СЕКЦИЯ: "Управление учебным процессом"
Подсекция: "Система оценки и контроля качества обучения в университете: Оценка работы преподавателей методом опроса студентов".
В работе секции приняли участие:
Руководитель подсекции: Огородникова Ирина Анатольевна, заведующая кафедрой социологии, Омский государственный университет.
Соруководитель подсекции: Геринг Ангелина Геннадьевна, доцент кафедры социологии, Омский государственный университет.
Технический секретарь: Павленко Ксения Викторовна, лаборант ИРЦ МВО, Омский государственный университет.
Астахова Ирина Владимировна, инженер-программист ИВЦ, Омский государственный университет.
Геращенко Ирина Петровна, директор НМЦПКО, Омский государственный педагогический университет.
Гичева Наталья Гермогеновна, декан факультета иностранных языков, Омский государственный университет.
Добрякова Татьяна Михайловна, заместитель директора по науке финансово-экономического института, Павлодарский государственный университет.
Малыгина Галина Владимировна, проректор по гуманитарному образованию и воспитательной работе, Омский государственный аграрный университет.
Махова Нелля Павловна, заместитель декана гуманитарного факультета, Омский государственный технический университет.
Моложавенко Вера Леонидовна, менеджер по качеству образования, Тюменский государственный нефтегазовый университет.
Половинко Владимир Семенович, проректор по учебной работе и студенческому составу, Омский государственный университет.
Рязанцева Ирина Леонидовна, директор Центра управления качеством, Омский государственный технический университет.
Смирнова Оксана Петровна, заведующая социологической лабораторией, Кемеровский государственный университет.
Краткий протокол работы подсекции.
1 декабря 2003г.
15:00-17:00
Доклад И. А. Огородниковой "Проблемы создания методики и регламента оценки работы преподавателя методом опроса студентов". В докладе были представлены:
- методика анкетирования, разработанная в Омском государственном университете;
- методика и регламент анкетирования студентов, существующие в Бернском университете (по материалам семинара, проведенного в Бернском университете в мае 2003 года);
- регламент анкетирования, разработанный рабочей группой Омского государственного университета на семинаре в Бернском университете в мае 2003 года;
Обсуждение изложенного в докладе материала в подгруппах. Представление результатов обсуждения.
В результате были приняты, в качестве образца для дальнейшей работы:
- вариант построения анкеты и принцип формирования Регламента, существующие в Бернском университете:
- структура Регламента, разработанного рабочей группой Омского государственного университета на семинаре в Бернском университете.
2 декабря 2003г.
10:00-14:00, 15:00-17:00
Работа над созданием Регламента анкетирования, который может быть предложен в вузах, представленных участниками семинара.
В ходе обсуждения участники семинара столкнулись с рядом проблем, которые вызвали серьезные дискуссии. В частности, разделились мнения относительно совмещения во времени опроса студентов и прохождения по конкурсу преподавателей. Сложным явился также вопрос о предоставлении результатов анкетирования руководителям, прежде всего, заведующим кафедрами. Участники семинара считают, что для дальнейшего обсуждения проблем необходима практика анкетирования студентов. Участники семинара выразили единодушное мнение, что вне разработки Регламента, определяющего процедуры и использование результатов опроса, введение анкетирования в практику может дискредитировать данное направление работы.
3 декабря 2003г.
10:00-14:00
Руководитель подсекции И. А. Огородникова на круглом столе доложила другим участникам семинара основные итоги работы.
В результате был разработан следующий вариант Регламента.
Регламент анкетирования
Цель анкетирования:
- Оценка качества учебного процесса по дисциплине
Задачи анкетирования:
- Помощь заведующему кафедрой в подборе кадров.
- Выявление проблем в учебном процессе.
- Оптимизация учебного процесса (методическое, техническое обеспечение).
- Помощь преподавателю (повышение квалификации, разработка учебных планов).
Спецификация анкеты:
- Количество вопросов - 18-25 (6-10 вопросов из банка вопросов выбирает преподаватель,- 4-5 вопросов выбирает заведующий кафедрой, 4-5 вопросов выбирает декан факультета, 4-5 вопросов выбирает ректорат).
