10.10.2003
Ю.В.Савенкова
Методическая разработка содержания темы
" Власть фараонов в 3-м тыс. до н.э."
учебного курса "История стран Востока" (Класс 5)
Данная работа даёт необходимый материал для составления плана- конспекта урока по теме «Власть фараонов в 3-м тысячелетии до нашей эры». На основании данной работы может быть проведён урок, по результатам которого у учащихся будут выработаны следующие навыки: умение работать с текстом и иллюстрациями, способность аргументировать ответ. Данная работа обобщает довольно обширный материал и предоставляет его в удобной для учителя форме. Работа предоставляет учителю дополнительную информацию по истории Древнеегипетского государства в эпоху Древнего царства. В настоящей работе подробно описываются особенности государственной власти Древнего Египта, функции чиновников и самих фараонов; формулируется понятие восточной деспотии; рассматриваются три основных типа хозяйств в Египте и организация труда в них (из-за недостаточности сведений о храмовом и царском хозяйствах большее внимание уделено характеристике вельможеского хозяйства); обращается внимание на то, что Египет называют «страной пирамид», и даётся представление о самых известных памятниках Древнего Египта, о целях и процессе их постройки; формируется внешний облик как простых египтян, так и знати. Вся представленная информация общедоступна: получить её можно как в библиотеках, так и в Интернете. По данной теме имеется достаточно большое количество материала как научного, так и популярного характера. Настоящая тема соответствует второму году обучения, первой четверти, шестой неделе, второму уроку. Разработка темы ведётся по учебнику: Лукьянов А.Н. История стран Востока. Омск,2002. Учебник написан в соответствии с концепцией системного подхода. Данный учебник поддерживается следующими пособиями и вспомогательными материалами: художественно-историческая хрестоматия, хрестоматия источников, электронный вариант учебника и рабочая тетрадь. Других учебников по истории стран Древнего Востока, похожих по структуре на тот, по которому ведётся разработка настоящей темы, не существует. Однако есть учебники, похожие по содержанию, но охватывающие более широкое географическое и временное пространство: Коровкин Ф.П. История Древнего мира; Вигасин А.П. История Древнего мира. Тема формулируется как «Власть фараонов в третьем тысячелетии до нашей эры», является основной в настоящем курсе и логически связана с предыдущими и последующими темами по истории Древнего Египта: «Первые царства в долине Нила»; «Египет в 20-10 в.в. до н.э.»; «Завоевания Египетского царства в середине 2 тыс. до н.э.»; « Господство жрецов и упадок Египта». Тема включается в учебный план, так как формирует представление о специфике одной из разновидностей древневосточной монархии, формулирует понятие деспотии и иллюстрирует его на примере египетского государства в 3-м тыс. до н.э. Рекомендуется проводить урок «объяснение-опрос». Предлагается следующая разбивка урока: 5 минут запись домашнего задания. 15 минут опрос учащихся по теме предыдущего занятия. 20 минут объяснение темы урока. Домашнее задание по настоящей теме даётся учащимся в начале урока под запись в дневник. Для этого выделяется 5 минут. Домашнее задание лучше всего зафиксировать на доске, затем огласить его и дать объяснение и рекомендации по его выполнению. Домашнее задание по теме «Власть фараонов в 3-м тыс. до н.э.» включает в себя подробный пересказ пункта 1 параграфа 12 и письменный ответ в тетради на вопрос в учебнике: «Почему схему древнеегипетского государства иногда называют «пирамидой власти»? Как это название связано с рисунками, помещенными в учебнике?» (стр. 24 в учебнике). Учащиеся должны внимательно ознакомиться со схемой в учебнике, прочитав соответствующий подраздел (2), и дать развёрнутый ответ в тетради. После проверки учителем этого домашнего задания рекомендуется на одном из последующих уроков по истории Древнего Египта зачитать вслух самые интересные ответы, обсудить с учащимися проблему «пирамиды власти» и попытаться сформулировать правильный ответ на вопрос. Это поможет закрепить усвоенный материал об организации власти в Древнем Египте. Пересказывая заданный раздел параграфа, учащиеся должны попытаться дать определение понятию деспотия, которое необходимо для изучения истории других стран Древнего Востока. История Древнего Египта в третьем тысячелетии до н.э. традиционно относится к эпохе Старого, или Древнего, царства (28 23 в.в. до н.э.; 3-8 царские дома, или династии). Данный период представляет собой качественно новый этап развития Египта, хотя генетически связан с эпохой Раннего царства. Многие учёные считают этот период самым грандиозным периодом в истории Древнего Египта, как по количеству произошедших перемен, так и по могуществу власти фараонов, которая достигла своего расцвета. Новые явления определялись прежде всего окончательным и прочным объединением страны, сплочением её в одно политическое и экономическое целое. Объединение всех египетских номов (областей) в рамках одного государства, организация единого управления страной привели к концентрации всех людских и материальных ресурсов в руках централизованного правительства. Его усилия в экономической области были направлены прежде всего на создание эффективной общеегипетской ирригационной системы, был достигнут предел максимального упорядочения хозяйственной