30.09.2003

А.А. Выдрин

Методическая разработка содержания темы

" Немного об исторических источниках"

учебного курса "История первобытных времен"(Класс 5)

Данная работа направлена на предоставление учителю самодостаточного фактического и методологического материала для составления плана-конспекта урока по теме "немного об исторических источниках". При разработке этой темы преследуются следующие задачи: дать учителям дополнительную информацию о исторических источниках: структуре, о отдельных видах и познавательных возможностях, о методах их обнаружения, обработки, хранения и использования в исторических исследованиях. Общей идеей является объяснение и пояснение того, что данная тема занимает одно из ключевых мест при изучении всего курса истории в школе. Эта тема дает понимание того на чем основано изучение всего исторического процесса. Что позволит приобщать детей к изучению истории в школе. На последующих этапах исторического образования школьники будут обращаться к узнаваемому материалу, решая на его основе все усложняющиеся задачи. Ранняя ориентация на источник позволяет значительно более успешно решать задачи исторического образования. Не менее важно и начать формировать умение самостоятельно анализировать источники, формулируя собственные взгляды, обрабатывая систему доказательств, аргументацию, уточняя собственную позицию. Всему этому дети могут в последствии научиться, работая с фрагментами исторических источников, отрывками из научной, научно-публицистической, художественной литературы. Основная задача данного этапа обучения истории - ввести учащихся в контекст предмета и помочь детям ориентироваться в исторической информации и в информации вообще. Научить детей читать источник, несущий информацию - также задача первостепенной важности. Необходимо привить ребятам умение и желание анализировать остатки древности (деление их на группы, дать характеристику материала, которым располагает источник: одежда, жилища, деятельность людей), формулировать вопросы к нему. По источнику не следует скользить: необходимо углубление в него. Итак, повторим основные задачи урока. Ввести детей в мир истории, пробудив интерес к истории как к науке; - познакомить учеников с методами исторического исследования и языком исторической науки; - показать многообразие исторических источников и возможности каждого из них; - формировать историческое сознание, формируя чувство сопричастности прошлому, прежде всего истории своей родины. После изучения данной темы, в рамках которой формируется первоначальное представление об историческом источнике в целом, школьники встретятся с многообразием письменных и вещественных источников, затем учащиеся знакомятся со следующими вспомогательными дисциплинами: антропонимикой, геральдикой, генеалогией, нумизматикой, соррагистикой, топонимикой, исторической метрологией, хронологией. Но обращение должного внимания изучению этой темы позволит избежать неоправданных отвлечений на последующих уроках, в том числе и старших классах, обращая лишь внимание на расширение проблематики источников, внедрение новых методов их анализа, расширяя спектр данных, которые можно получить из исторического источника при работе с ним на уроке.

Разработка темы проходит по учебнику А.Н. Лукьянова "История первобытных времен" в рамках цикла "Всемирная история". В этом учебнике материал подается в рамках теории системного подхода. Изучение темы "немного об исторических источниках" проходит в средней школе на пятом году обучения в первой четверти (вторая неделя обучения - урок второй). Данная тема рассматривается и в других учебниках. Из пособий доступных авторам - это учебники Коровушкина "история древнего мира" и Агибаловой и донского "История средних веков". Изложение темы в них в целом похоже на материалы базового учебника. Все учебники рассчитаны на линейно-ветвленную схему преподавания истории в школе. Данная тема занимает соответствующее место в разделе введение в историческую науку учебника "История первобытных времен". Тема подается учащимся как основная. Эта тема связана со всем курсом всемирной истории и рассматривается в качестве ключевой, поскольку содержит материал и методы необходимые при дальнейшем изучении истории в школе вообще, так и тем данного учебника в частности. Тема "немного об исторических источниках" связана и с другими школьными дисциплинами, такими как обществознание, граждановедение.

Тема урока: "немного об исторических источниках". Тип урока комбинированный. Оснащение урока - фото-, видеоматериалы, слайды, макеты, копии вещей, иллюстрации, репродукции. Разбивка урока: А. 1-4 минуту характеристика домашнего задания, Б. 5-17 контроль домашнего задания и закрепление по 3 параграфу. В. 18-36 объяснение нового материала из параграфа 4. Г. 37-40 заключение по новой теме. Характеристика домашнего задания. Прочитать рассказ 4 и дать ответы на вопросы в начале текста. Прочитать текст "источники знания о прошлом" в художественно-исторической хрестоматии. Выполнить задания по теме в рабочей тетради. Написать определение "исторического источника". Далее рядом с названием разных предметов записать "да", если это исторический источник и "нет", если данный предмет по-вашему мнению им не является.

1. Каковы исторические источники.

Люди на протяжении тысячелетий своего существования использовали множество различных вещей, предметов, всевозможных орудий для своей деятельности. Эти предметы могут свидетельствовать о характере жизни, истории людей. И историк, исследуя прошлое, прибегает именно к этим материалам для восстановления прошлого. Можно говорить о том, что исторический источник это все то, что было создано нашими предками и то что может рассказать о их жизни и их времени. Только те объекты прошлого становятся историческими источниками, которые используются исследователями в своих изысканиях. Историк изучает прошлое по дошедшим до него остаткам. Часто сведения, которые он получает весьма фрагментарны, обрывочны и поэтому перед исследователем встает проблема собирания картин прошлого из множества крупиц, которые разбросаны по разным местам.

Источники весьма неоднородны в нутрии себя. Ученые что бы навести порядок и разобраться во множестве информации, получаемой ими, прибегают к делению источников на группы, тем самым классифицируя и систематизирую их. Во всей массе можно выделить следующие группы: 1. археологические источники, 2. письменные, 3. устные, 4. звукозаписи, 5. зрительные.

1. Археологические источники. Это различные вещи, которые обнаружены под землей специалистами-археологами, с помощью специальных методов археологических раскопок и дальнейших приемов обработки материалов. Археологи не только раскапывают вещи, но и определяют из какого материала они сделаны, когда сделаны, определяют для чего использовались. С помощью этих предметов историки устанавливают древнее прошлое человечества.

2. письменные источники. Это письма, надписи, книги, документы. Это текстовая информация нанесенная на какой-то носитель. Как правило это бумага. Но бумага не единственный материал на котором могли писать. В древности население использавало папирус (Древний Египед), черепаховые панцири ( Древний Китай ), глиняные таблички ( Средиземноморье и Передняя Азия ). Первоначально формировались плоские кирпичи из сырой глины и на них наносили текст заостренными палочками. Затем кирпичи подвергали сушке. После этого уничтожить текст можно было лишь разбив табличку. Так же использовался пергамент обработанная шкура животных ( внутренняя сторона ) и другие материалы. Но историка прежде всего интересует содержание текста. В нем он может подчерпнуть информацию о обществе, жизни людей в прошлом, их взаимоотношениях, нравах и обычаях, о хозяйстве, культуре и многом другом.

