12.10.2003

М.Дячук

Методическая разработка содержания темы

"Америка к началу 15 в."

учебного курса "История средних веков" (Класс 6)

Данная работа предоставляет учителю информацию по подготовке и проведению урока по теме «Цивилизации доколумбовой Америки».Настоящая работа предназначена для того, чтобы учитель мог сформировать учебный план не прибегая к помощи другого материала по теме «Америка к началу пятнадцатого века». Данная работа предоставляет учителю широкий выбор при формировании структуры работы. Но при этом дает возможность провести изложение материала выдерживая единую рациональную концепцию, облегчая тем самым усвоение материала учениками.

Разработка этой темы производится по учебнику А. Н. Лукьянова «Всемирная история. История Средних Веков» - Омск, 2002г. Концепция используемого учебника - системный анализ полученных знаний. Учебники рассчитаны на линейно-ветвленную схему. Учебник обеспечен вспомогательными материалами, такими как: атласы, контурные карты, настенные карты, видеоматериал, иллюстративные альбомы. Учебник рассчитан на учащихся 7 класса. Занятие проводится во 2 четверти.

В процессе работы над данной темой ученики получают первичные знания по проблеме заселения Америки, общей структуре обществ американского континента до прихода туда европейцев, структуре государственной власти и культуре обществ Америки к началу XV века. Кроме того, в процессе работы над темой ими будут выработаны навыки конспектирования, работы с картой, улучшены навыки устного ответа, главным образом воспроизводящего ответа, в меньшей степени ответа аналитического. Использованы и развиты будут их вербальные и визуальные средства коммуникации.

Учащиеся также получат навыки и знания, которые будут способствовать усвоению ими материала других дисциплин. Прежде всего это опыт работы с картой, который потребуется в курсе Географии. Знания по материалу «цивилизации доколумбовой Америки» будут дополнять те сведения, которые ученики получают в курсе Мировой Художественной культуры.

Данный параграф, безусловно, не может быть освоен без предварительного усвоения учащимися параграфа, посвященного Великим Географическим Открытиям, которые явились необходимейшей посылкой для испанской конкисты, изучаемой позднее в курсе Новой истории.

Изучение цивилизаций доколумбовой Америки в качестве учебного материала включено и в другие курсы, поскольку тема эта исключительно важна для понимания всего комплекса вопросов, связанных с развитием обеих Америк, в особенности южноамериканского континента, а также проблемы влияния Великих Географических Открытий и Конкисты на судьбы народов всего мира. В частности, в курс Мировой Художественной культуры. Он является предваряющим материалом для тем, посвященных завоеванию Южной Америки испанцами, колониальной системе, перекликается с некоторыми темами курса Истории Стран Востока (например, с параграфами №2, 3, 4, 11), перекликается с курсом Истории Первобытного общества (параграфы 21- 30, 38, 39, 45-51, 149) и, вследствие этого, исключительно важен. Данный параграф иллюстрирует состояние обществ на американском континенте, использует базовые понятия, полученные учениками на предыдущих стадиях обучения, особенно в курсе истории Первобытного общества. Данная тема, безусловно, является вспомогательной в рамках данного учебного курса. Новых концепций и терминов в ходе ее изложения не вводится.

Кроме Истории Первобытного общества и Истории Древнего Востока данный курс также связан с курсом Истории Нового Времени, ибо во многом темы, посвященные Первоначальному Накоплению Капитала и создания мировой торговой системы могут быть объяснены с привлечением материала данной темы.

Тема данного занятия тесно связана и с другими учебными дисциплинами, прежде всего с Географией (учащиеся на момент начала урока должны иметь некоторое представление о центральной и Южной Америке, особенно территориях Перу, Боливии, Мексики, Андских горах), и Мировой Художественной Культурой (Тема пересекается с материалом этой учебной дисциплины, посвященным культуре бронзового века, культуре Древнего Востока, культуре собственно обществ доколумбовой Америки).

Тема данного занятия формулируется как «Америка к началу пятнадцатого века».

Тип урока – комбинированный. В начале урока проводится опрос учащихся, последующие тридцать минут урока - объяснение.

Урок предлагает следующее оснащение:

Носители информации: Настенная карта, учебник, атласы, контурные карты, иллюстрированные издания, видеофильмы или слайды Технические средства: видеодвойка или видеомагнитофон с телевизором либо слайдскоп. Вместо них возможен компьютер.

Данный курс обеспечен достаточным количеством литературы самого различного характера – научной, научно-популярной, паранаучной, иллюстрированными альбомами. Касается эта литература самых различных аспектов жизни американских обществ. Более всего, впрочем, рассматривается искусство.

Разбивка урока:

А) 2 мин. - организационная часть.

Б) 10 мин.- проверка домашнего задания (опрос)

В) 30 мин.- объяснение нового материала по данной теме.

Г) 3 мин.- объяснение дом. задания.

Объяснение домашнего задания сводится к характеристике материала параграфа № 58. Выполнить подготовку по вопросам, данным к параграфу (устно).



Основная часть

Опрос по домашнему заданию, параграфу №56

Трем-четырем учащимся задаем вопросы:

1) Укажите на карте маршрут движения Васко да Гамы. Какую роль сыграло его путешествие?

2) Почему Испания и Португалия в XV веке предпринимают столь дальние и рискованные экспедиции.

3) Сколько путешествий в Новый Свет совершил Колумб и какие земли он там открыл?

4) Почему Новый Свет был назван Америкой?



