30.09.2003

П.В.Шевелева

Методическая разработка содержания темы

"Жизнь и быт в Риме и провинциях"

учебного курса "История античных стран" (Класс 5)

Настоящая работа предлагает систему материалов о жизни и быте Римской империи, обеспечивает возможность без привлечения дополнительных материалов провести урок по теме "Жизнь и быт в Риме и провинциях", составить план - конспект урока по данной теме.

Тема "Жизнь и быт в Риме и провинциях" обеспечена очень большим количеством самой разнообразной информации, в том числе иллюстрированной, главная сложность при работе с литературой, освещающей данную тему, заключается в том, чтобы из всего многообразия материала выделить приемлемый для учеников 6 класса, а также в том, чтобы свести материал в одну схему, вычленить основной из всего многообразия материала.

Общей идеей темы "Жизнь и быт в Риме и провинциях" является описание специфики повседневной жизни, обычаев, нравов, традиций римского общества. Кроме того, эта тема иллюстрирует социальные процессы, происходившие в античном обществе.

Итогом проведения урока по теме будет формирование у учащихся устойчивого представления о повседневной жизни, обычаях, нравах, традициях римского общества, о том, как одевались римляне, что употребляли в пищу, как и где жили, чем занимались, как общались.

Данная работа предоставляет такие средства дидактические средства формирования у учащихся знаний, умений и навыков, как таблицы.

Разработка темы идет по учебному пособию "История Античности" для 6 класса (Всемирная история. История Античности \\ Сост. А. Н. Лукьянов.-Омск,1994.) , являющегося модулем единого цикла "Всемирная история для школьников". Учебник продолжает системный курс, начатый пособиями по истории первобытных времен и истории древнего Востока . Таким образом, концепцией учебника является теория системного подхода.

Данное учебное пособие поддерживается следующими вспомогательными материалами: электронный учебник, хрестоматия источников, художественно-историческая хрестоматия, слайды и видео, карты географические и исторические, аудио, рабочая тетрадь, иллюстративный материал.

Тема "Жизнь и быт в Риме и провинциях" в рамках данного учебного курса изучается в 6 классе, в 3 четверти, 28 неделя, 1 урок. Данная тема в курсе "История Античности" является вспомогательной и иллюстративной. Она позволяет более полным образом представить специфику Римской империи как одного из типов человеческого сообщества.

Существует ряд учебных пособий, сходных по структуре и содержанию с предлагаемым учебным пособием. Например, учебные пособия по истории древнего мира Коровкина Ф. П., Трухиной Л. А., Годера А. С., Нефёдова С. Эти материалы также можно использовать с предлагаемым методическим руководством.

Тема "Жизнь и быт в Риме и провинциях" по логике изложения материала связана с параграфами №16 ("Городская жизнь эллинов"), №23 ("Природа и население древнейшей Италии"), №26 ("Римское государство и народы Италии") данного учебного пособия. Также существует связь с последующими учебными курсами. Например, с темами "Средневековый город" (курс по истории средних веков), "Русь в 11 веке" (курс отечественной истории).

Прослеживается логическая связь с учебными курсами других образовательных областей, в частности с курсам мировой художественной культуры и с темами учебного курса по литературе, связанными с античными сюжетами.

Рекомендуемая тема урока :" Жизнь и быт в Риме и провинциях"; тип урока - объяснение. Рекомендуемое оснащение урока - учебник, хрестоматия источников, художественно - историческая хрестоматия, слайды и видеоматериал, иллюстративный материал, рабочая тетрадь. Использование указанных средств позволит наиболее легко и доступно изложить материал.

Рекомендуемая разбивка урока с учетом объема и специфики материала (длительность урока составляет 40 минут):

- 25 минут - выдача домашнего задания на следующий урок;

- 10 минут - проверка предыдущего домашнего задания;

- 25 минут - объяснение нового материала.

Рекомендованное домашнее задание: обязательным является выполнение задания № 1, 2, 4, 5 к соответствующему параграфу в учебнике (параграф №41-42); желающие могут составить по пройденному материалу рассказ "Один день богатого римлянина", связанный с творческим переосмыслением пройденного материала.

Основная часть.

В рамках темы " Жизнь и быт в Риме и провинциях" рекомендуется рассмотреть следующие подпункты: как именовались римляне; одежда римлян; свободное время; семья; жилища римлян; римская кулинария; как римляне общались между собой; планировка городов; профессии.

Такая разбивка материала способствует полному и четкому восприятию информации.

Специфика материала о повседневной жизни, культуре быта заключается в том, что восприятие подобной информации затруднено без наглядного иллюстративного материала. Поэтому рекомендуется сопровождать объяснение материала демонстрацией наглядных пособий (реконструкции зданий, зарисовки одежды предметов быта и т.д.), слайдов, а также видеоматериалов. Примерный список иллюстраций имеется в приложении.

Понимание жизни и быта римлян необходимо для понимания специфики процессов исторического развития римского общества. Ведь история народа и его быт не отделимы друг от друга. В повседневном существовании людей сказываются те же хозяйственные, политические, культурно-идеологические процессы, которые характерны для общества в целом.

Необходимо учитывать, что культура римлян развивалась во взаимодействии и под влиянием культуры других народов, прежде всего эллинов. При этом культура Рима не была подражательной. При объяснении материала следует обратить внимание на сходства и различия жизни римлян с жизнью уже известных культур, особенно греческой. Одежда римлян, римские зрелища во многом напоминали греческие. Конечно, были и отличия. Римляне по своему характеру отличались от изумительно одаренных в области художественного и научного творчества греков. Греки, в отличие от римлян, очень редко были способны почувствовать свое этническое единство, создать твердую администрацию, дисциплинированный и строгий образ жизни, поэтому римляне все свои творческие способности проявили именно в практической деятельности. Целеустремленность, внутренняя дисциплина, чувство превосходства римлян над всеми завоеванными народами, практицизм в действиях - все эти черты римского склада характера не могли не наложить заметного отпечатка на их культурные достижения. Хотя римская культура формировалась на базе греческой, она была оплодотворена культурными достижениями народов, вошедших в состав огромной Римской державы. При этом римляне охотно пользовались культурным наследием всех своих предшественников, творчески перерабатывая и приспосабливая его для своих потребностей.

Можно отметить, что большую часть сведений о жизни и быте Рима историки получили после археологических раскопок погибшего античного города Помпеи. Там сохранились предметы утвари, украшения, основы зданий.

Рекомендуется использовать дополнительный материал.

Перед рассказом о римских именах следует предложить учащимся вспомнить некоторые знаменитые имена греков и римлян. Станет ясно, что римская культура не производная от греческой, так как римские имена не похожи на греческие.

Римское мужское имя состояло из трех частей: личного имени, родового имени и индивидуального прозвища или наименования ветви рода. Следует отметить, что наличие родового имени говорит о силе родовых патриархальных традиций в римском обществе.

Мальчик получал личное имя на восьмой или девятый день после рождения. Существовала традиция давать личное имя только четырем старшим сыновьям, а остальным в качестве личного имени могли служить порядковые числительные: Квинтус (пятый), Секстус (шестой), которые, таким образом, превратились в личные имена. К числу употребительных относятся имена Авл, Гай, Гней, Децим, Луций, Марк, Публий, Квинт, Секст, Тиберий, Тит. Реже употреблялись:

Аппий, Мамерк, Маний, Нумерий, Сервий, Спурий. Еще реже - Агриппа, Анк, Анний, Нума и некоторые другие. Часто старший сын получал личное имя отца. В 230 г. до н.э. эта традиция была закреплена постановлением сената, так что личное имя отца стало, как правило, переходить к сыну.

Родовое имя носили все члены одного и того же рода. Общее число родовых имен доходило до тысячи. Большинство их было столь древнего происхождения, что смысл их названий был забыт. Только сравнительно немногие имеют определенный смысл: Деций от децем (десять), Фабий от фаба (боб), Октавий от октавус (восьмой), Овидий от овис (овца). Порций от поркус (свинья) и др.

