30.09.2003

А.А.Кильдюшева

Методическая разработка содержания темы

" Искусство первобытной эпохи"

учебного курса "История первобытных времен"(Класс 4)

Поиски начала - едва ли не самые трудные поиски, в которые пускается пытливый человеческий ум. Любое явление когда-то и где-то началось, зародилось, возникло - это кажется нам очевидным. Но всякое начало относительно, оно само является следствием долгого предшествующего развития, звеном бесконечной эволюции. Не только происхождение жизни на земле и человеческого рода не мыслится как единовременный акт "творения" или появления, но и происхождение собственно человеческих институтов, таких, как семья, собственность, государство, - также итог длительного процесса, звено в цепи превращений. То же можно сказать и об искусстве. Когда, где и почему оно "началось" - точный и простой ответ невозможен. Оно не началось в строго определенный исторический момент - оно постепенно вырастало из неискусства, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком. Искусство и потребность в нём у людей зародилась очень давно. Уже в древнем мире сформировались основные виды и жанры искусства: живопись, графика, скульптура, музыка и т.д. Искусство является отражением мироощущения человека, поэтому интересно узнать - какое было искусство первобытной поры и, соответственно, какие чувства древних людей выражались в нём?

Основной задачей данной работы будет оказание помощи учителю для составления им плана-конспекта урока по теме "Искусство первобытной поры".

Рассматривая эту тему учителю необходимо проследить генезис различных видов искусства в первобытности, чтобы было понятно их развитие в последующие исторические эпохи. Получение данной информации учениками поможет им в дальнейшем понимать искусство и культуру в целом. Изучая искусство первобытной эпохи, ученики смогут разглядеть в нём самого древнего человека, его чувства и переживания, увидеть, что и как он изображал.

Данная тема достаточно хорошо изучена в научных исследованиях отечественных и зарубежных учёных; есть и художественная литература по этой теме, поэтому проблем с освещением её практически не будет. Однако в учебниках на этом вопросе авторы не всегда останавливаются, поэтому он является "белым пятном", что, естественно, требует его рассмотрения. Учитывая, особенности этой ситуации, данная работа поможет учителю получить дополнительную информацию при разработке плана-конспекта урока, чего он не сможет сделать, используя только учебники.

Чтобы повысить эффективность обучения и облегчить подготовку учителей к работе, необходимо предоставить им дидактический материал: альбомы с фотографиями рисунков древних людей (наскальная живопись, петроглифы и т.д.), слайды или видео-, аудиозапись (шаманские песнопения - возможная реконструкция первобытной музыки), логическая схема связи искусства первобытной эпохи с современностью. Все эти дидактические средства помогут сформировать у учащихся знания по данной теме, они смогут лучше разбираться в ней и использовать эти знания и на других уроках.

Разработка этой темы опирается на учебник А.Н. Лукьянова "Всемирная история для школьников. История первобытных времён" (Омск, 2002). Учебник является модулем единого цикла "Всемирная история для школьников" и применяется на первом году обучения истории. Он соответствует 4-му классу десятилетней школы и 5-му классу одиннадцатилетней школы. Учебник А.Н. Лукьянова основан на материалистической методологии и рассчитан на линейно-ветвлённую схему обучения. Учебников по истории первобытных времён, похожих по структуре и подобных по содержанию, нет.

Данный учебник поддерживается следующими вспомогательными материалами:

* Художественно-историческая хрестоматия по истории первобытной эпохи.

* Рабочая тетрадь.

* Учебник по краеведению.

* Видеоуроки.

* Компьютерный вариант учебника.

* Проверочные задания.

* Комбинированный вариант учебника.

* Вспомогательные компьютерные издания.

* Слайды, видео.

* Таблицы, картины, карты.

* Аудиозаписи.

* Раздаточный материал.

Вышеназванная тема изучается на первом году обучения, во 2-ой четверти (13 неделя - 2-й урок; 14 неделя - 1-й урок).

В данном курсе эта тема - основная, т.к. она является первой по культуре вообще, поэтому её роль и значение немаловажны. Она даёт учащимся самое первое, общее представление о культуре, об искусстве. От того, как усвоят ученики данный раздел, как его поймут, зависит их дальнейшее восприятие искусства в последующие эпохи. С самого начала важно сформировать правильное отношение учеников к этому разделу учебника. Тема открывает блок по культуре от первобытности до современности, поэтому и была введена в учебный курс. Естественно, что она будет связана непосредственно и опосредованно с другими темами в учебнике, во вспомогательных пособиях и т.д.

В учебнике А.Н. Лукьянова прослеживаються связи указанной темы с параграфами 27-28 "Первобытная религия" и 40 "Мораль-правила жизни". Преемственность темы наблюдается и по следующим учебным курсам:

* Связь со всеми темами по культуре стран Востока

* Связь со всеми темами по культуре стран эпохи античности (Греция, Рим)

* Связь со всеми темами по культуре истории средних веков (Западная Европа и

Древняя Русь)

Как уже было отмечено, данная тема является основополагающей, посредством неё можно, в какой-то мере, понять все остальные темы по культуре и не только. Наблюдаются некоторые связи и с неисторическими курсами, в частности, с МХК, устным народным творчеством, литературой, изобразительным искусством, музыкой - все они имеют общие моменты с главной темой - "Искусство первобытной поры".

Тема урока полностью совпадает с названием заглавной темы - "Искусство первобытной поры" и состоит из 2-х частей, поэтому предполагается проведение 2-х уроков. На 1-ом уроке лучше провести объяснение первой части темы, т.е. ввести учеников в её курс, сказать о ключевых моментах, показать важность и необходимость изучения. Также на 1-ом уроке возможен просмотр видеофильма для лучшего усвоения темы учениками, для их плодотворной работы на 2-ом уроке. Далее на 2-ом уроке необходимо обратиться к конкретному объяснению темы, т.е. показать зарождение основных направлений искусства: живописи, скульптуры, музыки, танцев и т.п. Ученики уже знают кое-что из прошлого урока - им будет легче ориентироваться по теме, отвечать на вопросы учителя. Наконец, на 3-ем уроке (1 часть) можно провести опрос пройденного материала устно или письменно (тест) - для наиболее полного закрепления урока.

Естественно, что оснащение подобного урока лучше продумать заранее. Данная тема сама по себе очень яркая и информативная, поэтому вспомогательные средства и дидактический материал должны быть соответствующими.

Итак, для проведения уроков учителю понадобиться дополнительный материал. Предполагается, что на 1-ом уроке будет просмотрен видеофильм, значит необходимо провести соответствующее оснащение класса. На 2-ом уроке, при объяснении конкретного материала, можно использовать фотографии с рисунками древних людей или современные реконструкции - рисунки современного художника, скульптурные изображения, фигурки. При рассказе о древнем музыкальном искусстве можно использовать аудиозапись (опять же современная реконструкция). Говоря о связи первобытного искусства с последующими эпохами - изобразить логическую схему. На 3-ем уроке (1-я часть) для проверки изученного материала нужно заготовить карточки с тестами по теме, чтобы ученики письменно ответили на вопросы теста; или же провести устный опрос.

 

Разбивка уроков будет следующая.

