14.10.2003

А.Д.Паутов

Методическая разработка содержания темы

" Реформы Петра Великого"

учебного курса "История нового времени"(Класс 7)

Данная работа позволяет учителю сформулировать схему изложения материала близкую к тексту параграфа учебника, что позволяет учащимся соотносить лекционный материал с текстом учебника и эффективнее запоминать его. Аналогичные темы присутствуют в других курсах юридической направленности, связанных с формированием правовых норм, выработкой законов Российского государства и с проблемами формирования абсолютизма. Экономические курсы также затрагивают аналогичные темы, связанные с развитием сельского хозяйства в стране, развитием экономики в целом, влиянием реформ Петра 1 на экономику, развитием меркантилизма.

Данная тема присутствует в других учебниках, например, под редакцией Буганова В.И., Сахарова А.Н. и Зырянова П.Н., Рыбакова Б.А. Разработка данной темы производится по учебнику А.Н.Лукьянова «Всемирная история. История нового времени» - Омск, 2002г. Концепция используемого учебника - системный анализ полученных знаний. Учебники рассчитаны на линейно-ветвленную схему. Учебник обеспечен вспомогательными материалами, такими как: атласы, контурные карты, настенные карты, методические пособия для учителя, видиоматериал, таблицы, СD. Учебник рассчитан на учащихся 7 класса. Занятие проводится в 3 четверти, 17 неделе, урок №2.

Данная тема занимает одно из центральных мест в курсе и является основной. Тема является сложной для усвоения учащимися и потребует от них максимального внимания. Это ключевая тема в понимании процесса перехода от старой Руси к новой России, связанного с Перовскими преобразованиями. Материал темы интересен и в то же время сложен в плане освещения различных аспектов деятельности Петра, познания новых фактов по истории России переломного для нее времени. Тема обеспечена богатым материалом, касающимся разных аспектов преобразовательной деятельности Петра 1. Информация широко доступна. Получить ее можно обратившись в любую библиотеку (лучше в областную), а также в Интернете.

Тема урока «Преобразования Петра 1».

Тип урока комбинированный. Урок оснащен вспомогательными материалами, такими как: настенные карты, атласы и контурные карты.

Разбивка урока:

А) 2 мин. - организационная часть.

Б) 15 мин.- проверка домашнего задания (опрос, письменная работа).

В) 20 мин.- объяснение нового материала по данной теме.

Г) 3 мин.- объяснение дом. задания.

Объяснение д/з сводится к характеристике материала параграфа 35 с указанием аспектов, на которые следует обратить особое внимание учащимся при подготовке д/з. Выполнить подготовку по вопросам, данным к параграфу (устно). 1 человек – подготовка сообщения на тему «Дело царевича Алексея» на 10 мин.

Проверка домашнего задания по параграфу 34 - «Северная война».

Проверка домашнего задания предполагает устный опрос 4-5 учащихся, а также письменную работу по отдельным вопросам для 5 учащихся.

Возможные вопросы для письменной работы ( выбрать 1 из 3-х или распределить все 3 вопроса между учащимися).

1) Описать ход и итоги Нарвского сражения.

2) Как проявил себя Петр I в качестве полководца в ходе Северной войны?

3) Прутский поход Петра I 1711г. (ход, итоги).

Устный опрос для проверки домашнего задания предполагается по следующим вопросам:

1) Как началась Северная война? Какие выводы для себя сделал царь Петр?

2) По карте показать и кратко охарактеризовать основные сражения в ходе Северной войны.

3) Было ли что-то общее между царем Петром и королем Карлом? (общее и различия).

4) Чем можно объяснить победы России, одержанные в ходе Северной войны. Чем вы объясните поражения?

5) Итоги Северной войны для стран - участниц.

Объяснение нового материала

1) Новая столица.

В ходе Северной войны, захватив весной 1703 г. шведскую крепость Ниеншанц, Петр I не стал укреплять ее. Крепость разрушили и начали 16 мая 1703г. строить новую на заболоченном Заячьем острове. Ее назвали «Санкт-Питербурх». ( Здесь следует обратить внимание учащихся на рисунок в учебнике «Ивангород и Нарва. Рисунки18в.», для лучшего представления об облике городов того времени). За полгода возвели земляные укрепления. С 1706г. их заменили каменными. В 1704-1708гг. шведы неоднократно нападали на Санкт-Петербург с моря и суши, но неудачно. В конце Северной войны шведы даже не приближались к Петербургу. Климат в устье Невы был сырой и холодный. Сосланные для строительства новой столицы крепостные крестьяне тысячами погибали от тяжелых условий труда и антисанитарии. Крестьяне засыпали болота, вырубали леса и, несмотря на все трудности, город рос. Недалеко от крепости на Городском острове выстроили небольшой деревянный домик для Петра, дома Меншикова, Головина, Брюса, Шафирова, а также торговые постройки. Из Москвы в Петербург по настоянию царя переехала придворная знать, которая скептически отнеслась к появлению новой столицы, не желая расставаться с традиционным укладом жизни в первопрестольной. Именно появление «Окна в Европу», как впоследствии было названо строительство Петербурга, позволило России активно участвовать в международной политике. Перенос столицы в Петербург был произведен также для удобства управления войсками во время Северной войны, т.к. Москва находилась слишком далеко от границы. Еще одна причина переноса столицы: личная неприязнь Петра к Москве, связанная с событиями стрелецкого бунта, душной атмосферой Москвы, связанной с древними русскими традициями. (Рекомендуется обратить внимание учащихся на причины переноса столицы).

2) Развитие хозяйства.

Петр лично заставлял возделывать картофель, пользу от которого русские крестьяне упорно отказывались понимать. Крестьяне считали употребление картофеля грехом. Царь поощрял возделывание винограда, новых сортов льна, конопли. Заводили голландский скот. Указами царя серпы заменяли косами-литовками.

При Петре I появилась русская промышленность. Всего при Петре I возникло около 200 промышленных предприятий - металлургических, текстильных, бумагоделательных, стекольных, сахарных, цементных. Были найдены месторождения разных руд и их начали разрабатывать. На прежде пустынном Урале разработали десятки шахт. Там же построили заводы, выплавлявшие медь и железо. К 1725г. в стране выплавлялось 800 000 пудов одного лишь чугуна!

