30.09.2003
Н.В.Мартенс
Методическая разработка содержания темы
"
Археология"учебного курса "История первобытных времен"(Класс
4)
Эта работа - адресованное учителю пособие по изучению темы "Археология", содержащее необходимый методический материал для подготовки к уроку. Изложенные ниже сведения окажут неоценимую помощь при преподавании ученикам этой и смежных с нею тем, а также во всякой работе учителя, направленной на закрепление полученных учениками знаний. Особенностью информации, подлежащей преподаванию в школе, является то, что словесный материал должен подкрепляться наглядным (рисунки, видеоматериал и т.д.). Общая идея, главная линия данной темы состоит в том, что археология-это отрасль истории, которая занимается изучением вещественных (дописьменных) источников и предоставляет основной материал для исследования первобытной истории. Изучение темы должно дополнить предыдущие параграфы, темы по историческим источникам. Существует и скрытая цель - научить бережно относиться к историческим памятникам. Разработка темы идет по учебнику А.Н.Лукьянова " всемирная история для школьников. История первобытных времен" (Омск,2002). Методология этого учебника - системный анализ. Учебник поддерживается следующими вспомогательными материалами: 1.художественно - историческая хрестоматия; 2.рабочая тетрадь; 3.учебник по краеведению; 4.информация контрольного характера; 5.урок на компакт-диске; 6.видеоурок. Других учебников, похожих по струтруре и содержанию, нет. Учебник рассчитан на линейно-ветвленную схему. Тема "археология" занимает вспомогательное место. Она связана со следующими параграфами: 4, 5, 8, 10, 13, 14, 16, 21, 23, 25-26, 27-28, 29, 31, 33, 36, 39, 41, 53. Несомненна также очень тесная связь с историей Древнего Востока и Античности, с теми параграфами, которые открывают темы; и менее тесная связь - с параграфами, открывающими темы по истории средних веков. Урок рекомендуется провести в следующей форме: опрос параграфа 5, объяснение параграфов 6-7. Он может быть оснащён следующими средствами: рабочая тетрадь, видеоматериал, другие наглядные пособия. Тема "Археология" предполагает два занятия. Рекомендуется первый урок посвятить объяснению параграфов 6-7 и домашнего задания; а второй урок - просмотру видеоматериала, который будет очень интересен школьникам и позволит закрепить пройденный материал. В поминутной разбивке это может выглядеть так: первый урок: 10 минут - опрос домашнего задания; 25 минут - объяснение параграфов 6-7; 5 минут - объяснение домашнего задания, которое надо будет выполнить через урок. Второй урок: 40 минут - просмотр видеоматериала. Домашнее задание можно разбить на два блока: 1) обязательное, для всех учеников - чтение параграфов 6-7, выполнение задания в рабочей тетради; 2) необязательное (выполняется по желанию), творческое: например, подготовить сообщение о каком-либо известном археологе и его открытиях, написать рассказ по теме: "Археологическая разведка", "Археологические раскопки", "О роли реставраторов в сохранении археологического материала" и т.д.
Урок рекомендуется начать с опроса параграфа 5, пройденного на предыдущем занятии. Между 5 и 6 параграфами существует тесная связь, и ученики должны усвоить, что письменные источники, которым посвящен 5 параграф, не могут помочь при изучении древнего времени. И поэтому для изучения древности необходимы вещественные источники, которые появились намного раньше письменных, и поиском и интерпретацией которых занимается наука археология. То есть, и 5 и 6 параграфы рассказывают об исторических источниках, но о разных их видах. Поэтому важно сохранить преемственность этих двух параграфов, для этого после проверки домашнего задания можно задать следующий вопрос: Как вы думаете, могут ли письменные источники что-нибудь рассказать о самых древних временах, и почему? (предполагается, что ученики уже знают о существовании письменной и устной истории и, поэтому должны дать на этот вопрос отрицательный ответ). Далее можно переходить к рассмотрению темы археология, целесообразно после вопроса сказать, что человечество живет на Земле три миллиона лет, а письменность появилась только пять миллионов лет назад, и поэтому письменные источники не применимы для изучения древнего времени. Это ученики уже поняли, надо только конкретизировать. Параграфы, посвященные археологии логически можно разбить на шесть частей: 1. археология как наука; 2. археологические памятники (их виды и сохранность); 3. археологическая периодизация и хронология; 4. разведка и раскопки; 5. изучение находок, их реставрация и интерпретация; 6. археологические находки, известные археологи.
Еще в глубокой древности люди, обрабатывая поля, прорывая оросительные канавы, возводя постройки, находили в земле кости огромных размеров. Древние греки думали, что эти кости принадлежали существовавшим будто бы некогда гигантам, которые вели жестокую борьбу с богами Олимпа, были ими побеждены, низвергнуты на землю и завалены горами. Кости, принимаемые за останки гигантов, вызывали не только удивление, но и поклонение. Их чтили как святыню и воздвигали им памятники. В окрестностях древней Трои показывали могилу героя Троянской войны Аякса, хранившую кости в одиннадцать локтей. Римский император Адриан приказал соорудить над этой могилой великолепный мавзолей.Очень часто рядом с костями или отдельно от них находили не менее загадочные камни, похожие на топоры, наконечники копий и на другие орудия. Древние называли их "громовыми топорами" и полагали, что бог грома и молнии убивает ими людей. Обладание громовым топором или громовой стрелой считалось большим счастьем, им приписывались свойства помогать против волшебства и чудодейственная сила исцелять болезни. Громовые стрелы считались в средние века метательными орудиями ведьм и служили талисманами против всяких напастей. Так, в течение многих веков люди верили в чудодейственную силу таинственных камней, не зная, что это за камни и откуда они взялись. Но нашлись люди, которые не поверили в небесное происхождение громовых топоров и стрел и пытались понять и объяснить их с точки зрения науки. Они предполагали, что эти камни - орудия труда первобытного человека, не знавшего еще металла. Католические монахи старались опорочить это предположение, так как оно шло вразрез с учением церкви. Но победила наука. Ученые раскрыли тайну загадочных костей и камней. На основании длительного и тщательного изучения многочисленных находок было доказано, что громовые топоры и стрелы действительно сделаны людьми на заре истории человечества, а огромные кости относятся к еще более древнему времени и принадлежали современным первобытным людям и животным - мамонтам, шерстистым носорогам и другим исполинам древнейшей фауны. Изучая ископаемые орудия, утварь, украшения, остатки жилищ, человеческие черепа и кости, ученые восстановили картину жизни первобытного человека, его облик, быт и культуру. Они раздвинули на много тысячелетий хронологические рамки истории человечества и обогатили историческую науку. Этих ученых называют археологами, а науку - археологией. Самый термин "археология" сложился из двух греческих слов: архайос (древний) и логос (слово, знание). Впервые ввел в обиход этот термин греческий философ Платон, живший в IV в. до н. э. Под термином "археология" Платон разумел науку о древностях в самом широком смысле слова. Позже, в XV III в., археологией стали называть историю античного искусства, и только в наше время утвердилось определение археологии как науки, изучающей первобытные, античные и средневековые вещественные источники и восстанавливающей по ним историческое прошлое человеческого общества (определение археологии надо дать под диктовку, чтобы ученики могли записать его в рабочую тетрадь).