I урок:

* 5 мин - организационные моменты

* 10 мин - рассказать об общих моментах и ключевых особенностях темы, т.е. ввести учеников в курс темы урока

* 20 мин - показ видеофильма о первобытном искусстве

* 5 мин - заключительные моменты, дать домашнее задание на следующий урок

II урок:

* 15 мин - организационные моменты и опрос домашнего задания

* 20 мин - объяснение нового материала

* 5 мин - дать домашнее задание

III урок:

* 15 мин - проведение проверочной работы

Характеристика домашнего задания.

На 1-ом уроке.

В рабочей тетради ученики отвечают на вопросы, используя учебник:

- что такое искусство?

- что ученики знают о первобытном искусстве, что узнали о нём на уроках МХК и УНТ?

Также прочитать рассказ 25-26 по учебнику (1-я часть), тексты по теме в "Художественно-исторической хрестоматии по истории первобытной эпохи".

На 2-ом уроке.

Ученики в рабочей тетради отвечают на оставшиеся вопросы задания 25-26. Дополнительно для желающих будет задание нарисовать самостоятельно несколько "пещерных рисунков" и показать затем в классе. Можно провести конкурс на лучший такой рисунок среди учеников. Прочитав 2-ю часть рассказа 25-26, ученики заполняют схему по мифу.

На III уроке.

Ученики ещё раз внимательно читают рассказ 25-26, просматривают выполненные задания в рабочей тетради, вспоминают видеозапись и фотографии, просмотренные на уроках, т.е. закрепляют пройденный материал, чтобы справиться с проверочным заданием.

 

Итак, данная тема предполагает проведение 2-х уроков. На 1-ом уроке будет рассмотрена первая часть темы, а именно, следующие разделы: "Что такое искусство?", "Для чего нужно искусство?", "Виды искусства"; также просмотрен видеофильм о первобытном искусстве. На 2-ом уроке следует обратиться к изучению конкретных видов искусства - живопись, скульптура, музыкальное искусство, мифотворчество, проследить их эволюцию в каменном веке - от палеолита до неолита.

 

I. 1. Что такое искусство?

По данным современной науки, человек верхнего палеолита являл собой homo sapiens - то есть по своей физической конституции был вполне подобен современному человеку. Он владел членораздельной речью и умел выделывать довольно сложные орудия из камня, кости, дерева и рога. Родовые коллективы жили охотой на крупного зверя. Роды начинали объединяться в племена, где возникал матриархальный уклад. Казалось бы, у этого примитивного человеческого общества, которое даже еще не возделывало землю и не приручало животных, не должно бы быть никакого искусства. Между тем оно было - доказательства налицо. Значит, искусство, во всяком случае, - один из самых древних атрибутов человеческого существования. Оно старше, чем государство и собственность, старше всех тех сложных взаимоотношений и чувств, в том числе чувства личности, индивидуальности, которые складывались позже, в развитом и расчлененном человеческом коллективе; оно старше земледелия, скотоводства и обработки металлов.

Объяснить происхождение искусства - значит, выяснить, как человек обрёл саму способность образно мыслить. Существуют 3 основные "археологические" гипотезы возникновения изобразительного творчества:

1. гипотеза "макарон"

2. гипотеза "руки"

3. гипотеза "простого этапа"

"Макаронами" называються группы параллельных, волнистых линий, прочерченных 2-3-мя пальцами по глине или по скале зубчатым предметом. Они относяться к раннему ориньяку. "Макароны" были предвестниками контурного рисунка зверя в начале верхнего палеолита. Отдельная линия "макарон" сама по себе ничего не выражала, важны только все линии вместе, создающие паутины образов. А.Брейль является основоположником гипотезы "макарон", он считает, что из простых переплетений уже появляються примитивные, но натуралистические силуэты животных.

"Рукой" в первобытном творчестве называют преднамеренно полученное пятно, повторяющее очертания кисти. Этот силуэт был элементом, давшим начало всему изобразительному искусству верхнего палеолита. По характеру воплощения "руки" распадаются:

- позитивные

- негативные

В основе обоих техник лежит применение "трафарета", которым служила реальная рука. По замыслу каждая рука отпечатывалась и воспроизводилась как нечто особенное. "Рука" и обобщённый контур зверя очень далеки друг от друга. "Рука" имела культовое значение, особенно перед охотой. Существовал обычай преднамеренного окрашивания "руки" краской. Были также изображения "калеченных" рук, с недостающими фалангами. Среди "рук" преобладают "руки малые", принадлежащие детям, подросткам или женщинам. Затем появляется символ "большой руки", изображающий уже всю руку целиком, с кистью.

Гипотеза "простого этапа" была введена Буше де Пертом - естественные фигурные камни ("антропоморфные", "двурогие", "зооморфные"), т.е. "образы в камне". Гипотеза "готовых форм" предполагает, что "простые формы" ассоциировались с формами окружающего мира, и использовались в качестве подобий. Природные "изображения" сопоставлялись с образами зверя, составляющего главную цель охоты. Итак, сначала в "природных фигурах" было замечено подобие живым существам. Затем эти естественные модели стали приближать к эталонам своего сознания и только после этого приступили к самостоятельному творчеству.

Все эти гипотезы положили начало собой изобразительной форме ("макароны" - графике, гравировке; "руки" - живописи; естественные формы - малой скульптуре)

Таким образом, в изучении древнейших форм искусства историки изобразительного искусства находятся в более благоприятном положении, чем историки искусства слова, музыки и театра. Последние могут судить о первобытных песнях и зрелищах только по косвенным данным, по аналогии с творчеством ныне живущих народов, задержавшихся вплоть до XIX века и даже XX века на стадии первобытнообщинного строя. Эти аналогии приблизительны: каким бы ни был архаическим общественный строй народов, оттесненных с магистрального пути истории, все же протекшие тысячелетия не могли оставаться для них неподвижным временем без развития. Время само есть движение и развитие. И современное (то есть относящееся к последним двум столетиям) искусство коренных австралийцев или африканцев все же совсем иное, чем у людей каменного века. Это можно сказать с уверенностью, потому что вещественные изобразительные памятники доисторических эпох сохранились. Еще в начале прошлого столетия их совсем не знали. Примерно с середины XIX века началась серия открытий, ставших возможными благодаря развитию научной археологии. Чуть не во всех концах земли были обнаружены и раскрыты очаги материальной культуры незапамятных времен: стоянки пещерного человека, его каменные и костяные орудия труда и охоты - копья, палицы, дротики, рубила, иглы, скребки. И во многих стоянках найдены предметы, которые мы не можем назвать иначе как художественными произведениями.

В тяжелейшей борьбе человека с природой усложнялись и совершенствовались орудия труда, проходя путь развития от дубин и грубо оббитых кусков камня к луку и стрелам, шлифованным каменным топорам, изделиям из кости, к использованию металлов, изобретению примитивных станков.

Современная техника не могла бы существовать без простейших механических приспособлений: рычага, клина, основой для которых явились палка-копалка и ручное рубило. Постепенно люди перешли от использования естественных пещер к сооружению искусственных разнообразных жилищ. Материалом для жилищ служили ветви, жерди, кора, шкуры, войлок, широкие листья, солома, тростник, кости животных, дерн, дерево, глина, камень, позже кирпич, вначале высушенный, затем обожженный.

Первые жилища были без перегородок, дверей, окон. Дымовое отверстие, служившее одновременно и источником освещения, помещалось в верхней части жилища. Судя по археологическим данным, искусственное освещение появилось в мадленской эпохе. Для освещения жилища употребляли жир в каменных чашах с фитилем (использовались также лучины). Вначале мебели никакой не было, спали на полу, подстилая циновки, шкуры, подкладывая под голову вместо подушки деревянную подставку. Нары и мебель появились позднее. Американские индейцы спали в гамаках.