Объяснение нового материала

О расселении индейцев по американскому континенту:

Территория Обеих Америк к приходу сюда европейцев в XV веке была населена индейцами. Индейцы – собирательное название для всех коренных жителей континента, но они различны между собой и по внешности и по языку. Все они, однако, отличаются бронзовой смуглостью и красным оттенком своей кожи. Индейцы по своему происхождению более всего родственны народам Северо-Восточной Евразии, откуда они и пришли более 25 тысяч лет назад. Переселение происходило несколькими волнами, при этом каждая следующая волна оттесняла предыдущую все дальше к югу. Первая волна – это люди семьи макро-Майя. Их языки не родственны ни одному языку Евразии и сформировались уже в Америке. Они не знали ни лука, ни стрел вплоть до X века. Вторая волна переселенцев получила название Макро-Кечуа. Эти люди пришли гораздо позже – примерно двенадцать тысяч лет назад. Их языки сложились в Азии, и сами они больше напоминают жителей Евразии по своему виду. Люди Макро-кечуа расселились на большей территории, и именно они заселили как лесную и часть степной зоны Северной Америки, так и большую часть Южной Америки. Люди первых двух волн переселения составили подавляющее большинство населения Америки, именно они основали все ее цивилизации.

Третья волна оказала влияние лишь на индейцев северо-запада Америки. Четвертая волна – это не индейцы, а эскимосы и алеуты, близкородственные современным жителям Чукотки.

Очень важно, что все эти группы населения появлялись из Северо-восточной Азии, а не из Африки или Океании (Обратить на это особенное внимание учащихся). Хотя производились попытки доказать обратное, доказана лишь принципиальная возможность спорадических контактов, а отнюдь не возможность массовых переселений людей оттуда. Таково мнение специалистов. И это правильно.

Люди не отправлялись тогда в Америку морским путем – Берингов пролив периодически пересыхал и перемерзал, и тогда по суше, которую ученые зовут Берингией или Беринговым мостом, люди посуху проходили в новую землю вслед за стадами крупных животных, таких как мамонты.

Америка была заселена сравнительно недавно по сравнению с той же Евразией, всего лишь 25 тысяч лет назад, и население её долгое время было куда реже, а прогресс знаний - ниже. Если в Евразии к началу нашей эры почти повсеместно, кроме разве что самой холодной зоны, существовали достаточно развитые земледельческие и скотоводческие культуры, то в Америке по-прежнему преобладали культуры охотников и собирателей. Возникло лишь два центра земледелия, на которых базировались цивилизации: это Мезоамерика – Срединная часть Америки, включающая юг Мексики и некоторые мелкие центральноамериканские государства, и Андская Зона – Запад Южной Америки, где с севера на Юг протянулись увенчанные белыми шапками горы Анды. Это всего лишь 6% всей территории Америки, но к приходу европейцев здесь жило более двух третей населения.

Неясно, в какой из двух зон земледелие возникло раньше. Переход к производящему хозяйству перешел примерно в одно время – примерно к первому тысячелетию до нашей эры.

Хотя уже с VII тысячелетия до нашей эры индейцы начинают выращивать некоторые культуры, такие как перец, тыква и фасоль, все же полноценной земледельческой культуры тогда еще не существовало. Для того чтобы она возникла, нужно было найти растение, которое могло бы удовлетворять все потребности общества в питании. Этой культурой стал маис. Причем как в Андах, так и в Мезоамерике. (Обратить ОСОБОЕ внимание на роль маиса в становлении культур Америки). Только с появлением маисового земледелия народы Америки смогли создать полноценные цивилизации.

В Мезоамерике преобладали люди макросемьи Макро-Майя, В Андах – Макро-Кечуа.

Самой древней цивилизацией Америки была, вероятно, цивилизация Майя.

Майя – это первая возникшая в Мезоамерике цивилизация. Площадь, на которой она существовала, крайне невелика. Это территория Юкатана, штаты Кинтана-Роо, Кампече и Чьяпас, а также территории Белиза и Гватемалы.

Территория эта неоднородна по своему ландшафту и климату. Гористый Юг сменяется джунглями при движении на Север. Но чем дальше на север к оконечности полуострова Юкатан, тем ниже джунгли, тем каменистее почвы.

Цивилизация Майя прошла три этапа в своем развитии. И эти три этапа прямо увязываются с постепенным смещением этой цивилизации к Северу. Зародившись на крайнем Юге, пройдя период расцвета в центральной части полуострова, цивилизация пришла в окончательный упадок уже на северной оконечности полуострова.

Соответственно выделяют три периода существования цивилизации Майя - доклассический – это период становления культуры Майя, классический – в это время цивилизация Майя окончательно стала основываться на производящем хозяйстве, обрела законченную структуру, и постклассический, когда после периода упадка цивилизация Майя возродилась, но уже на новом месте и уже несколько изменившись.

Люди Майя выращивали маис – это была их основная продовольственная культура. Маис позволял Майя сэкономить часть своих трудовых усилий. Земледелец, выращивая маис, мог кормить не только себя, что позволило Майя разделиться на тех, кто работает на земледельцев и тех, кто занимается другими делами – то есть происходит разделение труда. Что дает возможность создания раннеклассовых государств. Этот порог был перейден Майя лишь на рубеже нашей эры. Для того чтобы кормить себя и свою семью, майя нужно было обрабатывать участок в 7 га 2 месяца в году. Однако поля майя быстро истощались, теряя свое плодородие, и майя должны были расчищать новый участок джунглей. На прежний участок возвращались подчас лишь спустя годы. Майя выращивали и другие культуры – фасоль, папайю, авокадо, хлопок, какао. Особенно важное значение играло какао – какао-бобы стали универсальным ценностным эквивалентом, заменяя деньги. Было развито огородничество и садоводство.