Третье имя было индивидуальным прозвищем, которое часто переходило на потомков и превращалось в наименование ветви рода. Наличие третьего имени не было обязательно. В некоторых плебейских родах (у Мариев, Антониев, Октавиев, Серториев и др.) третье имена, как правило, отсутствовали. Не имели индивидуального прозвища знаменитый полководец Гай Марий, триумвир Марк Антоний. Так как личное имя отца переходило к старшему сыну, то для того, чтобы отличать сына от отца, приходилось употреблять третье имя.

Хотя наличие индивидуального прозвища, превратившегося наименование ветви рода, не было обязательным, отсутствие его бы исключением из правила, так как многие роды Рима насчитывали нескольку ветвей. Происхождение наименований ветви рода различны; иногда они указывали на происхождение рода, переселившегося из какого-либо иного города; в качестве прозвища могло выступ имя мифологического предка. Чаще индивидуальное прозвище возникало вследствие какого-либо события, иногда овеянного легендой. Так, Гай Муций получил прозвище Сцевола (Левша), потому что, проникнув в лагерь осаждавшего этрусского царя Порсенны, чтобы убить его, но, схваченный и приведенный к царю, в подтверждение своей решимости и выносливости сам положил в огонь стоящей рядом жаровни свою руку.

Многие наименования ветви рода характеризуют внешность, особые приметы, качества их первых обладателей. Прозвище Цицерон происходило от цицер (горох), так как у одного из членов рода Туллиев кончик носа формой своей походил на горошину.

Также, например, Красе - толстый, Павел (Паулус) - небольшой, невысокий, Лонг - длинный, Флакк - вислоухий, Назика - остроносый, Вар - кривоногий, Север - суровый.

Б доклассическую эпоху некоторые женщины имели личные имена (например, Акка Ларенция, воспитавшая Ромула и Рема). В классическую эпоху женщины личного имени не имели и носили только имя своего рода. Например, все женщины рода Юлиев именовались Юлиями. Старшая по возрасту именовалась Старшей, вторая - Второй (Секунда) или Младшей, третья - Третьей (Терция). Знатные женщины обычно наследовали родовое имя и наименование ветви рода или индивидуальное прозвище своего отца. Например, жена Суллы, дочь Л. Цецилия Метелла - Цецилия Метелла.

В древнейшие времена у рабов индивидуальных имен не было, формально они считались детьми ("пуэри") своего господина. Так образовывались имена, составленные из личного имени господина и слова "пуэр": Луципор, Марципор и т.п. Чаще всего рабы сохраняли то имя, какое носили, когда были еще свободными. Иногда раба звали по его национальности или месту рождения: Дакиец, Коринфянин. Вместо имени раб мог иметь прозвище: Первый, Второй, Третий. Известно, что доля раба в Риме была тяжелой. Однако это никак не отразилось на именах рабов. Напротив, у рабов часто встречаются имена Феликс и Фавст (Счастливый). Встречаются, даже рабы с именем Виктор (Победитель), Виндекс (Защитник или Мститель).

Раб, отпущенный на волю, получал личное и родовое имя своего Господина, который становился его патроном, а прежнее имя сохранял в виде индивидуального прозвища.

Можно отметить, что многие современные имена происходят от римских прозвищ. Например, Павел - от римского "малыш, небольшой"; Август - от римского "величавый, священный"; Константин - от римского "постоянное"; Роман - от слова "римлянин".

Рассказывая про одежду и внешний облик римлян, рекомендуется демонстрировать изображение одежд римлян параллельно с уже знакомыми одеждами других народов, особенно греков, для наглядного определения сходств и различий. Следует рассмотреть иллюстрацию в учебнике, а также иллюстрации 4, 16 из приложения. Одежда римлянина похожа на одежду грека. Это можно объяснить обширными культурными связями и нахождением в одном климатическом поясе. Отличия были скорее функциональные. В Греции одежда была чем-то личным и бытовым, в Риме же одежда определялась не только весьма жестким обычаем, но и законодательными установлениями.

По сравнения с одеждами Египта, одежда римлян (даже в период империи) и греков более скромны, лишены драгоценных украшений. Но как и в Египте, как и в Греции, одежда простого народа была более скромной и простой. Это связано с тем, что на Востоке одежда более отражала личное благосостояние, а в Риме - положение в обществе.

Одежда трудового люда состояла из туники - длинной рубахи с короткими, не доходившими до локтя рукавами и плотного толстого плаща, надежной защиты от дождя и ветра. Для туники брали два полотнища и сшивали их вместе так, чтобы для головы оставалось отверстие (тунику надевали через голову). Иногда у туники имелся только левый рукав; правая рука оставалась свободной, а полотнища туники прихватывались на правом плече застежкой. В холодное время года и в ненастье поверх туники надевали плащ. Это четырехугольный кусок грубой шерстяной ткани, который накидывали на спину и застегивался на правом плече или спереди под горлом. В него можно было завернуться целиком и можно было забросить обе его полы за спину: движений он не стеснял. В солдатском быту такой плащ был незаменим при длительных переходах и при стоянии на часах. Не мешал он и в сражении: его закидывали на левую руку или отбрасывали назад на спину. Вряд ли, однако, такой покрой удобен для людей, работавших весь день на воздухе: закинутый за спину, он оставлял всю переднюю часть тела открытой ветру, дождю и холоду, а завернуться в него при работе было невозможно. Одежда женщин из трудовых слоев населения была снабжена рукавами. Были плащи и другого покроя - короткая накидка с единственным круглым отверстием для лица нечто вроде мешка, только пригнанного по фигуре человека. Существовали также капюшоны. Это короткие пелерины, которые закрывали плечи, грудь и часть спины, с остроконечным башлыком, надевавшимся на голову. От башлыка на грудь иногда спускались длинные концы, вторые завязывались спереди, защищая от холода горло.

Изношенные туники и плащи в хозяйстве не пропадали: из них вырезали куски покрепче и сшивали нечто вроде лоскутных одеял. Бедняки спали на них и покрывались ими так же, как и рабы.

В качестве обуви сельское население носило деревянные башмаки. Надевали их только в жару и в грязь. В теплую и в хорошую погоду крестьяне и рабы ходили, конечно, босиком или в самодельных легких сандалиях из веревок.

Тунику, однако, носил не только бедный люд. В нее одевались представители различных слоев общества.

Тунику подпоясывали так, чтобы она спускалась чуть ниже колена, а сзади доходила до коленного сгиба.

В старину и в семьях, строго соблюдавших старинные обычаи, было не принято надевать больше одной туники. Позже стали носить еще и нижнюю, которая называлась "внутренняя туника" и плотно облегала тело. Люди зябкие надевали по несколько туник.

В кругах состоятельных, не занимавшихся физическим трудом, предпочитали тунику белую; у крестьян, ремесленников и рабов она была темною. Сенаторы и всадники носили туники с пурпурными вертикальными полосами, которые шли параллельно одна другой от шеи до самого низа туники на груди и на спине. У сенаторов полосы эти были широкими, у всадников - узкими. Особую тунику надевал триумфатор: она была расшита золотыми пальмовыми ветвями, хранилась в храме Юпитера Капитолийского, числилась в составе храмового инвентаря и выдавалась только на день триумфа.

В одной тунике по улицам ходило только рабочее и бедное население Рима. Человеку "из общества" следовало облечься в тогу для знатных.

Тога была чисто римской одеждой. Изгнанникам запрещалось ее носить. Тога была громоздка и неудобна даже и во времена ранней республики, когда была "малой", плотно прилегала к телу и не имела такого количества складок. Чем дальше, однако, тем тога становится шире и длиннее. Для тоги брали кусок материи в форме эллипса, обычно вдвое или втрое больший, чем требовалось по фигуре; материю брали обеими руками за широкий край, захватывая примерно треть куска и, собрав складками, перекидывали через левое плечо так, чтобы покрыта была левая рука и спереди конец свисал почти до земли. Затем материю (около трети ее по ширине) пропускали под правой рукой, на высоте бедра опять собирали в складки и, протянув по груди наискось, перекидывали конец через левое плечо. Остальные две трети материи опускали полукругом, тщательно располагая складки, чуть пониже колена и перекидывали конец опять через левое плечо.