4. Устные источники. Это сказки, пословицы поговорки, устаревшие слова. Изучая их историк узнает прежде всего культуру населения, их язык, обычаи и нравы. Также устная традиция может фиксировать исторические события в общей памяти людей. Особенность этой группы в том, что они не зафиксированы на носителе, а находятся постоянно в памяти народа, в голове ее отдельных представителей. Известны примеры когда события прошлого сохранялись на протяжении нескольких покалений ( 200-300 лети ).

5. Звукозапись. Они представлены граммофонными пластинками, магнитофонными записями. На них можно зафиксировать прежде всего звук. Речи руководства страны, политических и культурных деятелей. Так же можно фиксировать достижения музыкальной и художественной культуры. Эти источники удобны тем, что на них отображена запись непосредственно говорящего ( источника ),без редактирования. Этим достигается большая точность передачи информации.

6. зрительные источники. Это рисунки, карты, картины, фотографии, кино-, видеофильмы. Данные источники позвляють зрительно воспринимать картины прошлого во всем их разнообразии.

Необходимо закрепить у учащихся понимании важности источников для восстановления прошлого. Закрепить понятие - исторический источник и основу их классификации.

2. Музеи и архивы.

Музеи (греч. museion - место, посвященное музам, храм муз, от musa - муза), научные, научно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры - первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. Музеи сосредоточивают в своих фондах главным образом предметы вещественные и изобразительные, в том числе произведения искусства, вместе с тем в Музеях хранятся и письменные источники (рукописные материалы, печатные документы, книги, от инкунабул до изданий последнего времени, представляющие историческую ценность).

История возникновения мезеев как своеобразных общественных институтов, удовлетворяющих потребности политического, научного, культурного, экономического характера, уходит в глубокую древность. Предшественники музеев появились на том этапе развития человеческого общества, когда предметы-подлинники, взятые из природы и общественной жизни, стали сохраняться не в утилитарных хозяйственных целях или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства и эстетической ценности. Таковы, например, хранилища Кносского дворца на Крите (16 в. до н. э.), Дворец ванов и Архив иньских оракулов (Китай, 13-12 вв. до н. э.), Библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н. э.) и др. В античную эпоху храмы, а затем и частные коллекции (с 3 в. до н. э.) сосредоточивали преимущественно произведения искусства (галереи Варреса, Суллы, коллекции Сервилия, Красса, Лукулла, Помпея, Цезаря и др.). Разнообразные собрания хранились в византийских соборах и монастырях, а затем (с 13 в.) в средневековых соборах Франции, Италии, Германии и др. стран (предметы, принадлежность которых приписывалась "священным лицам" нового христианского пантеона, церковная утварь, иконы, рукописи и т. п.). К эпохе Возрождения относится появление в Европе музеев, которым были уже присущи некоторые научные функции, что было связано, в частности, с Великими географическими открытиями, а также с потребностями развивающихся наук и производства. Коллекционировались образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты ("философские инструменты"), предметы, представляющие этнографический интерес. Большую популярность приобретали дворцовые собрания - кунсткамеры, мюнц-кабинеты, натуралиен-кабинеты, в которых сосредоточивались естественнонаучные, этнографические и историко-художественные редкости. Появились и первые описания музеев, а также музеологические теоретические сочинения. К этому же времени относятся собрания памятников античного искусства во Флоренции (Л. Медичи, 15 в.), Риме (Ватиканские музеи, 16 в.), Дрездене (Августа Саксонского, 16 в.) и др. В 17-18 вв. формируются многочисленные частные коллекции - исторические, археологические, естественнонаучные, искусствоведческие, многие из которых частично в 18 в., а главным образом в 19 в. легли в основу государственных национальных музеев.

Наиболее развитой сетью музеев в западных странах располагают (на начало 1970): США (около 2000), Италия (свыше 1200), Франция (около 1000), Великобритания (свыше 900), ФРГ (свыше 800).

В России музеи имеют многовековую историю. В источниках 12-17 вв. содержатся многочисленные сведения о хранении исторических и художественных ценностей в соборах и монастырях во Владимире, Киеве, Новгороде. К 15-17 вв. относится формирование собрания Оружейной палаты и хранилища памятников Патриаршей ризницы в Москве. Известны также коллекции 16-17 вв., принадлежавшие Ивану IV, Б. Годунову, Ф. С. Милославскому, А. С. Матвееву, В. В. Голицыну. В 1719 открылся первый русский публичный музей - Кунсткамера в Петербурге, в основе которой лежали коллекции Петра I. С переходом Кунсткамеры в ведение Академии наук музей превратился в крупное научное учреждение. В течение 2-й половины 18-19 вв. возникли первые местные М. в Иркутске (1782), Барнауле (1827), Оренбурге (1831), Астрахани (1836); коллекции Артиллерийского исторического музея (1756) и Эрмитажа (1764) в Петербурге; собрания, непосредственно связанные с производством (модель-камеры, натуральные кабинеты Вольного экономического общества, превратившиеся в начале 19 в. в музей); создавались историко-археологические музеи в Николаеве (1806), Одессе (1825), Петербурге (Румянцевский музей, 1831) и др.

Особенно быстро музейная сеть росла с середины 19 в. Музеи возникали при статистических комитетах, земствах, учёных архивных комиссиях, научных обществах, университетах. Развитие сельского хозяйства и промышленности вызвало появление Сельскохозяйственного музея в Петербурге (1859), Политехнического музея в Москве (1872), кустарных отделов в местных М. Рост национального самосознания, развитие искусства, науки нашли отражение в создании Третьяковской галереи (1856), Российского исторического музея (1872), Русского музея (1898) и др. Всего к октябрю 1917 функционировало свыше 150 музеев (без войсковых, церковно-археологических). Многие музейные ценности находились в частных собраниях, малодоступных даже для учёных и специалистов.

В 1941 в СССР действовал 991 государственный музей. Несмотря на огромный урон, нанесённый музеям в областях, временно оккупированных фашистами в годы Великой Отечественной войны 1941-45, в послевоенные годы сеть музеев была не только восстановлена, но и расширена. Особенно показателен рост сети музеев в союзных республиках, где до Октябрьской Революции 1917 имелись единичные музеи либо вообще их не было. В 1972 (на конец года) функционировали 1190 государственных музеев и тысячи школьных и народных музеев, созданных и работающих на общественных началах. В числе государственных музеев 511 краеведческих, 199 историко-революционных и исторических, 171 искусствоведческий, 36 естественнонаучных, 242 мемориальных. Все материалы музейного значения входят в состав Музейного фонда страны. Музейный фонд это совокупность памятников естественной истории, материальной и духовной культуры в стране (независимо от времени их происхождения, места нахождения, материала и

техники изготовления), имеющих научное, историческое или художественное значение. В 1973 в музейном фонде насчитывалось около 40 млн. единиц хранения. М. ведут большую исследовательскую и воспитательную работу: комплектуют и изучают коллекции, создают научную документацию, обеспечивают режим хранения и реставрацию музейных предметов, издают монографии, каталоги, путеводители, публикации первоисточников; основной формой пропаганды научных знаний являются экспозиции. Экспозиция (от лат. expositio - выставление напоказ, изложение), размещение в музейных и выставочных залах или на открытом воздухе по определённой системе различных художественных произведений, а также памятников материальной культуры, исторических документов. Цель и задачи как постоянной, так и временной экспозиции- дать наиболее полное освещение всем экспонатам с точки зрения художественной и научной ценности, их места в историко-культурном процессе, особенностей материала. В начале 70-х гг. в мире насчитывалось свыше 12 тыс. музеев. Музеи мира объединяются международными организациями. В составе ЮНЕСКО имеется Международный совет музеев (ИКОМ), определяющий общие принципы работы музеев.

