picture

Глобальная этносоциология
Автор: А.К.Гуц

Омск: ОмГУ, 1997. - 212 с.
Учебное пособие.
Цена: 15 руб. + 5 руб за пересылку
Заказы по E-mail: guts@univer.omsk.su


Глава 7. Стабильность социальных систем

(Л.А.Паутова)

Знание об эволюции социальной системы, полученное на основе изучения некоторой ее модели, - это всего лишь знание о возможных состояниях, в которых может пребывать общество в будущем, или знание конкретной эволюционной траектории общества (Эволюционная траектория, по определению, состоит из состояний, в которых находится общество в различные моменты времени). В нашем случае это знание одного решения системы дифференциальных уравнений, объединяющей уравнения, приведенные в гл. 2, 4 и 6. Почему употреблено слово "может", а не слово "будет"? Все дело в том, что мы изучали модель в условиях ее изолированности от внешних воздействий. Кроме того, исследование эволюции модели, как правило, требует фиксации некоторого начального состояния, которое являет собой как бы мгновенный фотоснимок с реального общества. Но этот "снимок" обычно слегка размыт, искажен. Значит, в модель изначально закладываются неточности, отличия от оригинала. Насколько близки к одному предсказанию эволюционной траектории другие возможные эволюционные траектории, которые получаются либо при закладывании несколько иных, но близких, начальных данных, либо при учете конкретных внешних воздействий на социальную системы? Ответить на этот вопрос утвердительно - близки, значит, убедиться, что рассматриваемая траектория устойчива! Говорят еще, - стабильна. Саму эволюционную траекторию можно рассматривать как равновесие. Переход от одной эволюционной траектории к другой - это смена равновесий. Непредсказуемая смена равновесий - это бифуркация или катастрофа. Интуитивно ясно, что социальная система, если уж и подвергнется бифуркации, то, "побродив" исторически короткий отрезок времени, рано или поздно окажется в устойчивом равновесии.

Отсюда видно, какое принципиальное значение имеет понятие стабильности (устойчивости) социальных систем. Как эта тема раскрыта в социологии? Ведь ясно, что математическое представление об устойчивом обществе может оказаться далеко не тем, или, по крайней мере, далеко не исчерпывающим по сравнению с тем, что выяснили, исследуя эту проблему, социологи.

7.1. Развитие представления o стабильности социальной системы в социологии

7.1.1. Постановка проблемы

Интуитивное представление о стабильности существует у каждого человека. Как состояние карандаша, поставленного вертикально, так и состояние общества, охваченного гражданской войной, всегда воспринимаются как нестабильные, то есть неустойчивые. Напротив, положение тяжелого шара на дне ямы, равно как состояние общественной жизни в далекой Швейцарии, где сотни лет не было войны, дают нам представление о стабильности этих состояний. Что такое стабильность? Что понимается под этим термином в социологии? Есть ли четкие определения понятия "стабильность", и менялось ли его значение с течением времени?

Без представления о стабильном состоянии общества невозможно создать полную картину социальной системы. Термин "стабильность" (от латинского stabilis - устойчивый, постоянный) заимствован социологией у естественных наук, где его значение очень детально проработано. Точность при определении во многом достигается благодаря выделению различных частных видов стабильности. В социальных науках этот термин, как правило, не подвергается столь тщательной градации. Поэтому в социологической литературе существует много разночтений. Стабильность ассоциируется с порядком, неизменностью, равновесием, устойчивым функционированием и т.д. Это понятие используется и для описания состояния системы, и структуры, и отдельных элементов или подсистем, и, наконец, процессов и отношений.

Нам представляется, что подобная неопределенность термина затрудняет исследование социальных систем. Как мы уже заметили, происходит это во многом благодаря невыделенности различных видов стабильности. В разные периоды истории социологии акцент ставился на каком-то одном виде стабильности в ущерб другим, но это обрывочное, неполное восприятие оценивалось как цельное представление.

Более того, в отличие от естественных наук, где термины застывают применительно к изучаемому классу явлений и уже не используются для описания других явлений, либо подвергаются модификации, выраженной в усложнении записи термина с использованием дополнительных слов (асимптотическая устойчивость, структурная устойчивость, топологическая устойчивость и т.д), и где термины устойчивость и равновесие никогда не отождествляются, в социологии термины меняют свое значение в зависимости от автора теории, времени создания теории и т.д. Автор новой теории, как правило, не пытается сохранять смысл терминов своих предшественников, поскольку сами эти теории не опираются на достигнутое предшественниками по той простой причине, что не развивают теории предшественников, наследуя при этом значения введенных ими терминов, подобно тому как это происходит в математике, а, наоборот, порождают концепции, имеющие мало что общего с теми, что предлагались до них. Социология, не имея традиций естественных наук, в которых теории, примененные к практике, неизменно обеспечивают технологический прогресс, что способствует закреплению наследуемости значения терминов, вынуждена пока искать базовую универсальную теорию, подобную, например, механике Ньютона в физике. Поэтому в социологии торжествует на сегодня изменчивость, означающая постоянную смену общественных теорий, сопровождаемую сменой значений одних и тех же терминов, и термин "стабильность" не является исключением.