Tory надевали в несколько приемов, и облечься в это сооружение одному, без чужой помощи было невозможно. Неумело надетая тога вызывала усмешки городских щеголей. Tore полагалось быть белого цвета, без всяких украшений. Только мальчики носили до совершеннолетия тогу с широкой пурпурной полосой по краю. Триумфатор надевал тогу пурпурную, расшитую золотом. К этой официальной одежде полагалась и официальная обувь - башмаки с ремнями, закрывавшие ногу. Магистрат, сенатор, появляясь на людях, а тем более при исполнении своих обязанностей, должен был быть в тоге и этих башмаках.

Тога зимой она плохо защищала от холода, летом в ней было невыносимо жарко. Со времен Августа в быту тory начинали носить все меньше и меньше, она постепенно в мундир, который надевают только при исполнении официальных и служебных дел.

Общим признаком плащей было то, что их не надевали на себя, а обвертывались ими, как тогой. Плащей разного покроя было множество. Их можно по внешнему виду и покрою разделить на группы: 1. короткая, до середины спины доходившая накидка с капюшоном; 2. пенула, представляющая собой упрощенный греческий гиматий - кусок мягкой ткани, который набрасывают на обворачивают вокруг талии; 3. лацерна.

Пенула - плащ, который застегивается спереди и узковат, откинуть его назад трудно и неудобно. Иногда он одевался через голову. Материалом для этого плаща, если его надевали в путь или для работы, служило грубое толстое сукно, иногда кожа. Продемонстрировать иллюстрацию 16 в приложении.

Иного покроя лацерна. Первоначально это был воинский плащ, она уже в начале империи стала обычной одеждой гражданского населения. Этот широкий плащ застегивался под горлом или на плече; полы можно было закинуть на одно плечо или крест-накрест на спину; можно было их спустить вниз и целиком закутаться. Лацерны были разного цвета: темные, белые, окрашенные в пурпур или ярко-красную краску или сохранявшие естественный цвет рыжей или темно-золотистой шерсти испанских овец; разного материала - грубые и тонкие. Плащ этот часто надевали поверх тоги - для тепла и чтобы предохранить белоснежную ткань от грязи и пыли.

В I в. вошло в обычай переодеваться к обеду в особую одежду, так и называвшуюся "обеденной" - это был набор разноцветных плащей, которые иногда меняли по нескольку раз во время обеда.

Брюк у римлян не было: они считались варварской одеждой. Императоры IV в. запрещали носить их в Риме. Но на севере, например, в Германии, это варварское одеяние приходилось надевать; на колонне Траяна солдаты изображены в коротких, обхватывающих ногу и спускающихся чуть ниже колена штанах.

Чулок древние не знали, но охотники и пастухи обвязывали ноги вязаными или ткаными шерстяными обмотками, иногда надевали нечто вроде кожаных гетр. Август, не переносивший холода, носил такие обмотки, но вообще считалось, что ими могут пользоваться только люди слабые и болезненные.

Женская одежда состояла из туники, столы и паллы и не очень отличалась от мужской, разве только была подлиннее. Столу носили почтенные замужние женщины. Ее не смели надевать ни вольноотпущенницы, ни женщины легкого поведения, ни рабыни. Это была длинная, волочившаяся по земле одежда с множеством складок и короткими рукавами, перехваченная по талии поясом. По низу ее нашивали узкую оборку, всю в складках. Стола не должна быть ни яркой, ни пестрой. Выходя из дому, женщина набрасывала на себя паллу - длинную широкую шаль, в которую можно совершенно закутаться. Одежда такого покроя, как стола, не годилась, конечно, для женщины, чья жизнь проходила в работе.

Детская одежда была копией с одежды взрослых.

Главным материалом для одежды в древней Италии была шерсть. Лен в Италии сеяли во многих местах, однако, льняное полотно шло главным образом на паруса, на тенты, которые натягивали над амфитеатрами и театрами в защиту от дождя и солнца. Широкое распространение льняные ткани получили только в поздней империи. В конце I в. до н.э. римляне познакомились с так называемым "диким шелком", который дает дикий шелковичный червь в Передней Азии. По месту выделки одежды из этого шелка называли "косскими одеждами". Мода на них продержалась не дольше 100 лет.

Обувью для обоих полов служили: дома - сандалии, на улице - кожанные башмаки.

В позднейшее время вошли в употребление греческие башмаки и сандалии, а для плохой погоды - высокие кожаные ботинки. Солдаты носили полусапоги.

Для защиты рук в холодную погоду в позднейшее время женщины, изнеженные мужчины и рабочие (которым приходилось работать под открытым небом) носили меховые руковицы.

Покрытия головы, вроде нашего, римляне не знали. За исключением людей изнеженных, которые всегда носили шляпы, римляне только тогда покрывали голову, когда им приходилось долгое время оставаться под палящими лучами солнца, например, во время путешествия или при плохой погоде. В этих случаях они надевали войлочную шляпу с небольшими (а иногда, наоборот, с широкими) полями или без полей. Но нередко римляне довольствовались и тем, что набрасывали на голову: мужчины - верхнюю часть тоги, а женщины - верхнюю часть паллы. Замужние женщины появлялись на улице только с покрытой головой. Головными уборами служили им разные сетки, платки и проч.

Римляне в древнейшее время носили длинные волосы и бороду: с 300 г. до н. э. вошло в обычай стричь волосы на голове и бороде, а впоследствии начали брить бороду (следует продемонстрировать иллюстрацию 14 в приложении).

Мальчики носили длинные волосы до тех пор, пока не надевали мужской тоги. Бороду отпускали при трауре, а также подсудимые и осужденные. Стрижка, бритье и причесывание производились или дома рабами, или в цирюльне.

Из предметов украшения как мужчины, так и женщины носили кольца. На четвертом (безымянном) пальце левой руки у римлян в обычае было носить (железные) перстни с печатью. Золотые кольца были преимуществом сенаторов, а позднее - также и всадников.

Для женщин украшением служили металлические пряжки, шпильки, серьги, ожерелья, браслеты и проч.

В жизни римлян одежда имела значение, во многих отношениях отличавшееся от того, которое придавали ей греки. В Греции одежда была чем-то личным и бытовым, т.е. в рамках общепринятой моды, каждый одевался по своему вкусу и своим возможностям. Когда же римлянин появлялся в обществе, его одежда определялась не только весьма жестким обычаем, но и законодательными установлениями.

"Отдых - после дел" - говорила латинская пословица. Свободным временем римляне пользовались по-разному. Люди посвящали себя науке или литературе, не считая это "делами", а рассматривая как досуг. Так что отдыхать для римлян отнюдь не значило ничего не делать.

Следует отметить, что существовали глубокие различия в образе жизни богачей и бедняков, связанные с тем, что бедному населению Рима необходимо было тратить большое количество времени на обеспечение своего пропитания. К тому же многие виды отдыха были не доступны беднякам из - за высокой оплаты, например, посещение некоторых бань. Однако существовали и массовые зрелища, доступные и чрезвычайно любимые как знатными римлянами, так и чернью. Например, бои гладиаторов.

Выбор занятий был широкий: спорт, охота, беседы и посещение зрелищ. Зрелищ было много, и каждый мог отыскать то, которое ему больше всего по душе: театр, бои гладиаторов, гонки на колесницах, выступления акробатов. Посещение различных общественных зрелищ составляло главное удовольствие римлянина; ему римляне предавались с такой страстью, что не только мужчины, но и даже женщины и дети присутствовали на зрелищах; всадники, сенаторы и, наконец, даже императоры принимали в них деятельное участие. "Хлеба и зрелищ" составляло девиз голодающей и жадной до удовольствий римской черни. Одним из самых любимых развлечений были бои гладиаторов (ученикам следует вспомнить, кто это такие. Предполагаемый ответ: рабы, военнопленные, которых заставляли сражаться с дикими животными или между собой для развлечения римлян. Их обучали в специальной школе. Восстание Спартака - крупнейшее восстание гладиаторов)

Из сценических представлений римляне любили более всего комедию, но еще более привлекали их игры в цирке и в амфитеатре, которые своими ужасными сценами много содействовали нравственному огрубению римского населения.