Археологические памятники-это несколько вещей или предметов, обнаруженных в одном месте и относящихся к одному времени (определение археологический памятник также необходимо записать в рабочую тетрадь). Археологический памятник - это понятие всеобъемлющее. Не только вещи, не только остатки жилищ и погребений, но и пятно от костра, оставленное человеком прошлого, есть археологический памятник. Археологические памятники многочисленны и разнообразны. Однако мы можем разделить их на определенные группы или виды, в зависимости от их общих внешних признаков. Основные виды памятников следующие: стоянки, городища, селища, погребения, мастерские, рудники, архитектурные сооружения, скальные изображения, камни с надписями, клады и отдельные находки. Стоянками в археологии называются остатки человеческих поселений каменного и бронзового веков. Под стоянкой разумеют временное поселение или стойбище, т. е. поселение, в котором люди пожили, или, как говорят, постояли и ушли в другое место. Остатки поселений, укрепленных, т. е. обнесенных валами и рвами, называются в археологии городищами. Обнаружить городище очень легко по остаткам земляных валов и рвов. Находки в городищах, как в ранних, так и в поздних, обильнее, чем на стоянках. Вокруг городищ группировались неукрепленные поселения. В отличие от стоянок каменного и бронзового веков их называют селищами. По внешнему виду селища ничем не отличаются от стоянок, их также трудно найти. Одним из самых распространенных видов археологических памятников являются погребения. Люди еще в каменном веке начали хоронить умерших. С появлением и развитием религиозных представлений и верований погребения стали сопровождаться культовыми обрядами Думая, что покойник продолжает жить и после смерти, ему клали в могилу необходимые вещи и пищу. Для археолога погребения - очень ценный и особенный исторический источник. Дело в том, что вещи и вообще все остатки прошлого, которые находят на стоянках, селищах, городищах, в большинстве случаев сильно попорчены временем. Строения разрушены или сожжены, вещи были когда-то или потеряны, или брошены как пришедшие в негодность. Время разбросало и перемешало все это. В погребениях же царит полный порядок, если они не были разрыты и ограблены, все вещи находятся в том же положении, в каком они были поставлены и положены во время захоронения Кроме того, и это особенно важно, по погребениям легко установить имущественное различие покойников, а, следовательно, и того общества, которое оставило погребение. Могилы бывают богатые и бедные - от роскошных гробниц египетских фараонов с грудами золота до скромного холмика над прахом простого земледельца или пастуха с каменным топором и горшком с полбой. Виды погребальных памятников многочисленны и разнообразны: пирамиды, наземные мавзолеи, подземные склепы, каменные ящики, глиняные урны, земляные и каменные курганы, грунтовые могильники и многое другое. Наиболее распространенные виды погребений - курганные и грунтовые могильники. Курган - это холм, насыпанный над могилой, обычно круглой формы, различной высоты - от 20-30 сантиметров до нескольких метров. Есть курганы с одиночными погребениями, есть с коллективными. Также и сами курганы расположены или в одиночку, или группами, иногда до 100 и более курганов в одном месте. Обнаружить курганы очень легко, ибо они возвышаются над землей, и отыскивать их не приходится. Правда, люди непосвященные часто принимают за курганы естественные холмы, но археологи редко ошибаются и, обнаружив курган, уверенно приступают к раскопкам. Труднее отыскать грунтовой могильник, не имеющий насыпей, где покойники захоронены в могильных ямах. Но в этом их преимущество для археолога перед курганами и другими погребениями, имеющими наземные сооружения: большинство курганов, особенно крупных, еще в древности разрыто и ограблено, грунтовые могильники чаще всего нетронуты. Все вещи, находимые в погребениях, археологи называют курганным или могильным инвентарем. Особый интерес для археолога представляют остатки древних мастерских и рудников. Они дают наиболее точное, подробное и яркое представление о труде наших предков. Картина производства восстанавливается здесь не по отдельным законченным вещам, а в самом его процессе. Здесь мы находим вместе и орудия труда, и готовую продукцию, и сырье, и вещи, еще не законченные; здесь мы можем восстановить всю обстановку труда того времени. Древние мастерские находятся обычно на стоянках, селищах, в городищах или около них. Это неглубокие ямы и шахты. В некоторых рудниках еще в древности произошли обвалы или они были затоплены водой - все орудия и приспособления, а иногда и трупы рудокопов остались на месте. Археолог может полностью представить себе, как шел процесс добычи руды. Не менее интересным памятником являются наскальные изображения, или, как их называют в Сибири и на Урале, писаницы. Наскальные изображения находятся и в пещерах и на открытых местах. К археологическим памятникам относятся также и архитектурные сооружения древности. Правда, изучаются они не только археологами, а также историками архитектуры и искусства, но очень часто честь их открытия принадлежит археологам, как, впрочем, и честь открытия многих письменных источников. Письменные источники хранятся и изучаются историками в архивах. 3-щественные источники хранятся в залах и кладовых музеев. Но там их пока не так много. Неисчерпаемой кладовой археологических памятников является земля. Так называемый культурный слой - это архив археолога. Культурным слоем в археологии называется слой земли на местах поселений - и давно покинутых человеком, и обитаемых поныне,- состоящий из строительного и хозяйственного мусора, органических перегнивших веществ, углей и золы от печей, костров и пожаров, смешанных с песком и глиной, нанесенных ветрами и намытых водой. Культурным он называется потому, что хранит в себе остатки деятельности человека, остатки его культуры. Культурный слой образуется медленно, в течение веков и тысячелетий, он растет и утолщается неуклонно, постоянно, ежедневно и ежечасно. Чем больше человек трудится, чем больше он строит, тем быстрее растет культурный слой. При постройке дома щепки, остатки извести, обломки кирпича падают на землю и остаются на ней. Забытый инструмент зарывается в мусор и теряется. Туда же попадает разбитый и выброшенный хозяйкой горшок. Осенью мусор засыпается опавшим листом, зимой на него высыпают золу из печей, летом ветер заносит его песком и пылью. Проходит год или два, и никакого следа от строительства уже нет, и никто не замечает, что участок вокруг дома поднят на несколько миллиметров. Проходит еще несколько лет, и дом начинает требовать ремонта. Опять летят и падают на землю щепки, сыплется известь, опять теряется какая-нибудь вещь, а хозяйка опять разбивает горшок. Участок поднялся еще на два миллиметра. Люди живут, и каждый день прибавляют что-нибудь к культурному слою. Проходят года. Дом разваливается или погибает от пожара, пожарище заносится пылью и пеплом, и вот уже строят новый дом, летят и падают на землю щепки, сыплется известь и обломки кирпичей, теряются вещи и бьются