На русских промышленных предприятиях, так же как и на западных мануфактурах, использовали водяные двигатели, труд был ручным. На этом сходство заканчивается. Различий между ними было гораздо больше. Во-первых, европейские мануфактуры принадлежали частным владельцам, капиталистам, а почти все русские предприятия были в государственной собственности. Государство имело исключительные права на производство некоторых товаров, например, на добычу и продажу соли. Во-вторых, европейские мануфактуры производили товар для рыночной продажи, а почти все русские предприятия работали по государственному заказу. В третьих, на европейских мануфактурах работали свободные наемные рабочие, а русские предприятия основывались на труде крепостных людей. Крестьян «приписывали» к предприятиям и вынуждали часть года или все время работать на них. Правительство Петра усиленно прикрепляло к предприятиям также «гулящих» людей и «каторжных». Специальным указом царь разрешил владельцам предприятий покупать крепостных. Такие крестьяне числились не за владельцем, а за тем предприятием, для которого они были куплены. Они назывались посессионными и их могли продавать только с предприятием. В-четвертых, европейские мануфактуры впоследствии превратились в буржуазные фабрики, а русские предприятия 18 века пришли в упадок и исчезли. (Рекомендуется сделать акцент на различиях русских и европейских мануфактур).

Основные мероприятия Петра по развитию хозяйства страны.

Учителю предлагается выбрать из предоставленного материала ту часть информации, которую он считает необходимой для понимания учащимися основных тенденций развития хозяйства России в эпоху Петра I.

а) Петр создавал новые виды промышленно-торгового труда с целью узнать лучше те природные богатства, которыми обладала Россия. При нем было найдено много таких богатств: серебряные и другие руды, вызвавшие развитие горнозаводского промысла; селитра, торф, каменный уголь и т. д.

б) Петр всячески поощрял развитие промышленности. Он вызывал иностранцев-техников, ставил их в привилегированное положение в России, давал массу льгот с одним непременным условием: учить русских своему производству. Он посылал русских за границу для изучения разных отраслей западной промышленности. Пользу технического образования и самой промышленности Петр усиленно доказывал в своих указах. Предпринимателям он давал всякие льготы; между прочим, право владеть землей и крестьянами. Иногда же правительство само являлось инициатором в том или другом роде производства и, основав промышленное дело, сдавало его в эксплуатацию частному лицу. Но, создавая льготное положение для промышленников, Петр надо всей промышленностью учредил строгий надзор и следил за добросовестностью производства. Такой надзор нередко переходил в мелочную регламентацию производства (точно была определена, например, обязательная ширина холста и сукон), но вел в общем к пользе промышленности. Результаты мер Петра в отношении промышленности выразились в том, что в России при Петре было основано более 200 фабрик и заводов и положено было начало многим отраслям производства, существующим в наши дни (горное дело и пр.).

в) Петр поощрял всеми мерами русскую торговлю, стремясь развить ее настолько, чтобы вывоз из России товаров превышал ввоз их из других стран. Он настойчиво рекомендовал торгующему люду составлять торговые компании на манер западноевропейских. Построив Петербург, он искусственно отвлекал товары от Архангельского порта к Петербургскому. Заботясь о том, чтобы русские купцы сами торговали за границей, Петр стремился завести русский торговый флот. Не надеясь на скорые торговые успехи малочисленного городского сословия, он привлекал к торговле и прочие классы населения. Он доказывал, что и дворянину можно без позора заниматься торговыми и промышленными делами. Понимая значение путей сообщения для торговли, Петр спешил соединить свою новую гавань Петербург с центром государства водными путями, устроил Вышневолоцкий канал (1711 г.), а после Ладожский.

г) Указ Петра от 17 марта 1700г. провозгласил монетную реформу. Наряду с серебряными стали чеканиться медные монеты различной стоимости:

- денежка (1/2 копейки)

- полушка (1/4 копейки)

- полуполушка (1/8 копейки)

До этого в обращении сильно не хватало мелкой разменной монеты. Помня о неудаче медной реформы (1654-1661гг.), когда рынок наводнился огромным количеством мелких денег, стоимость которых постепенно упала в 10-15 раз в сравнении с серебряными, теперь отчеканили только нужное количество мелких медных монет хорошего качества.

Однако Петр не дождался результатов своей торговой политики. Оживилась внутренняя торговля, устроились кое-какие внутренние торговые компании, явился даже русский купец (Соловьев), торговавший в Амстердаме; но, в общем, дело внешней русской торговли заметно не изменилось, и русский вывоз оставался преимущественно в руках иноземцев. Не было заметных успехов и в торговле с Востоком, которая очень занимала Петра. Однако при отсутствии резких изменений в торговой жизни Руси оживление торговли произошло уже на глазах Петра, и он до конца не бросал своих надежд.

Петр был вынужден увеличивать доходы казны и все более эксплуатировал платежные возможности народа, создавая новые налоги и строже взыскивая старые подати. После 1700 г. соляные промыслы, пчельники, рыбные ловли, мельницы стали оброчными статьями государственной казны. Поэтому, несмотря на постоянные заботы Петра об увеличении народного благосостояния, экономическое положение народа очень терпело от финансовых мер правительства. По мнению податного народа, при Петре стало тяжелее жить: «Тягота на мир, рубли да полтины, да подводы». К увеличению податных тягостей присоединились злоупотребления администрации, взимавшей подати. Хотя Петр жестоко карал за эти злоупотребления, однако совсем прекратить их не мог. Народ от государственных тягот или уходил в казаки, или брел в пределы Польши, и побеги при Петре приняли значительные размеры.

Система казенных монополий (например, питейной и табачной) процветала при Петре и была связана с системой откупов. Нуждаясь в средствах, Петр изобретал иногда странные налоги: пошлиной были обложены бороды «бородачей», которые не желали бриться; пошлины брали с бань; очень высокую цену брали за дубовые гробы, продажа которых стала казенной монополией. Раскольники должны были нести двойной палатный оклад. Таким образом, не только реальные потребности, но и предметы нравственного порядка стали источником казенного дохода. При Петре была создана особенная должность «прибыльщиков», в обязанности которых входило наблюдение за правильным поступлением в казну доходов и взыскание новых предметов обложения (из таких прибыльщиков особенно был заметен Курбатов, впоследствии ставший Архангельским вице-губернатором: он предложил ввести гербовую бумагу). В 1710 г. у Петра появилась мысль даже об общем и постоянном подоходном налоге, не приведенная, однако, в дело. Косвенные налоги при Петре, насколько можно судить по некоторым данным, составляли больше половины доходов государства. Другую половину доставляла прямая подушная подать. В первую податную ревизию было записано около 6.000.000 душ. Из них каждый помещичий крестьянин платил 70 коп. в год, крестьянин государственный - 114 коп., горожанин - 120 коп. По расчету (который можно произвести лишь приблизительно) подушная подать была гораздо тяжелее прежних подворных и поземельных податей и давала правительству гораздо большую, сравнительно со сборами XVII в., сумму. Благодаря своим финансовым мерам Петр увеличил значительно сумму государственного дохода. Громадные дефициты первых лет XVIII в. уменьшились к концу царствования Петра, хотя и на склоне своих лет он все еще не переставал нуждаться в деньгах.