Однако вряд ли мы можем говорить о беспорядочной пестроте термина "стабильность" в социологии. Рассматривая разнообразные трактовки можно проследить довольно четко выраженную этапность развития. Каждая новая парадигма в социологической теории создавала свое понимание стабильности, так же как и равновесия, порядка, изменчивости и т.п. И хотя не всегда присутствовало четкое определение термина, можно все же выделить основные контуры в создании образа стабильного общества.

Предлагаем условно выделить три этапа в развитии представления о стабильности общества. Что является критерием для составления такой схемы?

1. Прежде всего, решение проблемы системных границ и эмерджентных свойств. Нас интересует, как меняется определение стабильности с изменением представления о взаимодействии системы и внешней среды. Признается система закрытой или открытой, осуществляющей обмен со средой?

2. Как разграничиваются два параметра системы - стабильность и изменчивость. Являются ли они диаметрально противоположными и альтернативными, либо между ними возможна взаимосвязь и сосуществование?

7.2. Развитие представления о стабильности в социологии

7.2.1. Первый период в развитии социологических представлений о стабильности

Первый период охватывает вторую половину XIX века и начало XX века, то есть время господства в социальных теориях механицизма и органицизма. На этом этапе общество воспринималось как некоторая данная целостность, аналогичная или даже равная механизму или биологическому организму. Основной акцент делался на том, что общество состоит из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Однако оно воспринимается как автономное, закрытое, то есть не осуществляющее обмен с внешней средой.

Рассматривая развитие восприятия стабильности системы в социологии, обратимся к учениям О.Конта и Г.Спенсера. Идея устойчивости общества у Огюста Конта рассматривается в контексте деления науки на социальную статику и социальную динамику. Оба эти понятия, заимствованные из биологии, означают анатомию и физиологию общественного организма, причем первая часть социологии призвана изучать, как известно, особенности общественного строения, конкретную инфраструктуру, а вторая - развитие общества. Статическому и динамическому состоянию социальной системы соответствуют понятия "порядок" и "прогресс". Оба эти направления исследования проводятся в единстве и взаимосвязи. Стабильность же общества - предмет изучения скорее статики, чем динамики, поскольку именно она занимается анализом взаимодействий между различными частями, их солидарности и гармонии. Социальная динамика носит скорее историко-философский, нежели социологический характер.

Стабильность соотносится с консенсусом общества, воспринимаемым как бесчисленные воздействия частей друг на друга, из которых складывается устойчивая взаимозависимость людей, и порядком, понимаемым по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность структурных элементов.

Таким образом, солидарность, всесторонняя сцепленность, пригнанность друг к другу всех частей, их консенсус и порядок образуют, по Конту, целостность, гармонию и тем самым стабильность общественного организма. Семья, институты, общество в целом рассматриваются в состоянии покоя, когда "силы, обеспечивающие стабильность структурных элементов (а тем самым и общую целостность), преобладают над силами, нарушавшими ее, превращая - в оптимальном случае - их статическое равновесие в динамическое, устойчивый консенсус - в колеблющийся (или "флуктурирующий") [Дав,с.40].

Конт анализирует статическое равновесие общества (когда малые внешние воздействия либо постоянны, либо не меняются сильно во времени на протяжении исследования системы), либо динамическое (когда внешние воздействия заметно меняются за время изучения системы либо по величине, либо по месту приложения). Однако стабильность в контовском понимании - это статическая стабильность, свойственная закрытым системам. Этот вид устойчивости основан на сохранении неподвижных структур, постоянных институтов. Общество пока еще не оценивается как гибкая система, восприимчивая к изменениям.

Здесь необходимо заметить, что закрытость контовского общества вызвана еще и тем, что общество у него ассоциируется со всем Человечеством. Поэтому проблема открытости системы, то есть наличия внешней среды и обмена с ней, попросту не возникает.

Герберт Спенсер также делает акцент на том, что общество как биологический организм состоит из взаимосвязанных и взаимозависимых частей и, следовательно, задачей социолога является изучение взаимосвязей и взаимозависимостей в этом целостном образовании. Общество рассматривается через идею эволюции - движения от бессвязной однородности (гомогенности) к разнородности (гетерогенности), от рассеянности к концентрированности. В ходе эволюции возрастает дифференциация структуры и функций (рост структурной разнородности), что обусловливает устойчивое развитие. Всякое однородное целое оценивается как неустойчивое. Рост дифференциации сопровождается ростом интеграции. Результат этих процессов - состояние динамического равновесия.