Общественные игры по своей первоначальной цели были религиозные празднества в честь известного божества с целью умилостивить или возблагодарить его. Но мало-помалу они утратили свой религиозный характер и обратились в многолюдные светские зрелища, страстно любимые народом. Игры, как уже было сказано, по своим видам делились на цирковые, даваемые в цирке; сценические - игры, даваемые в театре и гладиаторские - игры, даваемые в амфитеатре. Доступ на игры был свободный.

Игры в цирке - древнейшие из игр, на которых главным образом состязались в езде на колесницах. К этому присоединялись гимнастические состязания: бег, прыганье, борьба, кулачный бой и бросание диска.

Состязания состояли в том, что колесницы (обыкновенно 4), одновременно пущенные, должны были 7 раз объехать вокруг площадки, и кто раньше совершал эти 7 объездов, тот считался победителем. Главная опасность угрожала состязающимся при повороте. Колесницы были с 2 колесами, маленькие и легкие, кузов у них был полукруглый, сзади открытый. Ездили или на колесницах, запряженных парой, или на колесницах, запряженных четверкой, причем возница правил лошадьми стоя. Колесницы часто сталкивались и опрокидывались. Огибая овальную арену и стремясь выиграть время, возничие держались поближе к каменным тумбам, стоявшим с внутренней стороны беговой дорожки на поворотах. Малейшая неточность-колесо на всем скаку налетало на тумбу, разлеталось вдребезги. Несмотря на защитный костюм (кожаная шапка, ременные обмотки на ногах и на туловище), большинство возничих погибали молодыми. Победитель получал в награду пальмовую ветвь и часто, кроме того, значительную сумму. Статуи знаменитых возничих стояли в Риме рядом со статуями богов. Иногда после игр предлагали народу угощение, раздавали ему подарки (преимущественно в императорское время), чем страсть его к играм в цирке поддерживалась еще более.

Сценические представления были связаны почти со всеми главными ежегодными общественными играми. Начало таких представлений относится, вероятно, к глубокой древности, но собственно драматические представления по греческому образцу начались со времени Ливия Андроника (240 г. до Р. X.), первого переводчика Гомера и драматических пьес с греческого языка.

Наиболее известны следующие виды драматических представлений: комедия и трагедия; первоначально заимствованные у греков, а впоследствии и оригинальные; ателланы - фарс с забавными и часто грубыми сценами из деревенской жизни (с 4-мя действующими лицами в масках: дурак, болтун, старик - честолюбивый скряга и шарлатан; мимы - род водевиля с пением и танцами, который исполнялся без масок, с участием актрис. При Августе был введен пантомим, род балета-пантомимы, без речей.

Женские роли, как и у греков, поручались мужчинам. Актеры были большей частью рабы и вольноотпущенники и особым уважением не пользовались.

Упоминая о театральных зрелищах, можно подчеркнуть, что они были менее любимы римлянами, чем бои гладиаторов и конские состязания. Однажды в римском театре шло представление комедии знаменитого римского поэта. Зрители как будто со вниманием следили за действием. Вдруг кто-то вбежал и закричал, что рядом в амфитеатре начинается бой гладиаторов. Поднялся невообразимый шум. Забыв про комедию, зрители бросились вон из театра.

Гладиаторские игры давались (обыкновенно) в амфитеатре и состояли: 1) в бое гладиаторов между собой на арене, 2) в бое их с дикими зверями и 3) в сражении на кораблях.

1) Борьбу между собой гладиаторы вели с помощью оружия, и она оканчивалась обыкновенно смертью побежденного. Первоначально гладиаторские игры устраивались по поводу похорон, как остаток человеческих жертв, приносимых в память умершего; впоследствии они составляли любимое зрелище народа.

Зрелище начиналось торжественным шествием гладиаторов на арену, где во времена императоров они приветствовали присутствующего императора. Сначала гладиаторы вели примерный бой с помощью тупого оружия, а когда трубой подавался сигнал к серьезной борьбе, то с помощью острого оружия, весьма разнообразного (кинжал, меч, копье, трезубец); употреблялась также сеть или аркан, и т. п. Оборонительным оружием служили шлем, панцирь, поножи, щит и др. Судьба побежденного первоначально зависела от дающего игры, впоследствии от народа, а затем от императора. Павшие выносились через "ворота мертвых", и если смерть еще не наступила, то там их убивали. Победители получали пальмовые ветви, венки, деньги, а за многократные победы - деревянную рапиру в знак их признанного искусства и освобождения от дальнейшей службы или, наконец, полную свободу. Гладиаторами были рабы, военнопленные или наемные люди, которые обыкновенно обучались в особых фехтовальных школах под руководством учителя фехтования.

2) Бой гладиаторов с дикими зверями или зверей между собой назывались "охота на зверей". Борцами выступали военнопленные и осужденные на казнь обыкновенно в плохом вооружении и даже без всякого оружия или же наемные люди, которые обучались в особых школах и вступали в бой достаточно вооруженными. Зверей, большей частью львов, медведей, кабанов, пантер, а также слонов и быков, привозили в огромном количестве из всех частей государства или выращивали в зверинцах.

3) Примерные сражения на кораблях были представления для забавы зрителей в подражание знаменитым морским битвам. Они происходили или в особых вырытых бассейнах, или в амфитеатре, в который проводили для этой цели воду.

Между общественными играми следует упомянуть вековые, или юбилейные, игры, которые давались приблизительно через 100 лет в честь подземных богов с целью умилостивить их по отношению к новому поколению. Первый раз эти игры были даны в 249 г. до Р. X. по указанию Сивиллиных книг - в честь Дия и Прозерпины; второй - в 146, третий - в 17 г. до Р. X., в царствований Августа, при котором эти игры праздновались также и в честь Аполлона, Дианы и Латоны, равно как и в честь Юпитера и Юноны. Устройство их было обязанностью сивиллиных жрецов. Празднество продолжалось 3 дня и 3 ночи, при чем совершались молебствия, жертвоприношения и происходили игры. В первый день давались сценические игры в честь Аполлона, во 2-й день матроны молились Юноне, в 3-й в храме Аполлона мальчики и девочки пели (попеременно) торжественный и вековой гимн.

Частные игры были почти тех же видов, что и общественные, но устраивались богатыми частными лицами - обыкновенно в видах снискания себе популярности, а также по случаю похорон.

Для закрепления материала о римских зрелищах и для сравнения их с греческими можно дать следующую таблицу.

Зрелища у греков

Зрелища у римлян

Олимпийские игры

Игры в цирке, гонки на колесницах

Театральные зрелища: трагедия, комедия

Театральные зрелища: трагедия, комедия

-------------

Бои гладиаторов

Таким образом, театр был популярен как в Греции, так и в Риме, причем римский театр первоначально был копией с греческого. В Риме так же, как и в Греции, были популярны спортивные состязания. Однако в Греции не было аналогов римским боям гладиаторов. Это связано с более воинственным и жестоким нравом римского общества.

Иногда римляне отправлялись подивиться на какого-нибудь экзотического зверя. Одни искали отдыха и покоя, другие - шумных, неистовых развлечений. Одни уходили на отдых из города к себе в поместье, а иных манили большие города.

Впрочем, поездки за город требовали целого дня, а то и нескольких дней. Случалось же, что выпадали только свободные часы и надо было уметь правильно их использовать. Такие часы можно было посвятить игре в мяч, которой римляне предавались охотней, чем греки. Играли и взрослые, и молодежь. Правила игры были, по всей вероятности, такие же, как и в Греции, а в самой игре видели средство поддержать себя в подобающей физической форме.

Главной спортивной площадкой было Марсово поле, в особых залах, находившихся при банях, а также и в других местах. Игра в кости издавна была любимой забавой.

Излюбленным видом отдыха римлян была охота на диких зверей и птиц. Были также различные забавы, игры, которым они могли предаваться как дома, так и в гостях, на пирах.

К играм невинным относились всякого рода загадки и головоломки. Ими тешились и взрослые, и молодежь. Например, двое играющих быстро показывали остальным по нескольку пальцев, и те должны были сразу же сказать, сколько всего пальцев было показано. Эта простейшая игра так и называлась - "мелькание пальцев". Очень популярна была и игра "голова - корабль": надо было угадать, какой стороной упадет подброшенная вверх монета. Играли также в чет и нечет, подбрасывая некоторое количество орехов, камешков или игральных костей.