Итак, экономическая и финансовая политика Петра привела к различным результатам. Руководимый мыслью улучшить обстановку и расширить сферу деятельности народного труда, Петр был поставлен в трудное положение: финансовые интересы страны прямо противоречили экономическим потребностям населения. Стараясь поднять экономическое благосостояние народа, Петр в то же время был вынужден сурово эксплуатировать его платежную способность. Военные и другие нужды государства требовали немедленного удовлетворения, немедленных и усиленных сборов, а экономическое положение народа можно было поднять лишь продолжительными усилиями. Вот почему Петр добился более осязательного результата в том, что требовало скорого решения, - в финансах; между тем как в деле экономических реформ он успел посеять только семена плодотворных начинаний и почти не видел их всходов, а, напротив, чувствовал, что его финансовые меры иногда еще более расстраивают то самое народное хозяйство, процветания которого он так сильно желал.

3) Перемены в управлении государством.

Запомните: в годы правления Петра I в России закончилось складывание абсолютной монархии и эта монархия превратилась в дворянско - бюрократическую.

Данный раздел учебника представляется наиболее важным для понимания общей направленности петровских преобразований. В ходе изложения материала учащиеся подводятся к пониманию сущности государственной власти при Петре I трактуемой как «абсолютизм». (Определение под диктовку: Абсолютизм - форма правления, при которой верховная власть принадлежит монарху). Также можно обратить внимание учащихся на иллюстрации учебника «Письмо Петра I» и «Герб империи в 1725г.»

Внутренняя деятельность Петра с 1700 года выразилась в ряде общественных реформ, значительно изменивших древнерусский общественный быт, но не изменивших главнейших оснований государственного строя, созданного до Петра. В целом русские историки положительно оценивают деятельность Петра. Его реформы: а) вывели Россию на путь ускоренного экономического, политического и культурного развития, б) Петр резко интенсифицировал происходящие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок, перенеся Россию сразу через несколько этапов, в) деспотичная, самодержавная власть была превращена в фактор прогресса.

Петр реформировал общественное устройство и управление не по строгому, заранее составленному плану преобразований, а отрывочными постановлениями, отдельными мерами, между походами и военными заботами. Лишь в последние годы царствования, когда война уже не требовала чрезмерных усилий и средств, Петр пристальнее взглянул на внутреннее устройство и стремился привести в систему ряд разновременных отдельных мероприятий.

Административные реформы.

Во главе всего управления с 1711 г. стоял Сенат. Около 1700 г. старая Боярская дума исчезает как постоянное учреждение и заменяется ближней канцелярией государя, в которой, как в старину, происходит иногда совещание бояр. Во время своих беспрестанных поездок ведение государственных дел в Москве Петр поручал не учреждению, а нескольким доверенным лицам из старых думных чинов (Петр никому не давал этих чинов, но и не отнимал их у имевших) и лицам новых чинов и званий. Но в 1711 г., отправляясь в Прутский поход, Петр вверяет государство не лицам, а вновь основанному учреждению. Это учреждение - Сенат. Его существование, как объявлял сам Петр, вызвано именно «отлучками» государя. Таким образом, миссия Сената первоначально была временной. Он заменял собой:

1) старые думские комиссии, назначаемые для того, чтобы в отсутствие государя «Москву ведать»;

2) постоянную «Расправную палату», бывшую как бы судебным департаментом Боярской думы.

Но с возвращением Петра к делам Сенат не был упразднен, а стал постоянным учреждением. С 1711 до 1718 г. Сенат был собранием лиц, назначенных специально для присутствия в нем; с 1718 по 1722 г. Сенат делается собранием президентов коллегий, с 1722 г. Сенат получает смешанный состав, в него входят некоторые президенты коллегий (военной, морской, иностранной) и в тоже время в нем есть сенаторы, чуждые коллегиям.

Ведомство Сената состояло в контроле над администрацией, в разрешении дел, выходящих из компетенции коллегий, и в общем направлении административного механизма. Сенат был, таким образом, высшим административным органом в государстве. Ему была присвоена и судебная функция: Сенат стал высшей судебной инстанцией. Законодательная функция никогда Сенату не принадлежала. Под ведением Сената стоял ряд центральных учреждений, известных под названием коллегий; они были учреждены в 1718 г. и окончательно сформированы в 1720 г. Коллегии заменили собой старые приказы. Редкие приказы превращались в канцелярию и конторы разных наименований и сохраняли прежнюю организацию. Приблизительно с 1711 г. Петр задумал устроить центральное управление по западноевропейским образцам. Вполне сознательно он желал перенести на Русь шведское коллегиальное устройство. За границу были посланы люди для изучения бюрократических форм и канцелярской практики; из-за границы выписывали опытных канцеляристов, чтобы организовать с их помощью новые учреждения. Но этим иностранцам Петр не давал в коллегиях начальнического положения, и они не поднимались выше вице-президентов; президентами же коллегий назначались русские люди. С 1719 г. коллегии начали свою деятельность, и каждая сама для себя составляла устав, определявший ее ведомство и делопроизводство (эти уставы получили название регламентов). Всех коллегий учреждено было двенадцать.

Коллегии были подчинены Сенату, который посылал им свои указы; в свою очередь, местные органы управления были ниже коллегий и повиновались им. Но, с одной стороны, не все коллегии одинаково подчинялись Сенату (военная и морская были самостоятельнее прочих); с другой стороны, не все коллегии имели отношение к областным органам управления. Над провинциальными властями, в качестве прямой высшей инстанции, стояли только Камер- и Юстиц- коллегии и Главный Магистрат. Таким образом, и центральные, и местные органы управления не представляли строгой и стройной иерархии. Различия между коллегиями и старыми приказами лишь в том, что система коллегий значительно упростила прежнюю путаницу ведомств, но не уничтожила того смешения личного начала с коллегиальным, которое лежало в основании прежнего центрального управления. Как в приказах при их коллегиальной форме личное начало выражалось деятельностью властного председателя, так и в коллегиях влиятельные президенты и приставленные к коллегиям для общего контроля прокуроры нарушали коллегиальный строй своим личным влиянием и на деле заменяли иногда коллегиальную деятельность единоличной.