Домашняя утварь изготовлялась из ветвей бересты, бамбука, скорлупы кокосового ореха, тыквы, дерева, глины, кожи. Первоначально продукты хранили в плетеных сосудах, обмазанных глиной, а пищу варили в деревянных корытах с помощью нагретых камней. Настоящая варка пищи стала возможной только с изобретением керамики. Во время еды употребляли чашки, миски, ложки, ножи, палочки. Для растирания зерен имелись каменные зернотерки, деревянные ступы.

Одежда возникла как средство защиты от разнообразных климатических условий. В зависимости от географической среды она различается по форме и материалу. К древнейшим элементам одежды мужчин и женщин относятся набедренные повязки, плащ. В дальнейшем от них произошли передники, юбки, различного рода плащи. Одежда с рукавами и штаны появились поздно. Шить одежду стали в позднем палеолите, о чем свидетельствуют костяные иглы. Уже на ранних этапах в одежде отражались этнические (родовые, племенные) особенности, общественное положение, позднее социально-экономическое неравенство людей. Обувь из дерева, лыка, шкур, кожи, войлока, шерсти появилась по сравнению с одеждой позднее и неповсеместно.

Изготовление жилищ, одежды, обуви, домашней утвари связано непосредственно с развитием домашних ремесел в виде обработки дерева и древесной коры, шкур, выработки кож, плетения. Средством передвижения служили вначале лодки, сани, лыжи, позже повозки с колесами, изобретенные людьми Древнего Двуречья в энеолите, а в некоторых странах в бронзовом веке.

Прогрессивное историческое развитие было бы невозможно без сохранения опыта во всех сферах деятельности человека. Накопленные усилиями рода, племени знания передавались старшим поколением младшему посредством обучения, носившего общественный характер. Дети с раннего возраста вовлекались в производственную деятельность взрослых. Но настоящее обучение юношей и девушек происходило во время инициации.

Практические познания людей отражались в их деятельности, а значит, возникновение искусства было подготовлено накоплением трудовых навыков и конкретных знаний об окружающей природе в процессе производственной деятельности, которая оказывала влияние на физическое и духовное развитие человека (совершенствование руки, развитие мышления), позволившее ему воспроизводить оригиналы (животное, человека).

Ведь в пределах своего образа жизни, своих занятий, своего кругозора первобытный человек должен был быть великим мастером - иначе как бы он смог выстоять в условиях жесточайшей борьбы за существование, окруженный враждебными силами природы, слабый, без когтей и клыков, почти безоружный? Некоторые способности, именно те, которые нужны были ему в борьбе за жизнь, должны были развиться у него до самого изощренного умения. О тысячах вещей, сейчас доступных любому ребенку, он не имел никакого представления, тысячи способностей были у него совершенно не развиты, зато те, которые были тогда жизненно необходимы, - развиты намного лучше, чем у современного цивилизованного человека. Разве современный человек смог бы охотиться на свирепого носорога или мамонта с помощью кремневого копья? Разве современный человек обладает таким знанием, таким чутьем лесной, дикой, звериной жизни, такой ориентацией среди шорохов, следов, запахов леса? Навыками, жизненно необходимыми человеку каменного века, были и навыки ручного труда - искусных манипуляций руки. Если присмотреться к орудиям труда пещерного жителя, хотя бы к его костяным иглам, то видно, какая это была утонченная и искусная работа: голыми руками, с помощью кремневых скребков, выточить тонкую, крепкую заостренную иглу да еще проделать в ней ушко. Рука такого мастера была уже поистине мудрой: она прошла великую школу труда.

Необходима была и острая наблюдательность, развитая, правда, в узком, определенном направлении, - во всем, что касалось звериных повадок и привычек. Зверь был источником жизни, средоточием помыслов, врагом и другом, жертвой и божеством. Искусность руки и меткость глаза дали возможность создавать великолепные, мастерские изображения.

Итак, искусство является формой общественного сознания, формой выражения реального мира, чувств, переживаний в художественных образах. Можно сказать, что искусство - это упорный труд. Все прекрасные вещи созданы умом и руками людей. Во-вторых, искусство это постоянные раздумья над тем, как устроен мир, как меняются природа и общество. В-третьих, искусство учит людей понимать, что такое добро и красота. В-четвертых, это способ для людей обменяться своими чувствами и переживаниями друг с другом. Рассказывая данный раздел, учителю важно показать его значимость.

 

I. 2. Для чего нужно искусство?

Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он тогда понимал лучше, осознавал яснее, чем самого себя. Но все же чем он руководился, создавая все эти произведения, иногда очень трудоемкие? Почему он тратил на них время и труд? Возможность их для нас объяснима, но в чем была их необходимость для самого человека?

Бизон, раненный гарпунами

Подумайте, зачем древние люди изображали таким образом животного?

Очевидно, это была необходимость в познании, в освоении мира. Она толкала человека к определенным действиям, которые он сам для себя объяснял как-то иначе и, конечно, фантастично, потому что и все его представления о причинных связях были достаточно фантастическими. И познание, и упражнение в охоте (вспомним глиняного медведя, пронзенного копьями) были для первобытных людей магическим актом, священным и вместе с тем вполне утилитарным. Даже именно потому священным, что они верили в его немедленный практический результат, в его прямое действенное влияние. Палеолитическое искусство было связано с религией. От позднего палеолита до нас дошло довольно большое количество памятников искусства, культовый характер которых не вызывает сомнений. К ним относятся изображения на стенах пещер (Испания, Франция) животных, пораженных копьями и дротиками, изображения замаскированных под животных людей, исполняющих обрядовые пляски, скульптурные изображения животных (лошадей, медведей и др.), на туловищах которых сохранились следы ударов дротиками и копьями, а вокруг них многочисленные следы человеческих ног. Изображенные животные представляли собой предполагаемый объект охоты. "Пронзенные" оружием животные и человеческие следы в пещерах указывают на совершавшиеся здесь магические (греч. mageia-колдовство) обряды, имевшие целью превратить возможную добычу в реальность. Убивая глиняного зверя, верили, что таким способом овладеют его живым "двойником". Надевая на себя звериные маски и исполняя "танец буйволов", считали, что это послужит призывом и привлечет буйволов в их края. Изображая лошадь с отвисшим животом и налитыми сосцами, надеялись повлиять на плодородие лошадей. Наличие на полу одной из пещер следов пяток мальчиков 10-16 лет и взрослого человека связывают с инициацией, совершавшейся в пещерах. Это еще не было собственно религией, собственно искусством и собственно познавательной деятельностью (как мы теперь их понимаем), но было первоначальным синкретическим единством всех этих форм сознания. Причем более всего походило все-таки на искусство - по характеру и результатам действий, по силе эмоций, по специфическому чувству целесообразной и выразительной формы, которое в этом процессе вырабатывалось. Вероятно, можно в этом смысле сказать, что искусство старше религии и старше науки.

Но оно моложе труда. Труд - отец всего человеческого, в том числе и искусства. Самые древние из найденных рисунков и скульптур относятся не к раннему детству человечества, а, скорее, к его отрочеству. Элементарные орудия труда (кремневые скребки) человек начал изготовлять, выделившись из первобытного стада, - то есть сотни тысяч лет тому назад. Сотни тысяч лет должны были пройти, чтобы рука и мозг созрели для творчества.