жизни. Это привело к росту во всех отраслях хозяйства. Рост производительных сил происходил за счёт количественного увеличения орудий труда. Были прорыты новые оросительные каналы. Основными сельскохозяйственными культурами были ячмень, полба, пшеница, лён. Наряду с мотыгой стал применяться примитивный плуг. Рабочим скотом, как и прежде, являлись быки, ослы, бараны с развесистыми рогами, козлы. Снаряжались морские экспедиции в Финикию (главным образом за лесом) и на остров Крит. Совершались неоднократные хищнические походы на Синайский полуостров (богатый медью), в Палестину и на юг в Нубию, изобиловавшую золотом и слоновой костью. Заметные успехи были сделаны в трёх основных отраслях ремесла и техники: в металлургии меди, обработке камня и гончарном деле. Большое значение имело внедрение в производство меди, расширившее технические возможности человека. Для эпохи Древнего царства была характерна внутренняя и внешняя торговля в примитивной меновой форме. Менялись продукты питания, такие как зерно, хлеб, сладкие пирожки, овощи, плоды, масло, рыба, а также ремесленные изделия, в частности украшения, зеркала, обувь. Товарным эквивалентом стоимости было зерно и слитки металлов, чаще всего меди. Учитель может отметить, что историю Египта в эпоху Древнего царства мы знаем, прежде всего, благодаря археологическим находкам, надписям и рисункам на стенах пирамид и храмов, а также сообщениям греческих историков (например, уже известного ученикам Геродота). По рисункам учёные реконструируют облик египтян, особенности их жизни, общественных, политических и экономических отношений, их обычаи. Памятники Древнего царства впервые позволяют осветить некоторые важные стороны производственных отношений египетского общества. Многочисленные документы показывают существование царского хозяйства и особенно хозяйств частных лиц вельмож, занимавших высокие должности при дворе, в административном аппарате, как в центре, так и на местах в номах. Царские, храмовые и вельможеские хозяйства были преобладающими в экономической структуре Древнего царства. Большое вельможеское хозяйство называлось «пер-джет», что означает «собственный дом». Оно состояло из главной усадьбы (резиденции-дворца вельможи) и многочисленных владений (дворов, домов ремесленников и поселений земледельцев), обычно находящихся в различных концах страны, разбросанных по огромному пространству, как в Верхнем, так и в Нижнем Египте. Здесь рекомендуется обратиться к карте и напомнить ученикам, какая территория называется Верхним, а какая Нижним Египтом; подчеркнуть, что расположение на карте Верхнего и Нижнего Египта не соответствует нашему традиционному понятию верха и низа, а определяется течением Нила. Верхний Египет занимает нижнюю часть карты, а Нижний верхнюю. В большом вельможеском хозяйстве имелся обширный штат различного рода служащих писцов, надсмотрщиков, учётчиков, хранителей документов, управляющих, возглавляемых «домоправителем», который осуществлял общее руководство всей хозяйственной жизнью «собственного дома». От Древнего царства дошло большое количество погребений этой прослойки. Все эти люди организовывали и контролировали труд земледельцев и пастухов, рыболовов и птичников, огородников и садовников, пекарей и пивоваров, медников и ювелиров, гончаров и каменотёсов, ткачей и сандальщиков, плотников, столяров, судостроителей, художников и скульпторов, то есть всех тех, чьи изображения многократно запечатлены на стенах пирамид и других памятников Древнего Египта. Крупное вельможеское хозяйство обеспечивало своего владельца практически всем ему необходимым в повседневной жизни. Свои обширные владения вельможа мог получить «по истине», то есть в наследство от предков, и распоряжаться им бесконтрольно, или по службе, то есть временно, хотя очень часто служба передавалась по наследству. На сегодняшний день крупное вельможеское хозяйство изучено лучше всего, так как сведения о царском и храмовом хозяйствах эпохи Древнего царства более скудные. Однако известно, что организация царского и храмового хозяйства была такой же, как в вельможеских имениях, хотя, возможно, роль рабского труда в них была выше. Характерной формой организации труда в полеводстве в период Древнего царства были рабочие отряды, трудившиеся при посеве и сборе урожая. Рабочие отряды трудились и при перевозке тяжестей, погрузке судов, которые были основным транспортным средством в Египте, и на многих других работах, причём они по мере надобности могли перебрасываться то на одну, то на другую работу. Рабочие отряды работали под наблюдением надсмотрщиков, вооружённых палками, учётчики и писцы вели тщательную опись урожая. Если рабочие плохо работали или выражали какое-то недовольство, надсмотрщики могли пустить своё оружие в ход и избить уклоняющихся от работы. Учащиеся должны запомнить, что рабочие отряды трудились в хозяйствах всех типов, а не только в большом вельможеском. Труд их был фактически подневольным. Полностью свободных людей в Египте не было. Единственный, кто был свободен, - это фараон. Ремесленное производство вельможеского хозяйства было сконцентрировано в общих ремесленных мастерских, в которых трудились ремесленники всех специальностей. Такая ремесленная мастерская называлась «палатой мастеров». Здесь разрешалось работать только мужчинам. Женщины же трудились в отдельных ткацких мастерских. Во всех ремесленных работах