Успехи в животноводстве не столь впечатляющи, поскольку пригодных для одомашнивания животных в Америке куда меньше, чем в Евразии. Майя разводили индеек. Важную роль сохраняли пчеловодство, охота, рыболовство, собирательство продуктов моря.

О ремесле Майя известно немного. Известно, что майя знали металл – золото, серебро, медь. Но орудий труда они из металлов не делали. Не было у них и кузнецов. Зато были ювелиры, работавшие с этими металлами. Производимые ими предметы использовались в ритуальных целях или удовлетворяли потребности знати в украшениях и знаках власти. Ювелиры были приближены к элите общества майя и пользовались влиянием, являясь отчасти элитой. То же можно сказать об изготовителях изделий из перьев. Головные уборы, веера и другие предметы являлись знаками власти или использовались в культовых целях, как и ювелирные украшения.

Потребности царей и храмов обслуживали также скульпторы, резчики по камню, дереву, раковинам, портные, художники и другие.

Более широкие потребности общества обслуживали гончары и строители. Все остальные потребности в ремесленной продукции простые майя удовлетворяли сами. Все же не более трети глиняной посуды и горожан было изготовлено профессиональными ремесленниками. Гончары же предпочтение также отдавали расписной парадной культовой керамике.

То есть в основном ремесло майя обслуживало правителей, знать и культово-ритуальные нужды населения.

Примерно таким же ремеслом обладали и соседствующие с майя другие культуры Мезоамерики – тольтеки, ольмеки, ацтеки. Неизвестно, были ли ремесленники свободы и работали по договору, либо же зависели от дворца и были к нему прикреплены. Все же второе вероятнее.

Майя знали не только ремесло, но и торговлю. Разные грады торговали меж собою, ибо территория обитания майя крайне различна, и в разных местностях есть разные ресурсы.

Так, с территории Гватемалы везли яшму, бирюзу, обсидиан, хлопок, базальт. С побережья Мексиканского залива – какао и каучук. Из Гондураса везли какао и алебастровые сосуды.

Цивилизация Майя никогда не была по настоящему единой. В политическом отношении она всегда представляла собой лишь множество малосвязанных друг с другом городов, независимых в политическом отношении и разбросанных средь джунглей Мезоамерики.

Это были номовые государства, такие же, как в Древнем Египте. Когда испанцы пришли в Америку, они обнаружили в Юкатане 16 таких городов государств, именуемых «кучкабаль». Во главе каждого стоял независимый правитель, который назывался «настоящим человеком» (халач-виник). Он совмещал в себе как функции верховного правителя, так и жреца. Атрибутами власти были трон, циновка, опахало, букет и чаша. В некоторых городах правитель отождествлялся с ягуаром, тогда на правителе была деревянная маска ягуара, трон тоже был в виде фигуры ягуара, а вместо циновки лежала шкура ягуара. Власть правителя была очень велика. Благосостояние правителя основывалось в основном не на рабах. Рабы в этом обществе были, но основную часть продукции поставляли общинники, которые должны были обрабатывать кроме своих полей и поля в пользу правителя. Примерно так же, как в Шумере. Ниже правителя стояли верховный жрец и главы отдельных крупных селений, подчиненных городу. Они назывались батабами. Жители должны были содержать батабу, работая на специальном участке земли, урожай с которого шел батабе.

В состав знати также входили главы городских кварталов, мелких селений, военачальники, жрецы и члены так называемых «рыцарских орденов» - привилегированных воинских корпораций. В разных городах были разные «ордена». Но особенно известны «Орден Орлов» и «Орден Ягуаров». Жречество существовало за счет приношений. Большая же часть населения – свободные общинники. Среди них были бедные и богатые. Община распределяла наделы и регулировала жизнь общества. Но часть земли – сады и плантации какао находились в индивидуальном пользовании. Рабство было патриархальным. Рабами были преступники и военнопленные.

Город был, прежде всего, не центром ремесла и торговли, но культовым и административным центром, что проявляется во всей его планировке.

Все города были построены сходным образом. Город был разделен на четыре части – четыре квартала. В центре его находилась большая прямоугольная площадь, мощеная камнем. Вокруг нее стояли огромные монументальные сооружения, которые условно именуют «храмами» и «дворцами». «Храмы» представляют собой огромные пирамиды, облицованные камнем, но внутри состоящие из земли, перемешанной с камнем и глиной. Пирамиды эти были четырехугольными, ступени их шли от земли и до самой вершины. На вершине обычно находились относительно небольшие помещения. Некоторые храмы выстроены не на пирамидах, а на высоких каменных платформах. С каменных платформ спускаются лестницы. В основаниях пирамид располагаются пышные гробницы правителей, жрецов и знати. Так что это скорее не храмы, а некрополи, места заупокойного культа.

Так называемые «дворцы» высятся на огромных плоских и низких платформах, сделанных из того же камня. Это большие, одноэтажные многокомнатные сооружения, располагающиеся вокруг внутреннего дворика. По-видимому, это действительно резиденции, хотя не следует исключать, что это и есть на самом деле храмы. Однако же эти постройки по своему устройству и впрямь похожи на дома простых майя, располагавшихся несколько поодаль от центральной площади с ее монументальными сооружениями.

Здесь же, на площади, располагались прямоугольные каменные площадки, на которых производилась ритуальная игра в каучуковый мяч.

Жилые постройки стоят группами по 2 – 5 домов, сгруппированных вокруг внутреннего дворика. Здесь жили большие семьи. Построены эти дома из дерева и глины. Крышу покрывали сухими пальмовыми листьями. Все эти постройки стоят на невысоких платформах, высотой около полутора метров, сложенных из камня. Все здания стоят на каменных платформах потому, что климат этих мест весьма влажен, и вода должна была стекать с платформ, не попадая в дома.

