15.10.2003
И.Требтау
Методическая разработка содержания темы
" Средневекове города Европы"
учебного курса "История средних веков" (Класс 6)
Настоящая работа предлагает систему материалов о причинах появления городов в средневековой Европе, специфики ранних городов, развитии ремесла и торговли в западноевропейском средневековом городе, обеспечивает возможность без привлечения дополнительных материалов провести урок по теме "Ремесло и торговля в средневековой Европе", составить план конспект урока по данной теме. Тема "Средневековый город в Западной Европе" обеспечена очень большим количеством самой разнообразной информации, главная сложность при работе с литературой, освещающей данную тему, заключается в том, чтобы из всего многообразия материала выделить приемлемый для учеников 6 класса, а также в том, чтобы свести материал в одну схему, вычленить основной из всего многообразия материала. Общей идеей темы "Средневековый город в Западной Европе" является объяснение появления городов, описание повседневной жизни средневекового горожанина, его основных занятиях. Кроме того, эта тема иллюстрирует социальные процессы, происходившие в средневековом обществе. Итогом проведения урока по теме будет формирование у учащихся устойчивого представления о характере средневекового города, причинах его появления, о характере ремесленного производства, о том, что производили ремесленники, как и где производились торговые операции, как жили торговцы, чем и в каких объемах торговали. Данная работа предоставляет такие дидактические средства формирования у учащихся знаний, умений и навыков, как карты, схемы и таблицы. Разработка темы идет по учебному пособию "История средних веков Европы и Отечества" для 7 класса(История средних веков Европы и Отечества \\ Сост. А. Н. Лукьянов.-Омск,1994.) , являющегося модулем единого цикла "Всемирная история для школьников". Учебник продолжает системный курс, начатый пособиями по истории первобытных времен, истории древнего Востока и истории Античности. Таким образом, концепцией учебника является теория системного подхода. Данное учебное пособие поддерживается следующими вспомогательными материалами: электронный учебник, хрестоматия источников, видеоуроки, карты географические и исторические, аудио, рабочая тетрадь, иллюстративный материал. Тема "Средневековый город в Западной Европе" в рамках данного учебного курса изучается в 7 классе, в 4 четверти, 29 неделя, 2 урок. Данная тема в курсе "История средних веков Европы и Отечества" является вспомогательной, но в то же время изучение этой темы имеет большое значение для понимания истории средневековья. Данная тема позволяет более полным образом представить специфику жизни средневекового западноевропейского общества как одного из типов человеческого сообщества. Существует ряд учебных пособий, сходных по структуре и содержанию с предлагаемым учебным пособием. Например, учебные пособия по истории средних веков Янко-Триницкой, Агибаловой и Донского, Юргана и Кацвы. Эти материалы также можно использовать с предлагаемым методическим руководством. Тема "Средневековый город в Западной Европе" по логике изложения материала связана с данного учебного пособия. Также существует связь с предыдущими и последующими учебными курсами. Например, с темой "Жизнь и быт в Риме и провинциях", с темами о развитии городов на Руси (курс отечественной истории) и об экономическом развитии Европы в новое время. Прослеживается логическая связь с учебными курсами других образовательных областей, в частности с курсом по основам экономики и с курсом по обществознанию. Рекомендуемая тема урока : "Средневековый город в Западной Европе", рекомендуемый тип урока объяснение. Рекомендуемое оснащение урока учебник, хрестоматия источников, видеоматериал, иллюстративный материал, рабочая тетрадь. Использование указанных средств позволит наиболее легко и доступно изложить материал. Рекомендуемая разбивка урока с учетом объема и специфики материала (длительность урока составляет 40 минут): - 5 минут выдача домашнего задания на следующий урок; - 10 минут проверка предыдущего домашнего задания; - 25 минут объяснение нового материала. Рекомендованное домашнее задание: обязательным является выполнение задания № 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, к соответствующему параграфу в учебнике (параграф №23); желающие могут выполнить задания № 9 и 10, связанное с творческим переосмыслением пройденного материала. Основная часть. Рекомендуется рассматривать тему "Средневековый город в Европе" в рамках следующих подвопросов: городская жизнь в раннее средневековье; успехи в хозяйстве, отделение ремесла от сельского хозяйства; возникновение феодальных городов, их облик; города борются против сеньора; ремесло и ремесленники в городах, цехи; развитие торговли в Западной Европе; жизнь и быт горожан. При рассказе о "предгородской" жизни в Европе следует обратить внимание на то, что в раннее средневековье городов как центров ремесла еще не было (существующие города были немногочисленны), ремесло не было отделено от сельского хозяйства, обмен продуктами был незначителен. Рассказ следует начать с вопроса "Всегда ли существовали города"? Учащиеся должны вспомнить, что уже в Древнем Египте, на берегах судоходного Нила, возникали города, в которых происходил обмен продуктами, жили и трудились ремесленники, затем говорят об Афинах и «вечном городе» Риме. Затем их внимание переключается на раннее средневековье: какова судьба городов Западной Римской империи после завоеваний германцев? Где уцелели города? (Византия, Арабский халифат.) Чем занимались жители городов в этих государствах? Пополняются и уточняются представления школьников о городах раннего средневековья на Западе: почти все население жило в деревнях или замках, городов было мало, и они чаще всего были резиденцией королей, крупных феодалов, епископов или пограничными крепостями. Предлагается рассмотреть карту «Европа 13 - 14 вв.» (карта приведена ниже). Учащиеся видят, что к 14 в. на территории Европы появилось множество городов. Чем же объясняется рост городов во второй период средневековья? Вопрос ставится, чтобы придать изложению проблемность и подготовить переход к следующему пункту. Можно использовать следующий дополнительный материал. Города оказали значительное воздействие на экономику средневекового общества, сыграли очень важную роль в его социально-политической и духовной жизни. XI столетие - время, когда в большинстве стран Западной Европы в основном сложились города, как и все главные структуры феодализма, - является хронологическим рубежом между ранним средневековьем (V-XI вв.) и периодом наиболее полного развития феодального строя (XI- XV вв.), средневековой цивилизации в целом. Первые столетия средних веков в Западной Европе характеризовались почти полным господством натурального хозяйства, когда основные жизненные средства добываются в самой хозяйственной ячейке, силами ее членов и из ее ресурсов. Крестьяне, составляющие подавляющую массу населения, производили сельскохозяйственные продукты и ремесленные изделия, орудия труда и одежду для собственных нужд и для уплаты повинностей феодалу. Принадлежность орудий труда самому работнику, соединение сельского труда с ремеслом, - характерные черты натурального хозяйства. Лишь немногие специалисты-ремесленники проживали тогда в немногочисленных городских поселениях, а также в поместьях крупных феодалов (обычно в качестве дворовых людей). Небольшое число сельских ремесленников (кузнецы, гончары, кожевники) и промысловиков (солевары, углежоги, охотники) наряду с ремеслом и промыслами занимались и сельским хозяйством. Обмен продуктами был незначителен, он основывался прежде всего на географическом разделении труда: различиях в природных условиях и уровне развития отдельных местностей и регионов. Торговали преимущественно добываемыми в немногих пунктах, но важными в хозяйстве товарами: железом, оловом, медью, солью и т.п., а также предметами роскоши, не производившимися тогда в Западной Европе и привозимыми с Востока: шелковыми тканями, дорогими ювелирными изделиями и оружием, пряностями и т.д. Главную роль в этой торговле играли странствующие, чаще всего иноземные купцы (греки, сирийцы, арабы, евреи и др.). Производство продуктов, специально рассчитанное на продажу, т.е. товарное производство, в большей части Западной Европы почти не было развито. Старые римские города приходили в упадок, происходила аграризация экономики, а на варварских территориях города только возникали, торговля была примитивной. Конечно, и начало средневековья отнюдь не было безгородским периодом. Сохранялись еще позднерабовладельческий полис в Византии и западноримские города, в разной мере запустевшие и разрушенные (Милан, Флоренция, Болонья, Неаполь, Амальфи, Париж, Лион, Арль, Кёльн, Майнц, Страсбург, Трир, Аугсбург, Вена, Лондон, Йорк, Честер, Глостер и многие другие). Но они по большей части играли роль либо административных центров, либо укрепленных пунктов (крепостей-бургов), либо резиденций епископов и т.