Создана специальная научная дисциплина музееведение. Музееведение, музеология, научная дисциплина, изучающая происхождение музеев, их общественные функции, вопросы теории и методики музейного дела. Музееведческое исследование первоисточников - музейных предметов - преследует цели наиболее полного выявления их коммуникативных функций; определения режимов хранения, методов консервации,

реставрации; всестороннего документирования и подготовки источников для оптимального научного и образовательно использования; раскрытии экспрессивных возможностей музейных предметов, т. е. определение эмоционального заряда источника и возможности ег использования при экспонировании и в различных видах массовой работы.

Для большинства современных музеев характерно единство исследовательских и образовательно-воспитательских функций. Специфические формы научной популяризации и воспитательской деятельности - экспозиция, выставка.

Современная научная классификация музеев различает их по типам и профилям. Тип определяется его основным общественным назначением. В соответствии с этим признаком музеи делятся на исследовательски-научно-просветительные (абсолютное большинство; иногда их называют публичными, массовыми); исследовательские, являющиеся своеобразными лабораториями при научно-исследовательских институтах, и учебные. Профиль музея определяется его отношением к определённой отрасли производства, науки, искусства. По профилям музеи разделяются на исторические, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, технические. Внутренняя специализация наук, искусств, производств находит отражение в профилировании музея. Так, к историческому профилю относят М. общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические и др. (см. Исторические музеи); к искусствоведческому - М. изобразительного искусства, прикладного искусства, театральные музеи, музыкальные музеи и др.; к техническому - политехнические, технические отраслевые (связи, транспорта и др.); к естественнонаучному - зоологические музеи, ботанические музеи, геологические и др. Особую группу составляют мемориальные музеи. Кроме музеев указанных основных профилей, существуют и комплексные. Наибольшее распространение имеет сочетание исторической и естественнонаучной специализаций, определяемое для локальных М. как краеведческий профиль (см. Краеведческие музеи).

Исторические музеи, научные учреждения, осуществляющие сбор, хранение, изучение и популяризацию памятников материальной и духовной культуры, отражающих развитие человеческого общества. Исторические музеи имеют либо широкий исторический профиль - общеисторические музеи (музеи истории страны, республики, города и пр.), либо их профиль соответствует специальным историческим дисциплинам (археологические музеи, этнографические музеи), самостоятельным отраслям исторической науки (военно-исторические музеи).

Накопление памятников исторического значения происходило стихийно с древнейших времён в самых различных частях мира. Древние цивилизации, существовавшие на протяжении тысячелетий в Северной Африке, Азии, Европе и Америке создали непреходящие по своему значению исторические и художественные памятники. Дворцы и замки царей и др. правителей, храмовые ансамбли, места массовых культовых обрядов и спортивных состязаний, усыпальницы царей и знати - это не только исторические ансамбли большой архитектурной ценности, в них постепенно накапливались сокровища и различные произведения умелых мастеров (ценное оружие и одежда, ювелирные изделия, драгоценная посуда и др.). В числе самых ранних собраний подобного рода можно назвать Храмовую библиотеку г. Ашшур (11 в. до н. э.), Кносский дворец на Крите (16 в. до н. э.), библиотеку Ниневийского дворца (7 в. до н. э.), Дворец ванов и Архив иньских оракулов в Китае (13-12 вв. до н. э.). Многие из этих сооружений и древних собраний погибли, однако немалое число их частично сохранилось, многие памятники были раскопаны и восстановлены, став составной частью исторических коллекций и музейных ансамблей. В храмовых сооружениях конфуцианста и христианской церкви, буддийских пещерных храмах (Эллоры и Аджанты в Индии, Юньгана и Лунмыня в Китае), замках феодалов стихийно образовались значительные коллекции надписей и картин, барельефов и горельефов. В городах сохранились памятники средневековой архитектуры (танская столица - г. Чанъань в Китае, г. Нара в Японии, Константинополь, Ктесифон, Багдад, Бухара, Кордова, Паган и др.).

Общеисторические музеи в дореволюционной России и в СССР. В летописях Киевской Руси встречаются упоминания о хранении исторических реликвий "на память себе" в соборах Новгорода, Киева, Владимира, в ризницах монастырей, княжеских хранилищах. В 16 в. создаётся Оружейная палата - хранилище драгоценностей, оружия, предметов быта, посольских даров русским царям; в 17 - начале 18 вв. она окончательно приобрела черты музея. В ризнице Псковского Печерского монастыря хранились ковши, столовые приборы и др., принадлежавшие Ивану III Васильевичу, царице Анастасии Романовне - жене Ивана IV Грозного, Борису Годунову; в кремлёвских соборах, патриаршем доме в Москве находились художественные произведения и исторические предметы. В 17 - начале 18 вв. в России появились первые частные коллекции исторических памятников (Годунова, Ф. С. Милославского, Ф. А. Головина, Я. В. Брюса, А. Н. Демидова, Петра I, Д. М. Голицына и др.). Эти собрания подготавливали появление первого русского публичного музея - Кунсткамеры (основана в 1714, открыта в 1719). В 18 в. происходит не только интенсивный сбор и хранение исторических памятников, но и намечается осознанный подход к их использованию в научных целях. Многое сделали для этого крупные русские учёные В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, С. П. Крашенинников, Г. Ф. Миллер и др. В начале 18. в. появились и первые законодательные акты об охране памятников.

Исторические памятники собирались и в Эрмитаже. В 1773 в Риге был основан Домский музей, в 1783 Рижская городская управа приобрела коллекцию врача И. Г. Химзеля (в 1891 вошла в Домский музей). Успехи, достигнутые в исторической науке в 1-й половине 19 в., отразились и на развитии И. м. В начале 19 в. возник ряд И. м.: Петровский музей в с. Веськи Переяславского уезда (1803), где хранился ботик Петра I ("Дедушка русского флота"), Музей Главного интендантского управления (1811) и Азиатский музей (1818, в Петербурге), Одесский музей древностей (1825). В Петербурге на основе румянцевской коллекции был создан музей (1831), в составе которого имелись памятники письменности, этнографические материалы. Собираются коллекции при Московском университете (1812), Рижском обществе истории и древностей прибалтийских провинций (1834), Киевском университете (1835); в музеях Эстляндского литературного общества в Ревеле (Таллине) (1842), в Екатеринославе (1849), началось формирование Тбилисского музея (1852, ныне Государственный музей Грузии им. С. Джанашиа), Музеума древностей в Вильнюсе (1856).

