30.09.2003

И.Путинцева

Методическая разработка содержания темы

" Архитектура и изобразительное искусство Эллады"

учебного курса "История античных стран" (Класс 5)

Данная работа предоставляет возможность без привлечения дополнительного материала провести урок по данной теме. К особенностям темы можно отнести пожалуй сам характер информации который заложен в теме. Культура является основой общества и по развитию культуры можно отслеживать тенденции, протекающие в определённом обществе. Прогресс или наоборот, регресс, общества отражается на культурных носителях. Культурная жизнь общества тесно переплетается с экономической и политической жизнью, Т.е. культура входит во все сферы общества. Культура Древней Эллады - особый пласт развития не только самих греков, но и человечества в целом. Её особенностью является то, что эллинская культура была самая высокоразвитая на тот отрезок времени. Культура была тесно связана с религией. Было взаимодействие с египетской культурой, но тем не менее она имела свои исключительные элементы, присущие только ей.

Для преподавания такой темы необходимы такие дидактические средства, как наглядные пособия, иллюстрации по архитектуре и изобразительному искусству. Учащиеся получают задания по данной теме, научатся различать особенности стилей в архитектуре, живописи.

Тема разработана по учебнику история античных стран. Учебник для гимназий и школ с повышенным качеством обучения. Концепцией учебника является системный анализ. Данный учебник поддерживается вспомогательными материалами: 2 хрестоматии источников и художественно-исторической хрестоматией, компьютерными носителями, комплексом карт и иллюстраций, видео-материалами.

Данная тема изучается на втором году обучения, в третьей четверти на 21 неделе, учащиеся проходят тему на втором уроке.

Существует несколько учебников схожих по своей структуре с представленным. Это учебник Коровкина, Свенцицкой, Годера, Вегасина, в меньшей степени есть схожесть с учебниками Нефёдова и Трухина. Тема архитектура и изобразительное искусство Древней Эллады является вспомогательной темой и несёт в себе информацию развивающего характера с помощью которой наиболее ярко рисуется образ Греции.

В рамках данного курса тема соприкасается с темами: городская жизнь эллинов, мыслители Эллады, жизнь и быт в Риме и провинциях,изобразительное искусство и архитектура Рима. В рамках курса "История стран Востока" близкие темы - искусство Египта, культура Китая и Индии. В курсах по истории стран средневековья сопредельными являются темы искусство Византии и западной Европы, искусство древних славян. Существует связь с курсом история позднего средневековья. Итальянское возрождение.

В учебных курсах других образовательных областей прослеживается связь с МХК, литературой того же года обучения, с музыкой, изобразительным искусством.

Тема урока: "Архитектура и изобразительное искусство Древней Эллады". Урок-объяснение. Оснащение урока: учебный фильм, наглядные пособия в виде иллюстраций. Разбивка урока: 5 минут организационные моменты, 32 минуты объяснения нового материала с включением сюда учебного фильма. 3 минуты - домашнее задание. На домашнее задание: дать письменные ответы на поставленные вопросы: Какой город был центром культурной жизни эллинов? Почему эллинскую культуру называют наиболее развитой по отношению к культуре древних стран?

Основная часть.

Древнегреческое искусство полнее всего раскрыло свои возможности в период классики, когда переживала расцвет рабовладельческая демократия, полисы (города - государства) достигли наивысшего подъема, а свободные ремесленники и земледельцы ощущали себя полноправными гражданами общества.

Результатом этого был и особый, более демократический характер идеологии по сравнению с идеологией рабовладельческих обществ Древнего Востока и императорского Рима.

Что касается представлений греков о мире, то объясняя его наивно, фантастически, они не теряли ощущение его цельности, упорядоченности, постижимости человеческим разумом. На основе всех этих предпосылок и выросла художественная культура Древней Греции. Ее ведущей отраслью были пластические искусства, которые по самой своей природе соответствовали проникнутому жизнеутверждающим пафосом, цельному восприятию других греков. Греки впервые осознали нормальную развитую красоту человеческого тела. Идеальное представление о человеке и мире, воплощенное в древнегреческих художественных образах, не противостоит реальной жизни.

Образ человека в искусстве Древней Греции - это кристально ясная, очищенная от случайностей концентрация прекрасных духовных и физических качеств реального человека. Идея прекрасного, совершенного была непосредственно связана с требованием общественной жизни Древней Греции, с нормами воспитания гармонически развитого гражданина полиса - деятельного участника политической жизни родного город и способного защитить его с оружием в руках, бесстрашного война.

Несмотря на то, что древнегреческие мыслители сделали огромный шаг вперед в развитии философских и естественнонаучных воззрений, мифология как форма объяснения мира занимала большое место в системе взглядов древнего грека. Необычайно велико ее значение для искусства. Мифология не только служила источником тем и сюжетов, но и была первой ступенью эстетического освоения мира. Будучи общедоступной и широкой по содержанию греческая мифология играла роль своеобразной системы художественных образов, которая как бы призвана была обобщать все богатство явлений реальной действительности. Таким образом, сплав идеального и реального, который характерен для древнегреческого искусства, сложился уже в народных художественных представлениях. Бытующие в искусстве Греции боги и герои - это те же люди , с человеческими добродетелями и слабостями, но обладающие этими качествами в преувеличенной, как бы абсолютной степени. То человеческое мерило, с которым подходили древние греки к различным явлениям мира, простиралась и на богов.

Столкновение с негативными сторонами жизни не способно было поколебать уверенность грека в устойчивом, гармоническом устройстве мира, в победе разумного эллинского начала. И не случайно в искусстве эллин всегда демонстрирует превосходство над "темными" силами, будь то кентавры или гиганты, горгоны или стимфамейские птицы.

Прогресс пластических искусств в античной Греции был поистине огромен. Впервые в истории мировой художественной культуры сложилась развитая система реалистических принципов, наряду с культовыми развились многочисленные светские формы искусства, возросла его общественно - воспитательная роль. В архитектуре были выработаны ордерные принципы и заложены основы научного градостроительства.

Античная эпоха оставила особенно глубокий след в истории европейской цивилизации. В годы, когда большая часть населения Европы пребывала в состоянии варварства, в городах Балканского полуострова, Малой Азии, на островах Эгейского моря закладывались основа будущей культуры.

Древнегреческие философы, общественные деятели, поэты и драматурги, зодчие, скульпторы, художники положили начало европейской культуре.

Эллину был чужд ограничивающий способности узкий профессионализм. Прославленный скульптор мог построить храм, написать ученый трактат, создать прекрасную фреску. Умение выражать чувства различными художественными способами в архитектуре, скульптуре, живописи, поэзии, музыке - было свойственно человеку этой далекой эпохи в большей степени, нежели в последующие века европейской истории.

Древним грекам были известны различные виды искусства.

Различают несколько этапов в истории древнегреческого искусства. В крито - микенский или эгейский период (lll - ll тыс. до н. э.) достигает расцвета не только искусство мастеров критского государства, но могучей силой оказывается творческая активность ахейских племен на Балканском полуострове. От lX доVlll веков до н. э. продолжается период, называемый условно гомеровским. Он характеризуется широким распространением керамики и мелкой пластики геометрического стиля. Архаическая эпоха приходящаяся на Vll - Vl века до н. э. была временем возникновения городов - государств на Балканах и бурного развития искусства. Классический период охватывает V и lV века до н. э. В его пределах различают раннюю классику (2 половина V века до н. э.), высокую классику (3 четверть V века до н. э.) и позднюю классику (lV век до н. э.). На поздний период греческого искусства (lll - l века до н. э.) - эпоху эллинизма -приходится сильная эллинизация культуры народов, живших в бассейне Средиземного моря.

Греческое искусство было далеко не однородным в различных областях античного мира. Художники ионической школы, работавшие в городах Малой Азии и на островах Эгейского моря, создали памятники, непохожие на те, что появились в мастерских дорических городов - Аргоса, Сикиона, Спарты. Отличия были свойственны мастерским по существу близким территориально друг к другу. Между тем, памятники эллинского искусства можно найти в различных районах Европы, Средней Азии, Африки, на северных берегах Черного моря.