д. Их небольшое население мало чем отличалось от деревенского, многие городские площади и пустыри использовались под пашни и пастбища. Торговля и ремесла были рассчитаны на самих горожан и не оказывали заметного влияния на окружающие деревни. Больше всего городов сохранилось в наиболее романизированных областях Европы: могучий Константинополь в Византии, торговые эмпории в Италии, Южной Галлии, в вестготской, а затем арабской Испании. Хотя и там позднеантичные города в V-VII вв. пришли в упадок, некоторые из них были относительно многолюдны, в них продолжали специализированные ремесла, постоянные рынки, сохранялись муниципальная организация и цехи. Отдельные города, прежде всего в Италии и Византии, являлись крупными центрами посреднической торговли с Востоком. На большей же части Европы, где не было античных традиций, существовали отдельные городские очаги и немногие ранние города, поселения городского типа были редки, малолюдны, не имели заметного экономического значения. Таким образом, в масштабах Европы городской строй как общая и завершенная система в раннее средневековье еще не сложился. Западная Европа отставала тогда в своем развитии от Византии и Востока, где процветали многочисленные города с высокоразвитым ремеслом, оживленной торговлей, богатыми постройками. Однако и существовавшие тогда пред- и раннегородские поселения, в том числе на варварских территориях, сыграли значительную роль в феодализационных процессах, выступая центрами политико-административной, стратегической и церковной организации, постепенно сосредоточивая в своих стенах и развивая товарное хозяйство, становясь пунктами перераспределения ренты и главными очагами культуры. В рамках второго подвопроса следует обратить внимание на то, что возникновение и рост городов как центров ремесла и торговли - определяющий процесс экономического и политического развития Европы в 11 - 15 веках. Предпосылкой его был дальнейший рост производительных сил феодального общества. Важно, чтобы учащиеся уяснили, как изобретения, новшества в земледелии, способствовавшие повышению урожаев, привели к выделению ремесла из сельского хозяйства, что стало важнейшей предпосылкой возникновения городов. Использовать при этом иллюстрацию ткацкого станка в учебнике. Беседу можно начать с вопроса об орудиях труда франков. Далее рассказывается о новых успехах в развитии хозяйства. Говоря о росте урожайности надо сопоставлять цифровые данные с ранним средневековьем: зерновые культуры в Западной Европе возросли (с сам-два или три до сам-четыре и более в зависимости от района, плодородия почвы и выращиваемых культур), т. е. стали получать не вдвое, а в четыре раза больше, чем засевали. Наряду с совершенствованием трудовых навыков в сельском хозяйстве накапливался трудовой опыт у деревенских ремесленников, которые превращались в подлинных умельцев. Учащиеся должны осмыслить успехи в сельском хозяйстве и ремесле как единый прогресс производительных сил. Для этого предлагаем им попытаться установить, в чем состояла связь между освоением новых земель и применением железных орудий труда, с одной стороны, и улучшением выплавки и обработки металлов с другой, между выделкой шерстяных тканей и успехами в овцеводстве. Переходя к вопросу об отделении ремесла от сельского хозяйства, следует вспомнить: какое хозяйство называется натуральным? Далее сообщается, как в деревнях на основе поместного ремесла появлялись ремесленники-умельцы, почему они затем уходят в города. В дополнение к учебнику можно использовать дополнительный материал. При том, что город становился средоточием отделившихся от сельского хозяйства функций средневекового общества, в том числе политико-идеологических, основой городской жизни была экономическая функция - центральная роль в складывающемся и развивающемся простом товарном хозяйстве: в мелком товарном производстве и обмене. Его развитие основывалось на общественном разделении труда: ведь постепенно выделяющиеся отдельные отрасли труда могут существовать лишь путем обмена продуктами своей деятельности. К X-XI вв. в хозяйственной жизни Западной Европы произошли важные изменения. Рост производительных сил, связанный с утверждением феодального способа производства, в период раннего средневековья быстрее всего шел в ремесле. Он выражался там в постепенном изменении и развитии техники и главным образом навыков ремесла и промыслов, в их расширении, дифференциации, усовершенствовании. Ремесленная деятельность требовала все большей специализации, уже не совместимой с трудом крестьянина. Одновременно совершенствовалась сфера обмена: распространялись ярмарки, складывались регулярные рынки, расширялись чеканка и сфера обращения монет, развивались средства и пути сообщения. Природные условия Западной Европы благоприятствовали развитию земледелия и скотоводства: здесь много равнин с плодородными почвами, продолжительное лето с обильными дождями. Совместными усилиями общины расчищали земли, заросшие кустарником, вырубали леса и корчевали пни, осушали болота, рыли каналы и пруды. В результате этого лес отступал, возникали новые поселения, расширялась площадь обрабатываемых земель. На юге Европы (в средиземноморской зоне) применяли легкий, бесколесный плуг, пригодный для мягких почв при изрезанных ландшафтах. В плуг впрягали волов, а поле проходили несколько раз вдоль и поперек. Жали хлеб маленькими серпами, а зерно молотили на гумне, прогоняя по снопам волов или ослов, запряженных в катки. На севере Европы с XI в. широко распространилось трехполье, которое применялось с VIII в. лишь в отдельных районах. Здесь применяли тяжелый колесный плуг. В такой плуг впрягали 24 пары волов. Лошадь для пахоты стали широко использовать с XI в., когда применили железные подковы, сберегающие копыта от повреждений, удобный хомут (не ранее IX в.) и дышло. На севере убирали урожай как большим серпом, так и косой, а молотили зерно цепами. Крестьяне мололи муку чаще всего ручными зернотерками. Но в хозяйстве распространяются и водяные мельницы, изобретенные еще в древности, а позднее ветряные. Мельница обеспечивала более быстрый помол и высокое качество муки. Почву удобряли мало и редко. Скот в летнее время пасли, как правило, в лесах и на болотах, поэтому навоз не использовался на полях. С XIV в. стало вводиться стойловое содержание скота, но и тогда вывозить навоз на поля было трудно из-за недостатка транспортных средств. Скотоводство постепенно развивалось в Англии, например, к концу XIV в. насчитывалось 78 млн. голов овец. Но мешало развитию скотоводства отсутствие зимних кормов. Говоря об успехах в ремесле, можно отметить, что в Европе были распространены лесные промыслы. Крестьяне изготовляли из дерева постройки, мебель, мосты, ограды, орудия труда, повозки. Из коры, листьев и плодов растений делали краски, из древесины перегоняли деготь и смолу. Главной ремесленной специальностью в деревне был кузнец. Металла добывали тогда мало, а спрос на кузнечные изделия был велик. Металлические вещи высоко ценили: их бережно хранили, торжественно дарили, передавали по завещаниям. Кузнецы умели делать гвозди, стремена, подковы, лемеха, проволоку, замки и ключи, ковали. оружие и воинское снаряжение, отливали кухонные горшки и колокола, производили орудия для собственного труда. На втором месте среди ремесленных специальностей стояли строители плотники и каменщики. Для подъема грузов при постройке зданий применяли блоки и рычаги. Дерево обрабатывали с помощью простых токарных станков, топоров, пил, ножовок, долот, стамесок, рубанков, сверл, а камень зубилами, кирками, пилами, буравами. Но специальность каменщика была редкой, так как каменное строительство только начинало возрождаться на территории бывшей Римской империи, а в других районах было совсем новым делом. Распространено было гончарное производство. Одежда из шерстяных тканей все более вытесняла одежду из полотна и кожи. Ткачеством и пошивом одежды занимались в основном крестьянские семьи. Значительно улучшилось качество отделки и окраски тканей. Постепенно вертикальный ткацкий станок вытеснялся горизонтальным (учащиеся рассматривают рисунок). Производительность труда благодаря применению таких станков выросла в 35 раз. Наступил момент, когда неизбежным стало отделение ремесла от сельского хозяйства: превращение ремесла в самостоятельную отрасль производства, концентрация ремесла и торговли в особых центрах. Другой предпосылкой отделения ремесла и торговли от сельского хозяйства явился прогресс в развитии последнего. Расширились посевы зерна и технических культур: развивались и совершенствовались огородничество, садоводство, виноградарство и тесно связанные с сельским хозяйством виноделие, маслоделие, мельничное дело. Увеличилась численность и улучшилась породность скота. Использование лошадей внесло важные улучшения в гужевой транспорт и военное дело, в крупное строительство и обработку почвы. Увеличение продуктивности сельского хозяйства давало возможность обменивать часть его продуктов, в том числе пригодных как ремесленное сырье, на готовые ремесленные изделия, что избавляло крестьянина от необходимости производить их самому. Наряду с названными хозяйственными предпосылками на рубеже I и II тысячелетий появились важнейшие социальные и политические предпосылки складывания специализированного ремесла и средневековых городов в целом. Завершился процесс феодализации. Государство и церковь видели в городах свои опорные пункты и источники денежных поступлений и по- своему содействовали их развитию. Выделился господствующий слой, потребность которого в роскоши, оружии, особых условиях жизни способствовала увеличению числа профессиональных ремесленников. А рост государственных налогов и сеньориальных рент до известного времени стимулировал рыночные связи крестьян, которым все чаще приходилось выносить на рынок не только излишки, но и часть необходимых для их жизни продуктов. С другой стороны, крестьяне, подвергавшиеся все большему гнету, стали убегать в города, это была форма их сопротивления феодальному гнету. В деревне возможности для развития товарного ремесла были весьма ограниченными, так как рынок сбыта ремесленных изделий там узок, а власть феодала лишала ремесленника необходимой ему самостоятельности. Поэтому ремесленники бежали из деревни, и селились там, где находили наиболее благоприятные условия для самостоятельного труда, сбыта своей продукции, получения сырья. Переселение ремесленников в рыночные центры и города было частью общего движения туда сельских жителей. В результате отделения ремесла от сельского хозяйства и развития обмена, в результате бегства крестьян, в том числе и знавших какое-либо ремесло, в X-XIII вв. (а в Италии с IX в.) повсюду в Западной Европе бурно росли города нового, феодального типа. Они являлись центрами ремесла и торговли, отличались по составу и основным занятиям населения, его социальной структуре и политической организации. Формирование городов, таким образом, не только отражало общественное разделение труда и социальную эволюцию периода раннего средневековья, но и было их результатом. Поэтому, являясь органичной составной частью феодализационных процессов, складывание города несколько отставало от складывания государства и основных структур феодального общества. При рассказе о возникновении городов следует обратить внимание на то, почему ремесленники - умельцы бежали из поместий, основывали свои поселения (города) на земле короля, архиепископа, крупного феодала. Для уяснения механизма разрастания города можно привести рассказ хрониста