Во 2-й половине 19 в. значительно быстрее растет сеть исторических музеев. Одновременно происходит их постепенное преобразование в соответствии с требованиями науки. Ведущая роль в создании И. м. принадлежала историческим обществам, функционировавшим в разных частях страны (свыше 120 исторических обществ), учёным архивным комиссиям, статистическим комитетам н университетам. Были созданы музеи во Владимире (1862), Ярославле (1864), Новгороде (1865), Пскове (1872), Чернигове (1876), Тамбове (1879), Ростове Великом (1883), Рязани (1884), Саратове (1887), Новочеркасске (1891), Костроме (1891), Риге (1891), Симбирске (1895), Владикавказе (1897) и др. Часть этих музеев со временем расширила профилировку и превратилась в комплексные краеведческие музеи. Значительным событием явилось создание Российского исторического музея (основан 1872, открыт в 1883) в Москве, превратившегося впоследствии в крупнейший И. м. народов СССР - Государственный Исторический музей. Всего в 1912 в России функционировало около 60 исторических музеев.

После революции 1917 были ликвидированы церковные музеи, самоликвидировались музеи воинских частей царской армии. Однако все коллекции прекративших существование музеев были поставлены на учёт, сохранены и переданы государственным музеям. Политика Советской власти в области науки и культуры требовала развития сети исторических музеев как важного фактора в образовании и воспитании народа. Сложившаяся в первые годы Советской власти сеть этих музеев отличалась большим разнообразием. Она включала исторические музеи национальных районов, историко-культурные заповедники, историко-археологические, историко-бытовые, историко-художественные музеи. Историко-этнографические и историко-бытовые музеи: в Печерах (1921), Саратове (музей "Волгаря", 1924), в Останкине (1917), Ораниенбауме (1917), Архангельском (1918), Гатчине (1918), Новом Иерусалиме (1920), Троице-Сергиевой лавре (1920), Волоколамске (1921), Алупке и Евпатории (1921). Историко-культурные заповедники: на о. Мудьюг Архангельской губернии (1918), Киево-Печерский (1926); историко-художественные и историко-археологические музеи: в Кашине (1918), Рязани (1918), Моршанске (1918), Торжке (1918), Кашире (1919), Рыбинске (1919), Калязине (1920).

В ХХв. создана развитая сеть исторических музеев. Во время Великой Отечественной войны 1941-45, несмотря на то, что предпринимались меры по эвакуации музейных коллекций, музеям временно оккупированных и прифронтовых районов был нанесён большой урон: разрушены здания, уничтожены и расхищены коллекции. Однако уже во время войны началось восстановление и создание новых музеев. В послевоенный период продолжался рост сети музеев. Были основаны новые музеи: Музей революции Латвии (Рига, 1940), "Марциальные воды" в Карелии (1946), Исторический музей в Переяславле-Хмельницком (1954), Музей истории города и морского рыболовства в Вентспилсе (1954), Городской музей Тарту (1955), Исторический музей БССР (Минск, 1956), Музей революции (Ереван, 1957), историко-архитектурный заповедник Кижи (1965), Городской музей в Нарве (1965), Музей атеизма (Баку, 1970), Музей Н. А. Щорса (г. Щорс, 1970), Историко-революционный музей в г. Мары (1970) и др. Большое место занимают мемориальные музеи., среди которых особо выделяются музеи В. И. Ленина, историко-партийные мемориальные музеи, музеи, посвященные событиям и героям Гражданской и Великой Отечественной войн. В 1970 в стране функционировало 409 истоорических музеев (включая военно-исторические музеи воинских частей и исторические мемориальные музеи), а также исторические отделы более чем в 400 краеведческих музеях. Кроме того, на предприятиях, в школах, в городах и сёлах страны созданы (преимущественно в 1950-70) тысячи народных музеев, действующих на общественных началах: это музеи боевой и трудовой славы, истории партийных и комсомольских организаций, истории городов, сёл, заводов, фабрик, колхозов, совхозов, школ.

В большинстве музеев лишь часть фондов используется для экспозиции. В научных фондах коллекции располагаются в систематическом порядке. Размещают коллекции в застеклённых витринах (крупные объекты иногда открыто). Микроскопические препараты изучают с применением луп, бинокуляров, микроскопов. Микроскопические малые объекты, как правило, не экспонируют - их заменяют микрофотографиями, рисунками или увеличенными муляжами. Нередко в музеях организуют временные тематические выставки. В некоторых используют полуавтоматические киноустановки с короткометражными фильмами и озвучивают экспозицию. При учебных заведениях коллекции обычно расположены в систематическом порядке в застеклённых шкафах, любой объект или препарат может быть перенесён в учебную аудиторию для практических занятий или продемонстрирован на лекции. Многие объекты имеются в нескольких экземплярах для проведения групповых лабораторных занятий. В СССР наиболее крупные музеи находятся в Ленинграде, Москве, Киеве. Подобные музеи есть при университетах, педагогических и научно-исследовательских институтах во Львове, Черновцах, Одессе, Казани, Тбилиси, Ереване, Ашхабаде, Ташкенте, Алма-Ате, Новосибирске, Свердловске и др. В Ленинграде - один из крупнейших в мир, созданный в 1832 на базе петровской Кунсткамеры (1714), принадлежит Зоологическому институту АН СССР. Имеет в экспозиции около 50 тыс. видов животных; научные фонды, хранящиеся в зоологическом институте, составляют около 15 млн. экз. беспозвоночных и около 500 тыс. экз. позвоночных животных. Среди его экспонатов много уникальных; мировой известностью пользуется мамонт (чучело и скелет), найденный в слое вечной мерзлоты на берегу р.Берёзовки в Сибири. Имеются чучела недавно вымерших животных.

Краеведческие музеи, научно-исследовательские и культурно-просветительные учреждения, которые собирают, сохраняют, изучают, экспонируют и пропагандируют исторические памятники, естественнонаучные и художественные коллекции, произведения народного искусства определённых географических или административных территорий. Краеведческие музеи - один из наиболее распространённых музеев комплексного профиля.

В России возникновение "местных" комплексных музеев относится к концу 18 - началу 19 вв. Они создавались при учебныхзаведениях, палатах государственных имуществ,. Отделениях Русского географического общества. В середине 19 в. насчитывалось 12 краеведческие музеев (в Барнауле, Иркутске, Минусинске, Красноярске, Оренбурге, Тбилиси и др.). Основная их сеть сформировалась в пореформенный период. В начале 20 в. функционировало 60 музеев. в губернских и уездных городах. В национальных районах число их было невелико: 14 на Украине и в Молдавии, 2 в Закавказье, 4 в Средней Азии.