Древние греки создали в полном смысле слова новую культуру. Им были знакомы достижения науки и искусства народов Востока - египтян, финикийцев, ассирийцев, и все же они пошли своим путем.

Культура и искусство эллинов всегда привлекали внимание людей, даже когда они были уже историей. В Средние века, в эпоху Возрождения, в столетия нового времени художники видели в искусстве древних греков прекрасный образец, источник чувств, мыслей, вдохновения. Во все времена человек стремился проникнуть в тайну совершенства древнегреческого искусства.

Древнегреческое искусство полнее всего раскрыло свои возможности в период классики, когда переживала расцвет рабовладельческая демократия, полисы (города - государства) достигли наивысшего подъема, а свободные ремесленники и земледельцы ощущали себя полноправными гражданами общества.

Результатом этого был и особый, более демократический характер идеологии по сравнению с идеологией рабовладельческих обществ Древнего Востока и императорского Рима.

Что касается представлений греков о мире, то объясняя его наивно, фантастически, они не теряли ощущение его цельности, упорядоченности, постижимости человеческим разумом. На основе всех этих предпосылок и выросла художественная культура Древней Греции. Ее ведущей отраслью были пластические искусства, которые по самой своей природе соответствовали проникнутому жизнеутверждающим пафосом, цельному восприятию других греков. Греки впервые осознали нормальную развитую красоту человеческого тела. Идеальное представление о человеке и мире, воплощенное в древнегреческих художественных образах, не противостоит реальной жизни.

Образ человека в искусстве Древней Греции - это кристально ясная, очищенная от случайностей концентрация прекрасных духовных и физических качеств реального человека. Идея прекрасного, совершенного была непосредственно связана с требованием общественной жизни Древней Греции, с нормами воспитания гармонически развитого гражданина полиса - деятельного участника политической жизни родного город и способного защитить его с оружием в руках, бесстрашного война.

Несмотря на то, что древнегреческие мыслители сделали огромный шаг вперед в развитии философских и естественнонаучных воззрений, мифология как форма объяснения мира занимала большое место в системе взглядов древнего грека. Необычайно велико ее значение для искусства. Мифология не только служила источником тем и сюжетов, но и была первой ступенью эстетического освоения мира. Будучи общедоступной и широкой по содержанию греческая мифология играла роль своеобразной системы художественных образов, которая как бы призвана была обобщать все богатство явлений реальной действительности. Таким образом, сплав идеального и реального, который характерен для древнегреческого искусства, сложился уже в народных художественных представлениях. Бытующие в искусстве Греции боги и герои - это те же люди , с человеческими добродетелями и слабостями, но обладающие этими качествами в преувеличенной, как бы абсолютной степени. То человеческое мерило, с которым подходили древние греки к различным явлениям мира, простиралась и на богов.

Столкновение с негативными сторонами жизни не способно было поколебать уверенность грека в устойчивом, гармоническом устройстве мира, в победе разумного эллинского начала. И не случайно в искусстве эллин всегда демонстрирует превосходство над "темными" силами, будь то кентавры или гиганты, горгоны или стимфамейские птицы.

Прогресс пластических искусств в античной Греции был поистине огромен. Впервые в истории мировой художественной культуры сложилась развитая система реалистических принципов, наряду с культовыми развились многочисленные светские формы искусства, возросла его общественно - воспитательная роль. В архитектуре были выработаны ордерные принципы и заложены основы научного градостроительства; в скульптуре осознана выразительность человеческого тела на основе великолепного знания его анатомической структуры; в живописи были созданы первые станковые картины, зародились принципы светотени и перспективы; развилась совершенная по своим декоративным качествам вазопись. Древнегреческие художники блестяще разрешили проблему синтеза пластических искусств, о чём свидетельствуют скульптурные фризы и фронтоны храмов, образцы монументальной живописи, статуи, созданные с расчётом на архитектурное окружение.

До нас дошёл ряд выдающихся памятников греческой архитектуры: храмы, театры, жилые дома и др. сооружения. Произведения скульптуры в основном известны по копиям римского. Живопись почти целиком погибла. Косвенное представление о ней дают росписи Помпеи и Рима, а также многочисленные образцы вазописи. В Древней Греции сложились первые эстетические теории (Платон, Аристотель и др.), зародились элементы искусствознания (в работах Геродота, Фукидида, Ксенократа).

Каждая последующая эпоха в той или иной мере использовала опыт древнегреческого искусства. Особенно значительной оказывалась его роль в те периоды, когда искусство руководствовалось рациональными, гуманистическими идеалами (искусство Возрождения и классицизма) и античная традиция выдвигалась в противовес спиритуализму и мистике готики и барокко. И невзирая на то, что художественное познание человечества на протяжении веков ушло далеко вперёд, некоторые стороны общественного бытия и качества общественного человека никогда не были отражены искусством в такой классической форме, которая была найдена древними греками.

Истоки античной культура бассейна Эгейского моря уходят в далекое прошлое, в эпоху неолита и ранней бронзы, когда в lll тыс. до н. э. прцветал сильный город Троя. Многие центры эгейскоц цивилизации стали известны сравнительно недавно. Трою с ее постройками и сокровищами нашли лишь во 2 половине XlX века. Упоминание о Крите проскользнули в поэмах Гомера, где остров назывался стоградным, населенным многими народами. О Крите писали историки Геродот и Фукидид. Человек в искусстве Крита кажется значительно более свободным, нежели в египетском искусстве. Изображенные - неотъемлемая часть природы, они сливаются с тем пейзажем, в котором показывает их художник. Виртуозами своего дела были критские гончары, создававшие посуду, порой со стенками не толще яичной скорлупы, но щчень прочную после обжига в печах. Форма ваз большей частью шаровидная. Примечательно, что на керамических сосудах Крита, как правило, нет человеческих фигур. Предмет, необходимый в быту, художественно украшен цветами, орнаментами, изображениями животных.

Микены, Перинф, Афины, Пилос и другие ахейские города Балкан становятся после победы над Критом основной силой в бассейне Эгейского моря и процветают во 2 половине lll тыс. до н. э. Вход в Акрополь Микен называется Львиными воротами. Он был украшен плитой золотисто - желтого камня с изображением двух львиц. Недалеко от Львиных ворот располагались могилы ахейских владык. Памятники наглядно свидетельствуют об обычаях микенской знати, об обряде захоронения, о типе предметов, которые клали в могилы. Роскошь погребений характеризовала нравы ахейцев, их стремление к пышным украшениям. Формы сосудов также новы и непохожи на критские: некоторые нарядны, украшены розетками, их контуры изящны. Мастера любят стройную симметрию, схематичность форм. В тематике ахейских произведений много сюжетов, связанных с происходящей в мире борьбой: охота на львов, подготовка к походу ахейцев.

Xll век до н. э. - время заката ахейской цивилизации. На Балканском полуострове заметны передвижения народов. На берегах Средиземного моря происходят значительные социальные и культурные изменения. Эгейская культура гибнет в этот период.

Изобразительное и декоративно-прикладное искусства гомеровской - эпохи носят примитивный характер. Среди них относительно большего развития достигает искусство керамики, подразделяемое на субмикепское (1-я пол. 11 в. до н. э.), протогеометрическос (2-я пол. 11--10 вв. до н. э.) и геометрическое (9-8 вв. до н. э.). Сосуды протогеометрического периода более стройны, более чётко расчленены росписью. Сложнее и совершеннее ваза геометрического стиля. Её поверхность | целиком покрыта росписью, состоящей из полос меандра, крестов, окружностей. На вазах развитого стиля ("дипилонские" вазы, т. с. найденные па Дипи|лонском некрополе в Афинах) появляется геометризованное изображение человека.

Геометризмом форм отличается и мелкая пластика 9-8 вв. до н. э. фигурки животных, главным образом коней, бронзовая статуэтка воина с Акрополя. Монументальная скульптура геометрической эпохи не сохранилась. Античные авторы сообщают, что в древнейших храмах стояли деревянные, иногда обитые кованой бронзой статуи богов ("ксоаны"). Они были предельно обобщены, геометризированы.

