НАША РЕКОНСТРУКЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСТОРИИ ЕВРОПЫ И АЗИИ. ГИПОТЕЗА РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ (РЕКОНСТРУЦИЯ) По-видимому, наступил момент вкратце изложить нашу реконструкцию. Уже накопившийся довольно большой объем нестандартного материала нуждается в систематизации. Затем мы вернемся к анализу древних и средневековых источников. Краткая схема нашей реконструкции показана на рис. 1. При кратком изложении гипотезы мы опустим здесь ссылки на первоисточники. Их можно найти либо в предыдущих главах, либо в последующих, где будут специально комментироваться отдельные сюжеты нашей гипотезы. Поскольку в названии настоящей Части 4 присутствует слово ГИПОТЕЗА, мы позволим себе не повторять его слишком часто, чтобы не загромождать изложение. По этой же причине мы не будем злоупотреблять словами типа ВЕРОЯТНО и ПО-ВИДИМОМУ. Следует постоянно помнить, что они всегда подразумеваются, и особенно в этой Части 4. Сразу оговоримся, что мы не претендуем на высокую точность предлагаемых ниже датировок. Потребуется еще большая работа, чтобы уточнить новую короткую хронологию. Поэтому мы пытаемся реконструировать подлинную историю пока лишь <<по векам>>, то есть указывая век того или иного события, но обычно не уточняя дату внутри века. 1. ДЕВЯТЫЙ И ДЕСЯТЫЙ ВЕКА 1. 1. ГЛУБОКИЙ МРАК. ЗАРОЖДЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ Эта эпоха и все предыдущие ПОКРЫТЫ ГЛУБОКИМ МРАКОМ ввиду практически полного отсутствия дошедших до нас документов от того времени. Впрочем, не исключено, что только в IX-X веках ВПЕРВЫЕ зарождается сама идея письменности. Вероятно, в Древнем Египте, первоначально в виде иероглифов-КАРТИНОК. Наверное запись мыслей в вид картинок была первичной и лишь затем трансформировалась в современные формы. В это время ВПЕРВЫЕ появляются письменные документы. 1. 2. РЕЛИГИЯ Христианство существует до появления Иисуса Христа. 1. 3. РАСЧЕТ ПАСХАЛИИ. ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. В IX веке был выполнен расчет Пасхалии [4]. Создан первый церковный календарь. Возникает астрономия, предназначенная первоначально для обслуживания церковного календаря. 2. ОДИННАДЦАТЫЙ ВЕК 2. 1. ИИСУС ХРИСТОС Главное религиозное событие XI века - ПОЯВЛЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА, ЕГО ЖИЗНЬ И РАСПЯТИЕ. Распят, вероятно, в Новом Риме = Константинополе = Иерусалиме. 2. 2. НАЧАЛО НОВОЙ ЭРЫ В 1053 ГОДУ <<Нулевым годом новой эры>> был, скорее всего, 1053 год н. э. Впрочем, в некоторых поздних документах эту дату могли округлять и считать за <<нулевой год>> примерно 1000 год н. э. В 1054 году н. э. вспыхивает знаменитая сверхновая звезда, описанная в Евангелиях как Вифлеемская звезда. 2. 3. СМЕРТЬ ИИСУСА Смерть Иисуса Христа примерно в 1085 году н. э., то есть через 33 года после <<нулевого года>>, совпадающего с 1053 годом н. э. 2. 4. ПЕРВИЧНЫЙ СМЫСЛ ЦИФР <<Х>> и <> Цифра X, то есть <<десять>>, в латинском обозначении века (например, XI век) первоначально была просто начальной буквой X имени Христос. Поэтому в первое время сокращение: <> - означало <<Христа Первый век>>. То есть <<Первый Век от Воплощения Иисуса Христа>>. А цифра I, то есть <<один>>, --- в арабском обозначении года, --- например, 1255 год, - первоначально указывала первую букву I имени Иисус. Поэтому выражение <<1255 год>> первоначально означало следующее: <<от Иисуса 255 год>>. Потом об этом забыли, что и породило хронологический сдвиг многих документов на 1000 лет, или на 1053 года. 2. 5. РАСПЯТИЕ ХРИСТА В НОВОМ РИМЕ НА БОСФОРЕ Распятие Иисуса Христа происходит, вероятно, в НОВОМ РИМЕ, НА БОСФОРЕ. В городе, который именно в ту эпоху стал новой столицей Византийской империи. Этот же город называли ИЕРУСАЛИМОМ, а также ТРОЕЙ. 2. 