После революции 1917 проводимая Коммунистической партией и Советским правительством ленинская национальная политика обусловила рост краеведческих музеев. Они создавались главным образом в ранее обездоленных в культурном отношении районах

(Мордовский музей в Саранске, Горно-Марийский музей в Козьмодемьянске, Чувашский музей в Чебоксарах, Наманганский музей в Узбекистане и многие др.). За первое пятилетие

Советской власти было организовано свыше 250. Развитию краеведческих музеев способствовал общий подъём краеведческого движения. За годы предвоенных пятилеток 1929-40 во всех союзных республиках создана развитая сеть краеведческих музеев .; в 1940 насчитывалось свыше 400. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 немецко-фашистскими захватчиками был нанесён огромный ущерб музеям., находившимся на оккупированной территории: разграблены ценнейшие коллекции, многие полностью уничтожены. В послевоенные годы сеть. восстановлена. В 1970 функционировало 493 государственных краеведческих музеев В музеях имеютсяотделы природы края, истории дореволюционного прошлого, истории советского общества, а в некоторых такжехудожественные, литературные и этнографические отделы. Многие краеведческие музеи издают каталоги, путеводители, публикации памятников, "Краеведческие записки".

Помимо общей информации о музеях нужно использовать информацию о конкретных музеях страны. Ниже приведены краткие сведения о основных музеях нашей страны.

Эрмитаж (музей)

Эрмитаж Государственный - художественный и культурно-исторический музей в Ленинграде, один из крупнейших музеев мира. Занимает пять зданий: Зимний дворец (архитектор В. В. Растрелли, 1754-62), Малый Эрмитаж (архитектор Ж. Б. М.Валлен-Деламот, 1764-67) и Старый Эрмитаж (архитектор Ю. М. Фельтен, 1771-87), здание театра (архитектор Д. Кваренги, 1783-87) и Новый Эрмитаж (архитектор Л. фон Кленце, 1839-52). Временем зарождения эрмитажного собрания считается 1764, когда Екатериной II была куплена в Берлине коллекция из 225 картин, преимущественно произведений голландской и фламандской школ. Значительное число картин размещалось в апартаментах дворца, называвшихся "Эрмитаж" (от французского ermitage - место уединения; позднее это название перешло на всю картинную галерею). Для Зимнего дворца производились закупки за границей крупных частных коллекций картин: Брюля (1769), Кроза (1772), Уолполя (1779) и др. Каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 насчитывал 2080 произведений живописи. Наряду с картинами в собрание Зимнего дворца поступали коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, западноевропейского прикладного искусства, резных камней, монет и медалей, а также книг (библиотека Вольтера). Расширение коллекций происходило и в 19 в., когда в стали поступать археологические материалы из раскопок, в частности, положившие начало знаменитой скифской коллекции. Эрмитаж играл большую роль в развитии русской культуры, для него было построено специальное музейное здание - Новый Эрмитаж. Посещение Нового Эрмитажа было ограниченным, экскурсии до конца 19 в. не допускались. За расширение доступа в музей боролась прогрессивная русская интеллигенция. В 1917 значительная часть коллекций была эвакуирована в Москву и возвращена в Петроград лишь в 1920. После революции 1917 коллекции значительно увеличилась за счет национализированных собраний Строгановых, Юсуповых, Шуваловых и др., музею постепенно передавались бывшие дворцовые помещения и весь Зимний дворец. Была осуществлена перестройка всей деятельности Эрмитажа, организация новых отделов. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 значительная часть коллекций была эвакуирована в Свердловск, но в Эрмитаже продолжалась научная и музейная работа. Ныне Эрмитаж состоит из 8 отделов: первобытной культуры; античного мира; культуры народов Востока; истории русской культуры (включающий "Галерею 1812 года" - портреты офицеров и генералов, героев Отечественной войны 1812); нумизматики; западноевропейского искусства (картинная галерея с произведениями Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Джорджоне, Д. Веласкеса, Б. Э. Мурильо, П. П. Рубенса, А. ван Дейка, Ф. Халса, Рембрандта, Х. Хольбейна Младшего, Л. Кранаха, Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо, Т. Лоренса, Л. Ленена, Н. Пуссена, А. Ватто, Э. Делакруа, О. Ренуара, П. Пикассо, А. Матисса; собрания скульптуры с произведениями Микеланджело, А. Гудона, О. Родена; коллекция рисунков, графики, памятников прикладного искусства); научно-просветительного, ведущего экскурсионную и лекционную работу; реставрационного. Экспозиции музея занимают свыше 350 залов, посещаемость - 3,5 млн. человек в год. Э. ведет большую научную и научно-просветительную работу, проводит научные конференции, организует археологические экспедиции, готовит к изданию научные труды, каталоги, альбомы и путеводители. Значительное место в деятельности музея занимают временные выставки из зарубежных музеев.

Оружейная палата

Оружейная палата в Москве, 1) государственное учреждение в России. Впервые оружейная палата упоминается в письменных источниках в 1547 (но, вероятно, существовала и раньше) как хранилище оружия. Оружейная палата размещалась в Московском Кремле. На протяжении 2-й половины 16 - начале 18 вв. в оружейной палате постепенно сосредоточились изготовление, закупка и хранение оружия, драгоценностей, предметов дворцового обихода и др. В 1640 при оружейной палате. была создана иконописная мастерская, в 1683 - живописная мастерская; в 1700 в нее влились Золотая и Серебряная палаты. В ее стенах проводилось также обучение художественным ремёслам и живописи. Здесь работали лучшие русские мастера, в том числе оружейники А. и Г. Вяткины, Н. Давыдов, И. Просвит, ювелир Г. О. Овдокимов, живописцы И. А. Безмин, С. Ф. Ушаков, Н. Е. Павловец, гравёры Л. Бунин, А. Ф. Зубов, А. Трухменский (а также ряд иностранцев). В 1711 большинство мастеров было переведено в Петербург, а оружейная палата. в 1726 объединена с Казённым двором (древнейшим хранилищем казны русских государей), Конюшенной казной и Мастерской палатой и стала называться "Оружейная и Мастерская палата". Потеряв своё производственное значение, она стала только хранилищем предметов, имеющих большую художественную и историческую ценность. 2) Государственная Оружейная палата - старейший русский музей, созданный в 1806 на основе собрания Оружейной палаты. В советское время в нее переданы уникальные произведения русских мастеров из Патриаршей ризницы и соборов Московского Кремля. С 1960 Оружейная палата-в составе Государственных музеев Московского Кремля. В музее представлено декоративно-прикладное искусство России, Западной Европы и ряда стран Передней Азии 5 - начала 20 вв.: оружие и оборонительные доспехи, золотая и серебряная посуда и различные изделия, украшенные гравировкой, чернением, филигранью, эмалью, драгоценнымикамнями и пр., шитьё золотом и жемчугом, царские троны и регалии, парадная конская упряжь, кареты и др. Оружейная палата размещенав специально построенном для музея здании (1844-1851, архитектор К. А. Тон), её филиал - Музей прикладного искусства и быта 17 в. (открыт в 1962) - в бывших Патриарших палатах.