К гомеровскому периоду относятся первые памятники греческой глиптики - искусства резьбы по камню. Резные камни с углублёнными изображепиями использовались как личные печати, амулеты, украшения. Они изготовлялись преимущественно из мягких пород камня Изображения на камнях напоминают геометрические рисунки на вазах.

Следующая эпоха архаическая (7-6 вв. до н. э.). Это время постепенного формирования классового, рабовладельческого общества, колонизации греками побережья Средиземного и Чёрного морей, бурного роста городов и образования полисов, дальнейшая история которых насыщена борьбой между аристократией и демосом, между правящей верхушкой и большинством свободного населения. Кругозор человека, вышедшего за пределы родовой общины, значительно расширяется. Колонизация дала возможность грекам ближе познакомиться с художественными культурами других народов. Становление греческой государственности сопровождалось выработкой монументальных изобразительных и архитектурных форм; возрастает общественное значение искусства, становящегося выразителем новых, гражданских и государственных, идеалов. Напряжённая борьба демоса с аристократией в известном смысле проявилась и в искусстве. Стремление к сохранению сложившихся в предшествующую эпоху отвлечённых геометрических форм, с одной стороны, и тенденция к созданию художественных образов, соразмерных человеку, прославляющих красоту его естественного бытия,- с другой, свидетельствуют о столкновении эстетических вкусов.

Архаическая эпоха была временем зарождения античного реализма. Однако художественная культура архаики ценна не только как предвестие реализма классики. В обобщённых, наивно-монументальных архаических художественных формах воплотилась величавая, порою "суровая героика эпохи. Искусству архаики свойственна и могучая цельность, в какой-то мере утраченная классикой, и человечность, неведомая древнейшим культурам.

Ведущее место в искусстве 7 в. до н. э. по-прежнему занимает расписная керамика, в меньшей мере, чем скульптура, связанная с узко-культовыми задачами и потому, более восприимчивая к новым художественным потребностям общества. Общая тенденция греческого искусства к гармоничным, тектонически разумным формам, обусловившая появление ордера в архитектуре, проявляется и в искусстве керамики. Правильный, точный и в то же время округлый, мягкий силуэт отличает вазу 7 в. до н. э. от сосудов гомеровского периода. Декоративный, праздничный облик вазы, богатая полихромия её росписи, несомненно, родственны керамической облицовке храмов 7 в. до н. э. Обилие орнамента, стилизующего растительные формы, придаёт декору ковровый характер.

Немногие сохранившиеся рельефы 7 в. до н. э. по стилю близки к вазописи. Круглой скульптуре 7 в. до н. э. в силу её культового характера свойственна определённая консервативность. В новых материалах: известняке, мраморе - сохраняются формы примитивных богов.

Интерес художников архаики к многообразию реального мира проявился наиболее полно и отчётливо в расписной керамике 6 в. до н. э. К этому времени сложились различные типы древнегреческих ваз. Принципиально изменился характер вазовой росписи: на смену ковровому орнаменту пришло изображение мифологических и бытовых сцен в чернофигурнон технике. Связь между росписью и поверхностью вазы при этом не нарушилась, т. к. роспись сохранила необходимую декоративную условность. Она выполнялась чёрным лаком, отчасти красками (белой и пурпуром) поверх красноватого (несколько подкрашенного) глиняного фона с процарапанным рисунком.

Черпофигурпый стиль достиг расцвета во 2-й и 3-й четверти 6 в. до н. э. в Аттике, где в этот период работали многие крупные мастера.

Существовал второй стиль - краснофигурная вазопись "строгого стиля". В аттической вазописи совершается переход от чорнофнгурпой к краспофигурпой технике, вызванный развитием реалистических тенденций в искусстве. В краспофигурион вазописи фигуры сохраняют натуральный цвет глины, а окружающий фон покрывается чёрным лаком. Усложняется рисунок; фигура-строится не только с помощью контурных, но и с помощью внутренних линий. Краснофигурная техника давала большие возможности для свободного, пластически объёмного изображения человеческой фигуры. В то же время Краснофигурная вазопись не обладает безупречными декоративными качествами чернофигурной. Краснофигурную вазопись последней четверти 6 - первых десятилетий 5 вв. до н. э. называют вазописью "строгого стиля". Для раннего периода "строгого стиля" характерны простые композиции с небольшим числом фигур. В первых десятилетиях 5 в. до н. э. вазопись в отношении реализма идёт впереди монументальной скульптуры. Исчезает угловатость движений, складки одежд теряют жёсткость, появляются композиции с большим числом фигур.

В глиптике начиная с 6 в. до н. э. используются более твёрдые, чем раньше, породы камня: халцедон, лазурит, сердолик.

Художественные устремления следующей (5 в. - первые три четверти 4 в. до н. э.) эпохи воплотились наиболее ярко и последовательно в творчестве аттических мастеров. Их деятельность имела огромное значение для всей Греции. Ибо роль Афин в жизни Эллады в эпоху классики неизмеримо возросла. Возглавив борьбу греков за независимость во время греко-персидских войн и объединив под своей эгидой ряд полисов, Афины превращаются в 5 в. до н. э. в политический и культурный центр Эллады. Социальной ночной искусства классики была рабовладельческая демократия. Её победа в значительной мере способствовала развитию прогрессивных тенденций идеологии, торжеству реалистических принципов в искусстве. Главной темой классического искусства становится человек, наделённый совершенными физическими и моральными качествами. Скульпторы классики создали бессмертные образы телесной красоты человека, от которой неотделима красота духовная. В искусство приходит полная свобода и естественность человеческого бытия. Гармоничному характеру художественного мышления классической эпохи соответствовали сложившийся в это время принцип регулярной планировки города.

Искусство 1-й пол. 5 в. до н. э. обычно называют раннеклассическим. Хотя в нём ещё сохраняются пережитки архаики, оно развивается под знаком становления новых художественных принципов. Мастера, преодолевая орнаментальность, тяготеют к простым формам и композициям. Греческое искусство 2-й пол. 5 в. до н. э. называют искусством высокой классики. Его главные черты - возвышенная гармония, глубокая человечность. О живописи 5 в. до н. э. мы знаем только по описаниям античных авторов.

Монументальная и станковая живопись 5 в. до н. э. оказала существенное воздействие па развитие вазописи. 2-я четверть века была временем перехода вазописи от "строгого" к "свободному стилю". Фигуры приобретают большую пластичность, объёмность, но при этом нарушается характерное для архаики идеальное соответствие между росписью сосуда и его формой и поверхностью. Вазопись до некоторой степени утрачивает свою специфику.

В конце 5 в. до н. э. усиление борьбы демократических и олигархических тенденций, рост имущественного неравенства, постепенное вытеснение труда свободных трудом рабов, длительная Пелопоннесская война приводят к кризису афинской демократии. Искусство утрачивает свой гражданский пафос, зато у художников возрастает интерес к внутреннему миру человека, к его личным переживаниям. Меняется героический образ; на

смену возвышенной гармонии приходит драматическая патетика. В вазописи на смену "свободному" приходит "роскошный стиль".

В 400-325 до н. э. приходит время поздней классики. Изобразительное искусство развивалось в условиях углубляющегося кризиса классических полисов. Интерес к внутреннему миру людей способствовал развитию портретного бюста. Видна тенденция к лирическому, созерцательному образу, поэтизация состояния задумчивого, мягкого покоя. Герои живут в мире мечтаний.

В период поздней классики и эллинизма достигает расцвета терракотовая пластика. Главное место в этом виде искусства занял поэтический образ молодой девушки. Общая тенденция искусства 4 в. до н. э. к раскрытию диалектической сложности мира способствовала расцвету живописи. Получают дальнейшее развитие принципы перспективы и светотени, изображение пейзажной среды. Искусство вазописи на протяжении 4 в. до п. э. постепенно приходит в упадок. Усложняются формы ваз; роспись приобретает декоративную пышность, чисто орнаментальные мотивы начинают вытеснять сюжетные изображения.