существовало дробное разделение труда, то есть над одним и тем же изделием на разных этапах его изготовления часто трудились несколько человек. Все виды тружеников, вовлечённых в большое вельможеское хозяйство, были лишены собственности на орудия и средства производства. Работники вельможеского хозяйства получали довольствие из вельможеских складов и производств с огородов, пастбищ, рыбных угодий, из житниц, пищевого ведомства (зерно, рыбу, хлеб, овощи, пиво). Иногда рабочих награждали за работу. В нескольких гробницах изображено, как награждают ткачих: продовольствием и тканью в одном случае, и на всех ожерельями и повязками. В Египте существовала и прослойка рабов (термин «бак» - раб известен ещё со времён Раннего царства). Судя по всему рабов можно было покупать и продавать. Среди рабов были чужеземцы, но преимущественно это были египтяне по происхождению. Правда, механизм порабощения соплеменников в условиях Древнего царства трудно сейчас установить. В первой половине третьего тысячелетия до нашей эры товарно-денежные отношения практически не развивались. Основой хозяйства были огромные замкнутые хозяйственные комплексы. Египтянин мог стать рабом по наследству, а также в результате номовых войн. Порабощать соплеменников считалось делом предосудительным. Всплеск порабощения одних египтян другими приходится на период упадка царской власти. Политическая централизация была основой военной централизации. В документах Древнего царства упоминается «дом оружия» - своего рода военное ведомство, в ведении которого находилось изготовление оружия, постройка кораблей, снабжение войска и постройка оборонительных сооружений. Данных о численности египетского войска периода Древнего царства нет. В отношении флота имеется лишь одно упоминание об отряде из 40 кораблей, посланных за кедрами. Воины находились на службе у фараона, правителей областей и храмов. За свою службу они получали участки земли, которые обрабатывались рабами. Войско было организовано в форме военных поселений, расположенных в центре страны и на наиболее угрожаемых направлениях; главные силы находились в Нижнем Египте. Во время больших походов фараоны усиливали своё войско за счёт покорённых соседних племён. Этих воинов нельзя считать наёмниками, так как нет данных о том, что за участие в походе они получали какую-либо плату. Можно лишь предположить о праве их на какую-то долю в военной добыче. Единственным родом постоянного египетского войска была пехота. Воины были вооружены луками, стрелами и короткими мечами. В качестве оборонительного оружия воины имели деревянный щит, обтянутый мехом. Войско состояло из отрядов. Дошедшие до нас источники говорят о том, что воины занимались боевой подготовкой, которой ведал специальный начальник военного обучения. Уже в период Древнего царства египтяне применяли построение шеренгами. Часто во время походов воинов перебрасывали к месту битвы на грузовых речных судах. Границы Египта на севере и на юге были защищены цепью оборонительных крепостей, в которых размещались военные гарнизоны. В бою начальники, по крайней мере некоторые, не вступали сами в рукопашную, а руководили действиями своих сил. Во главе египетского государства стоял царь фараон, носивший пышные титулы царя Верхнего и Нижнего Египта, воплощённого бога Гора. Термин «фараон» пришёл из греческого языка, но восходит к древнеегипетскому иносказательному наименованию царя эпохи Нового царства пер -'о, что значило «Большой дом» (то есть царский дворец). Самого царя этот термин стал обозначать лишь с восемнадцатой династии. Имя же царя считалось священным, и произносить его всуе возбранялось. Никто не мог произносить его священное имя, так как, по египетским верованиям, это могло нанести царю вред. До двадцать второй династии слово «фараон» не входило в царскую титулатуру, состоявшую из пяти «великих имён»: личного имени и четырёх тронных имён (которые давались при вступлении на престол). Египетский царь обладал неограниченной экономической, политической и верховной жреческой властью. Все значительные мероприятия в стране и за её пределами производились от имени фараона большие ирригационные и строительные работы, разработка ископаемых и камня в окрестных пустынях, войны и торговые экспедиции, большие религиозные и династийные праздники. Учащиеся должны усвоить, что главным, что определило бурное развитие Египта в 3-м тыс. до н. э. стало объединение отдельных номов в единое, жёстко централизованное государство. Теперь государством управляли не отдельные мелкие цари, а один великий царь (хотя это не исключало известную самостоятельность номов). Именно в этот период Египет стал могущественным государством, и фараон был воплощением этого могущества. Египетский царь почитался как бог и был, по египетским представлениям, во всём равен богам и даже превосходил их могуществом. Так, в период расцвета Древнего царства усыпальницы царей пирамиды затмевали своим великолепием храмы богов, в то время ещё очень незначительные, настолько, что до наших дней от последних почти ничего не сохранилось. Фараона называли «благой бог», «великий бог». Фараон олицетворял своей особой мощь египетского государства и был наделён всей полнотой власти, то есть сосредотачивал в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть. Фараон считался не только всемогущим правителем, но и воплощением божества в образе человека, богочеловеком, а