- Банк вопросов должен содержать: вопросы, касающиеся преподавания дисциплины - 80%, методического обеспечения дисциплины - 10%, организации учебного процесса - 10%.
- Анкета содержит открытые вопросы, в которых студенты могут выразить свое мнение и пожелания.
- Шкала оценок (-3; -2; -1; 0; 1; 2; 3).
Порядок анкетирования:
- Анкетирование преподавателей, работающих первый год в вузе, проводится обязательно и повторяется в последующие два года. Остальные преподаватели обязательно анкетируются один раз в три года по графику. Преподаватель может самостоятельно выбрать время анкетирования в эти три года.
- Анкетирование проводится по дисциплине и на потоке, которые выбирает преподаватель.
- Если преподаватель получил среднюю оценку по блоку вопросов преподавания дисциплины ниже нуля, он обязан пройти повторное анкетирование в следующем году.
- Анкетирование проводится после изучения студентами 2/3 курса по данной дисциплине в семестре.
- Анкетирование проводится со всеми студентами, присутствующими на занятии по данной дисциплине в день анкетирования.
- Инициировать анкетирование, при необходимости, может преподаватель.
- Анкета заполняется студентом анонимно.
Процедура подготовки анкеты:
- База вопросов готовится ИРЦ МВО. Руководство факультетов и ректорат могут в отдельных случаях создавать индивидуальный набор вопросов для отдельных преподавателей.
- Разграничение доступа к базе вопросов обеспечивается программными средствами.
- Вопросы кафедры составляются едиными по типам занятий для всех преподавателей кафедры на один год.
- Вопросы факультета составляются едиными по типам занятий для всех преподавателей факультета на один год.
- Вопросы ректората составляются едиными по типам занятий для всех преподавателей университета на один год.
- Процедуру формирования анкет осуществляет ИРЦ МВО.
- Заведующий кафедрой составляет план анкетирования на три года, с указанием года, семестра и преподавателей.
- До 1 октября текущего года заведующий кафедрой предоставляет в ИРЦ МВО список преподавателей, чья учебная деятельность будет оцениваться студентами, включая наименование дисциплины и потока, сведение о количестве студентов на потоке.
- График проведения анкетирования составляет учебный отдел по заявке ИРЦ МВО.
- В случае, если преподаватель не выбрал вопросы, их выбирают сотрудники ИРЦ МВО из банка вопросов.
- В случае, если заведующий кафедрой не предоставляет в срок до 1 октября список преподавателей, подлежащих оценке, включая дисциплины и поток, сотрудники ИРЦ МВО определяют этот список самостоятельно. Отдел кадров предоставляет справку о составе сотрудников кафедры и сроках работы преподавателей.
Процедура анкетирования:
- Анкета предоставляется студенту на бумажном носителе.
- Ответы указываются отметкой нужного балла.
- Время для анкетирования - 15 минут, проводится за 15 минут до окончания занятия.
- Анкетирование проводит сотрудник ИРЦ МВО.
- Анкетирование проводится без присутствия преподавателя, которого оценивают студенты.
Обработка и предоставление результатов:
- Данные вводит оператор посредством специальной программы.
- Сводные результаты оформляются протоколом. Протокол включает средние баллы по вопросам.
- Преподавателю предоставляется протокол.
- Ответы на открытые вопросы, касающиеся преподавания дисциплины, предоставляются только преподавателю.
- Преподаватель получает результаты только по своим дисциплинам.
- Заведующий кафедрой получает данные по вопросам преподавания дисциплины - в обобщенном виде:
- "особые достижения" - фиксируется, если балл 2,5 и выше (по норме качества или индикатору с указанием соответствующих норм или индикаторов).
- "справляются с организацией учебного процесса" - фиксируется, если балл от +1 до + 2,49
- "есть проблемы" - фиксируется, если балл от -1 до + 0, 99
- "есть серьезные проблемы" - фиксируется, если балл ниже -1.
- Заведующий кафедрой получает данные по вопросам методического обеспечения и организации учебного процесса в баллах .
- Декан факультета и ректорат получают полную информацию по методическому обеспечению и организации учебного процесса и средний балл по вопросам преподавания дисциплины.
|