Рынки в этих городах действовали нерегулярно, видимо, лишь во времена религиозных празднеств. Самые ранние города появились на территории Гватемалы. В классический период (II – X в. Н. э.) центром городской культуры становится Центральный Район. Здесь особенно выделялся город Тикаль, в котором сходились все торговые пути Майя. Но уже к VIII веку начинается упадок. Население становится более редким, города пустеют. Кризис углубляется тем, что в IX веке происходит вторжение тольтеков. Тольтеки захватили часть городов и установили там свои династии. Они быстро ассимилировались, но упадок продолжался, перестала производиться расписная керамика. Неизвестно, что случилось с цивилизацией Майя в этот период. Возможно, это было вызвано истощением почв или тем, что были вырублены леса.

Как бы то ни было, но возродилась цивилизация майя позже с центром уже на новом месте – на Юкатане. Тикаль пришел в упадок. Главные торговые пути теперь были морскими и шли они вдоль побережья Мексиканского залива.

В постклассический период производились попытки создать единое государство. Но единство было весьма условным. Просто побежденные города должны были платить дань и выставлять воинов для походов. Все управление оставалось прежним.

В постклассический период культура майя оказывает большое влияние на культуру соседних народов – тольтеков, сапотеков, миштеков, ольмеков, тольтеков и других народов. В свою очередь она сама заимствует сама многое из их образа жизни. Материальная, а во многом и духовная культура этих народов была общей. Так что можно говорить о единой цивилизации Мезоамерики, объединенной многими общими чертами.

Следует сказать и о культуре Майя. Майя обладали развитой духовной культурой. Высоки были и их научные знания. Развита была математика. Именно майя и их предшественники ольмеки первыми во всем мире людей разработали понятие нуля, подошли к разработке отрицательных чисел. Сделали они это еще в последние века до нашей эры. Тогда как в Индии эти понятия возникли лишь в шестом веке нашей эры. Знали майя, по видимому, все четыре арифметические операции – сложение, вычитание, умножение и, возможно деление. Использовали они и простейшие приспособления типа счетов. Счет майя был не десятиричен, как наш, но двадцатиричен – то есть за основу бралось общее число пальцев на руках и ногах. Майя использовали арифметику прежде всего для счета времени, расчета циклов природы, счета дней. Подсчет производился с величайшей точностью. Числа были подчас были весьма велики. Встречается даже число, превышающее миллиард дней. Для этой же цели применялись и знания в астрономии. Для сложных сельскохозяйственных работ нужен был точный календарь. Он был создан. За основу брались циклы луны, но проводились наблюдения и за другими светилами – солнцем и планетами. Этим занимались жрецы. Математика, календарь, письменность были в их ведении. Все эти знания были неотделимы от религии. Храмы майя и ацтеков были одновременно и обсерваториями. Пирамиды были ориентированы по солнцу.

Но пирамиды также служили и еще для массовых человеческих жертвоприношений. Особенно это было характерно для постклассического периода. Нельзя думать, что жертвоприношение – это однозначно плохо, что это варварство и зверство. Это слишком упрощенный подход. Жертвоприношения были для майя средством обеспечить себе благосклонность богов. В жертву приносились часто лучшие из побежденных врагов – майя верили, что таким образом они обретают их силу, а также некоторые специально избранные соплеменники. Жертвоприношение для них было великой честью. Собственно, так или иначе, в жертву приносил себя каждый. Так, например, подчас в ходе религиозных праздников простые общинники жертвовали некоторое количество своей крови. Майя считали, что если они не будут проводить жертвоприношения, то солнце остановится и больше никогда не выйдет из-за горизонта, что наступит тьма и мир обрушится. Так что жертвоприношение – это специфическая форма альтруизма. Жрецы майя добились больших успехов в медицине, поскольку в ходе человеческих жертвоприношений добились больших успехов в анатомии. Они хорошо знали леченые свойства растений, знали лечении диетой, паром, кровопусканием. Важную роль занимали в лечении и религиозные обряды, основанные на воздействии на органы чувств и пождсознание больного. Это позволяло эффективно лечить психические заболевания и психосоматозы. Один из медицинских трактатов майя содержит в себе точнейшее описание симптомов и методов лечения порядка двухсот болезней.

Были у майя и некоторые знания по географии, геологии, метеорологии и даже сейсмологии, что было необходимо на неспокойной земле Юкатана. Они знали природу затмений и могли их предсказывать.

Религиозные праздники собирали огромные массы народа.



Близкой к цивилизации майя была и цивилизация ацтеков.

Ацтеки относились к юто-ацтекской языковой семье и первоначально проживали в предгорьях и степных равнинах Северной Мексики.