Глиптика, ювелирное искусство, мебель в 5-4 вв. до н.э. достигли высокого художественного уровня. Изображения па геммах (резных камнях) отличаются особой тонкостью и красотой рисунка и более реалистичны, чем в период архаики. Мебель эпохи классики отличается простотой и выразительностью.

Последней эпохой древнегреческого искусства является эпоха эллинизма (4-я четверть 4 в.-1 в. до н. э.). Важной вехой не только политической, но и культурной истории Г. были походы Александра Македонского, в результате которых греческая культура распространилась на Ближнем и Среднем Востоке, войдя в тесное соприкосновение с местными культурами. С этого момента искусство Греции. становится частью эллинистического искусства. Последнее неоднородно по составу н включает две группы художественных школ: школы, в которых основная роль принадлежит греческой художественной традиции, и школы, где греческий элемент в искусстве оказывается только привходящим н появляется лить в результате художественного воздействия других эллинистических школ. Скульпторы и живописцы создают патетические художественные образы, в которых отражаются и величие эпохи, и её трагические катаклизмы. В период эллинизма рабовладельческая демократия окончательно изживает себя, уступая место крупным монархиям или государствам с олигархическим правлением. Наметившиеся в мировоззрении 4 в. до н. э. индивидуалистические тенденции получают дальнейшее развитие. Этому способствуют два обстоятельства: с одной стороны, возрастает роль личности в социальной жизни, т. к. власть сосредоточивается и руках немногих, с другой стороны, невозможность для каждого ощущать себя активным участником общественного целого означает противоречие между личностью и обществом.

В искусстве эпохи эллинизма тенденция к возвеличению монарха совмещается со стремлением эстетически освоить мир частного человека, тяготение к героико-патетическим образам - с разработкой проблем портрета н бытового жанра и созданием интимных садово-парковых статуй, строительство парадных архитектурных ансамблей - со стремлением комфортабельно оборудовать частный дом. Эллинистическое искусство выражает более сложное отношение к миру, чем искусство классики, и в этом его положительная сторона. В то же время оно лишено высокой гражданственности, героической цельности художественной культуры классической эпохи.

В изобразительном искусстве периода эллинизма локальные отличия между художественными школами становятся более существенными, чем прежде. Придя в состояние экономического и политического упадка после македонского завоевания, материковая Греция, и в частности Аттика, продолжала, однако, играть роль крупного культурного центра и хранителя классических традиций до конца античной эпохи.

Широкое распространение получают глиптика; в быт богатых рабовладельцев входит посуда из дорогих металлов, появляются камеи - камни с рельефными изображениями мифологических сцен пли портретами. Эллинистическая мебель теряет простоту и ясность классической, приобретает черты декоративной изощрённости.

Архитектура. Некоторое представление об архитектуре гомеровской эпохи дают эпос, немногие остатки древнейших построек, терракотовые модели храмов, найденные при раскопках т. н. священных участков. Скудость археологических данных не позволяет воссоздать архитектурный облик городов того времени. В отдельных местах "Илиады" и "Одиссеи" встречаются описания древних святилищ - священных рощ н пещер с примитивными алтарями, даётся характеристика жилой усадьбы, группировавшейся вокруг двора ("ауле"), разделённой на мужскую и женскую половины и включавшей специальные помещения для рабов; главным помещением жилого дома был примыкавший ко двору "мегарон" - прямоугольный зал с очагом в центре, отверстием для выхода дыма в потолке и входным портиком, образуемым выступающими концами продольных стен ("антами") и столбами между ними.

Описание в "Одиссее" дворца Алкиноя позволяет угадать эстетические воззрения той эпохи, когда архитектура ещё не отделилась от ремёсел, а представление о красоте-от восхищения мастерством, по словам Гомера, сияющим, подобно солнечному отсвету, на всех продуктах человеческого труда. Это сияние и делает "лучезарным" сказочный дворец, при виде которого сердце Одиссея забилось сильнее; он чарует не столько специфическими средствами архитектуры, сколько искусными металлическими деталями и обшивками, резьбой по дереву, росписями, декоративными тканями; путника манят богатый дом, искусно орошённый сад, прохлада помещений, продуманная организация всей усадьбы, наполненной творениями человеческих рук.

Архаика следующая эпоха. В это время город обычно располагался вокруг укреплённого холма- "акрополя", на вершине которого находилось святилище с храмом, посвящённым богу - покровителю полиса. У подножия акрополя размещались жилые кварталы; их планировка складывалась стихийно; ремесленники каждой профессии селились отдельными слободами. Центром нижнего города была торговая площадь "агора" - место политических собраний граждан.

В эпоху архаики осуществляется переход к строительству из камня. В связи с возникновением новых форм общественной жизни складываются различные типы зданий общественного назначения; среди них ведущее место принадлежало храмам, которые повторяют характерные особенности деревянно-сырцовых построек и в конечном счёте восходят к мегарону. Его воспроизведением почти без изменений является "храм в антах"; в "простиле" к мегарону добавляется развитый портик, в "амфипростиле" - два портика, в "периптере" - окружающая храм одинарная, а в "диптере" - двойная колоннада. Главным помещением храма была "целла", или "наос", где находилась культовая статуя. "Теменос" (священный участок), на котором располагались храмы, включал также открытые алтари, сокровищницы (обычно повторявшие форму храма в антах) и был окружён оградой с монументальным входом ("пропилон", или "пропилен").

Наряду с храмами сложились другие типы общественных зданий: "булевтерий" - дом для собрания совета общины; "пританей" - дом со священным очагом общины, предназначенный для официальных приёмов и торжественных трапез. Рано появились "стои" - портики, открытые спереди, а часто и с других сторон, служившие местом отдыха и прогулок. К числу общественных зданий относились также "лесхи" (своего рода клубы), фонтаны, театры, стадионы. Целые комплексы сооружений отводились для "палестр" и "гимнасиев" - школ для физического и общего воспитания молодёжи. Большинство общественных сооружений свободно размещалось вокруг агоры.

Эти храмы в большей мере свидетельствуют о поисках, чем об успехах зодчества архаики. Его крупнейшие достижения были связаны с созданием и последовательным применением ордерных принципов. Ордер представляет особый тип архитектурной композиции, характерными чертами которого являются трёхчастность, чёткое разделение частей на несомые и несущие, нарастание сложности построения снизу вверх. По своему происхождению ордер - это закреплённая традицией в нескольких вариантах переработка деревянной стоечно-балочной конструкции, сложившейся в строительстве не только храмов, но и народных жилищ. Строгий и лаконичный "дорический" ордер и более стройный, изящный "ионический" (включающий, в свою очередь, два варианта - аттический и малоазийский) встречаются уже в первых каменных сооружениях. Третий, "коринфский", ордер, который отличается от ионического резной "растительной" капителью, появился лишь во 2-й пол. 5 в. до н. э.

Ордер возник как важный элемент архитектуры общественного здания. Кроме того, он отвечал стремлению древних греков осмыслить мир как некую закономерную систему, в которой твёрдое место занимает общественный человек. Ордерные принципы помогали созданию тектонически ясного архитектурного образа, выработке соразмерных человеку архитектурных масштабов, разумной, соответствующей естественному бытию людей организации пространства. Повторение в камне общепонятных деревянных конструктивных форм, бытовавших в постройках, которые каждый возводил для себя, позволяло почувствовать особенно остро принципиальную новизну монументальных сооружений, возводившихся всеми для общего пользования.

Дорический ордер сложился на базе строительного опыта дорийских племён, заселявших греческую метрополию. Здесь, по-видимому, имелся крупный лес и применялась раздельная конструкция двускатной кровли и потолка, причём стропила и балки оказались прототипами мутулов и триглифов. Дорический ордер встречается уже в первых сооружениях, построенных из камня как в метрополии. На первых порах дорические постройки имели много местных особенностей. Со временем стёрлись различия в плане. Исчезли и резкие колебания в пропорциях колонн, первоначально весьма значительные. Вышла из употребления керамическая облицовка, бессмысленная в каменных сооружениях, но иногда применявшаяся по традиции. На протяжении 6 в. до н. э. изживались локальные особенности архитектуры, вырабатывались всеэллинские архитектурные образы, в которых преобладали типологические черты. Показательно, что сходство храмов, даже рядом расположенных, во 2-й пол. 6 в. до н. э. казалось естественным (акрополь Селинунта).