горшки... Так образуется культурный слой. Толщина культурного слоя различна. На окраинах Москвы его толщина не превышает 10 сантиметров, а в центре достигает 8 метров. В Новгороде культурный слой 9 метров. Самый мощный в мире культурный слой в древних городах Месопотамии- 20 метров и на некоторых городищах в Средней Азии - 34 метра. Слои земли, лежащие ниже культурного слоя и не содержащие остатков жизни человека, называют материком. Археологи научились читать культурный слой. Если спуститься в раскоп и внимательно присмотреться к земляным стенам, вам откроется интересная картина: вот проходят слой желтой глины, а в нем видны остатки каменной кладки (значит, к этому времени можно отнести основание поселения), затем толстый слой темной, возделанной земля - делаем вывод об активной хозяйственной жизни, земледелии. И вдруг мы видим полосу черной золы, в которой можно обнаружить и наконечники стрел, и человеческие кости - на это время приходятся трагедия: вторжение неприятеля, пожар, запустевание. И, как следствие этого, широкий слой земля выше, в котором не встречается никаких находок: значит, на пепелище долгое время никто не жил, лишь ветер и дождя наносили землю... И вот вновь возрождается поселение, приходят новые люди, начинается строительство. Но находки отличаются от предыдущих: и керамика другая, и оружие. Видимо, жителя пришли из других мест и принадлежали к другому народу. При рассмотрении культурного слоя можно будет поработать по рисунку: Рекомендуется задать ученикам следующие вопросы: подумайте, почему предметы находятся на разной глубине; объясните как, по вашему мнению, эти предметы попали в землю.
Почти все археологические памятники, все древние вещи дошли до нас в той или иной степени поврежденными. Строго говоря, ни одна древняя вещь не сохранилась в том виде, какой она имела, когда была создана. Даже целые, несломанные и неразбитые вещи из камня или металла обычно покрыты патиной, кремневые орудия скатаны и стерты. Подавляющее большинство вещей сильно повреждено, причем некоторые разбитые или разломанные вещи сохранили все свои части, от иных остались лишь куски. Некоторые вещи совершенно исчезли, оставив только следы в виде отпечатков на грунте.Степень сохранности древних вещей зависит от их формы, материала и окружающей среды. Глиняный горшок, попавший в землю, может быть легко ею же и раздавлен, глиняная табличка безболезненно претерпевает и давление, и смещение пластов земли. Но, конечно, решающее значение имеют материал и среда. Вещи из неорганических веществ, как правило, сохраняются лучше вещей из органических, хотя есть и исключения. Хорошо, например, сохраняются кости. Наиболее стойкий материал - кремень. Кремневые орудия лежат в земле сотни тысяч лет, претерпевая лишь незначительные изменения. Металлы обладают различной степенью стойкости. Совершенно не меняет химических свойств золото. Медь и бронза подвергаются изменениям в большой степени. Самый нестойкий металл - железо. Большой стойкостью обладают изделия из обожженной глины, т. е. керамика. При хорошем составе глины и доброкачественном обжиге керамика не уступает в стойкости даже кремню. Но и она претерпевает некоторые изменения. Остатки керамики, находящиеся в земле, подвергаются влиянию почвообразовательных процессов, в силу чего меняют окраску. Почти вся керамика с развеянных дюнных стоянок светлого цвета, а из торфяников и стоянок с хорошо сохранившимся культурным слоем, т. е. хранящаяся в перегное, темно-серая. Иногда черепки одного и того же сосуда различны по цвету. Так же хорошо сохраняется обожженный кирпич, претерпевая те же изменения. Сырцовый кирпич разрушается очень быстро. В странах Востока, где преобладают сооружения из сырцового кирпича, он иногда разрушается до такой степени, что превращается в массу, неотличимую от окружающей почвы, и потому раскопки там крайне затруднительны и требуют особого внимания и осторожности. Очень хорошо сохраняется стекло. Оно только несколько тускнеет от действия влаги. Из органических веществ лучше всего сохраняются, при прочих равных условиях, кости и рог. Особенно стойки мамонтовые и слоновые бивни и вообще зубы. Прочие органические вещества при неблагоприятных условиях разрушаются очень быстро, и степень их сохранности зависит от окружающей среды, в частности почвы и климата (влажность, температура и пр.). Дерево, кожа, ткани хорошо сохраняются или в воде, или в абсолютно сухом воздухе. Сохранность дерева в воде зависит от ее состава и движения. Свая, вбитая в дно реки, разрушается неравномерно. Та ее часть, которая находится в самом дне, разрушается медленно, та же часть, которая возвышается, разрушается быстрее под действием текучих вод, несущих твердые вещества. Особенно быстро разрушается та ее часть, которая находится на границе вод и воздуха. Дерево, находящееся в земле, богатой подпочвенными водами, сохраняется очень хорошо, особенно если поверхность его обожжена. Особенно ценными находками являются древние грамоты, написанные на бересте.Различная окружающая среда оказывает различное действие на материал. В песке вещи разрушаются медленнее, чем в глине; в почве, пропитанной солями, медленнее, чем в почве, не содержащей солей. Большое значение для сохранности вещей имеет климат. В сухом климате, например в Египте, хорошо сохраняются все материалы органические и неорганические. Благодаря этому до нас дошло много папирусов, мумий, изделий из дерева, кожи и другие вещи. Влажный и жаркий тропический климат губительно действует на древности. На археологической карте Экваториальная Африка до сих пор остается белым пятном в значительной степени потому, что климат все разрушил, не оставив никаких следов. Арктический, сухой и холодный климат действует очень благоприятно. В зонах вечной мерзлоты вещи сохраняются тысячелетиями. Холод - самый совершенный консерватор археологических древностей. Он смог сохранить в идеальной неприкосновенности труп мамонта, погибшего за много тысячелетий до сооружения каменных громад египетских пирамид, которые подверглись все же большему разрушению. В исторической науке существуют две системы определения времени или датировки: хронология и периодизация. Хронология датирует события, или точно называя час, число, месяц и год, или приблизительно - год, столетие и даже тысячелетие. Периодизация устанавливает последовательную смену событий, исторических явлений и исторических периодов. Большая часть исторической эпохи, изучаемой археологами, относится к первобытнообщинному строю. Археологи применяют периодизацию по материалу, из которого сделаны орудия труда. Археологическая периодизация делит всю историю человечества на три большие эпохи: эпоху камня, эпоху бронзы и эпоху железа. В пределах этих эпох существуют подразделения на более мелкие периоды. Продолжительность эпох неодинакова. Каменный век тянулся около 500-400 тысяч лет, бронзовый - около 3000 лет, железный - около 3000 лет. Железный век продолжается и сейчас, т.