6. ХРИСТИАНСТВО СТАНОВИТСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИЕЙ ВИЗАНТИИ Христианство было объявлено ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИЕЙ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ и во всех подчиненных ей фемах-провинциях. Таким образом, географические очертания Византийской империи примерно совпадают в это время с областью распространения христианства. 3. ДВЕНАДЦАТЫЙ ВЕК Христианство остается более или менее единой религией на всей территории Византийской империи. Византия остается единственной мощной империей этой эпохи. 4. ТРИНАДЦАТЫЙ ВЕК 4. 1. ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРА ПО-ПРЕЖНЕМУ КАК ИМПЕРСКАЯ РЕЛИГИЯ Христианство по-прежнему остается единой государственной религией в Византийской империи, но на Востоке и на Западе империи начинает приобретать несколько различные формы, объясняемые географическими, климатическими и другими условиями различных местностей. 4. 2. ВОСТОК УДЕРЖИВАЕТ СТРОГУЮ ФОРМУ ХРИСТИАНСТВА На Востоке, например, в фемах-провинциях - Руси и Турции, удерживается более строгая, сдержанная, даже отчасти аскетичная форма первичного христианства. 4. 3. НА ЗАПАДЕ ХРИСТИАНСТВО ПРИОБРЕТАЕТ ФОРМУ АНТИЧНОГО ПАНТЕОНА ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ На Западе, например, в фемах-провинциях - Франции, Италии и др., первичное христианство постепенно приобретает черты культа, хорошо знакомого нам по описанию <<античных>> авторов - как <<античный>> пантеон, включающий в себя и вакхический оргиастический культ. Это - Зевс, Венера, Посейдон, Марс, многочисленные другие олимпийские боги, вакхические праздники и т. п. В это время византийский имперский центр ослабевает. Хотя пока христианство остается единым, назревают крупные противоречия между, условно говоря, <<восточным христианством>> и <<западным христианством>>. 4.4. НОВЫЙ РИМ ПОД КОНТРОЛЕМ ВОСТОЧНОГО ХРИСТИАНСТВА Распад Византийской империи приводит к тому, что Новый Рим - как колыбель, центр и святыня единого вселенского христианства - оказывается под контролем <<восточной ветви>> христианства. <<Западная ветвь>> не может смириться с этим и заявляет свои права на <<Гроб Господень>> в Иерусалиме, то есть в Новом Риме = Константинополе. 4.5. ЗАПАД ОТВЕЧАЕТ КРЕСТОВЫМИ ПОХОДАМИ Запад начинает крестовые походы, официальной целью которых является <<освобождение Гроба Господня>> из рук <<неверных>>. Поэтому походы западных крестоносцев направлены именно на Новый Рим = Иерусалим. Под <<неверными>> здесь первоначально понимались <<восточные христиане>>. Из них возникли потом православные и мусульмане. Вспыхивает Троянская война, длящаяся много лет. 5. ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ВЕК 5. 1. ВЕЛИКОЕ = <<МОНГОЛЬСКОЕ>> НАШЕСТВИЕ Орда и Турция-Атамания выигрывают Троянскую войну. Происходят бурные политические и военные события - начинается Великое = <<Монгольское>> нашествие с Востока - из Владимиро-Суздальской Руси - на Запад. 6. ПЯТНАДЦАТЫЙ ВЕК 6. 1. РЕЛИГИОЗНЫЙ РАСКОЛ Происходит РЕЛИГИОЗНЫЙ РАСКОЛ ранее единого христианства на несколько крупных ветвей - религий. Перечислим их. 6. 2. ПРАВОСЛАВИЕ ПРАВОСЛАВИЕ, то есть ОРТОДОКСАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО, вероятно, наиболее близкое к первичному культу, более сдержанное и суровое по духу. Центром православия становится Древняя Русь. Православие распространено также на Балканах и на Востоке. 6. 3. ИСЛАМ ИСЛАМ ИЛИ МУСУЛЬМАНСТВО - на Востоке, первоначально довольно близкое к православию. Также строгая и аскетичная религия. 6. 