Важным элементом архаической архитектуры был декор: скульптура и раскраска фасадов. В дорических храмах фоны для скульптуры окрашивались в синий или красный цвет. Основные, "работающие" части здания (архитрав, колонна) не окрашивались. Раскраска подчёркивала конструкцию и в то же время придавала архитектуре праздничный, мажорный характер.

Лёгкий в пропорциях, декоративно-изящный ионический ордер сформировался в богатых торговых городах островной и малоазийской Греции, испытавших воздействие культуры Востока. Ионический ордер встречается впервые в больших малоазийских диптерах сер. 6 в. до н. э., возведённых из известняка и мрамора. Среди них наиболее прославлен храм Артемиды в Эфесе; храм, в архитектуре которого чувствуется влияние Востока, поражал своими размерами, обилием мраморных колонн, великолепием резьбы и скульптуры. В сокровищницах ионийских городов и их колоний, выстроенных в Дельфах ионический ордер под влиянием "дорического" окружения приобретает двускатную крышу с фронтоном. Эти постройки положили начало новому варианту ионического ордера - варианту, который можно назвать аттическим, поскольку он больше и лучше всего применялся в 5 в. до и. э. в Афинах, где, кроме того, была разработана особая "аттическая" база. В ионической архитектуре, так же как и в дорической, на протяжении эпохи архаики сформировались типы сооружений и были созданы типические художественные образы, подобные обобщённым образам героев, воинов и атлетов в скульптуре.

В 6 в. до и. э. греческие зодчие добились крупных успехов и в создании архитектурных ансамблей. Важнейшим типом ансамбля, наряду с агорой и акрополем, было святилище. В ансамбле святилища в Дельфах, определившемся в основных чертах в 6 в. до н. э., важным элементом архитектурного образа является пейзажное окружение. Композиция святилища была рассчитана на восприятие человека, который в составе торжественной процессии поднимался по зигзагам священной дороги, обрамлённой сокровищницами и вотивными статуями; на одном из поворотов перед его взором возникали неожиданно крупные и потому особенно впечатляющие массы главного храма, стоявшего на высокой террасе.

В 5 в. до н. э. архитектура вступила в классический период своего развития. В это время достигли расцвета греческие города, сложилась система регулярной планировки. Основные принципы этой системы, связываемой с именем Гипподама,- разбивка города прямоугольной сетью улиц, расположение общественных зданий, святилищ и агоры на участках, равных или кратных стандартному кварталу, комплексная застройка жилых кварталов равновеликими домами.

Жилые дома в эпоху классики строились из сырца (в редких случаях - из камня). Ядром планировки жилого дома был двор. С его северной стороны устраивался крытый проход на столбах - "пастада", в который выходили главные жилые помещения. Планировка дома, сохраняя типические черты, видоизменялась в зависимости от потребностей семьи. Внутри дома стены украшались росписью, полы парадных помещений - мозаикой; в раскопанных домах Олинфа найдены сидячие терракотовые ванны. Соседние жилые дома имели общие боковые стены; сырцовые фасады были оживлены лишь проёмами дверей и редкими окошками верхних помещений. На этом фоне особенно ярко выделялись ордерные формы общественных построек.

Прогресс общественного производства в классическую эпоху и дальнейший рост городов повлекли за собой широкое строительство производственных, торговых и оборонительных сооружений: эргастериев (ремесленных мастерских), складов, портовых молов, арсеналов (арсенал в Пирсе, архитектор Филон). С 5 в. до н. э. оборонительные стены, как правило, окружают не только акрополь, но и нижний город. Если на протяжении 6 в. до н. э. складывались всеэллинские типы общественных зданий, а также единые для всей Г. формы основных ордеров, то в 5 в. до н. э. для каждого сооружения характерно сочетание типических черт с индивидуальными, что легче всего проследить на храмах, культовая и гражданская роль которых в этот период тесно переплетается: храм не только посвящён богу - покровителю полиса, но и олицетворяет последний; поэтому стремление к индивидуализации храма развивается вместе с чувством полисного патриотизма. Во 2-й четверти 5 в. до и. э. эта тенденция уже господствовала в греческом зодчестве, что явствует, напр., из сравнения т. н. храма Посейдона в Пестуме (см. Италия) и храма Зевса в Олимпии.

Могучие и тяжеловесные наружные колонны храма Посейдона без труда несут гигантский антаблемент. Равновесие огромных, героизированных форм и скрытые в них избыточные силы придают храму органическую целостность и подлинно стихийную мощь. Иным было художественное содержание храма Зевса. Ощущение строгого величия, безмятежного, бесстрастного покоя достигалось сдержанной силой колонн и стройностью спокойных, ясных пропорций. Такого рода архитектурный образ, раскрытию которого содействовала и скульптура, естествен для памятника, возведённого в Олимпии - месте популярных общеэллинских состязаний.

Важнейшим средством индивидуализации построек стали ордера: малейшее изменение пропорций интерколумния и особенно архитрава меняло характер сооружения, которое могло быть либо величественным, либо изящным и строгим, либо интимным и т. д. Верно учитывая взаимосвязь между пропорциями и реальными размерами архитектурных форм, а также взаимодействие здания со средой (архитектурной и природной), зодчие умели целеустремлённо изменять "масштабность" сооружения, порой придавая значительность и величие даже небольшой постройке. Словом, в 5 в. до н. э. ордер из основного элемента типического архитектурного образа превращается в индивидуально-многообразный язык зодчества, но отнюдь не в незыблемый вечный канон, каким пытается его представить идеалистическая эстетика и теория архитектуры. Сложившиеся в архаический период архитектурные типы получают особую разработку в каждом конкретном сооружении, подобно тому как в скульптуре обобщённые образы атлетов постепенно обогащаются индивидуальными чертами. Новые художественные функции ордера проявились и в таких его деталях, как обломы, т. е. профили или очертания горизонтальных ордерных элементов. С помощью обломов выявляются пластические свойства сооружения. Так, облом играет роль пластически выразительной связки между стволом ионической колонны и её базой, между стилобатом и стеной (плинт). Значение обломов, сведённых к немногим простейшим типам (выкружка, полувал и т. п.), которые бесконечно варьировались, особенно возросло с переходом к строительству из мрамора в 5 в. до н. э.

Архитектурные средства развивались вместе с усложнением идейных и художественных задач монументального строительства, наивысший подъём которого связан с расцветом рабовладельческой демократии в Афинах. Восстанавливая разграбленный персами афинский Акрополь, Перикл задумал создать здесь новый ансамбль, новое всеэллинское святилище, призванное укрепить ведущее место Афин в греческом мире. Использование огромных по тому времени средств Афинского морского союза, привлечение лучших художественных сил, наконец, сама атмосфера патриотического и творческого подъёма, царившая в Афинах эпохи Перикла благодаря сочетанию коллективной солидарности с небывалой до того свободой личности - всё это вместе способствовало рождению одного из самых совершенных ансамблей в мировом искусстве. Общее руководство всеми строительными и скульптурными работами на Акрополе было поручено Фидию. Мраморные здания, различные по характеру, образуют живописную композицию, сочетающую элементы асимметрии и симметрии, ионики и дорпки. Комплекс рассчитан на восприятие человека, идущего в составе культовой процессии, т. е. на непрерывную и последовательную смену точек зрения. Словно вырастая из акропольской скалы, ансамбль вызывает у зрителя впечатление величия и естественности. На склоне расположены торжественные пропилеи с дорическими портиками на разных уровнях.