Гораздо меньше мы знаем об игре "двенадцать линий". Играли на деревянной или каменной доске, расчерченной на 12 квадратов при помощи двенадцати линий. Правила игры нам неизвестны: на обнаруженных досках можно обнаружить всегда по шесть шестибуквенных слов.

Знали римляне и игру, похожую на шашки: на большой доске двое партнеров передвигали по определенным правилам игральные камешки, кости или фигурки, называшиеся "латрункули" - наемные воины. Существовало, по всей видимости, множество вариантов этой игры, хотя подробностей мы не знаем.

В кости римляне играли так же, как и греки, определяя победителя по числу очков, выпавших при бросании костей. Сама игральная кость могла быть маленьким кубиком или шестигранником с углублениями на гранях. Самый неудачный бросок римляне называли "собакой", как и жители Эллады, самый лучший - Венерой. Азартная игра в кости была в принципе запрещена в течение всего года за исключением праздника Сатурналий. Однако запреты эти нарушались, и нарушали их как раз те, кто их вводил. Как бы то ни было, римляне продолжали увлекаться азартными играми, теряя подчас целые состояния.

Из видных политических деятелей Рима в кости любили играть Публий Муций Сцевола, Катон Старший, Катон Младший Утический, Сципипион Африканский Младший, Катилина, Цезарь, Помпеи и многие другие. Для римских императоров игра в кости была постоянным развлечением. Играли Октавиан Август, Тиберий, замечательным игроком был Клавдий.

Во всякой азартной игре нередки были мошенничества. Приходилось опасаться фальшивых костей - их изготовляли так, чтобы были тяжелее с одной стороны, т.е. можно было предвидеть, какой гранью вверх они упадут.

Поддерживая торговые и иные связи со многими далекими нами и народами, римляне охотно знакомились со всевозможными редкостями и новинками, привозимыми оттуда. Специальных выставок в современном значении этих понятий в Риме не 6ыло. Диковинные произведения искусства, памятники, статуи окружали древних повсюду.

Время от времени в городе появлялась какая-нибудь новинка, и множество людей сходилось, чтобы взглянуть на нее. Это могли быть редкие, прежде не известные здесь образцы растений, могли 6ыть экзотические дикие звери, это, наконец, могли быть и люди с непривычными цветом кожи, строением тела, странными, причудливыми чертами лица.

С редкими, вызывающими любопытство породами деревьев и кустарников, с дикими животными римляне чаще всего знакомились тогда, когда из очередного похода триумфально возвращался какой-нибудь полководец.

Любое экзотическое животное, только что привезенное, сразу же выставлялось на всеобщее обозрение. Например, ягуара можно было видеть на Форуме, тигра - на сцене театра. Показывали также зверей дрессированных: в дрессировке животных римляне достигли больших успехов, поскольку известно, что звери умели даже ходить по канату. Продемонстрировать иллюстрацию 5 из приложения.

На всеобщее обозрение выставлялись не только живые звери, но и скелеты и отдельные кости, необычные по своим размерам и вызывавшие в памяти древние мифы. В 58 г. до н.э. Эмилий Скавр доставил из Иудеи в Рим скелет некоего морского чудовища: традиция утверждала, что это останки того самого дракона, которому должны были выдать на съедение Андромеду.В правление Александра Севера в театре был выставлен скелет кита. С удивлением рассматривали римляне также невиданных прежде крокодилов и бегемота.

То, что каждая новинка вызывала всеобщее любопытство, естественно и понятно. Неприятным явлением было, однако, страстное желание сотен римлян поглазеть на физические уродства, на людей увечных, обделенных судьбой. А ведь и такие "подарки" присылались правителям Рима. Так, Августу привезли из Индии человека без рук, а Нерону преподнесли в дар ребенка нормальных размеров и телосложения, но с четырьмя головами. Римский плебс охотно ходил смотреть на необычайно высоких людей и, наоборот, на карликов. Маленьких человечков держали в домах ради развлечения и даже показывали их публично. Существовали и другие сомнительные с сегодняшней точки зрения обычаи. В Риме был рынок, где всякий мог купить себе для забавы все, что было уродливого и притом необычного: людей, родившихся без рук или без ног, одноглазых или трехглазых, с бесформенными головами, сиамских близнецов. Сохраняли и выставляли напоказ даже умерших людей, отличавшихся очень высоким ростом или необычным телосложением.

Также римляне любили купаться. Купание, необходимое отчасти вследствие климата, отчасти вследствие телесных упражнений, благодаря привычке, сделалось общей потребностью и удовольствием.

Ежедневно все свободные римляне посещали баню. В Риме было множество бань, называвшихся термами (греч.- "теплый"; отсюда "термос"-сосуд, сохраняющий пищу горячей). Проведя день в грязи и духоте римских улиц под знойным южным солнцем, человек испытывал потребность вымыться с головы до ног. Продемонстрировать иллюстрации 2, 3, 13 из приложения.

За небольшую плату (некоторые бани были бесплатными) римлянин мог посетить термы. Они располагались в тенистом парке, здесь находились площадки для спортивных упражнений и игр. Перед купаньем юноши состязались в беге, борьбе, фехтовании, в поднятии тяжестей. Люди пожилые играли в мяч. Набегавшись, покрытые пылью и потом, игроки шли мыться. В термах были теплые, горячие и холодные помещения для мытья, бассейны для плавания. Окна были устроены так, что солнце заливало баню целый день, можно было одновременно мыться и загорать.

При термах были библиотеки и залы для занятий, здесь же можно было постричься, пообедать, а также встретиться с друзьями.

Главный зал терм, выстроенных при императоре Каракалле (III в.), был роскошно отделан, украшен статуями богов и героев мифов. Стремясь завоевать любовь бедноты, императоры строили термы на деньги из государственной казны.

Представители греческой культуры оказали несомненное влияние на развитие литературы и науки в Риме; они же положили на литературной критике. Публичные чтения, а затем обсуждения сочинений со временем стали неотъемлемой приметой культурного быта римской империи. Встречи эти слушателей проходили в термах, в портиках, в библиотеке при храме Аполлона или же в частных домах.

Музыкой и пением серьезные римляне никогда не занимались так усердно, как греки, поэтому у них чувствовался недостаток в национальном развитии музыки. Со времен 2-ой Пунической войны вместе с другими сторонами греческой жизни все больше и больше прививалась также и греческая музыка; греческие танцы и исполнение музыкальных пьес начали составлять обычную принадлежность пиров знатных особ. Самыми употребительными музыкальными инструментами были: лира, кифара, флейта, и кларнет.

В рамках подтемы "Свободное время" можно рассказать о распорядке дня знатных римлян, отметив при этом, что бедняки в сельской местности мало придавались развлечениям, так как для пропитания они должны были трудиться.

В первые часы дня после утренней закуски знатные римляне (позднейшего времени) принимали утренние визиты своих клиентов и друзей. Затем они занимались своими делами приблизительно до 12 час.; потом следовал завтрак, а за ним отдых. После этого занимались гимнастикой, купались, а потом обедали. Остальное свободное время посвящалось прогулкам и развлечениям, к которым, кроме купанья, принадлежали зрелища, игры и музыка.

Рим-столица империи-насчитывал около миллиона жителей. Почему его население все время росло? Учащиеся способны указать, что разоряющиеся крестьяне шли в город. В Рим также стремились тысячи рабовладельцев Италии и провинций. Одни хотели получить выгодную должность на службе императору, другие - место в его гвардии. Всех привлекали гладиаторские игры, конские бега, триумфы и всевозможные празднества.

В Риме было мало садов и парков, доступных для посещения бедноты. (Это справедливо лишь для императорского периода. Римские холмы были когда-то густо одеты лесом. К концу республики от этих рощ и лесочков ничего не осталось.)