Ацтеки пришли в Мезоамерику с Севера или северо-запада, по легенде побуждаемые к этому богом Уитчиллапочтли, который обещал им лучшую жизнь на новом месте. Ацтеки были неродственны майя ни по языку, ни по культуре. Но однако же они, пришедшие из чужих мест, должны были приспосабливаться к новым условиям. Свое поселение – Теночтитлан – они основали на одном из островов озера Тескоко, ныне практически высохшего. Их окружали осколки одного из непрочных майя-тольтекских государств, беспрестанно враждовавших между собой. Там же, на том же острове существовал и другой городской центр – Тлателолько, который ацтеки подчинили лишь в 1473. И ацтеки, попавшие в такое окружение, должны были включаться в ведшуюся там борьбу. Города объединялись в союзы и враждовали друг с другом. В 1367 году Теночтитлан заключил союз с Аскапо-Цалько. Союзники после ряда успешных кампаний подчинили себе большую часть городов долины Мехико. Это укрепило Теночтитлан. Однако вскоре ацтеки предали Аскапо-Цалько, заключив союз с его злейшим врагом – городом Тескоко. На сторону ацтеков перешел также зависимый от Аскапо-Цалько город Тлакопан. Эти три города - Теночтитлан, Тескоко и Тлакопан образовали Лигу, которая просуществовала вплоть до появления в Мезоамерике вплоть до появления европейцев. Сначала лидерство во вновь образованной Лиге принадлежала Тескоко, но впоследствии роли переменились из-за роста влияния Теночтитлана. После этого Лигу часто именуют ацтекской лигой, хотя далеко не все ее представители были ацтеками. Лига вела успешные войны. К приходу испанцев это государственное образование охватывало территорию в 200 тысяч квадратных километров и имело население в 5.6 миллиона человек. Однако что это было за государственное образование? Никакой развитой и централизованной административной системы мы здесь не увидим при всем желании. Составные части ацтекской империи практически полностью сохраняли свое самоуправление. Зависимость этих городов заключалась лишь в том, что города эти обязаны были выплачивать дань Теночтитлану и другим городам ацтекской Лиги. Для поддержания своей власти ацтеки использовали в основном военные методы. Повсеместно располагались ацтекские воинские гарнизоны. Дань с покоренных городов собирали специальные чиновники именовавшиеся кальпишками.

Держава ацтеков включала в себя около 500 городов и крупных поселений, разделенных на 38 провинций, которыми управляли либо местные правители, либо присланные из Теночтитлана. Земли делились на земли собственно ацтекские, завоеванные и земли их союзников. Каждая территория относилась к тому или иному городу. Вся сельская округа подчинялась администрации города. Жили ацтеки общинами, в которых были как черты кровнородственной общины, так и общины соседской. Община регулировала жизнь общества. Существовала нужда в совместных действиях в земледелии, поэтому существовала система коллективных трудовых повинностей. Общины были городскими и сельскими, но преобладали все же сельские общины. Каждая семья получала от общины надел. Кроме семейных наделов существовали наделы, доходы с которых шли старейшинам, жрецам и правителям. Эти земли обрабатывали либо сами общинники, либо зависимые арендаторы. Семейные наделы были неотчуждаемы. Тот, кто выходил из общины, терял свою землю и, как правило, статус свободного человека. Община несла повинности и выплачивала определенные налоги. Коллективно обрабатываемая часть земли могла иногда сдаваться в аренду. Известно, что в ацтекской общине существовало неравенство. Но полностью процесс классообразования еще далеко не завершился. Верховным собственником земли являлся правитель ацтекской державы, который назывался тлатоани. Существовали также собственно царские земли. Как правило, это были земли побежденных врагов, которые захватывались ацтеками. Ацтеки захватывали до одной трети земель побежденной общины. Но, обычно, с этих земель, обрабатываемых коллективно или сдаваемых в аренду выплачивалась дань. Очень редко захватчики сами использовали эти земли. Как правило, доход с каждого типа земель шел на некие строго определенные цели. Например, существовали земли дворца, обрабатываемые «людьми, полагавшимися на дворец», были земли храмов – их доход шел на религиозные цели, были земли щита – за их счет содержались ацтекские воины. Некоторые земли давали доход некоторым группам знати. У ацтеков были те же воинские корпорации, что и других индейцев Мезоамерики – майя, тольтеков и других. У каждой из этих корпораций была своя земля. Существовали «Земля Орлов», «Земля Ягуаров» и т. д. Земли эти обрабатывались все теми же общинами. Зависимые общинники несли трудовую повинность, в том числе использовались в строительстве, и поставляли одну пятую урожая. Возникали частное и условное, обычно служилое землевладение – но только среди воинских слоев. Но основу составляло служилое землевладение, которое находилось под контролем царско-храмово-военного землевладения. Частные, царские и другие земли были распылены по общинам.

В ацтекском обществе были рабы. Они использовались на рудниках и каменоломнях, в строительстве, в сельском хозяйстве, были носильщиками. Рабами были преступники, военнопленные, сироты, должники и те кто лишился помощи своей общины. Существовала и продажа в рабство членов своей семьи или же самопродажа в рабство. Подчас заключался договор, по которому один из членов семьи должен был исполнять обязанности раба, а потом его заменяли другим членом той же семьи. Рабство было патриархальным. Рабы имели имущество, семью, их дети рождались свободными. Господин не имел права на имущество раба и его семьи, хотя эти установления подчас нарушались.

Однако большую часть рабочего населения, как и в обществах Древнего Востока, составляли свободные общинники. Именно община была основой ацтекского общества. Та же самая община была и основой общества Майя. Не столько рабы, сколько общинники строили храмы и дворцы, обрабатывали землю, выполняли почти все работы.

Когда в 1519 году пришли европейцы, ацтекская держава была вполне в своем расцвете. Но однако же это государство было исключительно рыхлым. Достаточно было лишь небольшого толчка и ацтекское государство, державшееся в основном на военной силе, обрушилось.

Ацтекское государство известно нам гораздо лучше, чем его предшественники, поскольку христианские миссионеры успели оставить нам его описание. Но, по всей видимости, государство ацтеков мало отличалось от других держав Мезоамерики.

Ацтекская цивилизация очень многое восприняла от майя-тольтекской культуры, укоренившейся здесь.