к. подавляющее большинство наших орудий производства все еще делается из железа. Каменный век не является однородным. За 500-400 тысяч лет изменялись не только форма орудий и техника их изготовления, изменялся сам человек, изменялись общественные отношения, изменялись и способы добывания пищи. Поэтому археологи разделили каменный век на три эпохи: палеолит, мезолит и неолит, - которые в свою очередь делятся на периоды. Палеолит - значит древний камень (по-гречески "палео" - древний, "литое" - камень). Палеолит делится на два основных периода: нижний палеолит и верхний палеолит. Нижний палеолит самый древний. Он называется нижним потому, что его культурные слои лежат под слоями верхнего палеолита. Эти периоды делятся на более короткие периоды (по системе Мортилье): шелль, ашель (ранний и поздний), мустье (ранний и поздний), ориньяк, солютре и мадлен. Мезолит - значит средний камень. Эта эпоха является переходной от палеолита к неолиту. В мезолите человек изобрел лук и стрелы. Неолит - значит новый камень. Переход от мезолита к неолиту характеризуется изобретением гончарной посуды, полированных орудий и началом земледелия и скотоводства. Переходный период между каменным и бронзовым веками называется энеолит - медно-каменный. В этом периоде еще преобладают каменные орудия, но уже появляются медные. До изобретения бронзы и литья металлические орудия ковались из самородков меди. С изобретением бронзы, т. е. сплава из меди и олова, начинается бронзовый век. Его продолжительность различна для разных территорий. В странах древней цивилизации - Египте, Месопотамии, Греции - он начинается в конце IV тысячелетия до н. э., на Кавказе - в начале III тысячелетия, в южных степях и северных лесах Европейской части СССР в начале II тысячелетия. Железный век начинается с изобретения выплавки железной руды и распространения железных орудий. Начало железного века относится к Х в. до н. э. Прежде чем начать раскапывать археологический памятник, нужно его отыскать. Памятники, имеющие наземные сооружения: постройки, городища, курганы, обнаруживаются легко. На основании личного осмотра или по сообщениям местных жителей археологи отмечают на карте местонахождение памятника. Многие памятники, особенно древние города, находят на основании свидетельств письменных источников. Значительно труднее отыскать памятник, не имеющий наземных сооружений: стоянку, селище, грунтовой могильник. Если археолог исследует городище, он обязательно ищет вокруг селища и могильники и иногда находит их. Стоянки и селища, как мы уже говорили раньше, обнаруживаются по пятну культурного слоя или по отдельным находкам, попавшим на поверхность. На поверхность они попадают потому, что культурный слой часто сдувается ветром или размывается весенними водами. Многие археологические памятники, невидимые с земли, становятся видимыми при некотором от нее отдалении, с воздуха. В археологии широко применяют разведки с самолетов с помощью аэрофотосъемки. По цвету почвы или цвету растительности, отраженному на фотографии земной поверхности, можно определить местонахождение могил, полуземлянок, рвов, каналов, каменных стен, даже границы древних пахотных земель и древние дороги. Это происходит по многим причинам, в частности потому, что на древних рвах, канавах, заполненных перегноем, лучше развивается растительность. Посевы и трава в этих местах ярче и выше, а в тех местах, где под слоем пахотной почвы скрываются стены или каменная кладка, желтее и ниже. Скрытый памятник можно обнаружить и по теням, которые отбрасывает насыпь вала, когда на нее падают солнечные лучи. Так открыты были древние города и крепости в пустынях, засыпанные песком и почти невидимые с земли. С воздуха хорошо видны древние сооружения, не только находящиеся под землей, но и под водой, в частности, затопленные морем древние постройки и части городов. Поиски скрытых под землей археологических памятников ведутся теперь и с помощью заимствованного у геофизиков метода разведки посредством измерения электропроводимости и сопротивления верхних слоев почвы и с помощью других новейших достижений науки и техники. Но, несмотря на развитие техники, по-прежнему важнейшую роль играет опыт и наблюдательность самого археолога. Вообще археолог не пропускает ни одного внешнего признака, по которому его опытный и наметанный глаз угадывает культурный слой. Если археолог узнает от местных жителей, что кто-то из них нашел каменное орудие или глиняный горшок, он обязательно допытается, где и что найдено, отправится на место находки и поищет, нет ли еще чего-нибудь интересного, нет ли культурного слоя. Отдельные вещи, клады, монеты в большинстве случаев находятся не археологами, а местными жителями, но археолог, узнав о находке, обязательно отмечает ее место на карте. Ученикам можно раздать рисунки и дать следующее задание: укажите на схеме, где могут находиться интересующие вас исторические объекты. Объясните, что может интересовать археологов.
Археологические раскопки могут производить только люди со специальной научной подготовкой и имеющие практику работы в археологических экспедициях. Методика раскопок - один из важнейших разделов археологической науки. Ответственность прежде всего состоит в том, что культурный слой, изучаемый археологом при раскопках, разрушается и уничтожается навсегда. Неудавшийся научный опыт, производимый в лаборатории, можно повторить десятки и сотни раз, но нельзя дважды раскопать один и тот же культурный слой.Перед выездом в экспедицию археолог проводит тщательную подготовку. Он изучает все исторические источники, относящиеся к объекту раскопок, знакомится с отчетами его предшественников, если памятник раскапывался ранее, с музейными коллекциями. Место раскопок определяется теми научными задачами, которые ставит перед собой археолог. Выбрав место для раскопа, определяют его направление по сторонам света и его положение по отношению к какой-нибудь неподвижной постоянной точке на местности. Затем площадь будущего раскопа разбивается на квадраты (1Х1 или 2Х2 м). Копают только лопатами. Никакие механические копатели не допускаются, как бы грандиозны ни были раскопки. Правда, на больших раскопках работают транспортеры, но они только выкидывают из глубокого раскопа перебранную руками землю. Каждая лопата вынутой земли перебирается руками. Поэтому, переворачивая и выбрасывая из раскопа на поверхность тысячи кубометров земли, археологи находят в ней мельчайшие бусинки, величиной с просяное зерно. Это, пожалуй, труднее, чем отыскать иголку в стоге сена. При раскрытии отдельных вещей, сооружений, погребений лопаты оставляются и заменяются ножами, пинцетами и кисточками. Каждая найденная вещь аккуратно окапывается, очищается кистью, зарисовывается или фотографируется в том положении, в каком она лежит в земле, точка ее нахождения отмечается на соответствующем квадрате планшета, в дневник записываются мельчайшие подробности, и только тогда вещь вынимают, заворачивают в мягкую бумагу или вату и, наконец, выносят из раскопа. Раскопки культурного слоя производят пластами толщиной в 20 см одновременно по всей площади раскопа. Сняв один пласт, выравнивают поверхность, проверяют горизонтальность площади и приступают к поднятию следующего пласта. Так, пласт за пластом, под непрерывным и неослабным наблюдением углубляется раскоп. Раскопки, проведенные без системы, азарт, погоня за интересными водками совершенно недопустимы. Цель раскопок-полностью и целиком восстановить историю памятника, его древний облик, с тем чтобы в конечном итоге восстановить историю общества, создавшего этот памятник. В настоящее время раскопки в России ведутся по строгому, научно-разработанному плану, под общим руководством Академии наук. При рассмотрении ведения раскопок ученики могут выполнить следующее задние: Ответить на вопрос, какие инструменты используют археологи во время раскопок? И на полученных рисунках закрасить их желтым цветом.