Город украшали множество фонтанов, величественный амфитеатр Колизей, Большой цирк, где устраивались конские бега, храмы, дворцы, триумфальные арки, статуи и колонны императоров, прославлявшие победы властителей Рима. В честь завоевания Дакии (нынешней Румынии) была поставлена колонна Траяна. На колонне изображены возведение крепостных стен и башен, разбивка лагеря, постройка деревянного моста через Дунай, машины для метания каменных ядер, тяжелые стрелометы, передвижные башни с осадными лестницами, пехота и конница в бою и на отдыхе, корабли у причалов и в сражениях". Можно отметить, что даки не прекращали борьбу с римлянами. В III в., когда империя ослабела, провинция Дакия первая завоевала свободу, римские захватчики покинули эту страну.

Одна из самых знаменитых и величественных построек Рима - Колизей- здание для гладиаторских боев и звериной травли, построено в 80 г. до н. э. при императоре Тите в виде овального 4-этажного бескровельного сооружения, длиной 190 м, шириной 154 м, высотой около 48 м, рассчитанного на 50 тыс. зрителей; нижний этаж - галерея - состоял из 80 арок, служивших входами и выходами; 2-й и 3-й этажи также по 80 арок освещали коридоры, огибавшие здание, и лестницы; 4-й этаж с 40 окнами освещал верхнюю галерею; наружная стена из травертина отличной работы; внутри был применен кирпич и мрамор. Арена в 85 м длиной и 54 м шириной была прочным полом, усыпанным песком; под ней находились помещения для зверей, бойцов и для разных механизмов, с помощью которых она могла превращаться в рощу или озеро для морских сражений или битв с морскими чудовищами; вокруг нее шли в пять ярусов места для зрителей - нижние, мраморные - для знатных лиц, верхние, деревянные - для простого народа.

Великолепно украшенная постройка пережила падение РИМА и была разрушена позднее - частью землетрясениями, частью самими жителями, разбиравшими из нее отличный материал на другие сооружения. Сохранилось около 1/3 всего здания.

Но все эти величественные постройки появились лишь в I в. до н.э. в императорском Риме, но они еще тонули в море старых зданий. Перестройка Рима для придания ему блеска, соответствующего положению столицы великой державы, входила в планы Цезаря. Он задумал построить новый форум, т.к. старый, восходящий еще к этрусскам, стал тесен. К тому же, с ним было связано немало воспоминаний о республиканском прошлом, нежелательных для единоличных правителей. Цезарь, с присущим ему размахом, приказал купить дома у частных владельцев. На месте снесенных домов началась планировка форума. Закончить сооружение форума Цезарь не успел.

В годы правления Августа в облике Рима произошли важнейшие изменения. Сам Август любил говорить, что, приняв Рим кирпичным, он оставил его мраморным. Август завершил строительство форума Цезаря. Раскопки 1930-1933 гг. показали, что этот форум представлял собой вытянутый прямоугольник длиной 115 м, шириной 30 м. Окружавшая форум стена имела высоту 12 м. В центре Юлиева форума находился храм прародительницы рода Юлиев Венеры. Перед храмом стояла кончая статуя диктатора. Позднее в самом храме Август поставил статую божественного Цезаря.

Продолжением форума Цезаря был форум Августа. Наиболее видной частью форума являлась стена, поднимавшаяся на 36 м над мостовой. С одной стороны, она предохраняла форум от частых в Риме пожаров, с другой - скрывала от глаз посетителей неприглядные кварталы. На западной и восточной сторонах форума находилось два портика, а на северной, между их флангами, - величественный храм Марса Мстителя. Храм был посвящен Марсу в благодарность за победу при Филиппах над Брутом и Кассием.

Превращение "кирпичного Рима в Рим мраморный" не означало коренной перестройки города, беспорядочно выросшего после галльского пожара. Последний представитель династии Юлиев-Клавдиев Нерон находил Рим дряхлым, грязным и вонючим. Одаренный буйной фантазией, он мечтал о садах Семирамиды и дворцах Мемфиса (вспомните, что это такое), воссозданных искусством зодчих на семи холмах. Архитекторы Север и Целер разработали проект грандиозного дворца, который должен был затмить резиденции восточных владык. Но этот план не мог быть осуществлен без очистки центра города от оставленных прошедшими столетиями трущоб. Даже у Нерона, не считавшегося ни с какими затратами, не хватило бы средств на выплату компенсации собственникам домов и участков. Проект так бы и остался проектом, если бы не внезапно вспыхнувший грандиозный пожар.

Пламя уничтожило дворцы и лачуги, храмы и театры, драгоценности, захваченные безжалостными завоевателями у других народов, бесценные греческие статуи, свитки древних авторов, скарб бедняков. Через 9 дней Рим предстал перед глазами тех, кто пережил бедствие, морем дымящихся развалин. Теперь ничто не мешало Нерону приступить к грандиозному строительству. Перестройка коснулась не только центра, где начал воздвигаться дворец. Был принят ряд мер, чтобы новый Рим стал красивым и вечным. Здания предписывалось строить из огнеупорного туфа, без применения дерева. Была ограничена их высота. Запрещалось застраивать дворы. Перед фасадами "доходных" домов, сдававшихся внаем, на средства самого императора воздвигались портики, украшавшие город и защищавшие прохожих от палящего солнца и обвалов. Улицы стали широкими и прямыми.

Вырос совсем новый Рим. Центром его стал императорский дворец, получивший название "Золотого дома" из-за массы золота и драгоценных камней в его отделке. Но наибольшее удивление современников вызывала не роскошь (к ней уже успели привыкнуть), а невиданное прежде сочетание роскошных построек с уединенными лугами и прудами, как бы перенесенными из сельской глуши в столицу мира. Стены дворца имели особое устройство, с помощью которого они могли поворачиваться вслед за движением солнца.

Открытые солнцу улицы и площади, по замыслу императора и его архитекторов, противопоставлялись старым римским закоулкам с их никогда не просыхавшими стенами, пристанищем желтухи и водянки. В Риме времен империи появляются 3 - 6 этажные дома для сдачи квартир в наем. Их называли инсулы. Продемонстрировать иллюстрацию 12.

Следует обратит внимание учащихся на узкие, тесные улицы, мрачноватые стены домов бедняков. Можно продемонстрировать изображение повозок (иллюстрация 1). Особенностью римского быта были беспрерывные пожары, возникавшие при малейшей оплошности: кто-то впопыхах нечаянно толкнул жаровню-вылетела раскаленная головешка; расшалившиеся дети опрокинули светильник-масло разлилось и вспыхнуло. Кругом дерево: мебель, полы, двери, оконные ставни. Вот загорается стол, дверь,-огонь ползет дальше, а тушить его нечем. Рим полон плеска воды, водопроводы снабжают водой сотни бассейнов и фонтанов, но много ли ее натаскаешь по крутым лестницам в маленькую, тесную квартиру, да и чем поможет какой-то десяток ведер среди разбушевавшегося пламени. Пищи ему много: дома стояли вплотную один к другому, часто имели общую смежную стену.

При сигнале тревоги пожарная команда устремлялась к загоревшемуся дому. Одни пожарники, взобравшись по приставным лестницам, влезали в окна, заливали огонь из ведер и ручных насосов, набрасывали на него одеяла, смоченные в уксусе. Другие расстилали на земле тюфяки, чтобы люди, выбрасывающиеся из окон, не расшибались при падении. Когда пожарники видели, что им не отстоять горящего здания, они разрушали его, чтобы огонь не перекинулся на соседние дома. Стены разбивали из метательных орудий, горящие обломки растаскивали баграми.

Несмотря на самоотверженную работу пожарников, в Риме нередко выгорали целые районы. Характеризуя дома римлян, в частности дворцы императоров, можно рассказать об одном из них.

Дворец императора Нерона занимал целый район города, начинавшийся от Палатинского холма. В первом зале дворца стояла колоссальная статуя императора. Остальные покои были украшены золотом, драгоценными камнями и жемчужными раковинами. Потолок в столовой имел отверстия, через которые проникали ароматы от сжигаемых смол и на пирующих сбрасывали цветы. Одна из палат была круглая и имела потолок в виде звездного неба, который беспрерывно вращался. Продемонстрировать иллюстрации 6, 7, 8, 10, 11 приложения.