Основой хозяйства ацтеков было земледелие. Земледелие на озере Тескоко было своеобразное. Широко применялась ирригация, существовала практика создания плавучих садов – так называемая чинампа. Ацтеки и Тольтеки долины Мехико создавали легкие плоты, покрывали их поверхность илом и некоторым количеством земли, прикрепляли их ко дну и на образовавшуюся поверхность высевали зерно. Эти плоты назывались «чинампа». Так же назывались искусственные островки, которые ацтеки насыпали вдоль болотистых берегов. Выращивали ацтеки кукурузу фасоль, тыкву, помидоры, кабачки, табак, хлопок. Из животных разводили только собак и птиц. И тех и других ели. Значение охоты, как и у Майя, оставалось очень высоким. Ремесло ацтеков практически копирует ремесло майя. Ацтеки, как и Майя, знали металл – медь, золото и серебро, но пользовались исключительно каменными и деревянными орудиями труда. Металлом выплачивали дань побежденные города, из него изготовлялись украшения, храмовая утварь. Найдены также и несколько металлических топоров и наконечников копий. Но, конечно же, это было парадное, а может даже и ритуальное оружие. То есть, как и Майя, ацтеки еще не вышли из стадии энеолита – бронзово-каменного века.

Культуры Майя и Ацтеков были очень похожи. Похожими же были культуры тольтеков, ольмеков и прочих. В сущности, это единая цивилизация Мезоамерики, в разных ее проявлениях. Цивилизация эта находилась на стадии энеолита. Для нее характерна была децентрализация, живучесть номовой структуры. Крупные государственные образования создавались здесь несколько раз, но держались они в основном на силе, были весьма эфемерны и при малейших неблагоприятных факторах рассыпались. Держава ацтеков была последним таким образованием. Она еще не успела вступить в фазу неизбежного заката, но нормальный ход событий был ускорен конкистадорами. Им оказывали помощь многие индейцы из городов, подчиненных Теночтитлану.

Инки. Цивилизация Инков расположена не в Мезоамерике, но в Андской зоне. Поэтому она разительно отличается от уже описанных цивилизаций майя, тольтеков, ольмеков. Развивалась она от них весьма обособленно.

Здесь расселились исключительно представители макросемьи макро-Кечуа, в основном её группы кечуа, аймара, мапуче.

Цивилизацию инков мы знаем куда хуже, чем цивилизации Мезоамерики.

Как и Майя и ацтеки, культура инков имела своих предшественников.

Предшественниками Перуанского государства инков были культуры Тиуанако в районе прилегающем к озеру и Мочика – на Северном побережье Перу и наска Номовые государства уже в очень скором времени после их образования стали демонстрировать тенденцию к объединению. Это резко отличает Перуанскую зону от Мезоамерики, где, как известно, полноценного государства так и не сложилось. Сначала один из номов объединял под своим главенством долину, а потом начиналась экспансия в другие долины. Так возникало крупное государство.

Но несомненно, что ближе к концу первого тысячелетия нашей эры существовали крупные государства. Археологические данные подтверждают это. Жители тех времен строили города, создавали цветную керамику, развиты были живопись, зодчество, скульптура.

Потом, в конце первого тысячелетия нашей эры, по неизвестной нам причине, цивилизации приходят в упадок. К VIII в. н. э. исчезает культура Мочика. Города пустеют, живопись и парадная цветная сюжетная керамика исчезают.

В IX – XII веках происходит расцвет культуры Тиуанако Чуть позже исчезают и другие культуры. Происходит и частичная смена населения. Вероятно, произошло некое иноземное вторжение, а может быть, восстание покоренных народов.

Ранние цивилизации всегда очень хрупкие, и могут прийти в полный упадок и разрушиться в силу множества причин.

Но этот темный период длился недолго. Первые века второго тысячелетия нашей эры – время бесконечных войн. Создаются новые государства, которые тоже очень быстро расширяются.

Особенно заметно государство Чимор (или Чиму). Жители его, по видимому, были потомками людей Мочика. Они были оттеснены со своих прежних мест обитания, но сохранили свою культуру. И в XII – XV веках создали обширное государство. У этой цивилизации было развитое каменное зодчество, мощные вооруженные силы. Существовали водопроводы, применялись мелиорация и удобрения.

Но в XV веке Чимор был разбит новым мощным противником – государством Инков. Центром этого государства был город Куско.

В конце XIV-XV века он стремительно эволюционировал из вождества в город-государство, подчинил себе долину длиной 40 километров. В 1438 с запада вторгся народ Чанка. Инки его победили во главе с инкой Виракочей (Пачакути). Он считается первым инкой. В 1471 покорен Чимор.

Государство инков просуществовало недолго. Возникнув в середине пятнадцатого века, оно было уничтожено испанцами в первой половине шестнадцатого. Сменилось всего четыре правителя государства Инков, носивших титул Сапа-Инки – единственного инки. Инка – это не столько племенное обозначение, сколько титул, название рода. Инками назывались представители лишь одного из родов народа Кечуа, который возглавил государство. Представители рода инков являлись ядром знати новой державы. Практически все они жили в столице государства – городе Куско и занимали высшее положение среди аристократии.

За особые заслуги представителям других родов мог присваиваться титул инки. Но «Инки по рождению» и «Инки по крови» всегда строго разделялись на протяжении многих поколений. Численность собственно инков была невелика – всего около тысячи человек.

Знать инкского государства состояла не только из инков. Инки старались включать местную знать в структуру государства и сохраняли ее лидерство и ее привилегии. Местные провинциальные старейшины именовались курака. Их власть была наследственной, но новые курака утверждались в Куско. Это была административная должность, требующая некоторой компетенции. Благодаря поддержке инков курака стали меньше зависеть от общины и чувствовали себя свободнее. Пока империя была сильна, никаких даже зачатков сепаратизма не наблюдалось. Сама имперская идея под сомнение тоже никем не ставилась. Провинции сохраняли самобытную культуру, но дети курака в качестве почетных заложников посылались в Куско и воспитывались среди инков, воспринимая их культуру.