Роспись пещеры Ляско.

Верхний палеолит.

Впрочем, и в этих примитивных орудиях, в этих обточенных осколках камня, уже таилось будущее искусства, как дуб таится в желуде. Всякое более или менее развитое искусство есть одновременно и созидание ("делание" чего-либо), и познание, и общение между людьми: этими своими гранями оно соприкасается и с наукой, и с языком, и другими средствами общения. Значит, производство, делание (старейшая из этих функций) в возможности, в принципе содержит в себе зачатки искусства. По мере того как производство орудий формировало интеллект человека и пробуждало в нем волю к познанию, он начинал создавать вещи, все более похожие на произведения искусства в нашем смысле. И эти "познавательные вещи" обособлялись от других, становились скульптурами и рисунками, какие мы находим в верхнем палеолите.

Первоначальный, слитный, синкретический комплекс разветвлялся, одной из его ветвей было искусство, хотя все еще очень тесно сращенное с зачатками других форм общественного сознания. Постепенно в нем кристаллизуется и третья функция - общение людей, все более сознающих себя членами достаточно уже сложного коллектива. Она проступает более отчетливо в искусстве неолита, когда человеческое общество становилось обществом земледельцев и скотоводов.

В эту эпоху содержание искусства становится шире, разнообразнее, а в его формах происходят знаменательные перемены. Это был, конечно, прогресс, но прогресс противоречивый и двойственный: что-то очень важное приобреталось, зато что-то и утрачивалось - утрачивалась первозданная непосредственность видения, свойственная искусству охотников. Выражаясь привычным нам языком, искусство неолита более "условно", чем палеолитическое.

В неолите преобладают не разрозненные изображения отдельных фигур, а связные композиции и сцены, где человек, наконец, занимает подобающее ему главное место.

Таких сцен много среди наскальных росписей в Африке, в Испании.

Подумайте, о чём рассказывает рисунок современного художника?

 

Изображение оленей.

Рельеф из Лортэ

Их динамика и ритм иногда поразительны, захватывающи. Стрелки с луками настигают бегущего оленя; на другом рисунке они сражаются, стремительно мчась, припадая на колени, сплетаясь; на третьем - летят и кружатся танцующие фигуры. Но сами фигуры - это, собственно, знаки людей, а не люди: тощие черные силуэтные фигурки, которые только благодаря своей неистовой подвижности создают впечатление жизни. В упоминавшихся росписях в Сахаре много загадочных сцен ритуального характера: здесь фигурируют люди с шарообразными головами, напоминающими скафандры, - что дало повод исследователю назвать эти изображения "марсианскими". Какая-то чуждая, бесконечно далёкая жизнь отразилась в этих росписях, почти не поддающаяся расшифровке. Они полны дикой и странной выразительности. Есть и такие неолитические произведения, где полностью торжествует некая геометрическая схема - изображение-значок, изображение-иероглиф, изображение-орнамент, только отдаленно напоминающее человека или животное. Орнаментальный схематизм - оборотная сторона прогресса обобщающего мышления и видения. Животные, как правило, изображаются более реально, чем человек, но, во всяком случае, уже не встречаются столь живые, непосредственные "портреты", с таким чувством осязаемой формы, как альтамирские бизоны или "Олени, переходящие через реку" (резьба на куске кости из грота Лортэ во Франции). Может быть, схематизм усиливается как раз потому, что слабеет наивная вера в изображение как в "двойника", как в доподлинную реальность. И на первый план выдвигаются другие возможности, заложенные в изображении: возможности обозначения, сообщения на расстоянии, рассказа о событии. Чтобы рассказать, не обязательно соблюдать большую точность и похожесть, достаточно изобразительного намека, достаточно показать предмет в немногих общих чертах. Здесь лежат истоки пиктографии - рисуночного письма.

Деревянный неолитический ковш с ручкой в виде утиной головы.

Схематизируя и обобщая видимые предметы, человек неолита делал огромный шаг вперед в развитии своего умения абстрагировать и осознавать общие принципы формообразования. Он составляет представление о прямоугольнике, круге, о симметрии, замечает повторяемость сходных форм в природе, структурные сходства между разными предметами. Все это он применяет к тем вещам, которые изготовляет сам. Он видит, например, что форма тела водоплавающей птицы очень удобна для конструкции ковша, которым черпают воду,- и делает ковш с головой лебедя (древний-древний мотив, зародившийся в каменном веке и до сих пор применяемый народными мастерами). Так развивается искусство, где утилитарная конструкция предмета, изображение и узор представляют нечто единое. Изображение превращено в орнамент, орнамент - в изображение, и этот художественный оборотень в свою очередь выступает как нечто третье, как утилитарный предмет: сосуд-рыба, гребень-человек и т. д. Прикладное искусство такого рода зарождалось и в палеолитическую эпоху. Но в неолите оно развивается гораздо шире, а затем, в эпоху бронзы, на поздних стадиях первобытнообщинного строя, становится господствующей формой изобразительного творчества, почти совсем вытесняя "самостоятельные", не включенные в предметы обихода, живопись и скульптуру. Последние получают новое могущественное развитие уже в эпоху цивилизации, в больших древних государствах.

Итак, рассказывая ученикам о предназначении и необходимости искусства, учителю необходимо использовать попутно иллюстрации, наподобие тех, что приведены здесь, так как это способствует визуальному восприятию материала, что очень существенно при изучении такой специфической темы. Важно, чтобы ученики не просто слушали, но и видели то, о чём им рассказывают.

 

I. 3. Виды искусства.

Человек этой поры не отделял себя от природы и считал себя органической её частью. Начало человеческого рода выводилось из природы, постепенно сформировались представления о тотемизме. В это время происходят революционные изменения - образование религии, искусства, космологии. Конечно, все эти области культуры не были оторваны друг от друга, т.к. для первобытного искусства вообще характерен синкретизм. Искусство и религия входят в систему определённых потребностей человека:

- витальная - обеспечение жизни

- социальная - обеспечение существования каждого индивидуума

- познавательная - обеспечение самопознания

Первые проявления изобразительной деятельности человека относят ко времени мустье: это чашевидные углубления, расположенные несколькими рядами на каменной плите - "колотые раны" (найдена на мустьерской стоянке Ля Ферраси во Франции), параллельные насечки на кости (найдена в пещере Джручула в Грузии) и угловатые фигуры на кости (углы, в основном, острые, разной величины - 80-190 и длины), полосы на камне, нанесенные минеральной краской (охрой), крестообразные фигуры и др. Кроме плосткостных знаков существовали объёмные символы - каменные "диски", серии "шаров".

Основные сюжеты мустьерского периода:

- представления об убойной силе охотничьего оружия - "объёмные шары"

- обобщённые "модели" ранений промыслового зверя - "ямки" и "углы"

- абстрагированный знак "ответной" раны, нанесённой человеку медведем - параллельные нарезки

- обозначение охрой крови в качестве зримого символа раненой плоти

Настоящие произведения изобразительного искусства созданы человеком позднего палеолита. В позднем палеолите появились различные виды изобразительного искусства (живопись, графика, круглая скульптура, рельеф, орнамент), а также музыка и танцы. На стенах, потолке в глубине пещер художник, очевидно, при искусственном освещении (на мадленских поселениях часто находят каменные жировые лампы) рисовал смешанной с жиром минеральной краской (черной, белой, красной, желтой). Животные (дикие лошади, олени, бизоны, носороги, мамонты и др.) изображались чаще всего в одиночку (композиции немногочисленны) и в натуральную величину. Изредка встречаются изображения человека, рыбы, птицы.