Третьяковская галерея

Третьяковская галереяТретьяковская галерея в Москве, крупнейший музей русского и советского искусства. Название "Третьяковская галерея." происходит от фамилии её основателя П. М. Третьякова. Собирая картины (с 1856), он поставил себе цель создать общедоступный музей национального искусства. Третьяков приобретал преимущественно произведения художников демократического направления (главным образом передвижников), что определило своеобразие Третьяковской галереи , её влияние на развитие реалистичного искусства и общественно-воспитательную роль в России. В 1892 Третьяков передал своё собрание, а также коллекцию, завещанную ему братом С. М. Третьяковым, в дар Москве (до 1918 музей именовался Московской городской художественной галереей П. и С. Третьяковых). В 1918 декретом СНК за подписью В. И. Ленина Т. г. была национализирована. За годы Советской власти собрание Третьяковской галереи увеличилось во много раз (к 1917 около 4000 произведений, в 1975 55000 произведений). В собрание Т. г. влились Музей иконописи и живописи (бывшее собрание И. С. Остроухова), Цветковская галерея с её ценнейшей коллекцией русского рисунка, собрание картин русских художников из Румянцевского музея, несколько национализированных частных коллекций. Собрание Третьяковской галереи постоянно растет за счёт планомерных государственных покупок; в ней (собрание включает живопись, графику, скульптуру, отдельные произведения декоративно-прикладного искусства) представлено русское искусство 11 - начала 20 вв. и советское искусство. Галерея обладает богатейшим (созданным в основном в советское время) собранием древнерусской живописи 11-17 вв. (в том числе "Троица" Андрея Рублёва, произведения Дионисия, С. Ушакова). Хорошо представлены портретисты 18 в. (живописцы Ф.С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, скульптор Ф.И. Шубин и др.), живопись 1-й половины 19 в. (портреты О. А. Кипренского, В. А. Тропинина, К. П. Брюллова, произведения А. Г. Венецианова, П. А. Федотова, картина "Явление Христа народу" А. А. Иванова и многочисленные подготовительные работы к ней). Особенно полно представлена русская живопись 2-й половины 19 века, Т. г. обладает самым лучшим собранием работ передвижников (В. Г. Перова, И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, К. А. Савицкого, В. Е. Маковского. В. М. Васнецова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др.). Многогранно представлено творчество И. Е. Репина (в том числе "Не ждали", "Иван Грозный и сын его Иван") и В. И. Сурикова (в том числе "Утро стрелецкой казни", "Меншиков в Берёзове", "Боярыня Морозова"), В. В. Верещагина, скульптора М. М. Антокольского. Среди произведений художников конца 19 - начала 20 вв. работы И. И. Левитана, М. А. Врубеля, В. А. Серова, К. А. Коровина, М. В. Нестерова, Б. М. Кустодиева, Н. К. Рериха, мастеров "Мира искусства" (А. Н. Бенуа, К. А. Сомова и др.), Союза русских художников, "Голубой розы", "Бубнового валета" и др. В Т. г. богато представлены все этапы развития советского многонационального искусства, в том числе работы З. И. Азгура, Н. А. Андреева, Е. В. Вучетича, А. М. и С. В. Герасимовых, И.Э. Грабаря, А. А. Дейнеки, Т. Залькална, И. Зариня, Б. В. Иогансона, С. Т. Коненкова, П. П. Кончаловского, Г. В. Коржева, П. Д. Корина, Кукрыниксов (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов), С. Д. Лебедевой, М. Г. Манизера, С. Д. Меркурова, В. И. Мухиной, М. В. Нестерова, Я. И. Николадзе, Ю.

И. Пименова, А. А. Пластова, Б. И. Пророкова, С. А. Чуйкова, Т. Салахова, М. С. Сарьяна, М. А. Савицкого, Вл. А. Серова, У. Тансыкбаева, Н. В. Томского, К. В. Юона, Т. Н. Яблонской и др. Третьяковская галерея - крупнейшее научно-художественное учреждение СССР, ведёт большую работу по популяризации своего собрания и русского и советского искусства в целом (экскурсии, лекции, стационарные и передвижные выставки и пр.). Расположена галерея в здании, образованном из реконструированного дома Третьякова и ряда разновременных пристроек; главный фасад сооружен в 1902 по проекту художника В. М. Васнецова.

3. Школьные музеи и архивы. Личные коллекции.

Юные историки также могут заняться музейной работой в свой школе. Надо обратить внимание учеников на то, что занятие музейной работой удел не только специалистов со специальным образованием. Собиранием коллекций и их экспонированием в рамках школьной экспозиции школьники могут заниматься под руководством одного или нескольких учителей. Тематика такого музея может быть самой разной ( история своей школы, известных её учеников, история местности в которой расположена школа, археологическими, этнографическими, может носить комплексный характер включая различные отделы, в том числе посвященные и природе края и многому другому, выбор работы направления музея здесь не ограничен ). Многие школьные коллекции затем образуют музеи. Известно много случаев когда школьные музеи переходили в ранг, например, муниципальных. Тем самым способствуя сохранению и распространению исторической памяти в более широких масштабах чем школьный. А в основе всех этих благих начинаний были обычные школьники, которые сидят в любом классе. Музей часто объединяет вокруг себя заинтересованных школьников, повышая у них интерес к истории. Школьники в рамках музейной работы приобретают новые навыки и умения по работе с документами, обработке вещей коллекции, общении со сторонними лицами. Многие люди занимаются собиранием различных коллекций у себя дома в рамках своего увлечения ( хобби ). Они собирают различные вещи или документы. Собирая документы, они тем самым формируют домашние архивы. Обычно они состоят из писем, марок, старых книг, которые могут содержать и историческую информацию. Часто личные коллекции находятся на особом счету у специалистов в какой-то сфере. Наиболее известная личная коллекция составившая впоследствии одну из жемчужин отечественных музеев - это картинная коллекция Третьякова ( известная теперь как "Третьяковская галерея" ). Но очень часто в руках увлеченных собирателей оказываются уникальные коллекции предметов, которые они впоследствии передают в музеи. Но следует помнить, что коллекционирование имеет свои правила: 1. нужно сначала решить, что вы будете собирать. Не пытайтесь коллекционировать все старые вещи, вы рискуете просто запутаться в собранном материале. 2. помните, коллекции ценятся не по количеству, а по качеству собранного. Иная редкая сохраненная вещь стоит сотни обычных. 3. коллекция обогащает не кошелек владельца, а его ум. Настоящий коллекционер, раздобыв редкостную вещь, обязательно узнает о ней все и расскажет другим. Собиратель - это настоящий специалист и знаток своей коллекции. Он может помочь всем кто обратился к нему за советом.