Само государство инков именовалось Тауантинсуйю – государство четырех сторон света. Как ни громко звучит это название, но оно имело под собой основания. Это государство заключало в себе всю андскую зону, от северной границы Эквадора на Севере до реки Мауле на крайнем Юге, Простерлось оно между берегом тихого Океана и восточными склонами Андских гор, включая современные страны Эквадор, Боливию, Перу, большую часть Чили и северо-запад Аргентины. Это одно из самых больших государств существовавших в истории, и это тем более удивительно, что государство Тауантинсуйю было государством бронзового века. Населено это государство представителями самых различных народов Макро-Кечуа и было истинной империей, что резко отличает ее от государственных образований Мезоамерики. Это государство имело наднациональный характер и разрослось практически до своих естественных границ. Представители самых различных культур соседствовали в нем. Власть инков – это не власть кечуа. Инки создали свою обособленную субкультуру, слабо взаимодействующую с другими. Только элита подчиненных обществ была частично ассимилирована.

Государство инков изначально родилось как империя и проводило имперскую политику. Некоторые народности расселялись в разные районы государства. Ожидалось, что они будут спокойнее на новом месте. Это приносило эффект. И эти деяния Инков были деяниями истинных императоров, так и следовало поступать. Очень важное значение инки придавали совершенствованию путей сообщения. Все части великой Империи были соединены дорогами. Инки, желая добиться единства империи, поощряли искусственное разделение труда между провинциями.

Все это делало империю инков очень сильным государством.

Несмотря на первоначальные различия в культуре и религии, империя создала возможности для развития единой культуры.

Материальная культура инков базировалась на маисовом земледелии. Земледелие в Андах было очень трудоемким, но достаточно стабильным и приносило по 2-3 урожая в год. В Андской зоне с ее неоднородным климатом и резкими перепадами в обеспеченности водой были необходимы ирригационные системы. Развитые системы водопроводов и оросительные каналы, соединяющие между собой даже разные долины, появились уже в конце первого тысячелетия нашей эры.

Именно необходимость ирригации столь усиливала государства в Андской Зоне. Централизация также облегчалась тем, что, в отличие от ацтеков, инки умели разводить животных, в особенности родственных верблюдам выносливых горных лам, альпак и гуанако. Они использовались как вьючные животные, облегчая передвижение и перевозку грузов.

Ремесло инков было очень своеобразно.

Керамика инков и других народов андской зоны превосходна. Характерно, что инки знали гончарный круг, но почему-то им не пользовались. В горне посуда не обжигалась, а сушилась и покрывалась особыми красками различных цветов. Роспись посуды – это не орнаменты, но, как правило, это сюжетная живопись. Кроме парадной живописной керамики создавалась и керамика для бытовых нужд. Эта керамика создавалась в специальных стандартизированных формах.

Колесо инками не использовалось, хотя идея колеса существовала. В строительстве часто использовались всевозможные катки. Возможно, колесо не могло распространиться из-за крайне гористого неровного ландшафта. Инки проводили также эксперименты с воздушными змеями.

Письменность инков представляет собой так называемое узелковое письмо. Это длинная лента или веревка, на которой повязаны разноцветные ленточки в виде узлов различной формы. Оно до сих пор не расшифровано, но предполагают, что возможности этой формы записи крайне ограничены, и оно несет в себе сообщения главным образом экономического характера, а не политического.

Инки куда лучше умели обращаться с металлом, чем народы Мезоамерики. Они освоили добычу золота. Медь выплавляли из ее окислов, а еще с конца первого тысячелетия нашей эры на севере Перуанского побережья медь выплавляется из сульфидов. Медь производится в больших количествах, производится и бронза. Из бронзы и меди делаются орудия труда и оружие. Железа инки не знали.

Дороги инков великолепны. Караванные тропы, существовавшие еще с начала нашей эры, становятся благоустроенными дорогами при инках. Их общая протяженность насчитывает тридцать тысяч километров. При дорогах существовали посты, почтовые станции. Их обслуживало много людей. Гонцы по эстафете передавали правительственные сведения, что поднимало связь на невиданную высоту. Дороги стимулировали и обмен.

Социальное устройство государства инков к моменту испанского завоевание находилось на переходном этапе своего развития.

Основой хозяйства была община. Однако община инков подпадала под все большую зависимость от государства. Община инков не в полной степени являлась натуральным хозяйством. В принципе община могла обеспечить себя всем необходимым. Но государство поощряло создание специализированных общин рыболовов, земледельцев, ремесленников и т. д.

Община зависела от государства. Зависимость эта выражалась в том, что, во-первых, общинники обязаны были отрабатывать на находящихся в общине полях инки, полях Солнца (храмовых землях),полях курака. Либо же отдавать часть своей продукции государству. Вторая форма зависимости выражалась в том, что производилась мобилизация населения на работы с отрывом от места постоянного проживания. Как правило это было связано со строительством. Строили здания, дороги, ирригационные системы. Эта повинность именовалась мита.

Кроме того, общинники призывались на военную службу.

То есть в инкском государстве действовала классическая триада повинностей – налоговая, отработочная и воинская повинности. Это устройство полностью соответствует системе повинностей многих стран Востока, например, системе, существовавшей в VI- VIII веках в Японии. Также было и во всех странах Дальнего Востока.

За исключением указанного выше, община имела практически полную правовую и экономическую самостоятельность. С общиной же связан и статус свободного человека.