Абсолютная дворянско - бюрократическая монархия скреплялась слежкой и шпионажем. Указ об учреждении Сената содержал пункт о создании в стране неведомой ранее должности с иностранным названием - фискалов. Фискал должен был осуществлять негласный, тайный надзор за чиновниками и простыми людьми. Задача фискала состояла не в предупреждении преступления и не в пресечении его в самом зародыше, а в регистрации уже совершенного преступления и разобачении преступника. Вместо жалования фискал получал половину штрафа, взимавшегося с преступника. Рукою Петра был вписан пункт, освобождавший фискала от ответственности за неправый донос. Промысел фискала обеспечивал его безбедной жизнью, и никакая беда не подстерегала его, даже если он явно клеветал. Как писал историк Павленко Н.И. : «Поставленный на страже законности и справедливости, фискал сам попипирал справедливость». Полная безнаказанность фискала, неограниченные возможности для его произвола вызвали враждебное отношение к этой должности со стороны всех слоев. Царь вынужден был ограничить произвол фискалов. Он издал указ, устанавливающий фискалу за неправый донос кару, которую довелось бы учинить обвиненному, если бы обвинение было доказано. Должность фискала могла возникнуть только в абсолютистском государстве, где народ безмолствовал и отсутствовала какая бы то ни было общественная инициатива и гласность.

Не обошел царь своим вниманием и церковь. Московский государь считался верховным покровителем церкви и принимал активное участие в церковных делах. Но и церковные власти призывались к участию в государственном управлении и влияли на него. Петр после смерти Адриана (1700г.) не спешил с избранием нового патриарха, а «местоблюстителем патриаршего престола!» назначил Рязанского митрополита Стефана Яворского, который имел функции только духовного пастыря. Верховным авторитетом в делах религии признавался собор иерархов; сам Петр, как и прежние государи, был покровителем церкви и принимал живое участие в ее управлении. Это участие Петра привело к тому, что в церковной жизни важную роль стали играть архиереи малороссы, прежде гонимые. Известному церковному деятелю Феофану Прокоповичу принадлежит разработка и, может быть, даже сама мысль того нового плана церковного управления, на котором остановился Петр. Более двадцати лет (1700-1721) продолжался временный беспорядок, при котором русская церковь управлялась без патриарха. 14 февраля 1721 г. совершилось открытие «Святейшего Правительствующего Синода». Эта духовная коллегия навсегда заменила собой патриаршую власть. В руководство ей был дан Духовный регламент, составленный Феофаном и редактированный самим Петром. В регламенте откровенно указывалось на несовершенство единоличного управления патриарха и на политические неудобства, проистекающие от преувеличения авторитета патриаршей власти в делах государственных. Сильнее всего он обрушивался на черное духовенство:

мужчинам запрещено поступать в монастырь до 30 лет;

монахам вменяется в обязанность исповедоваться и причащаться не менее 4 раз в год;

во всех монастырях вводится обязательный труд;

монахам запрещается посещать женские монастыри и даже частные дома;

монахиням запрещается давать окончательные обеты до 50 лет, и послушничество не может служить препятствием для вступления в брак.

Хотя неудовольствие и было всеобщим, обнародование регламента произошло 25 января 1721 года. Коллегиальная форма церковного управления рекомендовалась как наилучшая во всех отношениях. Состав Синода по регламенту определяется так: президент, два вице-президента, четыре советника и четыре асессора (в число их входили представители черного и белого духовенства). Заметим, что состав Синода был аналогичен с составом светских коллегий. Лица, состоявшие при Синоде, были таковы же, как и при коллегиях; представителем особы государя в Синоде был обер-прокурор, при Синоде было целое ведомство фискалов, или инквизиторов. Внешняя организация Синода была взята с общего типа организации коллегии. Так учреждением Синода Петр вышел из того затруднения, в каком стоял много лет. Его церковно-административная реформа сохранила в русской церкви авторитетную власть, но лишила эту власть того политического влияния с каким могли действовать патриархи. Вопрос об отношении церкви и государства был решен в пользу последнего, и восточные иерархи признали вполне законной смену патриарха Синодом. ( Данный материал не требует подробного изложения, главное обратить внимание учащихся на направленность церковной политики Петра - уменьшение роли церкви, отделение церкви от государства).

В1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии своим размером мало отличались от современных областей, а Московская губерния охватывала весь густонаселенный центр, территорию современных Владимирской, Ивановской, Калужской, Калининской, Костромской, Московской, Рязанской, Тульской и Ярославской областей, на которой жила почти половина всего населения страны. В число губерний вошли Петербургская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу. Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с канцелярией при нем. Провинции, в свою очередь, делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. Некоторое время в царствование Петра уездная администрация была заменена на выборным земским комиссаром из местных дворян или отставных офицеров. Его функции ограничивались сбором подушной подати, наблюдением за выполнением казенных повинностей, задержанием беглых крестьян. Подчинялся земский комиссар провинциальной канцелярии. В 1713 г. местному дворянству было предоставлено выбирать по 8-12 ландратов (советников от дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения подушной подати были созданы полковые дистрикты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.

Роспись чинов 24 января 1722 г., Табель о рангах, вводила новую классификацию служащего люда. Все новоучрежденные должности - все с иностранными названиями, латинскими и немецкими, кроме весьма немногих, - выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, статский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов, или классов: 6 обер-офицерских чинов - от прапорщика до капитана в армии и от коллежского регистратора до титулярного советника в гражданской службе; 5 штаб-офицерских - от майора до бригадира в армии и от коллежского асессора до статского советника в гражданской службе; 3 генеральских - от генерал-майора до фельдмаршала в армии и от действительного статского советника до действительного тайного советника в гражданской службе. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и придворной службе. Этот учредительный акт реформированного русского чиновничества, ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической иерархии породы, родословной книги. В одной из статей, присоединенных к табели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения: людям знатной породы никакого положения не дается, пока они государю и отечеству не послужат. Потомки русских и иностранцев зачисленные по этой табели в первые 8 рангов (до майора и коллежского асессора включительно), причислялись к "лучшему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах, хотя б они низкой породы были". Благодаря тому, что служба всем открывала доступ к дворянству, изменился генеалогический состав сословия.

    Серьезные изменения были и в области культуры.  Главным содержанием реформ было  становление и  развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.

Важные изменения в  жизни  страны  решительно  требовали подготовки квалифицированных  кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание  новых  учебников, пришедших  на смену церковным.