Ниже приводятся сведения о омских школьных музеях, где можно найти иллюстрации по изложенному материалу, наглядно показать возможности школ в организации музейных коллекций и их экспонирования.

Музей школы № 38

Основан в 1966 г. как музей боевой Славы по инициативе учителя П. Б. Горячкина. Под его руководством педагоги А. В. Гаврилов, В. Е. Шилов, И. И. Макарова и др. начали сбор материалов.

Экспозиция оформлена в классной комнате, имеет несколько тематических разделов. На копийном материале представлены темы "Гражданская война в северных районах Омской области" и "Города-герои Советского Союза". Подлинные материалы - фотографии, документы, письма - экспонируются в разделах "Участники Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, педагоги и учащиеся школы", "Выпускники школы № 38, погибшие на фронтах войны". Отдельный стенд представляет материалы о Е. Н. Переведенцевой - директоре школы в 1940-е годы. Послевоенный период представлен материалами походов учащихся по местам боевых действий гражданской и Великой Отечественной войны.

Учет основного фонда не ведется.

Адрес школы: ул. 5-я Линия, 117-б.

Руководитель музея: П. Б. Горячкин.

"Музей космической славы" школы № 55

В 1968 г. в школе был создан зал космонавтики, а через 5 лет, 12 апреля 1973 г., состоялось открытие музея космической славы. В сборе материалов принимали участие учителя, учащиеся и их родители. Всей работой подготовки музея руководила Л. Я. Кичигина.

Музей занимает 2 комнаты. Экспозиция начинается с истории его создания. На стендах экспонируются фотографии, письма, книги, юбилейные медали. Много материалов о начале развития космонавтики, К. Э. Циолковском, С. П. Королеве, первых космонавтах страны. В музее представлены подлинные экспонаты, связанные с космическими полетами: продукты питания, предметы обихода, которыми пользовались космонавты во время полетов. Экспонируются модели космических кораблей. Интересна обширная переписка учащихся школы с космонавтами.

Фонд музея - свыше 3000 ед. хранения.

Адрес школы: ул. Профинтерна, 38.

Руководитель музея: Л. Я. Кичигина.

"Музей 178-й стрелковой дивизии" школы-гимназии № 75

Создан в 1970 г. Материалы собирали учащиеся под руководством Т. С. Евстигнеевой, З. Д. Исправниковой, Л. Ф. Шнаревой, И. М. Лукович и др.

Занимает один зал в школьном здании. В 1977 г. проведено переоборудование музея. Экспозиция отражает боевой путь 178-й стрелковой Кулагинской Краснознаменной дивизии.

Основу экспозиционного материала составляют личные комплексы ветеранов дивизии - омичей. Среди них: фотографии, наградные документы, фронтовые письма, реликвии, привезенные с мест сражений, воспоминания ветеранов войны. Помещены материалы из личных архивов В. Х. Поповцева, П. В. Поповцева, Ф. А. Калугина, Н. Д. Хвостова, В. М. Кипорука, В. И. Кичигина, П. Д. Горшечникова и др.

Основной фонд музея - около 2000 ед. хранения.

Адрес школы-гимназии: ул. Ф. Крылова, 4-а.

Руководитель музея: В. П. Орлянд.

Музей истории школы № 72 им. З. Лобкова

Был открыт в 1973 г. по инициативе ветеранов-педагогов. Первые коллекции были собраны учащимися и родителями под руководством О. А. Вагиной и Л. А. Воловик.

В 1990 г. музею были переданы новые помещения. Экспозиция занимает 3 зала и рассказывает о жизни школы им. 1 Мая (так называлась школа в довоенные годы). Представлен личный комплекс директора Х. Е. Аксельрода и материалы о Почетных гражданах Омска, связанных со школой, в т. ч. и о А. Н. Дианове. Выделена тема об учителях и выпускниках школы, принимавших участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Представлены материалы о лучших выпускниках школы и учительских династиях Куринских, Харламовых.

Основной фонд музея - более 500 ед. хранения.

Адрес школы: ул. Плеханова, 59.

Руководитель музея: Г. М. Новоселова.

"Музей 308-й стрелковой дивизии" школы № 96

Открыт 5 мая 1974 г. по инициативе педагогов школы и ветеранов дивизии.

Сбором материалов занималась поисковая группа учащихся под руководством учительницы истории Р. Я. Се Си-Лу.

Экспозиция музея занимает 4 зала. Рассказ начинается с материалов о формировании дивизии в Омске, боях под Котлубанью, далее прослеживается весь боевой путь дивизии. Экспонируются материалы Героя войны, командира дивизии Л. Н. Гуртьева, погибшего на Орловско-Курской дуге. Кроме основной темы, в музее представлены материалы о партизанском отряде "Сибиряк", о разведчике-подпольщике Ф. А. Комкове.

Собрана и оформлена летопись школы с 1969 г.

Коллекция музея насчитывает 8627 ед. хранения.

Адрес школы: ул. Светлая, 5.

Руководитель музея: Л. Г. Сморщенко.

"Музей 364-й стрелковой дивизии" школы № 123

Открыт в 1974 г. Над его созданием работали учителя О. Ф. Бебкова, В. Ф. Скачкова, педагогический коллектив и учащиеся школы, жители микрорайона и администрация картонно-рубероидного завода.

Размещен в классной комнате. В экспозиции представлены материалы о формировании 364-й стрелковой дивизии в 1941 г., показан ее боевой путь. Особенно выделены материалы о сражении у Тосно, за которое дивизия получила наименование Тосненской. Экспонируются фотографии, документы ветеранов дивизии.

В музее хранится переписка школьных следопытов с ветеранами дивизии в 1970-е -1980-е годы.

Коллекции насчитывают около 1500 ед. хранения.

Адрес школы: ул. 20 Партсъезда, 123.

Руководитель музея: Н. Г. Конышева.

Музей им. Д. М. Карбышева школы № 90

Открыт в 1974 г. по инициативе педагогического коллектива и пионерской дружины школы, которой в 1968 г. было присвоено имя Д. М. Карбышева.

Коллекции комплектовали учащиеся школы, объединенные в группу "Поиск". Велась активная переписка с дочерью генерала Карбышева - Еленой Дмитриевной. От нее были получены копии фотографий, документов.

Первая экспозиция была оформлена в актовом зале школы. В 1992-1994 годах музейная работа не проводилась, и часть экспонатов была утрачена. В 1995-1996 годах проведено переоборудование музея. Экспозиция размещена в классной комнате, где проходят уроки истории. Основу экспозиционного показа составляют материалы о Д. М. Карбышеве, собраны книги о нем, другие публикации. В музее представлены документы всех слетов юных карбышевцев, которые проходили в разных городах СССР в 1970-1980 годах. Выставлены военные реликвии, привезенные поисковой группой с мест боев в Великую Отечественную войну. Оформлен стенд "Ветераны микрорайона с улиц Омская и 10 лет Октября".

В музее хранится летопись школы с 1961 г. - момента ее открытия.

Инвентарного учета коллекций нет, подлинных источников около 100 ед. хранения.

Адрес школы: ул. Омская, 197.

Руководитель музея: З. И. Икрат.

"Музей 75-й Гвардейской бригады" школы № 41

Создание музея начиналось с 1973 г., в 1975 г. была открыта экспозиция. Первые коллекции собирали учащиеся под руководством Л. А. Щировой и Т. В. Завилько.

В 1995 г. проведено обновление экспозиции, которая занимает 2 классные комнаты. Основу составляют материалы по истории 75-й Гвардейской бригады. С момента формирования в 1942 г. показан весь боевой путь этого формирования в составе Калининского фронта. Помещены фотографии первых добровольцев бригады, материалы о командном составе. Особое место занимает комплекс Героя войны А. В. Сосновского. В экспозиции представлены личные комплексы ветеранов гвардейской бригады: П. А. Скипина, Г. Л. Овчаренко, А. И. Медведевой, М. А. Разумова. Помещены не только военные материалы, но и документы их послевоенной трудовой биографии. Оформлен тематический раздел по истории школы - о первом директоре Г. П. Митине, учителях-ветеранах П. Н. Парчевском, Д. Е. Малышкиной и др. Представлены первые медалисты школы - М. Вороненко, В. Григорьева, И. Митин, И. Тихомирова и многие другие выпускники школы.

Основной фонд - около 100 ед. хранения.

Адрес школы: ул. 50 Лет Комсомола, 7 б.

Руководитель музея: В. Ф. Гелемей.

"Музей боевой Славы" школы № 31

Открыт 9 мая 1978 г. по инициативе педагогов И. П. Рыбачек и В. Н. Макушкиной. Под их руководством учащиеся начали собирательскую работу.

В 1995 г. экспозиция музея была обновлена. В ней представлены подлинные и копийные материалы о боевом пути 74-75 Щорсовской дивизии. На отдельном стенде оформлены фотографии ветеранов дивизии. В музее хранится переписка следопытов с ветеранами в конце 1970-х - 80-е годы.

Учетной работы с коллекциями нет.

Адрес школы: ул. Романенко, 15-а.

Руководитель музея: Л. В. Перепелкина.

Музей истории школы № 109

Основан в 1978 г. по инициативе Л. Т. Трифоновой.

Работу по созданию музея выполнили педагогический коллектив под руководством Т. Н. Анисимовой, учащиеся школы при поддержке шефов.

7 мая 1993 г. открыта обновленная экспозиция. Она рассказывает о строительстве школы, первом педагогическом коллективе. Экспонируются материалы о лучших выпускниках школы.

На отдельных стендах представлена внеклассная работа: спортивная и туристическая жизнь, работа поисковых групп по местам боевых событий Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Основной фонд - 460 ед. хранения.

Адрес школы: ул. 4-я Поселковая, 38.

Руководитель музея: Л. И. Василевская.

Музей истории школы № 65

Начал создаваться в 1983 г. по инициативе педагогического коллектива школы. Поисковой работой руководила учительница математики Н. И. Коробченко.

Первая экспозиция была открыта в 1987 г. к 50-летию школы, посвящена Герою-партизану Володе Дубинину, имя которого было присвоено пионерской дружине школы.

В 1997 г. музей был перемещен в зал большей площади, оформлена новая экспозиция, которая фрагментарно представляет школьную историю. Экспонируются материалы первых учеников, среди которых Арсений Морилов - первый комсомольский вожак школы, погибший в годы войны. В комплексе о нем помещены фотографии, аттестат зрелости, фронтовые письма родителям. Показаны документы Азарова - директора мужской школы и Брынцевой, которая руководила коллективом после 1956 г. В школе в 30-е годы издавался рукописный журнал "Счастливое детство". Несколько номеров представлены в музее. Отдельным стендом оформлены материалы о партизанах Великой Отечественной войны и о Володе Дубинине.

В музее хранится обширная переписка с бывшими партизанами, родственниками В. Дубинина, которую вели следопыты в 1980-е годы.

Основной фонд - около 500 ед. хранения.

Адрес школы: ул. Омская, 75.

Руководитель музея: М. П. Фомина.

"Музей славы омских военных формирований" школы № 4

Открыт 23 февраля 1986 г. Работу по организации музея проводили И. В. Сушкин, В. Т. Мирошников, В. П. Русова при поддержке администрации мебельной фабрики № 1.

Экспозиция расположена в классной комнате. Содержит фотографии и документы о боевом пути 308-й, 26-й, 171-й стрелковых дивизий. Экспонируются фотографии и документы ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в Первомайском районе Омска. Выделены стенды с материалами учителей и выпускников школы - участников войны. Собраны фотодокументы, мемориальные предметы выпускников школы, которые проходили военную службу в Афганистане.

Основной фонд - около 2000 ед. хранения.

Адрес школы: ул. Заозерная, 11-г.

Руководитель музей: В. П. Русова.

Музей истории школы № 64

Открыт 7 мая 1990 г. по инициативе педагогов Н. А. Ковалек, С. В. Шейкман и выпускников школы. Коллекции собирали учащиеся школы, родительская общественность, выпускники разных лет.

Экспозиция занимает отдельную классную комнату, в хронологическом порядке отражает историю школы.

Показана жизнь школы в 1930-е годы. Отдельный комплекс посвящен участию педагогов и выпускников школы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Послевоенный период представлен деятельностью пионерской организации школы, которая носила имя Петра Ильичева. Экспонируются фотографии, школьные работы лучших учеников разных лет и выпускников-медалистов. На отдельном стенде помещены материалы участников войны в Афганистане, бывших учеников школы. Имеется витрина с материалами педагогов-ветеранов.

Учет коллекций не ведется.

Адрес школы: ул. Чкалова, 3.

Руководитель музея: С. В. Шейкман.

 

Заключение.

 

В процессе изложения темы были предложены материалы, которые нужны учителю для подготовки к уроку.

При подборке материала упор был сделан на то, что бы можно было дать исчерпывающий ответ на основные вопросы темы

1. Что такое исторический источник? Какие источники известны?

2. Показать работу музеев и архивов. Раскрыть их ценность для общества.

3. Показать роль школьных музеев.

4. Раскрыть смысл собирания личных коллекций.

Литература.

1.Большая советская энциклопедия.

2. Источниковедение истории СССР. М.,1981

3. Материалы сайта: WWW.RUBRICON.RU

4. Т.М. Назарцева Ведомственные и школьные музеи города Омска //Известия ОГИК музея Омск, 2003

Назад

Текст в формате DOC\TXT