Однако община постоянно размывалась другими элементами общества инков.

Так, государство усиливало корпоративный сектор экономики, передавая за заслуги земли и работников различным группам знати.

Силен был храмовый сектор. По своей мощи и влиянию он соперничал даже с государственным сектором.

Самым мощным был государственный сектор. Государство стремилось не только получать доход с общин, но и само контролировать как можно больше земель. В основном земли пополнялись за счет освоения целины. Работали на этих землях зависимые люди, утратившие по разным причинам общинные права собственности. Их положение наследственно, численность их росла. Они же работали и на храмовых землях. Первоначально это были храмовые работники. Но позже они появляются в государственных хозяйствах и хозяйствах знати. Их труд применялся в разных сферах. Они были земледельцами, чернорабочими, челядью, младшими храмовыми служителями. Ремесло также контролировалось государственным сектором. Ремесленники были лично зависимы от администрации, их могли переселять из города в город. Все они были узко специализированы и в основном удовлетворяли нужды государства.

Города инков были административными и храмовыми центрами. Ремесло в них присутствовало, но его продукция использовалась не общинами, а местной знатью. В доинкский период существовала достаточно развитая торговля. Но в инкский период торговля ограничивается государством. Государство старается поставить товарообмен под свой полный контроль. Эта задача облегчается тем, что все дороги и почти все вьючные животные были в собственности государства. Поощряются только торговцы побережья, занимавшиеся внешней морской торговлей.

Свободных рынков и единого торгового эквивалента у инков так и не сложилось. Видимо, это тоже связано со столь сильным контролем государства над распределением и обменом продукции.

Государство имело повсеместно свои склады, куда свозилась продукция государства. Из этих складов оказывалась помощь нуждающимся, делались приношения храмам, снабжалась армия.

Государство инков было государством сильным и развитым, динамично развивающимся и очень сильно централизованным, в отличие от разобщенных номов Мезоамерики. Его проблемы были незначительны и вряд ли что-то предвещало скорую смерть этого государства. Правда, государство было ослаблено династическими распрями между детьми Сапа-инки Монтесумой и его братом Уаскаром. Но все было бы ничего, если бы этот конфликт не вмешались испанские конкистадоры во главе с Писарро. Разрушение цивилизации инков и падение их государства – целиком вина конкистадоров.







Заключение

«Америка к началу пятнадцатого века» - очень важная тема. Она тесно увязана с материалом темы Великие географические открытия и повествует об одном из вариантов развития человеческой цивилизации. Эта тема может заинтересовать многих учащихся.

Но с преподаванием этой темы в школе могут возникнуть большие сложности.

Во-первых, цивилизации доколумбовой Америки – тема сложная, объемная и комплексная. Если рассказать материал очень кратко, то у учеников не сложится полноценного представления, адекватно отображающего представленный материал. Для того, чтобы достаточно хорошо описать целые цивилизации, требуется много времени.

Учителю необходимо соблюдать разумный компромисс между полнотой изложенной информации и отведенным для этого небольшим количеством времени. Ускорить процесс и улучшить восприятие учащихся может использование визуально-передаваемой информации – альбомов, иллюстраций, слайдов, видеофильмов. В противном случае, как бы ни было хорошо описание, представить цивилизации Америки нет никакой возможности.

Очень сложными являются проблемы совместимости реалий тех цивилизаций и культурных установок нашего времени. Очень сложно освещать тему духовной культуры майя и ацтеков, их религии, переводя это на наши понятия. Здесь неизбежны схематизм и неполнота. Как, например, рассказать школьникам о кровавых жертвоприношениях или некоторых других обычаях этих народов, о роли инцеста в обществе инков? По всей видимости, эти вещи придется опустить в повествовании. Хотя они играли важнейшее значение в рассматриваемых обществах. Учитель неизбежно будет поставлен перед необходимостью выпустить что-либо очень важное. Здесь вероятен выбор: или говорить о социально-экономических чертах американских обществ, или же вести речь преимущественно об их культуре.

Важно, что наши знания о цивилизациях доколумбовой Америки крайне отрывочны и ущербны во-первых из-за недостатка данных в письменных источниках, а во-вторых, из-за того, что большая часть этих источников оставлено чуждыми этим культурам европейцами, а их понимание не всегда адекватно. Многие события и явления остались так и не поняты до конца.

Главная задача учителя – показать наличие в Америке достаточно развитых культур в Америке и показать возможности их развития

Ученикам также будет сложно воспринимать данную информацию в рамках учебного курса, поскольку сама эта информация крайне объемна и многогранна. Эффективно было бы, если бы культура доколумбовой Америки в той или иной мере изучалась в курсе Мировой Художественной Культуры. Может быть, было бы еще лучше, если бы ученики знакомились с цивилизациями доколумбовой Америки не в рамках учебного курса и не по учебнику, а самостоятельно в индивидуальном порядке, поскольку данный учебный курс и учебник дают исключительно краткие и обрывочные сведения о них.

Поистине необходимо привлечение дополнительной информации.

При рассмотрении данной темы главное – дать понять различие андской цивилизации инков и культур Мезоамерики, а не сводить все к негативной роли жрецов.



Эффективно использование следующей литературы:

1) Башилов В. А. Древние цивилизации Перу и Боливии. М., 1982

2) Березкин Ю. Е. Инки. Исторический образ империи. Л., 1991

3) Кинжанов Р. В. Культура Майя. М.,1971

4) Кнарозов Ю. В, Письменность индейцев Майя

5) Майкл Ко. Цивилизация Майя. М., 1999

Назад

Текст в формате DOC\TXT