Можно будет рассмотреть и другой рисунок, при работе с которым можно задать следующие вопросы: какие вещи, изображенные на рисунке, найдены археологами во время раскопок? О чем могут рассказать вам эти находки?
По окончании полевых работ, т. е. раскопок, все материалы поступают в лабораторию для дальнейшей обработки и изучения. На больших раскопках оборудуются полевые лаборатории на месте. Некоторые вещи, особенно из дерева и кожи, лежавшие в воде и потому сохранившиеся, на воздухе очень быстро высыхают, сморщиваются и теряют свою форму, а иногда совершенно разрушаются. Их нужно как можно скорее законсервировать и тем предохранить от гибели. Это делается в походной лаборатории. Работа археолога в лаборатории не менее кропотлива и ответственна, чем работа на раскопках. Нужно изучить форму каждой вещи, установить ее назначение, материал, из которого она сделана, технику ее производства, место и время ее изготовления.Прежде всего археолог старается установить, к какому времени носится вещь, т. е. датировать ее. Хронология многих вещей уже известна археологам. Прежде всего это монеты. Нумизматика (наука о монетах) безошибочно определяет дату чеканки по именам и портретам парей и правителей и по другим признакам. Довольно точно датируются украшения - перстни, браслеты, ожерелья, фибулы (застежки), височные кольца и пр. Но украшения встречаются не так часто, а монеты еще реже. Важным датирующим материалом, календарем археолога является керамика, т. е. глиняная посуда. Керамика, особенно е она хорошо обожжена, почти не разрушается в земле. Глиняный сосуд может разбиться, но черепки остаются. Все найденные черепки поступают в лабораторию. Время изготовления керамических сосудов определяется по форме сосуда и по орнаменту.Вещь неизвестного происхождения, найденная рядом или в одном слое с вещью, дата которой известна, с большой долей уверенности может быть отнесена к тому же времени. Если в слое нет вещей, по которым можно определить дату слоя и всех находок, то археолог сравнивает найденные вещи с вещами, дата которых известна. Очень редко попадают в руки археолога целые, неиспорченные вещи. Многие вещи, как мы уже говорили, попав на воздух, быстро погибают, многие, имея видимость целых, от малейшего прикосновения рассыпаются в прах. Вещи нужно реставрировать и предохранять от разрушения. Этим занимаются особые специалисты - реставраторы. Реставраторы - неутомимые труженики науки. Можно смело сказать, что сколько существует археологических вещей, столько и способов их реставрации. Много нужно умения и изобретательности, чтобы делать эта трудное дело. В царской гробнице археолог находит роскошное покрывало, вышитое мельчайшим бисером. Вышивка изображает целую картину придворной жизни - охоту или торжественное шествие. Такое покрывало представляет и художественную и историческую ценность, но стоит к нему прикоснуться, как оно начинает разваливаться: нитки, скрепляющие бисер, и основа сгнили. Во чтобы то ни стало покрывало нужно спасти, вынуть из гробницы, упаковать и доставить в лабораторию, которая находится, может быть, за тысячу верст от места находки, а потом повесить его в музее. Вот тут-то и нужны талант и изобретательность реставратора. Покрывало из пульверизатора спрыскивают расплавленным парафином или другим составом. Парафин застывает и скрепляет бисер. Затем покрывало, не дотрагиваясь до него, заливают гипсом, обкладывают ватой или паклей, осторожно обшивают досками и наконец ВЫПОСЯТ из гробницы. В лаборатории с такой же предосторожностью покрывало раскрывают, а затем бусинку за бусинкой весь рисунок укрепляют новыми нитками на новой основе. Иногда на это уходят годы. Так в лаборатории каждая вещь изучается, консервируется или реставрируется. Черепки, кости, зерна растений (как культурных, так и сорняков) сортируются и подсчитываются. Каждая вещь получает свой номер и свое место. Уже в процессе раскопок и при работе в лаборатории у археолога складывается представление об исследуемом памятнике, но итог работы он подводит в своем кабинете. Итогом раскопок и исследований является научный труд археолога рукописный или печатный. Он может быть короткой статьей или толст книгой, может касаться одного памятника или целого исторического периода, но он должен реконструировать, т. е. восстановить исторический процесс возможно полнее, так как был восстановлен сгнивший саркофаг скифской царицы. Основная задача научного труда археолога - ответить на все четы вопроса, на которые призвана отвечать историческая наука: что произошло, где произошло, когда и почему. Конечно, нельзя требовать ответа на все эти вопросы по поводу каждого памятника. Одинокая могила степного кочевника не открывает археологу всех своих тайн. Много есть еще памятников, в объяснении которых археологи не выходят из области догадок и предположений. В добытом при раскопках и изученном в лаборатории археологическом материале ищет археолог ответ на эти вопросы. В своих исканиях он опирается на свой опыт, свои знания и на опыт и знания специалистов других наук - от языкознания до астрономии. Далее можно рассмотреть, что же археология дала науке, изучающей историю, то есть обратиться к конкретным археологическим открытиям и известным археологам. Археология - одна из самых молодых наук. Однако ее истоки надо искать в глубокой древности. Первым известным нам человеком, который производил археологические раскопки, был вавилонский царь Набонид (VI в. до н. э.). В поисках надписей древних царей он раскапывал развалины разрушенных временем дворцов. В 79 г. н. э. произошло страшное извержение Везувия. Камни и пепел засыпали римские города - Помпеи, Геркуланум и Стабии. Надо сказать, что при всяком внезапном разрушении какого-нибудь населенного пункта - от пожара, извержения, нашествия неприятеля - большинство вещей остается на месте, засыпается обломками зданий, пеплом, землей. Подвальные помещения, где обычно хранятся запасы, товары и ценные вещи, вообще остаются нетронутыми. В печи может после пожара сохраниться поставленная туда пища. Поэтому археологи очень легко восстанавливают картину быта погибшего поселения. Извержение Везувия было таким грандиозным, внезапным и быстрым, что уничтоженные им города, засыпанные пеплом, прекрасно сохранились, конечно, с точки зрения археолога. В 1711 г. было найдено место погибшего Геркуланума и начались раскопки. Раскопки велись частными лицами, без всякого плана и системы. Где и как попало рыли ямы, разрушая остатки стен, а с ними и стенную живопись, бросали казавшиеся ненужными древние орудия труда и недорогую, или испорченную утварь. Искали главным образом золото и то, что можно было обратить в него, т. е. продать. В конце концов правительство запретило частные раскопки и взяло их в свои