Дома богатых рабовладельцев располагались вблизи императорских дворцов, на холмах, где воздух был здоровее и чище. Представьте себе такой дом. Чтобы попасть в него, надо пройти через окружающий дом сад, постучать в дверь колотушкой или же дернуть за цепочку-раздается звон колокольчика. Раб-привратник пропускает посетителя внутрь дома. Перед нами зал: в крыше четырехугольный проем, под ним такой же формы бассейн. На дне его цветными камешками выложено изображение бога морей Нептуна (у греков-Посейдон). Слегка колышется вода, и кажется, что это бог оживает и колеблет ее своим трезубцем. Видна мебель, обшитая слоновой костью, листиками золота и серебра, украшенная черепаховым панцирем, драгоценными камнями. Картина, написанная на одной стене, изображает гавань и корабли, на другой-стадо, которое пасут пастухи. Хозяин-любитель греческого искусства, и потому здесь можно увидеть копии статуй Фидия, сделанные римскими мастерами.

Можно указать, что в доме живет лишь одна семья, но обслуживают ее десятки рабов. Одни производят ежедневную уборку (поддерживать чистоту нелегко-копоть от масляных ламп пачкает стены и обстановку); другие готовят пищу; третьи обслуживают господина-помогают ему по утрам умыться, бреют и делают прическу, укладывают складки плаща. Дюжие рабы несут господина на носилках во дворец, рабы-телохранители охраняют его. У госпожи свои служанки-рабыни. В богатом доме было много образованных рабов: секретарь господина, библиотекарь, врач, учителя, дающие домашнее образование детям богача.

Жизнь остального населения Рима резко отличалась от образа жизни знати. Все, кто не мог купить себе дома (а таких было большинство), снимали квартиру, комнату или угол в пяти-, шестиэтажных домах, расположенных в низинах между холмами. Бедняки ютились в каморках "под черепицей крыши". Тысячи нищих ночевали в подвалах, под лестницами и прямо под открытым небом.

Можно упомянуть о том, что в этой части города улицы показались бы нам уныло однообразными, грязными и узкими. Из-за тесноты не оставалось места для деревьев и цветников (в некоторых районах не было ни одного куста зелени). Здесь была страшная толкотня. Римский поэт Ювенал рассказывал:

"Я тороплюсь, но мне преграждает дорогу толпа; идущие сзади напирают мне на спину. Один ударяет меня локтем, другой-крепким шестом. Ноги у меня в грязи по колено: куда ни повернись, тебе на ногу наступает здоровенная ступня, гвоздь солдатского сапога вонзается в палец, разорвали только что починенную рубашку. Подъезжает телега, на которой вихляются еловые бревна: она угрожающе покачивается. А если надломится ось в телеге с мрамором и вся эта гора опрокинется на людей?".

Многоэтажные дома, похожие один на другой, строились богачами для сдачи внаем. Жизнь в них была полна неудобств. Печей не было. В сырые и холодные дни жильцы обогревались, жаровнями, куда насыпали древесный уголь. На этих жаровнях готовили также пищу. Настоящих кухонь в домах не было, и потому бедняки часто ели всухомятку или же на ходу, покупая горячую еду и кружку дешевого вина у уличных разносчиков.

Окна в домах не имели стекол, в непогоду закрывались ставнями, и тогда даже днем приходилось зажигать светильник или свечу. Вода в квартиры не подавалась; грязь и зловоние сопровождали римлян, живущих в многоэтажных домах. Продемонстрировать иллюстрацию 9.

Главные части богатого дома составляли: приемный зал, кабинет и внутренний двор, окруженный колоннами.

С улицы перед домом нередко находилось преддверие - площадка между линией фасада и наружной дверью дома, откуда через дверь входили в переднюю.

Приемный зал составлял главную часть дома. Сверху он был защищен крышей, скаты которой, обращенные внутрь дома, образовывали большое четырехугольное отверстие. Против этого отверстия в полу находилось углубление равной с ним величины - для стока дождевой воды, бежавшей с крыши. По обеим сторонам приемного зала расположены были жилые и служебные комнаты, получавшие свет из зала.

За парадным залом следовал кабинет хозяина. Из него был выход во внутренний двор, окруженный колоннадой и различными хозяйственными постройками. Посредине его часто находился небольшой садик с водоемом, по сторонам были расположены спальни, столовая, кухня, рабочие комнаты, домашняя баня, помещения для прислуги, кладовые и проч.

Крышу дома в древнейшее время покрывали соломой, а впоследствии черепицами. Потолок первоначально был простой, дощатый, но с течением времени ему начали придавать изящную форму, образуя на нем углубления красивой формы. Его поддерживали колонны, нередко мраморные. Стены первоначально только белили по штукатурке, а со временем стали украшать цветными мраморами, дорогими сортами дерева, но чаще - живописью; остатки такой живописи - фрески прекрасно сохранились до настоящего времени. Пол в древнейшее время был из глины или камня, а потом, особенно в богатых домах, мозаичный, иногда весьма художественной работы. Свет проходил в дом отчасти через отверстия в потолке, отчасти через двери или через отверстия в стене, которые закрывались занавесами или ставнями, впоследствии в них вставлялись листы из слюды и, наконец, из стекла. Для освещения употребляли в древнейшее время сосновую лучину или сосновые факелы, кроме того, нечто вроде свечей, впоследствии вошли в употребление масляные лампы, нередко весьма художественной работы - из глины и металла (бронзы).

За городом у знатных римлян были усадьбы (или виллы). Виллы в конце республики и особенно во времена императоров были настоящими дворцами, с прекрасными парками, прудами, зверинцами и т. п. и отличались разнообразными удобствами и большой роскошью. Для постройки вилл выбирали наиболее живописные местности, чаще всего на морском берегу или близ больших рек.

Необходимо также сказать, что в Древнем Риме в первые века нашей эры были построены водопроводы, каменные мосты, многоэтажные здания. Римские архитекторы изобрели бетон, научились строить дугообразные перекрытия.

В современном Риме сохранилось много построек времен империи, хотя общий облик города значительно изменился.

Рим был поистине великолепным и знаменитым городом мира. Римские провинции времен империи же выглядели далеко не так роскошно и богато.

Говоря о римской кулинарии, можно сказать, пища римлян, особенно небогатых, в целом мало отличалась от современной. Пища же знатных и богатых римлян была более разнообразной и экзотичной (особенно в период империи). Главную пищу римлян с древнейших времен составляло мучное кушанье (вроде каши), хлеб, вареные овощи и фрукты. Мясо, как и вообще в древнем сельском быту, было роскошью, праздничным блюдом и стало входить (как и рыба) в общее употребление лишь в более позднее время. Главными напитками были вода и виноградное вино, которое обыкновенно разбавлялось на 2/3 или 3/4 водой; пить цельное вино считалось признаком неумеренности.

С увеличением богатства древняя простота в пище и питье стала исчезать, давая место роскоши, для удовлетворения которой весь известный в то время мир должен был доставлять свои лучшие произведения.

В течение дня пищу принимали обыкновенно три раза: 1) утром около 9 ч. - утренняя легкая закуска, 2) около полудня - завтрак и 3) после 3 часов - обед.

Более роскошный обед, с приглашенными гостями, назывался пир.

Обед богатых людей состоял (в позднейшее время) из закуски, собственно обеда и десерта.

Закуска состояла из яиц, пикантно приготовленных овощей и вообще кушаний, возбуждающих аппетит. Главная часть состояла из нескольких блюд, причем обращалось внимание как на разнообразие кушаний, так и на них приготовление; в императорский период роскошь стола доходила до громадных размеров. После некоторого перерыва следовал десерт, печенье, сыр, фрукты, в особенности яблоки.

Кушанья готовились поварами из рабов, и затем их ставили на стол или ими обносили. Перед обедом и между отдельными блюдами умывали руки.

Можно продемонстрировать образцы римской утвари - иллюстрация 15 в приложении.

За парадным обедом часто следовала попойка, которая нередко продолжалась до ночи.

Римляне не одобряли пиршеств, продолжавшихся до ночи, точно так же и пиров, начинавшихся рано днем; более продолжительные пиры допускались только в торжественных случаях. В позднейшее время пили за здоровье. Гости перед попойкой надевали на голову венки, особенно из плюща, миртовые и розовые; пол усыпали цветами. Во время пира было в обычае декламировать или петь исторические стихотворения, прославляющие доблестные подвиги предков, и т. п. Впоследствии предпочитали таким духовным удовольствиям представления фокусников, шутов, танцовщиц или игру в кости.