Петр I в 1708г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому  кирилловскому полууставу. Для  печатания светской учебной, научной, политической литературы и законодательных  актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге. Развитие книгопечатания сопровождалось началом  организованной книготорговли, а  также созданием и развитием сети библиотек. С 1702г.  систематически выходила первая русская газета "Ведомости".

С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда крупных экспедиций. В это  время  появились  крупные  технические новшества и изобретения, особенно в развитии  горного  дела  и  металлургии, а также в военной области.

В этот период написан ряд важных работ по истории, а  созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и  редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать  копии  летописей, грамот, указов   и других актов. Это было началом музейного дела в России. Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724г. Академии наук в Петербурге.

С первой  четверти  XVIII в.  осуществлялся переход к градостроительству и  регулярной  планировке  городов. Облик  города стали определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии. В живописи на смену иконописи приходит портрет. К первой четверти XVIII в.  относятся и попытки  создания русского театра, в  это же время были написаны первые драматургические произведения.

Изменения в  быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы, галстуки   и   жабо, широкополые  шляпы, чулки, башмаки ,парики быстро  вытесняли  в  городах  старую  русскую одежду. Быстрее всего распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно  податных  сословий. Вводились  особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате.

Петр I  учредил  ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что отражало серьезные изменения их положения  в  обществе. Учреждение ассамблей  положило начало утверждению в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения в    обществе",употреблению   иностранного, преимущественно французского, языка.

Изменения в  быту  и  культуре, которые произошли в первой четверти XVIII в., имели большое  прогрессивное  значение. Но  они еще больше подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ и достижений  культуры  в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождались широким распространением галломании, презрительного отношения к  русскому языку и русской культуре в дворянской среде.



4) Петр, государство и дворяне.

Петр считал государственные интересы основными. В его понимании все – от императора до крепостного крестьянина – слуги государства. Но слуги отнюдь не равны по положению: император – слуга государства на троне, дворянин – слуга государства со шпагой, крестьянин – слуга государства с плугом. Петр не щадил своих сил и жизни во имя того, что он считал благом государства, а поэтому считал, что вправе не щадить силы и жизни других.

Царь издал в 1714г. «Указ о единонаследии», который разрешал дворянам передавать поместье только старшему в роде. Это привело к тому, что тысячи младших сыновей дворян устремились на государственную службу, потому что только там можно было заслужить чины, деньги, земли, крепостных. Исчезла разница между поместным дворянским и вотчинным боярским землевладением, существовавшая в России несколько столетий. Боярские роды и дворянские семейства слились в единое дворянское сословие. Петр задался мыслью дать лучшую организацию службе дворян и достиг этого таким образом: он строго привлекал дворян к отбыванию государственной службы и требовал бессрочной службы, пока хватало сил. Дворяне должны были служить в армии и флоте; не более одной трети от каждой «фамилии» допускалось к гражданской службе, которая при Петре обособилась от военной. Подраставших дворян требовали на смотры, которые производил часто сам государь в Москве или Петербурге. На смотрах или определяли в тот или другой род службы, или посылали учиться в русские и заграничные школы. Первоначальное образование сделано было обязательным для всех молодых дворян (по указам 1714 и 1723 гг.). Они должны были до 15 лет обучиться грамоте, цифири и геометрии в школах при монастырях и архиерейских домах. Уклонявшийся от обязательного обучения терял право жениться. Поступая на службу, дворянин делался солдатом гвардии или армии. Он служил вместе с людьми из низших классов общества, которые поступали по рекрутским наборам. От его личных способностей и усердия зависела возможность выбиться в офицеры; личная заслуга выдвигала в офицеры и простого крестьянина-солдата. Ни один дворянин не мог стать офицером, если не был солдатом; но всякий офицер, кто бы он ни был по происхождению, становился дворянином. Так вполне сознательно Петр поставил основанием службы личную выслугу вместо старого основания - родовитости. Но это не было новостью, личная выслуга признавалась уже и в XVII в.; Петр дал ей только окончательный перевес, и это пополнило ряды дворянства новыми дворянскими родами. Вся масса служилых дворян была поставлена в прямое подчинение Сенату вместо прежнего Разрядного приказа, и Сенат ведал дворянство через особого чиновника «герольдмейстера». Прежние дворянские «чины» были уничтожены (прежде они были сословными группами: дворяне московские, городовые, дети боярские); вместо них появилась лестница служебных чинов (собственно, должностей), определенная известной «Табелью о рангах» 1722 г. Прежде принадлежность к известному чину обусловливалась происхождением человека, при Петре стала обусловливаться личными заслугами. Вне служебных должностей все дворяне слились в одну сплошную массу и получили общее название шляхетства (1712г.).

Таким образом, служба дворян стала правильнее и тяжелее; поступая в полки, они отрывались от местности, были регулярным войском, служили без перерывов, с редкими отпусками домой, и не могли укрываться легко от службы. Изменилась, словом, организация государственной повинности дворян, но существо повинности (военной и административной) осталось прежним. Петр требовал служить, а это было тяжело, отсюда и сопротивление реформам царя. Многие не понимали, что Петр укрепляя государство, усиливает власть дворянского сословия. ( В данном разделе рекомендуется обратить внимание учащихся на рисунки учебника «Петр I. Портрет 18в.» и «Петр I, посетивший Францию, держит будущего короля Людовика XV. Портреты 18в.»).



5) Новая армия. Молодой флот.

Самое большое внимание царь уделял созданию армии и флота. Запомните: Петр провел вторую в истории России военную реформу ( Здесь возможно задать вопрос – кто провел первую реформу?). Началом формирования флота и армии можно считать то время, когда Петр стал царем и предоставил руководство страной родственникам своей жены (Лопухины), юный царь все силы отдавал «нептуновым да марсовым потехам», для проведения которых активно привлекал «служивых иноземцев», живших в Немецкой слободе. Петр окружил себя способными, энергичными помощниками и специалистами, особенно военными. Среди иностранцев выделялись: ближайший друг царя Ф. Лефорт, опытный генерал П. Гордон др. А среди русских постепенно формировалась сплоченная группировка сподвижников, сделавших впоследствии блестящую политическую карьеру: А. М. Головин, братья П. М. и Ф.М. Апраксины, А.Д.Меншиков. С их помощью Петр устраивал маневры «потешных» войск, которые проводились в селе Преображенском. Особое внимание уделялось Петром становлению российского мореплавания. Уже в мае 1692 г. на Переяславском озере был спущен на воду его первый корабль, построенный при участии самого царя. В 1694 г. Во время настоящего морского похода, устроенного царем, впервые был поднят российский красно- сине- белый флаг. За петровскими военными забавами скрывалась далеко идущая цель: борьба за выход России к морю.