руки. Правительственные раскопки Геркуланума, хотя и не были еще научными в современном смысле слова, все же велись более планомерно и более добросовестно. Результат оказался неожиданным и блестящим. В массе затвердевшего пепла был обнаружен почти целиком сохранившийся дом. Не тронутая временем библиотека с собранием произведений античных философов, около ста мраморных и бронзовых статуй и бюстов, разнообразная утварь, мебель, стенная живопись через 1632 года вновь увидели свет. Особенно ценно было то, что все вещи находились в том положении, в котором их застало извержение. Так впервые была восстановлена картина быта богатого римского рабовладельца и впервые понято значение не только самих вещей, но и положения, в котором они находились, и значение среды, их окружающей. Чтобы предупредить хищническое и варварское разрушение памятников старины, наиболее вдумчивые и образованные собиратели древностей писали инструкции для производства раскопок. Еще в 1718 г. в России Петр I издал два указа, в которых приказал собирать находимые в земле или воде "...старые надписи, старое оружие, посуду и все, что зело старо и необыкновенно... Где найдутся такие, всему делать чертежи, как что найдут". В кратких, скупых словах петровских указов уже заложена научная мысль. Петр предписывал собирать не только произведения искусства и золото, но и посуду и вообще все, чем тогда еще не интересовались при поисках древностей, а главное - зарисовывать вещи в том положении, в каком они были найдены. Теперь это одно из первых и главнейших требований науки. В 1739 г. русский историк В. Н. Татищев написал уже подробную инструкцию для археологических раскопок. Некоторые ее положения не устарели до наших дней. Никакая наука не появляется на свет в готовом, законченном виде, она проходит длинный и трудный путь развития, полный ошибок, неудач и разочарований. Такой же путь проделала и археология, поэтому вначале ее бессистемные, ненаучные раскопки были неизбежны. Наука постепенно накапливала опыт и материал. В государственных музеях и частных коллекциях было собрано множество древних вещей, которые требовали их осмысления. Изучение накопленного материала, его систематизация, его освоение и сделали археологию наукой. Открытие Колумбом Америки, а Васко да Гамой морского пути в Индию, кругосветное путешествие Магеллана значительно расширили кругозор современников этих событий. Заморские путешественники и завоеватели привозили в Европу, кроме золота и пряностей, диковинные различные вещи и среди них каменные топоры и стрелы обитателей новооткрытых земель. Большое значение для развития археологии имели грандиозные раскопки в Помпеях, начатые в 1799 г. и продолжавшиеся до 1814 г. Раскопки Помпеи начались еще в 1748 г., но их постигла та же судьба, что и развалины Геркуланума. Так же без всякой системы рыли ямы, извлекали ценные вещи для музеев, а ямы опять засыпали. Буржуазная революция во Франции пробудила интерес к исторической науке. Политических деятелей, а с ними и деятелей науки стали интересовать не только произведения древнего искусства, но и история людей, их создавших. Значительные средства, отпущенные правительством дали возможность пригласить крупных специалистов и нанять большое количество рабочих. Теперь уже не рылись ямы в случайно выбранных местах, а вскрывались большие площади, откапывались не только отдельные дома, но целые улицы, рынки, театры и храмы. Был восстановлен облик провинциального античного города со всем его многообразным бытом. Особое значение этих раскопок заключалось в том, что археологи впервые в истории науки поняли, какое огромное значение имеют бытовые вещи - орудия труда, простая домашняя утварь, остатки пищи, одежды и пр. В то же время была открыта еще одна древняя цивилизация. В конце XVIII в. европейцы почти ничего не знали о Египте. Несколько отрывочных сведений из Геродота и других античных авторов, десяток статуй, хранившихся в Риме, два-три обелиска, покрытых непонятными письменами,- вот все, чем располагали археологи. В 1798 г. Наполеон Бонапарт, тогда еще молодой двадцативосьмилетний генерал, отправился в свой знаменитый поход в Индию через Египет. В завоевательной экспедиции приняли участие ученые и художники. Наполеон создал им прекрасные условия для работы и проявлял о них большую заботу. Когда произошло первое большое сражение у подножия пирамид и армии грозило окружение, Наполеон прежде всего отдал приказ "Ослов и ученых в середину". Такое, казалось бы, странное сопоставление делало честь ученым, так как ослы в армии были единственным транспортным средством и ценились Наполеоном дороже людей. Вскоре после первых побед был основан Египетский институт с задачей исследовать страну. Египет поразил археологов обилием надписей. Стены храмов и гробниц, саркофаги, подножия статуй, обелиски, каменные плиты были буквально испещрены иероглифами. Наибольшее внимание заслужила так называемая Розеттская надпись на камне, найденная французскими солдатами при рытье окопов. Надпись содержала параллельный текст на трех языках - греческом, древнеегипетском и новоегипетском. Кроме зарисовки и списков надписей, была собрана коллекцию древностей, состоящую из обломков статуй и нескольких саркофагов. Надпись Розеттского камня благодаря трехъязычному тексту была прочитана французским ученым Шампольоном. Сравнивая древнеегипетский текст с греческим, Шампольон разгадал тайну иероглифов и получил возможность читать египетские письмена. Это был еще один крупный шаг в развитии археологии. Впервые оказалось возможным по археологическим материалам восстановить не только картину быта, но и политическую историю древней и забытой цивилизации. Большой вклад в развитие ареологии внес датский ученый Христиан Томсен. В 1836 г. по материалу, из которого изготовлялись орудия труда, Томсен разделил всю первобытную, дописьменную эпоху на три периода: каменный, бронзовый и железный. Томсен не устанавливал никаких точных хронологических дат, он доказал только последовательную смену различных стадий развития в производстве орудий труда. Другой датский археолог Ворсо (1821-1885)обратил внимание на то, что погребения бронзового века отличаются друг от друга. В некоторых погребениях трупы были сожжены, в других нет. В археологии эти два способа погребений называются трупосожжением и трупоположением. Далее Ворсо обратил внимание на то, что и вещи, находимые при различных погребениях, отличаются друг от друга. Он установил, что вещи в погребениях с трупосожжением сделаны более грубо и примитивно, чем вещи в погребениях с трупоположением. Для него стало ясно, что различные способы погребений и находимые при них вещи относятся к разному времени - трупосожжения к более раннему, трупоположения к более позднему. Это открытие дало Ворсо основание и бронзовый век разделить на два хронологических периода. Научная заслуга Ворсо заключается не только в том, что он подтвердил и расширил систему Томсена, а также в том, что он открыл новый способ исследований, позволяющий по обряду погребения определить относительную хронологию найденных в погребении вещей.