его распоряжения приобретали тем самым характер безусловного повеления. Был разработан торжественный ритуал его почитания, фараон изображался в сонме богов. Он считался воплощением бога Гора, сыном бога Ра, после смерти его изображали как Осириса. Для почитания умершего фараона строились храмы и грандиозные усыпальницы пирамиды. Жалкой песчинкой ощущал себя простой смертный рядом с рукотворной горой символом абсолютной власти бога-человека. Здесь можно отметить для тех учащихся, кому интересно, что рассказу о пирамидах будет уделено время в конце данного урока, а верованиям и культуре древних египтян даже отдельный урок. Длинная, со временем всё более расцвечивающаяся эпитетами титулатура египетского царя содержала в себе пять имён, в том числе личное и тронное. До конца египетской истории фараон выступал как царь Верхнего и Нижнего Египта, хотя в некоторые периоды власть его была чисто номинальной. Фараоны почти никогда не показывались простому народу. Даже самые знатные египтяне должны были подползать к трону «божественного» владыки на коленях, не смея поднять глаз. В знак особой милости фараон позволял им целовать свои следы или обувь. Фараон каждый день вставал рано утром, с рассветом, чтобы первым приветствовать своего господина Ра бога Солнца. Фараон никогда не появлялся с непокрытой головой и даже в семейном кругу носил парик. Волосы он стриг коротко, чтобы можно было носить разные парики. Основной частью одеяния фараона, как и у всех египтян, была набедренная повязка. Она придерживалась широким поясом с металлической пряжкой, с превосходно исполненными иероглифами. Иногда к поясу подвязывали передник в форме трапеции. Этот передник целиком был выполнен из драгоценного металла или из нитей бус, натянутых на рамку. Фараон ходил как босиком, так и в сандалиях, которых у него было огромное количество и самых разных кожаных, металлических или плетённых из тростника. Фараон носил самые различные ожерелья. Чаще всего они представляли собой нанизанные золотые пластинки, шарики и бусины с плоской застёжкой сзади, от которой спускалась очень красивая золотая кисть из цепочек с цветами. Вещественной основой царского самовластия были огромные людские, земельные, продовольственные и вещевые средства, находящиеся в личном распоряжении царя. Царица, жена фараона, и царские дети имели свои хозяйства. Государственные хранилища всевозможных вещевых благ, съедобных и несъедобных, были не более как частями «дома царёва», государственные работы были его работами, пожалования государственным сановникам его пожалованиями. Таким образом, всё в Египте принадлежало фараону, он обладал неограниченной никем и ничем властью. В пору своего наивысшего расцвета и могущества староегипетский царь назывался не просто «богом», а «богом большим». В кругу своих вельмож «бог добрый», как величали фараона, становился «человеком». Конечно, он нисколько не забывал своего положения, и милостью для приближённого было целовать ноги фараона, а не прах перед ними. Однако иногда он разрешал следовать за собою в носилках, быть умащаемым в его присутствии, выказывал величайшую заботу в дни болезни, писал письма кому-то из приближённых, полные предупредительной любезности, а то даже написанные собственноручно. Всё это было величайшей милостью, которую фараон выказывал лишь изредка. Обожествлением фараонов запугивали простой народ и укрепляли царскую власть. Эту власть называли милостивой и грозной, внушали, что всякий осмелившийся непочтительно отозваться о фараоне, совершает преступление не только против государства, но и против божества. За это боги наказывали виновных. Следующая информация носит второстепенный, познавательный характер и не является обязательной для усвоения данной темы. В Древнем царстве мужчины из народа довольствовались обыкновенно куском ткани вокруг бёдер или даже одним поясом с лоскутами спереди, и, работая, нередко обнажались вовсе. Женщины носили узкую безрукавную рубаху. Дети ходили нагими. Рабочие люди ходили босиком. Просты были и жилища простолюдинов: тесные помещения, со стенами из кирпича сырца, с полами из него же или утоптанного затвердевшего речного ила. Простота нарядов египетской знати была больше кажущейся. Правда, женские платья (рубашки на лямках, едва доходившие до щиколоток, и плащи) были несколько однообразны, несмотря на иногда покрывавшую платье сетку из бус. Зато мужские опоясания были самых затейливых видов. Учащиеся могут обратить внимание на рисунок в учебнике (стр. 24) и рассмотреть одеяния фараона и знати. Знать окружали толпы прислужников. Выходы её напоминали царские. Роскошные носилки несло помногу людей. Кругом шло многолюдное сопровождение: кто нёс трость и обувь, кто смену белья, кто умывальные принадлежности, кто держал опахала (они же и зонтики), а кто вёл обезьянку или собак. Земля в Египте могла быть обработана лишь при условии её орошения, а верховным организатором и распорядителем общеегипетской ирригационной системы было государство, то есть фараон. Поэтому фараону принадлежали верховные права на всю возделываемую землю, которые не могли не ограничивать права собственности на все виды египетских земель. Самовластное единодержавие было самым ярким выражением староегипетской государственности. Знать сосредоточила в руках царя власть без меры и без границ. Страна должна была покоряться единой воле. После объединения номов столица