о возникновении города Брюгге. "Для нужд и потребностей обитателей замка начали стекаться к мосту продавцы ценных вещей; затем содержатели постоялых дворов для подкормления и приюта тех, кто вел торговые дела, стали строить дома и устраивать гостиницы. И вошло у них в обычай говорить: " идем к мосту". Здесь население настолько разрослось, что образовался большой город, который и по сию пору носит имя Брюгге, что значит "мост". Также можно привести следующий текст. Молодой плотник Жан давно задумал покинуть родную деревню, в которой жили его дед и отец. Наделом земли Жан не дорожил, его могло прокормить ремесло. Взвалив на спину короб с несложными инструментами, он ушел из дому. Все лето бродил Жан от замка к замку, изготовляя мебель по заказу их владельцев. Но/ бесконечно странствовать было нельзя. И тогда Жан вспомнил о монастыре, который был расположен на берегу судоходной реки. Издавна там по большим праздникам собирался торг, хорошо известный в округе. Придя к монастырю, Жан не узнал знакомого места: у самой дороги стояла кузница, ее хозяин за плату подковывал лошадей у многочисленных посетителей. На другой стороне дороги какой-то предприимчивый человек открыл постоялый двор для приезжих. А у самой стены, точно гнезда ласточек, лепились дома ремесленников. Жан нашел среди них. товарищей по ремеслу. В сырье недостатка не было, его всегда можно было купить у заезжих купцов. Заказывали и покупали изделия обитатели монастыря и приходившие сюда люди из соседних деревень и замков. Поселок ремесленников быстро рос прибывали все новые беглецы из поместий. На берегу реки возникло поселение торговцев, там же ютился всякий бедный люд, зарабатывавший трудом на причале. Но мирная жизнь поселка вскоре была прервана. В глухую осеннюю ночь на поселок напал отряд разбойных рыцарей. Жители поселка укрылись за стенами монастыря, но все, что они не. успели унести с собой, стало достоянием разбойников. Вернувшись к своим разграбленным жилищам, ремесленники собрались на сход и приняли решение укрепить поселок. Они окопали его рвом, насыпали земляной вал, а на нем поставили деревянный частокол. Так образовалось укрепленное поселение город. Отмечается, что города возникали в различных местах: возле замков (обычно названия таких городов имеют окончание «бург», например, Гамбург, Регенсбург, Страсбург), монастырей, у резиденций королей (Париж), архиепископов и епископов (Кёльн, Трир), у речных переправ и бродов (такие города имеют окончание "фурт" или "форд", например, Франкфурт, Оксфорд), близ удобных гаваней (Марсель, Генуя). Некоторые средневековые города выросли на месте древних римских городов (например, Кёльн - бывшая Колония Агриппина, Марсель - бывшая Массилия). Таким образом, что города не перешли в средневековье в готовом виде из прошлой истории. Также следует подчеркнуть одно из важнейших следствий выделения ремесла из сельского хозяйства и возникновения городов - развитие разделения труда между городом и деревней: в отличие от деревни, жители которой занимались сельским хозяйством, город был центром ремесла и торговли. Конкретно-исторические пути возникновения городов весьма разнообразны. Уходившие из деревень крестьяне и ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия "городскими делами", т.е. делами, связанными с рынком. Иногда, особенно в Италии и Южной Франции, это были административные, военные и церковные центры, нередко располагавшиеся на территории старых римских городов, которые возрождались к новой жизни - уже в качестве городов феодального типа. Укрепления этих пунктов обеспечивали жителям необходимую безопасность. Концентрация населения в подобных центрах, в том числе феодалов с их слугами и свитой, духовных лиц, представителей королевской и местной администрации, создавала благоприятные условия для сбыта ремесленниками своих изделий. Но чаще, особенно в Северо-Западной и Центральной Европе, ремесленники и торговцы селились вблизи больших вотчин, усадеб, замков и монастырей, обитатели которых приобретали их товары. Селились они у пересечения важных дорог, у речных переправ и мостов, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т.п., где издавна действовали традиционные торжища. Такие "рыночные местечки" при значительном росте их населения, наличии благоприятных условий для ремесленного производства и рыночной деятельности также превращались в города. Рост городов в отдельных областях Западной Европы происходил разными темпами. Раньше всего, в VIII-IX в., феодальные города, в первую очередь как центры ремесла и торговли, сформировались в Италии (Венеция, Генуя, Пиза, Бари, Неаполь, Амальфи); в Х в. - на юге Франции (Марсель, Арль, Нарбонн, Монпелье, Тулуза и др.). В этих и других областях, с богатыми античными традициями быстрее, чем в других, специализировались ремесла, произошло формирование феодального государства с его опорой на города. Раннему возникновению и росту итальянских и южнофранцузских городов способствовали также торговые связи этих областей с более развитыми в то время Византией и странами Востока. Конечно, известную роль сыграло и сохранение там остатков многочисленных древних городов и крепостей, где легче было найти приют, защиту, традиционные рынки, рудименты организаций и римского муниципального права. В X-XI вв. стали возникать феодальные города в Северной Франции, в Нидерландах, в Англии и Германии - по Рейну и верхнему Дунаю. Фландрские города Брюгге, Ипр, Гент, Лилль, Дуэ, Аррас и другие славились тонкими сукнами, которыми снабжали многие страны Европы. В этих областях было уже не так много римских поселений, большинство городов возникало заново. Позднее, в XII-XIII вв., выросли феодальные города на северных окраинах и во внутренних областях Зарейнской Германии, в Скандинавских странах, в Ирландии, Венгрии, дунайских княжествах, т.е. там, где развитие феодальных отношений происходило медленнее. Здесь все города вырастали, как правило, из рыночных местечек, а также областных (бывших племенных) центров. Распределение городов на территории Европы было неравномерным. Особенно много их было в Северной и Средней Италии, во Фландрии и Брабанте, по Рейну. Но и в других странах и регионах количество городов, включая мелкие, было таково, что обычно житель деревни мог добраться до какого-либо из них в течение одного дня. При всем различии места, времени, конкретных условий возникновения того или иного города оно всегда являлось результатом общего для всей Европы общественного разделения труда. В социально-экономической сфере оно выражалось в отделении ремесла от земледелия, развитии товарного производства и обмена между разными сферами хозяйства и разными территориями и поселениями; в собственно социальной и политической сферах - в развитии структур государственности с их институтами и атрибутами Товарные отношения - производство на продажу и обмен, - концентрируясь в городах, стали играть огромную роль в развитии производительных сил не только в самом городе, но и в деревне. Натуральное в своей основе хозяйство крестьян и господ постепенно втягивалось в товарно-денежные отношения, появлялись условия для развития внутреннего рынка на основе дальнейшего разделения труда, специализации отдельных районов и отраслей хозяйства (разные виды земледелия, ремесел и промыслов, скотоводство). Само товарное производство средних веков не следует отождествлять с капиталистическим или видеть в нем прямые истоки последнего. В отличие от капиталистического простое товарное производство было основано на личном труде мелких, обособленных непосредственных производителей - ремесленников, промысловиков и крестьян, которые не эксплуатировали в широких масштабах чужой труд. Все более втягиваясь в товарный обмен, простое товарное производство, однако, сохраняло мелкий характер, не знало расширенного воспроизводства. Оно обслуживало сравнительно узкий рынок и вовлекало в рыночные отношения лишь небольшую часть общественного продукта. При таком характере производства и рынка все товарное хозяйство при феодализме в целом также являлось простым. Простое товарное хозяйство возникло и существовало, как известно, еще в античную эпоху. Затем оно приспосабливалось к условиям разных общественных систем и подчинялось им. В той форме, в которой товарное хозяйство было присуще феодальному обществу, оно выросло на его почве и зависело от господствующих в нем условий, развивалось вместе с ним, подчинялось закономерностям его эволюции. Лишь на определенном этапе феодальной системы, по мере развития предпринимательства, накопления капитала, отделения мелких самостоятельных производителей от средств производства и превращения рабочей силы в товар в массовом масштабе простое товарное хозяйство стало перерастать в капиталистическое. До этого времени оно оставалось неотъемлемым элементом экономики и социального строя феодального общества, так же как средневековый город - главным центром товарного хозяйсгва этого общества. Основное население городов составляли люди, занятые в сфере производства и обращения товаров: различные торговцы и ремесленники (сами же сбывавшие свой товар), огородники, промысловики. Значительные группы людей были заняты продажей услуг, в том числе обслуживанием рынка: матросы, возчики и носильщики, трактирщики и содержатели постоялых дворов, слуги, цирюльники. Наиболее представительной частью горожан были профессиональные торговцы из местных жителей и их верхушка - купцы. В отличие от немногочисленных странствующих купцов раннего средневековья они занимались и внешней, и внутренней торговлей и составляли особый общественный слой, заметный по численности и влиянию. Выделение купеческой деятельности, формирование особого слоя занятых ею лиц было новым и важным шагом в общественном разделении труда. В крупных городах, особенно политико-административных центрах, обычно жили феодалы со своим окружением (прислуга, военные отряды), представители королевской и сеньориальной администрации - служилая бюрократия, а также нотариусы, врачи, преподаватели школ и университетов и другие представителя нарождающейся интеллигенции. Во многих городах заметную часть населения составляло черное и белое духовенство. Горожане, предки которых обычно были выходцами из деревни, еще долго сохраняли свои поля, пастбища, огороды как вне, так и