Парфенон, центральное сооружение ансамбля, был главным храмом полиса и одновременно хранилищем казны Афинского морского союза. В архитектуре и скульптуре Парфенона нашёл своё высшее пластическое выражение эстетический идеал Афин 5 в. до н. э., определённый Периклом как красота без прихотливости и мудрость без изнеженности. Творцы Парфенона Иктин и Калликрат, стремясь придать облику храма большую торжественность и нарядность, отступили от сложившейся схемы периптера, поставив на торцовых фасадах здания по 8 колонн вместо 6, замкнув пространство целлы П-образной колоннадой, дополнив дорический ордер ионическими элементами. Благодаря тому, что зодчие сознательно нарушили геометрическую правильность здания, применив курватуры (изгибы горизонталей) и энтазис ("припухлость" колонн), Парфенон воспринимается зрителем как одухотворённая пластическая материя, как живой, полный внутренних сил организм, словно вырастающий из скалы Акрополя. Эффект художественного воздействия храма менялся и нарастал по мере приближения к нему человека. Издали Парфенон воспринимался как кристальный объём, выделявшийся своей геометрической организацией из окружающей природной среды. Когда зритель приближался к Акрополю, его восприятию становились доступны членения храма, фронтонная скульптура. Вступая на Акрополь, он уже видел рельефы метоп и, наконец, подойдя к храму, мог любоваться многообразной по мотивам скульптурой фриза, а также игрой светотеневых переходов и цветных рефлексов на золотистой поверхности мраморных стен и колонн. Обходя Парфенон вокруг, человек превосходно ощущал тот живой, изменчивый ритм, которым проникнут этот великий памятник мирового зодчества. Строителям Парфенона удалось найти такие масштабы и пропорции, при которых храм, господствуя над округой, в то же время не подавлял зрителя вблизи. Более того, художественный образ, воплощённый в архитектуре и скульптуре Парфенона, возвышал самосознание человека: узнавая себя в рельефах зофора, граждане Афин, шедшие в составе процессии, ощущали себя частью великого полиса, символом которого был торжественно-монументальный, исполненный радостной гармонии храм Афины.

Другие общественные здания, украсившие Аттику в 5 в. до н. о., близки по воплощённым в них архитектурным принципам к сооружениям Акрополя и отличаются художественно оправданным соединением ионических и дорических ордерных форм, оригинальностью композиционных приёмов. Среди них наиболее примечательны стоя Пойкиле (Пёстрая), где впервые была широко использована монументальная живопись, и стоя Зевса, органически завершённая ризалитами.

Бурное строительство было прервано Пелопоннесской войной и оживилось лишь ко 2-й четверти 4 в. до н. э., но теперь его главной ареной стали не побеждённые Афины, а Пелопоннес и Малая Азия. Надвигался кризис полисной системы; одним из его симптомов был упадок патриотических настроений, повлиявший на общий характер греческой архитектуры. Величие и строгость, свойственные произведениям 5 в. до н. э., сменились интимностью, героика-утончённым изяществом. Зодчие поздней классики тяготеют к сложным композиционным решениям, прибегают к эффектному противопоставлению контрастных форм, всё чаще совмещают в одном здании разные ордера; архитектурный декор становится теперь изобильнее и живописнее.

В результате вытеснения интересов полиса интересами личности главное место в архитектурной практике 4 в. до н. э. занимает строительство уже не культовых зданий, а сооружений, более непосредственно связанных с бытовыми потребностями человека: гимнасиев, палестр, одеонов, театров. Ядром театра служила "орхестра" - круглая площадка с алтарём Диониса, на которой происходили выступления хора и танцы. Наиболее сохранившийся театр в Эпидавре отличается красотой общей композиции и отдельных архитектурных элементов, а также прекрасной акустикой, которая обеспечивается специальным профилем театрона и резонаторами в скамьях.

В архитектуре Малой Азии и в 5, и в 4 вв. до н. э. безраздельно господствуют ионические традиции. Главные малоазийские сооружения эпохи классики - храм Афины в Мнлете (сер. 5 в. до н. э.); памятник Нереид в Ксанфе (конец 5 в. до н. э.), поставленный на высоком подии и украшенный фигурами морских богинь; храм Афины в Приене; храм Артемиды в Эфесе; храм Артемиды в Сардах и другие.

Следующая эпоха эллинизм. В этот период основные очаги строительной деятельности передвинулись на Восток. Александр Македонский и его преемники основали в завоёванных областях много новых городов: Александрию, Антиохию на Оронте, Селевкию на Тигре и др. Их планировка была регулярной. В прямоугольной уличной сети города обычно выделялась Польшей шириной главная улица (или две взаимно-перпендикулярные улицы), которая вела от главных городских ворот к торгово-общественному центру и проходила вдоль одной из сторон прямоугольной агоры. В результате имущественного расслоения городского населения "гипподамова система" лишилась первоначального социального содержания: комплексная застройка классического города сменяется множеством разновидностей жилища - от самого скромного до дома, занимающего всю территорию квартала, и до обширного дворца. Чаще используется камень как строительный материал жилой архитектуры. Быстрый рост городской застройки в сочетании с развитием интимно-личного мировосприятия рождал у человека эллинистической поры острое тяготение к природе. Поэтому ядром жилища становится сад. В планировке домов эпохи эллинизма, помимо социальных, прослеживаются многочисленные местные отличия. В домах Приены и Ольвии на Буге с помощью портика и фронтона выделялась главная жилая комната, в жилищах Делоса центральный двор превратился в обрамлённый колоннадой "перистиль", в дальнейшем получивший широкое распространение во всём эллинистическом мире. Интерьеры жилых домов состоятельных горожан отличались богатством отделки: сырцовые стены покрывались мраморной штукатуркой и росписью, имитирующей каменную облицовку; полы в главных помещениях были мозаичными; материалом для колонн перистиля, а иногда и для архитравов служил мрамор.

Застройка городского общественного центра также носила регулярный характер и отличалась большой пышностью. По периметру главной площади, размеры которой были кратны размерам жилого квартала, сооружались великолепные стои; на площади воздвигались алтари, монументы, торговые и общественные здания. Принцип регулярности простирался и на планировку святилищ. Храмы возводились на прямоугольных участках и отделялись стоями от окружающей застройки.

В эпоху эллинизма появились новые виды построек: библиотеки (в Пергаме), водяные и солнечные часы ("Башня ветров" в Афинах), складские н портовые сооружения, маяки (Фа-росский маяк в Александрии), большие надгробия, чисто декоративные постройки (палатка Птолемея в Александрии) н др. Возник тип двухэтажной стои с дорическим первым и с ионическим вторым ярусами. Планировка зданий усложнилась. Так, в булевтериях появился свой двор: более широкая расстановка опор в зале, несомненно, указывает на изобретение фермы.

Общая тенденция к большим масштабам, к декоративной пышности проявлялась и в храмовой архитектуре. В Малой Азии восстанавливались грандиозные ионические диптеры, приобретая ещё большее великолепие, чем прежде. В связи с регулярной планировкой святилища архитектура храма создаётся с расчётом в первую очередь на фронтальное восприятие. Вновь получают развитие типы храма в антах и простиля, возрастает число колонн в пронаосе. В период эллинизма превратился в самостоятельное сооружение монументальный, богато украшенный алтарь. Большой алтарь Зевса в Пергаме был воздвигнут на одной из террас акрополя.

Композиция эллинистического архитектурного комплекса строится на эффектных контрастах между зданием и окружающей средой, между освещённой солнцем площадью и затенённым пространством портиков, между строгим расположением стой и живописной разбросанностью монументов. Применение ордера становится значительно более разнообразным, сочетание дорического и ионического ордеров в одном сооружении позволяет разделить главное и второстепенное в архитектурной композиции, нагляднее выявить ярусные членения. Становится свободнее сама трактовка ордерной системы: используются лишь отдельные элементы ордера (базы, капители, консоли); применяются неожиданные сочетания форм различных ордеров; в ордерную систему включаются элементы, заимствованные в архитектуре Востока.

Эллинистическая архитектура внесла значительный вклад в историю мирового зодчества. Именно в период эллинизма были сделаны решительные шаги в разработке приёмов планировки городских ансамблей, лёгших в основу римского градостроительства. Развившиеся в эллинистический период средства художественной выразительности архитектуры впоследствии послужили отправной точкой для творческих исканий европейских зодчих эпохи Возрождения и нового времени.