Таким образом, социальная жизнь всегда стремится к равновесию, проявляющемуся в нейтрализации возмущений и в приспособлении к новым условиям. Спенсер рассуждает об усложнении в ходе эволюции связей системы с окружающей средой. Однако его трактовка общества как специфического дискретного организма приводит к рассмотрению социальной системы как закрытой, а потому энтропийной (не обменивающейся со средой энергией, веществом и информацией).

Аналогичное восприятие устойчивости и целостности общества мы видим и у Эмиля Дюркгейма в его теории механической и органической солидарности. Стабильность традиционного общества поддерживается благодаря сходству и коллективному сознанию, то есть, говоря языком современного системного подхода, через доминирование положительных обратных связей. Целостность и устойчивость современного общества, по мнению Дюркгейма, обеспечивается с помощью разделения труда и специализации, а также одновременного нарастания функциональной взаимозависимости и взаимообмена. Однако такое общество способно потерять свою стабильность и солидарность из-за недостаточной отрегулированности отношений между элементами системы. Поэтому решающую роль в преодолении разъединения и аномалии играет развитие профессиональных корпораций, а также идеалов, верований и других коллективных представлений. Следовательно, общество Дюркгейма - это хотя и интегрированное целое, но пока еще замкнутая система.

Таким образом, для первого этапа в исследовании стабильности общества характерны:

7.2.2. Второй период в развитии социологических представлений о стабильности

Предпосылками к изменению анализа социальной системы во многом послужили работы А.Р.Рэдклиффа-Брауна и Б.Малиновского, усовершенствовавшие методологию функционализма. Стабильность стала рассматриваться как процесс установления соответствия между модернизацией социальных функций и изменением структуры общества, включая его институты. Это позволило соединить статическое и динамическое исследование системы.

Постановка новой проблемы еще более заметно выражена в исследованиях Питирима Сорокина. Его теория социокультурной динамики оказалась одной из первых попыток социологической интерпретации динамической стабильности. Механизм смены типов культур, по Сорокину, показывает, с одной стороны, изменчивость системы, а с другой - ее постоянную тенденцию к стабилизации.

Идея динамики развития оказывается органически связанной с идеей равновесия. Изменение и постоянство воспринимаются как необходимый ритм жизни. Начало нового цикла всегда оказывается попыткой вернуться к гомеостазису системы и одновременно стремлением изменить качественное состояние системы.

Однако только с развитием общей теории систем и кибернетики, оказавших сильное воздействие на социологию, начинается детальное исследование динамического равновесия и динамической стабильности Все четче обозначилась мысль, что "если общество и является системой, то вовсе не аналогично и уж тем более не подобно организму" [Гро,с.7]. Развитие кибернетики показало, что закрытые системы имеют тенденцию к росту энтропии (дезорганизации, утрате всяких различий). Классическое восприятия системы как закрытой сменилось обоснованием негоэнтропии (минимума энтропии) и открытой системы, обладающей подвижными границами. Социальные системы стали оцениваться как незамкнутые и существующие за счет питания потоками вещества, информации и энергии, поступающими из внешнего мира.

Постановка новой проблемы в исследовании неизбежно ставила вопрос о механизме стабилизации открытых социальных систем. Идеи статической стабильности тоже уже не могли объяснить и процесс воспроизводства системой своей структуры. Поэтому структурным функционализмом была заимствована идея кибернетики о спонтанном (самопроизвольном) поддержании системой своей стабильности за счет саморегуляции и отрицательных обратных связей. Это новое направление стало попыткой объяснить самосохранение общества и возможность обеспечения взаимозависимости ее частей.

В концепции Т.~Парсонса система постоянно поддерживает состояние сложного порядка благодаря отношениям обмена с внешней средой посредством входа и выхода (схема системы обменов в обществе). Внешней средой для социальной системы являются Культурная система (то есть этническая система), система Организма, система Личности,"Высшая Реальность" и Физико-органическое окружение.

Общество находится в состоянии равновесия. Заметим, что функционализм рассматривает равновесие не как статическое, а как динамическое. "Части общества постоянно меняются, и эти изменения ведут к ответным изменениям в других частях социальной системы" [Rit,с.48].

За счет функциональной части анализа общество в итоге рассматривается как находящееся в состоянии неустойчивого равновесия целое, где у каждой части есть своя функция. В такой ситуации постоянно происходят процессы нарушения и установления равновесия. В зависимости от конкретного соотнесения этих процессов система может обладать динамической стабильностью или быть нестабильной, но, тем не менее, она всегда стремится к поиску динамической стабильности, порядка и консенсуса. Поэтому понятие "стабильность" оказывается важнейшим элементом анализа Парсонса. "Система стабильна или находится в относительном равновесии, если отношение между ее структурой и процессами, протекающими внутри нее, и между ней и окружением таково, что свойства и отношения, названные нами структурой, оказываются неизменными" [{Пар94,с.465]. Парсонс также указывает, что стабильность может быть и статичной, и подвижной. Однако позволим заметить, что понятия "стабильность" и "равновесие" у Парсонса часто сильно сближаются. Оба они отражают неизменность системы, сохранение основных ее параметров. В итоге специфика стабильности остается нераскрытой.