4. КАТОЛИЦИЗМ КАТОЛИЦИЗМ - в основном, на Западе. Наиболее удалившийся от первичного сдержанного культа XI века. Некоторое время существовал в форме греко-римского пантеона богов с элементами вакхического оргиастического культа. Вследствие распространения вакхической практики, вероятно, в некоторых странах Западной Европы распространились болезни, названные венерическими по имени Венеры - богини любви. Для устранения таких нежелательных социальных последствий потребовалась реформа католического культа, для чего в некоторых странах Западной Европы и была позднее введена инквизиция. После церковной реформы, и успешной работы инквизиции, католическая ветвь христианства приобрела современные, уже хорошо знакомые нам формы, также - довольно сдержанные. 6. 5. БУ-ИЗМ Еще один вариант христианства - БУ-ИЗМ на Востоке. Индия, Китай и т. д. 6. 6. ИУДАИЗМ ИУДАИЗМ как на Западе, так и на Востоке. Первоначально это была форма доиисусовского христианства. С течением времени иудаизм подвергся довольно сложной эволюции. 6. 7. ОСТАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ Остальные, не столь широко распространенные религии. В основном, они отщепляются от перечисленных выше лишь в XVI веке. 6. 8. ВСЕ МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ ПРОИЗОШЛИ ИЗ ОДНОГО КОРНЯ И ОДНОГО ЦЕНТРА Итак, по нашему мнению ВСЕ ИЗВЕСТНЫЕ СЕГОДНЯ ОСНОВНЫЕ РЕЛИГИИ, перечисленные выше, вышли из одного корня - христианства XI века н. э. Это объясняет, в частности, выводы, сделанные большой школой ученых, работавших в XIX веке в области так называемой <<сравнительной религии>>. После обработки огромного материала они обнаружили настолько много общего между всеми указанными религиями, что вынуждены были придумать целую теорию, будто <<более позднее>> христианство заимствовало, например, у <<более раннего>> бу-изма почти все основные элементы культа. Это <<объяснение>> было продиктовано неправильной скалигеровской хронологией. И потому оказывается НЕВЕРНЫМ. 6. 9. ЕВАНГЕЛИЯ И БИБЛИЯ Евангелия написаны либо в конце XI века, либо в начале XII века. Все остальные книги Библии, как Нового, так и Ветхого Заветов, написаны, вероятно, НЕ РАНЕЕ НАЧАЛА XII века н. э., или не ранее конца XI века н. э. Имеющиеся СЕГОДНЯ редакции Евангелий и Псалтыри восходят к XIV веку. А остальные книги Ветхого Завета редактировались в отдельных случаях вплоть до XVII века. 1. 1. ЕГИПЕТ КАК МИЦ-РИМ. ПЕРВЫЙ РИМ - АЛЕКСАНДРИЯ По-видимому, наиболее древним царством, сведения о котором дошли до нас, является Древний Первый Рим или Ветхий Рим, он же - Древний Египет, называвшийся ранее МИЦ-РИМОМ. Его столица была расположена в устье Нила и называется сегодня Александрией. Сведений об этом царстве у нас сегодня практически нет. Вероятно, здесь зародилась письменность, причем сначала - в иероглифической форме. То есть <<писали картинками>>. Условно будем называть Александрию - Рим I, то есть Первый Рим. 1. 2. ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ ЕЩЕ ПОКА НЕ ПОСТРОЕНЫ Никаких знакомых нам сегодня циклопических построек, - пирамид, сфинксов, храмов, обелисков, - в этом царстве ПОКА НЕТ. Все они будут возведены значительно позднее. 2. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ X-XIII ВЕКОВ 2. 1. ПЕРЕНОС СТОЛИЦЫ В НОВЫЙ РИМ НА БОСФОРЕ В X-XI веках столица царства переносится на западный берег пролива Босфор, и здесь возникает НОВЫЙ РИМ. Будем условно называть его Рим II, то есть Вторым Римом. Он же Иерусалим, он же Троя, он же Константинополь. А затем турецкий Стамбул. 2. 2. ВИЗАНТИЯ КАК <<ВТОРОЙ АНТИК>> Любопытно, что имя <<второй>> вероятно проступает в самом названии <<Византия>>, которое могло когда-то означать BIS-ANTIK, то есть <<Второй Древний>> (Рим). Здесь bis = повтор, второй. <<Первым Древним>> был Рим в Египте. 2. 3. ХРИСТИАНСТВО - РЕЛИГИЯ ВИЗАНТИИ Государственной религией Византии с XI века становится иисусовское христианство. 2. 