 

Первые рисунки (30 000 лет назад) сначала прочерчивались пальцем по глине. Этот метод предшествовал гравировке по скале, требующий специального инвентаря и подготовки.

Можно выделить следующие виды контуров:

- огрублённо-примитивный (схематичный)

- жизнеподобный контур, пластичная линия (обобщённый)

- сложная и точная линия (детализированный)

Силуэты зверей, узоры и загадочные знаки, вырезанные на кусках оленьих рогов, на костяных пластинках и каменных плитах. Странные человеческие фигурки из камня и кости. Большие скульптуры животных. Рисунки, резьба и рельефы на скалах.

В потайных скалистых пещерах, куда археологи проникали с трудом, ощупью, иногда вплавь - через подземные реки, им случалось обнаруживать целые "музеи" первобытной живописи и скульптуры.

Рисунок современного художника.

Подумайте над его названием.

Обучение. Рисунок современного художника.

Каменные изваяния срастаются там с массивом скалы: какой-нибудь выступ скалы, уже отчасти напоминающий тело зверя, его голову или хребет, обтесан и доведен до полного сходства с кабаном или медведем. Есть и скульптуры из глины, причем на них запечатлелись следы ударов копьем. В пещере Монтеспан (Франция) открыли "израненную" глиняную фигуру медведя без головы; у ног этой статуи лежал череп настоящего медведя. Очевидно, к ней приставляли окровавленную голову убитого зверя. На стенах и потолках пещер - многочисленные изображения, большие и маленькие, частью вырезанные, а частью, исполненные минеральными красками. Это тоже почти сплошь изображения животных - олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся - длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, уже в эпоху неолита (нового каменного века), стали изображать сцены из жизни первобытного племени - охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно датируются (большой точности здесь быть не может) VI-IV тысячелетиями до н. э. А самые ранние изображения, где преобладают "портреты" зверей, относятся к верхнему палеолиту (древнему каменному веку), то есть были созданы сорок - двадцать тысяч лет тому назад. Подобные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу нашей планеты. Их находили в Испании (знаменитые пещеры Альтамиры, которые один исследователь, шутя, назвал "первобытной Сикстинской капеллой"), во Франции (пещеры фон де Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костенки), в Италии, Англии, Германии, в Алжире. Вплоть до недавно открытых и произведших сенсацию во всем мире гигантских многоцветных росписей горного плато Тассили в Сахаре, среди песков пустыни. Можно думать, что еще много находок предстоит впереди.

Практические познания людей отражались в пословицах, поговорках. Отзвуки борьбы человека с природой мы встречаем в устном народном творчестве (фольклоре). В легендах, мифах, сказках отражаются подвиги героев, нередко повествуется о происхождении родов, племен, о возникновении мира. В первобытном обществе не было письма, поэтому легенды передавались из поколения в поколение устно.

Таким образом, шло зарождение различных видов искусства ещё с глубокой древности.

Учитель, показывая иллюстрации, может задавать ученикам вопросы так, как это было сделано в данном случае.

Итак, на 1-ом уроке была рассмотрена первая часть темы, а именно, следующие разделы: "Что такое искусство?", "Для чего нужно искусство?", "Виды искусства"; просмотрен видеофильм. Теперь приступим к изучению второй части данной темы, т.е. остановимся более подробно на таких видах искусства, как "Живопись", "Скульптура", "Музыкальное искусство" и рассмотрим "Мифотворчество".

 

II. 1. Живопись.

Живопись достигла расцвета в мадленское время. Ориньяко-солютрейские живописцы ограничивались нанесением краской (черной, красной) контура на скале, мадленские же контур высекали и расписывали красками. Живописцы хорошо подчеркивали объем. Пластичность достигалась нанесением светлых и темных тонов, красочным фоном.

Охотничье бытие порождало и питало охотничье же по доминирующей тематике и всему мироощущению искусство. Характерная черта ледникового искусства - анимализм. Среди основных сюжетов - изображения животных: медведь, лошадь, олень, лось, тигр, бизон, лисица, рыбы и т.д. Первое место по частоте встречаемости занимают - мамонт, лошадь, олень, водоплавающие птицы. Животные в основном изображались в натуральную величину.

Пещерная живопись вначале была найдена в Западной Европе: в Испании (пещера Альтамира, 1879), во Франции (пещеры Фон де Гом, 1901; Трех братьев, 1912; Ласко, 1940, и др.), позже в СССР (Капова пещера на Урале, 1959). В Каповой пещере изображены семь мамонтов, две лошади и носорог. Целая картинная галерея открыта в пещере Фон де Гом: изображено 40 диких лошадей, 23 мамонта и 17 оленей. Лучшей по качеству и сохранности является живопись в пещере Ласко (ее возраст - 15 516±900 лет). Пещеры с росписью считают родовыми святилищами.

Древнее изображение оленя

Палеолитическая графика найдена в Западной Европе, в СССР. Это рисунки, созданные линиями, штрихами, без красок, вырубленные или высеченные на стенах пещер, на камне, кости, роге. Складывается впечатление, что рисунки делались моментально, одним взмахом. Художник очень хорошо знал объект своего творчества. Изображали в подавляющем большинстве случаев животных. Графические рисунки позднего палеолита были большей частью контурные, и лишь некоторые из них в мадленское время покрывались штриховкой. Мадленские художники в отличие от ориньяко-солютрейских, изображая живот воспроизводили чаще всю его фигуру, хорошо передавали ДВИЖЕНИЕ, позы (поворот головы). Графический рисунок не лишён перспективы.

Вот рисунок на потолке Альтамирской пещеры - одно из изображений бизона. На примере этого рисунка учитель может показать характерные черты палеолитической живописи. Он относится к так называемому мадленскому периоду, то есть к концу эпохи верхнего палеолита, ему не менее двухсот тысяч лет. Экономными, смелыми, уверенными штрихами, в сочетании с большими пятнами краски, передана монолитная, мощная фигура зверя с удивительно точным ощущением его анатомии и пропорций. Изображение не только контурное, но и объемное: как осязателен крутой хребет бизона и все выпуклости его массивного тела! Рисунок полон жизни, в нем чувствуется трепет напрягающихся мускулов, упругость коротких крепких ног, ощущается готовность зверя ринуться вперед, наклонив голову, выставив рога и исподлобья глядя налитыми кровью глазами. Рисующий, вероятно, живо воссоздавал в своем воображении тяжелый бег бизона сквозь чащу, его бешеный рев и воинственные крики преследующей его толпы охотников. Нет, это не элементарный рисунок. Его "реалистическому мастерству" мог бы позавидовать современный художник-анималист. Но сказать, что они ни в каком отношении не примитивны, было бы тоже неверно. Примитивность сказывается, например, в отсутствии чувства общей композиции, согласованности.