Нужно подчеркнуть, что обеды знати очень отличались от обедов бедняков. Городская беднота подчас обходилась лишь хлебом и водой, тогда как во дворцах знати во время пиршества столы ломились от яств, привезенных со всех концов империи.

Во дворцах знати во время пиршества столы ломились от яств, привезенных со всех концов империи. Гостей удивляли необычными кушаньями (жареные павлины, паштет из соловьиных языков, поросенок, нафаршированный густой массой из меда, вина и перца). Верхом поварского искусства считалось подать блюдо на стол в таком виде, чтобы никто не понял, что он ест. Сделать это было нелегко: богатые бездельники Рима умели, например, взяв в рот устрицу, определить, откуда она -с юга Италии, из-под Рима или с какого-нибудь отдаленного острова. Долгие часы проводили богачи за пиршественными столами, где главным была не остроумная беседа, а дорогие и прихотливые кушанья.

Из рассказа о семье и союзах римлян должно быть видно, что в римском обществе были еще сильны патриархальные, общинные нравы.

Римляне различали полноправный брак и неполноправный. Первый возможен был только между римскими гражданами и допускал две формы: жена или переходила во власть мужа, или же она по-прежнему оставалась во власти отца.

День свадьбы выбирали с особенной осмотрительностью, так как некоторые дни и даже месяцы (май, первая половина июня) считались несчастными. Невесту одевали в длинную белую тунику, перехваченную (ниже груди) поясом, и покрывали брачным покрывалом ярко красного цвета. Когда являлись в дом невесты жених, украшенный венком, и приглашенные гости, то в присутствии их скреплялся свадебный договор, и жених и невеста торжественно произносили взаимные обещания и согласие. Положение замужней римской женщины в Риме было гораздо свободнее и почетнее, нежели греческой. Хотя она и была подвластна мужу, но все - таки разделяла с ним господство в доме и носила почетное имя - "госпожа". И в общественных местах ее встречали с полным уважением. Свободная от всяких рабских занятий, она посвящала себя хозяйству, ткала и пряла, воспитывала детей. В лучших семействах такие занятия были обычными до конца республики и даже после. Идеал жены римляне выражали словами: набожная и нежно любящая, стыдливая, скромная, рукодельная и домоседка. Разводы были вначале крайне редким явлением, развившимся лишь с упадком нравственности в конце республики и в период империи.

Когда рождался ребенок отец принимал его на руки в знак того, что желает его воспитывать (закон позволял отцу отказаться от уродливого ребенка и даже умертвить его). На 9-й день мальчику и на 8-й девочке нарекали имя , при чем в храме или дома приносилась жертва. Для предохранения от дурного глаза и вообще от вредных влияний ребенку свободнорожденного надевали на шею кожаный (а у знатных - золотой) медальон с амулетом, не снимавшийся до совершеннолетия у мальчиков и до замужества у девочек.

Воспитание ребенок получал в древнейшее время обыкновенно дома, под надзором и руководством родителей, особенно матери. При воспитании прививались твердость характера и доброе направление: религиозность, почтительность к старшим, повиновение законам и властям, правдивость и честность и т. п. Когда мальчик подрастал, заботу о нем принимал отец: брал сына с собой на полевые работы, на форум, учил ездить верхом, плавать, владеть оружием, а также чтению, письму и счету, элементам законоведения. Телесные упражнения направлены были к тому, чтобы развить мужество, выносливость и твердость.

Воспитание в родительском доме обыкновенно продолжалось до совершеннолетия мальчика, т. е. до 17 лет (впоследствии до 16 и даже до 15 лет). Совершеннолетие мальчика справлялось торжественно. С этого момента юноша признавался политически самостоятельным, имел право вступить в брак и, как взрослый, вступить в гражданскую жизнь.

Говоря об особенностях быта римлян, их общении, следует упомянуть о коллегиях.

Коллегии, изначально представлявшие собой свободные союзы граждан, объединявшихся по признаку принадлежности к одной ремесленной профессии или для совместного отправления какого-либо культа, сложились в Риме еще при царях и просуществовали почти до конца его истории. Независимо от своих прямых функций, коллегии привлекали людей царившей в них атмосферой неофициальной солидарности и приязни. Предусмотренная законом деятельность коллегий состояла в сборе денег на общие нужды ее членов, в ежемесячных совместных трапезах и в отправлении признанных государством культов.

Чем же стали древние коллегии к концу II - началу III в.? Они были разнообразны по числу членов - от 3 до 2000 человек - и особенно по мотивам, сведшим их воедино. В число коллегий входили и профессиональные объединения ремесленников, и землячества, охватывавшие как просто соседей (известно, например, общество жителей римского района Велабра), так и людей, проживающих в данном городе, но происходивших из другой части империи почитателей различных божеств и особенно союзы лиц, вскладчину обеспечивавших себе место на кладбище.

Пока уклад древнего Рима сохранял связи с гражданской общиной, хозяйственная и частная жизнь человека была переплетена с его политическим и общественным, частные объединения граждан могли заниматься лишь делами периферийными - вопросами профессиональной конъюнктуры и ремесленного опыта, а то и просто приятельским общением.

Для организации совместных пиров в коллегиях избиралось 4 человека, на которых ложились все заботы по подготовке к празднику. Они же должны были обеспечить пир необходимыми продуктами. Лицо, возглавлявшее сам пир избиралось на 5 лет.

Правительство, продолжавшее в политике и пропаганде отстаивать культ римской государственности, постаралось покончить с этим опасным для него партикуляризмом.

Но вопреки давлению государства коллегии все больше разрасталось.

Секрет и причины их роста состояли в том, что они единственные удовлетворяли потребность в человеческой солидарности - еще на античный лад. Официальные формы общественного самовыражения становились настолько парадными и пустыми, что обрести и выразить себя в них никто не мог, а расходы на участие в них росли и утрачивали смысл. Популярность коллегий объяснялась еще и тем, что в них упразднялись основные противоположности полисной жизни: граждане - неграждане, свободные - несвободные, свои - чужие.

Делая общий вывод, следует подчеркнуть, что Рим в конце республики - начале империи достиг своего наивысшего расцвета. Были построены водопроводы, каменные мосты, многоэтажные здания. Римские архитекторы изобрели бетон, научились строить дугообразные перекрытия. На последующих занятиях учащиеся узнают о величественных культовых постройках и сооружениях, римском скульптурном портрете, о шедеврах поэтического творчества. Но вместе с этим в Риме времен империи уже налицо упадок нравов. Нравы римлян, особенно богачей, стали более роскошны, неуемны, исчезли идеалы предков (патриотизм, честность, аскетизм). С этим во многом связан упадок и гибель Римской империи.

Заключительная часть.

При разработке темы "Жизнь и быт в Риме и провинциях" могут встретиться трудности, связанные с наличием большого количества материала. Причем, источниками материала в подавляющем большинстве служат научные монографии, учебная литература. Настоящая работа дает рекомендации по использованию предлагаемого массива информации, подчеркивает наиболее важные и проблемные сюжеты, предлагает информацию, обработанную в таблицы, что способствует максимальному ее усвоению, предлагает иллюстративный материал для наглядного демонстрирования римского быта.

Использование работы предполагается совместно с учебником, для которого она разрабатывалась. Работа включает в себя весь дополнительный иллюстративный и вспомогательный материал.

Литература, рекомендуемая для учителя.

1. Винничук Л. А. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Древнего Рима. - М.,1989.

2. Древний Рим: История. Быт. Культура. - М., 1997.

3. Кнабе Г. Древний Рим - история и повседневность. - М., 1986.

4. Санчурский Н. В. Римские древности. - М., 1995.

5. Сергеенко М. Жизнь Древнего Рима. Очерки быта. М. - Л., 1964.

Литература, возможная для использования учеником.

1. Всемирная истории. В 24 томах. - М., 1999. - Т. 5.

2. История Древнего Рима \\ Учебник для ВУЗов - М., 1993.

3. Немировский А. И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М., 1991.

Назад

Текст в формате DOC\TXT