4. ФЕМЫ-ПРОВИНЦИИ ВИЗАНТИИ Власть Византии распространяется на многие регионы Запада и Востока. Здесь расположены фемы-провинции имперского центра. Каждая фема является в значительной мере самостоятельным государственным образованием, но возглавляется византийским наместником, - королем, царем, князем, - и является вассалом Нового Рима. Среди таких фем-провинций - Египет, Русь, Турция, Германия, Италия, Франция, Испания и т. д. Характер подчинения фем - имперскому центру довольно гибок. Одним из признаков вассального подчинения - выплачивание ДАНИ Новому Риму. Кроме того, фемы объединены ОБЩЕЙ РЕЛИГИЕЙ. Новый Рим - общепризнанный религиозный центр империи. Он же ИЕРУСАЛИМ, Святой Город. Может быть слово <<фема>> или <<тэма>> связано с ордынско-татарским словом <<тумен>>, то есть - с русским словом <<тьма>>, что означало воинскую единицу. 2. 5. ГДЕ ПИШУТСЯ В ЭТО ВРЕМЯ ЛЕТОПИСИ Самостоятельная местная история в фемах еще практически НЕ ЗАПИСЫВАЕТСЯ. Хроники ведутся пока лишь в Новом Риме, как в столице империи, и отражают, в основном, события, представляющие интерес для Нового Рима. Копии этих хроник иногда оказываются и в некоторых византийских фемах-провинциях. Но в этих текстах все-таки говорится, в основном, о центрально-византийских событиях. И лишь вскользь - о событиях на периферии. 3. ТРИНАДЦАТЫЙ ВЕК - ОСЛАБЛЕНИЕ ВИЗАНТИИ. БОРЬБА ВОСТОКА И ЗАПАДА ЗА ВЛАСТЬ В ВИЗАНТИИ. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ - КАК ОТРАЖЕНИЕ ЭТОЙ БОРЬБЫ 3. 1. ВИЗАНТИЯ СЛАБЕЕТ И ПОПАДАЕТ ПОД КОНТРОЛЬ ВОСТОКА Византия слабеет как мировая империя. Ее фемы-провинции начинают набирать силы и ощущать свою самостоятельность. В XII-XIII веке восточные фемы, особенно Русь, - наиболее усилившаяся к этому времени, - захватывают контроль над имперским центром. Вероятно, пока еще не в виде буквального захвата Нового Рима, а в форме подчинения политики империи своим интересам. Кратко говоря, Новый Рим начинает, - а по-видимому, вынужден, - проводить <<восточную политику>> в большей мере, чем <<западную>>. 3. 2. ЗАПАД ПРОТИВИТСЯ ЭТОМУ Западные фемы естественно недовольны таким перекосом влияния в сторону Востока и предпринимают ответные меры. Разгорается борьба между Востоком и Западом за власть в Новом Риме - то есть в центре Византийской империи. 3. 3. НА УСИЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ ФЕМ ЗАПАД ОТВЕЧАЕТ КРЕСТОВЫМИ ПОХОДАМИ Восток усиливается, и тогда западные фемы отвечают на это волной КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ. Их реальная цель - перехватить власть в Византии. Для ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ военных походов на Восток - в Новый Рим, выдвинута идея <<освобождения Гроба Господня от неверных>>. Этот лозунг нам хорошо известен по документам средних веков. Мы лишь предлагаем взглянуть теперь на него по-новому. Запад объявил здесь <<неверными>> своих недавних собратьев по вере - восточные фемы. А поскольку восточные фемы теперь контролировали Новый Рим, то есть <<Гроб Господень>>, - находившийся, вероятно, в самом Новом Риме или около него на Голгофе (вероятно, --- гора у пригорода Бейкос на азиатском берегу Босфора), - то на Западе естественно зазвучала и нашла живой отклик главная мысль лозунга - пойти войной на <<неверных>> и освободить Гроб Господень. Именно поэтому крестовые походы направлялись, в основном, на Новый Рим, то есть на СТОЛИЦУ ИМПЕРИИ. Резюме. Запад ответил на усиление Востока крестовыми походами - военно-идеологическими мероприятиями. Это была борьба за власть в слабеющем имперском сердце Византии. Так был сделан первый шаг и в направлении религиозного раскола внутри прежде единой христианской религии. Грубо говоря, на <<восточные>> и <<западные>> религии. Еще раз подчеркнем, что мы говорим здесь о Западе и Востоке в значительной мере условно, не уточняя детали, которые сейчас загромоздили бы наш рассказ.