 

На потолке Альтамирской пещеры нарисовано около двух десятков бизонов, лошадей и кабанов; каждое изображение в отдельности превосходно, но как они расположены? В их соотношении между собой царит беспорядок и хаос: некоторые нарисованы вверх ногами, многие накладываются одно на другое. И никакого намека на "среду", "обстановку". Тут действительно возможна какая-то аналогия с рисунками маленького ребенка, которые он наносит вкривь и вкось и не пытается согласовать их с форматом листа. Видимо, само мышление первобытного человека, очень натренированное в одном отношении, беспомощно и примитивно в другом - в осознании связей. Он пристально вглядывается в отдельные явления, но не понимает их причинных связей и взаимозависимостей. А если не понимает, то и не видит - поэтому его композиционный дар еще в зачатке. Кроме того, можно отметить и такую особенность - присутствует только передний план рисунка. Также появляются попытки изображения стада животных. Например, в пещере Фон де Гом изображена вереница оленей, уже намечены спины второго ряда животных.

Но главным образом примитивность сознания первобытного "художника" проявляется в чрезвычайной ограниченности сферы его внимания. Он изображает только животных, и то только тех, на которых он охотится (или которые охотятся на него самого), то есть лишь то, с чем непосредственно связана его борьба за жизнь.

В данном параграфе учитель акцентирует внимание учеников на том факте, что в палеолитической живописи основным сюжетом были различные животные, в неолитической живописи появляются довольно схематичные изображения людей. Очень важно, чтобы ученики осознали этот момент. В классе можно проверить задание, данное на дом - нарисовать самим несколько "первобытных" рисунков - и сравнить, насколько отличается первобытное творчество от современного, насколько оно было примитивно или нет?

 

II. 2. Скульптура.

Рассматривая этот раздел, учитель может использовать данную схему:

 

В искусстве палеолита изображений человека вообще сравнительно мало. Но все-таки они встречаются. В 1895 г. - французский археолог Э. Пьетт описал свои первые находки из Брассемпуи - 7 штук, 1 - из Мас де Азиль, 1 - из Нижней Ложери. Эти редкие находки миниатюрных антропоморфных фигурок "эпохи северного оленя" рядом с великолепной анималистической графикой и пластикой создавали впечатление о безразличии первых художников к себе самим и к миру своих сородичей. В настоящее время известно более 700 антропоморфных изображений, представленных в наскальных рисунках на стенах пещер и в произведениях искусства малых форм (скульптура, барельеф и гравюра на небольших камнях или кусочках кости). Встречаются как сюжетные, так и знаковые изображения человека. В большинстве случаев они олицетворены в образе женщины. Мужских изображений значительно меньше.

Так, по данным 3. А. Абрамовой, из 512 антропоморфных изображений, обнаруженных к середине 60-х гг. на территории Евразии, 266 были женскими, 24 - мужскими, 128 - фигурами без определенных признаков пола и 94 - человекоподобными с зооморфными чертами. Среди зооморфных изображений встречаются голова медведя, маленькие изображения мамонтов и птиц - гуси, утки, гагары. Крыльев у птичек обычно нет, но очень выразительно показан полёт. Так, если в палеолитической живописи преобладал образ зверя, то в палеолитической скульптуре - образ человека. Находки статуэток мужчин, животных, птиц единичны. В теме человека палеолитического искусства доминирует образ женщины.

В самых различных местах земли найдены статуэтки женщин - "палеолитические Венеры", как их шутя называют. Круглая скульптура представлена в основном статуэтками женщин ориньяко-солютрейского времени. В мадленское время статуэтки женщин встречаются реже. Женские скульптуры малых форм реалистически вырезаны из кости (бивень мамонта, рог оленя) или мягких пород камня (известняк, мергель, стеатит). В большинстве случаев это миниатюрные статуэтки высотой 4-16 см. Как правило, они изображают обнаженных женщин с подчеркнутыми признаками пола.

 

 

 

Исключение составляет лишь одна статуэтка из Бурети, представляющая женщину в закрытой меховой одежде типа комбинезона с капюшоном. Такая форма одежды сохранилась до сих пор.

В зависимости от пропорций тела выделяются три типа реалистически выполненных скульптур: классический (женщины с подчёркнутыми формами, но не гротескные), худощавый (женщины изящных форм), тучный (женщины в "усиленном варианте" - вздутый живот, огромные груди и ягодицы). Женские изображения этих типов были распространены в верхнем палеолите на обширном пространстве от бассейна р. Ангары до побережья Средиземного моря. Классические образцы таких скульптур находили на палеолитических стоянках Мальта и Буреть на р. Ангаре, Костенки и Гагарино на р. Дон, Дольни Вестоница в Чехословакии, стоянка Виллендорф в Австрии, грот Гримальди в Италии, грот Брассемпуи во Франции и др. По количеству найденных статуэток женщин (43) Костёнки I на Дону занимают первое место в Европе.

Также встречаются различные антропоморфные знаки, связанные с темой женщины. Среди них - геометризованный контур "усечённого женского тела", т.е. без рук, без ног и без головы; представления об абстрактном женском теле - угол ""; зарождение новой жизни - чрево - это равносторонние треугольники "". Кроме того, встречаются комбинированные антропоморфные изображения - соединение в одном изображении и женских, и мужских атрибутов.

Женские статуэтки имеют несколько общих черт:

- образ обнажённой женщины (исключение - статуэтки, одетые в меховые комбинезоны, найденные в Сибири); статуэтки часто встречаются в жилищах, около очагов.

- фигурки не имеют никакого изображения лица, лишь у некоторых наблюдается общий рельеф лица. Лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения. Однако очень хорошо обозначены причёски и украшения на теле - ожерелья. На позднепалеолитических изделиях имеется орнамент, например на некоторых статуэтках, на шпильке для волос из бивня мамонта (ее нашли в 1972 г. в жилище из бивней и костей мамонта на восточной окраине г. Ачинска Красноярского края) и других предметах.

Отсутствие лица имеет глубокий смысл, который нужно понять. Эти попытки были предприняты Замятниным С.Н., Ефименко П.П., Абрамовой З.Я. и др.

Изображения отражают определённую ступень в развитии палеолитического человека. Наличие статуэток женщин указывает на определенное положение женщины в жизни общества того времени. Очевидно, их появление связано с установлением материнской родовой общины, с особой ролью женщин в домашнем быту, в продолжении рода, а также с зарождением культа матери. Значение женских статуэток:

- собирательная тема женщины-матери

- образ прародительницы рода, дарующий ему благополучие

- вера в магическое содействие женщины на охоте

- коллективные женские духи, связанные с культом мёртвых и выступающие в роли владычиц стихий

- близость образов женщины и птицы, "женщина-птица", "птица-душа-женщина"

- женский образ - "вместилище душ", проникавших в тело и покидавших его подобно дыханию

- хозяйки очага

Роль женщины:

1. на стоянках и в жилищах (жизненные функции женщины - прародительница рода, мать, хозяйка) - "реалистическое" выражение

2. пещерное искусство (олицетворение многообразных связей коллектива со зверем, идеи тотемистической родственности, плодородия, магического воздействия на него) - "знаковое" выражение