Петр застал русское войско в полном расстройстве. Прежде солдатские и рейтарские, распущенные по домам на мирное время призывались на службу в случае надобности. Это был уже призыв отпускных или запасных, бывалых людей, уже знакомых со строем. При формировании Петром армии для борьбы со Швецией такого запаса уже почти не оставалось. Полки пополнялись двумя способами: или "кликали вольницу в солдаты", или собирали с землевладельцев рекрутов по числу крестьянских дворов. Петр приказал писать в солдаты вольноотпущенных холопов и крестьян, годных к службе, и даже дал холопам свободу поступать в солдатские полки без отпуска господ. При такой вербовке наскоро составленные, наскоро обученные немцами полки новобранцев, по выражению бывшего в Москве в 1698-1699г. секретаря австрийского посольства Корба, являлись сбродом самых дрянных солдат набранных из беднейшей черни. Подобным же способом составлена была и первая армия Петра в Северную войну. Нарва обнаружила их боевое качество.

Петр видоизменил организацию войск. Он сделал регулярные полки господствующим, даже исключительным типом военной организации (только малороссийские и донские казаки сохранили старое устройство). Кроме того, изменив быт солдат, он иначе, чем прежде, стал пополнять войска. Регулярная армия (совершенная или нет) создалась уже в XVII в. Петр привязал солдата исключительно к службе, оторвав его от дома и промысла. Воинская повинность при нем перестала быть повинностью одних дворян, стрелецких и солдатских детей, да «гулящих» охотников. Повинность эта легла теперь на все классы общества, кроме духовенства и граждан, принадлежащих к гильдиям. Дворяне все обязаны были служить бессрочно солдатами и офицерами, кроме немощных и командированных в гражданскую службу. С крестьян же и горожан производились рекрутские наборы, которые в начале шведской войны были очень часты и давали Петру громадные контингенты рекрутов. В 1715 г. Сенат постановил, как норму для наборов, брать одного рекрута с 75 дворов владельческих крестьян и холопов. Вероятно, такая же приблизительно норма была и для казенных крестьян и горожан. Рекруты из податных классов в войсках становились на одинаковом положении с солдатами-дворянами, усваивали одинаковую военную технику, и вся масса служащего люда составляла однородное войско, не уступавшее по своим боевыми качествами лучшим европейским войскам. Для обучения солдат и офицеров был издан «Устав воинский», обобщивший 15- летний опыт непрерывной вооруженной борьбы. Для обучения офицеров еще в 1698- 1699 гг. была основана бомбардирская школа при Преображенском полку, а в начале нового столетия создавались математическая, навигацкая, артиллерийские, инженерные, иностранных языков и даже хирургическая школы. В 20-х годах для подготовки унтер- офицеров действовало 50 гарнизонных школ. Широко практиковалась стажировка молодых дворян за границей для обучения воинскому делу. Одновременно правительство отказывалось от найма иностранных военных специалистов. Результаты, достигнутые в этом отношении крайне энергичною деятельностью Петра, были блестящи: в конце его царствования русская регулярная армия состояла из 210 000 человек. Кроме того, было около 100 000 казачьих войск.

Петр создает Балтийский флот. С началом северной войны азовская эскадра была заброшена, а потом потеряно и само азовское море. Поэтому, все усилия Петра обратились на создание балтийского флота. Еще в 1701 г. он мечтал, что у него здесь будет 80 больших кораблей. Спешно вербовали экипаж и в 1703 г. Лодейнопольская верфь спустила 6 фрегатов: это была первая русская эскадра, появившаяся на Балтийском море. К концу царствования балтийский флот насчитывал в своем составе 48 линейных кораблей и до 800 галер и других мелких судов с 28 тысячами экипажа. Для управления, комплектования, обучения, содержания и обмундирования этой регулярной армии был создан сложный военно-административный механизм с коллегиями: Военной, Адмиралтейской, Артиллерийской канцелярией с генерал-фельдцейхмейстером во главе, с Провиантской канцелярией под начальством генерал-провиантмейстера, с главным комиссариатом под управлением генерал-кригскомиссара для приема рекрутов и их размещения по полкам, для раздачи войску жалования и снабжения его оружием, обмундированием и лошадьми. Сюда надо еще прибавить генеральный штаб во главе с генералитетом. Расходы на содержание армии составляли 2/3 всего бюджета.

Военная реформа Петра осталась бы специальным фактом военной истории России, если бы она не отпечаталась так сильно на социальном и нравственном складе русского общества и даже на ходе политических событий. Она требовала средств для содержания преобразованных и дорогих вооруженных сил и особых мер по поддержанию их регулярного строя. Рекрутские наборы, распространяли воинскую повинность на неслужилые классы, сообщая новой армии всесословный состав, изменяли установившиеся общественные соотношения. Дворянству, составлявшему основную массу прежнего войска, приходилось занять новое служебное положение, когда в ряды преобразованной армии стали его холопы и крепостные крестьяне, и не спутниками и холопами своих господ, а такими же рядовыми, какими начинали службу сами дворяне. ( После объяснения данного материала целесообразно провести с учащимися беседу: Почему потребовались реформы в армии? В чем преимущество регулярной армии по сравнению с другими видами войск?).

6) Дела царя и народ.

Непосильный труд на барщине и увеличение оброка, рост налогов, рекрутские наборы- все это вызывало бурное недовольство трудящихся. В Астрахани восставшие солдаты и «работные люди» 30 июля 1705г. ворвались в кремль, расправились с воеводой Т. Ржевским и «начальными» людьми. Карательный отряд во главе с фельдмаршалом Б.П. Шереметевым, в марте 1706г. с боем взял Астрахань.

