополнительные источники информации;

 

-демонстрируется попытка представить систематизированную информацию и творческий подход

-заключение частично базируется на собранной информации

-ответ демонстрирует ясность и последовательность в рассуждениях, хорошее владение терминологией предмета

-выдвинутые тезисы аргументированы

-приводятся различные точки зрения и демонстрируется собственная их оценка

-происходит самостоятельная корректная интерпретация рассматриваемых понятий

-умело используются приемы сравнения, обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений, приводятся соответствующие яркие примеры

-применяются категории (пространство-время, причина-следствие, общее-особенное, форма-содержание, часть-целое, постоянство-изменчивость) в ходе анализа, происходит построение таблиц, графиков, диаграмм все сопровождается обоснованной интерпретацией

-в ответе прослеживаются использование широкого спектра источников информации  и взаимосвязь с понятиями, изученными ранее, в рассмотрение вопроса вовлекаются различные аспекты предмета (географический, исторический, социальный)

 

-информация систематизирована в удобной для чтения и понимания форме, заключение базируется на собранной информации, демонстрируется четко выстроенная система умозаключений, суждение содержит интеграцию близких по тематике областей знаний, отличается оригинальностью.Очевидно, это не случайно.

 

В последнее время резко возрос спрос на учебники, созданные не в традиционной "бумажной", а в электронной форме.Союз учителей Омской области, распространив около 1000 экземпляров учебников на компакт-дисках был вынужден признать, что не может удовлетворить спроса на них.

Мы готовы безвозмездно предоставить издателям учебных, энциклопедическо-справочных и развивающих электронных средств право в любом количестве тиражи-ровать и на коммерческой основе распространять учеб-ники.

Единственное ограничение, которое выдвигается нами, заключается в недопустимости для издателей без согласия авторов изменять содержание и методический аппарат учебника. Причины вполне очевидны: Тщательно отлаженный именно для 6 класса"11-летних" или 5 класса 1О-летних школ и гимназий, методический аппарат учебника совершенно исключает такого рода "новаторство" и не только не даст запланированного роста уровня знаний, но и приведет  к его падению.

 

Будем рады сотрудничеству:

anlukianov@mail.ru

anlukianov@rambler.ru

  НАЗАД