Скульптура 6 в. до н. э. Именно в это время с конца 7 в. до н. э. искусство архаики переживает бурный подъём, обусловленный интенсивным развитием полисов н успехами строительства и ремёсел. Переход в архитектуре к камню вызвал появление скульптурного декора. Фронтонная скульптура развивалась от плоскостных рельефов, не связанных общим сюжетом, к односюжетным объёмным. Наивная праздничность фантастических образов акропольских фронтонов усиливается полихромией раскраской.

В храмовой скульптуре 2-й трети 6 в. до п. э. изображения "оживают", становятся более содержательными, скульпторы осознают всё более отчётливо пластическую красоту человека. О развитии реалистических принципов свидетельствуют и многоплановая композиция и богатая светотень, достигнутая мастерской обработкой мрамора. Ценность подобных памятников не только в том, что они прокладывали путь к реализму классической эпохи, но и в том, что в них проявляется наивно-цельное, героическое ощущение мира, весьма специфичное для эпохи архаики и особенно отчётливо воплотившееся в образах архитектуры. Следующим шагом к искусству классики была фронтонная скульптура второго Гекатомпедона в Афинах. Лишь некоторое противоречие между угловатостью силуэтов, подчинённых

общему декоративному ритму, и естественностью бытия героев сцены связывает группу "Гнгантомахия" с искусством архаики.

Развитие героического художественного идеала в борьбе со схематизмом, геометрической условностью отчётливо прослеживается на примере эволюции статуй стоящих обнажённых юношей ("куросов"). Этот тип статуи сложился в конце 7 в. до н. э. как средство увековечить атлета - победителя на спортивных играх. Для грека эпохи архаики образ куроса стал воплощением лучших черт гражданина полиса; порой с этим образом связывалось представление о божестве (статуи куросов иногда служили изображениями Аполлона). В скульптуре ранней архаики курос изображается напряжённо застывшим в неподвижной позе; композиция статуи фронтальна и симметрична; формы обобщены; мускулатура торса лишь графически обозначена; только нога, выставленная вперёд, оживляет эту статическую схему. Перечисленные канонические черты всё же не исключали несколько различной интерпретации образа куроса в разных школах греческого искусства. Так, в статуях Клеобиса и Битона работы пелопоннесского скульптора Полимеда подчёркнута физическая сила коренастых, непропорционально укороченных тел атлетов. В аттических куросах конца 7 в. до н. э. впечатление грубой физической силы сглажено; они выглядят более стройными, более правильны пропорции фигур.

В памятниках сер. 6 в. до н. э. угловатость ранних статуй смягчается, становится пластичнее трактовка обнажённой фигуры. Поднятые уголки губ оживляют застывшее лицо (т.н. архаическая улыбка). По степени обобщённости образ не уступает раннеархаическим образам куроса, но уже сама моделировка тела придаёт ему большую жизненность, конкретность. На смену механической тектонике ранних статуй приходит живое, упругое соотношение несомых и несущих частей фигуры. Если монументальность раннего куроса определялась примитивной обобщённостью формы н статичностью композиционного решения, то сейчас основой монументальности служит осознанная ваятелем пластическая закономерность. Если ранние куросы только иллюстрировали представление древних греков о герое, то сейчас это представление оказывается воплощённым в убедительной художественной форме. Во 2-й пол. 6 в. архаическая скульптура продолжает освобождаться от скованности и схематизма. Образ куроса становится более одухотворённым, его поза приобретает естественность, непринуждённость.

На протяжении 6 в. скульптура всё более обогащается новыми изобразительными мотивами и скульптурными типами. В отличие от скульптуры материковой Греции, где ведущим был образ куроса, в ионийской пластике главное место занял образ девушки ("коры"). В статуе Геры из Герайона близ Самоса объём нижней части фигуры не расчленён, зато точна и выразительна обобщённая моделировка спины и груди; интересна попытка передать различие фактуры плаща и хитона Геры. На примере статуи Геры Самосской видно, как скульпторы 6 в. до н. э. всё больше осознают пластические закономерности, яснее ощущают гармонию форм, как бы скрытую в природном блоке камня.

О дальнейшем развитии образа коры даёт представление группа статуй, найденных на афинском Акрополе и, вероятно, изображающих жриц Афины. Большей частью это - произведения ионийских художников, работавших в Афинах во 2-й пол. 6 в. до н. э. Обаяние этих статуй - в декоративном изяществе, в той свободе мастерства, которую демонстрируют ионийские ваятели, многообразно и тонко разрабатывая поверхность, создавая прихотливую ритмическую игру струящихся волос и складок одежды. Более жизненны аттические коры. Обобщённостью форм она напоминает раннеархаические статуи. Но совершенно по-новому трактовано лицо: глаза удивлённо взирают на мир, на губах замерла наивная улыбка. Сквозь каноническую схему как бы пробиваются ростки живого человеческого чувства. В 520-х гг. до н. э. скульптор Антенор переработал ионический тип коры, придав фигуре большую устойчивость, утяжелив пропорции, подчинив ритм драпировок структуре сильных, крепких форм тела. В самой поздней из акропольских кор, принесённой в дар Афине Евтидиком, нет и следа изысканной декоративности более ранних статуй. Всё внимание скульптора сосредоточено не на одежде, а на лице, исполненном спокойствия, сдержанной силы.

Значительное место в искусстве архаики занимает раскрашенная скульптура из терракоты: статуэтки Аполлона, сидящих и стоящих богинь, бытовые статуэтки (брадобрей, пекарь), имевшие значение "апотропеев" (отвратителей зла) гротескные фигурки силенов и животных. Производившаяся в Ионии, Родосе, Беотии, Аттике терракотовая мелкая пластика часто не уступает по качеству монументальной скульптуре.

Переход от архаической к раннсклассической скульптуре виден на примере фронтонных композиций храма Афины Афайи на о-ве Эгина. Их сюжет - битва ахейцев с троянцами из-за тела убитого Ахилла - созвучен помыслам греков эпохи борьбы с персами. Композиция западного фронтона строго симметрична. Её правая и левая части зеркально повторяют друг друга. Трактовка лиц во многом традиционна: заострённые черты, архаическая улыбка. В то же время скульпторы стремятся к объединению фигур общим действием. Мастер восточного фронтона пытается изобразить человеческое тело в сложном повороте.

Следующим шагом в развитии классической фронтонной композиции была скульптура храма Зевса в Олимпии. Основная идея композиции, изображающей борьбу греческого племени лапифов с кентаврами,- торжество разумного, человеческого начала над стихийными силами природы. В отличие от обособленных статуй эгинского фронтона, фигуры борющихся сплелись между собой, образуя группы. По сравнению с эгинетами олимпийские статуи более пластичны, объёмны. Выразителен контраст грубой внешности разъярённых кентавров и благородного облика эллинов. Тема метоп олимпийского храма - подвиги Геракла. Композиция каждого рельефа спокойна и уравновешена, что соответствует монументальному духу храма в целом. Однако общая схема не мешает художникам в их поисках смелых композиционных решений.

В раннеклассической скульптуре, как и в архаической, ясно выражены стилевые особенности основных художественных школ Греции. Мастера Пелопоннеса работают в бронзе, изображая спокойно стоящие фигуры. Ионийские художники стремились к разработке проблемы движения, ввели в искусство изображение тела, просвечивающего через тонкую одежду.

На достижение ионийских н пелопоннесских художников опиралась аттическая школа, и прежде всего её крупнейший мастер - Мирон. В знаменитой статуе дискобола он окончательно порвал с архаической традицией, изобразив фигуру в сложной позе и блестяще решив трудную задачу динамического равновесия. Метатель диска представлен в момент перехода от размаха к броску, т. е. показана кульминационная точка движения. Статуя Мирона олицетворяет представление о прекрасном, гармонически развитом человеке. Она не является портретом в нашем смысле слова, но по сравнению с архаическими куросами знаменует более высокую ступень индивидуализации образа. Показ движения в кульминационной точке служит основной пластической задачей и в статуе Марсия из группы Мирона "Афина и Марсий". Силен, объятый страхом перед богиней, отпрянул назад, но инерция, влекущая его вперёд, к флейте, которая лежит на земле, остаётся непреодолённой. Полная грубой силы фигура Марсия, с его некрасивым, характерным лицом, противопоставлена фигуре Афины, разгневанной, но умеющей сдерживать спои порывы и потому не утратившей красоты и достоинства.