Для поиска беглых на Дону Петром 1 был послан  князь Ю.В.Долгорукий. 2 сентября 1707 года полковник прибыл в Черкасск. Он увидел, что большинство  старшин, которые должны оказывать ему помощь, вовсе не были заинтересованы в выдаче беглых. Стремясь заручиться  поддержкой верхушки войска Донского, от которой во многом зависел успех его дела, полковник пошел на уступки. Он принял от войскового атамана «сказку», в которой говорилось о невозможности  проведения розыска в самой донской столице. В самом Черкасске проявлялось недовольство приездом Ю. Долгорукого с  солдатами. После ухода полковника состоялся круг, в котором казаки высказывались за то, «чтоб побить бояр и иноземцев». Своими жестокими мерами в поиске беглых Ю. Долгорукий явно ускорял свою гибель. Стихийно возникали отряды, которые по пятам следовали за солдатами и, казалось бы, только выжидали удобного момента для нападения. Вместе с полковником Ю. Долгоруким отрядом повстанцев под предводительством Булавина были убиты офицеры С.Несвицкий,  М. Булгаков, В. Арсеньев и подьячий И. Дровнин. Всего было опознано 17 убитых. Разгром карателей полковник Ю. Долгорукого, проведенный под руководством атамана К. Булавина, явился началом большого народного восстания на Дону. Первая победа повстанцев показала, что у донского казачества появился новый, решительный и смелый предводитель, способный повести за собой людей. После расправы над карателями булавинцы двинулись вверх по Донцу. По казачьим городкам рассылались письма с  призывом присоединиться к восстанию. Уже через два дня после событий в Шульгинском булавинское войско представляло собой внушительную силу в 500 конных и столько же пеших казаков. Так началось восстание под предводительством К. Булавина, получившее название Крестьянской войны. Тем временем во многих городах на Донце стали возникать отряды из казаков, которые впоследствии примыкали к войску Булавина. Призывы  К. Булавина находили  поддержку среди подавляющего большинства населения Дона. Однако были и такие отдельные казачьи группы, которые зимой принимали активное участие в борьбе против восставших и поддерживали мероприятия войсковых властей. «Прелестные письма» К. Булавина сыграли огромную роль  в деле распространения восстания на новые территории, включения в борьбу широких масс трудящегося населения. Написанные ярким, образным языком, они выражали многовековое стремление угнетенного люда к справедливости. В них проявлялся решительный протест против произвола и деспотизма помещиков и государственной власти. Призывы Булавина к крестьянам не пропали даром. С марта 1708 года народное движение развернулось  в Тамбовском, Козловском, Воронежском, Усердском, Белгородском и Пензенском уездах. Здесь особенно появилась роль донского казачества как организатора Крестьянской войны.

27 апреля войско Булавина подошло к Черкасску.1 мая 1708 года Булавин взял Черкасск. 9 мая в Черкасске состоялся круг, на котором единодушно донским войсковым атаманом был избран К. А. Булавин. Тем временем в войске повстанцев зрел заговор: черкасские старшины попытались сами возглавить восстание  и направить его в русло своих политических интересов. Поначалу это выразилось в их стремлении превратить Булавина в своего ставленника. Но когда они убедились, что войсковой атаман остался выразителем воли казачьих низов и широких народных масс, у И. Зерщикова и др. старшин стало крепнуть намерение устранить его. Однако это сейчас сделать было нельзя. Помешали бы оставшиеся в Черкасске казаки - повстанцы .

Тем временем при попытке взять крепость Азов войска повстанцев были разбиты. Последствия поражения у Азова были очень большими. Это поражение поставило повстанцев на грань катастрофы. Разгром повстанческого войска у стен Азова полностью перечеркивал все намерения и расчеты Булавина. Теперь уже и речи не могло быть о походе на Москву. Арест Хохлача - одного из старшин булавинского войска был первым успехом заговорщиков-старшин. Булавин не мог теперь  рассчитывать на помощь своих сторонников, уцелевших под Азовом. Теперь без своего предводителя Хохлача казаки не представляли собой какой бы то ни было организованной силы. Нет даже приблизительных данных о числе участников старшинского заговора. Во всяком случае, изменники и заговорщики имели подавляющее преимущество  над немногочисленными сторонниками Булавина, которые были вынуждены занять вместе с ним оборону в каменном доме бывшего атамана Л. Максимова. В этом доме в бою с врагами закончилась жизнь предводителя восстания. Почему же 7 июля в Черкасске старшины оказались гораздо сильнее булавинцев?

Причины здесь две. Первая заключалась в том, что очень много сторонников Булавина ушло к Азову и полегло под стенами крепости, а уцелевшие после сражения были рассеяны и перебиты конниками Казанкина, захватившими Хохлача. Не случайно старшины решили напасть на Булавина лишь после пленения походного атамана, когда убедились, что  возвращения из-под Азова булавинцев в  виде такой же организованной силы, которая ушла к крепости, опасаться нечего. Тех же верных Булавину казаков, которые остались в войсковой столице было, очевидно, так мало,  что старшины их не боялись. Вторая причина связана с быстротой и оперативностью, с которой  действовали 7 июля предатели еще до нападения на Булавина. Во всяком случае им удалось как бы изолировать предводителя восстания с его очень немногочисленными сподвижниками в его доме и не допустить какой-либо помощи со стороны. Так закончилось крупнейшее крестьянское восстание царствования Петра.

Обычными были постоянные крестьянские бунты в отдельных деревнях.

( При объяснении материала необходимо обратить внимание учащихся на причины Крестьянской войны К. Булавина).



7) Последние годы императора.