Какие же процессы влияют на стабилизацию общества с точки зрения Парсонса? Прежде всего это взаимозависимость частей, их интеграция, адаптация, дифференциация, а также действие обратных связей, которые осуществляют обмен в системе (баланс в шести системах обмена). Это способствует спонтанному саморегулированию общества. (Заметим, что эта идея появилась у Парсонса под влиянием кибернетики). Причем стабильность - это процесс взаимообмена входов и выходов между единицами (подсистемами) в системе и между системой и ее окружением.

Ресурсы, необходимые для обмена, - это ценности, нормы, цели и средства. Движение ресурсов контролируется с помощью обобщенных символических посредников (деньги, власть, влияние, обязательства). Некоторые идеи, раскрывающие процесс стабилизации, Парсонс заимствует и у классической механики:

  1. принцип инерции: данный процесс действия будет продолжаться до тех пор, пока противоположно направленные мотивирующие силы не задержат или не отклонят его;
  2. принцип действия и реакции: если в системе действия имеет место изменение направления процесса, внутри нее имеется тенденция к балансу посредством дополнительного изменения, равного по мотивационной силе, но противоположного по направлению;
  3. принцип усилия: любое изменение скорости процесса действия прямо пропорционально величине мотивационного усилия.
Эти три "закона равновесия" аналогичны трем законам ньютоновской механики.

Таким образом, динамическое равновесие и стабильность в обществе поддерживаются целым рядом приспособительных механизмов. Одним из важных процессов, помимо интеграции, дифференциации, интернализации, институционализации, адаптации, социализации, является "социальный контроль". На него возлагается функция преодоления потери равновесия в результате неосуществления ролевых ожиданий, недостаточной интернализации ценностей, норм общества и т.д. Социальный контроль (действия власти, санкции институционального комплекса (oфициально признанных и утвержденных норм и ценностей)) мобилизуется против отклонений в системе и поддерживает общество в динамическом равновесии.

Следовательно, проблему стабилизации Парсонс переводит в плоскость исследования устойчивости институционального комплекса. Стабильность выступает как

  1. стабильность нормативных стандартов;
  2. симметрия между предрасположенностью к действию и определенными социальным ожиданиями, то есть соответствие индивидуальных действий ожиданиям данных действий со стороны окружающих людей;
  3. одинаковое и неискаженное определение "ситуации" [{Пар94,с.468].
Поэтому анализ проблемы стабильности общества у Парсонса является прежде всего исследованием стандартизации институционального комплекса. Культура как носитель норм и ценностей оказывается стабилизирующей силой, консервирующей общество. Необходимо заметить, что стремление объяснить стабильность общества распространением общих ценностей существует в социологии с самого его возникновения. И О.Конт, и Э.Дюркгейм, и М.Вебер, и В.Парето констатировали, что "общества могут сохранить свою структуру и связность лишь при условии, если общая вера сможет объединить членов коллектива" [{Аро,с.308].

Подводя промежуточный итог, укажем, что динамика равновесия в концепции Парсонса показывает "способность системы достигнуть состояния равновесия в точке, отличной от первоначального положения" [Пос,с.58]. Это является показателем появления в исследовании социальных систем идеи динамической, а не статической стабильности. Жизнь выступает теперь как постоянная смена равновесных состояний и изменений.

Перемены в обществе, на которые Парсонс обращает внимание в своей более поздней концепции эволюционизма (статья "Эволюционные универсалии развития", 1964) , связаны с процессами нарастающей адаптации и дифференциации. Однако, несмотря на попытки усовершенствовать свой метод через рассмотрение развития вследствие дифференциации, основной акцент в теории структурного функционализма делается на стремлении общества к согласию, солидарности, стабильности, а не на тенденции к враждебности, противостоянию и, следовательно, к изменениям. Основной целью исследования остается поиск "аспектов относительно устойчивого в абсолютно подвижном" [Сов,C.381]. Любые социальные явления, ведущие к нарушению равновесия социальной системы рассматривались Парсонсом как аномальные, разрушающие здоровье общества.

Таким образом, стабильность общества рассматривается Парсонсом и в целом структурным функционализмом как динамическая. Однако либо стабильность по-прежнему путается с равновесием, либо изменения в системе рассматриваются как "изменения в своей основе скорее спокойные, организованные, нежели имеющие характер катаклизма, как это часто характерно для теории конфликта" [Rit,с.48]. Порядок как идеальное состояние исключает борьбу, а насилие, противоречия, хаос не являются механизмами достижения стабильности в обществе. Такой подход являлся нормативным, поскольку порядок и стабильность воспринимались в духе философии Просвещения как высшие ценности.

Несколько иной подход в рассмотрении стабильности общества мы находим в исследованиях Роберта Мертона. В его функциональной теории проблема стабильности приобретает новые аспекты.