Греческое искусство второй половины 5 века до н. э. называют искусством высокой классики. Его главные черты - возвышенная гармония, глубокая человечность. В своём развитии оно тесно связано с монументальным строительством эпохи Перикла. Наиболее последовательное и всестороннее воплощение художественные принципы высокой классики получили в творчестве Фидия - создателя статуй сидящего Зевса для храма в Олимпии и Афины, Парфенос для Парфенона в Афинах, выполненных из золота и слоновой кости, монументальных, торжественно-спокойных. Под руководством Фидия была создана и скульптура фриза, метоп и фронтонов Парфенона. Изваянные в первую очередь метопы, изображавшие кентавромахию и др. мифологические сцены, ещё во многом близки скульптурной декорации храма Зевса в Олимпии. Большей зрелостью стиля отличается рельеф фриза-зофора, изображающий панафипейское шествие афинских граждан. В плавном, текучем ритме развёртывается движение процессии; здесь и всадники, н юноши, ведущие жертвенных животных, и девушки, выткавшие одежду Афины, и распорядители празднества. Их образы обобщены, типизированы, очищены от случайных подробностей.

Творчество Фидия сыграло огромную роль в развитии древнегреческого искусства, оказав воздействие не только на скульптуру, но и на вазопись. Во 2-й пол. 5 в. до н. э. значение крупного художественного центра продолжал сохранять Аргос, где работал Поликлет - один из величайших мастеров высокой классики. Он изображал спокойно стоящих атлетов. Свободна, естественна поза дорифора. Фигура построена в соответствии с принципом перекрёстного равновесия.

Характерный для искусства 4 в. до. н. э. интерес к внутреннему миру людей. Способствовал развитию портретного бюста и портретной статуи. Тенденция к лирическому, созерцательному образу, поэтизация состояния задумчивого, мягкого покоя. Герои словно живут в мире мечтаний. Их раздумье порой безмятежно, порой принимает элегическую окраску.

Кроме прогрессивных художественных течений, воплощавших наиболее важные черты мировоззрения поздней классики, в искусстве 4 в. до н. э. существовало ретроспективное "академическое" направление. Его крупнейшим представителем был Леохар. Произведения Леохара, среди которых наиболее известен "Аполлон Бельведерскнй", полны холодного изящества, внешне эффектны, однако лишены подлинной одухотворённости.

Последним великим мастером классической эпохи был Лисипп, работавший во 2-й пол. 4 в. до н. э. Лисиппу свойственно острое ощущение драматически-сложной жизни мира, изменчивости вещей и явлений. В трактовке традиционной темы атлета он далёк от героической гармонии 5 в. до н. э. В образах, созданных Лисиппом, сила и мощь сочетаются с усталостью и тревогой, покой - с внутренним напряжением,

идеальное обобщение - с характерной выразительностью. В поисках одухотворённости, динамичной неустойчивости пластического образа скульптор удлиняет пропорции фигур, наделяет их активной пространственной жизнью ("Апоксиомен" - одна из первых статуй, рассчитанных на круговой обзор). Герои Лисиппа всегда деятельны, им неведомо чувство умиротворённости.

В период поздней классики и эллинизма достигает расцвета терракотовая пластика. Главное место в этом виде искусства занял поэтический образ молодой девушки. В терракотовых статуэтках пластике тела тонко соответствует ритм складок длинной одежды.

В эллинский период скульпторы, работавшие в Афинах в конце 4 и 3 вв. до н. э. продолжали традиции Праксителя, Лисиппа. Стремление художников эллинизма к более широкому, сюжетно-развёрнутому изображению жизни, чем в искусстве классики, проявляется в т. н. живописных рельефах - своеобразных многоплановых скульптурных картинах. Во 2 в. до н. э. сложилась неоаттическая школа, просуществовавшая до конца эллинистической эпохи. Её представители подражали художникам классики. Их мастерство не компенсирует внутренней незначительности их искусства. Среди скульпторов неоаттической школы наиболее известен Аполлоний.

Яркая художественная школа в эпоху эллинизма сложилась в Александрии, которая представляла своеобразный очаг греческой культуры в Египте. В александрийской школе преобладала жанровая, интимно-лирическая линия эллинистического искусства.

Крупный центр эллинистического искусства сложился в С и р и и - западной части государства Селевкидов. В сирийской скульптуре важное место занимает портрет. Среди малоазийских художественных центров выделялся Пергам - столица Атталидов. Скульпторы Пергама опирались на традиции Скопаса. Искусство Пергама, тесно связано с традициями классики, органически их развивающее на новом этапе, должно быть расценено как генеральная линия художественной культуры эллинизма.

Стремление творчески переосмыслить классическое наследие (наряду с тенденцией к механическому подражанию классике) вообще свойственно искусству эллинизма. Найденная на о-ве Мелосе статуя Афродиты работы скульптора Александра из Антиохии сочетает величавую монументальность образов с характерной для эллинизма динамикой композиции.

Видное место в искусстве эллинизма занимала школа Родоса. Родосские скульпторы создали большие многофигурные группы, насыщенные множеством сюжетных и аллегорических подробностей, но лишённые подлинной пластической цельности

С подчинением эллинских городов Риму началась новая эпоха в их художественной жизни. Творчество греческих мастеров этого периода - лишь глава в искусстве древнеримском. В искусстве Эллады можно увидеть первые проблески тех чувств, которые нашли в дальнейшем свое выражение в художественных школах Европы как в эпоху Возрождения, так и позже. Древнегреческое искусство дает возможность увидеть, как возникали и развивались чувства человека, начинавшего познавать красоту мира.

В памятниках искусства Эллады особенно сильные впечатления оказались воплощенными в величественных храмах, бронзовых и мраморных изваяниях, глиняных статуэтках, чеканных рельефах на монетах, гармонических росписях на вазах. Именно поэтому не кажутся чуждыми и непонятными современному человеку эти созданные тысячелетия назад произведения великих мастеров древности.

 

Заключительная часть.

При разработке темы "Архитектура и изобразительное искусство Древней Эллады" не возникло каких - либо затруднений. Дело в том, что тема довольно популярна и большое количество авторов в разные годы обращались к данной проблематике. Можно найти литературу по данной теме как современных авторов, так и обратиться к более старым изданиям. В зависимости от того, какой именно аспект необходимо осветить существует как фрагментарное описание отдельных образов искусства Древней Греции, так и блок литературы, посвященный всем сторонам и видам искусства Эллады.

Данная работа отобразила все основные этапы развития искусства в Древней Греции. Работа включает в себя информацию многих научно - популярные и художественные издания и является хорошим помощником при подготовке к уроку по данной теме.

Специальная литература для преподавателя.

1.Кривченко В. И. Помпеи. Геракуланум. - М.: Искусство, 1985. - 223 с.

2.Можейко И. В. 7 и 37 чудес. - 2 - е изд. - М.: Наука, 983. - 336 с., ил.

3.Неверов О. Я. Культура и искусство Античного мира : очерк - путеводитель. - Л.: Искусство, 1981. - 187 с., ил.

4.Соколов Г. И. Искусство Древней Греции. - М.: Искусство, 1980. - 270 с.

5.Художественные изделия античных мастеров: сб. статей.- Л.: Искусство, 982. - 128 с., ил.

Дополнительная литература для учеников.

1.Григорьева Е. Чудеса света: энциклопедия. - М., 2001. - 511 с., ил.

2.Губарева М. В. Сто великих храмов мира. - М.,2000. - 33 с., ил.

3.Дмитриева Н. С. Краткая история искусств. Выпуск 1. От древнейших времен до XVI века. - М., 1985. - 319 с.

4.Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Искусство Западной Европы: Италия, Испания (под редакцией В. Бутромеева). - М., 1996. - 310 с.

5.Неверов О. Я. Геммы античного мира. - М., 1983. - 144 с.

Назад

Текст в формате DOC\TXT