Открытия Томсена и Ворсо имели огромное значение для археологии и подняли ее на уровень других общественных наук. Французский ученый Э. Ларте, изучая с 1837 г. пещеры, установил хронологию их геологических отложений и доказал, что человек, делавший первые каменные орудия, был современником мамонта и других ископаемых животных. Но вот в 1859 г. прозвучал громкий голос великого Чарльза Дарвина. Вышел в свет сто двадцатилетний труд "Происхождение видов путем естественного отбора". Дарвин доказал, что животные виды развивались от простейших клеточных организмов к более сложным и что отдаленными предками человека являются животные. Дальнейшие антропологические и археологические находки без конца подтверждали выводы, сделанные Дарвином, Ларте, Томсеном, Ворсо и др. Нет возможности перечислить все находки и открытия, сделанные археологами в XIX в. Каменные, бронзовые и железные орудия, всевозможные предметы домашнего обихода исчислялись уже не единицами и десятками, а тысячами и десятками тысяч. Было открыто много погребений и поселений первобытного человека. Оказалось, что не только египтяне, греки и римляне умели создавать произведения искусства; но и среди людей каменного века были талантливые живописцы и скульпторы. В 1868 г. в Северной Испании, в Альтамире, охотник за дикими козами открыл пещеру. Об открытии пещеры узнал испанский археолог-любитель Савтуола, посетил ее и нашел следы первобытного человека. Однажды он взял с собой свою маленькую дочку и, посадив ее к себе на плечи, прогуливался по пещере, освещая путь факелом. По привычке всех археологов, он смотрел в землю, надеясь отыскать еще какой-нибудь интересный камушек, но девочка, по привычке всех детей, вертела головой в разные стороны и развлекалась. Савтуола собрался уже покинуть пещеру, как вдруг маленький "археолог" на его плечах заявил: "Папа, смотри, а на потолке картинка". Отец сначала не поверил дочери, но, приподняв факел и посмотрев вверх, был поражен открывшимся перед ним зрелищем. Потолок и стены пещеры были разрисованы охрой и углем. - Рисунки изображали зубров и других животных и были столь искусно и живо выполнены, что им позавидовал бы любой современный художник. Савтуола не сомневался в том, что эта стенная живопись - произведение людей каменного века. Подобные позднейшие же находки подтвердили правильность утверждения испанского археолога. В различных частях Европы были обнаружены десятки пещер, которые содержали художественные рисунки и скульптуры первобытного человека. Хронологическую систему Томсена и Ворсо продолжил и углубил французский археолог Г. Мортилье. То, что Ворсо сделал для бронзового века, Мортилье сделал для каменного. Он обратил внимание на то, что каменные орудия отличаются друг от друга и по форме и по способу обработки. Одни орудия грубы и примитивны, другие более изящны и тоньше обработаны.Мортилье сам делал каменные орудия по древним образцам и таким образом установил три стадии в технике их изготовления. Мортилье объяснил также и назначение каждого каменного орудия, т. е. для производства какой именно работы оно служило. На основании изменений в технике изготовления орудий Мортилье разделил каменный век на несколько периодов, которым дал названия по местностям, где орудия были найдены в первый раз или в наибольшем количестве. Так, период изготовления самых грубых орудий он назвал шелльским, или просто шелль, по имени городка Шелль, недалеко от Парижа; следующий период - ашель, по предместью Амьена Сент-Ашель; следующий - мустье, по деревне Мустье в департаменте Дордони, и т. д. Система Мортилье была уже не только периодической, но и хронологической, так как он наметил приблизительную дату каждого периода. С некоторыми дополнениями система Мортилье применяется до наших дней. Еще дальше в этих поисках пошел шведский археолог Оскар Монтелиус. Монтелиус изучал древности Скандинавии, Италии, Греции, Египта, Ассирии, Вавилонии. В этих древних культурах он видел составные части единой общечеловеческой цивилизации. Главная задача, которую поставил перед собой Монтелиус,- изучение - бронзового века и установление его хронологии. Все древние вещи он распределил по типам. Тип - это группа вещей одного и того же назначения, однородных по внешнему виду, но отличных друг от друга в деталях. Археологи знают теперь десятки тысяч типов. Он установил множество хронологических дат, и его система с известной критикой применяется до сих пор. Колоссальное количество археологического материала было изучено систематизировано другим русским археологом А. А. Спицыным, занимавшимся славянскими древностями. Нанося на карту каждый известный ему памятник и каждую находку, он обратил внимание на то, что вещи одного типа преобладают в одном месте, а вещи другого типа - в другом. Это была новая загадка археологии. Спицын поставил себе целью разгадать ее. В результате картографирования археологических данных подобные наблюдения были сделаны на своем материале многими европейскими учеными. Так в процессе исследований появилось в археологии новое понятие - "археологическая культура". Археологическая культура - это группа памятников, объединенных одним временем, общей территорией и общими характерными чертами. В различных условиях жизни люди создают различные по форме вещи. В зависимости от условий вещи различных территорий и народов или значительно отличаются по форме, или схожи между собой, или одинаковы. Первобытные каменные топоры были универсальным орудием для различных целей, в том числе и для того, чтобы убивать крупных животных и дробить их кости, добывая мозг. Убить арктического медведя и тропического тигра можно с равным успехом одним и тем же топором. Поэтому первобытные орудия единообразны для различных точек земного шара. Но чем больше делалось орудий разного назначения, тем значительнее они отличались друг от друга, тем больше заметен на них отпечаток условий среды. Особенно ярко это отразилось на произведениях искусства, на орнаменте гончарной посуды и на украшениях. Крупным событием в развитии археологии были работы английского археолога Артура Эванса. Эванс восстановил историю Крита. В 1900 г. Артур Эванс начал раскопки на Крите, в результате которых была открыта высокая цивилизация бронзового века, восстановлена экономическая и политическая история могущественного государства. Города, царские дворцы, театры, храмы, кладовые, мастерские, произведения искусства, утварь, орудия труда, созданные на протяжении тысячелетий, были открыты Эвансом. Грандиозность раскопок, тщательное обследование и новые методы работы превосходили все, что до сих пор было сделано археологами. Учитель также может прочитать художественно- исторический текст про А.