Уточнения Мертона применительно к функционализму касались в первую очередь понятия "функция". Положение о том, что одно и то же явление может иметь различные функции, так же как и одна и та же функция может выполняться различными явлениями, сделало понятие "функция" более пригодным для анализа динамических процессов. Дальнейшее уточнение - введение понятия "дисфункции" - тоже способствовало исследованию общества как динамической системы.

Дисфункция способна нарушать саморегуляцию системы, разрушая ее адаптацию и равновесие. Введение этого нового понятия позволило исследовать баланс функциональных и дисфункциональных следствий, что придало функционализму большую жизнеспособность.

Следующее уточнение Мертона - введение различия явных и латентных функций (латентная функция есть следствие, которое не входило в намерение действующего, не осознавалось) - также дало возможность придать образу общества больший динамизм, например, при исследовании таких дисфункциональных явлений, как аномия.

Итак, в центре внимания функционалистов оказываются не только согласие и порядок, но и напряжения. Стрессы, противоречия в структуре. "Исследуя такие явления, как дисфункции, баланс и функциональные альтернативы, Мертон вполне способен рассматривать конфликт и изменения" [Rit,с.192]. Но это еще только первые попытки отойти от образа общества, не подверженного конфликтам и нестабильности.

Все сказанное приводит к выводу, что для второго этапа в развитии исследований стабильности общества характерны следующие черты:

7.2.3. Третий период в развитии социологических представлений о стабильности

Для характеристики этого этапа обратимся прежде всего к конфликтологии. Теория конфликта стала попыткой скорректировать концепцию Парсонса о согласии общества. Идея равновесия стала рассматриваться как несовершенная и даже ложная.

Ставя в центр анализа не нормы и ценности, а интересы, не порядок, а рассогласование, конфликтологи приходят к выводу о позитивной и созидательной, а не разрушающей функции конфликта в обществе. Насилие, разногласия, отклонения могут являться при определенных условиях основой интеграции системы, ее приспособления к среде, а также может быть инструментом формирования, стандартизирования и поддержания социальной структуры. Оказывается, что жизнь и борется с конфликтами, обеспечивая стабильность, и одновременно постоянно их воспроизводит. В итоге одним из механизмов стабилизации становится конфликт, являющийся органическим элементом структуры. Разногласие выступает как новый толчок в динамике системы, как страхующий клапан, позволяющий привести социальную систему в соответствие с изменившимися условиями. Стабильность выступает как динамическая, поскольку система использует для своей стабилизации не только согласие, но и возмущения, и конфликты.

Таким образом, перенос акцента на идеи изменения поставил под сомнение идею спонтанного поддержания равновесия системы. Исследование динамизирующей роли конфликта способствовало проникновению в социологию теории организации.

Еще один подход к решению проблемы стабильности связан с появлением синергетики. Распространение этого междисциплинарного исследования знаменовало переход к постклассическому этапу развития науки. Синергетика изучает открытые и саморазвивающиеся системы различных классов: система не замкнута и существует за счет того, что питается потоками вещества, информации и энергии, поступающих из внешнего мира. Социальные системы оцениваются как напоминающие нелинейные, которые характеризуются особым механизмом бифуркаций, необратимостью и неопределенностью. Случайные флуктуации (возмущения) выводят систему из равновесия, и она в результате теряет стабильность. Благодаря действию положительных обратных связей, флуктуации все больше усиливаются и могут привести к бифуркации - разрушению прежней структуры и переходу ее в новое качественное состояние.

Возможно, что система перейдет на другой, более высокий уровень упорядоченности (диссипативная структура). Именно это и называется самоорганизацией системы. "Переход через бифуркацию - такой же случайный процесс, как и бросание монеты. Существование неустойчивости можно рассматривать как результат флуктуаций, которые сначала были локализованы в малой части, а потом распространились и привели к новым макроскопическим состояниям" [При86,с.56].

Таким образом, неравновесность и нестабильность перестали рассматриваться как нечто разрушающее и негативное. В результате перехода от равновесного состояния к сильно неравновесному возникает порядок нового, ранее неизвестного типа. Хаос выступает как созидательное начало. Поэтому внимание синергетики всегда обращено к неустойчивому и меняющемуся. Страх перед хаосом, энтропией, беспорядком был преодолен. На смену ему возникла мысль: "Без неустойчивости нет развития". " Неустойчивость не всегда есть зло, подлежащее устранению, или же некая досадная неприятность. Неустойчивость может выступать условием стабильного и динамического развития" [Кня,с.13]. Устойчивость и равновесность могут даже оцениваться как тупики эволюции (И.Пригожин).

Однако, с точки зрения современной синергетики (Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов и другие), нельзя вообще не учитывать состояние стабильности. Устойчивость вырастает из неустойчивости, в результате неустойчивости, ибо начало нового структурного образования связано со случайностью, хаосом. Но затем устойчивость снова оборачивается неустойчивостью. "Стадии устойчивости и неустойчивости, оформления структур и их разрушения сменяют друг друга" [Кня,c.17].