внутри города, держали скот. Отчасти это объяснялось недостаточной товарностью тогдашнего сельского хозяйства. Сюда же, в города, часто свозились поступления из сельских усадеб сеньоров: города служили местом их концентрации, перераспределения и сбыта. Размеры средневековых западноевропейских городов были вес ьма невелики. Обычно их население исчислялось 1 или 3-5 тыс жителей. Даже в XTV-XV вв. большими считались города с 20-30 тыс. жителей. Только немногие из них имели население, превышающее 80-100 тыс. человек (Константинополь, Париж, Милан. Венеция, Флоренция, Кордова, Севилья). Города отличались от окружающих деревень своим внегшим видом и плотностью населения. Обычно они были окружены рвами и высокими каменными, реже деревянными, стенам с башнями и массивными воротами, которые служили защитой от нападений феодалов и нашествий неприятеля. Ворота на ночь закрывались, мосты поднимались, на стенах дежурили дозорные. Сами же горожане несли сторожевую службу и составляли ополчение. Городские стены со временем становились тесными, не вмещали всех построек. Вокруг стен, окружавших первоначальный городской центр (бург, сите, град), постепенно возникали предместья - посады, слободы, населенные главным образом ремесленниками, мелкими торговцами и огородниками. Позднее предместья в свою очередь обносились кольцом стен и укреплений. Центральным местом в городе была рыночная площадь, рядом с которой обычно располагались городской собор, а там, где было само- управление горожан, - еще и ратуша (здание городского совета). Люди одинаковых или смежных специальностей нередко селились по соседству. Поскольку стены мешали городу расти вширь, улицы делались крайне узкими (по закону - "не шире длины копья"). Дома, часто деревянные, тесно примыкали друг к другу. Выдающиеся впе- ред верхние этажи и крутые крыши домов, расположенных напротив друг друга, чуть не соприкасались. В узкие и кривые улицы почти не проникали лучи солнца. Уличного освещения не существовало, как, впрочем, и канализации. Мусор, остатки пищи и нечистоты обычно выбрасывались прямо на улицу. Здесь же нередко бродил мелкий скот (козы. овцы, свиньи), рылись куры и гуси. Вследствие тесноты и антисанитарного состоя ия в городах вспыхивали особенно опустошительные эпидемии, часто случались пожары. Рассказывая о борьбе городов против сеньора, следует обратить внимание на то, почему горожане начали борьбу . Также подчеркнуть, что города боролись против конкретного сеньора, а не против феодальной системы в целом. Исход этой борьбы и определял степень независимости города. Рекомендуется дополнительный материал. Средневековый город возникал на земле феодала и поэтому должен был ему подчиняться. Большинство горожан первоначально составляли несвободные министериалы (служилые люди сеньора), крестьяне, издавна жившие на этом месте, иногда бежавшие от своих прежних господ либо отпущенные ими на оброк. При этом они нередко оказывались в личной зависимости от сеньора города. В руках последнего сосредоточивалась вся городская власть, город становился как бы его коллективным вассалом или держателем. Феодал был заинтересован в возникновении городов на своей земле, так как городские промыслы и торговля давали ему немалый доход. Бывшие крестьяне приносили с собой в города обычаи и навыки общинного устройства, которые оказали заметное влияние на организацию городского управления. Со временем она. однако все более принимала формы, соответствующие особенностям и потребностям городской жизни. Стремление феодалов извлечь из города как можно больше доходов неизбежно привело к коммунальному движению: так принято называть борьбу между городами и сеньорами, происходившую повсюду в Западной Европе в ХХ111 вв. Сначала горожане боролись за освобождение от наиболее тяжелых форм феодального гнета, за сокращение поборов сеньора, за торговые привилегии. Затем, встали и политические задачи: обретение городского самоуправления и прав. Исход этой борьбы определял степень независимости города по отношению к сеньору, его экономическое процветание и политический строй. Борьба городов велась отнюдь не против феодальной системы в целом, а против конкретных сеньоров, за то, чтобы обеспечить существование и развитие городов в рамках этого строя. Иногда городам удавалось за деньги получить от феодала отдельные вольности и привилегии, зафиксированные в городских хартиях; в других случаях эти привилегии, особенно право самоуправления, достигались в результате длительной, иногда вооруженной, борьбы. В нее обычно вмешивались короли, императоры, крупные феодалы. Коммунальная борьба сливалась с другими конфликтами в данной области, стране, международными и была важной составной частью политической жизни средневековой Европы. Коммунальные движения проходили в различных странах по-разному, в зависимости от условий исторического развития, и приводили к различным результатам. В Южной Франции горожане добились, в основном без кровопролития, независимости уже в IXXII вв. Графы Тулузы, Марселя, Монпелье и других городов Южной Франции, как и Фландрии, являлись не только городскими сеньорами, но государями целых областей. Они были заинтересованы в процветании местных городов, раздавали им муниципальные вольности, не препятствовали относительной самостоятельности. Однако они не желали, чтобы коммуны становились слишком мощными, получали полную независимость. Так произошло, например, с Марселем, который в течение столетия был независимой аристократической республикой. Но в конце XIII в. после 8-месячной осады граф Прованса Карл Анжуй-ский взял город, поставил во главе его своего наместника, стал присваивать городские доходы, дозируя средства для поддержки выгодных ему городских ремесел и торговли. Многие города Северной и Средней Италии Венеция, Генуя, Сьена, Флоренция, Лукка, Болонья и другие в XIXII вв. стали городами-государствами. Одной из ярких и типичных страниц коммунальной борьбы в Италии была история Милана центра ремесла и торговли, важного перевалочного пункта на путях в Германию. В XI в. власть графа там сменилась властью архиепископа, который управлял при помощи представителей аристократических и клерикальных кругов. В течение всего XI в. горожане вели борьбу с сеньором. Она сплотила все городские слои. С 50-х годов движение горожан вылилось в гражданскую войну против епископа. Она переплелась с мощным еретическим движением, охватившим тогда Италию, с выступлениями вальденсов и особенно катаров. Повстанцы-горожане нападали на клириков, разрушали их дома. В события были втянуты государи. Наконец, в конце XI в. город получил статус коммуны. Во главе его встал совет консулов из привилегированных граждан представителей купеческо-феодальных кругов. Аристократический строй Миланской коммуны, конечно, не удовлетворил массу горожан, их борьба продолжалась и в последующее время. В Германии аналогичное коммунам положение заняли в XII XIII вв. наиболее значительные из так называемых имперских городов. Формально они подчинялись императору, но на деле были независимыми городскими республиками (Любек, Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне и др.). Они управлялись городскими советами, имели право самостоятельно объявлять войну, заключать мир и союзы, чеканить монету и т.д. Многие города Северной Франции (Амьен, Сен-Кантен, Нуай-он,~Бовэ, Суассон, и др.) и Фландрии (Гент, Брюгге, Ипр, Лилль, Дуэ, Сент-Омер, Аррас и др.) в результате упорной, часто вооруженной борьбы со своими сеньорами стали самоуправляющими городами-коммунами. Они выбирали из своей среды совет, его главу мэра и других должностных лиц, имели собственный суд и военное ополчение, свои финансы, сами устанавливали налоги. Города-коммуны освобождались от выполнения жителями барщины, несения оброка и других сеньориальных повинностей. Взамен этого они ежегодно уплачивали сеньору определенную, сравнительно невысокую денежную ренту, а в случае войны выставляли в помощь ему небольшой военный отряд. Города-коммуны нередко сами выступали как коллективный сеньор по отношению к крестьянам, жившим на окружавшей город территории. Но так получалось не всегда. Более 200 лет длилась борьба за независимость северофранцузского города Лана. Его сеньор (с 1106 г.) епископ Годри, любитель войны и охоты, установил в городе особенно тяжкий сеньориальный режим, вплоть до убийства горожан. Жители Лана сумели купить у епископа хартию, предоставляющую им определенные права (фиксированный налог, уничтожение права «мертвой руки»), заплатив и королю за ее утверждение. Но епископ вскоре нашел хартию для себя невыгодной и, дав взятку королю, добился ее отмены. Горожане восстали, разграбили дворы аристократов и епископский дворец, а самого Годри, спрятавшегося в пустой бочке, убили. Король вооруженной рукой восстановил в Лане старый порядок, но в 1129 г. горожане подняли новое восстание. Долгие годы шла затем борьба за коммунальную хартию с переменным успехом: то в пользу города, то в пользу короля. Лишь в 1331 г. король с помощью многих местных феодалов одержал окончательную победу. Управлять городом стали его судьи и чиновники. Вообще немало городов, даже весьма значительных и богатых, не могли добиться полного самоуправления. Это было почти общим правилом для городов на королевской земле, в странах с относительно сильной центральной властью. Они пользовались, правда, рядом привилегий и вольностей, в том числе и правом избирать органы самоуправления. Однако эти учреждения обычно действовали под контролем чиновника короля или иного сеньора. Так было во многих городах Франции (Париж, Орлеан, Бурж, Лоррис, Нант, Шартр и др.) и Англии (Лондон, Линкольн, Оксфорд, Кембридж, Глостер и др.). Ограниченные муниципальные свободы городов были характерны для Скандинавских стран, многих городов Германии, Венгрии, и их вовсе не было в Византии. Немало городов, особенно мелких, не обладавших необходимыми силами и денежными средствами для борьбы со своими сеньорами, оставалось целиком под властью сеньориальной администрации. Это, в частности, характерно для городов, принадлежавших духовным сеньорам, которые особенно тяжко угнетали своих горожан. Права и вольности, получаемые средневековыми горожанами, во многом были сходны с иммунитетными привилегиями, носили феодальный характер. Сами города составляли замкнутые