была постоянно в Низовье Нила. Боги Нижнего Египта были самыми чтимыми при дворе. Во второй половине Древнего царства Верхний Египет имел особого управителя. Фараоны управляли Египтом, опираясь на знать. Знатные приближённые фараона получали от него в пользование целые области вместе с живущими там крестьянами. За службу царю знатным людям разрешалось эксплуатировать крестьян, заставлять их работать на себя. Часто фараоны дарили вельможам десятки рабов, драгоценности, скот. Древнее царство было строго централизованным бюрократическим государством. Правда, идея двух царств, Верхнего и Нижнего Египта, поддерживалась внешним образом тем, что существовали двойные присутственные места, что царский дворец имел два входа, царь носил двойную корону и именовался двумя титулами, но в действительности обе половины его царства были давно слиты. Каждое ведомство практически делилось на два подразделения, которые обслуживали Верхний и Нижний Египет. Централизованное управление осуществлялось при помощи огромного, разветвлённого и специализированного бюрократического аппарата. Государственный аппарат состоял из трёх основных звеньев: центрального, областного (номового) и местного (на уровне поселений) аппарата. Рекомендуется обратить внимание учащихся на то, что следующую часть темы они должны слушать особенно внимательно, так как эта информация непосредственно связана с их письменным домашним заданием. Прослушав и усвоив основные особенности государственного управления Египта, и прочитав учебник, им будет легче ответить на вопрос о «пирамиде власти». Важнейшим помощником царя был верховный сановник чати (в литературе часто называется визирем), осуществлявший от имени царя общее руководство хозяйственной жизнью страны и главной судебной палатой. Чати называли «глазами и ушами царя». Верховный сановник был неизменно и верховным судьёй. Судопроизводство было достаточно развитым, требовало множества судей и писцов, сопровождалось многочисленными свидетельскими показаниями и подробной записью. Важнейшие лица в государстве чати, военачальники, руководители различных ведомств и работ, верховные жрецы важнейших египетских храмов были близкими или более дальними кровными родственниками правящей династии. Чати был руководителем многочисленного, построенного по принципу строгой иерархии чиновничества, принадлежавшего к различным ведомствам: организации ирригационного земледелия, наблюдения за скотом, ремесленниками, военного дела, налоговых поступлений и проведения повинностей, строительства, судебных дел. Фараон обычно назначал главного казначея для подсчёта доходов и затрат государства. Царю и его помощнику подчинялись сотни чиновников, судей и воевод. Чиновники раз в два года описывали все земли и подсчитывали имущество крестьян, чтобы никто не уклонялся от налогов. Стражники охраняли чиновников, собиравших крестьян для постройки и починки каналов, плотин, водохранилищ, для прокладки дорог. Писцы вели мелкие дела, составляли документы, ездили к соседним народам с поручениями царя. Особенностью централизованного аппарата Египта была нерасчленённость придворных функций по обслуживанию личности фараона, государственного управления и выполнения жреческих обязанностей. Например, носитель царских сандалий был вместе с тем главнокомандующим армии, старейшиной дворца и начальником обширной области Верхнего Египта, виночерпием и верховным жрецом какого-либо храма. Некогда независимые номы, войдя в состав единого государства, превратились в его местные административно-хозяйственные округа. Номовый аппарат управления копировал центральные органы и также делился на подразделения и ранги, но уже областного значения. Как правило, номовое управление возглавлялось номархами, представителями древней аристократии, власть которой передавалась по наследству от отца к сыну, образующих своего рода номовые династии. В период наивысшего расцвета Древнего царства (четвёртая династия) наблюдается полное подчинение номов центральной власти: царь может по своей воле перемещать номархов (правителей номов) из одного нома в другой, из Верхнего Египта в Нижний и наоборот; осуществляется жёсткий контроль центра за всеми действиями местной администрации; происходит разрыв между центральной и номовой властью. Сложившаяся в эпоху Древнего царства система государственного управления, предполагающая неограниченную власть обожествлённого монарха, опирающегося на разветвлённый аппарат многочисленных чиновников, определяется как монархия деспотического типа, или древневосточная деспотия (от греческого термина «деспотес» - господин, которому противостоит термин «раб»). Деспотия форма государства, при которой полнота власти, не ограниченной законом, принадлежит одному властителю наследственному монарху, правящему при посредстве сложного военно-бюрократического аппарата; особенно характерна для большинства рабовладельческих государств Древнего Востока и отличается полным произволом власти и бесправием населения; синонимом деспотии является неограниченная монархия и тирания. Деспотическая централизованная монархия возникала, как правило, в долинах крупных рек (Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг, Хуанхэ). В государствах деспотического типа люди были неполноправны. Свободен был только царь. Рекомендуется обратить внимание учащихся на то, что определение деспотии очень важно для изучения не только Египта, но и других стран Древнего Востока и необходимо для усвоения специфики древневосточных государств. Чтобы ученики лучше восприняли данное понятие, желательно зачитать вслух развёрнутое определение деспотии, а затем дать под запись в тетрадь краткое и упрощённое определение из учебника: деспотия государство, которое возглавляет правитель с безграничной властью. Жрецы приказывали возвеличивать божественную власть фараонов не только на словах, но и делами. В честь царей строили храмы. Царские статуи стояли рядом с идолами богов. Египет часто называют «страной пирамид». Пирамиды были символом величия и всемогущества фараонов. Поблизости от пирамид строились заупокойные «храмы царей». Стены этих храмов украшались рельефами, изображавшими жизнь и подвиги обоготворённого царя. В 3-м тыс. до н. э. для умерших фараонов воздвигали невиданно большие гробницы. Ещё молодой и здоровый царь приказывал строить для себя пирамиду. Каменные исполины были призваны сохранить тело царя, его душу Ба и жизненную силу Ка. Первая, ещё ступенчатая, 60-метровая пирамида была воздвигнута близ современного местечка Саккара к югу от Каира для фараона 3-й династии, основателя Древнего царства Джесера талантливым архитектором, врачом и чати, знаменитым Имхетепом, впоследствии обожествлённым. Эта пирамида выглядит не так, как все: состоит из семи мастаб. Первоначально гробницы представляли собой только одну мастабу. Незыблемо стоит в пригороде Каира, Гизе, первое и единственное сохранившееся из семи чудес света древнего мира великая пирамида второго царя 4-й династии Хеопса (Хуфу) сложенная из 2 миллионов 300 тысяч огромных каменных глыб (монолиты весом до 100 тонн). Длина её стороны 233 м, а высота 147 м, в периметре ровно 1 км. Чтобы возвести пирамиду Хеопса (Ахет Хуфу Горизонт Хеопса), потребовалась территория в 54 300 кв. м. Здесь же высятся пирамиды его преемников младшего сына по имени Хефрен (Хафра), которая всего на 3 метра ниже пирамиды отца, однако лучше сохранилась, и значительно уступающая им 66-метровая пирамида той же династии Микерин (Менкаура). Чтобы учащимся было легче представить огромные размеры пирамиды Хеопса, можно предложить им вообразить себе пятидесятиэтажный дом. Это примерно и будет высота пирамиды. Молодой фараон Хеопс хотел выстроить такое сооружение, какое не удавалось никому из его предшественников. Прежде чем приступить к строительству, необходимо было найти подходящую для этой цели площадку, которая смогла бы выдержать огромный вес пирамиды. Такое место было найдено в пустыне в семи километрах западнее селения Гиза. Потом поверхность площадки необходимо было выровнять. Вокруг неё построили водонепроницаемый вал из камней и песка. Внутри выкопали большое количество пересекающихся под прямым углом каналов, которые заполнили водой. Высоту уровня воды пометили, а воду спустили. Потом вырубили всё, что выступало выше уровня воды, а каналы опять заложили камнем. Таким образом получилась ровная поверхность. Греческий историк Геродот, путешествуя по Египту, оставил яркое описание пирамид, но неточное. Хеопс заставил всех египтян работать на него. Десять лет строили только дорогу, по которой тащили камни. Работало 100 тысяч человек. Строители объединялись в группы по восемь человек и направлялись в каменоломню, где вырубали каменную глыбу и обтёсывали её с помощью кувалд и клиньев, пил и буравов, пока не получался блок нужных размеров. Камень, добытый в каменоломнях на восточном берегу Нила, люди должны были волочить к реке. По переправе на судах, на западном берегу камень принимали другие люди и тащили оттуда на нагорье, к месту постройки пирамиды. На самом деле строительным материалом служил местный известняк, добываемый тут же, у подножия пирамиды, а с противоположного берега привозили только высококачественный белый известняк для облицовки внутренних помещений пирамиды и её внешних граней. Пирамиду возводили небольшие отряды высококвалифицированных рабочих. Были также и вспомогательные рабочие. Строили пирамиды не рабы, а работники храмовых хозяйств. Надземное сооружение, собственно пирамиду, возводили уступами и по ним, с уступа на уступ, поднимали камень с помощью деревянных приспособлений, расставлявшихся или перемещавшихся по ним по мере продвижения работы. По наклонному въезду, построенному из кирпичей нильского ила, при помощи канатов и рычагов полозья тянули на верхнюю площадку пирамиды. Там находился архитектор, который указывал, в каком месте надо укладывать блок. Просчитывалось всё с точностью до миллиметра. Чем выше становилась пирамида, тем меньше была её рабочая площадка, и тем опаснее было работать. Но самая сложная работа ждала впереди при укладке верхнего блока. Можно только догадываться, сколько человек погибало, прежде чем блок занимал своё место. Завершалась постройка пирамиды - очевидно, её облицовка в обратном порядке сверху вниз с помощью всё тех же приспособлений. Ступени надо было заложить камнями так, чтобы не видно было выступов. А когда эта работа была выполнена, внешние грани пирамиды облицовывали плитами из ослепительно белого известняка. В завершение плиты отполировывали с помощью твёрдых шлифовальных камней. Внутри пирамиды находилась камера фараона, которая обкладывалась гранитом. Из гранита делался большой саркофаг. Саркофаг Хеопса внесли в гробницу ещё во время строительства. Так как по своим размерам он не проходил ни через один из ходов пирамиды. Ни одна из всех известных пирамид по сложности работ не может сравниться с пирамидой Хеопса, которая до сих пор остаётся не только одним из самых величайших, но и одним из самых загадочных творений человека. Поразительны не только размеры пирамид поразительно и совершенство работы. Громадные гранёные глыбы пригнаны одни к другим с изумительной точностью, без всякого цемента и глины. Облицовочные камни сомкнуты настолько плотно, что между ними не просунуть и перочинного ножа. Как уже отмечалось, строительство пирамид было связано с огромным риском. Так, например, при сооружении пирамиды в Майдум из-за слишком большого угла откоса внешние каменные глыбы начали сползать, погребая под собой огромное количество рабочих. Желая обезопасить себя от грабителей гробниц, фараоны укрывали свои саркофаги тоннами камня, заставляя архитекторов изощряться в сооружении ложных камер, коридоров, лабиринтов и хитроумных ловушек для непрошеных гостей. Вход внутрь пирамиды тщательно скрывали. Необходимо было сохранить свою мумию в целости и сохранности, чтобы обрести в загробном мире соответствующее положение, а поскольку фараон являлся живым воплощением бога на земле, то его место в Царстве Мёртвых было только рядом с богами. Но, несмотря на все ухищрения, сокровища гробниц были похищены ещё в древности. До нас дошли обезображенные и ограбленные мумии и склепы фараонов. Пирамиды слыли у древних греков одним из семи чудес света. Остальные шесть погибли. Все наиболее значительные пирамиды относятся к 3-4 династиям. А рядом, возле пирамид раскинулся большой город мёртвых погребения знати времён расцвета Древнего царства. Сохранилась и аллея Сфинкса. Это огромное 20-метровое изображение лежащего льва с человеческим лицом, высеченное позднее рядом с пирамидами. Эту скульптуру сейчас принято называть Сфинксом. С ним связано огромное количество легенд. Его обезображенное временем лицо, как полагают, имеет портретное сходство с царём Хефреном, во времена которого, по-видимому, сфинкс и был изваян. Сфинкс греческое слово, но египетского происхождения. Греки называли так мифическое чудовище с женской головой, львиным телом и птичьими крыльями. Жило это чудовище на скале и задавало людям загадку; кто не мог её разгадать, того Сфинкс убивал. Загадку сумел разгадать лишь Эдип, тогда Сфинкс бросился в море. В египетском понимании Сфинкс не был ни чудовищем, ни женщиной и не загадывал загадок. Это была статуя правителя или бога, чью силу символизировало львиное тело. Называлась такая статуя «шесеп-анх», то есть «живой образ» (правителя). Уже позднее возникло его греческое название, впоследствии вернувшееся в Египет. После ста лет изучения египтологи раскрыли настоящее имя Сфинкса. Окрестные арабы называли статую Абу л Хол «Отец ужаса». Нет и не было в мире статуи, превышающей размерами Большого Сфинкса. Он вытесан из единой глыбы, оставшейся в карьере, где добывался камень для строительства пирамиды Хуфу. От её передней лапы до хвоста 57,3 м, высота статуи 20 м, ширина лица 4,1 м, высота 5 м, от верхушки до мочки уха 1,37 м, длина носа 1, 71 м. Образно говоря, Египет Древнего царства возвышался над миром, как сегодня пирамиды его фараонов возвышаются над пустыней. Словно за неимением другой области приложения, вся могучая сила этого государства выплеснулась в рукотворные горы. Следует отметить, что данный материал не вызывает трудностей в усвоении; он носит скорее познавательный характер. Рекомендуется его подача в качестве занимательного рассказа с привлечением иллюстраций из учебника (стр. 24-25). Учащиеся должны запомнить, что пирамиды были символом могущества царской власти, носили культовый характер и являются одним из основных источников по истории Древнего Египта. При постройке пирамид погибло огромное количество египтян, и было затрачено колоссальное количество государственных средств. Постройка пирамид является особенностью эпохи Древнего царства. К концу правления 6-й династии пирамиды вельмож и местной номовой знати начинают превосходить погребения фараонов. В 23-21 вв. до н. э. Египет переживал трудные времена. В государстве наблюдались значительные внутриполитические сдвиги. Внешним выражением этого стало появление среди высшей знати людей, не связанных кровным родством с фараоном. Колоссальные постройки царей 4-й династии обескровили страну больше, чем проигранные войны. Предание гласит, что народ взбунтовался против мании величия своих царей, хотя и считал их богами. Отдельные номы сохраняли известную экономическую и храмово-религиозную (политическую) самостоятельность. Вся вторая половина Древнего царства была временем борьбы усилившейся номовой администрации против чрезмерного засилья центральной власти, за свою политическую и экономическую автономию. Прямых свидетельств не сохранилось. Косвенную информацию доносят погребения номархов Верхнего Египта: роскошь прямо пропорциональна месторасположению нома. На строительство пирамид потратили так много народных сил и средств, что хозяйство пришло в упадок. Борьба номархов за лидерство вела к упадку ирригационной системы. Долина Нила стала вновь заболачиваться. Каналы заносило песком, плотины размывались, водохранилища мельчали. В царскую казну поступало всё меньше налогов. Крестьяне разорялись и не могли с собственным оружием служить в войске фараона. Чиновники разворовывали запасы из государственных кладовых. Вскоре власть Мемфиса над Египтом становится номинальной. Рекомендуется подчеркнуть, что как только власть фараона ослабла, государство стало приходить в упадок. Учащиеся должны запомнить, что только благодаря жёсткой централизации Египет эпохи Древнего царства достиг своего расцвета и стал великой державой. Однако эта централизация была достигнута ценой огромного напряжения сил народа. Правители областей переставали исполнять царские приказания. Они своевольно распоряжались отрядами воинов и объявляли себя главными правителями и жрецами. Потом они стали по собственному усмотрению назначать и свергать царей. Древнеегипетский летописец сообщал, что однажды за 70 дней сменилось 70 фараонов. Около 2200 года до н. э. страна распадается на множество независимых номов. Эпоха Древнего царства завершается. Начинается период упадка и раздробленности Египта, так называемый первый переходный период истории Древнего Египта. С большим трудом государство окрепло только через 200 лет. В данной работе обобщён довольно обширный материал по теме «Власть фараонов в 3-м тыс. до н. э.» и дано всё необходимое для составления плана конспекта урока. В результате урока, проведённого на основании настоящей работы, у учащихся будут выработаны навыки подробного пересказа текста, умение работать с текстом и иллюстрациями, способность аргументировать свой ответ. Данная работа содержит как обязательную, необходимую для усвоения темы, информацию, так и дополнительную информацию второстепенного, познавательного характера. В работе широко представлена общая характеристика эпохи Древнего царства в истории Египта, так как в этот период произошли качественные изменения в экономическом и политическом развитии государства. После объединения номов Египет превратился в централизованное государство с развитым бюрократическим аппаратом, во главе которого стоял теперь могущественный правитель фараон, обладавший всей полнотой власти. В работе много внимания уделено специфике власти египетских фараонов; рассматривается структура египетского аппарата управления; представлена обобщённая характеристика основных групп общества периода Древнего царства; подробно описываются цели и процесс строительства пирамид; затронута проблема упадка Древнего царства, его причины и внешнее выражение. В настоящей работе формулируется понятие древневосточной деспотии, которое необходимо для изучения истории стран Востока и является одним из основных в курсе. В данной работе устранены основные трудности, которые могут возникнуть при изучении настоящей темы. У учащихся могут возникнуть проблемы с пониманием специфики египетского аппарата управления. Работа предоставляет материал по этому вопросу в наиболее удобной форме: представлена структура бюрократического аппарата, который делился на центральное, номовое и местное управление; наибольшее внимание уделено центральному управлению, чтобы не нагружать учащихся слишком обширным объёмом материала; подробно описаны функции фараона и его главного помощника чати; кратко описан штат служащих государства писцов, надсмотрщиков, учётчиков. Помочь в усвоении данной темы может также и схема в учебнике (стр.24), которую учащиеся должны будут самостоятельно письменно проанализировать. Материал о египетских фараонах и о строительстве пирамид изложен в удобной форме, чтобы устранить сложности с пониманием и заинтересовать учащихся. В данной работе информация, насыщенная фактами, чередуется с информацией занимательного характера, призванной заинтересовать учащихся. Рекомендуется излагать материал в такой же последовательности, чтобы у учащихся не создавалось чувства перенасыщения конкретно-исторической информацией. Литература, использованная для написания данной работы, общедоступна. Получить её можно в библиотеках и в Интернете. По теме «Власть фараонов в 3-м тыс. до н. э.» имеется довольно обширное количество информации, как научного, так и популярного характера. Сложность возникает лишь в том, что как таковых монографий, посвящённых эпохе Древнего царства нет. Материал приходится брать из соответствующих разделов общих работ по всей истории Древнего Египта или из работ, посвящённых какой-то отдельной проблеме. Самой популярной темой является проблема строительства пирамид. Настоящая работа устраняет эту проблему, предоставляя обобщённый и скомпонованный материал по данной теме. Работа помогает учителю соорентироваться в большом объёме информации. К работе прилагается список литературы по данной теме для учителя.
Список литературы для учителя:
1. Гладкий В.Д. Древний мир: Энцикл. словарь. М., 2001. 2. Замаровский В. Их величества пирамиды/ Пер. со словацкого. М.6 Наука, 1981. 447 с.: ил. (По следам исчезнувших культур Востока). 3. История Востока: в 6 т. Т.1. М.: Восточная литература, 1997. 688 с.: карты. 4. История Древнего Востока/ под ред. В.Н. Кузищина. М.: Высш. шк., 1988. 416 с.: карты. 5. История древнего Востока: Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации/ под ред. Бонгард-Левина. М.: Наука, 1988. 623 с.: ил., карты. 6. Кинк Х.А. Как строились египетские пирамиды. М.: Наука, 1967. 112 с.: ил. (По следам исчезнувших культур Востока). 7. Котрелл Л. Во времена фараонов. М., 1982. 8. Перепёлкин Ю. Я. История Древнего Египта. СПб.: «Летний Сад» - Журнал «Нева», 2000. 560 с.: ил. 9. Тураев Б.А. Древний Египет. СПб.: Журнал «Нева»; «Летний Сад», 2000. 192 с. |