Синергетика также полемизирует с кибернетикой, исследуя роль отрицательных и положительных обратных связей в системе. Напомним, что Н.Винер считал, что отрицательные связи - это основное свойство системы, гарантирующее ее стремление к гомеостазису. В синергетике приоритетное внимание уделяется положительным связям. "Ведь одни только отрицательные связи, доведенные до своего логического конца, приводят к застою, к деградации организации, к прекращению всякого развития..." [Мои,[c.71. Для развития, для роста сложности и повышения уровня многообразия необходимы положительные связи.

Итак, привнесение в исследование идеи неравновесности, нелинейности и нестабильности показало многовариантность путей развития, наличие выбора из нескольких альтернатив. Действительность стала рассматриваться как всего лишь одна из реализованных возможностей. "Казавшееся цельным и монолитным на глазах расползается на относительно автономные локальные области и подсистемы, анклавы и временные (диссипативные) структуры. Словом, реальность воспринимается как неоднородная и многообразная" [Коз,C.15].

В итоге все это означает и новый аспект в проблеме роли каждого отдельного человека в процессе развития социальной системы. Индивид, который знает законы самоорганизации, "может сознательно ввести в среду соответствующую флуктуацию, если можно так выразиться, уколоть среду в нужных местах и тем самым направить ее движение. Но направить, опять же, не куда угодно, а в соответствии с возможностями объекта..." [Кур,с.56].

Каково же восприятие стабильности в сегодняшней социологии? Прежде всего, наблюдается отход от прежних классических, модернистских представлений об обществе, системе, социальной структуре, человеке. Закат "духа Просвещения" и осознание ограниченности прежней социологии сопровождается поисками новых средств анализа и репрезентации социальной реальности. И эти новые подходы постепенно разрушают образ общества, находящегося в равновесии, порядке, стабильности, бесконфликтности. Знаком этого периода становится процессуальность, поиск динамики, обращение к "мягкой" социальной методике, мозаичность в описании социальной жизни и т.п.

Здесь необходимо отметить появление новой постановки проблемы, связанной с именем Н.Лумана. Его теория самореферентных систем является новым этапом в развитии системных представлений. Этому способствовало восприятие системы как чего-то, способного отличать себя от среды и воспроизводить эту границу. Общество также постоянно воспроизводит различение себя и внешней среды. Понятие " аутопойесиса" отражает это свойство системы. Помимо аутопойетического свойства, система обладает также самореференцией - способностью описывать себя.

Следствием такого рассмотрения системы является акцент не на людях или действиях как элементах системы, а на коммуникациях. "Это позволяет представить социальную систему как оперативно закрытую систему, состоящую из собственных операций, производящую коммуникации из коммуникаций" [ЛумПр,с.31]. Такая система воспроизводит сама себя посредством собственных операций, не имеющих отношения к среде. Окружающая среда ничего не может внести в систему (в отличие от теории Т.Парсонса).

Этот подход изменяет традиционное восприятие структуры системы. Теперь она не является совокупностью элементов. "События не обладают временной протяженностью, они мгновенны. Поэтому структура, представленная как отношения событий, неустойчива" [Гро,с.274]. Таким образом, структура перестает быть фактором устойчивости системы. Стабильность воспринимается еще в более динамическом аспекте, поскольку является стабильностью не элементов, а коммуникаций (стабильность согласия участников взаимодействия по поводу их действий и переживаний, но не стабильность элементов или самих действий).

Заметим, что появление новых системных идей связано с изменением представления о структуре. На раннем этапе развития социологии доминировало восприятие структуры как мертвого слепка, жесткого каркаса, застывшей конфигурации, постоянной и неизменяемой. Она существовала как бы независимо от индивидов. Процессы и события рассматривались как вторичные по отношению к структуре. Термин "стабильность" был тесно связан с рассмотрением структуры и означал прежде всего неизменяемость. Со временем такое восприятие меняется, и теперь структура системы оценивается как динамичное целое. Она исследуется как процесс, а не статичное состояние (например, структура для Э.Гидденса - это набор правил, ресурсов, имеющих отношение к воспроизводству социальных систем). На первый план выходят характеристики инвариантных аспектов.

В итоге современное системное мышление больше учитывает динамику и при рассмотрении проблемы стабильности. Стабильность теперь оценивается как стабильность процессов. Это не есть неизменность, но "способность системы сохранять данное состояние, которое является нормой для нее, стремление сохранить это состояние и способность возвращаться в это состояние в случае вынужденных отклонений" [Зин,с.275]. Система бесконечно "пульсирует", меняет стабильное состояние на нестабильное, порядок на конфликт и рассогласование.