Личная жизнь русского государя была сложной. Жену Евдокию Лопухину, по старорусским обычаям для него выбрали без его согласия. Петр не любил ее. В итоге Евдокию постригли в монахини. Выросший при ней сын Петра царевич Алексей – человек бездеятельный и вялый – чуждался отца, не желал участвовать в его делах. Подрастая, он, как и мать, с осуждением и ненавистью воспринимал поездки отца в Немецкую слободу, его дружбу с иноземцами, нарушение чинных обычаев древнего царского церемониала. Между ним и отцом росла неприязнь. Петр догадывался, что из сына не получается наследника его начинаний, замыслов. В 1704г. он повелел 14-летнему сыну участвовать в походе под Нарву, который закончился ее взятием. Однако отец чувствовал, что сын старается уйти в сторону от активной работы, от опасностей, что его не волнует то, чему посвящает он свою жизнь. Петр внушал Алексею, что нужно служить отечеству, как служит без оглядки и корысти его отец. Но Алексей по – прежнему хитрил, увиливал, не утруждал себя чем – либо серьезным, делал вид, что очень занят чем – то важным, но все это для отвода глаз, обмана царя – отца. Главное, чем он был озабочен, дождаться своего звездного часа. В апреле 1711г. Алексей женился. Таланты Петра ценили многие. Не оценил их единственный его сын. Остался недоволен царевич и женой, которую выбрал ему отец из политических соображений. Царевич сообщает отцу о готовности отречься от престола. Но он кривил душой, рассчитывая на смерть Петра или восстание против него, переворот. Его надежды и замыслы подогревали сторонники, сгруппировавшиеся вокруг него. Среди них были Кикин, князья Долгорукие, Голицыны, фельдмаршал Шереметев, дипломат Куракин. Алексей по совету Кикина бежал в Вену и прибыл в дом вице – канцлера Шенборна. На аудиенции он жаловался на царя-отца, лишавшего его законных прав на престол. Алексея со спутниками перевели в тирольскую крепость Эренберг, изолировав от всего мира. Вена хотела использовать его претензии на русский трон для ослабления позиций Петра и России при окончании Северной войны. Но Петр через опытного дипломата П.А. Толстого нашел сына и уговорил его вернуться домой, где тот выдал всех своих сообщников. Потом царевич подписал отречение от престола. Вскоре начались допросы названных им лиц. Петр сам руководил следствием, составлял вопросные пункты для Алексея, слал курьеров с распоряжениями об аресте оговоренных лиц. В Москве казнили Кикина и других. После окончания суда царь отдал решение судьбы сына в руки высших сановников – духовных иерархов, сенаторов и пр. Взгляды и намерения царевича в ходе следствия раскрылись полностью. Он признал, что имел намерение поднять по всей стране восстание, а если бы отец попытался расправиться с его соучастниками, то не остановился бы перед истреблением всего населения страны. Он полагал, что поскольку хотел возвратить старые верования, обычаи, нравы, то народ его поддержит, т.к. питает к нему сочувствие и любовь. К тому времени Алексей, по отзывам современников, страдал психическим расстройством. По всему было видно, что он из боязни лишиться жизни потерял разум. 14 июля царевича заключили в Петропавловскую крепость. Начались пытки в застенке. Состоялся приговор. Правда, духовные лица уклонились от явного решения. Приговор они отдавали на усмотрение Петра. Чины светские высказались недвусмысленно: смерть. 24 июня 1718г. объявили смертный приговор. Но приводить его в исполнение не пришлось, т.к. через 2 дня Алексей скончался, вероятно, от пережитых потрясений. 30 июня его похоронили. Петр присутствовал на его погребении.

( Данный материал не является обязательным для изложения учащимся. Рекомендуется дать его в виде сообщения ( см. Введение).









Заключение

Тема «Реформы Петра 1» является одной из ключевых тем курса. Она является одновременно и интересной и сложной. Для учителя трудности могут возникнуть в связи с большим объемом материала, который необходимо переработать и преподнести учащимся в виде понятной схемы, клише. Параграф учебника содержит 7 частей, каждая из которых отражает тот или иной аспект деятельности Петра 1 в области государственного переустройства. Каждый аспект важен, каждый составляет неотъемлемую часть исторического процесса. Поэтому учителю необходимо систематизировать материал, выделить те критерии, которыми он будет руководствоваться при изложении данного материала. Учителю необходимо сформировать собственное видение проблемы, выделить те аспекты реформ, на которые будет обращено внимание учащихся. Учитель имеет право или затронуть все изложенные в параграфе преобразования, не углубляясь в более детальную проработку материала или сосредоточить внимание на отдельных, узловых проблемах, сообразуясь с собственным видением эпохи. На наш взгляд наиболее существенными преобразованиями, оказавшими влияние на ход исторического процесса, являются: перемены в государственном устройстве, формирование новой армии и флота, а также взаимоотношения власти и верхушки общества – дворянства. Сложность материала в плане высокой информативности не позволяет глубоко проработать все аспекты реформ, поэтому учителю рекомендуется построить лекционный материал по проблемному принципу. Необходимо обратить внимание учащихся на причины, последствия той или иной реформы, как она отразилась на положении населения, государства, международной обстановке. Учащиеся должны учиться ставить проблему, выявлять причинно – следственные связи, основываясь на знании ключевых фактов по эпохе петровских преобразований. При воспроизведении учителем вышеуказанной схемы с акцентом на основные аспекты реформ, остальные факты, данные в учебнике, также должны быть включены в обучающий процесс и изложены в сжатом виде.

У учащихся при восприятии материала также может возникнуть ряд трудностей. Основные из них связаны с большим объемом получаемой информации. Огромный фактический материал необходимо переработать и усвоить в виде основных моментов, связанных с реформаторской деятельностью Петра. Также у учащихся могут возникнуть трудности при решении каких – либо проблемных задач, выявлением причинно – следственных связей, анализе реформ 18в. в сравнении с предыдущими реформами. Здесь необходима помощь учителя, которому необходимо дать понятную схему преобразований с акцентом на проблематику для скорейшего и наиболее качественного усвоения материала учащимися. Формирование знаний и умений учащихся связано с содержанием школьного учебника. Учебник – основной источник знаний и основное средство обучения. Поэтому в случае возникновения у учащихся больших трудностей с восприятием проблемного подхода учителя, последнему рекомендуется транслировать фактический материал в рамках учебника с последующим его закреплением учащимися в ходе домашней подготовки.

По эпохе преобразований Петра 1 существует огромное количество источников информации. В литературе можно встретить как положительные, так и отрицательные характеристики личности Петра и его преобразований. Учителю необходимо сформировать свой взгляд на реформы и преподнести его учащимся, желательно учитывая негативные и положительные аспекты петровских преобразований. Ниже приводится список рекомендованной литературы учителю для подготовки к проведению данного урока.

Список литературы для учителя

1) Анисимов Е.В. Время петровских реформ.- Л.,1989.- 495с.

2) Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в I четв. XVIIIв.- СПб., 1997.- 331с.

3) Брикнер А.Г. История Петра Великого.- репринт с изд-я Суворина А.С., 1882.- М., Терра, 1991.- 686с.

4) Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIIIв. (опыт целостного анализа).- М.: РГГУ, 1999.- 575с.

5) Кафенгауз Б.Б. Россия при Петре I.- М., 1955.- 175с.

6) Ключевский В.О. Сочинения. В 9т. Т.4. Курс русской истории.- М.: Мысль, 1989.- 398с.

7) Павленко Н.И. Петр Великий.- М.: Мысль, 1990.- 591с.

8) Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории.- СПб.: Кристалл, 2000.- 837с.

9) Соловьев С.М. Об истории новой России.- М.: Просвещение, 1993.- 559с.

10) Чистяков А.С. История Петра Великого.- изд-е репринт-е.- М.: Буклет, 1992.- 512с.

Список литературы для учащихся

1) Андерсон М.С. Петр Великий. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997.- 352с.

2) Буганов В.И. Петр Великий и его время.- М.: Наука, 1989.- 192с.

3) Павленко Н.И. Петр I и его время.- М.: Просвещение, 1989.- 175с.

Назад

Текст в формате DOC\TXT