корпорации и превыше всего ставили местные городские интересы. Одним из важнейших результатов борьбы городов с их сеньорами в Западной Европе было то, что подавляющее большинство горожан добилось освобождения от личной зависимости. В средневековой Европе победило правило, согласно которому бежавший в город зависимый крестьянин, прожив там определенный срок (по обычной тогда формуле «год и день»), также становился свободным. «Городской воздух делает свободным», гласит средневековая пословица. В процессе развития городов, ремесленных и купеческих корпораций, борьбы городов с сеньорами и внутренних социальных конфликтов в городской среде в феодальной Европе складывалось особое средневековое сословие горожан. В экономическом отношении новое сословие было более всего связано с торгово-ремесленной деятельностью, и с собственностью, основанной не только на производстве, но и на обмене. В политико-правовом отношении все члены этого сословия пользовались рядом специфических привилегий и вольностей (личная свобода, подсудность городскому суду, участие в городском ополчении, в формировании муниципалитета и др.), составляющих статус полноправного горожанина. Обычно городское сословие отождествляется с понятием "бюргерство". Словом "бюргер" в ряде стран Европы первоначально обозначали всех городских жителей (от германского Burg - город, откуда произошло средневековое латинское burgensis и французский термин bourgeoisie, первоначально также обозначавший горожан). По своему имущественному и социальному положению городское сословие не было единым. Внутри него существовали патрициат, слой состоятельных торговцев, ремесленников и домовладельцев, рядовые труженики, наконец, городское плебейство.. По мере углубления этого расслоения термин "бюргер" постепенно менял свое значение. Уже в XII-XIII вв. он стал применяться только для обозначения полноправных горожан, в число которых не могли попасть представители низов, отстраненные от городского самоуправления. В XIV-XV вв. этим термином обычно обозначались богатые и зажиточные слои горожан, из которых позднее вырастали первые элементы буржуазии. Население городов занимало особое место в социально- политической жизни феодального общества. Нередко оно выступало единой силой в борьбе с феодалами (иногда в союзе с королем). Позднее городское сословие стало играть заметную роль в сословно-представительных собраниях. Таким образом, не составляя социально монолитного слоя, жители средневековых городов конституировались как особое сословие или, как это было во Франции, сословная группа. Их разобщенность усиливалась господством корпоративного строя внутри городов. Преобладание в каждом городе локальных интересов, которые порой усиливались торговым соперничеством между городами, также препятствовало совместным действиям горожан как сословия в масштабах страны. Значительное место в ходе изучения темы "Средневековый город" должно быть отдано изучению ремесла и торговли, так как это является основным занятием города. При рассмотрении городского ремесла следует раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного промышленного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для; сбыта; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла. Основываясь на иллюстрациях мастерской ремесленника (в том числе, находящиеся и в учебнике), следует с помощью вопросов (каком помещении находится мастерская? Какие орудия труда применяются в ней? Есть ли в мастерской механизмы, приводимые в движение какой-либо другой силой, кроме руки человека? Кто хозяин мастерской? Является ли он работником? Что делают мальчики?) показать, что городское ремесло было мелким, ручным, основанном на личном труде ремесленника. Особого внимания заслуживает признак «мелкое производство, так как учащиеся могут свести его лишь к небольшим размерам помещения мастерской. Следует добиваться более широкого понимания этого признака: небольшое число работников в мастерской, небольшое количество производимых изделий. Мелкое производство было одной из важных причин медленного совершенствования орудий труда. Также следует рассказать, что ремесленники добились высокого искусства в ручном труд иллюстрируется изображениями сложных, затейливо украшенных изделий. Совершенствуясь из поколения в поколение, мастерство ремесленника становилось подлинным искусством. При этом указать на искусные изделия. Характеризуя ремесленника, предлагается сравнить его положение с положением зависимого крестьянина. Положение учеников, их обязанности иллюстрируются «Договором о найме ученика»: "Я, Иоганн Тойнбург, объявляю всем, что отдаю золотых дел мастеру Айльфу Бруверу моего сына Тениса для изучения ремесла в Кельне. Тенис обязан верою служить 8 лет без перерыва. Мастер Айльф обязан кормить моего сына все 8 лет. Если случиться, что я, вышеназванный Теннис, убегу от моего мастера и стану заниматься ремеслом до истечения 8 лет, то я обязан уплатить мастеру штраф". Выясняя, почему мастера обычно устанавливали долгий срок обучения ремеслу, важно выделить два момента: 1) овладение ремеслом требовало длительного срока обучения; 2) в последние годы обучения ученик выполнял работу самостоятельно, и мастер пользовался его трудом бесплатно. В договоре не случайно упоминается о бегстве ученика от мастера. Побеги учеников нередко вызывались плохим обращением с ними. В августе 1390 года в Париже разбиралось поведение мастера, который ударил ученика связкой ключей по голове и нанес ему опасную рану. В документе XIV в. говорится: "Некая девица, по имени Изабелла Берольд, ученица Жана Брюйо, сегодня скончалась, потому что ее мастер бил, топтал ногами и наконец нанес смертельный удар". Каждый случай бегства ученика от мастера рассматривался советом мастеров. Если они приходили к выводу, что побег был вызван безрассудством и легкомыслием ученика, то он должен был вернуться к мастеру и уплатить штраф, если же виновным признавали мастера, то ученик мог поступить в обучение к другому мастеру. Говоря о подмастерьях, следует отметить, что хотя они и получали плату за свой труд, но были в полузависимом от мастера положении: жили в его семье и питались с ним за одним столом, обязаны были возвращаться домой в установленное время, не имели права брать заказы со стороны. Подчеркнуть двойственность положения подмастерья: с одной стороны, подмастерье принадлежал как бы к семье мастера, его положение было временным, и он мог сам стать мастером (нередко женившись на дочери хозяина), а с другой он подвергался эксплуатации, получая от мастера небольшую заработную плату. Следует обратить внимание на отсутствие в мастерской разделения труда. Рассказывая о цеховой организации, следует прежде всего выяснить причины объединения ремесленников в цехи. Во времена феодальной раздробленности, при слабой центральной власти, каждый человек принадлежал к определенному союзу, который оказывал ему помощь и давал защиту: феодалы входили в феодальную лестницу, духовенство объединяла церковь, крестьяне жили общинами, купцы создавали гильдии, ремесленники цехи. Учащиеся должны понять, что цехи это не помещения, где ремесленники совместно трудились, а их союзы, организации. Были у цеха и некоторые общие помещения: склады для хранения сырья; здание, в котором мастера собирались на собрания и пирушки; церковь в честь почитаемого святого. Работали же мастера каждый, в своей мастерской. Конкретные причины и цели объединения ремесленников в цехи можно определить с помощью схемы.
Затем выясняется, как цехи решали стоящие перед ними задачи: о цеховых уставах, собраниях мастеров, выборах старшин и их действиях. С цеховыми правилами следует знакомить, приводя статьи из устава цеха парижских ткачей: "Каждый парижский ткач шерсти может иметь два широких станка и один узкий. Каждый ткач в своем доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше, чем на четыре года службы. Все сукна должны быть из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине. Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа. Подмастерья - ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола. Внимание учащихся привлекается к растущему разделению труда в городском ремесле. Развивалась узкая специализация мастеров: одни кожевники вырабатывали только грубые кожи, другие только мягкие, эластичные; одни кузнецы ковали подковы и лемехи для плугов, другие мечи, третьи латы, четвертые ножи и кинжалы. Так возникали новые отрасли производства, усиливалось разделение труда между цехами. Затем следует привести ряд фактов, свидетельствующих о том, что к концу XIV в. и в XV в. по мере роста числа мастеров в городах цехи стали тормозить дальнейшее развитие ремесленного производства: усложнялись правила для вступающих в цех, запрещалось расширять мастерские, внедрять новую технику. . Учащиеся должны уяснить суть так называемого «замыкания цехов» одного из проявлений их тормозящей роли. С XIV в. в городах появился слой «вечных» подмастерьев. Нередко подмастерья, чтобы отстаивать свои интересы, создавали союзы взаимопомощи братства. Подмастерья платили братству вступительные и членские взносы, которые шли на помощь больным и увечным, на похороны и другие нужды. Подобно цехам, братства препятствовали найму работников, не желавших примкнуть к их организации и подчиниться их требованиям. Они устраивали забастовки (стачки), требуя от мастеров повышения платы. Участились случаи организованного ухода подмастерьев из города в знак протеста против неуступчивых мастеров. При необходимости можно использовать дополнительный материал. Производственную основу средневекового города составляли ремесла и "ручные" промыслы. Ремесленник, подобно крестьянину, был мелким производителем, который владел орудиями производства, самостоятельно вел свое хозяйство, основанное преимущественно на личном труде. В условиях узости рынка и мелкого производства целью труда ремесленника не могли быть прибыль и обогащение, но лишь само существование на уровне, соответствующем его социальному статусу. Но в отличие от крестьянина специалист - ремесленник, во-первых, с самого начала был товаропроизводителем, вел товарное хозяйство. Во-вторых, он не столь нуждался в земле как средстве непосредственного производства. Поэтому городское ремесло развивалось, совершенствовалось несравненно быстрее, нежели сельское хозяйство и ремесло деревенское, домашнее. Примечательно также, что в городском ремесле внеэкономическое принуждение в виде личной зависимости работника не было необходимостью и быстро исчезло. Здесь имели место, однако, другие виды внеэкономического принуждения, связанные с цеховой организацией ремесла и корпоративно-сословным, феодальным в своей основе характером городского строя (принуждение и регламентация со стороны цехов и города и т.д.). Это принуждение исходило уже от самих горожан. Характерной особенностью ремесла и других видов деятельности во многих средневековых городах Западной Европы была корпоративная организация: объединение лиц определенных профессий в пределах каждого города в особые союзы - цехи, гильдии, братства. Ремесленные цехи появились почти одновременно с самими городами во Франции, Англии, Германии - с XI - начала XII в., хотя окончательное оформление цехов (получение специальных грамот от королей и других сеньоров, составление и запись цеховых уставов) происходило, как правило, позднее. Цехи возникали потому, что городские ремесленники как самостоятельные, раздробленные, мелкие товаропроизводители нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции "чужаков" - неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших в города выходцев из деревни, от ремесленников других городов, да и от соседей - мастеров. Такая конкуренция была опасна в условиях весьма узкого тогдашнего рынка, незначительного спроса. Поэтому главной функцией цехов стало утверждение монополии на данный вид ремесла. В Германии она называлась Zunftzwang - цеховое принуждение. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Другой главной функцией цехов являлось установление контроля над производством и продажей ремесленных изделий. Появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально- сословной структурой общества. Исходным образцом для организации городского ремесла отчасти послужили строй сельской общины-марки и усадебные мастерские-магистерии Каждый из цеховых мастеров был непосредственным работником и одновременно собственником средств производства. Он трудился в своей мастерской, со своими инструментами и сырьем. Как правило, ремесло передавалось по наследству: ведь многие поколения ремесленников работали при помощи тех же инструментов и приемов, что и их прадеды. Выделявшиеся новые специалности оформлялись в отдельные цехи. Во многих городах постепенно возникли десятки, а в наиболее крупных - даже сотни цехов. Цеховому ремесленнику обычно помогала в работе его семья, один или два подмастерья и несколько учеников. Но членом цеха являлся только мастер, владелец мастерской. И одной из важных функций цеха было регулирование отношений мастеров с подмастерьями и учениками. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого, кто желал стать членом цеха. Первоначально каждый ученик со временем мог стать подмастерьем, а подмастерье - мастером. Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цех через специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство: следил, чтобы каждый мастер выпускал продукцию определенного вида и качества. Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и сырьем и т.д. Регламентация производства служила и другим целям: чтобы производство членов цеха сохраняло мелкий характер, чтобы никто из них не вытеснял другого мастера с рынка, выпуская больше продукции или удешевляя ее. С этой целью цеховые уставы нормировали число подмастерьев и учеников, которых мог держать у себя мастер, запрещали работу в ночное время и по праздникам, ограничивали число станков и сырья в каждой мастерской, регулировали цены на ремесленные изделия и т.д. Цеховая организация ремесла в городах сохраняла феодальную, корпоративную природу (своеобразной корпоративной собственностью являлась монополия цеха на определенную специальность). До определенного времени она создавала наиболее благоприятные условия для развития производительных сил, товарного городского производства. В рамках цехового строя было возможно дальнейшее углубление общественного разделения труда в форме выделения новых ремесленных цехов, расширения ассортимента и повышения качества производимых товаров, совершенствования навыков ремесленного труда. В рамках цехового строя повышалось самосознание и самоуважение городских мастеров Поэтому примерно до конца XIV в. цехи в Западной Европе играли прогрессивную роль. Они охраняли ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов, в условиях узости тогдашнего рынка обеспечивши существование городских мелких производителей, смягчая конкуренцию между ними и ограждая их от конкуренции различных чужаков Цеховая организация не ограничивалась осуществлением основных, социально-экономических функций, но охватывала все стороны жизни ремесленника. Цехи объединяли горожан для борьбы с феодальными сеньорами, а затем с господством патрициата. Цех участвовал в обороне города и выступал как отдельное боевое подразделение. Каждый цех имел своего святого патрона, подчас также свою церковь или часовню, являясь своеобразной церковной общностью. Цех был также организацией взаимопомощи, обеспечивая поддержку нуждавшимся мастерам и их семьям в случае болезни или смерти кормильца. Цеховая система в Европе, однако, не была универсальной. В ряде стран она не получила распространения и не везде достигла завершенной формы. Наряду с нен во многих городах Северной Европы, на юге Франции, в некоторых других странах и областях существовало так называемое свободное ремесло. Но и там имели место регламентация производства, защита монополии городских ремесленников, только осуществлялись эти функции органами городскою управления. Борьба городов с сеньорами в подавляющем большинстве случаев привела к переходу в той или иной степени городского управления в руки горожан. Но в их среде к тому времени существовало уже заметное социальное расслоение. Поэтому, хотя борьба с сеньорами велась силами всех горожан, полностью использовала ее результаты лишь верхушка городского населения: домовладельцы, в том числе феодального типа, ростовщики и, конечно же. купцы-оптовики, занятые транзитной торговлей. Этот верхний, привилегированный слой представлял собой узкую, замкнутую группу - наследственную городскую аристократию (патрициат), которая с трудом допускала в свою среду новых членов. Городской совет, мэр (бургомистр), судебная коллегия (шеффены, эшевены, скабины) города выбирались только из числа патрициев и их ставленников. Городская администрация, суд и финансы, в том числе налогообложение, строительство - все находилось в руках городской верхушки, использовалось в ее интересах и за счет интересов широкого торгово-ремесленного населения города, не говоря уже о бедняках. Но по мере того как развивалось ремесло и крепло значение цехов, ремесленники, мелкие торговцы вступали в борьбу с патрициатом за власть в городе. Обычно к ним присоединялись также наемные работники, бедный люд. В XIII-XIV вв. эта борьба, так называемые цеховые революции, развернулась почти во всех странах средневековой Европы и часто принимала очень острый, даже вооруженный характер. В одних городах, где ремесленное производство получило большое развитие, победили цехи (Кёльн, Базель, Флоренция и др.). В других, где ведущую роль играли широкомасштабная торговля и купечество, победителем из борьбы вышла городская верхушка (Гамбург, Любек, Росток и другие города Ганзейского союза). Но и там, где побеждали цехи, управление городом не становилось подлинно демократическим, так как верхушка наиболее влиятельных цехов объединялась после своей победы с частью патрициата и устанавливала новое олигархическое управление, действовавшее в интересах наиболее богатых горожан (Аугсбург и др.). В XIV-XV вв. роль цехов во многом изменилась. Их консерватизм, стремление увековечить мелкое производство, традиционные приемы и орудия труда, помешать техническим усовершенствованиям из-за боязни конкуренции превратили цехи в тормоз прогресса и дальнейшего роста производства. По мере роста производительных сил, расширения внутреннего и внешнего рынка конкуренция между ремесленниками внутри цеха неизбежно возрастала. Отдельные ремесленники вопреки цеховым уставам расширяли свое производство, между мастерами развивалось имущественное и социальное неравенство. Владельцы крупных мастерских начали давать работу более бедным мастерам, снабжали их сырьем или полуфабрикатами и получали готовые изделия. Из среды прежде единой массы мелких ремесленников и торговцев постепенно выделилась зажиточная цеховая верхушка, эксплуатировавшая мелких мастеров. Расслоение внутри цехового ремесла выражалось также в разделении цехов на более сильные, богатые («старшие», или «большие») и более бедные («младшие», «малые») цехи. Так происходило в первую очередь в наиболее крупных городах: Флоренции, Перудже, Лондоне, Бристоле, Париже, Базеле и др. Старшие цехи начинали господствовать над младшими и эксплуатировать их, так что члены младших цехов подчас утрачивали свою экономическую и правовую самостоятельность и фактически превращались в наемных рабочих. В положение угнетаемых со временем попали также ученики и подмастерья. Первоначально это было связано с тем, что обучение средневековому ремеслу, которое происходило путем прямой передачи навыков, оставалось длительным. В разных ремеслах этот срок колебался от 2 до 7 лет, а в отдельных цехах достигал 1012 лет. В этих условиях мастер мог долго и с выгодой пользоваться бесплатным трудом своего уже достаточно квалифицированного ученика. Цеховые мастера все сильнее эксплуатировали и подмастерьев. А продолжительность их рабочего дня была обычно очень велика 1416, а иногда и 18 часов. Судил подмастерьев цеховой суд, т.е. опять-таки мастера. Цехи контролировали быт подмастерьев и учеников, их времяпрепровождение, траты, знакомства. В XIVXV вв., когда в передовых странах начался упадок и разложение цехового ремесла, эксплуатация учеников и подмастерьев приобрела постоянный характер. В начальный период существования цеховой системы ученик, пройдя стаж ученичества и став подмастерьем, а затем проработав некоторое время у мастера и накопив небольшую сумму денег, мог стать мастером. Теперь же доступ ученикам и подмастерьям к этому статусу фактически закрывается. Началось так называемое замыкание цехов. Чтобы получить звание мастера, кроме свидетельств об обучении и отличной характеристики требовалось уплатить крупный вступительный взнос в кассу цеха, выполнить образцовую работу («шедевр»), устроить богатое угощение для членов цеха и т.д. Лишь близкие родственники мастера могли беспрепятственно вступить в цех. Большинство же подмастерьев превращались в «вечных», т.е., по сути дела, в наемных рабочих. Для защиты своих интересов они создавали особые организации братства, компаньонажи, которые являлись союзами взаимопомощи и борьбы с мастерами. Подмастерья выдвигали экономические требования: повышения заработной платы, уменьшения рабочего дня; они прибегали к таким острым формам борьбы, как забастовка и бойкот наиболее ненавистных мастеров. Ученики и подмастерья составляли самую организованную и квалифицированную часть довольно широкого в городах XIVXV вв. слоя наемных работников. В его состав входили также внецеховые поденщики и работники, ряды которых постоянно пополнялись приходившими в города крестьянами, потерявшими землю, а также обедневшими ремесленниками, все еще сохранявшими свои мастерские. Этот слой составил уже элемент предпролетариата, который полностью сформировался позднее, в период широкого и повсеместного развития мануфактуры. По мере обострения социальных противоречий внутри средневекового города эксплуатируемые слои городского населения начали открыто выступать против стоявшей у власти городской верхушки, в которую теперь во многих городах входила наряду с патрициатом и цеховая верхушка. В эту борьбу включалось и городское плебейство самый низший и бесправный слой городского населения, лишенные определенных занятий и постоянного местожительства деклассированные элементы, находившиеся вне феодально-сословной структуры. В XIVXV вв. низшие слои городского населения поднимают восстания против городской олигархии и цеховой верхушки в ряде городов Западной Европы: во Флоренции, Перудже, Сиене, Кёльне и др. В этих восстаниях, отражавших наиболее острые социальные противоречия внутри средневекового города, значительную роль играли наемные работники. Таким образом, в социальной борьбе, развернувшейся в средневековых городах Западной Европы, можно различить три основных этапа. Сначала вся масса горожан боролась против феодальных сеньоров за освобождение городов от их власти. Затем цехи повели борьбу с городским патрициатом. Позднее же развернулась борьба городских низов против богатых городских мастеров и купцов, городской олигархии. При рассказе о развитии торговли необходимо показать как, несмотря на феодальную раздробленность, с ростом городов расширялись торговые связи; познакомить с важнейшими путями, районами и центрами международной европейской торговли. Следует отметить, что в связи с разделением труда, специализацией в городах для обеспечения необходимой продукцией нужны были торговые связи. Торговля развивалась не только между городом и прилегающей к нему сельской местностью, но и между отдаленными городами и странами. Английский поэт XIV в. писал, обращаясь к купцам: "Вы рыщете по волнам всех морей. Вы посещаете края чужбины. И вам, отцы вестей и новостей, Краев земных всех ведомы судьбины". Изложение вопроса об условиях, в которых купцам приходилось вести торговлю, можно дополнить следующими фактами. Обычно дороги были настолько узки, что две повозки не могли разъехаться (внимание учащихся привлекается к изображениям повозок в учебнике). Специальные предписания Х111 в. указывали, что пустая повозка должна уступать место груженой. Хорошей считалась дорога, по которой три лошади могли идти рядом, или же, как тогда говорили, «где могла проехать невеста, не зацепив воз с покойником». Эти дороги были скорее тропами, протоптанными через поля и луга или проложенными в лесу - пользоваться ими можно было лишь в хорошую погодузимой и в дождливое время они становились непроезжими. Несколько лучше было состояние дорог в Италии, где часть из них сохранилась от римских времен, и во Франции, где по повелению короля главные дороги были вымощены камнем уже в конце XI в. Многочисленные таможенные заставы не только удорожали провоз товаров, но и замедляли сообщение по дорогам. Феодалы предписывали купцам обязательные пути для проезда на ярмарку, даже если они были вдвое или втрое длиннее разумного пути. Высокие башни замков, господствовавшие над округе давали возможность феодалам следить за передвижениями купеческих караванов. Феодалы диктовали путнику не только, где он должен ехать, но и где останавливаться в какой харчевне, у какого кузнеца или седельника. Подчас таю остановки считались обязательными, и обычай определял, сколько припасов там следовало закупать проезжающим. Перевозка товаров водным путем обходилась дешевле, чем перевозки по суше: на одно большое судно можно было погрузить поклажу, для перевозки которой требовалось 500 вьючных животных. Но и реки не избавляли купцов от поборов: в XIV в. на Луаре было 74 заставы, где феодалы собирали пошлины, на Гаронне 70, на Роне 60. В случае кораблекрушения феодалы пользовались «береговым правом», забирая товары, выброшенные бурей на берег. Чтобы увеличить число кораблекрушений, феодалы ставили ложные маяки. Путешествия по морю были еще более опасными. На морях купцов могли ограбить пираты (учащиеся должны рассмотреть иллюстрацию в учебнике). В зимнее время, опасаясь сильных бурь, корабли вообще не выходили в море. Следует подчеркнуть, что тяжелые условия торговли были обусловлены феодальной раздробленности. Это тормозило развитие торговли. Следует обратить внимание на то, что купцы, как и другие слои населения, имели свои организации гильдии. При изучении путей международной торговли важно, чтобы учащиеся хорошо поработали с картой. В ходе объяснения они находят на карте главные торговые пути, важнейшие центры южной и северной торговли, устанавливают по надписям, какими товарами торговали в каждом районе. Сведения об итальянских городах-республиках и Ганзе можно несколько расширить. Расположенная на островах северного побережья Адриатического моря, Венеция занимала выгодное положение: она находилась недалеко от центра Европы, а морские просторы открывали ей путь к богатствам Востока. Венецианцы с детства становились моряками. Уже в IXХ вв. они вели оживленную торговлю на Средиземном море с Византией и арабскими странами. К концу Х в. Венеция становится богатой торговой республикой. На протяжении нескольких столетий она была самой сильной морской державой Западной Европы, способной снарядить военный флот в 200 кораблей. К концу XIV в. венецианский торговый флот насчитывал около трех тысяч судов. В эту пору венецианцы торговали со странами Балканского полуострова, Арменией, Сирией, Египтом. Они создали свое торговое поселение в устье Дона и отсюда добирались до рынков Средней Азии. В северной торговле руководящую роль играли германские города, расположенные в устьях рек, Гамбург, Любек, Бремен. Торговля этих городов усилилась с созданием в XIV в. Ганзы, которая объединяла в разное время от 70 до 100 городов. Ганзейский торговый двор представлял собой целый поселок, окруженный крепким частоколом. В деревянных домах жили купцы и приказчики. Между домами были расположены служебные помещения, погреба, амбары, склады товаров, мельницы, пивоварни. Во дворе были своя церковь и больница. Ворота на ночь запирались, все купцы по очереди участвовали в охране двора, привлекая к этой службе сторожевых собак. У ганзейских купцов были постоянные торговые связи с Русью через Новгород, где они имели свой торговый двор. Далее рассматриваем вопрос о ярмарках центрах международной торговли в средние века. В Шампани ярмарки происходили шесть раз в году по 48 дней каждая. Их расцвету способствовало расположение Шампани в центре сухопутных и речных путей, между Францией, Германией и Нидерландами. Здесь смыкалась северная и южная торговля Европы. По Роне и Соне итальянские купцы доставляли восточные товары, по Луаре и Сене французские купцы привозили сукно и вина, по Шельде и Маасу из Фландрии доставляли сукно высокого качества. Прибывали и английские товары: шерсть, олово, свинец. Немецкие купцы, пользуясь речными путями Эльбы, Дуная и Рейна, привозили меха, изделия из металла. В средневековом рыцарском романе описывается ярмарка в Шампани: В Ланьи, в Провене сроду равный Не выпал ярмарке успех, Где бурый был и серый мех, И шелк, и шерстяные ткани. Явились богачи заране Свершив кто восьмидневный путь, Кто близкий лишь бы чем хвастнуть". Окрестные феодалы получали большие пошлины от проезжавших на ярмарки купцов. Поэтому они проявляли заботу об охране купеческих караванов и путников, направлявшихся на ярмарку. К XIV в. шампанские ярмарки стали приходить в упадок, в связи с тем что итальянские купцы начали плавать на кораблях через Гибралтарский пролив вдоль европейского побережья к городу Брюгге во Фландрии, который стал важным центром международной торговли. Учащиеся рассматривают рисунок «Ярмарка в Шампани» в учебнике, находят продавцов и покупателей, менялу, феодала со слугами, пересекающего толпу, выступающих на помосте фокусников. В некотором расширении нуждается изложение вопроса о развитии денежного дела в Европе. Рассказав, какие денежные операции совершали менялы, объясняем, как из менял и ростовщиков вышли первые банкиры. Учащиеся рассматривают изображения монет. Банкиры проводили более сложные денежные операции, в частности по переводу денег из одной страны в другую, с помощью своих агентов. Их богатства превышали сокровища самых крупных феодалов и даже королей, которым они давали в долг большие суммы денег под высокий процент (до 60% и выше). Так банкиры компенсировали себя за риск не получить данные взаймы деньги от «сильных мира сего». Иногда короли, нуждаясь срочно в деньгах, забирали все имущество у ростовщиков и банкиров. Также можно использовать дополнительный материал. Рост городов в Западной Европе способствовал в XIXV вв. значительному развитию внутренней и внешней торговли. Города, в том числе и небольшие, прежде всего формировали местный рынок, где осуществлялся обмен с сельской округой. Но в период развитого феодализма более крупную роль если не по объему, то по стоимости продаваемой продукции, по престижу в обществе продолжала играть дальняя, транзитная торговля. В XIXV вв. такая межрегиональная торговля в Европе сосредоточивалась в основном вокруг двух торговых «перекрестков». Одним из них являлось Средиземноморье, служившее связующим звеном в торговле западноевропейских стран Испании, Южной и Центральной Франции, Италии между собой, а также с Византией, Черноморьем и странами Востока. С XIIXIII вв., особенно в связи с крестовыми походами, первенство в этой торговле от византийцев и арабов перешло к купцам Генуи и Венеции, Марселя и Барселоны. Главными объектами торговли здесь были вывозимые с Востока предметы роскоши, пряности, квасцы, вино, отчасти зерно. С Запада на Восток шли сукна и другие виды тканей, золото, серебро, оружие. Помимо прочих товаров в этой торговле фигурировало много рабов. Другой район европейской торговли охватывал Балтийское и Северное моря. В ней принимали участие северо-западные области Руси (особенно Нарва, Новгород, Псков и Полоцк), Польша и Восточная Балтика Рига, Ревель (Таллин), Данциг (Гданьск), Северная Германия, Скандинавские страны, Фландрия, Брабант и Северные Нидерланды, Северная Франция и Англия. В этом районе торговали преимущественно товарами более широкого потребления: рыбой, солью, мехами, шерстью и сукном, льном, пенькой, воском, смолой и лесом (особенно корабельным), а с XV в. хлебом. Связи между обоими районами международной торговли осуществлялись по торговому пути, который шел через альпийские перевалы, а затем по Рейну, где было много крупных городов, втянутых в транзитный обмен, а также вдоль Атлантического побережья Европы. Большую роль в торговле, в том числе международной, играли ярмарки, широко распространившиеся во Франции, Италии, Германии, Англии уже в XIXII вв. Здесь велась оптовая торговля товарами повышенного спроса: тканями, кожей, мехом, сукнами, металлами и изделиями из них, зерном, вином и маслом. На ярмарках во французском графстве Шампань, длившихся почти круглый год, в XIIXIII вв. встречались купцы из многих стран Европы. Венецианцы и генуэзцы доставляли туда дорогие восточные товары. Фламандские и флорентийские купцы привозили сукна, купцы из Германии льняные ткани, чешские купцы сукна, кожи и изделия из металла. Из Англии доставляли шерсть, олово, свинец и железо. В XIVXV вв. главным центром европейской ярмарочной торговли стал Брюгге (Фландрия). Масштабы тогдашней торговли не следует преувеличивать: она ограничивалась низкой производительностью труда, господством в деревне натурального хозяйства, а также беззакониями феодалов и феодальной раздробленностью. Пошлины и всякого рода поборы взимались с купцов при переезде из владений одного сеньора в земли другого, при переправе через мосты и даже речные броды, при проезде по реке, протекавшей во владениях того или иного сеньора. Знатнейшие рыцари и даже короли не останавливались перед разбойными нападениями на купеческие караваны. Тем не менее, постепенный рост товарно-денежных отношений создавал возможность накопления денежных капиталов в руках отдельных горожан, прежде всего купцов и ростовщиков. Накоплению денежных средств также содействовали операции по обмену денег, необходимые в средние века вследствие бесконечного разнообразия монетных систем и монетных единиц, поскольку деньги чеканили не только государи, но и все сколько-нибудь видные сеньоры и епископы, а также крупные города. Для обмена одних денег на другие и установления эквивалентной стоимости той или иной монеты выделилась особая профессия менял. Менялы занимались не только разменом монеты, но и переводом денежных сумм, из чего возникли кредитные операции. С этим было обычно связано и ростовщичество. Разменные операции и операции по кредиту вели к созданию специальных банковских контор. Первые такие конторы возникли в городах Северной Италии в Ломбардии. Поэтому слово «ломбардец» в средние века стало синонимом банкира и ростовщика и сохранилось позднее в наименовании ломбардов. Самые большие кредитные и ростовщические операции осуществляла римская курия, в которую стекались громадные денежные средства из всех европейских стран. Торговля наряду с ремеслом составляла экономическую основу средневековых городов. Для значительной части их населения торговля являлась основным занятием. В среде профессиональных торговцев преобладали мелкие лавочники и разносчики, близкие к ремесленной среде. Элиту составляли собственно купцы, т.е. богатые торговцы, преимущественно занимавшиеся дальним транзитом и оптовыми сделками, разъезжавшие по разным городам и странам (отсюда другое их название - "торговые гости"), имевшие там конторы и агентов. Нередко именно они становились одновременно банкирами и крупными ростовщиками. Наиболее богатыми и влиятельными были купцы из столичных и портовых городов: Константинополя. Лондона, Марселя, Венеции, Генуи, Любека. Во многих странах в течение длительного времени купеческую верхушку составляли иноземцы. Уже в конце раннего средневековья появились и затем широко распространились объединения купцов одного города - гильдии. Подобно ремесленным цехам, они обычно объединяли купцов по профессиональным интересам, например, путешествующих в одно место или с одинаковыми товарами, так что в больших городах было по несколько гильдий. Торговые гильдии обеспечивали своим членам монопольные или привилегированные условия в торговле и правовую защиту, оказывали взаимопомощь, были религиозными и военными организациями. Купеческая среда каждого города, как и ремесленная, была объединена родственными и корпоративными связями, к ней подключались и купцы из других городов. Обычными стали так называемые "торговые дома" - семейные купеческие компании. В средние века расцвела и такая форма торгового сотрудничества, как различные паевые товарищества (складничество, компаньонах, комменда). Уже в XIII в возник институт торговых консулов: для защиты интересов и личности купцов города посылали своих консулов в другие города и страны. К концу XV в. появилась биржа, где заключались коммерческие контракты. Купцы разных городов иногда также ассоциировались. Самым значительным таким объединением стала знаменитая Ганза - торгово-политический союз купцов многих германских и западнославянских городов, который имел несколько филиалов и держал в руках североевропейскую торговлю до начала XVI в. Купцы играли большую роль в общественной жизни и жизни города. Именно они управляли в муниципалитетах, представляли города на общегосударственных форумах. Они оказывали влияние и на государственную политику, участвовали в феодальных захватах и колонизации новых земель. Успехи развития внутренней и внешней торговли к концу XIVXV вв. привели к росту торгового капитала, который накапливался в руках купеческой верхушки. Торговый, или купеческий (как и ростовщический), капитал представляет собой древнейшую свободную форму капитала. Он действовал в сфере обращения, обслуживая обмен товаров и в рабовладельческом, и в феодальном, и в капиталистических обществах. Но на определенном уровне развития товарного производства при феодализме, в условиях разложения средневекового ремесла торговый капитал начал постепенно проникать в сферу производства. Обычно это выражалось в том, что купец закупал оптом сырье и перепродавал его ремесленникам, а затем скупал у них готовые изделия для дальнейшей продажи. Малообеспеченный ремесленник попадал в зависимое от купца положение. Он отрывался от рынка сырья и сбыта и был вынужден продолжать работу на торговца-скупщика, но уже не как самостоятельный товаропроизводитель, а в качестве фактически наемного рабочего (хотя нередко и продолжал работать в своей мастерской). Проникновение в производство торгово-рос-товщического капитала послужило одним из источников капиталистической мануфактуры, которая зарождалась в недрах разлагающегося средневекового ремесла. Другим источником зарождения раннекапиталистического производства в городах было отмеченное выше превращение учеников и подмастерьев в постоянных наемных рабочих, не имеющих перспективы выбиться в мастера. Однако значение элементов капиталистических отношений в городах XIXV вв. не следует преувеличивать. Их возникновение происходило лишь спорадически, в немногих наиболее крупных центрах (преимущественно в Италии) и в наиболее развитых отраслях производства, в основном в сукноделии (реже в горно-металлургическом деле и некоторых других производствах). Развитие этих новых явлений раньше и быстрее происходило в тех странах и в тех отраслях ремесла, где имелся по тем временам широкий внешний рынок сбыта, побуждавший к расширению производства, вложению в него значительных капиталов. Но все это еще не означало формирования капиталистического уклада. Характерно, что даже в крупных городах Западной Европы значительная часть капиталов, накопленных в торговле и ростовщичестве, вкладывалась не в расширение промышленного производства, а в приобретение земли и титулов: владельцы этих капиталов стремились войти в состав господствующего слоя феодалов. В заключении урока, рассказывая о жизни и быте горожан (используя материал учебника) следует в качестве вывода подчеркнуть, что в городе складывалась особая атмосфера, поведение, отношения между людьми. Складывался особый тип человека - трудолюбивый, свободный, деловитый. Заключительная часть. При разработке темы "Средневековый город в Европе" могут встретиться трудности, связанные с наличием большого количества материала. Причем, источниками материала в подавляющем большинстве служат научные монографии, учебная литература. Настоящая работа дает рекомендации по использованию предлагаемого массива информации, подчеркивает наиболее важные и проблемные сюжеты, предлагает информацию, обработанную в схемы и таблицы, что способствует максимальному ее усвоению. Использование работы предполагается совместно с учебником, для которого она разрабатывалась. Работа включает в себя весь дополнительный иллюстративный и вспомогательный материал. Литература. 1. Виппер Р.Ю. История средних веков: Курс лекций. - Киев,1996 2. Городская жизнь в средневековой Европе. - М., 1987 3. Карпов С.П. . История средних веков: Учебник для ВУЗов. - МГУ, 1997 4. Средневековый город. - Саратов, 1968 - 1991. - Вып. 1 -10 5. Стоклицкая - Терешкович В. В. Основные проблемы средневекового города 10 -15 века. - М., 1960 |