Заметим, что динамическое восприятие структуры системы и стабильности подчеркивает, что индивиды и структуры предполагают наличие друг друга. "Структуры формируют человеческую практику, а человеческая практика воспроизводит структуры" [Сью,с.19]. Этот аспект позволяет соединить в изучении проблемы стабильности макро- и микроподходы в анализе общества. Помимо системного исследования стабильности необходимо рассматривать стабильность смыслов, значений, символов, интерпретаций, стилей и т.д., поскольку "индивид и общество - это не разные вещи, но две различные перспективы на один и тот же целостный процесс" [Коз,с.19].

Итак, для третьего периода в развитии исследований стабильности характерны:

7.3. Определение понятия "стабильность"

Как уже было показано выше, термин "стабильность" был заимствован социологией у естественных наук, где он означает устойчивое состояние, обладающее способностью к длительному существованию, сохранению во времени. Кроме того, термин "стабилизация" означает приведение к стабильному состоянию. Например, стабилизация в автоматическом регулировании и управлении - это "поддержание постоянного во времени значения одной (или нескольких) регулируемой величины x(t) вне зависимости от внешних и внутренних возмущающих воздействий f, стремящихся отклонить регулируемую величину от заданного значения" [МЭС,с.389].

В математике, как правило, употребляется термин "устойчивость", который в зависимости от изучаемого явления имеет различные значения, но каждый раз, когда значение этого термина меняется применительно к новым обстоятельствам, к слову "устойчивость" добавляются уточняющие слова.

Поясним сказанное на примерах, когда понятие "устойчивость" используется применительно к динамическим системам. В таком случае это:

В другом значении термин "устойчивость" применяется к геометрическим или иным объектам и показывает непрерывную зависимость этих объектов от параметров [МЭС,с.604]. В конце XX-го века в математике интенсивно исследуется структурная устойчивость системы, означающая одинаковое качественное поведение целого класса в чем-то близких друг другу (динамических) систем.

Заметим, что термин "устойчивость" в математике и физике в высшей степени многогранен. Например, если для А.Пуанкаре устойчивость - стремление выведенной из состояния равновесия системы вернуться в это состояние, все более и более приближаясь к нему, то у А.М.Ляпунова - уже более широкая концепция. Состояние системы считается устойчивым, если при некоторых начальных возмущениях система все последующее время остается в окрестности этого состояния. Устойчивость же, по Лангранжу, трактуется еще менее ограничительно [Свир,с.123].

Для всех возможных употреблений этого термина единственным общим моментом является интуитивное понимание следующего: слово "устойчивый" обозначает "нечто (может быть, система) способное реагировать на изменения в окружающей среде (например, возмущения, случайные помехи) и по-прежнему сохранять приблизительно то же самое поведение на протяжении определенного периода времени" [Кас,с.58]. Однако многогранность определения во многом преодолевается благодаря выделению различных видов устойчивости: классической, структурной, связной, статической, динамической, устойчивости к внешним возмущениям, устойчивости по начальному положению и т.д.

Легко убедиться, что термин "стабильность" употребляется в разных значениях и в современных социальных исследованиях. Показанный выше разнобой в анализе стабильного состояния общества до сих пор не преодолен полностью.

Нередко стабильность трактуется очень широко, например, как способность системы функционировать и развиваться [Проб,с.80-81]. \newline Встречается и отождествление стабильности с системностью, целостностью системы [Мет,с.16].

Иногда под стабильностью понимается неизменность состояния общества [Ген95,с.205] либо способность системы сохранять качественную определенность. Подобное понимание, как нам кажется, соответствует восприятию стабильности, характерному для первого и второго периода социологии. Фактически стабильность по-прежнему сводится к равновесию системы, постоянству ее состава, структуры, функций.

Однако встречается указание на стабильность как способность сохранять равновесное динамическое состояние [Сух,с.135] или как способность системы возвращаться в состояние равновесия после небольших возмущений [Sha]. Некоторые авторы отмечают, что стабильность покоится на совокупности неустойчивых равновесий между системообразующими и системоизменяющими процессами [Бурж,с.6]. В основе этих определений лежит современная трактовка устойчивости в общей теории систем. Система устойчива, "если она обладает замкнутым преобразованием" [Кла,с.148], то есть имеет возможность не поддаваться определенным типам возмущений.

В данной главе под стабильностью мы будем понимать способность системы сохранять параметры в определенных пределах, противодействовать возмущениям и возвращаться в равновесное состояние в случае отклонений.

Становится очевидным, что специфику понятия "стабильность" следует искать, во-первых, в направлении выявления его признаков, во-вторых, через анализ других характеристик системы (равновесие, стационарность, изменчивость) и, в-третьих, через выделение частных случаев стабильности. Без этого невозможно составить цельное представление о стабильной социальной системе.

7.3.1. Стабильность и равновесие

Для более точного определения признаков стабильности необходимо обратиться к рассмотрению равновесия. системы. Эти две характеристики системы - суть не одно и то же. Термин " равновесие" означает неизменность во времени, сохранение параметров системы, данного строения в данной среде.