В этих произведениях нам тоже бросается в глаза одновременно и мастерство и примитивность, только на этот раз примитивность очевиднее. Мастерство - в том, как цельно и сильно почувствована пластика объемов тела: в этом смысле фигурки выразительны и, при своих малых размерах, даже монументальны. Действовал ли художник этой поры из эстетических побуждений? Скорее всего, что - нет. Главная цель - это обеспечение жизнедеятельности человека (охота, инициации). "Палеолитическая Венера" более животна, чем сами животные, как они изображаются в искусстве палеолита. Любопытный парадокс этого искусства: отношение к человеку - преимущественно животное, в отношении к зверю - больше человечности. В изображении зверей уже заметно, как сквозь глубокую кору инстинктивных, элементарных чувств просвечивали и прорывались "разумные" эмоции существ, начинавших мыслить и чувствовать по-человечески. Тут не просто отношение к зверю как к добыче, источнику питания, - тут восхищение его силой, восторг перед ним, почтение к нему как покровителю рода и существу высшему. А как многозначительна, например, такая "жанровая" сцена, начертанная на скале в Алжире: слониха хоботом загораживает своего слоненка от нападения львицы. Здесь уже сочувствие, сопереживание, какая-то эмоциональная просветленность взгляда. Но нельзя отвергать наличие какого-то эстетического чувства, которое является врождённым. Древние людя вырабатывали своё отношение к миру - приятие, неприятие, отвращение. Вырабатывается особое отношение к цветам: чёрный - ночь, хищники; цвета огня, солнца благоприятны; зелёный - растения, богатые витаминами; голубой - чистое небо, спокойствие. Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он тогда понимал лучше, осознавал яснее, чем самого себя.

Позднепалеолитическое искусство отличается большим реализмом по сравнению с условным схематичным изображением эпохи мезолита, от которой дошли наскальные изображения людей и животных в уменьшенном размере, на открытой местности. Наскальные изображения известны под названием петроглифов или писаниц. В мезолите совершается переход от изображений одиночных животных к сложным композициям на охотничьи сюжеты. Охотник, чтобы изобразить стадо оленей, рисовал на переднем плане оленя, а дальше только рога. Основные сюжеты близки палеолитическим. Изображение фигуры женщины осталось в виде треугольников, ромбиков. Развивается орнамент. Сохраняется и углубляется реалистическое изображение в петроглифах, мелкой пластике и монументальной скульптуре, например, комплексы Зараут-Сай, Кобыстан, Займалы-Таш, на озёрах Карелии, Финляндии, на Ангаре и Байкале, в Алжире. Мелкая пластика очень многочисленна, особенно у земледельцев (трипольская и культура анау). По-прежнему ведущее место принадлежит женской фигурке - это глиняные статуэтки, раскрашенные различными цветами, часто сидячие. Нет статуэток в одежде, вместо головы - глиняный насад. Женские статуэтки в жизни использовались в одетом состоянии, как куклы. Кроме того, распространены были изображения лося и медведя; часто только передняя часть животного - голова, лапы, а туловища просто нет. Есть изображения только головки человека (окуневская культура на Енисее, самусьская - на Томи) - это определённое отражение значения черепа, как хранилища знаний. Известны и монументальные изображения: каменные изваяния с зооморфными масками или с изображением лица человека. Они могли быть покрыты определёнными узорами, орнаментом. В степях эти изваяния являются памятниками "вечной славы". Монументальные изображения встречаются от Франции до Амура (3-2 тыс. до н.э.).

В неолите продолжали развиваться прежние формы искусства. Круглую скульптуру стали вырезать из дерева и делать из глины. Скульптура и рельеф в неолите носили декоративный характер. Наскальные изображения неолита либо реалистические, либо условные. Их много найдено на севере европейской части СССР и в. Сибири. Широкое развитие получает декоративно-прикладное искусство: украшение разнообразным орнаментом (лат. оrnamentum - украшение) керамики, оружия, домашней утвари и т. д.

 

В целом первобытное искусство было младенческим, оно не знало пространства, воздуха, в нем много условностей. Первобытный художник изображал условно части тела человека (глаза, руки и т. д.), целое с помощью схематичного перечисления его частей (изображение птицы в виде отдельных перьев), предметы, в действительности невидимые, но присутствие которых в определенном месте ему было известно (рыб под водой). Этот художественный принцип сохранился в некоторых раннеклассовых обществах Древнего Востока (например, в Египте).

В данном параграфе учитель акцентирует внимание учеников на том факте, что в палеолитической скульптуре, в отличие от живописи, основным сюжетом была тема человека, причём доминирует образ женщины. Изучая скульптуру древних людей важно, чтобы ученики увидели в ней самого древнего человека, его чувства и переживания, увидели, что и как он изображал, для этого можно заготовить иллюстрации и фотографии, показать их ученикам во время рассказа.

 

 

II. 3. Музыкальное искусство.

Танец. Рисунок современного художника.

Подумайте, зачем нужен танец древним людям и современному человеку?

Важным видом первобытного искусства являлись песни и пляски. Первобытные танцы, в большинстве своем подражательные, представляют собой воспроизведение ритма трудовой деятельности. Часто производилась имитация сцен собирательства, охоты, рыболовства и т. д. В охотничьих и военных танцах, исполняемых обычно перед отправлением на охоту и в поход, прослеживается связь с религией. Зарождение танца относят к мадленской эпохе. Танец непосредственно связан с песенной и инструментальной музыкой, возникшей из ритмов трудовых процессов. Тесная связь этих двух видов первобытного искусства доказывается тем, что многие племена обозначают песни и танцы одним словом. Первобытная песня состоит из ритмованной речи. Первой формой песни является речитатив, мелодия возникла позже.

Первобытные люди создали все виды музыкальных инструментов: ударные (из кости, дерева или натянутого куска кожи), струнные или щипковые (прототипом для них была тетива лука), духовые из полого дерева и трубчатой кости. Особенно широкое распространение имели трещотки и барабаны. Музыка сопровождала танцы, повествующие о подвигах отважных охотников, воинов и т. д.

На поселениях позднего палеолита найдены трубчатые кости с боковыми отверстиями. На Украине (в районе Чернигова, у местечка Межиричи) нашли в хижине из костей мамонта две костяные колотушки, шумящий наборный браслет из пяти костяных пластин и молоток из рога северного оленя. С. Н. Бибиков считает, что это музыкальные инструменты древнейшего оркестра. Очевидно, исполняемые на них мелодии были очень простыми, ритмичными и громкими.

В одной из пещер Италии ученые нашли отпечатки ног на окаменевшей глине. Следы были странными: люди то ходили на пятках, то подпрыгивали на цыпочках сразу на обеих ногах. Это легко объяснить: там исполняли охотничий танец. Под грозную и возбуждающую музыку охотники плясали, подражая движениям мощных, ловких и хитрых зверей.

В целом музыка в первобытном обществе была развита сравнительно слабо, что объясняется низким уровнем техники вообще, а следовательно, и техники изготовления музыкальных инструментов.

Очень рано развивается у первобытных людей фольклор (англ. folk-народ, lore-творчество). Раньше всего возникли легенды о прошлом, мифы, позднее сказки, песни, эпос, загадки, пословицы.

Говоря о музыкальном искусстве, учитель может использовать современную обработку шаманских песнопений, чтобы показать возможное существование подобной музыки в первобытности.

 

II. 4. Мифотворчество.

Область искусства неразрывно связана с областью религии. Искусство и религия - отражение мира посредством нерациональных ассоциаций. Невозможность объяснения каких-либо событий приводит к стремлению веры во что-то, что может это объяснить. Стремление разума к познанию вырабатывает сложные ассоциации - зачатки религиозных представлений. Зарождение мифологического восприятия мира началось в эпоху ранней родовой общины.