Эванса: " Английскому исследователю Артуру Эвансу с раннего детства не давал покоя миф о Тесее. (Учитель может и не пересказывать сам миф, чтобы не перегружать детей информацией, а только сообщить, что этот миф послужил для исследователя толчком, приведшим к огромным открытиям.) Правил на Крите царь Минос. Сын Миноса Андроген, ловкий юноша, отправился однажды в Афины на спортивные состязания. Он победил во всех соревнованиях, но царь Афин Эгей, завидуя победителю, приказал его убить. Тогда Минос, желал отомстить за Сына, направил большой военный флот к Афинам. Взять город ему не удалось, но он разрушил окрестности и обложил Афины далью, которая заключалась в том, что афиняне ежегодно должны были посылать семь юношей и семь девушек на Крит на съедение чудовищу Минотавру, который жал в дворце-лабиринте на Крите. Этот дворец был выстроен архитектором Дедалом и представлял собой громадное помещение с сотнями залов и переходов, из которых практически невозможно было найти выход. В течение трех лет платили афиняне даль царю Миносу, а на четвертый сам сын царя Эгея, отважный Тесей, вызвался ехать вместе с обреченными и победить Минотавра. Старик Эгей не хотел отпускать любимого сына, но, видя, что не сможет противостоять его воле, согласился. В гавани уже готов был корабль, на котором поставлены были черные паруса в знак скорби. -Если победишь Минотавра и вернешься живым, - напутствовал Тесея Эгей, поменяй паруса на корабле, замена ах белыми, чтобы я издалека видел. Если же тебе суждено погибнуть на Крите, пусть паруса останутся черными... - Не волнуйся отец, - отвечал Тесей, - ты увидишь белые паруса. Я вернусь с победой. На Крите Тесею предстоял жестокий бой с Минотавром. На помощь ему пришла прекрасная Ариадна дочь царя Миноса. Втайне от отца она дала Тесею острый меч и клубок виток, который позволил ему выйти из лабиринта. Тесей одержал победу и при помощи нити Ариадны нашел обратную дорогу. Вместе со своими спутниками счастливый Тесей отплыл в Афины. Но на радостях забыл сменять паруса - она так и осталась черным. Старик Эгей ожидал сына на высокой скале. И вот на горизонте появился корабль. - Какого цвета паруса? - обратился он к своим приближенным. - Мужайся, царь, - последовал ответ, - паруса черные. В отчаянии Эгей бросился с высокой скалы в море... Эванс был уверен в реальности происшедших событий. Его вдохновлял опыт Генриха Шлимана, который, руководствуясь только поэмами Гомера "Илиада" и "Одиссея" откопал легендарную Трою. Молодой исследователь отправляется на Крит. И уже первые пробные раскопки дали огромное количество археологического материала, необычность которого доказывала, что Эванс на верном пути. А через несколько лет мир узнал о новом открытии: найден дворец царя Миноса. Это было поистине гигантское сооружение, расколки продолжались более 30 лет. Кроме бесчисленных помещений, залов, кладовых, лестниц и переходов исследователи обнаружили удивительные по красоте фрески (росписи на стенах), краски которых не поблекли на протяжении стольких веков. Каково же было изумление, когда на фресках увидели изображение быка, через которого прыгает юноша, ухватившись за рога разъяренного животного. Возможно, это и есть легендарный Тесей". Крупные достижения в области развития и совершенствовании методики раскопок принадлежат русскому ученому Б.В.Фармаковскому. Всю жизнь он посвятил изучению античных древностей юга России, в частности раскопкам города Ольвии. Также благодаря советским ученым в Сибири открыты и изучены древние культуры бронзового века, существовании которых ранее и не подозревали. В Средней Азии, в низовьях Амударьи, открыта древняя цивилизация Хорезма, засыпанного много веков назад летучими песками Каракумов, с его многочисленными крепостями и замками, с развитой системой орошения - цветущий оазис древнего мира .В Закавказье благодаря раскопкам восстановлены отдельные факты из истории первого рабовладельческого государства на территории нашей страны - царства Урарту. Ведутся раскопки древнерусских городов - Москвы, Новгорода, Киева, Пскова, Владимира, Рязани и др. Опираясь на материалы археологических открытий, они дали обширные очерки древней истории Грузии, Армении, Якутии, Таджикистана, Узбекистана, Латвии и т. д. Особенно важна роль археологов в создании истории народов Севера. Археологами решен вопрос о происхождении и предках многих современных северных племен и народов, созданы очерки их древнейших исторических судеб.
Данная работа предоставляет педагогу-исследователю некоторый базовый набор возможных подходов к решению вопроса преподавания избранной нами темы. Необозримое множество материала нуждается в правильном подходе и верном выборе должной линии критики, что не всегда удается сделать учителю: в силу разных причин - загруженность работой, отсутствие опыта теоретической обработки информации при общей ориентированности на практическую сторону дела - и т.д. Материалы и методические указания изложены выше в таком порядке и такой последовательности, которые позволяют преподавателю подойти к делу творчески, избрав направление, наиболее ему близкое, а, стало быть, и наиболее эффективное в смысле главной цели преподавания означенной темы в школе, именно вырабатывания у учеников твердого понимания её осмысленности, неотъемлемой включенности в общую структуру исторического знания. История по своему существу цельна и неразрывна, время не терпит скачков и пробелов. Так, соответствующим истории должно стать и знание о ней, а правильная подготовка с методологической, информационной и логической сторон непременно должна предшествовать всякой попытке приближения к этой цели. Настоящая работа имела своей главной целью оказание посильного содействия в этом тем, кто непосредственно занят восстановлением, как бы новым воссозданием исторического знания.
1. Авдусин Д.А. Основы археологии. М.,1989 2. Амальрик А.С., Монгайт А.Л. В поисках исчезнувших цивилизаций. М.,1966 3. Амальрик А.С., Монгайт А.Л. Что такое археология. М.,1966 4. Дикшит С. К. Введение в археологию. М.,1960 5. Мартынов А. И. Археология. М.,2000 6 . Археология \\ Жизнь: подводный мир, археология, эволюция, человек, медицина. М.,1999 С.37-68.7 . Археология Древней Руси \\ Энциклопедия для детей. Т.5. История России от древних славян до Петра великого. М.,1998 С.7-16.8 . Керам К. В. Боги, гробницы, ученые. Спб.,20019 . Моисеева К.М. Люди ищут забытое царство. М.,197910 . Фоминцева Л.А. Сунгирская лошадка. Владимир,1992 |