Термин " стабильность" характеризует процесс, хотя и связанный с равновесием, но не идентичный ему, а именно процесс, противодействующий изменению равновесия. Поэтому стабильность лучше всего определять как способность системы сохранять равновесие и способность возвращаться в него в случае вынужденных отклонений.

Рассмотрим частные случаи соотношения стабильности и равновесия. Равновесная система может обладать стабильностью. Классический пример тому - соотношение показателей смертности и рождаемости племени. Когда рождаемость и смертность сбалансированы, племя, обладая достаточным количеством ресурсов, способно находиться в равновесии, являться частью равновесной экосистемы (равновесное стабильное состояние). Изменение баланса (например, рождаемость немного превысила смертность) может не оказать заметного влияния. Примерами равновесной стабильной структуры являются феодально-крепостническая Россия до кризиса барщинного и оброчного хозяйства, СССР 30-х и 50-х годов, страны западной демократии.

Однако не каждая равновесная система стабильна. Существует немало примеров того, как малейшие внутренние или внешние возмущения способны нарушить равновесие и привести к разрушению системы. (СССР 70-80-х годов, древние государства, например, поздняя Римская империя).

Помимо равновесных стабильных и равновесных нестабильных систем, в природе и обществе существует много примеров, когда неравновесная система "может обладать стабильностью и стремиться постепенно к равновесию" [Исс,c.218] - неравновесные, но стабильные состояния. Пример - страны западной демократии в период кризиса.

В то же время природные и социальные системы демонстрируют и неравновесные нестабильные состояния. Пример тому - революции и войны (точки бифуркации), когда нарастает неупорядоченность, разрушения, неопределенность.

Заметим, что разные фазы развития социальной системы могут характеризоваться разным соотношением равновесия и стабильности. Например, СССР довоенного и послевоенного периода - это, скорее, равновесная система с довольно высокой стабильностью. Но СССР 70-80 годов оценивается как система с низкой стабильностью. Будучи выведенным из равновесия, "коммунистическое общество с большим трудом возвращается в него" [Зин,с.365].

7.3.2. Стабильность и стационарность

Для более точного определения стабильности необходимо также раскрыть содержание такого понятия, как "стационарность", с которым нередко путают стабильность общества. Стационарность - это неизменяемость существенных для системы характеристик (заметим, что равновесие - это неизменяемость параметров во времени). Иными словами, если стабильность показывает, что при изменении структуры система не разрушается, то стационарность выражает обратное отношение субстрата системы к ее структуре. "Стационарность отличается от стабильности тем, что первое относится к устойчивости системы при изменении ее субстрата, вторая - к устойчивости системы при изменении ее структуры" [Уем,с.170].

Часто о стационарности говорят применительно к равновесным системам. Система в таком случае выступает как автономная - ее описание не зависит от времени. Однако не каждая равновесная система стационарна. Если характеристики системы зависят от времени, то такое равновесие является нестационарным, или иными словами, периодическим (неавтономная система). Система меняется со временем, но по определенному закону (по кругу, волновое равновесие). Например, после потери стабильности система не обязательно восстановит равновесное стационарное состояние. Возможны циклические равновесия. "При таких равновесиях может случиться, что политическая и экономическая системы будут совершать периодические колебания относительно "старого", в прошлом стационарного равновесия (социализм - капитализм - социализм - капитализм)" [GuLap]. Как и в случае с равновесном стационарным состоянием, равновесное периодическое состояние тоже может быть стабильным (стабильная равновесная стационарная система, стабильная равновесная нестационарная (периодическая) система).

В случае неравновесных стабильных систем можно также наблюдать и стационарность, и нестационарность (стабильная неравновесная стационарная система, стабильная неравновесная нестационарная).

Рассмотрение соотношения стабильности и стационарности будет неполным, если не учесть, что проведенная в семидесятых годах статистическая обработка систем различных классов, в том числе и социальных, выявила связь между двадцатью параметрами. Как правило, если система обладает всецелонадежностью (сохраняет свой характер даже в том случае, если будет уничтожено любое количество ее подсистем за исключением одной), то система и стабильна, и стационарна. Всецелонадежные, но нестабильные и нестационарные системы встречаются очень редко [Уем,с.183].

Если проанализировать, каким образом стационарная система реагирует на возмущения, то в некоторых случаях состояние системы будет оценено как нестабильное. Это встречается в сильно неравновесных системах. "В таких состояниях определенные флуктуации вместо того, чтобы затухать, усиливаются и завладевают всей системой, вынуждая ее эволюционировать к новому режиму, который может быть качественно отличным от стационарных состояний, соответствующих минимуму производства энтропии" (то есть характерных для равновесных и слабо равновесных систем - Л.Паутова) [При86,с.195]. Нестабильное стационарное состояние приводит к спонтанной самоорганизации системы - появлению неравновесной нестационарной стабильной (в частном случае - стационарной) структуры (диссипативной).

Таким образом, отметим следующие основные случаи соотношения трех параметров системы - равновесия, стационарности, стабильности: