Академик А.Д.Александров: «Организуйтесь, господа!»

Журнал <Санкт-Петербургский университет> № 15 (3482), 5 июня , 1998 года
http://www.spbumag.nw.ru/97-98/no15-98/3.html


Образование имеет чрезвычайно высокое значение. В России, в Петербурге, в универси-тете этот тезис не надо особо и доказывать. Выращивание нового поколения — воспи-тание — складывается из укрепления здоровья и образования. Физическое и духовное развитие молодого поколения должны идти рядом. А последнее включает в себя и образование в обычном его смысле.

К нынешним “реформам” образования я отношусь резко отрицательно. Они направлены не на развитие образования, а на его сокращение и принижение. Уменьшается жалованье преподавателям, увеличивается нагрузка, уменьшаются ассигнования и стипендии студентам. Ничего хорошего в этом нет...

В духе проводимой “реформы” предполагается постепенная приватизация высших учебных заведений и сокращение как доли государственных вузов, так и вузов вообще. Наверное, какое-то образование будет. И видимо, университет не погибнет. Но хорошие профессора уже не будут здесь преподавать.

В нашей стране — всеобщий развал. Все разграбили, и нет средств ни на что — разве только на содержание господина президента и его ближайших слуг. О его сауне в Карелии вы слышали? А сколько народу в Швецию он возил с собой, знаете? Двести человек — и их всех содержать надо, кормить-поить по высшему разряду...

В чем состоит задача государства? Организовать жизнь людей. Но что происходит? Налоги зачем мы платим? Чтобы содержать армию, которая охраняет господина президента и его дочь, которая ему прическу делает?..

Как мне рассказывали очевидцы, 20 мая для участия в акции протеста вышла жалкая горстка универсантов. Это недостойно университета. Ведь университет — и Петербургский, и Ленинградский — всегда был местом движения вперед и местом борьбы, и не только за свои собственные интересы. А тут что: когда погрозились снизить жалованье, стали возмущаться. А раньше где вы были?

Вы хотите добиться средств для университета? Вы их не получите! Просто потому, что средств нет ни на что... и чтобы дать вам, нужно у кого-то отнять. У кого? У шахтеров, врачей, учителей?.. На самом деле, если отнимать, то у тех, кто награбил и жиреет. А главное, надо развивать производство, чтобы страна богатела и получала средства — в том числе, и для развития образования. Но нынешнее правительство обо всем этом не заботится и не думает.

А.Д.Александров Происходящее в образовании надо рассматривать в контексте событий в стране и целей, которых мы хотим достичь. Университет — хоть и особая организация, но не остров в океане, изолированный от всего остального. Вам все станет ясно, если проследите курс, которого придерживается правительство. Посмотрите, что происходит в стране! Шахтеры дошли до безумия и перекрывают железнодорожные пути, потому что им не платят зарплату. Бастуют учителя, врачи в разных концах страны. Насколько упало производство за последние 10 лет, как низок уровень жизни! Здравомыслящим людям очевидно: страна гибнет, люди вымирают...

Что же делать? Реально — легитимным образом сменить власть. Насущная задача сегодня — объединить народ в протесте против проводимого курса “реформ”. Исторические примеры подтверждают, что такое возможно. В 1905 году была всеобщая забастовка, и царь подписал Манифест — без гражданской войны, без жертв, без крови. А сегодня люди в России разрозненны, нет объединяющего их стремления.

Сейчас везде говорят о том, что настало время индивидуалистов, что, дескать, каждый сам за себя, каждый добивается успеха в одиночку. Че-пу-ха! Болтовня для дураков! Вы что думаете: банки организуют индивидуалы? Свои магазины в центре города открывают частники?.. С этой идеологией давно пора покончить. Простой пример: в том здании, где сегодня ДЛТ, раньше было Гвардейское общество. Это значит, гвардейцы создали свою коммерцию, чтобы иметь доход... Какой вывод отсюда следует? Организуйтесь, господа! Точно так же, как организуются банки, правительство, полиция, разные АОЗТ и АО. Надо объединяться и требовать! Скажем, студенты организуются, идут к губернатору, бьют ему в дверь и добиваются своих прав.

Наверное, стипендии можно и не платить. Хочешь учиться — вкалывай! Декан технического факультета университета Альберты (это в Канаде), например, работал летом на фермах, когда был студентом, а зимой занимался, получал образование. В наше время была студенческая артель, которая организовала труд студентов, чтобы они подрабатывали.

Но если хотите проводить реформы, то надо создавать условия для жизни людей и для их деятельности. И если, допустим, студенты должны будут работать, то надо им создать условия для этого: учебный год должен быть сокращен, им должно быть выделено время для работы.

А для того, чтобы ваши права стали реальностью, чтобы чего-то добиться, нужно объединяться. Другого реального пути я не вижу.

Вспомните слова Плещеева:
“Вперед, без страха и сомненья
На подвиг доблестный, друзья!
Зарю святого искупленья
Уж в небесах завидел я.
Смелей дадим друг другу руки
И дружно двинемся вперед.
И пусть под знаменем науки
Союз наш крепнет и растет!”

Записал Евгений Голубев



Disigned by: Alexandr Gushchin (pictures) & Sergey Stremilov (web)