Миф - особая форма познания человеком мира, выражение мироощущения. Происхождение мира, животных человека - всё это отразилось в мифах. Миф протоворечив, т.к. зависит от сознания человека. В мифе соединились рациональные и иррациональные начала, эстетическая деятельность человека. Религия и искусство связаны с формированием космологических мифов. Небо оказывается заселённым богами, людьми, животными, птицами. Шло взаимодействие этих существ на небе. Миф фантастическое, но реальное отражение действительности; в нём действуют субъекты и объекты реальной жизни; существует логическое мышление. Мифы создавались не отдельными личностями, хотя основу мифа мог положить отдельный талантливый человек в племени. Миф не может иметь определённого автора.

Мифы эволюционируют в своём развитии. В период ранней родовой общины миф ещё окончательно не сложился, здесь только истоки его, в нём всё слито - магические представления, тотемизм (осознание связи человека с природой, с животным миром), анимизм (вера в существование у вещей души). На нисходящей фазе истории первобытного общества мифы получили законченный вид. Они уже фиксируются в письменных источниках.

Формы мифов:

- космологические - представления об устройстве мира и происхождении человека

- близнечные

- шаманистские

Мифы обогащаются новым персонажем - трикстером - это культурный герой, носитель добра, помогает человеку, имел антропоморфный облик, сопутствует охотникам. Мифы широко распространены, но при всём многообразии у них есть одно качество - наличие универсалей и архетипов. Это комплекс постоянных качеств у героя, событий, устойчивый набор оперделённых черт: Баба Яга; трёхчленная модель мира - небо, земля, преисподняя; священное дерево - модель мира. Мифология включает в себя все компоненты духовной жизни. Многие религиозные ритуалы мифологизированы. Мифы диктуют исполнение определённых ритуалов, действий. Здесь есть элементы тотемизма, анимизма, культа героев и др.

Самые древние мифы - мифы палеосибирских народов (чукчи, коряки, кеты и др.). В пантеоне богов известно божество, соответствующее верху неба, солнцу, всему живому. Также выделяется Ворон, который наблюдает за людьми и их поступками. Обитатели верхнего мира - 22 персонажа - олицетворение зенита, солнца, луны, звёзд и др. Мифы угорских народов космологические. Например, такой миф: Земля образуется из ила первичного океана, по которому плавает гагара. Она достаёт толику ила, выходит из воды и образует Землю. Тюркские мифы очень своеобразны, т.к. они возникли позже и включают чужеродный компонент - исламский. У тюрков есть мифы о создании голубого неба - крыши мира, бурой земли, людей, древнейший миф о происхождении тюрков. Для сравнения с этими мифами учитель может привести выдержки из мифов других народов или порекомендовать ученикам прочитать самим отрывки в художественно- исторической хрестоматии, попросить найти какие-то общие моменты в мифах разных народов, например, древних египтян, жителей Месопотамии (междуречья Тигра и Евфрата) и, конечно, древних греков.

Таким образом, видно, что миф - одно из важных явлений первобытности, он обучал и воспитывал, давал важные сведения о жизни, сохранял в себе прошлое для будущих потомков. Миф - это наиболее древняя форма устного сказания, в которой делается попытка уяснить сущность мира и действующих в нём сил. Миф стал первым опытом человечества в области поэтического творчества. Следом за ним создаются сказки, предания, легенды, героические эпосы. Изучение мифов важно, т.к. мифологические образы и сюжеты будут использоваться в УНТ, МХК и МХЛ. Так, персонажи греко-римской мифологии встречаются в литературе средних веков и эпохи Возрождения, в произведениях классицистов и романтиков. Даже многие современные авторы используют мифологические образы и сюжеты. Учителю, в данном случае, важно показать эту преемственность.

 

 

Таким образом, на протяжении 2-х уроков была рассмотрена интересная тема "Искусство первобытной поры", изучены следующие параграфы: "Что такое искусство?", "Для чего нужно искусство?", "Виды искусства"; а также разделы, посвящённые конкретным видам искусства - живопись, скульптура, музыкальное искусство, мифотворчество; прослежена их эволюция от палеолита до неолита, т.е. в период каменного века. Культурно-историческое значение первобытного искусства состоит в том, что оно представляет собой первые образцы изобразительного творчества человека. Изображения носили воспитательный и повествовательный характер. Выяснилось, что именно в это время произошло зарождение основных видов искусства, которые получили своё дальнейшее развитие в последующие исторические периоды.

Изучение первобытного искусства насчитывает уже существенный отрезок времени. Однако до сих пор этот феномен человеческой истории хранит огромное количество тайн, хотя постижению их посвящены крупные исследования зарубежных и отечественных учёных. Также следует учитывать, что процесс осмысления первобытного искусства имеет свои особенности и разные направления, что находит отражение в многочисленных публикациях. Однако следует указать на то, что учебников по теме ещё не написано. Часть информации содержит учебник А.И. Мартынова "Археология", в котором представлены в небольшом объёме основные характеристики искусства от палеолита до раннего железного века Евразийского мира. Важна книга "Первобытное искусство (проблема происхождения)", где рассматривается новая гипотеза о происхождении изобразительной деятельности, анализируется большой массив подобных концепций, изложенных в целом ряде отечественных и зарубежных изданий. Следует отметить ещё 2 работы - это "Палеолитическое искусство на территории СССР" З.А. Абрамовой и "Происхождение изобразительного искусства" А.Д.Столяра. В них определённым образом подведены итоги научных изысканий в области первобытного искусства до начала 1980-х гг. Указанные монографии хорошо иллюстрированы и демонстрируют обширный список публикаций по обозначенной теме. В заключении укажем хрестоматию "Художественная культура первобытного общества". Она содержит обширный круг цитируемых источников, связанных с происхождением художественного творчества, с особенностями первобытной культуры, с возникновением, развитием искусства в человеческом обществе и его ранними формами. В указанном издании, наряду с текстами, приводятся чёрно-белые и цветные иллюстрации. Ниже приведены выходные данные этой литературы, которую может посмотреть учитель при подготовке к уроку.

Для учителя при рассказе данной темы трудности будут состоять в том, что за время 2-х уроков надо изложить такой обширный материал, причём важно не "утонуть" в деталях и не дать слишком общей картины. Поэтому данная методическая разработка будет способствовать составлению компактного и информативного плана - конспекта урока. Для этой темы также важна наглядность, следовательно, нужно использовать иллюстративный материал, примерные варианты которого показаны здесь. Кроме того, для просмотра видеофильма и прослушивания аудиозаписи понадобиться техническое оборудование, отсутствие которого затруднит проведение урока. Для закрепления материала ученики при воможности могут посетить музей, где выставлены экспонаты первобытного искусства - знание дополнительного материала будет нелишним.

Затем при рассказе об искусстве и культуре других исторических эпох учитель может использовать данную схему:

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Абрамова З.А. Палеолитическое искусство на территории СССР. - М.; Л., 1962

2. Мартынов А.И. Археология: Учебник / под ред. Мартынова А.И. - М., 1996

3. Первобытное искусство (проблема происхождения) / под ред. Шера Я.А. - Кемерово, 1989

4. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. - М., 1985

5. Художественная культура первобытного общества: Хрестоматия / Сост. Химик И.А.; Науч. Ред. Каган М.С. - Спб., 1994

Назад

Текст в формате DOC\TXT